Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка». Самые известные баснописцы

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: « Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы ».

Рубрика «Проверьте себя».

(Курс Л.А. Ефросининой УМК «Начальная школа XXI века».

Цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Басня. Русские баснописцы »

Задачи:

    систематизировать и обобщить знания о жанре «басня»;

    закрепить литературные понятия «басня», «мораль», «баснописец, ирония, аллегория;

    совершенствовать навыки работы с басней, использовать пословицы для определения морали, нравственной мудрости басен;

    развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина. 4 –е изд., испр. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); проектор, ноутбук, презентация, лукошко, карточки с рисунками для лукошка.

Ход урока

    Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Все друг к другу повернулись

И тихонько улыбнулись.

Улыбнулись мне, друзьям

И садимся по местам.

- Я надеюсь, что ваше настроение на уроке будет таким же бодрым и приподнятым, ведь это так интересно окунуться в мир литературы.

II . Сообщение темы и целей урока.

Ребята, назовите тему раздела, над которым мы работали на последних уроках?

(Басни. Русские баснописцы.) Слайд 1)

Все ли произведения, представленные в этом разделе, мы изучили? (Да)

(Слайд 2)

Посмотрите на слайд, попробуйте определить тему нашего урока. (Проверь себя.)

Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Продолжите предложение. Сегодня на уроке мы …

III .Обобщение знаний и систематизация знаний

    Работа со слайдом №2.

- Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен ).

Каких русских баснописцев вы знаете? Давайте заполним наш слайд.

(В ходе ответов на слайде появляются Ф.И.О. баснописцев, их портреты.)

2) Работа с учебником.

Откройте учебники на с.55.

Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него.

(Какие басни русских баснописцев вам запомнились. Назовите их.)

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Квартет» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

И.И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья»

А.Е. Измайлов «Кукушка»

И.И. Дмитриев «Муха»)

Молодцы, все басни вспомнили верно.

Прочитайте второй вопрос. Ответьте на него.

(Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните их.)

( Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе , героями которого являются люди, животные или различные предметы.)

(Дети приводят примеры и сравнивают басни со сказкой, рассказом, стихотворением.)

- Как возникли басни?

(Басни возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э.)

- Что высмеивают баснописцы в своих произведениях?

(Они высмеивают глупость, хитрость, жадность, грубость, зазнайство, упрямство, лицемерие.)

Что всегда содержит басня? (Басня содержит мораль.)

Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Давайте вспомним, что такое «мораль»?

( Мораль басни - это нравоучение, поучение, вывод выраженное в краткой форме).

Для создания образов героев в баснях используются ирония и аллегория. Что такое ирония? ( Ирония - тонкая, скрытая насмешка).

Вспомните, что такое аллегория? ( Аллегория - это "иносказание".)

В баснях и сказках качества человеках иносказательно показывают в образах животных.)

А сейчас мы поиграем в игру «Соотнеси». Соотнесите качества людей с образом животных из басен. Слайд 3

хитрость Стрекоза

разногласие Муха

трудолюбие Ворона

безделье Кукушка

глупость Мартышка

зазнайство Лебедь, Рак, Щука

невежество Муравей

легкомыслие Лиса

(Работа на интерактивной доске, 1 ученик) (Выставление оценки.)

Прочитайте третий вопрос. Ответьте на него.

(Вспомните, из каких басен эти слова. Назовите басни. Прочитайте их по учебнику или наизусть.) (Дети соотносят, зачитывают отрывки из басен)

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (И.А.Крылов «Квартет»)

«Мы сбили! Мы решили!» (И.И.Дмитриев «Муха»)

«Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи». (И.И.Хемницер «Стрекоза»)

«Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт». (И.И.Хемницер «Друзья»)

Вот выше сяду на суку. Ну, слушайте

теперь:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку». (А.Е.Измайлов «Кукушка»)

«Да только воз и ныне там». (И.А.Крылов «Лебедь, Рак да Щука»)

(Выставление оценок.)

3) Физкультминутка

4 )Работа в тетради.

Откройте тетради на с.28-29

Самостоятельно выполняем задания № 1,4,5.

Вспомните, чем можно пользоваться при выполнении заданий?

(Учебник, учебная хрестоматия, Книгочей.)

а) Самостоятельная работа.

5) Физминутка

б) Взаимопроверка выполненной работы по слайдам.

Обменяйтесь тетрадями. Отметьте знаком «+» номера правильно выполненных заданий. Слайд 4

1. Соответствие

Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями.

Иван Иванович Крылов

Александр Ефимович Дмитриев

Лев Николаевич Хемницер

Иван Иванович Измайлов

Иван Андреевич Толстой

4. Книгочей. Слайд 5

Из каких произведений эти отрывки? Запишите фамилию автора и заглавие.

