Болезни Военный билет Призыв

Основные понятия и единицы фонетики. Основные фонетические единицы и средства. Что изучает фонетика

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-

Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).

Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.

Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).

Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:

В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.

От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..

Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.

А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.

Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово

Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.

Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и

препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.

Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.

Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //

(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.

Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].

Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.

Суперсегментные единицы

Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.

Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по фонетике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

  • Современный русский язык и его история

    Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб

  • Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб

    I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

В звуковом потоке принято различать линейные (сегментные) (от латинского segmentum – отрезок) и надлинейные (суперсегментные) фонетические единицы. К линейным фонетическим единицам относятся звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом и образующие иерархическую систему, к надлинейным фонетическим единицам – ударение и интонация, которые не могут существовать отдельно от звуков речи, а только вместе с ними.

Линейными фонетическими единицами являются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза.

Фонетическая фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт, или синтагма – часть фонетической фразы, группа слов, объединенных одной интонацией и смыслом.

Фонетическое слово – часть речевого такта, объединенная одним словесным ударение, самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами.

Слог – часть фонетического слова.

Звук – наименьшая фонетическая единица.

Выделение данных фонетических единиц есть результат фонетического членения речи.

Фонетическое членение речи – это членение фразы на синтагмы в зависимости от коммуникативного намерения говорящего.

6. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее -
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // - Молвил он царю,// - Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между пау­зами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются пау­зами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое слово - часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 - 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) - энклитиком. Клитики составля­ют одно фонетическое слово с соседним ударным - без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики - это безудар­ные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являют­ся энклитиками.

Слог в традиционной теории - это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последо­вательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) слова, напри­мер, весна (24134):

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна". 34 - 134.

4) тональная (слоги - это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам. Тра­диционная характеристика слогов следующая:

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

Неприкрытый - начинающийся с гласного: a, at;

Прикрытый - начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

Открытый - заканчивающийся гласным: a, ta;

Закрытый - заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] - безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] - ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] - безударный, прикрытый, открытый.

Звук - наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

Экспираторное ударение - силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

Тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

Количественное (квантитативное) ударение - удлине­ние артикуляции гласного.

Качественное ударение - четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение - выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударение - выделение голосом от­дельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством ор­ганизации смысла сообщения.

Интонация - ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

Функции интонации:

1. Синтаксические:

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

2. Экспрессивно-стилистические:

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

3. Прагматические:

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза - перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы русского языка

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.
Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.



Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрeвнерусский. К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),
2) сложносокращенные (гoстелецентр),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский),
4) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав русского литературного языка

Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
1) по участию шума и голоса,
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [?], [?"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).
Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

Ж,Ш- долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дроЖи], ["Ши]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Запишите слово.

Поставьте ударение.

Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

Опишите звуки:

Гласный, ударный или безударный.

Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

Сосчитайте и запишите количество звуков.

Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С – парные согласные по звонкости-глухости.

X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.

Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.

Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные

Обратите внимание.

Буквы я, ё, ю, е- йотированные.

Если эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:

Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]. Лён - [л" о н] - 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ьзнаков, то они дают 2 звука:

Я – [й"а], Ё – [й"о], Ю – [й"у], Е – [й"э]: Ёлка - [й" о л к а] - 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай"о т ] – 4 буквы, 5 звуков.

Безударная гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:

котик – [ кот " и к], скворцы – [с к в а р ц ы];

безударная гласная Е, под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:

лес [л"э с], весна [в" исна];

в некоторых словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:

кафе [кафэ];

буква И после согласных Ж, Ш, Цдаёт звук [ы]:

зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;

безударная гласная Япод ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:

мяч – [м"а ч"], рябина – [р" э б" и н а], пятно – [ п " и т н о];

парные согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся глухо:

гриб – [гр" и п], лавка – [л а ф к а];

иногда на месте буквы Гперед глухой согласной произносятся звуки [к] [х]:

когти - [к о к т" и], мягкий - [м" ах " к " и й"];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:

сделал – [з" д" э л а л].

