Болезни Военный билет Призыв

Название команды связанное с экологией. Методическая разработка на тему: Названия отрядов и девизы по темам: Экология, Профориентация. й конкурс “разминка”(отвечают по очереди)

Елена Елтуховская
Сценарий развлечения «Её величество - каша!»

Цель : Раскрыть значение каш для правильного питания дошкольника.

Задачи :

1. Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

2. Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.

3. Расширить знания ребят о пользе каш.

Ведущий : Сегодня героиней нашего праздника будет её величество – каша .

Кто из нас в хоть раз жизни не пробовал каши?

На Руси каша из покон веков занимала важнейшее место в рационе питания, являясь одним из основных блюд, как у бедных, так и богатых людей. Отсюда и пословица «Каша – мать наша » ! Очень много сложено легенд и сказок о каше это, потому что издавна наш народ занимался земледелием : выращивал рожь, пшеницу, ячмень, просо (показ разнообразной крупы) . Каша была обязательным угощением на свадьбах, а также при заключении мира между враждующими сторонами в знак дружбы и мира. И если не получалось заключить согласие, то говорили «С ним каши не сваришь!»

С маленькими детьми обязательно играют в игру : «Сорока - белобока, кашу варила…» Кто её из вас помнит?

Исполняют песню : «Варись, варись кашка…»

Ведущий : Давайте послушаем шуточные стихи про кашу.

1 ребенок : Если в беспорядке ваши мысли, Если в голове у вас сумбур.

Говорят в голове у вас каша , Только, это друзья чересчур!

Ведь согласитесь-ка ребята, Что поговорка не права,

Ну, разве каша виновата , Что бестолкова голова.

2 ребенок : Если все слова смешались ваши, если вашу речь нельзя понять.

Говорят во рту у вас каша , обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка ребята, что приговор не справедлив.

Да разве каша виновата , когда язык у вас ленив.

3. ребенок : Если порвались ботинки ваши, и в дыре нога видна.

Говорят : башмаки просят каши, значит вновь, виновата она.

Но разве правильно ребята , нам возмещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата , что плохо вбит в подошву гвоздь.

Не верьте, в разные обманки, нет ничего прекрасней манки!

Ведущий : Каши бывают разные, но все они очень важные, полезные и вкусные.

4. ребенок : Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.

Как? За что? И почему? поклоняюсь я ему.

5. ребенок : Я люблю кашу из печки, да когда она из печки.

Со сметаной белою, только не горелую.

6. ребенок : А я манную люблю, всем всегда её хвалю

А с малиной красной нет каши прекрасней.

7. ребенок : Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.

Думала : еда пропала, три добавки съел и мало!

Ведущий : Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В ней много витаминов и полезных веществ, для здоровья и роста детей.

Исполняют песню : «Кошалотик, кошалот» .

8. ребенок : Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.

В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.

9. ребенок : Я люблю овсяную, кашу очень главную.

В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.

10. ребенок : Расскажу про новую, про кашу перловую.

Я её люблю с грибами, с перцем, солью, огурцами.

11. ребенок : Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,

Каши всякие нужны, каши всякие важны!

Ведущий : Ребята, а какие каши вы любите и знаете? (ответы детей) .

А какие продукты нужны для того, что бы приготовить вкусную и полезную кашу? (ответы детей) .

Игра : «Свари кашу для гостей» .

Игра : «Сервировка стола» .

Ведущий : Ребята русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Назовите их :

1. Кашу маслом не испортишь.

2. Кто заварил кашу тот и расхлёбывай.

3. Мать наша – гречневая каша .

4. Без каши и обед не обед.

5. Где каша с маслом тут и место наше.

А теперь давайте поиграем. Игра : «Узнай крупу на ощупь» .

Игра : «Золушка» .

Ведущий : Ребята, ешьте каши и будете здоровы всегда!

С каждым днем вы подрастайте. Сил, здоровья набирайте!

Публикации по теме:

К Конспект НОД в подготовительной группе «Каша – матушка наша» Форма проведения – коллективное обобщающее занятие с участием родителей.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Наша каша» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Наша каша. Тема: "Наша каша" Цель: Расширять знание о каше. Задачи:.

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!

(обращаясь к родителям новорожденной),

А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!

Звучат аплодисменты гостей.

Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.

Гости наполняют бокалы.

Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!

Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.

Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!

Гости наполняют бокалы.

Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!

Гости выпивают.

Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.

Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.

Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.

Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.

Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.

Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...

Все. Успеха!

Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .

Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.

Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!

Гости выпивают. Музыкальная пауза.

Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.

Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.

Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)

Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.

Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.

Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.

Тост: За сердечные пожелания наших гостей!

Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!

Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.

Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.

Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.

Звучит тост.

Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.

Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.

Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.

Мама выполняет задание.

Ведущий.
А сейчас нам, гости, нужно
Кашу всем сварить здесь дружно.
Кажется, нет ничего проще, чем сварить обычную кашу. Но недаром говорят, что во всем должна быть своя изюминка. Надеюсь, сегодняшнее блюдо поразит вас своей оригинальностью и простотой.
Ведь на праздничный обед
Едет бабушка Варвара
Сообщить простой секрет,
Как добиться нам навара.

На фоне музыки появляется бабушка Варвара.

Бабушка Варвара.
Добрый день, а вот и я!
Кашу вам сварю, друзья.
Ничего от вас не скрою,
А секрет один открою.
Самое простое - сварить кашу из топора.

Показывает топор, перевязанный красной лентой.

Бабушка Варвара.
Почему варим топор?
Даст он бедам всем отпор.
Да и навара каше прибавит, и время сэкономит. Так что кладем его в чугунок, наполненный водой, ставим на печь и ждем, когда закипит.

Бабушка Варвара помещает топор в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чтоб сладким ребенок
Был долгие годы,
Мы сахар добавим
В кипящие воды.
А соли придется,
Увы, миновать,
Чтоб слез у малышки
Вовек не видать.

Добавляет в чугунок сахар, а баночку с солью отодвигает в сторону.

Бабушка Варвара.
Чтоб зубкам молочным
Крепкими быть,
О молоке мы должны
Не забыть.

Вливает молоко в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чего-то еще нашей каше не хватает. Вот бы вспомнить! Может, кто подскажет мне?

Звучат советы гостей.

Бабушка Варвара.
Говорите, крупы? Что ж, давайте выбирать самую лучшую. Приглашаю одного желающего определить с закрытыми глазами виды различных круп.

Участнику игры предлагаются блюдца с крупами под номерами:
1) манная; 2) гречневая; 3) рисовая; 4) гороховая; 5) пшенная; 6) ячневая.
Он выполняет задание.


Бабушка Варвара.
Чтобы узнать, какая крупа наиболее пригодна для нашей каши, необходимо сложить цифры года новорожденной (2003 - 2 + 0 + 0 + 3 = 5), к сумме прибавить число ее рождения (5 + 2 = 7), вычесть количество детей в ее. настоящей семье (7 - 3 = 4), увеличить это на число, получающееся при подсчете колес у детской коляски (4 + 4 = 8) и из суммы вычесть число, содержащееся в слове «семья» (8 - 7 =1).

Гости подсчитывают, дают ответ.

Бабушка Варвара.
Да, манная крупа -
Лучший вариант!
Ее добавим тут же
В наш мы вариант.

Добавляет крупу в чугунок.

Бабушка Варвара.
А кто знает, чем можно наше блюдо сдобрить? Говорите, маслом? Только масло разное бывает. Вот, например:
1. Масло, которое все блюда золотым делает. Как оно называется? («Злато».)
2. А название какого масла символизируем созданное, по представлениям людей, самое лучшее? («Идеал».)
3. Как называется масло, которое любят все боги на Олимпе? («Рама Виталити».)

Бабушка Варвара.
Чтоб Бог возлюбил
Нашу милую крошку,
Мы «Рамы» добавим
В кашу немножко.

(Добавляет масло.)

А сейчас, чтоб вкусным стать,
Блюду нужно постоять.

Уносит чугунок в другую комнату.

Бабушка Варвара (возвращаясь).
Предлагаю поварам выпить дружно по 100 грамм.

Гости поддерживают тост. Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете...». Исполняя песню, появляются 4 «карапуза» в чепчиках, нагрудниках, памперсах.

Песня.

1. Когда-то на белом свете
В маленькой семье
Появятся детишки
Всерьез, а не во сне.
Родители будут рады,
Счастлива родня.
Они не ожидали,
Что ждет их четверня
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот дом пришла.

