Болезни Военный билет Призыв

Как завоевать доверие собеседника. Компетентность, профессионализм и надежность – три основных фактора формирующих доверие. Как завоевать доверие человека, подстроившись под него

Существует много способов завоевать доверие окружающих. Но насколько важно оно, если речь идет о карьере? Его роль при служебном росте далеко не последняя. Ведь гораздо легче подняться по служебной лестнице, если вы пользуетесь доверием окружающих. Сослуживцы не будут настроены против вас, если ваш служебный статус изменится. Они по-прежнему будут доверять вам. Используя хорошее отношение к себе окружающих, можно добиться очень многого. Столь же важно доверие руководства. В этом случае начальство будет вам поручать какие-то сложные и важные дела, что значительно улучшит ваши шансы роста на службе. Как же можно завоевать доверие сослуживцев и начальства? Для этого существует несколько очень простых правил. Придерживайтесь их - и это даст прекрасный результат. Правило первое. Прежде всего будьте человеком открытым. Не бойтесь высказывать свои мысли. Не думайте о том, что вас могут неправильно понять или неверно истолковать ваши слова. Всегда можно объясниться с людьми. Ведите себя при этом дружелюбно. Цените мнение окружающих, умейте слушать других. Такое поведение и ваша открытость помогут вам расположить к себе людей. Они будут охотно общаться с вами и обсуждать свои дела. Из любого разговора (даже дружеского) можно извлечь для себя максимум полезной информации. Но при этом не стоит делать тайны, что информация оказалась для вас очень важной. Напротив, можно поблагодарить, сказать, что удалось узнать для себя много нового и полезного. Держитесь при этом открыто и искренне благодарите человека, чтобы у него не возникало ощущения, что он невольно выдал вам какую-то важную тайну. Не заостряйте на этом внимание, и человек не будет находиться в состоянии напряжения при разговоре с вами. Напротив, он с радостью окажет вам услугу и сообщит какую-то полезную информацию. Правило второе. Ведите себя честно с окружающими. Обманывая, невозможно завоевать доверие. Поэтому при разговоре с сослуживцами всегда говорите то, что есть на самом деле, не искажая факты. Ведь недаром говорится, что «у лжи короткие ноги» и «правда всегда всплывет». Не обманывайте окружающих даже в мелочах, рано или поздно обман все равно откроется. Но люди не смогут доверять вам. Наоборот, вы никогда не завоюете доверия окружающих, так как все будут помнить о вашем обмане. Вам может казаться, что обман необходим для карьерного роста. Вы смогли кого-то обмануть, это помогло подняться по служебной лестнице, и обман уже не играет никакой роли. Это стало пройденным этапом вашей карьеры. Но на обмане невозможно построить карьеру. Обманув один раз, вы сможете чего-то достичь. Но дальше вам вряд ли удастся осуществить свои замыслы. Ведь обман оставит пятно на вашей репутации и вам перестанут доверять. Карьера может на этом закончиться. Ведите себя честно - и сможете достичь очень многого. Наука нам поможет Исследования американских социологов выявили, что люди, пользующиеся доверием, добиваются роста своей карьеры: на 1 - 5-i году службы - 56 %; на 11-15-м году службы - 89 %; на 16-м году службы и далее -100 %. Правило третье. Не манипулируйте людьми. Не обязательно обманывать других, но, умело подтасовывая факты, выдавая одним одну