Болезни Военный билет Призыв

Синдром перегорания на работе. Сгорел на работе! Как преодолеть синдром профессионального выгорания. Рассмотрим ситуацию на работе

Инструкция

Если вами пытаются манипулировать через комплименты, будьте очень внимательны. От приятных слов так легко расслабиться, потерять бдительность и в очередной раз согласиться на то, что для вас неприятно и неприемлемо. Поэтому, услышав льстивые слова, постарайтесь не краснеть и не смущаться. Просто примите похвалу с достоинством. Ведь вы же себя цените! Можете закрепить результат, ответив оппоненту такими же приятными словами. Так он поймет, что не слишком искренними комплиментами от вас ничего не добьешься.

В случае, когда вас ставят перед выбором, прикрывая основную просьбу предварительным рассказом, не спешите сразу же давать ответ. Манипуляторы любят давить на жалость, поэтому вы рискуете импульсивно согласиться на то, что для вас неудобно. Не стесняйтесь попросить время на раздумья. Оставшись в одиночестве, тщательно обдумайте то, что у вас просят, взвесьте свои возможности и желания. И тогда примите решение, будете ли вы помогать или нет. Не бойтесь отказать, если это для вас неудобно.

Когда манипулятор вас пытается «задавить» интеллектом: показывает, что он образованнее, мудрее и интеллигентнее вас - не ведитесь. Зачастую под таким напускным интеллектом скрывается достаточно «пустой» человек, который не обладает особыми знаниями, а пользуется только определенным набором заготовок. Ответьте ему тем же. Выучите несколько важных дат, исторических деятелей и событий. В разговоре с подобным типом манипулятора примените свои знания. Он, не ожидая от вас такого отпора, растеряется и свои попытки манипулировать вами прекратит.

Если к вам применяют прием нарастающей агрессии, не поддавайтесь. Психологи рекомендуют не заниматься успокаиванием разгневанного оппонента. Только полный игнор. И попытка манипуляции закончится так же быстро, как и началась. Связано это с тем, что раз нет реакции, то и нет смысла распыляться.

В этом случае можно пойти и от обратного. Обязательно коснитесь беснующегося собеседника рукой, троньте его за плечо или за кисть руки. В этот же момент сами начинайте наращивать агрессивный тон и манеру общения в отношении собеседника. От неожиданности попытка вами манипулировать сразу же прекратится.

Иногда манипуляция скрывается за слишком быстрым темпом речи и болтливостью. В этом случае не старайтесь остановить поток слов, который на вас льется. Просто произнесите только одну фразу: «Извини (-те), мне нужно срочно позвонить». И отвернитесь к телефону. Эта пауза поможет сбиться вашему собеседнику с темпа и потерять преимущество над вами. Плюс к этому у вас еще появится возможность придумать, как закончить беседу.

Обратите внимание

Отличить искренний комплимент от слишком наигранного можно достаточно легко. Для этого обратите внимание на форму подачи. Если вдруг вы стали для человека самым (-ой) лучшим (-ей), без вас дела не спорятся и т.д., значит, вами неприкрыто пытаются манипулировать.

Полезный совет

Если вы чувствуете, что человек пытается вами манипулировать прямо сейчас, сделайте паузу. Секунд 5-6 будет вполне достаточно. За это время, уверяют психологи, ваш мозг успеет адаптироваться под предлагаемые обстоятельства и даст вам ответ, стоит ли вам выполнить подобное поручение или просьбу или нет.

Конечно же, вам необходимо научиться любить и уважать себя. И тогда любые попытки манипулировать вами будут безуспешными.

Связанная статья

Источники:

Опытный руководитель знает все сильные и слабые стороны своих подчиненных. Он может манипулировать сотрудниками, оказывая на них давление и играя на их слабостях. Можно противостоять опытному манипулятору, если научиться распознавать его истинные мотивы.

Инструкция

Начальник вызывает вас и объясняет, что есть работа, с который никто кроме вас не справится. Что от ваших исключительных способностей и действий зависит судьба компании, и только вы способны спасти весь коллектив. Расхваливая ваш талант, шеф рассчитывает на то, что ваше самолюбие одержит верх над здравомыслием, и вы кинетесь выполнять большой объем работы. Она может выходить за рамки ваших должностных обязанностей или поставленного плана. Не подавайтесь на лесть, улыбайтесь и всем видом давайте понять, что вы знаете истинную причину таких высказываний. Если не боитесь испортить отношения с начальником - откажитесь, сославшись на то, что вы и так загружены своей работой. Можете согласиться, но при этом потребуйте премию или отгул.

