Болезни Военный билет Призыв

Кохановский В.П. Философия и методология науки. учебник для магистратуры

Чеслав Станиславович Кирвель, Анатолий Изотович Зеленков, Любовь Леонидовна Мельникова и др

Философия и методология науки: учебное пособие

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для магистрантов учреждений высшего образования


Под редакцией доктора философских наук профессора Ч.С. Кирвеля


Авторы: В.В. Анохина, А.А. Бородич, И.В. Бусько, ПА. Водопьянов, A. П. Ждановский, ЛИ. Зеленков, НА. Кандричин, П.С. Карако, В.В. Карпинский, Ч.С. Кирвель, Н.К. Кисель, А.А. Лазаревич, И.А.Медведева, Л.Л. Мельникова, B. Т. Новиков, О.В. Новикова, О.А. Романов, О.Г. Шаврова, Н.С. Щекин


Рецензенты: кафедра философии Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси (доктор философских наук професор А.И. Осипов)-, доктор философских наук А С. Лаптенок

Предисловие

Необходимость адаптации образовательного опыта, накопленного в ведущих университетах мира, и передовых инновационных технологий в сфере специализированной подготовки аспирантов и магистрантов ставит перед современной высшей школой ряд новых нетрадиционных задач. Прежде всего это задача органичного соединения углубленной профессиональной подготовки и программ ее социокультурной адаптации. Речь идет о формировании и развитии осмысленной потребности не только овладевать методами научного и педагогического творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их ценностное и антропологическое измерение. Такая стратегическая ориентация в развитии специализированного образования соответствует магистральным тенденциям динамики современной науки, все более интенсивно интегрирующей инструментально-технологические и социокультурные параметры научного познания.

В связи с этим принципиально важно так организовать учебный и научно-исследовательский процесс в аспирантуре и магистратуре, чтобы он органично соединял в себе конкретно-научные задачи с общеметодологической подготовкой, предполагающей адекватное восприятие и рефлексивную оценку приоритетов своей профессиональной деятельности. Необходимо положительно оценить сложившуюся в отечественной высшей школе традицию, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной ситуации роль и значение философско-методо-логической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики в начале XXI в. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация мирового развития, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств, феномен массовизации культуры и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания – эти и многие другие явления актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического уровня. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной подготовки будущих ученых и педагогов.

Способствовать выполнению этой кардинальной задачи призван курс «Философия и методология науки», который в соответствии с решением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь рекомендуется для изучения в аспирантуре и ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов, магистрантов и соискателей, творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Вместе с тем в структуре курса «Философия и методология науки» важное внимание уделяется и традиционной философско-мировоззренческой проблематике, хотя рассматривается она в акцентировано современном контексте, не повторяя общих положений из базового курса философии, который изучается в вузах.

Важно, рассуждая в этом контексте, иметь в виду специфику философии, которая предполагает теоретическое осмысление совокупного опыта истории общечеловеческой культуры с целью выработки целостного теоретического мировоззрения.

Следует подчеркнуть, что частные науки (физика, химия, биология и др.), несмотря на все свои достижения, не в состоянии дать ответы на мировоззренческие, смысложизненные (вечные) вопросы. Ибо при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эти вопросы не имеют научного решения. Их постановка и осмысление всегда были в компетенции философии, поскольку только она обладала подлинными возможностями выразить глубинные основания культуры и форм бытия человека в мире. Видимо, поэтому постоянный интерес к философским проблемам испытывают многие ученые и представители различных отраслей знания и профессий.

Как в прошлом, так и в настоящем фундаментальные открытия в той или иной области знания совершались людьми универсально образованными, прекрасно ориентирующимися в общей социальной картине мира, в литературе, искусстве, истории и т. д.

