Болезни Военный билет Призыв

Песни на стихи ольги фокиной. Вологодская областная детская библиотека Рассказы ольги фокиной

Начало биографии Ольги Фокиной во многом типично для людей ее поколения. Она родилась 2 сентября 1937 года. Архангельская область и находящаяся в ней деревня Артемьевская (теперь Тимошинское) Верхнетоемского района сохранили традиции северного крестьянства – не только привычку к труду, но и замечательные народные песни. Мать будущей поэтессы, закончившая только четыре класса церковно-приходской школы, знала наизусть много стихотворений русских классических поэтов, которые рассказывала детям по вечерам. Сельские праздники и исполнение старинных песен сама Ольга Александровна называет своей поэтической школой.

Военное детство не бывает легким. Отец Ольги Фокиной вернулся с войны в 1943 году (он был призван в армию, несмотря на туберкулез) и прожил после возвращения совсем недолго. Семья, в которой было шестеро детей, голодала – ели траву и картофельную кожуру, просили милостыню. До сих пор поэтесса не может выбросить даже небольшой кусочек засохшего хлеба. Окончив семь классов, Ольга решила приобрести уважаемую и востребованную профессию медсестры. Однако, окончив с отличием в 1956 году медицинское училище в Архангельске, она поняла, что хотела бы посвятить свою жизнь поэзии, и решила продолжить учебу не в мединституте, куда бы ее приняли без экзаменов, а на филфаке Архангельского педагогического института. Ее стихи уже публиковались в газете "Северный комсомолец", и Ольга отправилась в местное отделение Союза писателей. Однако там отказали в рекомендации для поступления, и молодую медсестру направили заведовать медпунктом лесоучастка Ягрыш, а позднее – Нового. Отправляясь на вызов, приходилось преодолевать пешком многие километры бездорожья, а по пути Ольга сочиняла стихи, и иногда записывала их на обороте горчичников. В 1957 году девушка решила испытать судьбу еще раз и отправила свои стихи в Москву, в Литературный институт им. Горького. К радости Фокиной, ей ответил поэт Виктор Боков, который пригласил ее учиться в Москве.

Приемная комиссия была поражена стихами молодой северянки. Секретарь комиссии даже прислала ей письмо, в котором прямо спросила, знакома ли она с творчеством Марины Цветаевой (о которой в 1957 году знали очень немногие). Простодушная девушка даже не смогла правильно прочитать фамилию и ответила, что об "Увераевой" ничего не знает. Поступив в институт, на поэтическом семинаре Н. Сидоренко Ольга Фокина познакомилась уроженцами Вологодской области, имена которых в последствии стали знаменитыми – Н. Рубцовым, В. Беловым, С. Викуловым. За своего соученика А. А. Чурбанова, написавшего впоследствии книгу "Море соленое", Ольга вышла замуж. У них родилось двое детей – сын Саша и дочь Инга.

В 1963 году у Ольги Фокиной вышел первый поэтический сборник "Сыр-бор", и она стала членом Союза писателей. После окончания учебы поэтесса возвратилась на родной Север, однако не в Архангельск, а в Вологду, где проживает до сих пор, являясь почетной гражданкой этого города. Ольга Александровна работала в газете "Вологодский комсомолец", в настоящее время занимается творческой деятельностью. За сборник стихов "Маков день" (1976) поэтесса была удостоена Государственной премии РСФСР. Среди ее наград – медаль "За трудовую доблесть" (1967), ордена "Знак почета" (1981) и "Трудового красного знамени" (1984). Последний сборник стихов поэтессы "Маятник" (2013) награжден Всероссийской литературной премией "Ладога".

Ольга Александровна Фокина

Фокина Ольга Александровна - поэтесса.

Родилась в семье бригадира колхоза «Север». Отец ушел на фронт и не вернулся. «Черемуха за старым огородом - / Единственная память об отце». Многодетная семья Фокиных жила скромно, но дружно. Первые стихи Фокина написала в 8-10 лет, вместе с братом заполняли тетрадные страницы рисунками и стихами. После семилетней школы окончила Архангельское медицинское училище и работала фельдшером на лесоучастках. Первые стихи публиковались в стенгазете училища и в газете «Северный комсомолец»; печатается с 1955.

В 1962 окончила в Москве Литературный институт им. М.Горького. Ныне живет в Вологде.

