Болезни Военный билет Призыв

Нешуточные карикатуры артура шика, за которые художник был объявлен личным врагом адольфа гитлера. Карикатуры кукрыниксов времен великой отечественной войны «Не прощай им, Господи, ибо ведают, что творят»

известно, что на Западе старались и стараются приравнять коммунизм и фашизм. Указывая - это были оба тоталитарные режимы.

Имхо, ответ несложен.

Структурно, на уровне "железа", да и фашистский режим и сов. власть схожи.

Власть - у одной партии.

Но, вот на уровне "софта" - духа, мозга стремления противоположны.

И маньяк и нормальный человек, скажем, тоже структурно, на биологическом уровне, очень похожи - две руки, две ноги и т.д. Но главное - что в мозгах, что определяет поступки этих, очень схожих, в биологическо-структурном смысле, тел.

Без "софта", как пытаются это подать - это трупы. И разница в трупах невелика, практически отсутствует.

Наци руководствуются тем, что они избранные, остальные - недочеловеки.

Коммунисты - интернационалисты. Для них все народы - братья.

Наци стремятся интегрироваться с другими странами путем враждебной, агрессивной экспансии. Поглощая их.

Коммунисты - стремятся, в идеале (оставим за скобками "мировую революцию", к которой так тянуло Троцкого, что сближало того с фашизмом) к интеграции мирной, путем экон. соревнования с капстранами. Где, опять-таки, в идеале, который чуть не случился (подставили ножку, мягко говоря, в виде ВОВ), народ уже на выборах, видя преимущество СССР, мог привести к власти коммунистов и там.

ПС: Правда, оговорюсь, говорю я здесь о тех коммунистах, для которых на горизонте, к которому идут - советская, а не партийно-монополистическая власть. Последнее - неизбежно ведет к реставрации капитализма. Монополия еще оправдана в авральные годы, когда не слишком до демократии. Но, как только необходимость в аврале исчезает, нужно продолжать путь к заявленной цели - власти народа, через советы, профсоюзы.., а не к всевластию партийных чиновников, куда, в этом случае, устремится все эгоистичное в стране, неразборчиво в средствах, прорвется наверх и, пользуясь всевластием партии, которую возглавили, начнет разрушать уже всю систему государства. Приведу слова Ленина, для сомневающихся:

Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований . Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. “Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализм не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Нашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно”

Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: “Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, что верховной государственной властью являются Советы , которые составляются из представителей трудящегося народа…свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением”

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А, следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс .

Ленин говорил, что “социализм не создаётся по указам сверху . Его духу чужд казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс

И Луначарский:

“Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению ко всей стране он очень малочислен. На всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав… Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Но не может ли получиться так, что эта публика… превращается в зачатки нового командного класса? Не получатся ли из них всё-таки “совбуры” - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию ”. (А.В. Луначарский “Ленин”, М., 1924 г.).

Но, случилось то, что случилось. Начиная с 1953-го, верхушка партии начинает устранять контроль над собой со стороны правоохранителей. Обвинив и уничтожив Берию, как предлог, запретив, до санкции партии, партконтроля разработку высших партийцев. Начиная подминать все в стране под себя, огосударствливая все. И страна не продолжила путь влево, к социализму, а пошла направо. От власти Советов к всевластию партии, ее верхушки, прежде всего. К отрыву о народа, обрыву обратных связей с ним. Выхолащивая, превращая живое в ритуалы, лишенные глубинного смысла лозунги, в чучело социализма, лишенное жизни. Как прежде, схожим образом, католичество перешло от истинного христианства, с его - любви к человеку и отрицания агрессивного насилия, к его противоположности, сжигая "во славу Христа" людей, благославляя грабительские "Крестовые" походы. Началась деградация, распад. Инерции еще хватило на почти 40 лет, но финал был неизбежен.