информацию, другим - другую, можно стравливать между собой сослуживцев. Пока они будут разбираться между собой, покажите начальству свою лояльность, свою корректность по отношению к сослуживцам. Но такое натравливание одних на других также не пройдет даром. Рано или поздно все откроется - и доверие заслужить уже не удастся. Почему же так важно доверие окружающих? Доверие сослуживцев - это главная поддержка. При решении трудного вопроса, важной проблемы оно будет необходима. И любую поддержку окажут тому человеку, который имеет хорошую репутацию и не злоупотреблял ничьим доверием. Чтобы обеспечить себе хороший карьерный рост, не пренебрегайте и следующими правилами. Не старайтесь добиться доверия у начальства, выполняя какие-то сомнительные его просьбы. Если начальство предложило заняться каким-то подозрительным делом (разумеется, неизвестным всем остальным), необходимо отказаться сразу. Не бойтесь, что тем самым вы подорвете доверие вышестоящих. Напротив, вы сохраните незапятнанной свою репутацию. Доверие начальства вы потеряете, но не жалейте об этом, так как оно дурного свойства. Изменится и ситуация в целом. Начальник в дальнейшем будет испытывать неудобство, стыд или страх при общении с вами. Чтобы избежать неприятного общения, он постарается любым способом от вас избавиться. Также не стоит добиваться доверия сослуживцев, распуская сплетни о начальстве. Научитесь говорить о нем корректно, даже если вам очень многое не нравится в методе руководства. Не используйте других, чтобы добиться карьерного роста. Если вы будете манипулировать людьми, которые вам доверяют, чтобы подняться по служебной лестнице, очень быстро утратите их доверие. Помните, что заслужить доверие очень трудно, а утратить его можно в считанные минуты. Достаточно произнести неосторожные слова или совершить какое-то неверное действие. Вернуть же утраченное доверие не просто трудно, это практически невозможно. Ведь доверять, как прежде, вам все равно уже не будут. Не следует оказывать услуги сослуживцам, чтобы добиться их доверия. Ваша помощь должна быть бескорыстной. Ведь если вы помогаете кому-то с определенной целью обратить это себе на пользу, очень скоро станет ясно, что вы стремитесь сделать свою карьеру за счет других. Это не поможет вам продвигаться дальше, но лишит доверия окружающих. Вас все будут считать карьеристом, который для собственного служебного роста не посчитается ни с кем. Отношение сослуживцев может подтолкнуть и руководство не опираться на вас. Вы потеряете расположение окружающих, ваша карьера может не состояться. Твердо уяснив, чего необходимо избегать в общении с руководством и коллегами, вы сможете сделать блестящую карьеру. Памятка карьериста * Не стоит быть слишком доверчивым - можно остаться в дураках. * Нельзя никому не доверять - придется осуществлять карьеру в одиночку, без всякой поддержки. * Следует знать, кому можно доверять, а кому нет. * «Доверяй, но проверяй» - сделайте эти слова своим негласным девизом и придерживайтесь его всегда. Итак, стремитесь завоевать доверие окружающих. Это поможет вам благополучно существовать в коллективе, поддерживать прекрасные отношения с коллегами, быть на хорошем счету у руководства. Доверие людей будет для вас необходимой поддержкой при осуществлении намеченных планов. А пользуясь такой поддержкой, можно сделать прекрасную карьеру, что для вас является главной задачей.