Поэзия Фокина посвящена Русскому Северу, не случайно ее книги стихов выходили с напутствиями поэтов Севера - С.Викулова и Б.Шергина. Особенно дороги поэтессе приметы родной природы: «Шиповник, то алый, то красный, / Горит молчаливым огнем»; «Пень почтительно скинет папаху, / Поприветствует молча сосна...» Природа в стихах Фокина предстает в ярком своеобразии: у нее деревья и в листопад «Кланяются ветру / Пригоршней монеток, / Чтоб еще подольше / Постояло лето...» Поэтесса отождествляет себя с миром родной природы: «Простолюдинка ива я - / К земле не прихотливая»; «Набреду на ландышевый остров / И останусь ландышем на нем».

Любовь к родному краю - основа творчества поэтессы: «Лелей лоскут отеческой земли, / Как ни болотист, как ни каменист он...» Но родной край - не только природа, прежде всего это извечный крестьянский труд: «Храню откровенную верность / Раздольности русских полей...» Образ плодородного, ухоженного заботливыми руками поля становится одним из центральных в поэзии: «В небе - высоко-высоко, / В поле - светло-широко!» Фокина ощущает себя продолжательницей вековых крестьянских традиций: «Мне завещаны дедом / Поле с житом и рожью, / Боровые приметы, / Луговые ос-тожья». Поэтическое повествование об этих традициях также необычно, своеобразно: «Эту юную, только из зимних пеленок, / Поцелуй мою землю, серебряный плуг!» Северянке дороги северные поля и пастбища, вот почему «все над ними милое - даль и высь».

С детства любимым поэтом был Н.А.Некрасов; «мы пришли из некрасовских "троек"»,- говорит поэтесса и продолжает некрасовские традиции воспевания и крестьянского труда, и женщины-крестьянки. В стихах о матери воплощен нравственно цельный образ русской крестьянки-труженицы: «Не было дня выходного / Маме - за семьдесят лет!»; «Красивая не внешнею... / Глубинной красотой». Обращаясь к матери, поэтесса говорит: «Тянусь за тобою: смогу ль, дорасту ли, / Когда-нибудь встану ль с тобой наравне?» Тема материнства - также одна из центральных в поэзии Фокиной, образ ивы перерастает в образ материнской силы и любви, лирический образ матери перерастает в образ матери-Родины.

Один из основных эстетических принципов Фокиной - в будничном, повседневном видеть красоту, вдохновенность народной души. Стихи плотно «заселены» привлекательными людьми - тружениками деревни. Мы видим типичный образ крестьянки, проводившей мужа и сыновей на фронт: «Жала, сеяла, молотила / За двоих, за троих - одна. / Не сломилась... А вся-то - прутик!» Среди героев поэтессы печник Трошка, бригадир Степанов, колхозный кузнец Михаил Баскаков: «Он мехи раздувал, / Озаряемый жаром из горна, / Бог огня и железа...» Но и его судьба складывалась трудно, как и вообще судьба глухой северной деревеньки, ее людей, да еще во времена военного лихолетья: «Пожилая вдова, вдова / Рубит, рубит в лесу дрова».

Жизнь сурова, но именно суровый Север становится спасительным родным домом, который дает нравственную силу, дает радость существования: «Солнце с утренних окошек / Чиркнет лучиком в глаза...» Поэтесса едина с родным краем: «я - продолженье твое живое»,- обращается она к березе; «Я - не орех кокосовый, / В моей крови - брусничный сок, / И сок ржаной, и сок березовый».

В 1960-х вышло несколько книг Фокиной - «Реченька», «А за лесом - что?» (обе - 1965), «Аленушка» (1967), «Островок» (1969). Поэтесса с детства жила в песенном мире народной частушки, и уже первые ее книги показали, что истоки образности поэзии Фокиной, песенности интонаций, особенности лексики - в народном творчестве. Поэтесса воплощает в своей образной речи музыку севернорусского говора, живой язык частушек, речитатив сказителей былин. Органичны в ее речи пословицы и поговорки, и сказка участвует даже в ее реальной жизни: «Парнишка, чуточку знакомый, / С того, другого, бережка / Мне кинул радугу со звоном, / И я по радуге пошла». Язык поэтессы отражает реальность народной северной речи: «Давно тебя не видела, / Стоскнулось - и покликала...»: «Вся надия на тебя только»; «Хватит перемигушек - / Голова болит!».

