Болезни Военный билет Призыв

Народные традиции в балладе светлана. Элементы фантастики в русской романтической поэзии XIX века (В. Жуковский, А. Пушкин, В. Кюхельбекер). Василий Андреевич Жуковский – кто это

Сон и его функции

Сон встречается у многих писателей: Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Тютчева, Достоевского и других. Сон является одним из приемов в литературе, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру.

Толковый словарь С.И.Ожегова дает такое определение слову сон: 1) физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; 2) грезы, мечты, образы. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - с.747. Итак, сон представляет собой некую категорию нереального, призрачного. Здесь важно то, что одна из черт романтизма, характерная для поэзии Жуковского - это стремление к чему-то необычному, неизведанному. В балладе «Светлана» это стремление находит свое выражение во сне, как в наиболее удобной форме для реализации «страшной» фантастики.

Чудесное у Жуковского - художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. Во сне - отражение жизни романтической души Светланы, которая боится за жениха. Кичева Н.А. Баллада В.А.Жуковского «Светлана». Сон или явь? // Литература в школе. - 2003.- № 7. - с.39. Однако страх героини - лишь сон. Выход из любой ситуации - вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу с Божьей помощью побеждает любовь.

Итак, в «Светлане» сконцентрирована «светлая» фантастика, которая подчиняет себе фантастику ужасов. Для героини баллады все дурное оказывается сном потому, что данное произведение представляет собой своего рода сказку, которая является у Жуковского формой выражения веры в доброе. Кроме того, фантастика переходит в область сна потому, что автор переносит действие баллады в условия повседневного быта.

Следует отметить, что в «Светлане» намечался иной по сравнению с «Людмилой» путь Жуковского. Особенность первой баллады заключается в том, что поэт придал ей национальную окраску, отвечая одному из требований романтизма. Однако в следующих своих балладах по этому пути он не пошел. (этот путь выбрал Катенин). Итак, «Светлана» представляет интерес не только как проявление своеобразной «светлой» фантастики, но и как выражение некоторых черт народности.

Фольклорные традиции

По мнению исследователей, балладе «Светлана» действительно присущи черты народности. Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек в «крещенский вечерок», что дало возможность поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев.

Также в «Светлане» использован стиль народного сказочного повествования. Например, зачин:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи, под окном

слушали…

Ярый воск топили… Жуковский В.А. Избранные сочинения. - М., 1982. - с.45.

Очень ярко освещена этнографическая сторона русского народного быта - праздник крещения с его обрядами и т.п. В двух первых строфах фигурируют около 10 способов гаданья о женихах. Жуковский В.А. приводит в обработанном виде подлинный текст гадальной песни, с обращением к мифическому «кузнецу».

Так, прилагательное подблюдны называет один из способов гадания. По В.И.Далю, «подблюдные песни, святочные, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому вынется, тому сбудется, где вынимают поочередно из накрытого или из-под опрокинутого блюда подложенные туда вещи». Обращение подруг к Светлане с предложением вынуть колечко означало, что в гадании с чашей она не участвовала: «Последнему, вынувшему доставшуюся из-под блюда на долю его вещь, уже последнюю, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак». Грязнова А.Т. «Он стройно жил, он стройно пел…» (о балладе Жуковского В.А. «Светлана» // РЯШ. - 2002.- № 2. - с.60. Все атрибуты гадания проявляются в сне Светланы, в том числе и венец, о котором поется в песне. Правда, он оказывается элементом погребального убора - лентой со словами молитвы (эта лента кладется на лоб усопшего). Так В.А.Жуковский на уровне сюжета обыгрывает устойчивую фольклорную параллель - «свадьба (венчание, обручение)» - «смерть».

Следует отметить, что Жуковский заимствует у Бюргера традиционный для европейской литературы сюжет: возвращение мертвого жениха. Однако, в соответствии с традициями русского фольклора, заканчивает балладу благополучным финалом:

…Статный гость крыльцу идет…

Кто? Жених Светланы. Жуковский В.А. Избранные сочинения. - М., 1982. - с.52.

Финал «Светланы» напоминает концовку русской сказки, которая изображает свадьбу героев:

Отворяйся ж, божий храм…

Соберитесь, стар и млад…

Пойте: многи Леты!