Его антифашистские плакаты и карикатуры печатали в годы войны огромными тиражами. Наряду с легендарным диктором Юрием Левитаном, Артур Шик был зачислен в список личных врагов Гитлера, который, будучи оскорбленным его карикатурами, жаждал как можно скорее увидеть ненавистного художника повешенным. “Это личная война Шика против Гитлера, и я не думаю, что мистер Шик ее проиграет!” – так говорила Элеонора Рузвельт, жена американского президента.




Биография этого талантливого художника-антифашиста довольно интересна. Родился он в 1894 году в Польше, но в той ее части, которая до 1918 года входила в Российскую империю. Во время Первой мировой войны был призван на службу и воевал в рядах российской армии на германском фронте. Но уже в 1919-1920 годах, во время войны Советской России с Польшей, Артур Шик оказывается на стороне поляков, ему, как художнику, в родном городе Лодзь поручают руководство отделом пропаганды Войска Польского против СССР.





В 1937 году Артур Шик оставляет Польшу и переезжает в Англию, а в 1940 году – в Соединенные Штаты, на постоянное место жительства.

Еще в начале 30-х годов Артур Шик как-то сказал:«Художник не может оставаться нейтральным к важным сегодня темам. Он не может скрываться за натюрмортами, абстракциями и экспериментами. Наша жизнь вовлекается в ужасную трагедию, и я решил служить своему народу всем моим искусством, талантом и знанием». В 1939 году, когда его родную Польшу раскроили нацистская Германия и СССР, художник всю свою ненависть и отвращение к врагу стал отражать в своих работах, из-под его кисти выходит огромное количество антивоенных плакатов и карикатур.

Из приведенных ниже работ хорошо видно, как менялось отношение художника к стране Советов и лично к Сталину. Если в 1939 году он активно критикует союз Сталина с Гитлером и раздел Польши, то с июня 1941 года начинает понимать роль нашей страны в борьбе с нацистской Германией и отражает это в своих работах.

до июня 1941...






















и после...














На самом деле Артур Шик совершенно не стремился стать карикатуристом, но на его творчество очень сильно повлияла Вторая мировая война. И он становится политическим художником, стараясь быть наиболее полезным в этот период и сделать свои работы понятными и доходчивыми для большинства людей. Его оружие - едкий юмор и острая сатира. Для большего эффекта художник искажает фигуры и филигранно выписанные лица своих “героев” с запечатленными эмоциями и мимикой, отчего они становятся еще более безобразными. Беспощадной ненавистью к проклятым уродцам пропитаны все его работы.

«Не прощай им, Господи, ибо ведают, что творят»









Обложки журнала «Collier’s» военных лет


Также Шик, стремясь донести до американцев, которые практически ничего не знали о Холокосте, истинные масштабы трагедии, создал рисунки и на эту тему. Самый известный из них - “De profundis”, 1943 года. В этом году в застенках лодзинского гетто погибли все его родственники, оставшиеся в Польше, в том числе и мать. Этот небольшой рисунок чернилами он нарисовал еще не видя реальных снимков из гетто и лагерей смерти, но передал весь ужас происходящего так, будто ему самому довелось быть свидетелем этого кошмара.


Хотя Америка и была для Шика страной свободы и демократии, но и здесь он своими карикатурами обличал расовое неравенство и ведущуюся «охоту на ведьм».


Избежать преследований в эпоху маккартизма художнику не удалось, не помогла ни его популярность, ни многочисленные награды. В 1951 году его заподозрили в антиамериканской деятельности, подвергли унизительным допросам. И хотя доказать ничего не удалось, от перенесенного стресса осенью этого же года, в возрасте 56 лет, знаменитый карикатурист Артур Шик скончался.

Lustige Blätter — еженедельный немецкий сатирический журнал, издавался с 1852 по 1944 год. Ни одной, даже дружественной карикатуры, на вождей нацистской Германии в журнале не было.

«Я думаю, нам нужно двигаться вместе, раз уж вы на нашей стороне» - говорит Черчилль, вцепившись в Сталина, в то время как красная звезда падает с небосклона. Один из номеров журнала, вышедший сразу после 22 июня 1941 года.

«Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь». Товарищ Сталин — без зубов, зимой 41-го немцы были разгромлены под Москвой. На заметку пропагандистам – как поражение превратить в победу.

Выпуск №22/1942 год.

«Наше предложение. Подпись на памятнике — генерал Линч». В США должны поставить памятник неграм, по всей видимости, он будет таким. «У вас в Америке негров вешают» — вовсе не изобретение советской пропаганды.

Выпуск №45/1943 год.

«Информация из США». Когда говорит Дядя Сэм, правда стоит вверх тормашками. Ничего нового — где-то мы это всё уже видели…

Выпуск №45/1943 год.

«Этот коктейль, кажется, ему не нравиться». Уинстон Черчилль только что подал сильно похудевшему британскому льву смесь крови и слез (тяжелый труд и пот пропущены). Намёк на первую речь Черчилля в качестве премьер-министра: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, тяжкого труда, слез и пота».

Выпуск №17/1942 год.

«Я — друг всех маленьких стран». Черчилль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает, что англичане любят воевать чужими руками.

Выпуск №31/1941 год.

«Сингапур. Сильнейшая крепость в мире». Журнал радуется успехам японцев, 15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским.

Выпуск №7/1942 год.

Уинстон Черчилль пытается скрепить Англию досками с надписью «обещания». Он делает это гвоздями из корзины с названием «Ложь».

Выпуск №23/1942 год.

«Верь ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить» - говорит Черчилль. Союз Великобритании и СССР казался нацистам противоестественным.

Выпуск №18/1942 год.

«Американская гигантомания». Заголовок: «Разве это не замечательно? Двигатель так мощен, что летит сам по себе, самолет и экипаж останутся невредимыми». Нацисты пока не воспринимают американскую авиацию всерьёз.

Выпуск №23/1942 год.

«Меч самурая. Он порвет рот любому». Реакция журнала на нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Германия и Италия объявили войну США 11 декабря и героем карикатур сразу стал Рузвельт.

Выпуск №2/1942 год.

«Что ты там прячешь за спиной, Франклин? - спрашивает Южная Америка. - Наши обручальные кольца». Намёк на то, что США используют войну, чтобы подчинить себе Южную Америку.

Выпуск №6/1942 год.

«Амбициозный ребенок». Мать – священнику: «Преподобный, разве он не мил? Он хочет быть английским советским комиссаром, когда вырастет». Намёк на то, что британцы, как и их советские союзники, сами скоро станут большевиками.

Выпуск №7/1944 год.

«Торпеда или бомба?» «Ни то, ни другое - шторм». Карикатура конца января 43-го, это разгром немецких войск в Сталинграде. Единственные хорошие новости того периода были связаны с Кригсмарине.

Выпуск №5/1943 год.

«Бомбоубежище для тонущих кораблей». На карикатуре глубоководные существа ищут приют от жертв немецких подводных лодок. Дата – весна 1943 года, сразу после Сталинграда, во время серии интенсивных бомбардировок Германии союзнической авиацией.

Агитация и пропаганда использовались всеми участниками конфликта во время Второй мировой войны. Политическая карикатура, как часть этой пропаганды, представляла собой настоящее идеологическое оружие. Разумеется, искусство не могло остаться в стороне и обойти военную тему. С помощью рисунков талантливых художников грозный враг превращался в жалкое, глупое, уродливое существо.

Мы собрали для вас карикатуры, выпущенные во время Второй мировой войны несколькими странами-участницами.

Рисунки художника Бориса Ефимова



Британские карикатуры


Призрак Наполеона замерзающим немцам, бегущим от Сталинграда: «Я сначала хоть Москву взял!»

«Ты может и сказочный персонаж, а меня не проведешь!» Гитлер Санта Клаус не может подложить британцам «подарки» в дымовую трубу.

Франция подписывает капитуляцию.

«Муссолини - император Африки» падает с пьедестала... (Посвящено победам англичан над итальянцами в северной Африке)

«Извиняй, товарищ, но очень заманчивая была возможность!» (Посвящено нападению немцев на СССР)

«Атлантической хартии» быть!


