Болезни Военный билет Призыв

Презентация: Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития. Презентация на тему «Организация дополнительного образования в ДОУ Презентация на тему дополнительное образование

Из Конвенции о правах ребенка«Дети должны всегда
иметь
право
на
счастливое детство.
Их время должно
быть временем радости,
временем
мира,
игр,
учёбы и роста.
Их жизнь должна
становиться
более
полнокровной по мере
того, как расширяются
их перспективы, и они
обретают опыт»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«Дополнительное образование - вид
образования,
который
направлен
на
всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном,
духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не
сопровождается
повышением
уровня
образования»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Центр дополнительного
образования
«Талант»

Танцевальная студия «Увертюра»

Народная хореография
Уличные танцы
Школа бального танца
Народно-сценический танец
Современная хореография
Команда «Scream»
Танцевальная студия
«Увертюра»

Народная хореография

Руководитель студии:
Булгакова Галина Викторовна.
Лауреат 2 степени конкурса педагогического
мастерства работников дополнительного образования
Советского района г. Красноярска.
Регулярная концертная деятельность в школьных и
районных мероприятиях;
2017 г. Участники Краевого фестиваля
«Таланты без границ» (шк.№151 «Увертюра»);
2017 г. Дипломанты 1 степени городского конкурса
«Веснушки» (шк.№151 «Увертюра»).
Народная хореография

Уличные танцы

Руководитель студии:
Плюто Андрей Иванович
Группы по уличным танцам 1-11 класс:
выступления на школьных концертах,
баттлы и соревнования по уличным
танцам.
Уличные танцы

Школа бального танца

В 2016-2017г. более 60% учащихся
танцевального направления были
включены
в
разного
рода
внешкольные массовые мероприятия
на муниципальном уровне и в ОУ, и
ведут
активную
концертную
деятельность:
Осенняя неделя творчества
Класс-концерт
танцевальной
студии «Увертюра»
День
рождения
школы
(праздничный концерт)
Гала-концерт танцевальной студии
«Увертюра»
Праздник «Последнего звонка»
Руководитель студии:
Попов Иван Сергеевич
Высокая результативность обучающихся
подтверждается их участием в городских,
краевых,
российских,
конкурсах
танцевального мастерства.
Школа бального танца

Современная хореография

Руководитель студии: Грицаева Юлия Валерьевна
Современная хореография:
джаз-модерн;
Contemporary.
Участники, лауреаты, районных,
городских конкурсов.
Современная хореография

Народно-сценический танец

Данное направление существует с 2015 года, но за
столь короткое время мы хорошо развиваемся и с
каждым годом становимся всё лучше и
профессиональней:
призёры
творческих
фестивалей и конкурсов,
активно
участвуем
в
общешкольных, районных,
городских мероприятиях.
Занятия проводит Артюшин Вячеслав Васильевич –
действующий артист балета «Красноярского государственного
академического ансамбля Танца Сибири им.М.Годенко». Окончил
Красноярский хореографический колледж в 2011 году, а также
окончил Сибирскую Академию Экономики, права и управления по
специальности «балетмейстер-постановщик».
Народно-сценический
танец

Студия эстрадного вокала «Серебряные голоса»

Руководитель студии:
Синицина
Ольга Андреевна
Студия эстрадного
вокала
«Серебряные голоса»

Изостудия «Палитра радости»

Руководитель студии:
Джумбаева
Наталья Михайловна
Изостудия
«Палитра радости»

Театр мод «Оригиналь»

Руководитель:
Ильюшкова
Юлия Александровна
Театр мод
«Оригиналь»

Студия флористики и дизайна «Радость творчества»

Руководитель:
Борисова
Елена
Николаевна
Картины из
сухоцвета
Картины
из круп
Студия флористики и дизайна
«Радость творчества»

Детские объединения:
Изостудия «Мир красок»
«Художественная керамика»
«Декоративные цветы»
Руководитель:
Кольцова
Наталья
Юрьевна

Театральная студия «Премьера»

Педагог дополнительного образования Тихонова Вера Георгиевна.
Театральная студия
«Премьера»

Детское объединение «Ландшафтный экодизайн»

Уже несколько лет объединение - участник краевой интенсивной
Школы Ландшафтного дизайна, организованное Красноярской
станцией ЮННАТов, которая проходит в г. Канске.
Неоднократно учащиеся объединения принимали участие в конкурсе
городских социальных проектов, по облагораживанию пришкольных
территорий. В результате этого конкурса на базе нашей школы был
организован (трудовой отряд) для реализации данного проекта.
С сентября этого учебного года руководителем данного объединения
является Голубович Анна Павловна.

