Болезни Военный билет Призыв

Обучение правильности речи. Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения. Упражнения для упрочения языка и рта

Онлайн-заявка

Ваше имя*

Ваш телефон или email*

Куда вы хотите записаться?

Курсы актерского мастерства Техника речи Речевая импровизация Ораторский тренинг Деловое общение Искусство общения Тренинг лидерства Тренинг ведения переговоров Встреча с собой Проект "Платформа" Индивидуальные занятия "Юнги" (6-9 лет) "Гардемарины" (10-15 лет) "Юный оратор" Вокал

Желаемая дата

* - Поля, обязательные для заполнения

Хорошо поставленная речь — это вежливость по отношению к слушателям.

Структура тренинга:
Продолжительность - 8 занятий по 2 часа (итого — 16 часов)
Занятия проводятся только в мини-группах. Максимум - 6 человек
На занятия необходимо приходить в свободной одежде (в которой вы сможете выполнять упражнения сидя, лежа).
С собой нужно взять пробку от вина для тренировки речевого аппарата.
Каждый участник получает на дом индивидуальное задание по технике речи. Выполнение его — это ваш вклад в повышение результативности тренинга.
Некоторые упражнения сопровождаются видеосъемкой, которая позволяет самим отмечать свои успехи.

Преимущества тренинга по технике речи в тренинговом центре «Фрегат»:

профессионализм тренеров
использование классических методик по постановке голоса, а также авторские логопедические разработки по устранению дефектов речи у взрослых
учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей, а также потребностей каждого ученика
предварительная бесплатная консультация
индивидуальные домашние задания для закрепления пройденного материала
видеоконтроль ключевых занятий — возможность услышать себя и увидеть результат


Программа по технике речи.

Занятие 1.
Расслабление и снятие напряжение с мышц тела, препятствующих свободному звучанию.
Свободное фонационное дыхание. Типы дыхания. Дыхание и его участие в звукоизвлечении.
Строение речевого аппарата и его функции. Артикуляционная гимнастика

Занятие 2.
Снятие излишнего напряжения с нижней челюсти. Освобождение мышц гортани. Артикуляция гласных звуков

Занятие 3.
Артикуляция согласных звуков. Работа с возможными дефектными звуками. Упражнения на четкость произношения.

Занятие 4.
Совмещение четкой дикции с жестикуляцией и движением. Контроль дыхания при совместных движении и речи

Занятие 5.
Внешние и внутренние резонаторы. Полетность голоса. Разные регистры звучания. Тембральные окраски голоса.

Занятие 6.
Логика речи — акценты, паузы. Управление такими голосовыми параметрами как скорость и громкость речи.

Занятие 7.
Мелодийность и ритмичность звучания. Разнообразие интонаций — борьба с монотонностью речи.

Занятие 8.
Зачетный урок. Повторение пройденного материала,его закрепление и индивидуальные консультации.

Также рекомендуем вам

Правильная речь – один из самых важных признаков, характеризующих воспитанного, культурного человека. К сожалению, следует признать, что сейчас красивая речь сдала свои позиции. Но можно при желании научиться правильно и красиво говорить.

Краткость, простота, грамотность

Это основы правильной речи и грамотной речи. Люди со временем разучились правильно говорить из-за целого ряда причин, начиная с повсеместного упадка культуры в 90-х годах. Такому необходимо выучиться снова. По меньшей мере потому, что грамотная речь не только позитивно характеризует человека, но и помогает в общении с другими людьми. Представьте: вы разговариваете с человеком, который злоупотребляет вульгарными, жаргонными словами. Захочется ли вам продолжать с ним общение? Вряд ли.

Каждый человек может научиться разговаривать красиво. Богатство языка позволяет с предельной точностью описать любые предметы. Совсем не обязательно, чтобы речь была многословна. Ведь слишком длинное повествование, даже красивое и образное, весьма утомляет, а иногда и раздражает. Поэтому нужно помнить, что одно из главных требований к верной и красивой речи – краткость. Нужно быстрее переходить к основной сути вопроса, не затягивать вступление, не отвлекаться на ненужные мелочи. Тогда ваша история произведет должный эффект.

Разумеется, говорить нужно грамотно. Человек, который часто ошибается в ударениях или неправильно употребляет слова, абсолютно не располагает к себе. Например, вся деловая речь может быть перечеркнута словом «ложить» , вместо правильного «класть» . Таким же образом, начальник, неправильно ставящий ударения в словах «документ», «квартал» , едва ли вызовет расположение и доверие у партнеров по бизнесу.