Своеобразны и стихи поэтессы о любви. Радость встречи: «Пой, вселенная! Я воскресаю!»; «И от песен моих / Реки вздрогнули...» Образ любимого: «...И как празднично ты шагал, / Вешним солнышком облучен, / До заветного родника, / С полотенцем через плечо...» Но не сбываются надежды, и с грустью поэтесса говорит вслед уходящему: «Ты был моей далью, / Ты был моей высью...»

Поэтесса расширяет свой творческий диапазон, пишет целый ряд поэм - «Аленушка», «Хозяйка», «Полудница» и др., драматическую поэму «Останься со мною». Будучи фельдшером, она несла людям в рюкзаке микстуры и книги Пушкина, затем несет им не только книги свои, но и песни. Напевность языка явилась первоосновой успешной работы Фокиной над песнями «Здравствуй, речка Паленьга», «Насмотрись, зоренька, в реченьку», «Ох, ты уехал...». В журналах Севера, Ленинграда, Москвы публикует не только стихи; например, в «Неве» выступает со статьей к 60-летию Федора Абрамова.

Фокина принадлежит к тем поэтам, чье творчество знаменует слияние крестьянской и пролетарской ветвей русской поэзии. Вместе с тем поэтесса предостерегает от опасности обезлюденья русских деревень, ставшего тревожным еще в 1960-е. Брошенным домам, гибнущим деревням посвящены стихи «Наличники», «Старая деревня». Лейтмотив книги «Стану стеблем» (1974) - «Храни огонь родного очага». Тревога за будущее русской деревни, тем самым русского народа прозвучала и в драматической поэме «Останься со мною» (1980). Поэтесса призывает искать и находить добрые слова о родном Русском Севере, их ждет и чудесная Северная Двина: «О разливах, о плесах твоих золотых / Мало песен поется в народе: / То ли люди не видят твоей красоты, / То ли слов, чтобы спеть, не находят».

Мировоззрение поэтессы, вопреки трудностям военного времени и утратам времени нынешнего, изначально оптимистично: «О, как я жизнь люблю!» Но катастрофы, настигающие жизнь природы, жизнь деревни, вызывают мучительную тревогу в поэзии Фокиной: «Рой, взрывай, стирая грани! / Лес - в дыму, земля-в золе...»; «Только зря не губите / Во бору моем сосен»; в «речку росную / Чуть свет - с копытами / Бока навозные, хвосты немытые...» Обычно четкий, но негромкий голос поэтессы в стихотворении «Поезд, стой!

Помедли малость!» звучит публицистически остро. Так развивается тема сохранения родников: «Чтоб было солнечно и звездно - / Храни родные родники».

Эта тема принципиально расширяется и развивается в стихотворении «Не по-нашему» (Знамя. 1988. №11. с.1-4).

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 586-588.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. Стихотворения и поэмы. М., 1985;

Избранная лирика. М, 1971,

А за лесом - что? М., 1965;

Маков день: стихи М., 1978;

Буду стеблем: Стихотворения и поэмы. М., 1979;

Колесница: Стихи и поэмы. М, 1983;

За той за Тоймой...: Стихи и поэма. М., 1987;

На одной тропе. М., 1994,

Разнобережье: стихи Архангельск, 1998.

Литература:

Оботуров В. Наследство чудо-родины // Север. 1971. №5;

Фёдоров Вл. Бойцы моей земли. М., 1973. С.291-292;

Михайлов Ал. Северная тетрадь. Архангельск, 1976 С.152-164;

Хайлов А. На колеснице поэзии // Север. 1983. №3,

Дементьев В. Исповедь земли. М., 1984. С.317-331;

Викулов С. «...Чтоб вышел с людьми разговор» // Фокина О. Избранное. М., 1985. С.18;

Ломунова М. Белые цветы гиперборея Архангельск, 1999. С.196-213,

Бондаренко В. Алая любовь Ольги Фокиной // Ниш современник. 2000. №1.

P.S.

С песней «Звездочка моя ясная», строки стихотворения которой были опубликованы в альманахе «День поэзии» 1965, связана красивая легенда. Некоторые считают, что эта популярная песня посвящена юной 19-летней девушке, стюардессе Надежде Курченко, убитой террористами всего за 3 месяца до ее свадьбы...

