Болезни Военный билет Призыв

Психология слова - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Психология общения или "как" и "что" мы говорим

«Слово - серебро, а молчание - золото», - говорили мудрецы. Тем самым напоминая нам, что надо ответственно подходить к тому, что и как мы говорим.

Чем же так сильно слово и как оно влияет на нашу жизнь? Давайте разбираться.

В начале было слово

Cлово - это единица речи, которая окружает нас повсюду. С его помощью мы разговариваем, выясняем отношения, сообщаем другим о своих потребностях. Оно звучит из радиоприемников, с экранов телевизоров и мониторов. И, хотим мы этого или нет, осознаем или не осознаем, оно меняет нашу реальность.

К примеру, проснулась я утром в плохом настроении. Голова раскалывается. Муж говорит: «Доброе утро!» Я в ответ: «Ужасное, лучше бы не просыпаться» . Да, у меня действительно сейчас такие ощущения - говорю правду. После этого с фактически 100-процентной вероятностью весь день идет наперекосяк. Работа не ладится, дети сидят на голове, еще и погода такая, что не выйти на прогулку. К вечеру все окончательно вымучены и убеждены, что жизнь - совершенно мерзкая штука и нет в ней никакого счастья.

Второй вариант развития событий. Действующие лица те же. Головная боль на месте - по-прежнему легла поздно накануне, и магнитные бури никто не отменял. Только в ответ на приветствие мужа я отвечаю: «Доброе утро, сейчас попробую привести себя в порядок» . Контрастный душ и кофе с молоком творят чудеса - и вот я уже в приподнятом настроении сажусь за работу.

Конечно, вопрос далеко не только в самом словосочетании «доброе утро». Он в подходе к жизни, в осознанном выборе, что видеть и что говорить. Но все это преобразуется с помощью слов.

То, что мы читаем, слышим, говорим, те слова, которые нас окружают, влияют на нас намного больше, чем мы думаем. Обратите внимание на тех людей, которые вам нравятся, которые излучают добро и свет, живут интересной и яркой жизнью. И прислушайтесь к тому, что они говорят. Наверняка в их речи преобладают слова со знаком «+»: счастье, радость, успех, благодарность, добро, любовь, восхищение. Конечно, все мы не идеальны и порой можем скатиться в панику и осуждение. Но основной вектор остается.

А теперь обратите внимание на то, как говорят люди недалекие, обиженные судьбой. В их речи преобладают другие слова: кошмар, ужасно, несправедливо, уродливо, страх, бессилие, надоело и т.д. И жизнь, как честное зеркало, отражает все это в реальности.

Как это работает на практике? Произнесите вслух слово «свет». Наверняка вы сразу же представите солнце или лампочку - однозначно что-то приятное и яркое. И губы автоматически расплывутся в улыбке.

Если же я попрошу вас закрыть глаза и сказать «катастрофа», ваш мозг сразу же нарисует вам страшные картинки, по телу пробежит дрожь. Возможно, вам даже станет холодно и некомфортно.

Знаете, есть такой анекдот:

Едет мужчина в трамвае. Уставший, злой. Бормочет под нос: «Как же все надоело, устал как собака, жена мегера, дети непослушные, сил больше нет». Сзади ангел грустно вздыхает: «Странные какие-то желания, но что поделать, надо исполнять».

Подводя итог, можно сказать, что каждое слово имеет свою силу и эмоциональную окраску. Оно вызывает в нашем мозге определенные ассоциации, а те уже провоцируют те или иные телесные реакции. Если в словах слишком много негатива, автоматически хочется скукожиться, спрятаться, чтобы «пронесло». И, наоборот, если рассказ вдохновляет, хочется действовать и покорять вершины. Такая вот магическая сила слова.

Слова-табу

Есть список слов, которые при частом употреблении настраивают нас на негатив и мешают активно действовать и продуктивно жить. К ним можно отнести слова и словосочетания:

  • катастрофа;
  • ужас;
  • кошмар;
  • сидит в печенках;
  • тошнит;
  • глаза бы мои не видели

и другие, которые вызывают негативные эмоции.

Понятно, что, рассказывая о фактах, сложно заменить конкретный термин чем-то другим. Да и не нужно. А вот в повседневной жизни, просто «для связки», таких слов лучше избегать.

Слова-талисманы

Есть и другой класс - так называемые слова-талисманы. Нет, здесь дело совсем не в магии и потусторонних силах. А в том, что некоторые слова автоматически вызывают у нас теплые, приятные ассоциации и побуждают расправлять крылья и становиться лучше.

К таким словам можно отнести:

  • любовь;
  • комфорт;
  • восторг;
  • восхищение;
  • свет;
  • успех;
  • великолепно;
  • замечательно.

Список можно продолжать исходя из личных предпочтений.

Почему просто аффирмации не работают?

Да, скажете вы, супер, теперь можно лежать на печи и только приговаривать: «Все чудесно» , - и так и случится. Увы, придется вас разочаровать.

Конечно, вы можете воспитать в себе привычку позитивно говорить и даже мыслить, но для серьезных и, главное, стабильных результатов нужны еще и действия. Реальные активные шаги.

Именно поэтому просто аффирмации по утрам без подтверждения действием не работают. А вот если вы повесили на зеркало фото топ-модели, прочли 10 раз «Я стройная и красивая» и затем побежали в спортзал на полчасика, то через какой-то месяц точно будут приятные перемены.