« Чтоб музыкантом быть так надобно уменье

И уши ваших понежней…» И.А. Крылов «Квартет»

« А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». И.А. Крылов «Квартет»

.5 Таблица. Слайд 6

Дополните таблицу.

Фамилия баснописца

Заглавие басни

Герои басни

Мораль

Форма

Крылов

Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело: так поди же попляши.

Стихотворная

Хемницер

Стрекоза

Стрекоза и муравей

Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи.

Стихотворная

Толстой

Стрекоза и муравьи

Стрекоза и муравьи

Если летом играла, зимой попляши.

Прозаическая

Верните тетради владельцам. У кого три знака «+»? Встаньте около своих парт. (Выставление оценок.)

в) Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах. Пара, первой выполнившая задание, представляет свою работу на интерактивной доске

.6. Поиск. Кроссворд «По страницам басен»

1. Писатель, который сочиняет басни . (Баснописец)

2. Автор басни «Кукушка». (Измайлов)

3. Автор басни «Стрекоза и Муравей» . (Крылов)

4 . Судья пения Соловья . (Осел)

IV . Итог урок

Чему вас научили басни? Что полезного из них для себя взял каждый из вас?

Что у вас на уроке получилось лучше всего?

Что вызвало затруднения?

Что на уроке вас удивило?

VI . Рефлексия

    Игра «Исправь ошибки» Слайд 7

Найдите ошибки в названиях басен. Назовите правильно басни и их авторов.

«Богатый в беде» («Крестьянин в беде» И.А. Крылов)

«Муха и бык» («Муха» И.И. Дмитриев)

«Осёл и воробей» («Осёл и соловей» И.А. Крылов)

«Обезьяна и очки» («Мартышка и очки» И.А. Крылов)

«Стрекоза и жуки» («Стрекоза и муравьи» Л.Н. Толстой)

«Петух, кот и галчонок» («Петух, кот и мышонок» И.И. Дмитриев)

«Кукушка и соловей» («Кукушка» А.Е. Измайлов)

«Товарищи» («Друзья» И.И. Хемницер)

    Игра «Дополни строки» Слайд 8

Строки басен давно уже вошли в нашу обиходную речь, стали пословицами и поговорками, Давайте вспомним самые известные. Дополните известные строки словами из басен.

У сильного всегда _____________(бессильный виноват).

Ай, Моська! Знать она сильна, ____________(что лает на слона).

Когда в товарищах согласья нет, _______________( на лад их дело не пойдёт).

Кукушка хвалит Петуха за то, ____________(что хвалит он кукушку).

А вы, друзья, как не садитесь, ____________(всё в музыканты не годитесь).

Друг друга братом всяк зовёт, _____________(а братский воз ко дну идёт).

    Игра «Волшебное лукошко».

Из каких басен предметы, нарисованные на картинке, которую вы достали из лукошка? Кто авторы этих басен?

Зеркало - … («Зеркало и обезьяна» И.А. Крылов).

Плуг - … («Муха» И.И. Дмитриев).

Сыр - … («Ворона и Лисица» И.А. Крылов).

Воз, поклажа - … («Лебедь, Рак и Щука» И.А. Крылов).

Две скрипки -… («Квартет» И. Крылов).

Очки - … («Мартышка и очки» И.А. Крылов).

VI . Домашнее задание

А) С.55-56 в. 4-7

Б)*С.56 в.8

В)** С.56 в.9

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Крылов Иван Андреевич Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В годы создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года (14 февраля н.с.) в городе Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 году отец вышел в отставку, и семья поселилась в городе Твери. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. В 1812 году стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря. 9 ноября (21 н.с.) 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в городе Петербурге.


Стрекоза и муравей. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! – Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей. До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.– А, так ты... – Я без души Лето целое все пела.– Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!


Эзоп VI век до н.э. Первым, кто стал использовать прием иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали власть, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповским языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык. ЭЗОП (Αι ̓ σωπος) др.-греч. баснописец 6 в. до н. э., считавшийся «изобретателем» или канонизатором басенного жанра. Биографические сведения о нем легендарны. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен; краткие записи этих сюжетов с 43 вв. до н. э. собираются в сб-ки под заглавием «Эзоповы басни» и служат сперва материалом для школьного чтения и упражнений в пересказе, а потом становятся «массовой литературой» позднеантич. и визант. эпох. Такие сб-ки сохранились в многочисленных поздних рукописях (10 15 вв.), дающих разнообразные редакции текста; в общей сложности в них входит св. 300 басен с краткими «моралями».