Войти в доверие - склонить на свою сторону, расположить, войти в милость (С. И. Ожегов). Когда этого же пытаются добиться хитростью или лестью, говорят о том, что человек хочет втереться (вкрасться) в доверие.

У каждого человека существуют свой индивидуальный стиль поведения, мимика лица, жесты, поза тела, интонация в голосе, основной набор словесных выражений и конечно же репрезентативная система. Каждый человек имеет определенную систему мировоззрения, восприятия внешней реальности и поведения. Зная эти особенности собеседника, можно войти к нему в доверие во время общения с ним с помощью техники скрытой манипуляции собеседником (нейролингвистическое программирование - НЛП), используя метод «подстройки». Дело в том, что люди сходятся с другими, руководствуясь принципом «общего». Это может быть взаимный интерес или схожее мировоззрение, один знак зодиака или профессия, похожая мимика или способ выражать свои эмоции и т. д. Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам неинтересен тот собеседник, в котором с нами нет ничего общего.

«Подстройка» направлена на достижение подсознательного доверия у собеседника (раппорта). Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты:

  • подстройка к позе;
  • подстройка по жестам;
  • подстройка к дыханию;
  • подстройка под речь;
  • психологическая подстройка.

Подстройка к позе. Первое, что следует сделать для построения раппорта, - скопировать позу своего собеседника. Но делать это нужно естественно и легко, чтобы у собеседника не возникло впечатление, что положения его тела сознательно копируют. Во время беседы партнер может несколько раз сменить положение тела. Поэтому, копируя все изменения, которые происходят в положении его тела, нужно следовать за ними с небольшим отставанием. Чтобы подстройка была менее заметна, подстраиваться можно постепенно, к примеру сначала сделать такой же наклон корпуса и головы, после чего подстраиваться уже по остальным позициям.

Подстройка по жестам. Жесты - это всегда сигнал каких-либо психологических изменений в собеседнике. Четко производя подстройку по системе жестикуляции собеседника, можно добиться более глубокого уровня доверия со стороны его бессознательного.

Чтобы войти в доверие к собеседнику, акцентироваться на точном копировании жестов не нужно, достаточно воспроизвести их общее направление. Например, если собеседник поднес руку ко лбу, можно снять мнимую соринку со своего пиджака. Если собеседник снял и протирает очки, можно произвести манипуляции с ручкой, которая лежит перед вами.

Подстройка к дыханию. Это достаточной трудный для освоения прием, требующий длительной тренировки. Подстройка к дыханию означает, что мы начинаем дышать с той же глубиной и интенсивностью, как и собеседник. При этом лучше начинать следить за чем-то одним, либо за вдохом, либо за выдохом человека. Важной особенностью указанной методики является возможность применять перекрестную подстройку, т. е. вдох-выдох человека отражать не своим дыханием, а движением частей тела, например постукиванием пальца по столу. Кроме того, в случаях, когда физиологически сложно подстроиться к частоте дыхания собеседника (который дышит слишком быстро или, наоборот, слишком медленно), можно использовать так называемый метод кратных циклов. Данный метод заключается в том, что нужно дышать не синхронно с каждым вдохом и выдохом человека, а пропуская некоторые циклы, к примеру делать выдох на каждый второй выдох собеседника.

Наибольшая сложность подстройки под дыхание состоит в распознавании того, как именно дышит собеседник. Дыхание человека можно услышать, можно заметить зимой пар от дыхания, летом - движения ноздрей. Можно увидеть, как двигается грудь у женщины или живот у мужчины. Можно приобнять или положить руку на плечо и войти таким образом в ритм.

Необходимо отметить и такой аспект, как важность выдоха. Поскольку мы говорим в основном на выдохе, наша внутренняя речь также синхронизирована с выдохом. Поэтому, когда вы подстроитесь к дыханию собеседника и будете говорить на его выдохе, ваша речь автоматически подстроится к внутреннему ритму собеседника и увеличит эффект психологического воздействия.

Театральный прием

Рассмотрим сокрушительный прием, при помощи которого вы мгновенно сможете войти в доверие к человеку. Это замечательный театральный прием - эхо. Он заключается в повторении слов и оборотов, которые использует собеседник в своей речи. Эти слова и характерные обороты могут зависеть от разных факторов - от профессии, места жительства, рода занятий и от многого другого.

В чем особенность применения данного способа? Представьте себе, что вы разговариваете с владельцем моторной лодки. Если вы назовете предмет его гордости «лодка», то ваши шансы получить эту лодку в прокат резко сводятся к практическому нулю. Почему? Да все потому, что владелец обязательно назовет ее «судно»! И для того, чтобы эффективно войти в контакт, вам надо говорить на его языке, потому что в противном случае между вами и собеседником возникнет подсознательный барьер, который будет мешать дальнейшему развитию беседы.

Как вызвать доверие и раскрепостить в общении собеседника? Разговаривайте на его языке. Кроме того, замечайте, когда с вами говорят на вашем языке, потому что это профессионал, который знаком с этим приемом и хочет войти к вам в доверие и построить хорошее конструктивное общение и диалог.

Если человек называет свой дом «шале», то он не потерпит, если вы назовете его «домик», так что будьте внимательны. На самом деле многие воспитатели в детском саду с трудом терпят, когда их называют «воспитательницами», потому что они «педагоги по дошкольному образованию»!

Разговаривая, подмечайте жаргонные словечки, которыми человек характеризует элементы своей жизни, и затем как бы невзначай вставляйте их в разговор.