Кроме того, в произведении использован целый ряд художественных средств, которые являются приметами фольклорного стиля (например, далёко, девица, скрыпит, вечерок, подруженька, стар и млад, свет очей и т.д.) Для создания национального колорита используются и многие слова, лишенные стилистической окраски: жених с невестой едут в санях, запряженных конями, на фоне зимнего пейзажа (снег, вьюга) по пустой степи; с этой же целью использована и сцена гадания (зеркало, свечи). Все это придает балладе целостность и определенный русский колорит.

Следует отметить, что в своей героине Жуковский впервые хотел изобразить национальный русский женский тип, в котором он показывает прежде всего мягкость, верность, покорность судьбе и поэтичность, идущую из глубинных фольклорных истоков.

Таким образом, фольклор у Жуковского - лишь отправная точка для идеального представления о народном духе и народной жизни.

Итак, говоря о балладе «Светлана», нужно иметь в виду то, что она является романтической не только благодаря приметам народности. В ней присутствует характерный романтический пейзаж (вечерний, ночной, кладбищенский); сюжет, основанный на таинственном и страшном (такие сюжеты любили немецкие романтики); романтические мотивы могил, оживающих мертвецов и т.д.

Гуковский Г.А. отмечает, что главное в балладах Жуковского В.А. - тональность, атмосфера эмоций. Так, томная мечтательность души, улетающей от земных дел в сферу высших томлений - тема и содержание великолепной баллады «Эолова арфа» (1814). Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965. - с.40. В ней фантазия Жуковского самостоятельно творит образы романтического западноевропейского средневековья.

Любовь юной четы, бедного певца Арминия и Минваны, дочери короля, беззащитна перед земными силами. Основную часть текста составляют сцена свидания влюбленных в саду, под покровом ночи, и их диалог, некоторыми чертами напоминающий диалог Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира.

Смысл баллады в том, что любовь по своей природе трагична, так как чем она сильнее, тем сильнее противодействие враждебных сил. Арминий разлучен с Минваной и умирает в изгнании, о чем она узнает по звуку оставленной им в саду арфы. Здесь Жуковский прибегает к особой звукописи: повторение рокочущего [p], входящего и в имя царя, и в название его страны, создает ощущение страшной силы:

Владыка Морвены,

Жил в дедовом замке могучий Ордал;

Над озером стены зубчатые замок с холма возвышал;

Прибрежны дубравы склонялись к водам,

И стлался кудрявый кустарник

По злачным окрестным холмам. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х томах. - М., 1980. - т.II. - с.42.

В этом общем описании повторами удвоены следующие линии: замок над озером и дубравы отразились в воде, мифический Ордал предстает как владыка

страны, владетель замка, потомок владык. Баллада заканчивается мистическим аккордом - тени Арминия и Минваны летают над знакомым садом, любимое дерево приветствует их шорохом листьев, звучит арфа («Две видятся тени… И дуб шевелится, и струны звучат…»)

Важно отметить, что если в некоторых балладах первого периода творчества Жуковского (1808-1814) не ощущалось страшное в сюжете, то в балладах второго периода (1816-1822) поэтика ужасного является во многом определяющей. В этом плане наиболее показательны баллады «Варвик», «Рыцарь Тогенбург», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер».

У Жуковского поэтика ужасного часто бывает функцией выражения моралистического начала - пафоса отрицания зла и утверждения неизбежного торжества правды. Его «страшные» баллады благодаря своей лирической и моралистической основе оказываются внутренне близки его «светлым» балладам («Светлана», «Перчатка» и др.) И мрачные по своей общей тональности, и светлые, они одинаково проникнуты пафосом доброго.

В балладе «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» поэт говорит об «ужасном сверхъестественном происшествии», на котором основана фабула произведения. В нем есть любовь и свидание при шуме дождя и зловещего ночного ветра, есть муж, изменою убивший соперника, и мертвый рыцарь, который навещает любимую:

Уж заря занялась; был таинственный час…

«…И надолго во мгле на пустынной скале,

Где маяк, я бродить осужден;

Где видалися мы под защитою тьмы,

Там скитаюсь теперь мертвецом;» Жуковский В.А. Избранное. - Ростов-на-Дону, 1998.- с.114.

Поэтика ужасного является в балладе определяющей, на что указывает своеобразная поэтическая лексика: таинственный, тьма, мертвец и др. Ночь, маяк, битвы, пылкие порывы страстей героев даны в окружении таинственного и титанического средневековья, фантастики Ивановой ночи.

