Болезни Военный билет Призыв

Классный час «Культура этикета. Классный час: Правила этикета. классный час на тему Классный час этикет от а до я

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Классный час на тему: "Этикет и мы"

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма: брейн - ринг.

Подготовительная работа:

Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на несколько (4-5) команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана, готовиться

по данной теме в течение одной-двух недель.

Для ведения игры необходимо:

- По 6 стульев вокруг двух столов по кругу; гонг; секундомер или большие часы с секундной стрелкой; игрушки с разными громкими звуковыми сигналами, чтобы можно было

определять очередность ответов команд;

- Жюри для решения спорных вопросов и награждение победителей.

- Вопросы записываются на отдельные карточки с четкими формулировками правильных ответов и ссылкой на источник информации.

Правила игры:

Игра идет до шести очков;

Очередность команд в игре определяется жеребьевкой;

На обсуждение дается максимум минута;

Право ответа предоставляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты;

Победившая команда получает право игры со следующей командой.

Примерные вопросы.

- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - пр

и встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

- Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).

- Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило:

старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

- Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

- Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)

- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

- При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

- Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

- В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни - 8.00-22.00, в выходные и праздничные - 09.00-23.00)

- Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как, должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

- Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

Сервировка стола.

Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой лин

и, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку,

для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку)

- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

- У вас на тарелку виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы

резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)

- Что такой "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понр

авившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)

- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)

- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее_)

- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Класс(ы):
5 класс

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно
оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной
жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учимся быть культурными»(для учащихся 5 класса)
«Поведение - это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но
главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к
окружающим.
Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения,
формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить,
почему им нужно вести себя культурно.
Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются
проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь
упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там
наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется,
прежде всего, в том, как он относится к женщинам.
Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет
от этих упражнений весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и
других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт
нравственных взаимоотношений в коллективе.
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить
упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит
атмосферу в классе.
2. Реквизит.
Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до …(по количеству мальчиков в классе). По ходу
игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики
выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек
класса.
3. Оформление класса.
На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа.



Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель.Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая
груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной ­ плоды хорошие.
Классный руководитель.Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель.Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно
сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель.Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он
станет?
Дети хором отвечают: культурным
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли
«неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими
блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный ­ значит
невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель.Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета
очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся
к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа,
никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по
рядам: каждая группа – половина ряда)
1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это
неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному
движению людей)
2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками,
жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать,
смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое
настроение, и ваш смех их может раздражать)
4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к
труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в
обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что
это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать
вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора
изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон
обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот
закон?
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что­то непонятное. С ним перестали здороваться
знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее
во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя
математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему
никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5­Б. Он буквально
сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал
разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей.
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними
поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики
первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда
не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен
был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не
просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.
«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия.
Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и
радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку
на 5 этаж. Из­за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать
учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не
рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в
коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за
спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный,
Димка пошел к 5­Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка
возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться
за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет
значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.
И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех
наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную
лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило
этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст
задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и
медленно направится к двери
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять
девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить
воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с
курткой, пиджаком или пальто
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя
девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано по математике.И, если
девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста,
что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику,
ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
7. Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего.
12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего­нибудь хорошего
13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
14. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам
сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
Классный руководитель.Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она
называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов.
Классный руководитель.Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными,
устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

Классный час для 5-8 классов «Разговор об этикете»

Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Ежели вы вежливы"):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.

Учитель: Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик : На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации .

Учитель: Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Ситуация 1 . Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения : В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

Учитель: Ребята, вам необходимо будет сейчас проявить свои актерские способности и разыграть жизненные ситуации. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ : дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие ". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки" . От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет" . Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе


Методика подготовки конкурса

Условия проведения конкурса

Конкурс "Этикет и мы" может проводиться в одной или нескольких группах;

Подготовительный этап занимает 15-20 дней.

Организатор должен:

  • продумать содержание конкурсных заданий;
  • подготовить сценарий (для этого можно привлечь студентов);
  • провести работу с командами о культуре поведения и внешнем виде во время проведения конкурса;
  • провести работу по оформлению конкурса (желательно привлечение студентов);
  • выбрать и подготовить ведущего из числа студентов, обговорив с ним культуру поведения и внешний вид; провести репетицию;
  • подготовить реквизит для конкурсов, для этого привлекаются студенты групп, участвующих в игре: плакаты с названием игры, таблички с названиями команд, цветные карточки с вопросами;
  • подбор жюри - это могут быть студенты старших курсов или выпускники. Организатор игры должен пояснить членам жюри критерии оценки конкурсов и культуры поведения участников команд во время проведения мероприятия;
  • продумать техническое оснащение, микрофоны, видеоаппаратуру; подобрать студентов, отвечающих за техническое обеспечение. Для них готовится технический сценарий.