По материалам Интернета (Средство языка, которое настроит вас на одну волну с собеседником. 2012. 17 января)

Психологическая подстройка. Реализуется такая подстройка с помощью создания коммуникационного пространства, в котором вы будете чувствовать себя с вашим собеседником частью одного целого. При этом, когда речь идет о методах психологической подстройки, вы должны помнить, что входите на территорию максимальной значимости для другого человека и любое неверное слово или поступок сразу же станут для вас препятствием в дальнейшем взаимодействии с этим человеком.

Подстройка под эмоции . Перед началом воздействия целесообразно привести себя в такое же эмоциональное состояние, какое наблюдается у собеседника.

Подстройка под структуру ценностей . Ценности другого человека - это его жестко фиксированное и определенное отношение ко всем вещам в мире. Если вдруг проявится глубокий диссонанс между вашими ценностями - человек будет для вас полностью потерян. Поэтому нужно избегать любых оценочных высказываний при подготовке и осуществлении воздействия. Оценочное высказывание активизирует ценностную структуру собеседника, и это очень часто приводит к диссонансу.

Подстройка под репрезентативную систему . У каждого человека в большей степени развит какой-то один канал восприятия. Основными из них являются: зрительный, слуховой, кинестетический. Доминирование того или иного канала означает, что человек получает и обрабатывает информацию преимущественно в таком виде. От доминирующей системы восприятия зависит тактика воздействия на человека.

Среди признаков доминирования зрительного канала - живой взгляд: глаза находятся в постоянном движении, речь быстрая (человек не успевает описывать образы, которые возникают у него в голове), в разговоре постоянно проскальзывают выражения: «я это вижу так…», «я увидел в нем…», «я смотрю на эти вещи…», жестикуляция в верхней части тела. Направления движения глаз: направо - вверх (создание визуальных мысленных образов), прямо - вверх (воспоминание визуальных образов), налево - вверх (воспоминание визуальных образов), прямо - вперед (образное воображение из памяти или внешнего мира). 1

В ходе общения с визуалом не стоит говорить ему «послушай меня», а необходимо сказать «посмотри». Следует опираться на образные сравнения, рассказывать о «ярких перспективах», поддерживать его ожидание «блестящего будущего».

Признак доминирования слухового канала - очень приятный, модулированный голос со сложными и разнообразными интонациями. В речи часто встречаются выражения: «я слышу…», «это звуки моей души…», «мелодия жизни…», «а вот, я слышал…», «на слуху…» Такие люди очень чувствительны к правильной фонетической организации речи, в частности к ударениям. Направление движения глаз: налево - вбок (воспоминание звуковых образов), налево - вниз (внутренний диалог с самим собой).

Как вызвать доверие такого человека? В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот), поскольку это будет основной инструмент воздействия.

1 У левши это происходит с зеркальной противоположностью. Кроме того, бывают некоторые индивидуальные отклонения от общих правил, и в разные моменты времени система восприятия может меняться.

Признак доминирования кинестетического канала - человек оперирует такими понятиями, как чувства: «я так чувствую…», «я прочувствовал это…», «ох, какие ощущения…», «меня захватило это чувство…» У него хорошая память на ощущения, заметна внимательность к своему комфорту, избирательность в еде, большая любовь к отдыху на природе. Направление движения глаз: прямо - вниз (воображение телесных ощущений), направо - вбок (создание внутренних звуков).

При общении с кинестетиком в речь нужно вносить больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Например, можно почаще произносить фразы «вы можете почувствовать, что…», «чувство твердой уверенности». Ему нужно говорить «ты чувствуешь», «почувствуй» и т. д.

Одобрение . Когда партнер что-то делает или говорит, он всегда на подсознательном уровне ожидает оценки своих действий. Это очень глубокий психологический механизм, который связан с тем, что любой наш поступок автоматически должен быть оценен социумом. Используя одобрение, можно подталкивать подсознание собеседника в сторону формирования его доверия к вам. Осуществляя вхождение в доверие, необходимо учитывать следующее.