Техники правильной постановки речи

Тем, кто хочет говорить красиво, различные техники дают все возможности для того, чтобы :


  • Правильное дыхание. Глубоко вдохнув, вы овладеете поддержкой дыхания при произношении гласных и согласных звуков в медленном темпе, проговаривая каждый слог и каждое слово. Это помогает использовать все оттенки языка.
  • Ораторское искусство. Плавная речь, правильная артикуляция, чёткое звучание заставляют слушателя еще внимательнее слушать рассказчика. Грамотно поставленная речь включает в себя тренировку при помощи скороговорки, шепота, искусственно быстрого произношения.
  • Краткое, точное изложение. Тренируйтесь излагать мысли лаконично.
  • Логика. При общении или выступлении нужно следить за логикой повествования, причинно-следственными связями. Логика мышления и повествования базируется на общей образованности и широком кругозоре.

Используя упражнения для тренировки языка, вы автоматически расширите общение, обретете уверенность в профессиональной сфере, научитесь искусству убеждения и легкой манипуляции слушателями.

Упражнения для постановки правильной и красивой речи пригодятся в постановке дыхания, голоса, в управлении резонаторами, в укреплении силы голоса и выносливости, обогатит интонацию, отработает правильный темп дикции. Как же научиться великолепно говорить? Ответ прост – терпеливо отрабатывать технику.

Уроки для постановки правильного дыхания

Фонационное дыхание – немаловажный фактор в правильности говорения. За вдох «отвечает» диафрагма – мышца, которая разграничивает грудную область с брюшной и мышцы, которые руководят движением рёбер при дыхании. Самое естественное положение для удобного дыхания – лежа на спине с полностью расслабленными мышцами.

Устройтесь поудобнее, лежа на спине. Одна рука на животе, вторая на груди. Постарайтесь вдохнуть так, чтобы грудь осталась без движения, а живот поднялся. Медленно выдыхайте и повторяйте такое упражнение до тех пор, пока брюшное дыхание не будет осуществляться легко и без напряжения. Такое дыхание нужно ввести в привычку. Тем более такое упражнение хорошо взбодрит вас ото сна.

Конечно, для достижения мечты о красоте слова просто правильная постановка дыхания - это еще не все, что вам нужно. Чаще всего проблема кроется на психологическом уровне. Это может быть боязнь публики, остаточные воспоминания от посещений логопеда в детстве или же просто неумение заинтересовать собеседника.

С этим всем можно легко справиться при помощи несложных уроков правильной речи:


Если чувствуется неуверенность в себе, общаться и раскрепощаться перед собеседником довольно непросто.

Нужно совершить несколько шагов для освобождения от страха :


  • признать наличие трудностей и подготовиться к долгой работе по избавлению от переживаний;
  • понять причину (возможно даже придется прибегнуть к психологу);
  • пережить сложную ситуацию, навсегда отпустить прошлое и наслаждаться настоящим;
  • начать общаться – только методическое преодоление своих страхов позволит научиться общаться с людьми (можно мысленно придумывать планы, например, 10 длительных бесед и 20 коротких разговоров в общественном транспорте или в очереди);
  • если трудно сразу начать беседы в компании, можно сначала общаться по телефону (по крайней мере, не будет внешних проявлений);
  • когда тренировки будут проходить без проблем, можно проявлять инициативу в знакомствах с противоположным полом.

Но все же есть люди, которые от природы скромны, и не нужно из-за этого страдать. Скромность – не порок! Работайте над собой, над развитием личности, совершенствуйте навыки правильной речи при общении, старайтесь быть открытыми и общительными.

«Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».

Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.


«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» - такие же живые слова как «кусты».

Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана - Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.


«Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза - проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».

Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины - риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.



«Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок - "узелки на память". Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».

Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей - в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное - делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:

  • Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
  • Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
  • Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
  • Орфографический словарь В.В. Лопатина.

При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В. Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.


«Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления».

Очень полезное и вдумчивое пособие, где подробно по пунктам описаны все необходимые практики, упражнения и советы, которые основаны на реальном опыте занятий ораторским и сценическим искусством. Автор обращает внимание не только на особенности работы с голосом и речью, но и на косвенные факторы, которые влияют на состояние и работу голосового аппарата. Книга будет полезна не только новичкам, но и тем, кто задумывается о повышении квалификации.



