Болезни Военный билет Призыв

Как стать интересным рассказчиком. Стратегия десяти случайных слов. Чем чаще вы пользуетесь возможностью выступить – тем лучше у вас начинает получаться

Произвести впечатление на собеседовании, провести презентацию, привлечь новых клиентов, заразить аудиторию идеей - умение рассказывать истории полезно каждому. Но не каждый представляет себе, что для этого нужно. ЧТД собрал несколько советов и примеров.

Хорошего рассказчика мы узнаем с первых слов. Иногда кажется, что он не говорит ничего существенного, но его хочется дослушать. Рассказ обладает гипнотической силой, которая приковывает наше внимание и не отпускает. По сути, им является и пост в соцсети. Его могут пролистнуть, а могут дочитать до конца, лайкнуть и сделать репост. Как разбудить в себе рассказчика, если он не пробудился естественным путем?

1. Определитесь с целью

Жизненный опыт - кладезь историй. Каждый день мы попадаем в ситуации, которые нам что-то сообщают о том, как устроен мир, о поведении людей, стране. Писатели, сценаристы, комики и коучи подмечают их и используют их, чтобы рассказать о жизни в целом. Например, история о мужчине, нашедшем телефон незнакомой девушки, превращается в романтическую притчу о роли случая, а сцена на собрании жителей дома становится метафорой общества.

Но у истории должна быть цель, чтобы у слушателей осталось ощущение ценности потраченного времени. Точнее, она должна быть у того, кто рассказывает. Если вы знаете, зачем говорите, будет проще продумать все остальное.

Крис Андерсон в книге «TED Talks. Слова меняют мир», предлагает несколько вариантов целей для рассказчика:

Создать связь

Если выступаете перед незнакомой аудиторией или хотите завоевать расположение человека, с которым встретились впервые, хорошая история может помочь. Она снимет напряжение, сократит дистанцию и сделает вас более понятным. Не бойтесь быть уязвимыми. Людей отпугивают высокомерие, эгоцентризм и категоричность суждений, расслабляет человечность.

Не бойтесь рассказать о ситуациях, в которых вам было неловко, вы чувствовали себя неуверенно, были сбиты с толку, попали впросак.

Здесь важна конгруэнтность - соответствие самому себе. Когда кто-то играет несвойственную ему роль, это всегда бросается в глаза. Рассудительный человек вдруг начинает говорить с интонациями, затверженными после сотни просмотров видео с Тони Роббинсом. Душевный в общении бизнесмен, выходя к трибуне, превращается в кислого бюрократа. Это создает впечатление фальши и обмана и разрушает доверие.

Крис Андерсон в своей книге предлагает несколько способов «вжиться в себя», вырастить в себе рассказчика со своей индивидуальностью:

Протестируйте себя

Простой тест: порепетировать перед небольшой знакомой аудиторией и спросить их, что они думают о вашем поведении. Можете записать себя на видео и посмотреть, как вы себя ведете.

Сосредоточьтесь на своей теме и отношении к ней

Комик Мейсун Зайинд, которая страдает церебральным параличом, вышла на сцену, дрожа. Свое выступление она начала со слов: «Я не пила сегодня... но врач, который принимал роды у моей матери, был пьян». Аудитория мгновенно прониклась к ней сочувствием: у каждого в жизни был опыт отвержения.

Не бойтесь продемонстрировать индивидуальность

Подчеркните это с помощью аксессуаров, чтобы закрепить эффект. Выступая на конференции TED, философ Данил Разеев вышел на сцену с куклой-марионеткой, которую использовал как собеседника и наглядное пособие, выступление было посвящено свободе воли.

Копируйте тех, кто вам близок

Найдите харизматичного героя, который похож на вас, у кого те же интонации, жесты и мимика. Это полезно и вот чем: благодаря кино и телевидению мы помним образы неказистых, но по-своему интересных и сложных людей - Форреста Гампа, Уолтера Митти, еврея-парикмахера из фильма «Великий диктатор». Обратите внимание, как вдохновляюще они выглядят на экране, когда говорят от сердца.

3. Заставьте слушателя споткнуться

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем, вдруг задеваете ногой бордюр и чуть не падаете. Внимание переключилось мгновенно. Так же действуют громкие звуки или что-то абсурдное, скажем, овца, которую хозяин беспечно выгуливает на поводке в городском сквере.

Задача рассказчика - подбросить то, обо что внимание может споткнуться.