В последнем периоде балладного творчества Жуковского В.А. (1828-1832) сам отбор произведений в группе «рыцарских» баллад способствует созданию общего образа средневековья. К этому периоду творчества поэта относятся следующие баллады: «Суд божий над епископом», «Королева Урака и пять мучеников» из р.Саути, «Братоубийца» из Уланда, «Поколение» из В.Скотта и др. Все эти произведения с мрачными коллизиями греха, возмездия и искупления.

Так, в балладе «Покаяние» главный герой совершает страшный грех - убийство. Он (властитель) сжигает часовню в момент венчания в ней его вассала с девушкой, которая предпочла ему (властителю) слугу. Пытаясь искупить свою вину, герой покидает свет, становится отшельником. Так в покаянье проходят годы. И лишь с появлением нового героя (чернеца) в балладе начинают развиваться фантастические мотивы. Несомненно, что чернец, перед которым исповедовался властитель, пришел из потустороннего мира (Я здесь издалека: был в той стороне, где ведома участь земного…).

В конце баллады фантастика достигает своей кульминационной точки (Лишь месяц их тайным свидетелем был… Две легкие веяли тени). Жуковский В.А. Избранное. Ростов-на-Дону, 1997. - с.120.

Особенностью баллад является то, что в них поэт проводит зыбкую грань между реальностью и ирреальностью. Так, в «Покаянии» читаем:

И пеньем торжественным полон был храм,

И тихо дымились кадилы,

И вместе с земными невидимо там

Служили небесные силы.

Таким образом, фантастика в балладах В.Жуковского создается посредством слов - символов (луна, мгла, месяц, тьма, небо, вместе, там, здесь, легкие тени, таинственный час и др.). Данные слова - символы не просто слова. Каждое из них - это целая тема, образ. Следует отметить, что во многих произведениях поэта-романтика фантастический образ «рождается» и через пейзаж. Однако в элегиях и балладах он несколько различается, поэтому целесообразно сопоставить их с учетом общих жанровых признаков.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана» – одно из самых знаменитых произведений романтизма, литературного направления, основой которого явились концепция двоемирия (единства мира мечты и мира реального), интерес к фольклору, истории, национальному прошлому.

Романтический характер стихотворения В. Жуковского «Светлана» очевиден уже с первых строк. Произведение начинается со сцены гадания:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…

Жуковский обнаруживает близкое знакомство с народными обрядами и традициями. Гадание – обряд особый. Что в нем серьезно, а что является игрой? Скорее всего, это игра, но игра опасная – с судьбой, с потусторонними силами. Недаром перед гаданием требуется снять нательный крест, отказавшись на какое-то время от покровительства Бога, отдавая себя во власть темным силам. Нужно иметь либо легкомыслие, либо мужество, чтобы сесть одной, в пустой комнате, перед зеркалом, ожидая появления суженого.

Светлану заставила сесть перед зеркалом тревога за любимого:

Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Страшно перед зеркалом. Темнота, мертвое молчанье, жалобный крик сверчка… Светлана уснула. Уснула ли? Как могла она забыться сном, когда «страх туманит очи»?

Удивительный сон приснился Светлане. В нем была и радостная встреча с любимым, и вьюжная зимняя дорога, и зловещий черный ворон, предрекающий печаль, и божий храм, и страшный мертвец, простирающий к девушке руки, и… счастливое пробуждение, которым все разрешилось.

В чем смысл произведения? Жуковский услужливо объясняет его читателю:

Вот баллады толк моей:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.

Но всю ли правду открыл поэт? Или слова эти сказаны лишь затем, чтобы успокоить встревоженную девушку? Если это вся правда, то почему самыми яркими остаются в памяти страшные картины Светланиного сна, а не утешительная мораль? И почему не оставляет нас тревога? И оставила ли она Светлану? На эти вопросы нет ответов.

Жизнь полна опасностей. Возможно, она является лишь страшным сном. Все в ней призрачно, зыбко, непрочно, так трудно найти и удержать свое счастье. Да и есть ли оно, счастье, ждет ли оно в конце длинной и страшной дороги?

В балладе Жуковского фантастика и реальность так тесно переплетены, что их невозможно разделить. Без фантастических картин неполным было бы повествование о реальных событиях. Фантастика в балладе как бы стирает грань между обывательским и высоким представлениями о жизни, рисует человека как жителя двух миров, придает жизни высокий смысл.