Речь идет о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, однако из этого не следует, что всякий раз надо изобретать средства их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на уже накопленные знания, на предложенные мыслителями различных эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к критическому и творческому восприятию окружающей действительности, к постановке и анализу сложных вопросов, к поиску самостоятельного ответа на важнейшие проблемы человеческого бытия. Задача философии – воспитание человека высокогуманного и нравственного, с развитым чувством гражданского долга и любви к отечеству. Иными словами, назначение философии – содействовать возвышению человека, доказать «существование человека как человека» (Э. Агацци). И в осуществлении этого своего назначения философия должна быть мужественной и последовательной. Философия должна противостоять всем, кто оскорбляет и унижает человека в других и в себе самом, кто под видом утверждения общечеловеческих ценностей и реализации идеи «нового мирового порядка» стремится осуществить свой корпоративный, эгоистический интерес. В этом великая миссия философии.

Роль философии становится особенно заметной и важной в периоды кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня. Современная полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие аналогов в прошлом проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами.

Сегодня со всей остротой встает ряд судьбоносных вопросов. Как остановить процесс разрушения природы и в то же время обеспечить общество необходимыми для поддержания материального производства и жизни ресурсами? Как предотвратить антропологический кризис, подрывающий человеческую идентичность, сохранив здоровье людей? Как обеспечить свободное развитие личности, не поступаясь социальной регуляцией общественных процессов? Философия, обладая многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над самыми фундаментальными проблемами человеческого бытия, может и должна помочь людям в осмыслении и решении этих сложных и животрепещущих вопросов современности, в поисках ответа на вызов времени.

Одну из важнейших своих задач авторы данного учебного пособия как раз и усматривают в том, чтобы обозначить перспективные точки роста и проблемы, которые ожидаются в ближайшем и обозримом будущем. Не быть рабом обстоятельств и диктата времени, а быть способным противостоять им – вот главное, к чему необходимо готовить будущую элиту общества.

Название: Философия и методология науки

Учебник для высших учебных заведений

Ростов н/Д.: «Феникс», 1999, - 576 с.

ISBN 5-222-00502-X

Формат: DjVu

Размер: 4,4 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.
Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука - сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания - в силу его сложной и многослойной структуры - не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
Научное познание развивается в контексте исторического развития общества, А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки - по мере своего развития - проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления,
Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научногоизнания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки сложилась к середине XX в, и как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
§ 1. Знание, познание и его формы
§ 2. Возникновение науки. Наука и практика
§ 3. Научное знание как система, его особенности и структура
§ 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки
§ 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт
§ 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ
§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)
§ 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель)
§ 4. Наука - «сама себе философия» (О. Конт)
§ 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)

Глава 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
§ 1. Преемственность в развитии научных знаний
§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
§ 3. Дифференциация и интеграция наук
§ 4. Взаимодействие наук и их методов
§ 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
§ 6. Теоретизация и диалектизация науки
§ 7. Ускоренное развитие науки
§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
§ 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений

Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
§ 2. Особенности эмпирического исследования
§ 3. Специфика теоретического познания и его формы
§ 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
§ 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории

Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Метод и методология
§ 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
§ 3. Классификация методов

Глава 6. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
§ 1. Основные модели соотношения философии и частных наук
§ 2. Функции философии в научном познании

Глава 7. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер
§ 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска
§ 3. Границы, сфера действия диалектического метода
§ 4. Метафизика и ее значение для научного познания

Глава 8. ОБЩЕЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ
§ 1. Научные методы эмпирического исследования
§ 2. Научные методы теоретического исследования
§ 3. Общелогические методы и приемы познания
§ 4. Частнонаучная методология
§ 5. Взаимодействие методов

Глава 9. ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ
§ 1. Натурфилософия и естествознание
§ 2. Классическое естествознание и его методология
§ 3. Революция в естествознании конца XIX-начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки
§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в.

