Болезни Военный билет Призыв

Определение слова тембр. Что тембр голоса может рассказать о человеке. Тембр голоса, виды

Значение слова ТЕМБР в Словаре музыкальных терминов

ТЕМБР

(франц. timbre) - "окраска" или "характер" звука, качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого. тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью гармоник (частичных тонов).

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕМБР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕМБР в Медицинских терминах:
    (франц. timbre) индивидуальная особенность голоса, обусловленная присоединением добавочных обертонов к основному тону издаваемого …
  • ТЕМБР в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. timbre) ..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука...2) В музыке - качество звука …
  • ТЕМБР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. timbre), качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в музыке происходящий от формы колебаний (см.) — своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для …
  • ТЕМБР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТЕМБР
    окраска музыкального звука (инструментального или вокального), определяемая совокупностью факторов: материалом и формой звучащей части инструмента или спецификой голосового аппарата, резонатора, …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словарике:
    , а, м. Характерная окраска звука (у музыкального инструмента, голоса), сообщаемая ему обертонами, при-звуками. Красивый т. голоса. Тембровый - относящийся …
  • ТЕМБР в Энциклопедическом словаре:
    [тэ], -а, м. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса. II прил. …
  • ТЕМБР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. timbrе), в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука. В музыке - качество звука (его …
  • ТЕМБР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    в музыке происходящий от формы колебаний (см.) ? своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для …
  • ТЕМБР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    те"мбр, те"мбры, те"мбра, те"мбров, те"мбру, те"мбрам, те"мбр, те"мбры, те"мбром, те"мбрами, те"мбре, …
  • ТЕМБР в Словаре лингвистических терминов:
    (франц. timbre). 1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными. 2 …
  • ТЕМБР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "окраска" …
  • ТЕМБР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. timbre) окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому …
  • ТЕМБР в Словаре иностранных выражений:
    [фр. timbre] окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому …
  • ТЕМБР в словаре Синонимов русского языка.
  • ТЕМБР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Характерная окраска звука (голоса или …
  • ТЕМБР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    тембр, …
  • ТЕМБР в Орфографическом словаре:
    тембр, …
  • ТЕМБР в Словаре русского языка Ожегова:
    характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками Т. баяна. Приятный т. …
  • ТЕМБР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. timbre),..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука…2) В музыке - качество звука (его …
  • ТЕМБР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (тэмбр), тембра, м. (фр. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий …
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тембр звука
Рубрика (тематическая категория) Образование

Звуковые колебания

Форма звуковых колебаний зависит от свойств источника звука. Наиболее простыми колебаниями являются равномерные или гармонические колебания, которые можно представить в виде синусоиды (рис. 1). Такие колебания характеризуются частотой f, периодом Т и амплитудой А.

Частотой колебаний называют количество полных колебаний в секунду. За единицу измерения частоты принят 1 герц (Гц). 1 герц соответствует одному полному (в одну и другую сторону) колебанию, происходящему за одну секунду.

Периодом называют время (с), в течение которого происходит одно полное колебание. Чем больше частота колебаний, тем меньше их период, ᴛ.ᴇ. f=1/T. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, частота колебаний тем больше, чем меньше их период, и наоборот.

Рис. 1. График звуковых колебаний при произношении звуков а, о и у.

Амплитудой колебаний называют наибольшее отклонение колеблющегося тела от его первоначального (спокойного) положения. Чем больше амплитуда колебания, тем громче звук. Звуки человеческой речи представляют из себясложные звуковые колебания, состоящие из того или иного количества простых колебаний, различных по частоте и амплитуде. В каждом звуке речи имеется только ему свойственное сочетание колебаний различной частоты и амплитуды. По этой причине форма колебаний одного звука речи заметно отличается от формы другого, что видно на рис. 2, на котором изображены графики колебаний при произношении звуков а, о и у.

Любые звуки человек характеризует в соответствии со своим восприятием по уровню громкости и высоте.

Громкость тона какой-либо данной высоты определяется амплитудой колебаний. Высота тона определяется частотой колебания. Колебания высокой частоты воспринимаются как звуки высокого тона, низкой частоты - как звуки низкого тона.

Негармоническое периодическое воздействие с периодом Т равносильно одновременному действию гармонических сил с различными частотами, а именно с частотами, кратными наиболее низкой частоте n=1/T.