«Мы воспринимаем звуки ушами, но по-настоящему слышать начинаем чем-то другим. Кто-то мозгом, кто-то в большей степени сердцем… Уши лишь играют роль передатчика, отсекая при этом многое из того, что для вас бесполезно. Они отбирают звуки и сортируют их. Многие из нас не слышат звуков, слышат лишь слова. Когда вы слышите слова, центром вашего звука становится голова, когда звуки - голова уже центром не является. В Японии говорят, что человек думает не головой, а животом: японцы очень долго работали со звуками».

Разбор природы звука, того как человек слышит, какие интонации мы используем и почему. Как владеть своим голосом и собой? Полезные советы для тех, кто верит, что голос - это мощный инструмент, с помощью которого человек способен передавать тысячи эмоциональных оттенков и заставлять миллионы людей замирать на своих местах в зале или у радиоприемников. В книге поэтапно раскрываются возможности голоса, идет его «настройка» как инструмента - для этого приведены необходимые упражнения и интересные задания.


«Тренируя дыхательные упражнения в движении, необходимо все время помнить принципы организации правильного фонационного дыхания и цель - наладить основы самоорганизующегося ритмичного дыхания. В то же время упражнения, имеющие в названии некий образ - это уже маленький этюд, выполняемый телом вместе с дыханием и движением, и поэтому обязательно включается воображение».

Пособие от преподавателя сценической речи, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства и кандидата искусствоведения. Помимо формирования теоретической базы, автор подробно рассказывает о постановке профессионального дыхания и голоса, а также предлагает комплексные систематические упражнения, которые помогут настроить голосовой аппарат для работы в эфире и на сцене. Это полноценный курс, после прохождения которого вы научитесь говорить «заново».

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

Правильная речь и дикция - курсы важны не только вокалистам и певцам. Все, кто выходит на сцену, обязаны красиво, четко и внятно говорить, чтобы речь была понятна аудитории. Даже на защите диплома вы почувствуете себя гораздо увереннее, если выступление безупречно. В крупном деловом городе, как Москва, правильная и грамотная дикция, производящая впечатление - залог успеха .

Публичное выступление требует уверенности в себе, а вокальное – тем более. В процессе вокализирования текста множество букв теряются сами по себе, незаметно проскальзывают. Когда исполнитель волнуется, получится и вовсе нечто невнятное.

Что делать, если беспокоят проблемы с речью? Если существуют, пусть и незначительные, дефекты? . Эти уроки направлены, в первую очередь, на то, чтобы снять напряжение с речевого аппарата. Зачастую именно это - первопричина невнятного произношения.

Репетитор по дикции составит вместе с вами индивидуальное расписание обучения, учитывая ваши пожелания, и вы начнете посещать уроки.

На занятиях выполняются следующие задания:

  • Проговаривание специальных скороговорок. Для тех учеников, у кого есть проблемы с определенным типом произношения, подбираются скороговорки, направленные на устранение конкретного недостатка;
  • Начнете с коротких фраз, постепенно, по мере обучения удлиняя их;
  • Постановка дикции включает в себя умение правильно дышать. Вас научат брать дыхание таким образом, чтобы хватало на всю фразу, либо же брать его незаметно, чтобы не рвать ее;
  • Упражнения для дикции на произношение отдельных сложных или проблемных звуков;
  • Чтение вслух. Это могут быть как знакомые вам стихи или проза, так и совершенно новые произведения. Чтение вслух способствует выработке внятной речи.

Вокальная дикция хорошо поддается тренировке, если в рот положить несколько мелких предметов, например, камушков или орехов. И вместе с ними произносить выученные ранее скороговорки.

Важно помнить, что дышать необходимо «животом», это так называемый диафрагмальный или брюшной тип дыхания. Он обеспечивает более глубокий вдох и экономное расходование воздуха при пении или разговоре. Занятия для дикции совмещают непосредственно речевой тренинг произношения и постановку дыхания.

Конкурс скороговорок

Постановка дикции и голоса - есть ли возрастные ограничения?

Нет, возраст значения не имеет, дикцию развивают как детям, так и взрослым. Репетиторы школы сайт сначала проводят работают над выявлением звуковых огрехов, а потом, с учетом возраста и недочетов составляют программу уроков. Предела возраста, как и совершенства, для занятий нет.

Записи клиентов