2. Каждый ребенок крупный,
В развитии силен,
Во многом очень талантлив,
Не по годам умен.
Мама им кашу варит,
Папа за этим следит.
«В каше ведь вся сила» -
Так молва твердит.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот Дом пришла.

1-й карапуз.
Карапузы! Посмотрите -
Дяди, тети что едят?!
Разве взрослые сегодня
За здоровьем не следят?

2-й карапуз.
Ведь они пришли на «Кашу»,.
Пусть попробуют ее.
Станут сразу все похожи
На больших борцов сумо!

3-й карапуз.
Мы не прочь уж подкрепиться,
Время наше подошло.
Братья, сестры, что стыдиться?
Надо требовать свое!

4-й карапуз.
Голод вроде бы не тетка!
Дайте каши малышам!
А не то мы очень звонко
Здесь концерт устроим вам!

Изображают детский плач.

Ведущий.
Дорогие дети наши!
Чтоб попробовать всем каши,
За стол быстрей нужно садиться
И досыта угоститься.
В честь новорожденной крошки
Все съедим по полной ложке.

На фоне музыки бабушка Варвара выносит на ухвате чугунок, в котором находится настоящая манная каша.

Бабушка Варвара.
Вышло все, как я хотела, -
Каша вроде подоспела,
Получилась хороша.
Угощайтесь не спеша!
Но, дорогие гости...
Хотите, не хотите ли,
Начнем сейчас с родителей.
Они давно уж говорили,
Что кашу эту заварили.
Так что пробу им снимать,
Кашу ложкою хлебать.

Родители новорожденной пробуют кашу.

Настала очередь гостей -
Ешьте кашу все дружней!

Гости в обмен на кашу одаривают новорожденную подарками. Вечер заканчивается чаепитием.

Реквизит

1. Искусственный цветок длиной с новорожденного ребенка, в лепестках которого помещен пупсик-девочка.
2. Миниатюрные предметы на столе с записками.
3. Блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.
4. Открытки в виде сердца.
5. Карточки с названиями различных профессий.
6. Ухват, чугунок.
7. Топор, перевязанный красной лентой.
8. Сахар, крупы, повязка для глаз.
9. Масло «Рама», молоко.
10. Нагрудники, памперсы.
11. Горшочек с манной кашей.

Сценарий «Праздник каши»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ ООШ № 35 г Калуги,
педагог дополнительного образования МБОУДОДЦДОД «Радуга» г Калуги
Покровская Наталья Борисовна
Задачи:





расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высоко калорийных и полезных
продуктах питания;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню
школьника,
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок.
Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки,
а так же русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
Пословицы.
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша ­ матушка наша, а хлебец ржаной ­отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
Густая каша семьи не разгонит"
С ним каши не сваришь.
Заварил кашу, так не жалей масла
Ход праздника.
ВЕДУЩИЙ: слайд 1
У каши есть свой народный праздник, так и называется ­ Мирская каша.
И мы приглашаем вас, дорогие гости, отведать каши, сваренные в русских традициях!
Все вместе сварим кашу из топора, развлечемся в играх и конкурсах.
Каша ­ исконно русское блюдо. Цельное зерно несет в себе силу природную, силу земли­матушки. Злаки ­ это спрессованный свет
Солнца. В них сосредоточено все, что нужно нам для полноценной жизни. Потому так полезна каша.
Каша подавалась и в будни, и в праздники, участвовала почти во всех обрядах и ритуалах и просто давала силы.
Свадебный пир на Руси назывался кашею. «Заварил кашу - расхлебывай!»

Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. От этой традиции и
зародилась поговорка: «С ним (С ней) каши не сваришь». Часто каша на свадебном пиру была единственной едой для молодоженов.
Крестьянская ли то была свадьба или купеческая, царская или генеральская.
Каша артельная ­ та, что варится в большом котле, и из него едят все.
«Мало каши ел», ­ так говорили о нерасторопном работнике.
Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
А почему дети не хотят кушать кашу? Слайд 2­5

Песня «Варись кашка» ­ 2класс.
Есть легенда, что даже блины появились как густая каша, в которую переложили крупы.
В русской кухне каши издавна делились на 3 вида: кашицы (жидкие каши), размазни (или вязкие каши), крутые (рассыпчатые) .