Конкурс проводится в помещении, где одновременно может находиться 2-3 группы. Время проведения конкурса - 1 час 15 минут.

Рефлексия

Необходимо выразить благодарность всем присутствующим в зале: участникам, зрителям, гостям. После игры ребята, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятий, остаются на обсуждение. С ними обговаривается соответствие всех конкурсов запланированным. Необходимо отметить все положительные стороны во время конкурса, а также аккуратно указать ошибки. Выслушать мнение ребят. Дать установку на будущее. Впоследствии провести индивидуальную работу со студентами, нуждающимися в коррекции, в психологической поддержке.

Цели мероприятия

Классный час - игра "Этикет и мы" проводится с целью повышения уровня общей культуры студентов и развития навыков пользования формами этикета.

Для проведения мероприятия выбрана игровая форма. Игра помогает снять психологическое напряжение, усилить интерес к мероприятию, позволить за короткое время погрузить студентов в различные стандартные ситуации, требующие знания этикета, и закрепить эти знания через игровые ситуации.

Кроме того проведение классного часа способствует развитию внимания и наблюдательности, развитию умения выступать перед не очень знакомой аудиторией и грамотно выражать свои мысли и суждения.

Процесс подготовки классного часа работает на воспитание чувства ответственности, умение работать в команде, быть доброжелательным, умеющим прийти на помощь друг другу.

Ситуация конкурсной игры, кроме того, вырабатывает дух здорового соперничества, желания показать свои лучшие качества.

Для проведения мероприятия необходимо подготовить реквизит:

  • Конкурс "Приветствие" - папки для капитанов.
  • Конкурс "Найди ошибку" - проигрыватель для DVD - дисков, диск, ручки, бумага.
  • Конкурс "Чай вдвоем" - чашки, блюдца и ложечки для оформления чайного стола на двоих, а также лишние столовые приборы.
  • Конкурс "Знакомство" - карточки с заданиями

Подготовка мероприятия

Деятельность студентов :

  1. Студенты должны подобрать команду в составе 5 человек, в том числе выбрать капитана. При этом основное требование к ребятам - интеллигентность, знание правил поведения, остроумие и находчивость.
  2. Следующий этап - придумать название команды и приветствие, обращенное к другим участникам и гостям игры. Приветствие должно содержать комплименты, но не лесть
  3. В качестве домашнего задания ребята должны были изучить или вспомнить правила поведения в транспорте, в гостях, при телефонном разговоре.
  4. Обговорить со студентами общий стиль команды.

Деятельность преподавателя:

  1. Организатор конкурса должен тесно сотрудничать с классными руководителями групп, участвующих в игре для оказания помощи в подборе и подготовке состава команд.
  2. Необходима работа с командами с целью объяснения основных моментов конкурса, внешнего вида и поведения во время игры.
  3. Организатор подбирает и компонует конкурсы.
  4. Пишет сценарий, подбирает студентов - актеров, проводит репетиции и делает съемку видеосюжетов конкурса "Найди ошибку", в которых разыгрываются сценки, показывающие нарушения этикета.
  5. Подготовить посуду для конкурса "Чай вдвоем".
  6. Придумать ситуации для конкурса "Знакомство"
  7. Работа с членами жюри. Подобрать, познакомить с критериями оценки, обратить внимание на необходимость строгого соблюдения этикета.
  8. Пишется сценарий всей игры.
  9. Подбор музыкального сопровождения к игре.
  10. Подбирается ведущий из числа студентов. С ним проводятся репетиции
  11. Продумывается награждение.

Ход мероприятия

  1. Вступление ведущих.
  2. Представление названия команд участников, ведущего и жюри.
  3. Конкурс "Приветствие". Капитан команды зачитывает свою речь, подготовленную в качестве домашнего задания. Условие составления речи: она должна быть обращена к другим участникам и гостям. Речь должна содержать комплименты, но не быть льстивой. Жюри при оценивании учитывает название, внешний вид и общий стиль команды, наличие в речи комплиментов. Максимальная оценка 5 баллов.
  4. Конкурс "Найди ошибку". Каждой команде показывают видеосюжет. Это сценка, в которой заснять поведение в транспорте, при приеме гостей, при разговоре по телефону с нарушением этикетных норм. После небольшого обсуждения ребята указывают на ошибки поведения, замеченные в сюжете. Максимальная оценка 7 баллов. Во время подготовки ребят к конкурсу "Найди ошибку" проводится викторина со зрителями.
  5. Конкурс "Чай вдвоем". Два представителя от каждой команды должны подготовить столик для чая на двоих. При этом посуду ребята подбирают себе на общем столе, где есть лишняя посуда. При оценивании конкурса жюри учитывает однотипность посуды, расстановку, присутствие всех необходимых приборов. Максимальная оценка 5 баллов
  6. Конкурс "Знакомство". Два человека от команды должны разыграть сценку, которая изображает, как представить друг другу незнакомых людей. Дается несколько минут на обсуждение. Для сценки члены команды имеют право пригласить себе помощников из числа зрителей. При оценивании жюри учитывает не только правильность, но также находчивость и артистичность ребят. Максимальная оценка 7 баллов. Во время подготовки ребят к конкурсу "Знакомство" проводится викторина со зрителями
  7. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Приложение 1. Вопросы викторины со зрителями