Глава 10. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Понятие социального познания
§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории
§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Вивдельбанд, Г. Риккерт)
§ 4. Методология социальных наук М. Вебера
§ 5. Логика социальных наук К. Поппера
§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера
§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко)
§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика)
§ 9. О новой парадигме социальной методологии

Глава 11. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ
§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера
§ 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна
§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм

В учебнике рассматриваются предмет и основные концепции современной философии науки, а также социально-философская проблематика науки, раскрывающая ее место в культуре современной цивилизации. Освещаются проблемы эпистемологии науки: охарактеризована структура эмпирического и теоретического знания, а также проблемы роста и развития научного знания. Обсуждаются проблемы методологии науки и анализируются основные методы современной науки. Рассматриваются актуальные философские проблемы социальной работы.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для магистров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, аспирантов, преподавателей, научных работников.

Философские проблемы науки и философия науки.
Объект и предмет философии науки. Человек познает мир по-разному: в формах научного и обыденного сознания, философского и художественного (высшим воплощением которого является искусство) освоения мира. Существует также религиозно-мифологическое познание мира. Взаимодействие науки как особого вида познавательной деятельности с другими формами познания проявляется в процессе научных открытий, в специфике их внедрения в культуру, а также во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.

Философия науки ставит своей целью выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания. Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает также исторический характер науки, поскольку процесс ее развития - это не только накопление новых знаний, но и существенное изменение ранее сложившихся представлений о мире.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия и методология науки, Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Основная часть публикации представляет собой лекцию В.Н. Ильина по логике и методологии наук. Ей предшествует вступительная статья, посвященная взглядам В.Н. Ильина на философию науки. Автор статьи показывает общий подход В.Н. Ильина к логике, связь между системой морфологии, логикой и онтологией. Кроме того, автор рассматривает работы В.Н. Ильина по проблемам научного мировоззрения. В.Н. Ильин доказывал, что логика и психология взаимосвязаны, они являются основой для научного миросозерцания. Он рассматривал понятие логики в контексте морфологии, для него центральными образами логики являлись «мысль» и «логос». По мнению Ильина, именно «логос» есть основание логики как науки о правильном мышлении. Логика есть наука («знание о знании»), через логику философия влияет на духовную жизнь человека. Логика составляет основу большинства наук. Кроме того, история философии показывает, что логика давала импульс развитию человеческой мысли в разные эпохи. Ильин утверждал, что необходима новая история логики, что должна быть написана книга о значении логического знания в истории мировой культуры. Ильин предлагал реформу традиционной логики: логика будет преобразована во всеобъемлющее знание («панлогику»), взаимодействие логики и морфологии объединит «науки о природе» и «науки о духе». Необходимость такой реформы логики Ильин связал с изменением научной картины мира в ХХ в., с революционными открытиями в физике (теории Н. Бора, А. Эйнштейна и других ученых).

Список литературы

1. Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. - М., 1867.

2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922. Т 1-2; 2-е изд. Прага, 1924.

3. Уэвелл У. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. В 3 т - СПб., 1867-1869.

4. Пирсон К. Грамматика науки. - СПб., 1911.

5. Raymundus Lullius. Ars magna.

6. Leibniz. De arte combinatoria. 1666.

7. Frege F.L.G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. 1879).

8. Кутюра Л. Философские принципы математики. - СПб., 1913.

9. Флоренский П.A. Мнимости в геометрии. 1922.

10. Флоренский П.A. О символах бесконечности (Очерк идей Г. Кантора). 1904.

11. Эвклид. Начала / с пояснительным введением и толкованиями М.Е. Ващенко-Захарченко. - Киев, 1880.

12. Ильин В.Н. История средневековой философии в связи общей историей культуры, науки и богословия.


Для цитирования:

Ермишин О.Т. В.Н. Ильин о методологии и философии науки. Философские науки . 2017;(2):98-112.

For citation:

Ermishin O. V.N. Ilyin on Methodology and Philosophy of Science. Russian Journal of Philosophical Sciences . 2017;(2):98-112. (In Russ.)

ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)