Естественно желание субъекта установить раппорт сразу по всем параметрам. Однако это приведет к тому, что его мозг будет перегружен информацией. Вместо того чтобы следить за нитью разговора, он будет загружать мозг такими вещами, как необходимость недопущения оценочных высказываний и т. д. Во время разговора надо беседовать, а не думать об отдельных компонентах того, как вызвать доверие . Поэтому желательно тренировать установку раппорта строго последовательно. И пока субъект не доведет до автоматизма один навык - не стоит браться за следующий инструмент. Это долгий путь, но только он приведет к успеху.

Чтобы не выглядеть смешно и подозрительно, необходимо действовать очень тонко и осторожно, не вызывая дискомфорта у собеседника. Ведь откровенно подражая, можно оскорбить человека. Кроме того, следует иметь в виду, что поначалу сложно привыкнуть к этой технике общения, однако с практикой это войдет в привычку.

© Ильин Е. П. Психология доверия. - М.: Питер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

Теоретически, завоевать чье-то доверие несложно: психологи давно выявили способы обаять собеседника и прослыть для него «в доску своим». Этими приемами специалисты успешно пользуются не только для привлечения друзей, но и на работе. Правда, реализовать теорию на практике получается не сразу. Навыки правильного общения необходимо вырабатывать. Но. что это за навыки?

  1. Станьте похожим на своего собеседника: обращайте внимание на то, как он говорит, двигается, рассуждает, одевается. Психологически мы чувствуем себя в безопасности, когда человек, с которым мы беседуем такой же, как мы. Поэтому старайтесь скопировать его манеры, но так, чтобы это не выглядело позерством.
  2. Одевайтесь в том стиле, который по душе собеседнику, то есть в его стиле. Этот ход успешно используют бизнесмены. Например, салон автодиллера «Шеврале» Джо Жирара – дважды лучшего продавца мира – находился в рабочих кварталах. Клиентами тоже были рабочие, которые заходили сюда после трудового дня. К своим покупателям Жирар выходил не в дорогих костюмах, а в поношенном рабочем комбинезоне, приветливо протягивая мозолистую руку. Для покупателей он сразу становился «своим» и оформлял большинство сделок.
  3. В момент «светской беседы» невзначай упоминайте о том, что является общим для вас и собеседника. Чтобы определить такие интересы, внимательно осмотрите обстановку, в которой вас встречают, слушайте слова оппонента – он рано или поздно упомянет о себе.
  4. Лучше встретиться с человеком несколько раз, чтобы добиться необходимого эффекта. Так увеличится шанс доказать свою схожесть с собеседником.
  5. Повторяйте позы, движения и жесты собеседника. Точь в точь копировать не стоит, делайте похожие движения, соблюдая заданный собеседником ритм и скорость. Например, человек поднял руку, чтобы прикурить, а вы – чтобы поправить галстук.
  6. Нельзя копировать выражения лица собеседника. Это выглядит как карикатура, оппонент сразу замечает уловку. Зато не заметит повторов в «зеркальном» виде. Например, если человек при жестикуляции использует правую руку, можете, беседуя с ним проделать то же с левой.
  7. Повторяйте интонацию и темп речи собеседника. Это прием действенен в случаях, когда человек слышит, но не видит вас. Например, при разговоре по телефону. Точно также с помощью голоса можно воздействовать на оппонента. Например, тот, кто раздражен и пытается громко разговаривать, может снизить тон, если в ответ будет слышать речь такого же характера, но в чуть более спокойной манере.
  8. В разговоре повторяйте имя собеседника. Еще Дейл Карнеги говорил: нет ничего более приятного для человека, чем его собственное имя.

Все перечисленные приемы подходят как для общения с девушками, так и при разговоре с мужчинами. Они больше относятся к периоду знакомства. В случае же длительного контакта и личных отношений вопросы завоевания доверия, в зависимости от ситуации, будут решаться индивидуально.

Например, как завоевать доверие девушки, если мужчина настроен на серьезные отношения? В этом случае необходимо доказать ей свою надежность: спокойно отвечать на ее эмоциональные выпады, не направлять собственную силу против нее, попытаться решить ее проблему (для начала - бытовую).