Детское объединение «Рукопашный бой»

Действует на базе школы с марта 2017 года при
поддержке КРОО «Сибирский Центр Русского Боевого
Искусства».
Занятия по рукопашному бою
проводятся по системе Кадочникова.
Педагог дополнительного образования
Маллер Андрей Сергеевич.
По инициативе данного объединения
в школе стало традицией проведение
военно-спортивной
игры «Зарница»
для учащихся
4-х классов.
Детское объединение
«Рукопашный бой»

Детское объединение «Школа безопасности»

Действует
на базе школы
с сентября
2017 года
при поддержке
МЧС России.
Педагог
дополнительного
образования
Сейфаддинов
Владимир
Борисович

Школьный информационный центр «Издательское дело» (школьная газета)

Педагог
дополнительного
Рябинина Марина Андреевна.
образования

Спортивное ориентирование

Педагог
дополнительного
Патрин Дмитрий Александрович.
образования

Спортивный бальный танец

Руководители:
Зотов Роман Сергеевич,
Болдовская Полина Евгеньевна
- мастера спорта России;
- финалисты чемпионата России по
танцевальному шоу;
- победители различных международных
соревнований в Италии, Англии, Китай;
- чемпионы СФО;
- чемпионы Красноярского края.
Ученики имеют различные спортивные
«Спортивный бальный танец - разряды и выполняют Кандидатов в
мастера спорта России.
это движение, ритм, сила,
музыка, искусство, красота,
спорт!»
Спортивный бальный танец

Уважаемые родители!

На Востоке говорят: «Чем больше ключей
от входной двери, тем проще вход». Поэтому
для Вас и Ваших детей мы подобрали целую
связку ключей, Вам осталось только взять
нужный и распахнуть перед ребёнком
удивительный мир творчества!
Все консультации по записи и работе детских
объединений Вы можете получить в каб.3-1-18.

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30г. Томска Научно – практическая конференция «Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования» Сикорская Е.В., заместитель директора по ВР МОУ СОШ №30 25.03.2011г.

2 слайд

Нормативно- правовая база 1. Нормативно- правовая деятельность по проекту была направлена на разработку и внедрение локальных нормативно – правовых актов, регламентирующих все инновационные процессы, происходящие в ОУ. 2. Нормативно- правовая база школы обновлена. Созданы и апробированы: «Положение об инновационной деятельности школы» «Положение о деятельности временных проектных творческих групп» « Положение о внутришкольном мониторинге» «Положением о школьной научно – практической конференции» « Положением о программах дополнительного образования» «Положение об экспертной группе» «Положение о блоке дополнительного образования»

3 слайд

Основные направления инновационной деятельности и воспитательной работы по проекту выбраны следующие это: изменение содержания дополнительного образования и воспитания изменение форм, методов, технологий обучения и воспитания изменение форм организации и механизмов управления образовательным и воспитательным процессами. научно-методическое, психолого -педагогическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности.

4 слайд

Центр творческого развития МОУ СОШ №30 Общее образование Дополнительное образование Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность

5 слайд

Цель и задачи проекта Цель. Интеграция основного общего и дополнительного образования, способствующая развитию личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие развитию личности школьника в пространстве дополнительного образования; разработать технологии взаимодействия педагогов школы и учреждений дополнительного образования, детей микросоциума.

6 слайд

Организация модели деятельности по МИП МОУ СОШ №30 Социальные партнеры Педагогический коллектив школы Образовательный процесс Семья Дополнительное образование на базе школы Внешкольная деятельность Внеурочная деятельность Воспитательный процесс Классные руководители Педагоги дополнительного образования

7 слайд

Система социального партнерства МОУ СОШ №30 МОУ ДОД ДДТ «Созвездие» , ЦД «Ариэль», ДТД и М, МОУ ДОД ДДТ «Планета» МОУ ДОД «ДМШ №4» МАОУ «Планирование карьеры» МОУ библиотеки «Эврика», «Фрегат» ДЮСШ №2, №4, №1 , №7, №5, №3 МОУ ДОД ДООПД «Юниор», Драмтеатр, театры: «ТЮЗ», «Скоморох», «Карусель», «Пилигрим» Центр медицинской профилактики, УФСКН по ТО, ДДТ «Факел» ГИБДД, КДН и ЗП, ОДН ОМ№2 Ленинского района города Общественная организация «Совет Каштака» Музей СХК, ТОХМ, ТОКМ, музей Афганского центра ТГПУ, ТГУ, ПТУ №6,12,19, 27,33

8 слайд

Сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей. По этим связям между учреждениями происходит обмен кадровыми, методическими ресурсами, информацией, ППС сопровождением. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ к ресурсам др. учреждений и тем самым усиливает собственные возможности. Учащиеся приобретают возможность получить более широкий спектр дополнительных образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

9 слайд

Формы сотрудничества Работа творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги ДО, на базе школы. Воспитательные мероприятия для учащихся школы, совместно с учреждениями –участниками проекта.

10 слайд

В рамках реализации проекта для проведения совместной деятельности были задействованы социальные партнеры: МОУ ДОД ДДТ «Созвездие» («Хореография», «Скауты- патриоты», «Полезные навыки»), МОУ ДОД ЦДОД «ЦПК» («Театральная студия», «Хореография», «Социализация личности»), МОУ ДОД «ДМШ №4» («Музыкальная грамота», специализированные музыкальные классы) - проведение совместных праздников, фестивалей, концертов, акций, мероприятий, музыкальных лекториев для учащихся и родителей. ЦД «Ариэль» («Сценическое мастерство») - проведение Новогодних праздников, дискотек, Дня именинников и пр. Культурные центры города: ОХМ, ТЮЗ, ОКМ, театры:«Скоморох», «Карусель», «Пилигрим»