Вы считаете, что должны получать более высокую оплату за свой труд. Но руководитель ссылается на кризис и пугает нестабильностью на рынке. Тем самым он пытается внушить вам страх потерять работу и держаться за свое место, невзирая на низкую зарплату. Не поддавайтесь на такие туманные объяснения. Изучите рынок услуг и аргументируйте свою просьбу конкретными примерами. Если он не соглашается, вам лучше поискать более оплачиваемое место работы.

Шеф говорит, что у вас блестящие перспективы и в будущем вы станете руководителем? Но сейчас вы слишком молоды и неопытны, поэтому вам нужно работать усердно и сверхурочно, чтобы достичь своей цели? Посмотрите на других руководителей предприятия, если среди них есть люди вашего возраста. Скорее всего, начальник вас обманывает и пытается выжать все возможное в своих интересах. Обнадеживая вас таким образом, он хочет добиться от максимальной эффективности, но отдачи вы вряд ли получите. В таком случае объясните ему, что молодой руководитель - это перспективно, у него большой потенциал и свежий взгляд на управление. И если уж вы действительно обладаете хорошими управленческими способностями, нет смысла медлить, вы готовы их реализовать. Если это была , все дальнейшие попытки воздействовать на вас через призму амбиций прекратятся.

Начальник может поддерживать в вас постоянный страх потери работы, если периодически размещает вакансию на вашу должность. Соискатели присылают резюме, шеф вам их демонстрирует и пытается добиться от полной отдачи из чувства страха. Не поддавайтесь, если бы вы не устраивали начальство, вас бы уже давно поменяли на более перспективного сотрудника.

Американская философия давно признала то, что в человеке развиты больше всего, это жадность и жажда власти. А ведь это не так плохо, естественно, в разумных пределах. То, что один человек хочет подчинить себе другого, например, в разговоре, в этом нет ничего плохого. Манипулировать собеседником, вести ваш общий разговор в том направлении, в котором удобно вам, или даже сделать так, чтобы люди начали вас слушать. Всё это возможно, если знать некоторые приемы в психологии.

Вам понадобится

  • Для того чтобы понять как можно использовать психологию в своих личных интересах, нужно принять следующее:
  • Абсолютно каждый человек имеет какую-либо неудовлетворенность, или по-другому, слабость.
  • Слабости бывают разные, чаще всего это: потребность в уважении, лести, любви, признании (социальные), физиологические (сон, еда, секс), в самореализации, в материальном достатке, в безопасности и т.д.
  • Это и есть основа, прежде чем применять какой-либо психологический прием с целью привести разговор в нужное вам направление, или побудить человека к какому-либо действию, стоит понять какие проблемы или слабости есть у человека. Дальше, вы должны, основываясь уже на полученных знаниях, действовать, как бы предоставляя то, что ему так не хватает. Теперь мы рассмотрим основные приемы:

Инструкция

Подстройка.
Самый верный способ установить доверительное отношение в беседе, это - "отзеркалить" собеседника.
Не стесняясь, копируем мимику лица, походку, жесты рук, тон голоса, темп речи и т.п. Но не попадайтесь, делайте всё естественно, так же, как это делает ваш собеседник, не нужно следить за каждым жестом собеседника, проникнитесь его состоянием, подстройтесь под это состоянии и, уже потом, можете "вести" своего собеседника. Под "вести" понимается то, что вы можете направить беседу туда, куда вам нужно, и даже можете ввести вашего собеседника в то состояние, которое вам нужно, будь то злость, страх, симпатия, или энтузиазм. После того, как ваш собеседник почувствовал, что вы такой же, как и он сам, то последующее его поведение и настроение будет зависеть напрямую от вашего.

Жалость.
Данным приемом хорошо обладают маленькие дети. Цель данного приема - побудить других захотеть сделать для вас то, что вам нужно. Вызвать жалость в большинстве случаев не составляет особого труда. Самый главный минус данного приема в том, что вас могут недопонять, или даже не обратить внимание.