Чтобы завоевать доверие парня, девушка, в первую очередь, должна быть для него понятна. То есть, открыто говорить о своих обидах и желаниях. А вот, о планах лучше промолчать! Мужчины любят комплементы, поэтому для завоевания доверия отказывать в лести не нужно. Ну, и, конечно, надо быть женщиной – хорошо выглядеть, создавать уют, вкусно готовить.

Надежность – чрезвычайно важное качество, которое помогает наладить отношения с новыми знакомыми, коллегами по работе или с бизнес-клиентами. Поэтому важно продемонстрировать всем, что вы надежны и заслуживаете их доверия. Но как?

1. Если вы хотите, чтобы доверяли вам, сначала научитесь доверять другим

Установление доверия между людьми, безусловно, является нелегкой задачей. Мы все разочаровывались в людях, поэтому открыться новому знакомому для нас не так-то просто. Но если вам все же удастся преодолеть страхи и довериться людям, то им, в свою очередь, будет проще довериться вам.

Самое глубокое доверие развивается постепенно, не надо торопить этот процесс. Если вы постоянно демонстрируете людям, что они вам по душе и что вы доверяете им, то люди в ответ проникаются доверием и к вам тоже.

2. Другим людям должно быть комфортно рядом с вами

Нет ничего хуже, чем быть рядом с человеком, который все время жалуется и воспринимает все пессимистически. Такое поведение не привлечет к вам коллег, а тем более клиентов. Лучше не нагнетать и без того сложную обстановку, а трезво мыслить, оставаться оптимистом и уметь находить способы решения проблем. Тогда людям будет комфортно с вами.

Старайтесь разрядить обстановку смехом, оставайтесь позитивным и вносите дельные предложения по улучшению ситуации. Когда люди увидят, что вы умеете решать проблемы, а не усугублять их, вы обязательно заслужите доверие других.

3. Язык тела очень важен

Наши слова и поступки – это не единственные способы показать другим, кто мы на самом деле. Важны не только слова, важны также наши жесты и мимика. Нельзя пренебрегать важностью языка тела, иначе все наши старания сойдут на нет. Примите это во внимание при общении с людьми, с которыми вы пытаетесь установить доверительные отношения.

Зрительный контакт (не слишком пристальный взгляд, но и не бегающий), улыбка и тон красноречиво рассказывают о вас другим людям. Если вы хотите снискать доверие среди ваших коллег, демонстрируйте всеми возможными способами, что вы открыты и искренни.

4. Будьте сами собой

Не слишком старайтесь заставить людей доверять вам. Если вы перестараетесь, вы рискуете выглядеть неискренним и не достойным доверия, а это совсем не то, к чему вы стремитесь. Хотите, чтобы вам поверили и доверились, будьте сами собой. Искренность, особенно сердечная, великодушная, непритязательная искренность играет немаловажную роль.

Таким образом, вместо того чтобы пытаться казаться заслуживающим доверия, просто расслабьтесь немного и станьте собой. Не забывайте проявлять подлинную заботу о других. Если люди поверят, что ваш интерес к их судьбам неподдельный, вы окажетесь на верном пути к созданию реального доверия.

5. Будьте терпеливы и последовательны

Нет кратчайшего пути для достижения самого глубокого доверия – для этого требуется немалое время и опыт общения. При этом следует правильно поступать – держать свое слово, делать все возможное, чтобы показать, что вам можно и нужно доверять.

Если вы терпеливы, последовательны, то по прошествии некоторого времени, вы добьетесь своего. Отношения, основанные на давнем и проверенном доверии, очень сильны. Конечно, развитие таких отношений может занять много времени, но все же это стоит всех ваших усилий.

Как понравиться клиенту? Это самый главный вопрос, который интересует любого коммерсанта. Если тебе человек нравится, ты доверяешь ему и его информации, и наоборот. Понравиться и установить прочный контакт с клиентом — значит заручиться его поддержкой и лояльностью в отношении себя, продукта и компании. В данной статье Вы найдете 20 простых советов, которые позволят завоевать симпатию клиента, установить контакт с покупателем и сформировать с ним прочные отношения.