И сегодня, накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября, вспомним эту историю.

15 октября 1970 года, взлетев из батумского аэропорта, самолет АН-24 (рейс 244) с 46 пассажирами на борту взял курс на Сухум - Краснодар. Через несколько минут после взлета, на высоте 800 метров, двое пассажиров — отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу Надежду Курченко и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Она бросилась в кабину и закричала: «Нападение!»

Преступники кинулись за ней и, в попытке прорваться в кабину пилотов, начали стрелять. Позже в обшивке насчитают 18 пробоин. Несколько пуль были выпущены в сторону салона; никто из пассажиров не пострадал. Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе — пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья.

Старший Бразинскас достал гранату и, угрожая взорвать ее, потребовал от пилотов подчиниться и лететь в сторону Турции...

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса — к двум.

В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия, и, тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле, а оттуда американские спецслужбы их вывезли в США.

В 1980 году Пранас заявил в интервью «The Los Angeles Times», что был активистом движения за освобождение Литвы и бежал за границу, поскольку на родине ему грозила смертная казнь. Однако он почему-то забыл рассказать, что сидел на родине не за патриотизм, а получил два срока за воровство и злоупотребление служебным положением.

В Америке Альгирдас официально стал Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали малярами.

В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ольга Александровна Фокина
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден


Большая литературная премия России ()
Награды:
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

О́льга Алекса́ндровна Фо́кина (род. 2 сентября 1937 года) - советская русская поэтесса , лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1976), Большой литературной премии России (2007). Почётный гражданин города Вологды (2013).

Биография

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевская Корниловского сельсовета Верхнетоемского района Северной области (ныне - в Тимошинском сельском поселении Верхнетоемского района Архангельской области) в семье потомственных крестьян. Во время Великой Отечественной войны , в 1943 году, у Ольги умер вернувшийся из армии отец .

После семилетки поступила в 1-е Архангельское медицинское училище, которое закончила с отличием; стала работать заведующей медпунктом сначала лесоучастка Ягрыш, затем - Новое. В 1957 году поступила в , в поэтический семинар Н. Н. Сидоренко . Там она познакомилась Н. М. Рубцовым , В. И. Беловым , С. В. Викуловым , А. А. Романовым .

С 1964 года Ольга Александровна на творческой работе. В последние годы О. А. Фокина много и плодотворно работает, участвует во встречах с читательской аудиторией. Дочь - поэтесса Инга Чурбанова (род. в 1967)

Творчество

Сборники стихов
  • «Сыр - бор» (1963 год)
  • «Реченька» (1965)
  • «А за лесом - что?» (1965)
  • «Аленушка» (1967)
  • «Стихи» (1969)
  • «Островок» (1969)
  • «Самый светлый дом» (1971)
  • «Стихи. Библиотечка избранной лирики» (1971)
  • «Камёшник» (1973)
  • «Маков день» (1974)
  • «От имени серпа» (1976)
  • «Полудница» (1978)
  • «Буду стеблем» (1979)
  • «Памятка» (1983)
  • «Колесница» (1983)
  • «Три огонька» (1983)
  • «Попахни, черёмушка» (1997)
  • «Разнобережье» (1998)
  • Избранные произведения, в 2-х томах (2003)
  • «Маятник» (2013)

Песни на стихи Ольги Фокиной

  • Ирина Бржевская - Здравствуй, речка Паленьга (А. Фаттах - О. Фокина)
  • Алла Иошпе - Уезжая учиться в Москву (А. Фаттах - О. Фокина)
  • Маргарита Суворова - Баллада о берёзе (А. Фаттах - О. Фокина)
  • Людмила Сенчина - Черёмуха (Песня-77; В. Гаврилина - О. Фокина)
  • ВИА «Цветы» - Звёздочка моя ясная (В. Семёнов - О. Фокина)
  • Валентина Дворянинова - Насмотрись зорька в реченьку (А. Фаттах - О. Фокина)
  • Альберт Асадуллин - Не приближай к себе звезду (С. Гринберг - О. Фокина)
  • Валентина Толкунова - Косынка (В. Ветров - О. Фокина)
  • Елена Камбурова - Храни огонь (В. Плешак - О. Фокина)

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Фокина, Ольга Александровна"

Примечания

Ссылки

  • . - Вологда: Русь, 2005. - 564 с., л. цв. ил.]