Покорность.
Прием не для каждого случая, но от этого не менее действенный.
Цель данного приема - сделать так, чтобы собеседник решил, что вы полностью согласны в его словах и никаких возражений не имеете. Вы полностью соглашаетесь со всем, что говорит собеседник, киваете головой на протяжении всей беседы, "поддакиваете", и в тот момент, когда ваше общение станет легким и дружеским, вы добавляете то, что можно сделать ещё вот так и вот так, и постепенно уводите к тем условиям, которые вам удобны.
Главная задача - постепенность и неторопливость.

Обещание.
Все мы не раз слышали фразу: "Не обещай больше, чем сможешь сделать". Но если речь идет о том чтобы, заинтересовать к беседе человека, от которого нам что-то нужно в ближайшие 30 минут или больший срок (зависит от того, что именно вы пообещаете), то, возможно, этот прием то, что вам нужно. Обещайте, чтобы казаться более интересным собеседником, либо обещайте, чтобы добиться каких-то одиночных целей. Главное - не злоупотребляйте.

Эмоциональное выгорание - серьезное психологическое истощение, вызванное постоянным стрессом и перегрузками на работе. Когда-то считалось, что этот синдром - участь тех, кто имеет дело с людьми: врачей, учителей, менеджеров по продажам. Но несколько лет назад психологи забили тревогу: выяснилось, что от него могут страдать представители всех профессий без исключения. Чтобы «вылечиться», иногда достаточно взять отпуск, записаться на курс массажа и научиться медитировать, а иногда требуются радикальные меры. Например, разговор с начальством о перераспределении твоих обязанностей или даже увольнение. Но как отличить выгорание от обычного утомления после рабочего дня? Рассказываем о его основных признаках.

Ты чувствуешь усталость

Всегда. Даже по утрам или на выходных. Крепкий сон или привычные развлечения не помогают справиться с проблемой . Да и какие уж тут развлечения - ты не можешь заставить себя встать с дивана, чтобы суп сварить, что уж говорить о походе в кино или встрече с подругами. Каждый понедельник ты с трудом вылезаешь из кровати, а к пятнице начинаешь серьезно думать о том, как классно болеть - лежишь себе в палате, ничего не делаешь. Ах, нет, делаешь - отвечаешь на звонки и пишешь письма.

Часто - выполняя самые элементарные задания, те, с которыми раньше не возникало никаких проблем. И это совсем не вызывает у тебя эмоционального отклика. Вместо «О ужас!» ты думаешь: «Ну подумаешь, отчет запорола, ну и наплевать». И даже замечания начальника и коллег тебя волнуют меньше, чем полгода назад.

Ты прокрастинируешь

Окей, все мы время от времени отвлекаемся от работы, чтобы зависнуть в соцсетях или поболтать с коллегами. Но теперь ты хватаешься за любой предлог для ничегонеделания гораздо чаще, чем несколько месяцев назад - сначала идешь пить кофе одна, потом с подружкой, потом два часа открываешь почту, ой, а вот и обедать пора.

Ты чаще болеешь

Хроническая усталость отражается и на здоровье: у тебя снижается иммунитет , вылезают старые болячки. Ты все время ходишь простуженная, а твоя сумочка давно превратилась в аптечку. Заметила, что словосочетание «антибиотики плюс работа» становится твоим любимым? Пора бить тревогу.

Тебе просто не хватает энергии, чтобы готовить полезную еду и ходить в фитнес-клуб. А вредные привычки, с которыми ты раньше боролась, снова расцвели пышным цветом: ты не отказываешься от предложения покурить и не против пропустить пару бокальчиков вина, чтобы сбежать от мрачных мыслей.

Ты плохо спишь

Потому что до трех-четырех утра думаешь о работе. Или всю ночь видишь, как готовишь презентации и выступаешь перед начальством, периодически просыпаясь в холодном поту. А открыв глаза ближе к рассвету, не засыпаешь еще долгое время. Хуже всего, если ты не можешь погрузиться в сон без помощи успокоительных.

Ты превратилась в нытика

Пожаловаться на жизнь - милое дело, но твои офисные проблемы постепенно стали проблемами твоих друзей, родителей и бойфренда. Последний, кстати, недвусмысленно намекает: он устал слушать, какой у тебя ужасный босс, и хочет заняться сексом. Но у тебя, конечно, нет сил. Ты и сама чувствуешь, что постоянное обсуждение офисных интриг вытягивает из тебя энергию, но почему-то не можешь остановиться.