11 слайд

МОУ ДОД ДООПД «Юниор» (« Полиотлон», «Легкая атлетика»), ДЮСШ №4 («Баскетбол»), ДЮСШ №3«Футбол»), ДЮСШ №7 («Шахматы»), ДЮСШ №2 («Волейбол»), ДЮСШ №1 («Легкая атлетика»), ДЮСШ №5 («Лыжные гонки») - подготовка детей к соревнованиям, проведение соревнований на базе школы и др. учреждений, День здоровья и др.; МОУ библиотеки «Эврика», «Фрегат» - проведение конкурсов, экскурсий, совместных мероприятий; КДН и ЗП, ОДН ОМ№2 Ленинского района, Военкомат города, УФСКН по ТО, ГЦМП – лекции; ДТД и М («Театральная студия «Синтез»»)

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Дополнительные образовательные программы Начальные классы (1-4 кл.) Общеобразовательные классы с ориентацией на лингвистическую специализацию со специализацией хоровое пение с ориентацией на естественно научную специализацию Внеурочная деятельность Изо студия Фольклор Футбол Вокальная студия Петелька Д\о «Непоседы» Городские программы Легкая атлетика Аэробика Лыжные гонки Шахматы Спецкурсы по выбору

15 слайд

Дополнительные образовательные программы Среднее звено (5-8кл.) Общеобразовательные классы Внеурочная деятельность Социализация личности Баскетбол Лыжные гонки Волейбол Спецкурсы по выбору Скаут -патриот Юноармеец Фольклор Вокальная студия Городские программы Изо студия ОФП Тайны природы Шахматы ЮИД Театральная студия

16 слайд

Дополнительные образовательные программы (9-11кл.) Общеобразовательные классы Внеурочная деятельность Лоскутное шитье Лыжные гонки ОФП Спецкурсы по выбору Социализация личности Фольклор Юноармеец Городские программы Факультативы Шахматы Баскетбол

17 слайд

Внешкольная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

18 слайд

19 слайд

Технология взаимодействия Цель взаимодействия - интеграция основного общего и дополнительного образования, способствующая развитию личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения. Под взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Проект предполагает, что каждый её участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие – и проигрывает свои возможные действия, принимает решения.

20 слайд

Механизмы интеграции разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

21 слайд

Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивает целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразии; определённую стабильность и постоянное развитие; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

22 слайд

Обобщение опыта на городской научно – практической конференции «Инновации в дополнительном образовании детей и воспитательной работе ОУ» в апреле 2010г. на Всероссийской научно- практической конференции «Модернизация образования как основа его инновационного развития» в марте 2010г. в г. Северске; на Всероссийской конференции «Создание интеграционного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет» в 2010г.в г. Томске; на Всероссийской конференции «Наука и образование» в секции «Воспитательная работа» в 2010г. в г. Томске (ТГПУ); 29.03.2011г. будет представлен опыт работы школы (заочно) на Всероссийской научно-практической конференции «Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы» в секции «Развитие системы поддержки талантливых детей» (Сикорская Е.В., Скворцова М.В., Антонен О.А.).

23 слайд

Результаты деятельности по реализации проекта определены социальные партнеры проекта, с ними заключены договора о совместной деятельности, составлен план совместной работы, планы творческих групп; налажена система управления образовательным и воспитательным процессами; повысился профессиональный рост педагогов за счет участия в конференциях, семинарах, конкурсах разного уровня; проведен педсовет «Создание условий для развития творческого потенциала школьника в пространстве дополнительного образования в условиях МИП» 05.04.2010г. О своих наработках по этой теме поделились 6 педагогов ДО; доработаны, обновлены программы ДО кружков и секций;

24 слайд

Результаты деятельности по реализации проекта произошло увеличение количества творческих и спортивных объединений на базе школы. занятость школьников увеличилась на 9 %. Снизились правонарушения. в школе созданы условия для творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования. в рамках проекта работает стабильный коллектив. педагоги успешно проводят работу по формированию творческих способностей детей, создают “ситуацию успеха” каждому ребенку, используют разнообразные типы и формы занятий, применяют различные методы, приемы, технологии. педагоги работают над обновлением и совершенствованием учебно-дидактического и учебно-методического обеспечения образовательных и воспитательных программ, что ведет к повышению качества работы образовательных учреждений.

25 слайд

Мониторинг проекта Результативность проекта осуществляется путем проведения диагностических приемов и итоговых срезов. Проводилась входящая диагностика, промежуточные итоги. Планируется итоговый контроль по завершению деятельности через соотношение их с прогнозом или результатами входной диагностики, а также определение причин отклонений от прогноза. Диагностическое обследование в рамках проекта ведет педагог-психолог Скороспешкина Надежда Ивановна. Под её руководством разработана и апробируется модель мониторинга внедрения инновационных образовательных технологий.

26 слайд

Деятельность в рамках проекта открывает ряд новых возможностей: повысить кол-во детей, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования, увеличить рост числа обучающихся, охваченных содержательной досуговой деятельностью, укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, выстраивать и реализовать вместе со школой единую стратегию развития личности ребенка, снизить количества правонарушений среди несовершеннолетних.