Вопрос 2. Родная природа в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ.
Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».
Рассказывая о путешествии Насти и Митраши, автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
- Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.
- Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.
- Гу-гу-гу… - красивая птичка снегирь на березе».
Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, - это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.
Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!
Таким образом, главная тема в были - тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Народные баллады - это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика.

Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, пресветляющий душу катарсис (от греч. katharsis - "очищение"): побеждает зло, невинно гонимые герои гибнут, но погибая они одерживают моральную победу.

Манера исполнения балладных песен - и сольная, и хоровая, и речитативная, и распевная, - в зависимости от местной традиции. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к историческим песням и духовным стихам.

Термин "баллада" многозначный. Его иногда возводят к итальянскому "ballare" - "плясать". термин "баллада" был предложен еще в середине XIX в. П.В. Киреевским, но только в XX в. укоренился в фольклористике. мифологическая баллада - классическая баллада - новая баллада, - к такому выводу приводит сам материал.

Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной мировоззренческой основе.

XVII и XVIII века - период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIX века (особенно конец века) уже переводит баллады в романсы"

Мифологические баллады - тематика восходит к глубокой древности. Одним из самых популярных у славян является сюжет о заклятии героя в дерево. Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение) - см. в Хрестоматии: "Вдова и ее сыновья-корабельщики". Следы мифологических баллад обнаруживаются в разных жанрах русского фольклора: сказках, былинах, духовных стихах.

Содержание народной классической баллады всегда обращено к теме семьи. Балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры, невестки и свекрови, мачехи и падчерицы. Взаимная любовь парня и девушки также должна иметь нравственное основание: стремление к созданию семьи. Посягание на честь девушки, надругательство над ее чувствами - аморально.

В сюжете баллады торжествует зло, однако важна тема раскаяния, проснувшейся совести. Баллада всегда осуждает злодеяние, с сочувствием изображает невинно гонимых, сокрушается о погибших.

Сюжеты многих любовных баллад построены на взаимоотношениях девушки с молодцем. Баллада "Дмитрий и Домна" В балладе "Василий и Софья" (см. в Хрестоматии) зло исходит из недр патриархальной семьи. В ней использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады - защита любви, критика семейного деспотизма. Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями. В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить.

В балладах семейного содержания главенствует тема оклеветанной и невинно гонимой молодой женщины. В ряде баллад ее губит мужской деспотизм. Одна из самых выразительных песен - "Князь Роман жену терял"

В семейных конфликтах нравственную суть происходящего обнажают чистые, безгрешные голоса детей. Другим трагическим противопоставлением является злая свекровь и безответная невестка. . В балладах недобрая сущность свекрови, ее враждебность по отношению к невестке не мотивируется - это предстает как жизненная норма ("Князь Михайло")

В балладах освещаются и другие аспекты семейных драм. Несколько баллад посвящено трагической гибели одного из супругов и скорби по нему другого ("Жена казака умирает от родов", Герои образуют "любовный треугольник": князь, княгиня и малодыя то княгини полюбовничек. Образ княгини появляется только в конце, в последней строчке, из которой ясно, что княгиня умирает. Ее смерть необходима для полного выражения идеи.

В XIX в. возникла новая баллада - жанр позднетрадиционного фольклора. В песенный репертуар народа вошли многие литературные стихотворения балладного содержания.

Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм ("Как на кладбище Митрофаньевском отец дочку зарезал свою...").

Балладе свойственна прерывистость изложения. Часто баллада использует повторение с нарастанием, что усугубляет напряженность, приближает драматическую развязку. Иногда баллада почти целиком состоит из диалога (например, вопросы детей об исчезнувшей матери и уклончивые ответы отца). Герой баллады неотделим от сюжетной коллизии: в вариантах меняется его имя, возраст, социальная принадлежность, но сохраняется сюжетная роль. В изображении героев типическое значительно преобладает над индивидуальным; характер типизации определяется семейным статусом персонажей. В балладах используются эпитеты, символы, иносказания, гиперболы и другие стилистические средства.

  1. Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;

3.Воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа; формировать культуру взаимообщения.


«Гадание по обуви»

Гадание по обуви:

Гадание по снегу:

Слушать под окном:

Гадание с петухом:

Гадание с перстнем:

Гадание на воске:

Гадание на зеркалах:

Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку.Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

Василий Андреевич Жуковский – кто это?