Текст: Анна Володина

Приступая к работе на новом месте и будучи при этом молодыми и энергичными, мы беремся за дело с азартом и огромным рвением. Воображение рисует радужные картины... Но с каждым днем реальность почему-то все меньше становится похожей на мечту.

Ожидаемого звука фанфар нет, вместо него — суета, горящие сроки, злой начальник и стремительно исчезающий блеск в глазах. Человек «перегорает».

123RF/Феликс Британский

Счастливы те, кому неведомо состояние «ничего не хочу». Но таких людей практически нет. Рано или поздно каждый из нас становится апатичным, на все предложения друзей и родных реагирует однообразным отказом, предпочитает замкнуться в себе, не видя в окружающей жизни никакого интереса. Но если дома нас еще могут как-то понять и дать время на восстановление душевных сил, то с работой дела обстоят куда сложнее. Начальнику все равно — «перегорел» ты или нет, ты должен работать. А между тем «перегорание», или, как его еще называют, «выгорание», — это довольно опасное явление, которое, прежде всего, говорит о том, что человек морально истощен, что он находится в состоянии хронического стресса , переутомлен и не видит мотивации для дальнейшей работы. Как правило, при «выгорании» люди не хотят общаться с коллегами, считают, что никакая зарплата не способна подогреть их интерес к работе, просыпаются утром разбитыми, не чувствуют себя отдохнувшими даже на выходных.

Выйти из подобного состояния гораздо сложнее, чем постараться в него не попасть. Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут избежать «выгорания».

1. Оставляйте работу на работе

Мы грешим тем, что берем документы домой, «висим» на телефоне, сидя за столом в собственной кухне, в то время как дети ждут, что мы хотя бы немного с ними поиграем. Работа превращается в рабскую повинность, которая сопровождает нас везде: дома, в выходные, даже за границей во время отпуска. В итоге мы даже не понимаем, что помимо трудовых обязанностей есть еще другая жизнь, семья, отношения, увлечения. Из-за невозможности восстанавливать душевные силы наш организм в итоге говорит «стоп», и уровень работоспособности резко падает.

123RF/ammentorp

2. Сидим на работе — двигаемся на отдыхе

Если в офисе вы проводите 8 часов за компьютером, а потом так же «отдыхаете» дома, то чем ваш отдых отличается от работы? Вы снова не даете организму понять, что теперь можно расслабиться. Поэтому на выходных забудьте об апатичном времяпрепровождении, лучше идите гулять, на каток, в парк. В общем, . Это действительно способно предотвратить «выгорание».

3. Не берите на себя слишком много обязанностей

Если начальник дает одно поручение за другим, в то время как другие сидят без дела (или, по крайней мере, менее заняты, чем вы), не пытайтесь тащить все на себе. Не стесняйтесь говорить, что вы не сможете подготовить все 5 документов одновременно, потому что каждый требует внимательности, а вы не хотите допустить ошибку.

Поверьте, лучше один раз набраться смелости и отказаться от навязанных обязанностей, чем потом страдать о того, что вы что-то не можете и вообще не успеваете перевести дух.

4. Не работайте ночью

Если вы дома и у вас свободный график, то, конечно же, есть соблазн отложить все дела на ночь, на время, когда домочадцы спят и никто вам не мешает. И уж тем более если вы считаете себя «совой», то уверены, что именно этот вариант вам подходит. Однако не стоит путать день с ночью. Сначала вам будет нравится работать в темное время суток и высыпаться днем, но потом вы почувствуете, как жизнь проходит мимо, ведь все остальные люди живут тогда, когда вы видите десятый сон. Настроение будет ухудшаться, а вы потихоньку начнете ненавидеть свою работу, считая, что она отнимает все свободное время.

123RF/Anna Kraynov

5. Научитесь расслабляться

И снова мы пытаемся донести одну мысль: сидение за компьютером — это не отдых. Расслабиться вам поможет теплая ароматная ванна, занятие йогой, медитация, медленная прогулка на свежем воздухе. Если же вы хотите расслабиться в офисе, то просто закройте глаза и глубоко вдохните, затем выдохните. Дышите животом, чтобы на вдохе диафрагма опускалась, а на выдохе поднималась. Повторите это упражнение 10 раз.