Это заключение является частным случаем общей математической теоремы, которую доказал в 1822 ᴦ. Жан Батист Фурье. Теорема Фурье гласит: всякое периодическое колебание периода Т должна быть представлено в виде суммы гармонических колебаний с периодами, равными Т, T/2, T/3, T/4 и т.д., ᴛ.ᴇ. с частотами n=(1/T), 2n, 3n, 4n и т.д. Наиболее низкая частота n принято называть основной частотой. Колебание с основной частотой n принято называть первой гармоникой или основным тоном (тоном), а колебания с частотами 2n, 3n, 4n и т.д. называются высшими гармониками или обертонами (первым - 2n, вторым - 3n и т.д.).

Каждый звук, издаваемый различными музыкальными инструментами, голосами различных людей и т.п., имеет свои характерные особенности - своеобразную окраску или оттенок. Эти особенности звука называют тембром. На рис. 4 показаны осциллограммы звуковых колебаний, создаваемых роялем и кларнетом для одной и той же ноты. Осциллограммы показывают, что период у обоих колебаний одинаков, но они сильно отличаются друг от друга по своей форме и, следовательно, различаются своим гармоническим составом. Оба звука состоят из одних и тех же тонов, но в каждом из них эти тоны - основной и его обертоны - представлены с разными амплитудами и фазами.

Рис. 3. Спектры звуков рояля и кларнета

Тембр звука - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тембр звука" 2017, 2018.

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Ярко, радостно, звонко поют трубы. У валторны звук мягкий и сочный. Голос фагота - густой, грубоватый, иногда чуть ворчливый. Скрипка, королева оркестра, звучит нежно и трепетно. А флейта заливается, словно прекрасная певчая птица. Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Чем же отличаются их голоса? Оказывается - тембром. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково; однако разница есть не только в высоте, но и в тембре звучания). Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений. Вы можете прочитать об этом в рассказе об инструментовке.


Смотреть значение Тембр в других словарях

Тембр — (тэмбр), тембра, м. (фр. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный,........
Толковый словарь Ушакова

Тембр М. — 1. Характерная окраска звука (голоса или инструмента).
Толковый словарь Ефремовой

Тембр — [тэ], -а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный,........
Толковый словарь Кузнецова

Тембр — (франц. timbre) индивидуальная особенность голоса, обусловленная присоединением добавочных обертонов к основному тону издаваемого звука.
Большой медицинский словарь

Тембр — (франц. timbre) -..1) в фонетике - окраска звука, определяемаяположением формант в частотном спектре звука...2) В музыке - качествозвука (его окраска), позволяющее различать........
Большой энциклопедический словарь

Тембр — (франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) - окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты........
Музыкальная энциклопедия

Тембр — (англ. timbre) - воспринимаемое качество ("окраска") звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.Понятие Т. применяется чаще всего к музыкальным........
Психологическая энциклопедия

Тона, обертоны, резонатор

Дополнительные тона возникают вследствие того, что колеблется не только все упругое тело, которое творит основной тон, но и его части. Части меньше, чем все тело, поэтому они выдают тона, выше основного, - обертоны (нем. Ober "выше, верхний"), но слабее. Например, если основной тон имеет высоту 100 Гц, то обертоны будут высоту 200,400, 800,1600 Гц и т. Д. Высота некоторых обертонов достигает 10000 Гц.

Основной тон и обертоны образуются в гортани с помощью голосовых связок. Ротовая полость играет роль переменного резонатора (его форма меняется с помощью языка, губ; нижней челюсти и т.д.). Резонаторами могут быть и носовая и глоточная полости, с изменением величины которых изменяется тембр голоса и звуков речи. Резонатор - это пустое тело с твердыми стенками и отверстием определенного размера. Резонатор одни обертоны усиливает, другие - гасит. Так возникают громкие. Нечто подобное, только гораздо сложнее, происходит и во время создания согласных.

Согласные звуки состоят из основного тона и обертонов, которые изменяются в резонаторах, один из которых может усилить основной тон, а другой - один из обертонов. Так возникают сонорные и шумные согласные.

По своему тембру основной тон € индивидуальным для каждого человека (по Н. Потоцкий).

Форманты звуков

Звуки речи отличаются друг от друга прежде всего набором обертонов. Обертоны, составляющие определенный звук речи, называются формантами. Определяющими в распознавании гласных звуков есть первые две форманты. Например, по некоторым данным, для а - это примерно 700 и 1200 Гц, для в - 400 и 800 Гц, для в - 300 и 700 Гц, для и - 200 и 2200 Гц, для и - 300 и 1900 Гц, для е - это 400 и 1600 Гц (в произношении разных людей высота формант неодинакова).

