Болезни Военный билет Призыв

Написать разговор ионы с лошадью

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Задачи:

Обучающая : уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

-синонимов

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

2)скука.

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

Вопросы:

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

    Он не умеет ездить?

    В Петербурге снегопад?

    Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

    Он погружен в себя, в свои думы?

Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

    Ему не нужны деньги?

    Он переживает и не думает о деньгах?

    Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

    По другой причине?

С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

    Он устал?

    Погода плохая?

    Поздний час?

    лошадь жалеет?

    Никто не согласился выслушать его?

Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

    Ему нужно выговориться?

    Он ждёт сочувствия?

    Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

    Это первое большое горе в его жизни?

Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

Какова её реакция?

Смешон или страшен этот эпизод?

Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

У рассказа есть эпиграф . Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

    Как его понять?

    Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

    В чём нравственный смысл рассказа?

    Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия . Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Тоска

Громадная, не знающая границ,

Просит, поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

Сострадание.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Иона рассказывает лошади о смерти своего сына, терзаемый одиночеством, потому что никто из людей не захотел выслушать его грустную повесть. Люди, по заповеди христианства, должны относиться друг к другу, как братья. Но Иона не встретил брат­ского отношения и грустно называет кобылу “брат кобылочка”. Это выражение было бы комичным в ином контексте. А здесь оно вызывает чувство горечи.

Невыносимая, жуткая боль, которую Иона носит в душе, вы­ливается в горестном монологе. Ионе кажется, что лошадёнка слушает его внимательно и понимает. Разговор и проявление со­чувствия помогают человеку облегчить его душевную боль.

Глоссарий:

  • что рассказывает иона лошади
  • сколько встреч было у ионы с людьми
  • разговор ионы с лошадью
  • что рассказывает иона лошади как ее называет
  • в чем смысл разговора ионы с лошадью

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Эпиграфом к рассказу “Тоска” автор взял слова из духов­ного стиха “Плачь Иосифа и быль”: “Кому повем печаль мою?…” Эпиграф этот в сознании людей, знакомых с...
  2. У Чехова нет “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия символичны: “Старая, покосившаяся, давно...
  3. План Положительные черты Отрицательные черты Положительные черты Рассказ “Ионыч”, относящийся к позднему периоду творчества Антона Павловича Чехова, наполнен драматизмом, глубокой грустью и одиночеством. Главный герой...
  4. “Разговор на Одесском рейде десантных судов “Советский Дагестан” и “Красная Абхазия” (1926). Лирическое произведе­ние относится к любовной лирике В. Маяковского. Стихотворе­ние внешне шутливое, но по...
Почему учитель предложил герою написать " честное изложение"?ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку
все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки
я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С
того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как
там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно
было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

-
Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты
прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь
писать. Только чур – не заглядывать.
Понял?

-
А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

-
Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за
тобой смотреть!

-
Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

-
Не думаю, - сказал он.

-
Почему же?

-
Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет
нечестно.

-
Вот это да! – удивился я.

-
Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

-
Так-то оно так, - сказал я, - сказал я, - но кто будет знать?

-
Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не
видел. Это прямо-таки удивительно!

Я
прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень
хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе
писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у
соседа. А здесь было все на честность.

Я
все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и
сказал:

-
Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

-
А как же двойка?

-
А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

-
Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

Помгите плиз написать анализ исторической песни! Даю 4 истор.песни на выбор)) 1)Возвращение Филарета, 2)Царь требует выдачи разина, 3)Разин и

девка-астраханка 4)Солдаты освобождают Смоленск

Вопросы: 1) К какому периоду? Кем и в какое время была написана? 2) Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой? 3) Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? 4) Какие образно-выразительные средства присутствуют в тексте песни? Они индивидуальны или имеют признак постоянных художественных средств, свойственных фольклору вообще? 5) Имеются ли в тексте песни, повторы? Какие слова(словосочетания) повторяются и для какой цели? 6) Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни(например, песня- плач, солдатская)? В чём они проявляются? 7) Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.

Как вы думаете, кто написал элегию "Как счастье медленно приходит..."? Я с учителем спорю, он говорит что

Баратынский , я говорю, что Батюшков , ибо Баратынский не мог написать эту элегию в четыре года, так как он родился в 180 0, а элегия якобы написана в 1804-1805 годах.

Хотелось бы узнать ваше мнение и вообще, слышали ли Вы о ней.

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона - человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Горе

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание - тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу - его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» - Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…