27 слайд

Таким образом, при сетевом взаимодействии дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач направленных на гуманизацию всей жизни школы: интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования; выровнить стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

28 слайд

В рамках проекта продолжается апробация модели взаимодействия школьников и родителей, содержания интегрированных программ, поддержка детской инициативы. Новым в данном проекте является то, что он позволяет разработать педагогическую модель приобщения школьников к эстетической и физической культуре в процессе взаимодействия основного общего и дополнительного образования, устанавливает уровни общей культуры современных школьников. Мы полагаем, что реализация проекта будет способствовать развитию социальной и творческой активности участников образовательного процесса, а интеграция общего и дополнительного образования, обновление целей, методов и способов воспитательной работы школы позволят сблизить процессы воспитания, обучения, развития. Следствием всего станет расширение индивидуального образовательного пространства ребенка, как условие творческого развития личности школьника. Проект поможет удовлетворить интересы и потребности детей и родителей.

29 слайд

Литература создает дух нации. История воспитывает ее совесть. Живопись создает ее портрет. Музыка оживляет душу. Архитектура развивает вкус. Спорт укрепляет тело. Искусства просветляют нравы.


Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название - дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, - по конкретным образовательным программам.

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.

Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.

Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.

В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Городская система дополнительного образования детей в Москве - явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

Личностная ориентация образования;

Профильность;

Практическая направленность;

Мобильность;

Многофункциональность;

Разноуровневость;

Разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

Индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;

Реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

Реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей - составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требовании, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из: трех областей:

Территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;

Кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;

Трех процессов и структур, их обеспечивающих:

Социального мониторинга - выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;

Программно-методическая - прогноз развития системы и результатов проблем;

Эксперимент - отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.

Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте-в школе.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности».

Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.

Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.

Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется - оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.

Один из главных вопросов для нас: насколько городская система дополнительного образования детей в Москве готова подчиняться общим требованиям к системе образования? Какой должна быть наша образовательная программа? Как должен выглядеть наш учебный план?

Сегодня мы можем сказать, что прошедшие восемь лет не прошли даром, в результате экспериментальной деятельности, а то и методом «проб и ошибок» мы нашли основания для построения образовательной программы, что может изменить отношение к содержанию дополнительного образования детей.

Главная ценность для нас - личностная. Мы имеем дело со свободным ресурсом ребенка. Сформированная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система дополнительного образования детей в Москве адекватна требованиям, предъявляемым к этому виду образования на федеральном уровне.

Дополнительное образование в Москве доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается окружными управлениями образования и Московским комитетом образования. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.

Комитет образования совместно с окружными управлениями и образовательными учреждениями города последовательно проводит работу по развитию городской системы дополнительного образования детей.

Опыт организации процесса становления и развития московской городской системы дополнительного образования детей позволяет признать, что предпринятые Московским комитетом образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства процессов воспитания и обучения детей Москвы в образовательную систему обеспечили позитивные результаты. Удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения московских детей. По состоянию на 01.01.01 основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, не претерпели негативных изменений в сравнении с 1995 годом. Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений по основным видам деятельности в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, а также правильность действий, предпринятых Московским комитетом образования.

Вопросы развития системы дополнительного образования детей («Инновационная деятельность Московского городского Дворца творчества детей и юношества в контексте реализации программы «Столичное образование» (1995), «О результатах проверки учреждений дополнительного образования детей» (1999)), рассматривались на коллегиях Комитета, городской инспекцией, контрольно-ревизионным управлением, в ходе комплексных проверок окружных управлений образования.

Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей в Москве, стали:

Развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

Повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Укрепление связи науки и практики;

Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

Распространение передового педагогического опыта;

Информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

Организация программно-методической службы;

Создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей в Москве (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

Обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства в Москве.

Свыше 35% обучающихся занимаются в свободное время разными видами образовательной деятельности. Наибольшее число учащихся Москвы занимается в учреждениях дополнительного образования детей Восточного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного учебных округов. В 121 образовательном учреждении дополнительного образования детей реализуется более 3 тыс. программ дополнительного образования.

Образовательный процесс оснащен разноуровневыми образовательными программами. Расширена сеть образовательных, учреждений дополнительного образования детей, за последние 5 лет открыто 11 новых учреждений. Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей в Северо-Западном, Северо-Восточном, Северном, Юго-Западном учебных округах. Проведены три Московских региональных конкурса авторских образовательных программ, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу и сертифицировать более 200 образовательных программ, которые соответствуют нуждам, потребностям и возможностям конкретных детей, семей, общностей

Смысл развития городской системы дополнительного образования детей состоит прежде всего:

В сохранении и культивировании уникальности каждого московского ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;

В удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;

В формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.

Расширена сеть образовательных учреждений дополнительного образования детей. В 2000/2001 учебном году, по статистическим данным (на 1.10.2000), в Москве действуют 123 учреждения дополнительного образования детей (в 1995г. - 108) с контингентом обучающихся 218 644 (1995 - (без спортивных школ) 156 041).

В целях дальнейшей рационализации сети образовательных учреждений к 2000/2001 учебному году открыты учреждения дополнительного образования детей в Северном, Юго-Западном, Северо-Восточном округах. Благодаря целенаправленной работе управления образования Зеленограда бывшие 5 филиалов Дворца творчества перешли в статус самостоятельных учреждений дополнительного образования.

Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (в учреждениях городского подчинения - 51,8%).

Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. Более 60% детей занимается в основных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей.

Рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

Организацию социального опыта;

Психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

Персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

В городе обеспечено научное сопровождение системы дополнительного образования. В 1999 году в структуре МИПКРО создан Центр социализации и методики дополнительного образования, в августе 2000 года сформированы два временных творческих коллектива для разработки теоретико-методологических и методических основ дополнительного образования. К разработке проблемы дополнительного образования привлечено более 20 докторов наук и более 60 кандидатов наук. На разных этапах приняли участие, внесли свой вклад:

А. В. Мудрик;

М. Б. Коваль;

В. В. Рубцов;

В. И. Панов;

В. А. Левин;

В. И. Слободчиков;

А. М. Абрамов;

В. Б. Новичков;

А. Л. Семенов;

Л. Е. Курнешова;

А. А. Остапец-Свешников;

Ю. В. Громыко;

Н. Г. Алексеев;

Е. Б. Евладова;

Ю. В. Крупнов;

Г. П. Буданова.

На планово-системной основе создан и функционирует экспертный совет по дополнительному образованию детей, регулярно проводятся проблемные семинары для директоров учреждений дополнительного образования, организационно-деловые игры. Организована деятельность 5 экспериментальных городских площадок по проблемам дополнительного образования («Экология детства» на базе трех учреждений дополнительного образования городского подчинения: Центра дополнительного образования «Россия», Центра внешкольной работы и Центра творчества детей и юношества Южного округа), что позволяет проверять в экспериментальном режиме инновационные идеи, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, формировать комплект образовательных программ и методических материалов к ним.

Обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта способствуют конкурсы авторских образовательных программ. Авторами программ являются педагоги дополнительного образования, методисты. Проведено три московских конкурса авторских образовательных программ. На конкурс были представлены программы по основным направлениям деятельности, что позволило, провести экспертизу и сертифицировать более 200 авторских - оригинальных и модифицированных - образовательных программ дополнительного образования детей.

Традиционной стала городская научно-практическая конференция «Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиск», организуемая на базе учебных округов (Южный, Восточный, Юго-Западный, Северо-Западный, Зеленоград).

Развитие системы дополнительного образования детей в городе обеспечивается при поддержке префектур административных округов и управление муниципальных районов.

PAGE_BREAK--***

Управление системой дополнительного образования детей осуществляется Московские комитетом образования, специалистами по вопросам воспитания и дополнительного образования в окружных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования.

Управление социального воспитания, международных и межрегиональных программ Комитета образования обеспечивает единство требований к организации образовательного процесса.

Вопросы состояния и развития дополнительного образования детей заслушиваются на; коллегиях окружных управлений. Для решения текущих задач созданы комиссии, оргкомитет по организации каникулярного времени, оргкомитет фестиваля «Юные талант Московии», совет специалистов по вопросам дополнительного образования.

Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В Москве он составляет более 8 тысяч человек. Более 75% педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 27.7% педагогических кадров. В учреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов.

С 1992 года в рамках Московского конкурс «Учитель года» проводится конкурс «Педагог-внешкольник года». Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Он способствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта.

Московский городской конкурс «Педагог внешкольник Москвы» стал своеобразно интегрированной формой выявления в сфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих и имеющих высокий профессиональный рейтинг. Первыми лауреатами конкурса в 1992 году стали: Герман Викторович Митрофанов педагог дополнительного образования Центра творчества «Киевский», Валентина Геннадьевна Дубинина, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «Сокольники» начиная с 1993 года победителями становились: Федор Вениаминович Сухов, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «Хамовники», Виктор Михайлович Какурин, педагог дополнительного образования Московского городского клуба юных моряков и речников, Павел Викторович Курочкин, художественный руководитель театрального центра «Ведогонь», Елена Владимировна Будина, педагог дополнительного образования, руководитель студии изобразительного искусства Дворца творчества детей, подростков и юношества «На Миуссах», Скударь Денис Олегович, педагог дополнительного образования ЦДТ «Матвеевское, Ольга Федосеевна Микертумянц, педагог дополнительного образования студии керамики «Цвет и Форма» Центра детского и юношеского творчества «Строгино», Николай Сергеевич Степанов, педагог-организатор Центра детского и юношеского творчества «Бабушкинский», Яна Владимировна Агеева, педагог дополнительного образования Центра развития творчества и юношества им. А. Косарева, Татьяна Викторовна Ананина, педагог дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного творчества Детско-юношеского центра досуга и др.

В 2000 году в финале конкурса «Учитель года» были представлены 6 педагогов дополнительного образования. Лауреатом конкурса стала М. Г. Струве, педагог дополнительного образования, руководитель детской хоровой студии Центра эстетического воспитания «Моцарт» Юго-Западного учебного округа. Конкурс широко освещался в московской прессе и получил высокую оценку. Лауреаты городского конкурса принимали участие во Всероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Санкт-Петербурге. Ежегодно самое активное участие в конкурсе «Педагог - внешкольник года» принимают Центральный, Южный, Восточный, Северный, Северо-Западный округа.

Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности (в учреждениях, на окружном уровне). Программа фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» предусматривает проведение творческих мастерских, мастер-классов для педагогов дополнительного образования и руководителей детских творческих коллективов по основным направлениям деятельности. Организаторами работы городских творческих объединений являются учреждения дополнительного образования городского подчинения - Московский городской детско-юношеский центр (А.И. Селюнин), Московский городской Дворец творчества детей и юношества (Н.И. Клятова), Центр творчества «Кузьминки» (О. Н. Колот).

Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется Центром социализации и методики дополнительного образования МИПКРО (Г. П. Буданова). За 2 года прошли курсовую подготовку 716 человек. Разработано более 15 учебно-тематических планов для различных категорий педагогических работников: руководителей учреждений, методистов, педагогов дополнительного образования. Особое внимание уделялось специалистам, не имеющим педагогического образования (хореографы, музыканты, инженеры и др.). Для данной категории слушателей разработан специальный курс «Психолого-педагогические и методические проблемы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» (72 и 108 ч.).

Анализ состояния материально-технической базы учреждений дополнительного образования свидетельствует о том, что в данном направлении происходят положительные изменения. Учреждениям выделяются дополнительные помещения (Южный, Северный, Северо-Западный, Юго-Западный округа), укрепляется материальная база.

В настоящее время большинство учреждений городского подчинения выполняет социальные функции на территории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются в последние пять лет на развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей - сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий с учащимися и участие в федеральных мероприятиях подрывают традиции в системе дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражаются на развитии содержания деятельности.

В последние годы учреждения дополнительного образования детей Москвы получили для своей деятельности от 40% до 80% минимально необходимого.

Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время отдельные здания требуют капитального и текущего ремонта. Причины такого положения не только в отсутствии средств, но и в проявлении остаточного принципа по отношению к системе дополнительного образования детей.

Материально-техническое оснащение явно не удовлетворяет современным требованиям к системе дополнительного образования детей.

Эти обстоятельства влияют на рост числа родителей детей, оплачивающих занятия в учреждениях дополнительного образования детей.

Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат на образовательный процесс. Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.

Отсутствие единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей приводит к параллелизму в работе различных комитетов и организаций, которые в своей деятельности не учитывают сложившихся традиций, а в ряде случаев и педагогических принципов.

Учитывая это, а также в целях дальнейшего развития городской системы дополнительного образования детей Москвы Комитетом образования разрабатывается межведомственная программа развития этой системы на 2001-2005 годы.

Цели и задачи такой программы выстраиваются в логике предупреждения деинтеллектуализации детского населения Москвы и роста социальных девиаций детской среде в период перехода образования на новый финансово-экономический механизм.

Программа направлена на:

Преодоление разрыва между глобализмом и персонифицированностью современного образования;

Целенаправленное формирование пространств социально-позитивной социализации детей Москвы, формирование устойчивости в противостоянии негативным социальным воздействиям;

Обеспечение доступности качественного образования разных уровней всем детям и каждому ребенку в индивидуальном темпе, реальности и реализуемости прав детей на свободное самоопределение в неограниченном пространстве образовательных и социокультурных возможностей города - мегаполиса;

Удовлетворение возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации;

Сохранение и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан Москвы в реформируемой России, создание условий, благоприятных для развития творческой индивидуальности личности, ее социального, духовно-нравственного и профессионального становления;

Выявление проблем и затруднений детей, оказание помощи в их разрешении; создание системы поддержки детей при вхождении в глобализированный мир взрослой жизни удовлетворением образовательных потребностей и развития мотивации к познанию и творчеству;

Разработку и реализацию образовательных программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями, с повышенной мотивацией к обучению, творчески одаренных детей;

Развитие инновационных форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов;

Создание условий для реализации принципа непрерывности в образовании;

Обновление нормативно-правовой, материально-технической, финансово-экономической и кадровой базы сферы дополнительного образования детей;

Формирование требований к содержанию организуемого учреждениями дополнительного образования детей образовательного процесса;

Определение общего и особенного в деятельности учреждений дополнительного образования детей разных видов с учетом разнообразия возлагаемых на них функций;

Достижение предусмотренных национальной доктриной образования в Российской Федерации стратегических целей воспитания и обучения для всех групп и категорий детей Москвы. Неформальное по степени свободы личности в выборе содержания и формы образования дополнительное образование детей в Москве представляет собой в достаточной степени формализованный устойчивый образовательный процесс, направленный на обеспечение воспитания и обучения детей в их свободное время.

Межведомственная городская программа развития сферы дополнительного образования детей сможет обеспечить реальную защищенность детей от мелочной опеки взрослых, подавления творческой индивидуальности, оскорбления достоинства формированием опыта личностно социально-безопасного поведения.