Идейная концепция эзоповской басни скептична и пессимистична (в мире царит зло; судьба изменчива, а видимость обманчива; каждый должен довольствоваться своим уделом и стоять сам за себя); сюжет преим. строится по схеме «некто захотел изменить положение вещей, чтобы ему стало лучше, а ему стало только хуже»; персонажи (гл. обр. животные) откровенно условны; повествование сжато и прямолинейно; язык прост и близок к разговорному. Сюжеты Э. составили осн. фонд сюжетов европ. лит. басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.


Иван Иванович Хемницер Иван Иванович Хемницер – баснописец. Он родился 4 января 1745 г. в Енотаевской крепости (теперь город Енотаевск Астраханской губернии). Отец его выходец из Саксонии, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. Как писатель Хемницер приобрел известность своими баснями. Их всего 91. Около трети басен Хемницера переводные, остальные – оригинальные. Он является самым видным из предшественников И.А. Крылов. Нередко Крылов повторял сюжеты Хемницера и даже отдельные выражения. Хемницер дал Крылову не только вполне готовую форму, но и интонацию отчасти даже содержание, которому талантливый преемник сумел придать новую силу и яркость. Басни И.И. Хемницера уступают крыловским в яркости образов, в них виден скорее умный человек, нежели художник, в них нет крыловского лукавого юмора, они проникнуты даже некоторой элегичностью, не совсем идущей к этому роду поэзии. Подобно Крылову, Хемницер своими баснями отзывался как на злобу дня, так и поднимал вопросы более общие. Басни И.И. Хемницера пользовались у современников большим успехом. Всего существует 28 изданий его басен.


Стрекоза. Все лето стрекоза в то только и жила, Что пела; А как зима пришла, Так хлеба ничего в запасе не имела. И просит муравья: Помилуй, муравей, Не дай пропасть мне в крайности моей: Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю. Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить, Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить? А лето как придет, я, право, обещаю Тебе все вдвое заплатить. – Да как же целое ты лето Ничем не запаслась? – ей муравей на это. – Так, виновата в том; да что уж, не взыщи Я запастися все хотела, Да лето целое пропела. – Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи. Но это только в поученье Ей муравей сказал, А сам на прокормленье Из жалости ей хлеба дал.


Александр Ефимович Измайлов 1779–1831 Александр Ефимович Измайлов– баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: Кулик-астроном, Лгун, Дворянка-буянка, Страсть к стихотворению. баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: Кулик-астроном, Лгун, Дворянка-буянка, Страсть к стихотворению.


Волк и журавль. Волк костью как-то подавился. Не мудрено: всегда есть торопился; Кость стала в горле у него. Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье, Ну, словом, смерть пришла его, И он хотел в грехах принесть уж покаянье. По счастию, Журавль тут мимо проходил. Страдалец перед ним пасть жалобно разинул; Журавль в нее свой нос предлинный опустил И кость удачно вынул. Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды. "А что ж мне за труды?" - Спросил носатый врач. "Ах ты неблагодарный! - Волк с сердцем отвечал. – Да как просить ты смел? Смотри какой нахальный! Благодари за то, что нос остался цел".


Лев Николаевич Толстой 1828–1910 Граф Лев Николаевич Толстой – один из самых широко известных русских писателей и мыслителей. В Яной Поляне он создал для крестьянских детей школу и написал для школьников свои учебники. В Букваре и книгах для чтения были и басни. Например, Толстой перевел басни Эзопа, чтобы познакомить с ними своих учеников. Чтобы они почувствовали особенности эзопова языка, он переводил басни слово в слово, называя свои переводы буквальными. Создавал писатель и вольные пересказы и переложения басен и нравоучительных историй.


Монолог Два товарища. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил? А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.


Львовский Марк Бениаминович 1952 ____ Львовский Марк Бениаминович - преподаватель информатики и физики высшей категории, г. Москва. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, лауреат Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", призёр окружного конкурса "Учитель года", победитель конкурса "Грант Москвы" в сфере образования. Родился 12 мая 1952 г. в Днепропетровске. Отец - инженер, мать - преподаватель русского языка и музыки. Окончил с отличием Таганрогский радиотехнический институт. Работал в научно-исследовательских институтах г. Москвы в области приборостроения, имеет более 70 публикаций и изобретений. Основные увлечения - поэзия, русская рок-музыка, компьютер, интернет, web-дизайн, рыбная ловля. Пишет стихи и публикует их в интернете. Основные жанры - любовная, гражданская, городская лирика, стихи на школьную тему...


Водяной и жемчужина Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали. На четвертый день вышел из моря водяной и спросил: «Зачем ты черпаешь?» Человек говорит: ;«Я черпаю затем, что уронил жемчуг». Водяной спросил: «А скоро ли ты перестанешь?» Человек говорит: «Когда высушу море, тогда перестану». Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.