6. Не распыляйтесь на мелочи

Часто выгорание происходит из-за того, что мы хотим все и сразу: и начальником стать, и миллион заработать, и японский выучить. Определите для себя главные цели на ближайшие полгода, запишите их на бумаге и старайтесь не распыляться на мелочи. Конечно, миллион и японский язык — не мелочи, но суть этого подхода еще и в том, что цели надо ставить реальные.

У молодых специалистов бытует такое мнение: «если на своего работодателя я буду хорошо работать, перерабатывать почти каждый день, буду гореть на работе , покажу руководству свое рвение и трудоголизм, то стану незаменимым сотрудником». Но, как правило, опыт подтверждает иное — постоянные переработки и излишнее рвение не только не помогут вам вызвать доверие начальника, но и наоборот, — быстро «перегореть», переутомиться и уволиться. Опытные кадровики в этом уверены, и их опыт подтверждает это утверждение.

Почему гореть на работе вредно

Аналогичная ситуация, если посмотреть на нее с обратной стороны. Начальнику ни в коем случае нельзя крайне загружать чрезмерной деятельностью нового сотрудника, ведь он рискует сгореть и не продержаться больше нескольких месяцев, если пострадает от нервных и физических перегрузок, то есть сгорит на работе.

К сожалению, в наших городах-мегаполисах руководители не задумываются от этом. Сразу после принятия компетентного специалиста на работу уже на испытательном сроке они выжимать из него максимум, вешая все больше обязанностей, эксплуатируя его знания и перенимая опыт.

Конечно же, новичок старается, иногда остается сверхурочно, пытается понравиться руководству, показать свою компетентность и результативность. А запросы начальства начинают расти из недели в неделю. Они думают: раз ты можешь это, и это у тебя получается, и с этим делом ты справился, значит потянешь и то, и другое, и третье. Нагрузка на новичка растет, требования руководства тоже, начинается давление.

Новый сотрудник получает длительный нервный стресс, переутомление, начинает раздражаться и, наконец, опасаясь сгореть на работе , отказывается принимать на себя дополнительную нагрузку. Через пару таких отказов руководство вешает на новичка клеймо: «не лоялен к компании и руководству». И теперь именно этот человек, который сгорел на работе, — первый кандидат на увольнение при сокращении штата сотрудников. И не важно, что он вкалывает за троих — начальству нужны только лояльные сотрудники, а на его должность, если нужно, придут другие люди, которые будут выполнять те же обязанности, ведь «незаменимых у нас нет».

Сгореть на работе — как это?

«Горение на работе » и стремление перерабатывать нужно уметь замечать заранее, чтобы предотвратить возможные последствия. Если у вас проявляются следующие симптомы, вполне вероятно, вы рискуете «сгореть на работе» и вам необходим отдых.

Гореть на работе: симптомы

  • Вы чувствуете усталость и беспокойство, испытываете постоянный стресс.
  • Утром с ужасом думаете о предстоящем рабочем дне и вам .
  • Вы постоянно тревожитесь, испытываете .
  • Вы не строите планов и не знаете, чего хотите.
  • Вы продолжаете работать с тем же упорством, что и ранее, но делаете меньше дел.
  • Вы начинаете цинично оценивать себя и окружающих.
  • У вас начинаются проблемы со здоровьем.
  • Вы постоянно чувствуете усталость, плохо спите, не расслабляетесь.

Как не перегореть на работе

Существует причины так называемой привычки «гореть на работе». Это и желание все переделать как можно лучше. А может быть давление со стороны владельца, когда подчиненные прикладывают максимум усилий, а начальник требует, чтобы они выполняли еще больше обязанностей и давали еще больше результатов.

Или наоборот, вам скучно, вы все и вся знаете на своей работе и не знаете, чем себя занять. Все эти причины, эмоциональные и психические перегрузки, способны отразиться на физическом состоянии сотрудника, на его мироощущении.