Те звуки, в которых первая и вторая форманты достаточно близки друг к другу, называются компактными (например, [о] и [у]). Если обе форманты далеки друг от друга, то имеем дело с диффузным звуком (например, [о] - [и]). Высоту звука определяет вторая форманта: с этой точки зрения к низким звуков принадлежит в, к высоким - и.

Безударные гласные, которые возникают рядом, то есть компактные звуки, могут спутываться.

Спутывания возможно в следующих четырех парах гласных:

Безударные гласные [и], [у], [а] произносятся достаточно определенно, мало чем отличаясь качественно от ударных.

По согласных, то их акустическую природу еще как следует не изучено.

В разных языках одни и те же на первый взгляд звуки различаются некоторыми своими формант (например, звук [а] в украинском, русском, английском, немецком, французском языках звучит несколько иначе, потому что не все его форманты в этих языках одинаковы).

Для отражения и усиления форманты, то есть любого звука, струнные и музыкальные инструменты имеют деку (часть корпуса, (коробки)). Когда прижимается струна к различным точкам грифа музыкальных инструментов, она оттягивается больше или меньше, соответственно меняется амплитуда колебаний. Чем большее количество колебаний за единицу времени, тем выше звук, усиливается декой, которая служит резонатором.

Примечание. Форманта - призвук, что придает звучанию музыкального инструмента или голоса характерную окраску - тембра. Формант- часть слова, меняет лексическое и грамматическое значение корня или основы; служит для словообразования и словоизменения; аффикс. Например, в словах побелить и побеленный лексическое и грамматическое значение меняют форманты: глагольные суффиксы -м-; ти; причастный суффикс -ен- и окончания ми.

Спектр и тембр звука

Тембром обычно называют индивидуальную особенность звука (качество), которая определяется характером обертонов, наслаиваются на основной тон. Представьте струну, которая колеблется. С одной стороны, она колеблется вся, что дает основной тон ее звучания, с другой - колеблются Ее части, в результате чего возникают дополнительные тона, или обертоны. В совокупности обертоны воспринимаются как то или иное окраски звука, или тембр.

Итак, струна или любое другое тело совершают сложные колебания, образуя различные звуки со своим особым набором обертонов. Частота обертонов, или гармоник, всегда выше частоты основного тона, а сила (интенсивность) слабее частоты.

Человеческие голосовые связки - это своеобразные струны, осуществляющих сложные колебания. По тембру мы определяем голоса друзей и близких, детей и взрослых, мужчин и женщин, носителей языка и иностранцев, а также представителей тех или иных говоров определенных регионов.

Соотношение основного тона может изменяться в резонаторе. Резонатором может быть пустая комната, корпус гитары, труба органа и др., Является телом, которое наделено определенной форме, объему и характеризуется имеющейся частотой.

При взаимодействии источника звука с резонатором возникает новый звук с другой структурой. Резонатор усиливает одни гармоники, которые близки к его частоты, и приглушает другие. В результате усиления одной из гармоник спектр приобретает формантного структуры и нового качества. Спектр звука - это совокупность однородных, но отличающихся его акустических признаков. Одна из гармоник по сравнению с основным тоном выявляет наиболее интенсивно форманта звука. С характеристикой форманты и связана новое качество звука, его тембр.

Если в музыке или стихах неблагозвучно сочетаются звуки, тогда такое сочетание болезненно поражает слух. В лингвистике неблагозвучное сочетание звуков называется какофонией.

Понятие тембр трактуется в языкознании по-разному.

1. Тембр - это индивидуальное окраску звука, возникающее вследствие наложения на основной тон дополнительных тонов, создаваемых в надгортанных полостях

(Н. Тоцька).

2. Тембр является основной акустической признаком каждого отдельного звука речи, который несет информацию о том, как создается определенный звук, который слышит слушатель (И . Ющук).

3. Особенно важным для звуков человеческой речи является тембр (от фр. Timbre - "колокольчик") - звуковую окраску. Тембр возникает в результате наложения на основной тон дополнительных тонов, которые выше основного. Такие тока, что является выше основной, называются обертонами (от нем. Ober - "верхний", "выше"). Если основной тон равна 100 герц, то возникают обертоны в 200,300,400 герц (по М. Кочерган).