между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:

зонтик – [з о н" т "и к];

иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:

стаканчик – [с т а к а н" ч" и к], сменщик – [см" э н" щ" и к];

Запомните, что удвоенные согласные дают длинный звук:

группа - [ група] .

Запомните, что сочетания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как длинный [ц]:

бриться – [бр" ица] .

Запомните, что сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН- [зн]:

звёздный – [з в" о з н ы й"], лестница – [л" эс "н"и ц а].

Запомните, что иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:

конечно – [ кан " эшна ] , что - [ш т о].

Запомните, что в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласныйГ произносится как [в]:

белого – [б е л а в а].

Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически связанных между собой слов, но и то, на какие произносительные единицы они разбиваются этими паузами.

Основной произносительной единицей речи, с помощью которой оформляется высказывание, является фраза. Фраза – это наиболее крупная единица членения звукового потока, отрезок речи, объединённый особой, законченной интонацией различного характера (вопросительной, повествовательной и т.п.) и отделённый от других фраз достаточно длинными паузами . Границы фраз в транскрипции обозначаются так: ║. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, и её конец обычно совпадает с концом предложения. Однако не следует отождествлять предложение и фразу, т.к. они являются единицами разных уровней языка: предложение – единица смысловая, грамматическая, а фраза – фонетическая. Одно предложение может соответствовать и одной, и нескольким фразам. Например, высказывание И опять было молчание, и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшейся росой. (А.Платонов) членится паузами на две фразы.

Фраза может делиться на более мелкие произносительные единицы, отделённые друг от друга менее заметными паузами, – речевые такты. Речевой такт – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный менее длинными, чем фраза, паузами . Речевой такт произносится обычно на одном выдохе. Границы такта всегда проходят между словами. В транскрипции речевой такт обозначается так: │. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом высказывания. В зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в своё высказывание, возможны варианты членения речевого потока. Так, например, фраза На утёс одинокий орёл прилетел получит различные значения, если разделить её на такты по-разному: На утёс одинокий орёл прилетел или На утёс одинокий орёл прилетел . Если же для понимания смысла высказывания выделять его части не нужно, то фраза на речевые такты может не делиться.

Речевой такт состоит из фонетических слов. Фонетическое слово – это комплекс звуков, объединённый одним ударением . Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Обычно в одно фонетическое слово объединяются самостоятельная и служебная часть речи, если одна из них (чаще служебная) не имеет отдельного ударения. Так, фраза Не выйти ли нас с вами на свежий воздух? включает 9 лексических слов (отдельных частей речи), но только 5 фонетических: не выйти ли; нам; с вами; на свежий; воздух .

Безударное слово, примыкающее к имеющему ударение спереди, называется проклитикой , а примыкающее сзади – энклитикой (не выйти ли : не – проклитика, ли – энклитика).

При транскрибировании фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, обозначается так: [с ва́ м`и].

Фонетическое слово состоит из слогов (одного или нескольких). Слог – это звук или группа звуков, произносимых одним выдыхательным толчком . Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в нём. Например: ко-ро-ва, си-дя-щи-е, есть . Слог является наименьшей произносительной единицей, т.к. насколько бы медленно и отчётливо мы ни проговаривали слово, отдельных звуков мы не произносим: они образуют как бы своеобразные «слияния», из которых и складываются слова (не [к]-[р]-[о]-[ш]-[к`]-[и], а [кро́]-[шк`и]). Но строятся слоги из звуков.

При транскрибировании границы между слогами обозначаются так: [ку/ла́к]

Звук речи – это минимальная, нечленимая далее незначимая единица речевого потока. Звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей через органы речи.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы – это те фонетические единицы, из которых строится речь. Звуки являются своеобразным «строительным материалом» для слогов, слоги объединяются в фонетические слова, те, в свою очередь, в речевые такты и фразы. Такое объединение мелких единиц в более крупные возможно благодаря особым фонетическим средствам – ударению и интонации.

Ударение – это фонетическое выделение одного из слогов в слове. Если слово многосложное, один из слогов в нём – ударный. От безударных он отличается большей длительностью и силой звучания: бежа́́ть, до́́мики . (Чтобы ученикам начальных классов было легче ощутить эту особенность ударного слога, практикующие учителя обычно предлагают ребёнку произнести слово с вопросительной или восклицательной интонацией: попуга́й? кру́глый! и т.п.).

Ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию: по́́́́́́́лки – полки́́, дорого́́й – доро́́гой, све́́чи – свечи́ . Ударение в русском языке имеет две основные особенности: во-первых, оно является разноместным, т.е. не прикреплённым постоянно к какому-нибудь определённому слогу (например, последнему – как во французском языке, или предпоследнему – как в польском) или к определённой морфеме (корню, окончанию и т.п.). В разных словах ударными могут быть разные слоги разных морфем: вы́цвести, цве́т, цвето́к, цвела ́. Во-вторых, ударение является подвижным, т.е. при изменении форм слова может меняться и место ударения: поня́ть, по́нял, поняла ́.

Очень важным средством русской речи является интонация, характеризующаяся изменением тона, темпа речи, интенсивности, длительности звуков . С помощью интонации можно выделить наиболее важные смысловые нюансы высказывания (Завтра я возьму новую сумку . Завтра я возьму новую сумку. Завтра я возьму новую сумку ), различить предложения разных типов (Лена была в театре. Лена была в театре? Лена была в театре! ), передать разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (именно интонацией говорящий может выразить чувства удивления, печали, радости, торжественности и т.д.).

Итак, ударение и интонация – это те фонетические средства, которые служат для различения смысла высказывания.

Вопросы и задания

1. На какие фонетические единицы членится наша речь?

2. Дайте характеристику фонетической фразы.

3. Что такое речевой такт? От чего зависит количество речевых тактов в высказывании?

4. Что такое фонетическое слово? Почему фонетическое слово может включать в себя несколько лексических? Что такое проклитика и энклитика?

5. Определите количество фонетических слов. Назовите проклитики и энклитики.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

(М.Лермонтов)

6. Дайте определение слога.

7. Что такое звук речи?

8. Какие фонетические средства служат для различения смысла слов и высказываний?

9. Что называется ударением? Каковы особенности русского ударения?

10. Разделите слова на слоги. Выделите ударные слоги: гусеница, злоба, корысть, крапива, кремень, маляр, ненависть, приданое, столяр, цыган, щавель, красивее, хозяева, ворота, статуя, договор, завидно, ломоть, позвонишь .

11. Поставьте ударение в словах. В случае затруднений обращайтесь к словарю: средства, ободрить, камбала, намерение, ходатайство, избаловать, газированный, баржа, украинский, верба, христианин, облегчить, балованный, феномен, новорожденный, арахис, обеспечение, досуг, цепочка, ракушка, апостроф, каучук, фольга, жалюзи, арбуз, каталог, симметрия, кашлянуть, фарфор, танцовщица . В каких словах ударение является подвижным?

12. Какие функции выполняет интонация?

13. Разбейте текст на фразы, речевые такты. Определите количество фонетических слов. Расставьте в них ударения.

Вокруг террасы густо разрослась повитель. (Тётя Паша называла это растение «граммофончики»). Внизу густо стлались тёмно-зелёные сердцевидные листья; вверх вились длинные тонкие побеги. И вверху, и внизу во все стороны торчали большие продолговатые бутоны, заострённые на концах. За ночь бутоны раскрывались – цветы и вправду были похожи на граммофонную трубу, большие, тёмно-сине-лиловые, бархатистые, какие-то необыкновенно милые и весёлые. Казалось – смотрят прямо на тебя и видят. В глубине каждого граммофончика пряталось несколько крохотных белых бусинок – тычинки…

Но поднималось солнце, и граммофончики съёживались, края их жалко скручивались, цветок становился похож на грязную тряпочку. Тогда можно было сорвать его и надувать, как пузырь, потом хлопнуть; горьковатый вкус оставался во рту. А на следующее утро кругом террасы всё опять было покрыто новыми, широко раскрытыми, бархатно-сине-лиловыми граммофончиками.

(В.Панова)

14. Объясните, с каким фонетическим явлением связано различное прочтение известной фразы «Казнить нельзя помиловать» . Придумайте свои примеры фраз, которые можно было бы разделить на такты по-разному.