Отрывок, характеризующий Фокина, Ольга Александровна

На глазах доброй соседки блестели слёзы, видимо даже добрые воспоминания пока ещё очень сильно ранили её исстрадавшееся по утерянному мужу, сердце...
– Я вам обещаю, я буду её очень любить и хорошо за ней смотреть! – задыхаясь от волнения, пролепетала я. – Она будет счастливой...
Все окружающие довольно улыбались, а мне вся эта сценка вдруг напомнила где-то уже виданный похожий эпизод, только там человеку вручали медаль... Я весело рассмеялась и, крепко обняв свой удивительный «подарок », поклялась в своей душе не расставаться с ним никогда.
Вдруг меня осенило:
– Ой, постойте, а где же она будет жить?!.. У нас ведь нет такого чудесного места, как имеете вы? – расстроившись, спросила соседку я.
– Не волнуйся, милая, она может жить у меня, а ты будешь приходить, чтобы её чистить, кормить, за ней смотреть и на ней кататься – она твоя. Представь себе, что вы «снимаете» у меня для неё дом. Мне он больше не будет нужен, я ведь не буду заводить больше лошадей. Вот и пользуйтесь на здоровье. А мне приятно будет, что Пурга будет и дальше у меня жить.
Я благодарно обняла мою добрую соседку и взявшись за цветной шнурок, повела (теперь уже мою!!!) Пургу домой. Моё детское сердце ликовало – это был самый прекрасный подарок на свете! И его правда стоило подождать...
Уже где-то с полудня, чуточку очухавшись после такого ошеломляющего подарка, я начала свои «шпионские» вылазки на кухню и в столовую. Вернее – я пыталась... Но даже при самых настойчивых попытках, проникнуть туда мне, к сожалению, никак не удавалось. В этом году бабушка, видимо, железно решила ни за что не показывать мне своих «произведений» пока не придёт время настоящего «празднования»... А мне очень хотелось хотя бы краешком глаза посмотреть, что же она так усердно два дня там колдует, не принимая ничью помощь и не пуская никого даже за порог.
Но вот, наконец-то, наступил долгожданный час – около пяти вечера начали появляться мои первые гости... И я, в конце концов, получила право полюбоваться своим праздничным столом... Когда в гостиную открыли дверь, я подумала, что попала в какой-то сказочный, райский сад!.. Бабушка весело улыбалась, а я бросилась ей на шею, чуть ли не рыдая от переполнявших меня чувств благодарности и восторга...
Вся комната была украшена зимними цветами... Огромные чашечки ярко жёлтых хризантем создавали впечатление множества солнышек, от которых в комнате было светло и радостно. А уж праздничный стол являл собою настоящее произведение бабушкиного искусства!.. Он благоухал совершенно сногсшибательными запахами и потрясал многообразием блюд... Здесь была и покрытая золотистой корочкой утка, с моей любимой грушёвой подливкой, в которой «тонули» целые половинки томлёных в сливках, пахнущих корицей груш... И дразнившая нежнейшим запахом грибного соуса, истекающая соком курочка, пышущая начинкой из белых грибов с орехами, и буквально тающая во рту... По середине стола «впечатляла» своим размером страшенная щука, запечённая целиком с сочными кусочками сладкого красного перца в лимонно-брусничном соусе... А от запаха толстеньких, лопающихся от пышущего жара, сочных индюших ножек под корочкой клюквенного муса, мой бедный желудок подпрыгнул аж до самого потолка!.. Гирлянды нарезанных тоненькими кусочками всевозможных копчёных колбасок, нанизанных на тончайшие прутики наподобие шашлыка, и скрашенных маринованными помидорами и солёными домашними огурчиками, «убивали» запахами знаменитых литовских «копчёностей», нисколько не уступая одуряюще пахнувшей копчёной сёмге, вокруг которой весёлыми кучками высились, политые сметаной, сочные солёные грузди... Золотисто поджаренные кругленькие пирожки попыхивали горячим паром, а вокруг них в воздухе витал совершенно неповторимый «капустный» аромат... Всё это изобилие искуснейших бабушкиных «произведений» полностью потрясло моё «голодное» воображение, не говоря уже о сладостях, вершиной которых был мой любимый, взбитый с вишнями, тающий во рту творожный пирог!.. Я восхищённо смотрела на бабушку, от всей души благодаря её за этот сказочный, по-настоящему королевский стол!.. А она в ответ только улыбнулась, довольная произведённым эффектом, и тут же начала с величайшим усердием угощать моих, ошалевших от такого изобилия, гостей.
После в моей жизни было множество «больших» юбилейных дней рождения, но ни один из них, даже праздновавшихся в самых изысканных заграничных ресторанах, никогда даже близко не сумел превзойти мой потрясающий десятый день рождения, который смастерила тогда для меня моя необыкновенная бабушка...
Но «сюрпризам» в этот вечер, видимо, не суждено было кончаться... Через какие-то полчаса, когда «пир» уже был в самом разгаре, воздух в комнате вдруг по привычному (для меня) заколебался и... во всей своей красе появилась Стелла! Я от неожиданности подпрыгнула, чуть не опрокинув свою тарелку, и быстренько начала оглядываться по сторонам – не видит ли её кто-то ещё. Но гости со здоровым аппетитом, увлечённо поглощали «плоды» бабушкиного кулинарного искусства, не обращая никакого внимания на вдруг рядом с ними появившегося чудо-человечка...
– Сюрприз!!! – весело хлопнула в ладошки малышка. – С твоим большим день рождением тебя!.. – и в комнате прямо с потолка посыпались тысячи самых причудливых цветов и бабочек, превращая её в сказочную «пещеру Алладина»...