Ольга Кельчина БАБА И КУРИЦА Плутовка рыжая лиса В курятник к курице зашла. Она просилась на постой, Пожить недельку, день - другой. «Пеструшка, кумушка, пусти! За все грехи меня прости! Сегодня я в лесу изгой, Пусти меня ты на постой. Ручаюсь рыжей головой, Ты обретешь со мной покой. Цыплятам буду я как мать, Я научу их корм клевать. Еще летать их научу… И на ночь сказочку прочту. А ты тем временем во двор, Там петухи и вкусный корм…» «Лиса, закончим разговор! Несешь ты право, чушь и вздор! Меня учила еще мать: Тебе не стоит доверять. К чему пустой сей разговор?» «Прошло так много лет с тех пор…» «Но я запомнила, лиса, Как еле ноги унесла… Когда явилась к нам во двор, Лазейку, сделав сквозь забор. Спасибо, спас меня, Трезор! Усердно нес он свой дозор. Ступай к себе лиса домой, Не учинишь ты здесь разбой! Лишь во дворе я окажусь, Как вмиг цыплят своих лишусь. Тебе меня не обмануть, Иди, не стоит так тянуть! А то, Трезора позову…» «Да, ладно, курица! Уйду!» Хоть льстив и сладок голосок, Не доверяй ему, дружок. За этим кроется обман, И друг - не друг, а шарлатан!


Михаил Куншт Красавец Стоял у зеркала часами И перед ним крутил усами, Своими мышцами играл, О бодибилдинге всё знал, Себя считал красавцем он, И отрабатывал поклон. Но только он не знал одно, В его открытое окно Ворона старая смотрела, В конце концов ей надоело, И каркнула ему она: "Ведь не добавится ума Коль ты пред зеркалом стоишь И сам себя боготворишь, Ты почитай-ка лучше книжку, А то похож ты на мартышку".


Источники

с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов)

И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление:

«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза».

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

И. А. Крылов говорит о Стрекозе с усмешкой с иронией.

с. 36. Стрекоза (И. Хемницер)

«Но это только в поученье

Ей муравей сказал,

А сам на прокормленье

Из жалости ей хлеба дал».

Басня И. Хемницера «Стрекоза» написана в стихотворной форме, т. к. здесь есть слова, которые рифмуются.

В басне И. Крылова «Стрекоза и муравей» Муравей наказывает попрыгунью — не пускает её в дом. В басне И. Хемницера Муравей только в поученье пожурил, а сам из жалости дал хлеба стрекозе.

с. 36. Стрекоза и муравьи (Л. Толстой)

Басня И. Крылова и И. Хемницера написаны в стихотворной фор­ме, а басня Л. Толстого — прозой.

Наиболее ярко изображает стрекозу И. Крылов.

с. 38. Кукушка (А. Измайлов)

Кукушка решила, что может петь как соловей, потому что она бы­ла далеко, в густом бору, и слышала, как соловей поёт.

«Пропой, послушаем!» — «Чур не шуметь, молчите!

Вот выше сяду на суку. Ну слушайте теперь:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

с. 40. Осёл и соловей (И. Крылов)

Осёл посоветовал соловью послушать петуха, потому что в пении соловья нет ничего особенного, а петух являлся для него образцом пения.

Соловей улетел «за тридевять полей», потому что осёл его обидел, сказав, что ему надо поучиться у петуха.

«Осёл, уставясь в землю лбом…» — пряча глаза, ослу не понрави­лось пение, и он думал, как об этом сказать.

Аллегория — это иносказание. Она помогает представить какое-то описание, понятие, мысль.

Мартышка решила обзавестись очками, потому что к старости ста­ла плохо видеть. Но она не знала, куда их надеть.

Мартышка «наказала» очки, потому что посчитала, что от них нет никакой пользы. Она была невеждой.

с. 42. Квартет (И. Крылов)

«Музыканты» думали, что их неудачи от того, что они сидят не­правильно.

Соловей был прав, потому что, для того, чтобы играть в квартете необходимо уметь играть на музыкальных инструментах.

с. 43. Муха (И. Дмитриев)

Мораль этой басни: бык трудился на поле, а муха только присвоила его труд. Автор осуждает людей, которые ничего не делают для обще­го дела, а только много об этом говорят.

Проверьте себя

Задание 1

Басни И. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей», «Мар­тышка и очки», «Квартет».

Басни И. Хемницера: «Стрекоза», «Друзья».

Басни А. Измайлова: «Кукушка».

Басня И. Дмитриева: «Муха».

Басня Л. Толстого: «Стрекоза и муравьи».

Задание 2

Басня — короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, котором персонажами являются люди, животные и различные пред­меты. Басня является небольшим произведением с нравоучительным содержанием.

Задание 3

Басни Эзопа — очень краткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток и точен.

Задание 4

1) Слова из басни И. Крылова «Квартет».

2) Слова из басни И. Крылова «Кот и Повар».

3) Слова из басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...