К приоритетным направлениям развития дополнительного образования логично отнести совместные действия всех субъектов - организаторов дополнительного образования детей по:

Обеспечению доступности этой сферы для детей различных групп и категорий;

Мобилизации всех ресурсов ее развития и обеспечению их целевого использования в интересах детей Москвы;

Обновлению содержания на основе теоретически обоснованной и выверенной в последствиях концепции;

Созданию индустрии детского досуга;

Модернизации организационной структуры и системы управления;

Формированию и реализации кадровой политики;

Формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в Москве;

Созданию условий для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей Москвы;

Программно-методическому, учебно-технологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей;

Правовому регулированию образовательных процессов в сфере дополнительного образования детей;

Моделированию стандартов качества дополнительного образования детей;

Модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования в соответствии с принятыми учредителем к реализации образовательными программами. Дополнительное образование Москвы имеет все основания для признания мировым сообществом благополучного безопасного и перспективного детства.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.internet-business.ru/




Дополнительное образование целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний;


Задачи дополнительного образования обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей; создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей; разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ; повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»


Статья 4. Понятие системы дополнительного образования Система дополнительного образования является составной частью системы образования и включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования


Направленность программ дополнительного образования Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других направленностей.


Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями дополнительного образования, иными образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования.


Содержание дополнительных образовательных программ, формы их освоения и продолжительность обучения по указанным программам определяются образовательными учреждениями дополнительного образования, иным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы с учетом требований государственных образовательных стандартов дополнительного образования или иных соответствующих требований к содержанию дополнительного образования.



Нормативно-правовая база дополнительного образования детей 1. Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с Федеральным законом от ФЗ с изменениями на). 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. (Утверждено постановлением Правительства РФ от с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от). 3. Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН (введенные 20июня 2003года постановлением Главного Санитарного врача РФ 3 апреля 2003г. 27 Д). 4. «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам»«Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам» (СанПиН). Заменены на СанПиН / Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учрежденияхМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от /16). 6. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.




Раздел «Дополнительное образование детей» в плане работы школы на учебный год Основными разделами плана работы образовательного учреждения по вопросам дополнительного образования на учебный год могут быть следующие: анализ работы учреждения по вопросам дополнительного образования за прошедший учебный год; концептуальные основы работы учреждения по проблемам дополнительного образования на планируемый учебный год; план учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения.


Раздел «Анализ работы образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования детей» Статистические данные: а) сколько детей занималось в творческих объединениях: всего; по возрастам: -дошкольники; -1-4 классы; -5-8 классы; классы; по годам обучения: - первого года обучения; годов обучения; - 4-го и более лет обучения. б) сколько работало детских объединений и учебных групп всего; по направлениям дополнительного образования детей.


Раздел «Анализ работы образовательного учреждения по проблемам дополнительного образования детей» Анализ деятельности системы дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения: 1) какие ставились цели и задачи; 2) направленности и детские объединения; 3) их программно-методическое обеспечение; 4) стабильность состава учащихся детских объединений; 5) результаты реализации образовательных программ (формы выявления результатов, обобщенные данные их выявления); 6) результаты участия воспитанников творческих объединений в массовых и конкурсных мероприятиях (учреждения, района, округа, города, российских и международных конкурсах, выставках и фестивалях); 7) проблемы и их причины; 8) выводы и перспективы.




Раздел «План учебно-воспитательной работы системы дополнительного образования учреждения на учебный год» Организация учебного процесса учреждения: Содержание учебного процесса: Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса (перечень программ дополнительного образования детей). Массовая работа: Кадровое обеспечение (не обязательный раздел в плане работы): Контроль за учебно-воспитательным процессом (формы, сроки): Выявление результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения (форма, сроки).


Учебный план дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения на год - содержательные направленности дополнительного образования (в соответствии с современной классификацией); - профили (полные названия) детских объединений; - количественные показатели (количество учебных часов в неделю, количество учебных групп и учащихся, общее количество часов к финансированию); - возрастные показатели (т.к. многие профили дополнительного образования имеют определенные ограничения по возрасту); - нормативно-правовые основания (в соответствии с каким нормативно-правовыми документами разработан учебный план).


В пояснительной записке к учебному плану дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения необходимо изложить следующие аспекты: - нормативно-правовые основания для составления (т.е. перечень основных федеральных и региональных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию детей, а также собственных документов общеобразовательного учреждения по названной проблеме); - количество и обоснование направленностей дополнительного образования детей (краткое изложение собственных представлений педагогического коллектива общеобразовательного учреждения о необходимости и содержательной ориентации каждой из предлагаемых направленностей); - традиционные профили дополнительного образования и предлагаемые в данном учебном году новые по тематике детские объединения; - обоснование введения в систему дополнительного образования различных по тематике краткосрочных элективных курсов (например, в рамках подготовки к профильному обучению, в контексте реализации тематических программ учреждения и т.д.).


Требования к режиму деятельности детей 1. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа. 2. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00ч, а их окончание - не позднее 20.00ч. 3. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы. 4. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в приложении 3 СанПиН Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.приложении 3


Требования к медобслуживанию детей. 1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. 2. Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год. 3. После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только со справками врача.


Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Программы могут быть: - авторскими; - модифицированными (при разработке модифицированной программы обязательно в таблице необходимо ввести графу изменения (количество часов, тематика); - типовыми.


Определение ведущей деятельности учащихся Возрастной периодВозраст учащихсяВедущая деятельность Дошкольное детство3-7 летСюжетно-ролевая игра Младшее школьное детство7-12 летУчение Младший подростковый возраст летИнтимно-личностное общение Старший подростковый возраст летУчебно-профессиональная деятельность


Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно- технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно- спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно- патриотической, социально-педагоги­ческой, социально-экономической, естественно-научной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).