Надпись на автомобиле: «Весеннее наступление нацистов» (Посвящено первым бомбардировкам Германии королевскими ВВС)


Союзники бомбят индустрию Германии


Не достать Роммелю Александрии! (Посвящено разгрому немцев по Эль-Аламейном. Надпись на гнезде: «Шершни королевских ВВС»)

Первый камень в фундамент будущего мира! (Посвящено Тегеранской конференции лидеров союзников)


Мат гитлеровцам! (Посвящено успешному наступлению Красной Армии в Крыму. 1944 год)


Надпись на спине: «Возмездие»


Заголовки на газетах рассказывают о неудачах и потерях в Красной Армии (Посвящено полному разгрому Вермахта в Польше в конце 1944 года)


Встреча на Эльбе. Солдаты союзников вылавливают разбегающихся во все стороны фашистских лидеров


Солнце встает! (Посвящено капитуляции фашистской Германии)

Карикатуры польского художника Артура Жика в американской прессе





Вагнер в предтавлении Жика

Гитлер в роли Лоэнгрина


Немецкие карикатуры

Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались

"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает - англичане любят воевать чужими руками.

"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" - говорит Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.

"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года - удар японской палубной авиации по Перл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Черчиль.

"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" - спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль - Штаты используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.

15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур. Сильнейшая крепость в мире" - радуется журнал успехам японцев.

"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" - говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.

"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли, ободряли приунывших читателей.

"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура иллюстрирует отношение немцев к американцам.

"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.

"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое - шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников.

Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей".

"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.

"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают, считали совсем не лишним.

"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.

Источник

Кукрыниксы – название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы. Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире – не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в Советском плакате, которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.


Тучный Дуче

После поражения итальянских войск в Африке и утраты всех колониальных владений глубокий политический и экономический кризис, который переживала фашистская Италия с конца 1942 г., достиг апогея. В конце весны 1943 г. режим Муссолини стоял на пороге краха.

Сверххватательная мобилизация

Проект памятника Муссолини

Где тонко, там и врется. Эластичный вылет из Харькова.

"Германское информационное бюро сообщило, что Харьков включен в систему эластичной обороны". (Из газет)

Муссолини

Музыкальная истерия

Геббельс

Пышки и шышки

Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)

В ходе Сталинградской битвы советские войска в декабре 1942 г. окружили в районе Сталинграда 22 дивизии противника (330 тысяч человек) и ликвидировали эту группировку. 31 января - 2 февраля 1943 г. остатки 6-й немецко-фашистской армии во главе с генерал- фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен.

Окно ТАСС №778: Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось

Начавшееся на Курской дуге гигантское сражение благоприятствовало высадке англо-американских войск 10 июля 1943 г. в Сицилии. В сложившейся на советско-германском фронте обстановке Гитлер не мог оказать существенной помощи своему итальянскому союзнику. Все это способствовало успеху движения за ликвидацию фашистского режима в Италии и выход страны из войны.

Антонеску

Антонеску Йон - военно-фашистский диктатор Румынии (1940-1944). Правительство Антонеску ввергло Румынию в развязанную фашистской Германией войну против СССР. В 1946 г. по приговору Народного трибунала Бухареста Антонеску был казнен как военный преступник.

Мёртвые души

"Берлинское радио 3 марта передало: "Имперский министр доктор Геббельс принял представителей героического гарнизона города Великие Луки, которые прибыли на несколько дней в Берлин. Во время приема участники этих боев рассказывали о том, как происходила защита крепости внутри города".

Как известно, советские войска полностью уничтожили немецкий гарнизон города Великие Луки, а его жалкие остатки вместе с комендантом города - подполковником фон Зассом, взяты в плен". (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

В министерстве пропаганды

Трубачи играют туш.
Входят сборные команды
Оживленных мертвых душ.
Новый Чичиков проворный
Мановеньем ловких рук
Вызвал тени из Касторной,
Мертвецов Великих Лук.
Он их вызвал для парада,
Чтоб всемирная печать
Убедилась, что не надо
Их погибшими считать.
Новый Чичиков - моложе
И наивнее, чем тот:
Он купил товар дороже
И дешевле продает!

