Болезни Военный билет Призыв

Представителями теории ролевого поведения являются. Социальный статус. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

Титов Евгений Михайлович, хим-мет 2-2

Ролевая теория личности

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие.Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования) , связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение) , или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Страница 17 из 24

Ролевая теория личности.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах “Роль, Я и общество” (1934), “Исследование человека” (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории – “социальная роль” – было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее – Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к “тюремному” эксперименту американского исследователяФилиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: ”Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях…”. Эксперимент планировалось провести в течение одной –двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили “заключенными”, другую – “тюремщиками”. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали “заключенных” и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать “тюремщиков” от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они “вошли в роль” и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно “тиcки” социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, “переступать через самих себя”.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности . Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин – второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования), связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Социальный статус понимается как структурная единица которая определяет место индивида в социальной структуре и характеризуется определенной структурой прав и обязанностей.

Роль – динамический объект статуса.

Социальное действие – система включающая в себя множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли. (Парсонс).

Ролевой плюрализм – участие одних и тех же актеров в ряде коллективов.

Важнейшей составляющей процессов социализации общества является расширение ролевого плюрализма.

Ролевой набор – Совокупность ролевых отношений личности, которые определяются ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.

Статусный набор – статусы, которые занимает личность.

Эспектации – конфликт между ожиданием людей занимающих разные статусы.

Ролевой конфликт. Механизм объединения статусов и ролей для предотвращения конфликта:

Объединение статусов временный отказ от какой-либо роли;

Объединение ролей, более эффективное их выполнение.

Классы социальных ролей (Морено):

1). Психосоматические (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания роли);

2). Психодраматические (соотношение конкретных требований социального окружения);

3). Собственно социальные роли (статусная обусловленность и заданность социальных ролей).

Отличие статуса и роли:

Статус – место индивида в социальной системе.

Роль –функциональное назначение того или иного статуса.

Статус – устойчивое статическое положение индивида.

Роль – характеризует динамический аспект статуса.


Ролевая теория личности описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – приписанный (при рождении), приобретенный (в процессе становления личности), профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Понятие «социальная роль» появилось в XXвеке в работах Дюркгейма, Вебера, а позднее – Парсонса, Линтона и др. Широкое распространение это понятие получило под влиянием работ американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Мида и Морено. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Социальные роли в ролевой теории личности рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Основные положения ролевой теории личности были высказаны еще в 20-30-е годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Линтоном . Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности (так называемые "ролевые предписания"). В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания . Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.

Ролевым конфликтом называется ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух и более несовместимых ролей. В самом общем виде выделяют два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Примером конфликта между ролями может служить случай, когда человек занимается таким видом деятельности, который периодически вступает в конфликт с его хобби. Примером конфликта в пределах одной роли может служить публичное провозглашение одной точки зрения, не совпадающей с внутренним убеждением, которое высказывается только в тесном кругу друзей.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от конфликтов. Образовавшаяся напряженность может быть снижена или снята посредством рационализации, разделения или регулирования ролей.Рационализация роли – это бессознательный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения. Классическим примером считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастливой, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человека как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия. Так, жестокий правитель в дружественной компании легко может быть добрейшим человеком, а коррупционер и махинатор на родительском собрании может с энтузиазмом говорить о законности и правопорядке.Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. На практике это может выглядеть в форме ссылки индивида на влияние организации или какой-то третьей силы на те действия, которые совершил он сам. Так, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, ссылаясь на служебную необходимость. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально.

Классическое определение теории ролей (социальной роли) было дано в 1936 г. Р.Линтон ом. В понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.

В ролевой теории Т. Парсонса преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации ролей. Он считал, что любая роль определяется пятью основными характеристиками: эмоциональной содержательностью, способом получения роли (предписывание или приобретение), масштабом, формализацией (строго установленные или размытые) и мотивацией.

Морено в своей книге «Кто должен выжить?» классифицирует социальные роли следующим образом: 1. психосоматические (поведение личности связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой); 2. психодраматические роли (поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения); 3. социальные роли (личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории, например, матери, рабочего и т.п.).

Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Первые считаются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмечается ограниченность ролевых теорий личности вследствие их преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Путь развития человека от индивида до личности посредством усвоения социального опыта. Характеристика первичной и вторичной социализации, этапы и способы ее осуществления. Классификация социального статуса, влияние социальной роли на развитие личности.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Характеристика понятия конфликта и определение его роли в современном обществе. Типология конфликтов и основные причины их возникновения в социальной работе. Поведенческие реакции личности на конфликт. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками.

    реферат , добавлен 06.12.2013

    Понятие социального статуса, различие социального и личностного статуса. Социальная роль как динамический аспект статуса, ее параметры: уровень эмоциональности, способ получения, степень формализации, масштаб, мотивация. Концепции ролевого конфликта.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Социальная структура как анатомический скелет общества. Сущность и структура социального статуса, определение социальной роли как ее динамического аспекта. Классификация и типы ролей, особенности исследования. Идентификация между ролью и статусом.

    реферат , добавлен 27.01.2014

    Характеристика внутренней содержательной стороны, диспозиционно-пространственного измерения и внешненоминационной формы социального статуса. Социальная роль как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, ее влияние на развитие личности.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие и виды социального статуса. Предписанные и достигаемые статусы. Понятие социальной роли. Отношения между врачами и пациентами. Действия, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих переживаний.