Содержание дополнительных образовательных программ Должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.






1. На титульном листе рекомендуется указывать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; -год разработки дополнительной образовательной программы.


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей 1 Утверждаю: Директор МУДОД ЦДОД 1 _____________Л.В. Малышева Протокол педсовета МУ ДОД ЦДОД 1 __от «___»_____________200_г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) _________ «МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА»_________ (наименование объединения) _ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО_ (наименование учебной дисциплины, курса) ____________________2 ГОДА_________________ (срок реализации программы) __ ____ _МОДИФИЦИРОВАННАЯ__________ (вид программы) _________________ 7-9_лет__________________ (возраст обучающихся) ___ДАНИЛЕНКО ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА___ (Ф. И. О. преподавателя, составителя) ст. Павловская 2008 г


Проблемы титульного листа отсутствие обозначения срока реализации, возраста учащихся, наименования города, района, учреждения; утверждение программ в нескольких учреждениях, организациях; указано слишком много «лишней» информации: формы занятий по программе, режим занятий, формы итоговой аттестации учащихся; н азвания отдельных программ не вполне соответствовали описанному содержанию.


2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной обра­ зовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).


Цели и задачи дополнительных образовательных программ обучение, воспитание, развитие детей - в развитии (общие и специальные способности); - в обучении (профессиональная подготовка); - в воспитании (личностные качества). Возможна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех названных выше ее взаимосвязанных составляющих.


Цель программы «Марья-искусница»: Формировать познавательный интерес к культуре, искусству России, навыки и умения, позволяющие развиваться детям всесторонне, подвести к осознанному определению своих профессиональных планов, показать применение полученных знаний и умений в повседневной жизни. Задачи. Обучающие: Научить технологии изготовления работ по вышивке, аппликации, вязанию крючком и на спицах, побуждая к самостоятельному созданию авторских работ. Познакомить с основами цветоведения. Учить изготавливать на высоком профессиональном уровне вязаные изделия в духе традиций российских мастеров. Развивающие: Развивать фантазию, прививать интерес к народным ремеслам. Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям декоративно- прикладного творчества, к искусству. Воспитательные. Воспитывать художественно-эстетический вкус. С помощью рукоделия обогатить и разнообразить свой досуг. Воспитывать способность обучающихся адаптироваться и подготовиться к самостоятельной жизни в современном мире.


Ошибки при формулировке целей и задач программы - формулируется слишком большое (или необоснованно ограниченное) количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формальном отношении к этому важному вопросу); - подмена целей задачами (т. е. это говорит о том, что педагоги путают процесс образовательной деятельности и его результат); - выделение только узкопрофессиональных целей по своему профилю деятельности (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему как к сугубо обучающему процессу, результатом которого педагогу видится научение ребенка технологии выполнения данного вида деятельности); - замена целей педагогическими идеями и принципами (например, в качестве цели работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»); - слишком общая формулировка целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»); - дробление задач на отдельные технологические части либо, наоборот, их неоправданное расширение, что не позволяет проконтролировать их выполнение; - разделение целей программы и целей объединения.


Проблемы пояснительной записки Отсутствие описания актуальности программы - свойства отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем; Попытка изложения в программе всей истории развития данного вида деятельности и его современное состояние, а не обозначение максимальной приближенности содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;


Ошибки учебно-тематического плана - многие авторы при оформлении учебно- тематического плана программы путают его с календарно-тематическим планом занятий на конкретный учебный год, т. е. расписывают в плане тему каждого конкретного занятия. Программа является своего рода «стратегическим» документом, поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое количество часов на их изучение с разбивкой на теоретические и практические часы; - учебно-тематический план рассчитан на весь период обучения, а не по каждому учебному году. Данный подход может быть оправдан только в комплексных программах, которых на конкурс поступило не так уж и много;




Ошибки описания раздела «Содержание программы»: отсутствие данного раздела вообще; отсутствие содержания практической деятельности детей в каждой учебной теме; слишком лаконичное описание содержания больших разделов программы (на учебных часов описано две-три строчки).


5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практически: работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематик опытнической или исследовательской работы и т.д.


Необходимые условия реализации программы: - материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности объединения; - методические условия (дидактические пособия), если обучение ведется по какой-либо конкретной авторской методике; - кадровые условия, если в программе предусмотрено несколько направлений образовательной деятельности или педагогу необходимы коллеги-помощники (концертмейстер, режиссер и т. д.); - внешние условия, определяющие необходимые связи с различными творческими или научными организациями, а также информационную поддержку деятельности детского объединения. Ошибки в разделе «Список литературы»: неполный, слишком скудный список; использование в списке устаревших изданий (1965, 1974 год выпуска изданий); на титульном листе стоит дата утверждения программы –1995 год, а в списке литературы встречаются издания 2003, 2005 года.


Ведение журнала творческого объединения дополнительного образования. Журнал творческого объединения дополнительного образования – это, прежде всего, документ финансовой отчетности за реально отработанное время и требует систематического заполнения в соответствии с требованиями. Педагог дополнительного образования должен заводить журналы установленного образца. Работа в спортивных секциях недопустима без медицинского допуска. Администрация обязана регулярно контролировать ведение журналов.