И по сей день наши бабушки и мамы готовят сытный кулеш ­ непременное блюдо на столах работников, целый день проводящих в поле.
А Рождественская кутья во многих домах до сих пор является традиционным блюдом, подаваемым на стол в честь Рождества Христова.
А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…» (Ребята хором произносят продолжение стишка)
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
Угадайте загадки. Из чего варят кашу или что добавляют в кашу.
Черна, мала крошка
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест, похвалит. (гречневая)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
В поле метёлкой,
В мешке жемчугом.
(пшеница)
Что всегда поверх каши?
(масло)
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала – пропала.
(соль)
Я бел, как снег.
В чести у всех

И нравлюсь вам
Во вред зубам.
(сахар)
Белое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От бурёнушки беру
И деточкам даю
(молоко)
Ученики читают стихи
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
Без неё ведь не прожить:
Ловкость, силу придаёт.
Так что, отправляйся в рот!
Эта ложка мне для силы,
Эта, чтобы быть красивой,
Эта, чтобы умной быть...
Что ещё мне не забыть?
Ложку, чтобы не болела,
Чтобы делать всё умела.
Вроде я про всё сказала.
Да и каши стало мало.
Если ложечкой примять,
Съела всё, можно сказать.

ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
Инсценировка р.н.с. «Каша из топора
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:









Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Вон там на гвоздике повесь
А ль ты совсем глуха. что не чуешь?
Где хошь, там и заночуешь!
Глухая! Подавай на стол!
Да нечего,родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
Давай топор! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.


Готова ли?
Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
­ Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):
­Служивый, а когда ж топор будем есть?
­Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
(встает)
­Ну, будь здорова, хозяйка!
(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так­то солдат и кашки поел, и топор унес.
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
УЧИТЕЛЬ:
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Пшенная каша.
Мы вдвоем с сестрою Клашей
Воевали с пшенной кашей:
В две руки мешали-пригорать мешали.
Отошли к окошку отдохнуть немножко­
Каша пригорела, каша угорела…
К нам стучатся, нам кричат:
«Почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?
Объясняем толком им: «Каша угорела. Каша пригорела!»

Пшено это семена проса, очищенные от наружной оболочки.В России еще пару сотен лет назад пшенная каша была основным блюдом на
крестьянским столе. Первыми возделывать просо, из которого и получают пшено, начали в Древнем Китае. У жителей Поднебесной
«золотая крупа» служила сырьем для производства муки, кваса, варки пива, приготовления супов и сладких блюд.
А уж потом просо распространилось по всему миру. Особенно сильно желтая
кашка понравилась славянским народам, которые в силу сурового климата просто
не могли позволить себе выращивать теплолюбивые рис и кукурузу. Зернышки пшена богаты витаминами В1 (борется с усталостью,
раздражительностью и депрессией), В2 (поможет справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделает волосы густыми и сильными)
и В5 (избавляет от проблем с осанкой и стабилизирует кровяное давление). Все витамины группы В благотворно влияют на память,
улучшают работу мозга и повышают работоспособность.
Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами.
Манная каша

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши.. Слово «манна»
старославянское и восходит к греческому слову таппа - пища. Она подавалась только детям и приготавливалась обычно на молоке.
Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной,
соревнованием). Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки
и
перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка. Наша манная крупа названа так по имени
легендарной манны. Слово «манна» происходит от древнееврейского корня, означающего «дарить».
В Библии рассказывается, что во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться
«манна небесная», которая и спасла истощенных людей. В той самой Аравийской пустыне, по которой блуждали еврейские народы,
уйдя из Египта, как и в других пустынях и сухих степях Юго­Западной Азии и
Северной Африки, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в
шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Кочевники собирают
съедобный лишайник, толкут его и из полученной муки пекут хлеб. В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она
гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником. В манной каше 70
процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой. Так как она
быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней.

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице,рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Гречневая каша
«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест-похвалит.
(гречневая каша)
Самой популярной К. у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречневая, грешна) и уже в XVII в. считалась национальным
русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, в XV в. В ней содержится много растительных белков, жиров, углеводов. Там
есть фосфор, кальций, калий, железо, магний, витамины, которые так полезны для организма.
Слайд

Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт.
Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша издавна считалась
основой солдатской пищей. Да и в крестьян­ских семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили
поговорку: «Гречневая каша - матушка наша»…
Слайд
Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли ­сплошной бело­розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит
медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды­орешки. Если снять с них бурую
кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу. В такой крупе много целебного вещества - рутина, который
лечит от разных болезней.
Слайд
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» - за темный цвет
зернышек­семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой. Из
всех круп гречневая выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка.
Рисовая каша

Слайд
Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала ­ 77,3% и биологичес­ кой ценности белка. К тому
же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2 ,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является
важным средством профилактики малокровия.
Слайд
Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей.
Слайд
Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него - бесконечные пруды, отделенные друг от друга
узкими ленточками земли.
Слайд
Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того,
любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода - душа риса».
Слайд
В старину рис в нашей стране не выращивали. Долгое время о нем вообще ничего не знали. Лишь при Иване Грозном русские купцы
впервые завезли диковинное зерно в Московию. Но как оно называется, не знали. Почему­то решили, что это
«сарацинское пшено» (сарацинами тогда на Руси Называли арабов), хотя рис привозили из Персии и Закавказья - из стран вовсе не
арабских.
Слайд
Семьдесят лет назад у нас в Приморье - на Дальнем Востоке начали выращивать свой рис. А потом крупные рисовые плантации
появились на юге - в Краснодарском крае. И сегодня мы в основном обеспечиваем себя собственным «сарацинским пшеном».
Как на наше удивленье,
Но одна нам всех милее3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы­с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили
запасы – оставалось чуть­чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в
общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время
перерыва кашу ели все вместе, т.е. однукашу ели.)
"А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?..­Коли нет ничего,можно и из топора кашу сварить.."(русская народная сказка "Каша из
топора")."Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке."(русская народная сказка" Лиса и
журавль")
Скороговорки.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
Вкусная кашка у кошки в чашке.
Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
Наша каша хороша ­из пшеницы и овса.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас самое время устроить пир на весь мир! Да и самовары уже поспели!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей, делятся рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
ЛИТЕРАТУРА.
1.
2.
Балинская И. Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.-с. 46­53.
Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.­ М., 1990.­с. 106­ 109.
3. Моя первая книга по кулинарии.-М. 1995.­с. 146­150.
4. М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя.
«НЕСТЛЕ» «ОЛМА ­ ПРЕСС» М, 2006 с. 20­24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал­сборник сценариев для
библиотек и школ.

(cкачиваний: 35)
Тема: Да здравствует каша!
Цель:
Познакомить с историей каши, с национальными традициями России.
Показать полезность каши
Воспитывать культуру питания, желание вести здоровый образ жизни
Расширять кругозор детей
Прививать интерес к поисковой деятельности

На экране тема:
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
1 вступление
Учитель: Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают ее в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе.
Кто сегодня на завтрак ел кашу?
Кому дома часто варят кашу?
Кто любит кашу?

А сейчас вместе с ребятами из 7 «б» класса мы отправляемся в нашу школьную столовую.(на экране фото и видео материал)
(Сколько выброшено зря продуктов, напрасный труд людей, затрачены родительские деньги, дети остались голодными, организм не дополучил нужных питательных веществ.)
Учитель: Каша всегда являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей, потому что это очень полезный продукт для нашего организма.
Без каши невозможно вырастить младенца. В 17 в. маленьких детей так и назвали – «кашник». Недаром в народе говорили «Каша - мать наша!» (на доске плакат)
В русских письменных памятниках слово «каша» встречается в документах конца 12 в., однако в археологических раскопках находят горшки с остатками каши в 9 в.
На экране:
Слово «каша» происходит от санскритского «каш», что означает «дробить», «тереть».
По определению Вл. Ив. Даля «каша - это густоватая пища, крупа, варенная на воде или молоке» (словарь Даля у доски, на столах у детей)

Проверка д/з (пословицы о каше и материал из истории каш)
1. Игра «Пословицы заблудились»
Продолжите пословицы:
а) Щи да каша - ………..(пища наша)
б) Кашу маслом - ………(не испортишь)
в) Хороша кашка, да мала …..(чашка)
г) Русского мужика без каши ……(не накормишь)
(За правильный ответ команда получает жетон)
Сколько пословиц нашли о каше?
(прочитать по одной самой интересной)
2. Из истории каш:
На экране: Длительное время каша была общеславянским обрядовым блюдом, причем корни обряда арийские.
Индусы – кашу приносили в жертву богам земледелия и охотоводства.
Римляне – в день рождения ребенка приготовляли кашу.
Германцы- в праздник Перахты готовили и ели специальную кашу.
1гр. Специальные каши на Руси варились в честь любого знаменательного события. Каше отведено важное место на первом пороге жизни-рождении. При рождении ребенка варили Бабину кашу.
Дополнительный материал.
Когда ставят горшок с кашей, то бабка берет ее и, поднявши кверху, бросает потом на стол, горшок разбивается. И черепки разлетаются в стороны, при этом говорят: «А чтоб за
а) нашего …..(имя новорожденного) девки билися
б) нашу …..(имя новорожденной) парни билися»
Когда, конечно, младенец подрастет и сделается женихом(невестой) на кашу кладут крендель, и туда все гости бросают деньги, кто сколько может. Саму кашу режут на части, угощают присутствующих, одну часть подают матери новорожденного со словами «Подайте (имя младенца) кусочек каши: счастье принесет.»
На крестинах каша, поставленная на стол, выражает пожелание новорожденному довольства, счастья, богатства. Поэтому на стол старались поставить самый большой горшок каши, чтобы счастье и довольство ребенка было соразмерно величине горшка с кашею.
Дополнительный материал:

Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 11043

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к .
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

Карта Visa

6. Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С.Пушкина кормил своего работника?
(из полбы)

Полба- сорт пшеницы с ломким колосом, выращивается в Закавказье, где ее называют «зандури»

Конкурс «Богатырская каша»
На экране
Мать наша – гречневая каша:
На перцу чета, не провернет живота.
Гречневая каша сама себя хвалит.
Гречневая каша – мать наша, а хлебушек ржаной – наш отец родной.

Учитель:
Богатырская каша на Руси –гречневая. Недаром про нее столько пословиц придумали. Кто гречневую кашу ест, тому она никогда не надоест. Вот перед вами по чашке этой кашки.
Кто вперед съест – получит звание богатыря.
(звучит песня про гречневую кашу)

Почему так говорят
Учитель:
В народе много крылатых выражений о каше
Когда так говорят?
Мало каши ел
Каша в голове
Во рту каша
Башмаки просят каши

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас – каша!
Только это. Друзья, чересчур.
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата,
Что бестолкова голова?

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять..
Говорят, что во рту у вас – каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор не справедлив.
Да разве каша виновата.
Когда язык у вас ленив.

Учитель: Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути (Огонь, Вода, Земля) были для славян Божествами, которым покланялись люди.
(Дети угощают гостей кашей)

Заключение
Наше занятие мы сегодня посвятили древнейшему, вкуснейшему, полезнейшему блюду – каше!
Мы постарались с ребятами всесторонне исследовать «кашный» вопрос.

Осталось только дать совет мамам, бабушкам, поварам – всем, кто готовит для нас:
Когда готовите кашу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