И ситуацию желательно не пускать на самотек, иначе она может перерасти в более серьезную форму —

Самое важное в данной ситуации — восстановить самоконтроль. Постарайтесь установить причину, почему вы так сильно устаете, являются ли этому виной переработки на работе. Поговорите со своим начальником о снижении нагрузки, о том, что вас беспокоит. Выполняйте обязанности шаг за шагом, не пытайтесь делать несколько дел одновременно. Позаботьтесь о своем физическом самочувствии, старайтесь высыпаться, выполнять физические упражнения. Если это не помогает — сделайте паузу, возьмите отпуск или больше отдыхайте в выходные. Поговорите о своих тревогах с мужем (женой) или посоветуйтесь с профессионалами.

К примеру, следующий видеотренинг Владимира Тычинского рассказывает о том, как повышать силу собственного желания, чтобы человек не перегорел на работе и добился своих целей.

Помните, никакие требования руководства, никакие планы, никакие цели и карьерные амбиции не стоят того, чтобы сгореть на работе , не стоят вашего физического и психического здоровья! Удачи в труде!

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, ощущение тумана в голове, замутненности сознания. Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора, поглощаете один за другим бутерброды или, напротив, с отвращением смотрите на холодильник... Вызвав врача , вы услышите от него: "это психика", или "нервишки расшалились", или даже "симуляция!".

Вот что думает о таких приступах "серого состояния" ведущий научный сотрудник лаборатории психологической реабилитации личности ГосНИИ семьи и воспитания Наталья Георгиевна ОСУХОВА.

СИНДРОМ эмоционального сгорания, или выгорания, - термин, который возник в психологии в последние 30 лет. Другими словами, это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы.

Какого специалиста?

В основном это те, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми: педагоги, врачи, психологи , менеджеры, продавцы, журналисты.

Один из первых исследователей синдрома Кристина Маслач назвала свою книгу "Сгорание - плата за сочувствие". Но я, пожалуй, смещу акцент. Нельзя призывать всех "не сочувствовать". Сочувствовать нужно, можно, но только грамотно и технологично.

Вообще в жизни, общаясь с людьми, мы постоянно находимся между Я и ТЫ. Если человек совсем забывает о Я и полностью растворяется в ТЫ - сгорание неизбежно. Человек, который полностью растворяется в другом, чаще всего слабо осознает себя и свои границы.

Границы своих возможностей?

Нет, другие границы. Невидимые, но существующие у каждого из нас, границы "персонального пространства человека". Когда вы общаетесь на слишком близкой дистанции - и пространственной, и эмоциональной, происходит "заражение" состоянием другого человека: вы как бы втягиваетесь в него, как в воронку, где растворяетесь и теряете "чувство себя".

Другой случай диаметрально противоположен первому: человек настолько жесток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя словом "должен". К этой же категории относятся люди, которые бегут в чужие заботы от собственных, компенсируя недостаточную часть своей личной жизни. Например: у человека нет своих детей или не ладятся отношения с ними, и он, закрывая эту "брешь" в частной жизни, с головой уходит в работу. То есть "сгорание" - не от непосильной трудовой деятельности, а скорее от плохого знания самого себя, своих особенностей и от неразрешенных личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость. Общение по долгу службы не может заменить частной жизни.

Когда вы сочувствуете по обязанности и при этом не учитываете ни своих особенностей, ни особенностей другого человека, происходит сгорание. Один из моих клиентов заметил: "До наших консультаций я жил в постоянном стрессе. Приходил на работу и старался избегать контактов с людьми. Мне часто казалось, что они меня раздергивают. Думал: может, я недостаточно технологичен, что-то неправильно делаю? А причиной оказались мои отвратительные отношения с женой. Когда я понял это и расстался с нею, то ощутил потрясающую легкость: работаю в два раза больше, успеваю отдыхать, и работа мне в радость!"

Работа - это тя-же-ло!

У русского народа сложилось много пословиц типа "от работы кони дохнут", "работа - не волк, в лес не убежит". Интересно, спасает ли такое самосохранение от выгорания?

Я вообще не люблю слова "работа". Глубоко убеждена в том, что у каждого человека существует индивидуальный миф о себе, о других, о мире вокруг, о судьбе. Слово "работа" в мифах россиян сопряжено с ощущением тя-жести. Чего-то непосильного, совершаемого "из-под палки", безрадостного.