Задание: Прочитайте биографию писателя, затем, перевернув лист, заполните пропуски в конспекте. Передайте свою работу соседней группе для оценки, сами проверьте их работу, поставьте оценку, объясните, почему вы поставили такую оценку.

    В каком году родился В.А.Жуковский?_______________________________

    Кем были его родители? Отец______________, мать____________________

    Как жилось поэту в отцовском доме_______________________________________________________________________

    В 14 лет поступил в ____________________________________________________________________________________

    Какие произведения создал поэт в начале своего творческого пути ____________________________________

    Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов.

    Какими талантами, кроме поэтического, обладал Жуковский? ____________________________________________

    Соревнуясь в творчестве с А.С. Пушкиным, Жуковский написал сказки __________________________________________

А А.С.Пушкин сказку_______________________

    Жуковский создал первую балладу «Светлана» в __________ году, над ней поэт работал _______лет.

    Тема баллады «Светлана»______________________________________________________________________

О чем идет речь в балладе «Светлана»?

Задание: Установите правильную последовательность событий в балладе

Проверьте свою работу по ключу, поставьте оценку по критериям, объясните, почему вы поставили себе такую оценку

Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки Оценка

Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана». Баллада - что это?

Задание: Прочитайте три определения баллады. Выделите признаки баллады. Прослушайте ответы других групп, оцените свою работу

Баллада – (танцевальная песня) – лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

Словарь С.И. Ожегов а. Баллада - это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Баллада - романтическое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагическим таинственным концом.

Литература (справочные материалы). Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связанный с историческими событиями или преданиями.

Гадания

В первой строфе автор баллады рассказывает о том, как девушки гадали. Установите связь между строчками из баллады и описанием гадания (соедините линиями). Расскажите классу о 2-3 гаданиях, предварительно зачитав, как пишет о них автор

  1. Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

    «В чашу чистую с водой клали перстень золотой…»

    Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

    «Ярый воск топили»

    Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

    «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»

    Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

    «Снег пололи»

    Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

    «Под окном слушали»

    Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку. Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

    «Кормили счетным курицу зерном»

    Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

    «Вот в светлице стол накрыт белой пеленою; и на том столе стоит зеркало с свечою»

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фантастическое и реальное в балладе «Светлана»

Определите, какие образы можно отнести к фантастическим, а какие к реальным?

Заполните таблицу. Расскажите классу о результатах своей работы.

Фантастические события и образы в балладе

Реальные события и образы в балладе

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить совмещение фантастического и реального?

Гадание, мертвец, встреча с возлюбленным, сон, ночные путешествия, ворон (символ темных сил), голубка (символ светлых сил), гроб в избушке, петух (символ часовщика, заступника)

Можно добавить свое.

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фольклорные символы - образы птиц помогают осмыслить балладу.

Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.

Образ птицы

Пример из текста

Что обозначает символ у народа

Значение образа

Ворон стр. 108.

Печаль

Предсказывает ______________. Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное.

Голубь стр. 110.

Символ счастья, мира, любви, Бога.

Во сне – вера в __________________. Чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита.

Петух стр. 111.

Часовщик, заступник.

Будит героиню, когда ______________, чтобы не случилось наяву ____________________________

Цвет в балладе, как и в фольклоре, играет немаловажную роль.

Определите его местоположение в балладе и значение. Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный

Цвет

Местоположение (сон или явь)

Пример

Значение

белый

Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый

Темный (черный)

Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи

Расскажите другим группам о фольклорных образах баллады.

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить подобные образы?

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Образ Светланы

Что означает имя Светлана? Светлана –

Заполните пропуски в таблице. Расскажите классу, какой вам представляется героиня баллады

Черта характера Светланы

« Вот красавица одна к зеркалу садится…»

Поэтичная

« Радость, свет моих очей»

Верная и преданная жениху

Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

На какую сказочную героиню похожа Светлана?

Просмотр содержимого документа
«Задания на пазлах»

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни (святочные)

Просмотр содержимого документа
«Ключ»

Ключ

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Просмотр содержимого документа
«Определения жанров фольклора для деления на группы»

Сказка.

Устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях. Герои: царь, Иван-царевич, Змей Горыныч, Баба Яга.

Лирические песни.

Произведения устного народного творчества, в которых передаются чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер, т.е. типичны для отдельных слоев населения. Герои: девушка и юноша, ямщик, солдат, разбойники, замужняя женщина.

Былина.

Эпическая песня – сказание о богатырях, рассказ о том, что когда – то было, бывало, во что верили. Героические и социально – бытовые.

Обряд.

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни

Просмотр содержимого документа
«Последовательность сюжета»

    В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

    Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

    Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

    Девушки гадают в крещенский вечерок.

    Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

    Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

    Ночью Светлане является жених и увозит ее венчаться.

    Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

    Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

Баллада- лиро-эпические песни о трагических событиях в семейно-бытовой жизни, героем баллады является безымянный человек, переживающий, страдающий, иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Сюжеты в балладах строятся на преступлении, часто на убийстве. Это и придает балладам трагический характер. В былинах и часто в исторических песнях положительный герой торжествует, в балладах же он гибнет, а злодей не получает прямого наказания. Герои в балладах - не богатыри, не исторические деятели, а обычно простые люди. Смысл баллад - в выражении моральных оценок поведения персонажей, в защите свободного проявления чувств и стремлений личности.

Поскольку разные жанры черпают средства создания образа из общефольклорной системы средств, ряд традиционных формул (гнева, досады, печали), передающих те или иные чувства, используется как в балладах, так и в былинах и исторических песнях, но причины, вызывающие эти чувства, а также их последствия различны в каждом жанре. Большинство действующих лиц не имеет даже имени, не говоря уже о характерах. Различаются они лишь по семейным отношениям (муж, брат, свекровь).В балладах раскрывается более сложный, противоречивый внутренний мир губителя. Жестокая свекровь, в одном эпизоде изводящая невестку, в другом предстаёт как любящая мать, а в третьем - винит себя и страдает. Всё это делает образы балладных персонажей более жизненными и убедительными.
«Баллады - песни с эпической сюжетной основой, но проникнутые лирическим настроением и отличающиеся напряжённым драматизмом»
Баллада и смежные жанры в процессе бытования оказывают-взаимовлияние. Б. Н. Путилов говорил о возможных случаях перехода исторической песни в балладу, равно как и баллады в историческую песню.
Следует отметить, что в балладах присутствуют и сказочные мотивы. Например, в балладе «Князь и старицы» князя Митрия оживляют живой водой. В отличие же от сказок в балладах побеждает не добро, а зло.

Баллады дают возможность глубоко осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Смерть балладного героя воспринимается как обличение зла, утверждение моральных норм. «баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре» [Пропп].

Тематические циклы(Аникин):

1) семейные

2)любовные

3)исторические

4)социальные (социально-бытовые)

Основное место в жанре баллад занимают произведения семейно-бытового характера. Такие тексты раскрывают острые семейные конфликты. Их персонажи - жена, муж, свекровь. Сюжет строится на отношениях мужа и жены или свекрови\снохи.

1)средневековый деспотизм - господство мужа в семье,муж убивает жену

2) В ней молодую женщину губит свекровь, драматизм состоит в том, что свекровь убивает не только сноху, но и внука. Сын, узнав о преступлении матери, кончает жизнь самоубийством.

3)мать сама отравляет сына и избранную им девушку.

Произведения, названные любовными балладами, также в основе имеют сюжеты, раскрывающие тяжелое положение женщины. («Дмитрий и Домна»)

Сюжеты исторических баллад связаны с историческими событиями. В них отразилось трагическое положение русских людей во времена монголо-татарского нашествия. Среди исторических выделяются две группы произведений:

О татарском полоне,раскрывающие свободолюбивые и непримиримые натуры полонянок, «Татарский полон»

О трагических встречах родных. показывается трагедия русских женщин, угнанных в полон и повествуется о встречах матери и дочери (например, «Мать-полонянка).

Для социально-бытовых баллад характерны две темы:

Общественное неравенство в личных отношениях,в любви живут люди разного, общественного-положения: королева и простой молодец, княгиня и ключник. Это и служит основой их трагической участи«Молодец и королева»

Губительная роль церкви. В них ясно выражен народный протест против ограничения личности в ее стремлениях и желаниях; жестокости общественной и церковной морали противопоставлена защита свободного, естественного проявления человеческого чувства,«Насильственное пострижение»

Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение). Содержание народной классической баллады обращено к теме семьи. Такую балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры. В сюжете баллады хотя и торжествует зло, однако важна тема проснувшейся совести.