Куриная слепота

Летом 1940 г. военно-политическое руководство фашистской Германии, находясь в апогее успехов, рассматривало конкретные планы высадки на Британские острова. Однако после того, как на советско-германском фронте вермахт потерпел сокрушительные поражения, германскому командованию в 1943 г. не оставалось иного выбора, как ожидать вторжения англо-американских войск во Францию, не имея сил серьезно ему противодействовать.

Нахлебники (болгарский хлеб)

Важную роль в увеличении военно-экономических ресурсов фашистской Германии играл военно-экономический потенциал ее союзников и сателлитов. Рассматривая Болгарию как аграрно-сырьевой придаток третьего рейха, нацисты взяли под контроль ее экономику и во все возрастающих масштабах вывозили продовольствие из этой страны.

Убийца по совместительству

"Министром внутренних дел и генеральным уполномоченным по германской администрации назначен Гиммлер с оставлением его в должности руководителя СС и начальника германской полиции". (Из газет)

Курская аномалия

Геббельс

Доигрались (молниеносная война)

Смертельный номер, или нарушенное равновесия

Падение режима Муссолини в июле 1943 г. и последовавший за ним выход Италии из войны нанесли тяжелый удар по внешнеполитическим позициям фашистского блока, положив начало его распаду.

Ты сидишь у камина

Гитлер: - Брр! ...Холодно! Подкинь угля в камин. Геббельс: - К сожалению, могу подкинуть только вот эту бумагу.

Дона излучина крепко закручена

Советские войска осуществили Острогожско-Россошанскую операцию по разгрому противника на Верхнем Дону. Она началась 13 января 1943 г., а 18 января крупная группировка врага была окружена. К 27 января 15 фашистских дивизий были полностью разгромлены, 6 дивизий понесли тяжелые потери. Свыше 86 тысяч вражеских солдат и офицеров были взяты в плен.

Маннергейм

Маннергейм Карл Густав - государственный и военный деятель Финляндии, маршал. Руководил действиями финской армии во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг., также в 1941-1944 гг. в качестве союзника фашистской Германии. С августа 1944 г. - президент Финляндии. В марте 1946 г. под давлением демократических сил страны вышел в отставку.

История с географией

Новогодное гадание

Фрицкин кафтан

К победе!

И в хвост, и в гриву

Сменившее режим Муссолини правительство маршала Бадольо подписало 3 сентября 1943 г. перемирие с США и Великобританией. В качестве ответной акции Гитлер отдал распоряжение о вводе в Италию дополнительного контингента войск, разоружении итальянской армии и оккупации страны. В те же дни англо-американские войска начали высадку в нескольких местах на юге Апеннинского полуострова и, создав подавляющее преимущество, заставили немецко-фашистские войска отступать к северу Италии. К концу сентября 1943 г. около четверти территории Италии было освобождено от немецкой оккупации.

Таганрог - советский!

У самого синего моря

Свершилось!

25 июля 1943 г. в обстановке полного краха внутренней и внешней политики итальянского фашизма Муссолини был смещен с занимаемых постов и арестован.

Ни сесть, ни слезть

После оккупации свободной зоны Франции социальная база вишистского режима стала быстро распадаться. Сопротивление рабочих и молодежи, которым грозила депортация в Германию, приняло массовый характер. Широкий размах приобрела вооруженная борьба сил движения Сопротивления.

Фашистские генералы

Разгром немецко-фашистских, итальянских и румынских войск под Сталинградом, а затем венгерской армии на Верхнем Дону привел к большим потерям среди высшего командного состава в армиях этих стран. Часть генералов была взята в плен, другие - убиты или ранены, немало уволено в отставку, получило взыскания и т. д.