Я называю то, чем занимаюсь, делом, деятельностью. Я люблю это дело и чувствую себя в нем как рыба в воде - то есть естественно, в своей среде, в своей стихии. Каждый из нас пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы делать то, от чего его тошнит. Кстати, тошнота в этом случае не метафора, а реальное действие защитных механизмов психики. Вывод прост: важно найти деятельность по себе и для себя. Если тебе трудно с людьми, если тошнит от контактов с ними - значит, это не твоя деятельность. Найди другую - по себе. Поменяй тип общения "человек - человек", на тип "человек - предмет" или "человек - машина". Посмотрите, как много людей находят себя сегодня в деятельности, связанной с компьютерами! Работу стоит выбирать не по престижности, а по принципу совместимости с вами. Вот если к деятельности нет склонностей, то она безусловно станет работой, от которой, извините, дохнут не только кони!

Что еще способствует возникновению синдрома эмоционального сгорания?

Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих клиентах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает ее, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей . Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

От людей тошнит

С какими конкретно явлениями?

Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия, бессонница, депрессивные состояния , отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем в неумеренных количествах. Многие бизнесмены, работающие с людьми, расслабляются в казино.

Вернемся к списку причин, плодящих армию "выгорающих".

Следующую причину я называю не очень научно - "зверски серьезное отношение к работе".

Повышенная ответственность?

Не только она. Главное - убеждение в том, что "лучше меня это никто не сделает", и, соответственно, недоверие к сотрудникам и стремление во всем проконтролировать их.

Очень важно, если работаешь с людьми, доверять своим сотрудникам и распределять обязанности, перестать загружать себя той работой, которая напрямую не входит в твой функционал, и перестать бояться, что другие выполнят ее хуже.

Означает ли такая гамма чувств - недоверие и страх, что человек в любом случае считает себя лучше других?

Да, базовая установка такого страдальца - "я - лучше, вы - хуже". И ему приходится ежедневно доказывать свое превосходство себе и другим. Противоядие одно: "Мы - равны. Я не лучше и не хуже других. Другой тоже может сделать то, что делаю я. Надо лишь дать ему возможность и посмотреть, а где-то и подсказать, но не тянуть воз самому!"

К тому же, наверное, человек, выполняющий еще и чужую работу, подсознательно ждет благодарности или восхищения от других?

Это уже ближе к следующей причине - жертвенности. В нашей культуре жертвенность почти приравнена к святости. С детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей!

"Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он разрешал себе радоваться жизни. "Жертвующий" нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал "спасибо" за сделанное. Вообще существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания: ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел, СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку), ОБИДА (о ней мы только что говорили), СТРАХ (не получится, не поймут).

Но тут есть противоядие (женщины примут его скорее): хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом: "Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!" Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - не можете быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешными.

Но существуют не только личностные моменты выгорания, есть, например, организационные: человек работает без перспективы роста, его задачи нечетко сформулированы (а ситуация неопределенности - одна из самых стрессогенных), и он страдает от этой расплывчатости.

Но человеку стоит помнить: у него есть право выбора, он выбирает - работать или уйти, заняться ли собой и соблюдать гигиену трудовой деятельности, которая поможет справиться с нагрузками и сберечь себя от выгорания. Приведу несколько советов первой помощи для руководителя предприятия, желающего заботиться об эмоциональном здоровье своих сотрудников, и для рядового специалиста, который научился уже заботиться о своем здоровье.

Советы руководителю:

Постарайтесь объяснить сотрудникам или, если говорить высоким стилем, дать им представление о миссии вашей фирмы.

Предельно четко объясните каждому его место в общей структуре и функции, права и обязанности. Это облегчит жизнь и вам, и вашим сотрудникам.

Отслеживайте сами (а если есть возможность, наймите психолога) особенности отношений между сотрудниками вашей фирмы и старайтесь создавать благоприятный психологический климат в команде.

Человек не может жить без будущего. Поэтому обговорите с сотрудниками перспективы их роста в вашей фирме.

Вырабатывайте традиции во всем: стиле одежды, еженедельном "разборе полетов", совместном отдыхе.

Не забывайте о системе поощрений (но не наказаний!).

Научитесь отказывать людям и не испытывать при этом раздражения и вины.

Советы рядовому специалисту:

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости .

Любите себя или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Подбирайте дело по себе: своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы и испытать радость от хорошо сделанной работы.

Перестаньте жить за других, их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время на себя. Вы имеете полное право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется срочно кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно, а может, он справится сам, и что случится, если вы этого не сделаете?

Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..