  1. Спросите «Как к Вам обращаться?», запомните и называйте клиента чаще по имени. Большинство людей любят свое имя — оно ассоциируется с родительской любовью. Настройте кол-центр так, чтобы при входящем звонке видеть имя клиента и приветствуйте его по имени. Это очень приятно.
  2. Подстраивайтесь под клиента по темпу речи и манерам общения. Ему будет проще воспринимать информацию. Нам нравятся те, кто на нас похожи.
  3. Подчеркивайте уникальность клиента и его ситуации. Людям приятно, когда их считают не такими как все.
  4. После выявления потребностей, резюмируйте и повторите за клиентом важные критерии выбора. Покажите, что услышали человека и серьезно отнеслись к его информации.
  5. При общении с клиентом применяйте техники Активного слушания.
  6. Не бойтесь советовать и брать ответственность. Будьте как врач. После диагностики, предложите наилучший вариант решения проблемы и приведите значимые аргументы. Не позволяйте клиенту заниматься «самолечением».
  7. Найдите что-то общее у Вас и клиента. Это может быть хобби, образование, место жительства, увлечение и тд. Закончили один ВУЗ? — Это серьезный аргумент, чтобы Вам доверять.
  8. Продемонстрируйте свою экспертность. В разговоре используйте узкопрофессиональные термины с пояснением их смыслового значения. Сообщайте минусы и «подводные камни» того или иного продукта. Делитесь тайной и малодоступной информацией.
  9. Поддержите клиента, если он переходит в зону неформального общения. Лучшие темы для доверительного диалога: дети, путешествия, дом. животные, хобби, работа, достижения, родина. Запретные темы для продавца: политика, здоровье, религия.
  10. Делайте уместные комплименты. Банальные комплименты «читаются». Если клиента не за что искренне похвалить — лучше промолчать. Сделайте комплимент не самому клиенту, а его окружению, аксессуару, сайту, офису, бренду и тд. Такие комплименты менее навязчивы.
  11. Всегда выполняйте договоренности, даже самые незначительные. Перезванивайте — если обещали. Создавайте себе репутацию ответственного и надежного человека.
  12. Поддерживайте контакты. Поздравляйте с праздниками, днем рождения, высылайте полезную информацию. Будьте частью жизни клиента и он не уйдет к конкурентам.
  13. Не будьте назойливы. Назойливый продавец «лезет» с одним и тем же аргументом или предложением, не слыша клиента. Настойчивый продавец — слышит и ищет альтернативные варианты, учитывая другую позицию.
  14. Будьте конкретны. Особенно при работе с занятыми клиентами на начальном этапе взаимодействия. Говорите только самую важную информацию и по делу. Если клиент захочет пообщаться более развернуто, Вы это поймете.
  15. Подключите все возможные каналы коммуникации и будьте на связи. Telegram, Viber, Skype, Facebook и тд. Будьте другом и общайтесь с клиентом его любимым способом.
  16. Автоматизируйте рутинные процессы: договора, счета, формы заказа, заполнение бланков, форм и тд. Облегчите жизнь клиенту и сделайте процесс покупки приятным с минимумом формальностей.
  17. Собирайте и фиксируйте всю информацию о каждом клиенте в CRM системе. Вы ничего не забудете и всегда будете в курсе его текущей ситуации.
  18. Превышайте ожидания. Делайте клиенту подарки и бесплатно делитесь ценной для него информацией. Чувство взаимной обязанности никто не отменял.
  19. Следите за своей репутацией, улаживайте конфликты и мгновенно реагируйте на рекламации других клиентов. Один негативный отзыв может дорого стоить.
  20. Улучшайте контактные поверхности: сайт, логотип, оформление групп в соц. сетях, визитки, документы, офис и тд. Все, что видит клиент при взаимодействии с Вашей компанией должно вызывать положительные эмоции и эстетическое удовольствие.

Выберите и адаптируйте данные способы к своей сфере деятельности и Вы сможете вызывать симпатию и доверие клиентов, устанавливать с ними прочные и долговременные отношения, превращая в «адвокатов» Вашего бренда.

Посмотрите видео «Лучший способ установления контакта с клиентом»: