Болезни Военный билет Призыв

Рис миф о троянской войне. Троянская война кратко. Миф о начале троянской войны

Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка - в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова - и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему - тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки - героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга - один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему - «Утро» - также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня - реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня «панаевского цикла» - существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед - в это темное море -

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией - и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова - об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне - «горя реченька бездонная» - кажется понятным, со­временным и сейчас.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Н. А. Некрасов

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины – голос народа. Некрасовская героиня – человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она – символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова – “родная сестра” крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…”. Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, – говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и “ушла на волю”, это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения “Когда из мрака заблужденья…”. Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме “Мороз, Красный нос”. Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме “Мороз, Красный нос” воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: “Тепло ли тебе, молодица?” – трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом – это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин – княгини Трубецкой и княгини Волконской – создал Некрасов в поэме “Русские женщины”. Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его! –

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку “образумить” женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке, взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

“Кто же защитит тебя?” –

Обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

(2 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве...
  2. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  3. Былина “Авдотья Рязаночка” – народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси....
  4. В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А....
  5. В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических...
  6. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  7. В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова”...
  8. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  9. В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление...
  10. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив...
  11. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  12. Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь...
  13. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что русские писатели часто прибегали к символике...
  14. В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите,...
  15. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...
  16. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  17. ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБРАЗ КРЕСТЬЯНИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне...
  18. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской...
  19. Пушкин очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. Поэта привлекал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его...
  20. В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А....
  21. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от...
  22. Нора – это героиня пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена “Кукольный дом” (сочинение) . Внешне это веселая, несколько легкомысленная беззаботная женщина, которую любит человек, у которого все в порядке – у...
  23. КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное...
  24. В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в...
  25. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в...
  26. В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести...
  27. В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в...
  28. В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст,... В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)? Отвечая на вопрос, вы включите...
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА

Образ русской женщины занимает одно из самых важных мест в поэзии Некрасова. Поэт показывает судьбы своих героинь, подчёркивая, что если весь народ живёт плохо и трудно, то жизнь женщины во сто крат тяжелее:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Это строки из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская.. .» очень показательны и дают полное представление об отношении поэта к русской женщине. Некрасов называет свою героиню многострадальной матерью « всевыносящего русского племени». В этом видна гордость, восхищение её жизненными силами. Но в то же время автор говорит о покорности русской женщины:
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Стихотворение «В дороге» (1845) так же, как и предыдущее, носит социальный характер. Здесь Некрасов выступает в жанре социальной элегии, который он одним из первых ввел в русскую литературу. Размышления поэта о судьбе народа, а именно о жизни женщины-крестьянки, находят художественное воплощение в диалоге между лирическим героем и ямщиком. Характерно, что поэт избрал кольцевую композицию, начиная и завершая произведение словами лирического героя, а в центре мы находим исповедь ямщика, простого мужика. В первой реплике героя намечены острые проблемы, которые будут развиваться в творчестве Некрасова. Он говорит:
Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...
Ямщик рассказывает о своей жене Груше, которая была воспитана господами вместе с барышней, а потом возвращена в село. Грушу научили барским манерам, но «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела. Не выдержав тяжёлых ударов судьбы, она стала увядать с каждым днём:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
Тоска и безысходность в жизни крестьянки подчёркнута кольцевой композицией и заключительной репликой лирического героя, с горечью благодарящего ямщика за то, что тот разогнал его «неотвязную скуку».
Ещё одно стихотворение о тяжёлой судьбе девушки-крестьянки - «Тройка» (1846). Оно также написано в жанре социальной элегии. Это трагическое произведение, в котором ярко виден контраст между красотой девушки и её тяжёлой судьбой. Некрасов поэтизирует красоту героини, используя новые краски в описании её внешности:
...Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Дальше поэт говорит о том, какой будет судьба этой девушки. Он подчёркивает трудность её жизненного пути. Характерно сравнение её с цветком («Отцветёшь, не успевши расцвесть»). Важное значение имеет кольцевая композиция, которую мы уже видели в стихотворении «В дороге». В последних двух строках показано отношение Некрасова к судьбе героини. Он пишет:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки...
Судьбу девушки изменить невозможно, ей суждено преодолевать этот тяжкий путь.
Но не только судьба женщины-крестьянки освещается в лирике Некрасова.
Так, в стихотворении «Когда из мрака заблужденья...» (1845) речь идёт о падшей женщине, которую пытается спасти герой-разночинец. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной...» (1847) также перед читателем предстаёт образ падшей женщины, которую нужда заставила опуститься на самое дно. Герой рассказывает:
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Тема падшей женщины в лирике Некрасова звучит и в цикле «На улице» (1850), который считается итогом его творчества 40-х годов. В четвёртой сцене, которая называется «Ванька», изображены два типичных представителя городского дна: бедный извозчик и падшая женщина. Но поэт не высмеивает их, а сочувствует людям, у которых нет будущего:
Но оба вы - извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, -
Вы пробуждаете не смех в душе моей -
Мерещится мне всюду драма.
И наконец, ещё «уличная зарисовка», одно из самых пронзительных произведений Некрасова, дающих наиболее яркое представление о его творчестве. Речь идёт о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом».
Очень просто и без пафоса лирический герой рисует ужасную картину: «... там били женщину кнутом». Но простота, отсутствие патетики - обманчиво. Лирический герой не просто сопереживает этой несчастной - он готов разделить её страдания.
И Музе я сказал:
«Смотри, сестра твоя родная...»
Именно боль за угнетённых, бесправных, обиженных была той силой, которая заставляла поэта творить.
Такой Музы мы ещё не видели в русской литературе. Муза Некрасова - особая, не похожая на других.
К этому образу Музы-крестьянки Некрасов возвращается много позже, в 1877 году в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..». Он пишет:
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
Образ русской женщины в творчестве Некрасова занимает важное место не только в его лирике, но и в поэмах.
В частности, в поэме « Мороз, Красный нос », окончательный вариант которой был опубликован в 1864 году в журнале «Современник». Некрасов посвятил её сестре - Анне Алексеевне Буткевич.
Поэма отличается большим количеством эпитетов и поэтических сравнений, в том числе заимствованных из фольклора («Как дождь, зарядивший надолго», // Негромко рыдает она»), мы видим здесь образный параллелизм («Берёза в лесу без вершины - // Хозяйка без мужа в дому»). Персонажи её очень яркие, запоминающиеся. Один из самых ярких - главная героиня, Дарья. Ей посвящена третья часть поэмы. Поэт старается достичь обобщения, показать, что трагическая участь Дарьи типична:
Три женские доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторя - быть матерью сына-раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти разные доли легли
На женщину русской земли.
Мы видим героиню и в работе, и в веселье. Некрасов использует всю палитру красок, чтобы раскрыть перед читателями этот образ:
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Трагедия Дарьи - огромна. И здесь, как и в лирике, Некрасов подчёркивает, что судьба крестьянки безысходна, она ни от кого не увидит сочувствия:
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Рубя дрова, Дарья разговаривает с покойным мужем. Здесь наиболее ярко передано народное сознание. Некрасов рисует время сенокоса. Это радостная пора для крестьян, но печальная для вдов:
Нынче солома по грудь человеку,
Бог нам послал урожай!
Да не продлил тебе веку, -
Хочешь не хочешь, одна поспевай!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал образ Матрёны Тимофеевны - она главная героиня в главе «Крестьянка», единственной написанной от первого лица. Голос Матрёны Тимофеевны - голос народа. Она воплотила в себе все лучшие качества русского женского характера:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Судьба героини постоянно расширяется до пределов общерусских, но в то же время остаётся её собственной.
«Крестьянка» - одна из самых близких к фольклору частей поэмы. В ней Некрасов использует много песен. Таким образом он передаёт богатство, широту души своей героини. Матрена не утратила чувство собственного достоинства. Но она прекрасно понимает, что «ключи от счастья женского... закинуты, заброшены у Бога самого».
В поэме «Русские женщины» Некрасов воспел подвиг декабристов и их жён. Княгиня Трубецкая говорит:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Жены декабристов, не испугавшись опасностей и трудностей, отправились за своими мужьями, чтобы поддержать их в тяжёлое время.
Таким образом, образ русской женщины в поэзии Некрасова многогранен. Разнообразна и палитра чувств лирического героя - от жалости и сострадания до гордости и преклонения.