И напоследок небольшое упражнение «Фиксация слов» . Попробуйте в течение недели ежедневно отслеживать, что и как вы говорите. Заведите будильник с повтором каждый час в течение дня (желательно не сильно громкий, чтобы не выбивать окружающих из зоны комфорта), и, как только услышите сигнал, отмечайте сказанное перед этим.

Так можно отследить, какие слова вы чаще всего используете в речи. Результаты наблюдений могут вас конкретно удивить. Но именно так включается осознанность и начинается ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Приятных вам открытий!

От редакции

Действительно, просто верить в то, что все будет хорошо, недостаточно. Увы, лозунги о силе позитивного мышления не работают. Почему так происходит, объясняет Ксения Лещенко : .

Но, конечно же, никто не говорит, что к окружающему миру нужно относиться с долей цинизма. Согласитесь, сложно вообразить себе счастливого пессимиста. Чтобы испытывать удовлетворение от жизни, нужно уметь поддерживать оптимизм. Как? Читайте в статье психолога Александры Фоминой : .

Какой была бы ваша жизнь, если бы каждое утро было добрым? Хорошо представили? А теперь попробуйте дорисовать картинку идеального дня и идеального себя в нем до конца. Чем полезно это упражнение, рассказывает life-технолог Екатерина Костина : .

Хочется нам того или нет, но наш мозг часто обманывает нас и вынуждает неосознанно совершать привычные, стереотипные действия, от которых нам хотелось бы отказаться. «Измените свой мозг - изменится и жизнь!» - так назвал свою книгу нейробиолог Дэниэл Амен. Ключевые рекомендации автора мы собрали в своем обзоре: .

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше, чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение между людьми - довольно сложный процесс. То, что мы говорим, иногда понимают совершенно не так, и часто это происходит потому, что наш собеседник имеет свое собственное видение вещей и, даже не пытаясь выслушать - спешит его высказать. Наши уже сложившиеся представления о порядке вещей, неспособность к адекватному анализу реальности, прежде чем принять решение и привычка говорить раньше , чем человек перед нами закончит свою мысль - вот наиболее распространенные ошибки в общении.

Общение - то, что мы говорим, то, что мы хотим сказать и то, как нас понимают другие.

Первое условие для того, чтобы общение было плодотворным, - это уважение. Тем не менее, иногда мы видим, что это условие не выполняется и некоторые люди предпочитают повышать голос, думая, что так их лучше поймут; другие не в состоянии поддерживать зрительный контакт, при помощи которого устанавливается эмпатия, необходимая для того, чтобы наше слово было услышано.

Стили общения, на которых мы выросли.

Коммуникативный стиль, с которым мы чаще всего сталкивались на протяжении нашего детства и ранней юности -имеет большое значение и определяет стиль общения во взрослой жизни.

Авторитарный стиль, например, не признает диалога. Это такое общение, в котором тот, кто обладает большим авторитетом задает направление разговора. Авторитаризм не признает диалога или сопереживания. Он оперирует лишь приказами. Все это может привести к тому, что ребенок будет думать, что все его мысли или чувства не имеют никакого значения.

Полной противоположностью предыдущему является демократичный стиль общения. Тот, где есть взаимность, внимание, уважение, умение слушать и правильно интерпретировать полученные сообщения.

Человек, который с детства видит такой стиль общения, где к его потребностям прислушиваются и где каждое слово считается важным, чувствует большую уверенность в себе и не испытывает проблем с самооценкой.

Важно научиться слышать то, что не сказано.

Мы говорим о необходимости уметь слышать то, что недосказано. Иногда фраза это гораздо больше, чем просто набор слов с определенным смыслом. Выражение, с которым мы говорим, тон и жесты определяют этот тип невербальной коммуникации, которая иногда имеет больший вес, чем вербальная.

Мы забываем смотреть в глаза нашему собеседнику. Часто эта невербальная коммуникация заменяется «смайликами», так как в наше время большая часть диалогов происходит при помощи электронных сообщений.

Важно культивировать искусство беседы лицом к лицу, где наш взгляд выражает участие, понимание и сближает нас. Это является наиболее важным элементом общения, поскольку общаться - это, в первую очередь, передавать эмоции.

Перестаньте объяснять тем, кто понимает вас, как хочет.

Есть битвы, в которых мудрее признать поражение, хотя все в нас и противится этому. Ведь смирившись с этим фактом мы признаем, что даже те люди, которые любят, не всегда понимают нас.

Случается, что диалог выходит далеко за рамки чувств и даже эмоций. Мы уже говорим о жизненных ценностях.

Иногда то, что мы говорим, что защищаем, совершенно бесполезно для того, кто нас не слышит и даже не хочет попытаться понять.

Поэтому, вместо того, чтобы продолжить боевые действия и тратить время в бесполезных спорах, иногда будет мудрее принять позиции других людей и понять, что общаться не всегда значит понимать друг друга. И помните про уважение к собеседнику. опубликовано

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена - это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это - ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки - всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия - это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении - чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант - беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных . Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Подолянчик Александр

Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?

Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?

Сразу догадаться непросто.

Это - наш речевой аппарат.

Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.

После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.

Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».

Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.

Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.

Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.

Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.

Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.

Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.

Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.

Но слово мы говорим не только языком.

Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.

Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.

Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.

Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.

Я понял, что у меня так много помощников:

И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.

Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.

Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.

Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?

Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!

Мама улыбалась и разговаривала со мной.

Цель: узнать, что помогает нам говорить.

Ребенок учится говорить, потому что слышит.

Игра «За стеклом».

Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.

Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.

Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.

Нам помогают говорить челюсти и губы.

Еще один помощник – нос.

Помогают говорить и зубы.

Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.