Итог (хором) Мы выбираем кашу!
Награждение
Дом. задание кроссворд

Цель: 1. Знакомить детей с традициями русского быта.
2. Воспитывать интерес к русским традициям.
Ведущий: Дорогие гости, сегодня речь пойдёт о русской старине, о том, как жили - не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся проникнута добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Хлеб и соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Мы стараемся не забывать традиционную русскую кухню. Она нам ближе и полезнее, чем все заморские кушанья. Мы и сегодня иногда едим щи из кислой капусты, сваренные в русской печке, любим блины.
Мы очень рады нашим гостям, которые пришли к нам на праздник. Эта песня для вас, дорогие. Песня « К нам гости пришли».Ан. Александров. М. Ивенсон.
Ведущий (подходит к печке): Забывать мы стали, что главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Существует русская печь около четырёх веков. Она отапливает жильё, в ней готовится пища, выпекается хлеб, сушатся продукты, одежда, в ней даже мылись. Русская печь - это и посуда особая: горшки да чугунки. У неё форма особая - её удобно доставать рогачём или ухватом. Кушанья из русской печи имеют особый вкус и аромат. - Ой, а в этом чугунке что-то есть…
1. Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит - отдает - снова в угол отойдет.(ухват)
Мальчик: Рады видеть вас у печки.
Без неё и дом пустой, в ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
Девочка: В старину так говорили: «Печь нам мать родная всем,
На печи - все красно лето, у печи и сплю, и ем.
(Дети кланяются печи и уходят.)
Дружно, весело жили люди на Руси. Печь людей и кормила и согревала.
Мальчик; Эй, Маша, привет! Что сегодня на обед?
Девочка: На обед лепешки, вкусная окрошка
Вместе: А сейчас попляшем
В хороводе нашем. Танец «Маша-дорогаша
Вед: А ещё так на Руси говорили: « Всё, что есть в печи - всё на стол мечи».
Звучит музыка песни «Блины», входит «девица» в фартуке с опарницей, ставит её на стол, начинаем месить ложкой тесто, приговаривая:
«Дубы, дубочки, пеку блиночки.
Блиночки горячи, не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные, с маслицем, со сметаною». Песня «Блины».р.н.п.
Именно с этого исконно руского народного блюда мы начинаем знакомство с нашей групповой «КНИГОЙ РЕЦЕПТОВ РУССКОЙ КУХНИ»
Итак, Рецепт русских блинов нам представляет семья Макаровых.
Ведущий: Говорят, уж много лет:
«Без каши обед - не обед».Каши сел да поел, так и ужин не нужен.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о каше.
Задание - собрать пословицы (вызываются 3 группы родителей)
Щи да каша - жизнь наша.
Гречневая каша - матушка наша.
Хороша кашка, да мала чашка!
Ведущий. Давайте вспомним, какие продукты необходимы для приготовления каши.
Игра «Понарошковая каша» (если вы согласны - хлопайте в ладоши, если не согласны - молчите)
Что надо купить, чтоб кашу сварить?
Парное молоко? - Да. Куриное яйцо? - Нет.
Крупа манная? - да. Капуста кочанная? - нет.
Соленый огурец? - нет. Мясной холодец? - нет.
Сахар да соль? - да. Белая фасоль? - нет.
Масло топленое? - да. Рыбка соленая? - нет.
Лавровый лист? - нет. Китайский рис? - да.
Чернослив да изюм? - да. Шоколадный лукум? - нет
Перец болгарский? - нет. Соус татарский? - нет.
Клубничное варенье? -да. Бисквитное печенье? - нет.
Рецепт «Тыквенная каша» нам представляет семья Крюковых

Вед: Любили русские хозяйки пироги печь. Летом ягоды собирали, сушили в печи, зимой пироги пекли на любой вкус.
Хоровод «По малину в сад пойдём». Т.Волгина. А.Филиппенко.
Рецепт пирогов представляет семья Утиных,
Мезенцевы представляют особый рецепт- рыбник
Семья Балаевых представляет - КУРНИК
Сырники представляет семья Петуховых.
Ведущий. Ребята, посмотрите у меня в корзинке пирожки, но не простые, а волшебные. Задание на пирожках: Из какой сказки эти строки?
1. На сметане мешен, на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок покатился (колобок)

2. «Обернулась душой - девицей, Василисой Премудрою, вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки - няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки» (царевна- лягушка).

3. Я сижу высоко, Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Гляжу далеко, - Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
Не садись на пенек, - Стану я ржаной пирог есть!
Не ешь пирожок. У моего батюшки и пшеничные не едятся
Ведущий Старинная русская кухня не знала ни колбасы, ни сыра, ни макарон, ни печенья с конфетами. В ее распоряжении были все лесные дары, рыба, иногда говядина, крупы и небогатый выбор фруктов и овощей.
Семья Сериковых представляют блюдо из овощей - Венигрет
Семья Жаровых- Петуховых Представляют рецепт традиционно праздничного блюда- ГОЛУБЦЫ
Ведущий: Готовили различные супы и похлебки. Основой летнего обеда были холодные супы.
Семья Каташиных-Белка представляют рецепт Окрошки
Семья Борисовых представляет рецепт ПОХЛЕБКИ
Ведущий. Гостеприимство национальная черта русских людей. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. В русских семьях принято угощать гостя чаем. О чае узнали лишь в 17 веке. А когда попробовали, оказалось «питьё доброе и, когда привыкнешь - гораздо вкусно!»
Затем появились самовары. (звучит музыка, выходят дети- самовары)
Самовар поёт, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар наш красивый самовар