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области. Многодетная крестьянская семья осталалась без отца, скончавшегося от ран, в 1943 году. Трудное детство в голодные военные и послевоенные годы оказалось наполнено драматизмом и особым чувством трепетного ощущения к моментам радости. Ольга Фокина окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, затем, отучившись в Архангельском медицинском училище, вернулась на родину и работала фельдшером в поселке Ягрыш.

В середине 1950-х годов на страницах архангельских газет и в альманахе "Север" были опубликованы первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1957 г. Ольга Фокина поступила в Литературный институт им. М. Горького, в поэтический семинар Николая Сидоренко (позднее в этом семинаре стал учиться Николай Рубцов). Там она познакомилась не только с Рубцовым, но и с В. Беловым, С. Викуловым, А. Романовым. В 1962 году О.А.Фокина окончила Литературный институт им. А.М.Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник "Сыр-бор", вышедший в Москве в 1963 году. В 1960-1970-х годах выходит большое количество сборников стихотворений Ольги Фокиной. За сборник "Маков день", выпущенный Северо-Западным книжным издательством в 1963 году, О.А.Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.

Творчество Ольги Фокиной корнями уходит в традиционную русскую устно-поэтическую традицию, ее стихи вырастают из северных былин и сказаний, из народных песен и баллад. Недаром более сто стихотворений Ольги Фокиной стали песнями. Некоторые из них - "Здравствуй, речка Паленьга", "Звездочка моя ясная" - обрели настоящую народную славу и исполняются каждым новым поколением талантливых исполнителей.

Тематика поэтических жемчужин Ольги Фокиной очень разная, но будь то шутливые посвящения друзьям или проникновенные воспоминания детства, песни о любви или оды родной северной природа, интонация поэтессы всегда остается узнаваемой, неповторимой - и естественной, живой. Рифмы, кажется, сами складываются одна к одной, слова словно и невозможно иначе составить, кроме как в поэтический речитатив.

Особое направление творчества Ольги Фокиной - это воспевание и летописное бытописание судьбы русской женщины, олицетворяющей подчас у поэта и всю родную землю, всю Россию. Лиричные, полные любви и тонкого понимания, чуткости строки посвящены женщинам всех эпох русской истории. Ольга Фокина создает поэтический гимн милосердию и трудолюбию, нежности и силы духа, состраданию и твердости характера русской женщины.

Ольга Фокина в настоящее время живет в Вологде, но почти каждый год она приезжает в родные места. В 1997 году ей присвоено звание Почетного гражданина Верхнетоемского района. В Верхней Тойме проводятся регулярные творческие встречи с поэтессой, а в 2008 году впервые был проведен Фокинский фестиваль.