  1. Если телефон отключился, кто должен перезвонить? (тот, кто звонил)
  2. По какую руку от женщины должен идти мужчина? (по левую руку)
  3. Вы опоздали к началу представления, ваши места в центре зала, как вы поступите? (Либо продвигаетесь лицом к сидящим, либо присаживаетесь на ближайшие места, а в паузу пересядете на свои места)
  4. До которого часа вечером можно шуметь дома? (до 22ч)
  5. Кто из пары должен идти первым при входе в двери и выходе из дверей? (при входе - мужчина, при выходе - женщина)
  6. Вы хотите есть и на улице купили пирожок. Ваши дальнейшие действия? (остановиться в стороне от движения, чтобы никому не мешать и съесть)
  7. Вам нужно покинуть концерт, в какой момент это удобнее сделать? (во время смены актеров, декораций или объявления новых участников)
  8. Кто из пары должен спускаться и подниматься по лестнице первым? (спускается - мужчина, поднимается - женщина)
  9. Какое место в легковом автомобиле с незнакомым водителем считается наиболее удобным? (сзади справа)
  10. С какого времени утром можно звонить по телефону друзьям и знакомым? (с 9 ч)

Приложение 2. Шпаргалка жюри

Конкурс: "Приветствие" - максимум 5 баллов:

При оценке учитывать:

2 конкурс: "Найди ошибку" - максимум 7 баллов

При оценке учитывать:

видеосюжет "В транспорте". Допущены следующие ошибки:

  • грубо вели себя на улице;
  • толкались при входе, мешая остальным пассажирам;
  • в троллейбусе привлекали к себе много внимания, висли на поручнях, громко разговаривали;
  • заметив друга, стали звать его через весь салон вместо того, чтобы самим подойти к нему;

видеосюжет "День рождения" . Допущены следующие ошибки:

  • именинник стал грубо возмущаться по поводу опоздания гостей;
  • ребята не извинились за опоздание;
  • именинник, не развернув подарок, оставил его в стороне;
  • хотя гости пришли с опозданием, стол не был накрыт;
  • узнав, что стол не готов, гости не предложили хозяину свою помощь

видеосюжет "Телефонный разговор" . Допущены следующие ошибки:

  • звонивший не представился;
  • не узнав, с кем разговаривает, начал говорить на "Ты";
  • если было необходимо передать что-то срочное, следовало попросить это сделать;
  • если же ничего срочного не было, следовало извиниться и попрощаться;

(Видеосюжеты не размещены из-за большого объема)

3 конкурс "Чай вдвоем" - максимум 5 баллов

При оценивании учитывать:

  • на столе должны быть чашки, блюдца, ложки, все подобрано по стилю
  • за столом, накрытом на двоих, сидят напротив друг друга, в соответствии с этим ставят посуду;
  • чашки должны стоять на блюдцах;
  • ручки на чашках должны быть повернуты вправо, по отношению к сидящему;
  • ложечка на блюдце лежит перед чашкой параллельно ручке.

4 конкурс: "Знакомство" - 7 баллов

При оценивании учитывать правильные действия:

  • младших представляют старшим;
  • сначала представляют женщин, затем мужчин;
  • при знакомстве одного человека с целой компанией его представляют всем присутствующим, а дальше он знакомится сам;

Сценка 1: Вы приводите домой девушку для знакомства с родителями:

Как вы будете представлять их друг другу?

- Мама, папа, познакомьтесь это - Катя, моя девушка;

Катя, это моя мама Галина Петровна и папа Иван Семенович.

Сценка 2: У вас дома собралась компания: парни и девушки. И вы пригласили своего друга, его никто из присутствующих не знает.

Как вы будете всех представлять?

Ребята, знакомьтесь - это Коля, прошу любить и жаловать

Сценка 3: Вы с родителями идете по улице, навстречу ваш преподаватель, который давно хочет познакомиться с родителями. Как вы будете всех представлять?

Здравствуйте Людмила Петровна!

Здравствуй, Петя, это твои родители?

Да, знакомьтесь, это моя мама Елена Юрьевна, и папа Иван Сергеевич, а это Людмила Петровна, преподаватель истории в нашем техникуме

Литература

  1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1983.-109с.
  2. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.-159с.
  3. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 431с.