Эмоциональный разговор, который ведут соседи в транспорте. Вы невольно подслушиваете и заражаетесь чужой эмоцией. Это тоже подножка: нам становится любопытно, что происходит в жизни людей, как мы могли бы перенести эту ситуацию на свой опыт. Несколько примеров, как можно сделать начало запоминающимся.

Атмосфера

«Взметнувшиеся в воздух самолетики... Падающие и вновь взлетающие. Белые, голубые, даже черные... Так Москва отстаивает свободу слова в интернете». Это начало речи Григория Баженова «Борьба с Левиафаном». Фраза, которая вводит тему, стоит чуть позже картинки. Таким приемом одновременно задается настроение разговора, тема «заземляется», а рассказчик настраивает слушателей на романтический лад.

Интрига

Интрига создает напряжение, которое должно разрешиться. Пример из книги Криса Андерсона: «Как четырнадцатилетняя девочка, у которой на счету меньше двухсот долларов, сумела помочь своему городу совершить гигантский скачок в будущее?» Мы тоже заинтригованы: история обещает быть интересной.

Яркий факт или говорящая деталь

Иногда затягивать интригу недопустимо, если вы хотите сразу ударить в больное место, ввести контекст. «В России 25 млн бедных. Это и есть суть вопроса» - начинается одна из речей Григория Явлинского. Главная трудность здесь: подобрать точную и красноречивую реплику, которая бы не нуждалась в пояснении.

Вызов (пощечина)

Вот как начинает свою лекцию о Чехове Дмитрий Быков: «Есть один парадокс в русской литературе: Чехова называют самым депрессивным писателем, самым унылым и даже иногда однообразным». Парадокс - слово сильное, потому что пробуждает любопытство. Провокативное, смелое, нетривиальное начало разговора о знаменитом писателе заставляет прислушаться.

4. Не забывайте о динамике

Еще одна причина, по которой речь оказывается скучной: в ней нет эмоционального ландшафта. Речь обращена непонятно к кому, она кажется перечислением фактов или потоком сознания. В этот момент возникает мысль о телефоне в кармане, неоплаченных счетах или покупках в выходные.

Как создать эмоциональный ландшафт? Писательница Ванесса Эдвардс предлагает метафору американских горок: если мы едем в поезде, который идеально скользит по рельсам, поездка кажется спокойной, эмоционально ровной.

Но если нас постоянно подбрасывает, если мы чувствуем каждый поворот, как на американских горках, это невольно заставляет быть начеку.

В хорошей истрии важны повороты, подъемы и спуски, небольшая встряска, смена темпа. Некоторые приемы, которые создают эти эффекты:

Метафора. Инструмент, который делает мысль афористичной, запоминающейся. С ее помощью удается эффектно донести главную мысль, на которую нанизываются остальное. Например, из речи Дмитрия Быкова: «Чехов - самый мощный антидепрессант в русской литературе».

Гипербола. Сильный образ, который придает пафос речи. Часто используется для того, чтобы призвать к действию, заострить тему: «Завтра мы потеряем миллионы жизней из-за того, что сегодня топчемся на месте». Можно использовать ее и как шутку.

Градация. Постепенное сгущение красок, наращивание выразительности с каждой следующей фразой: «Когда у вас тоска, когда вам не хочется вообще смотреть на людей, когда вы не можете выйти на улицу».

Лексический повтор. Средство, которое закрепляет идею, создает якорь в сознании слушателя и задает «маршевый» ритм рассказа: «Цель всегда понятная, цель всегда простая, и цель всегда одна».

Риторический вопрос. Средство, которое помогает вступить в диалог со слушателем, даже если диалога нет. Другие варианты диалога - например, ответы на незаданные вопросы, реакции на невысказанные реплики («и вы будете правы», «знаю, не для всех это актуально»).

Хороший рассказ не терпит монотонности, и в этом он похож на хороший фильм, заключает Крис Андерсон. Мы видим, что на экране сменяются планы, музыка становится громче и тише, камера «окидывает взглядом» окрестности и погружается в жизнь героев. Попробуйте в качестве упражнения описать любимый фильм так, чтобы получился живой и атмосферный рассказ.

Стремитесь ли вы стать более интересным собеседником? Приходилось ли вам выступать публично, убеждать в чем-то других людей, защищать свои идеи? Если вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд – то вам просто необходимо стать хорошим рассказчиком.

Стив Джобс в своей самой знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда рассказал три захватывающие истории. Мартин Лютер Кинг использовал более десяти историй в своем выступлении “У меня есть мечта”. И даже Христос находил учеников, рассказывая притчи.

Речи этих людей изменили мир, и своим успехом они многим обязаны хорошим историям. Что же заставляет нас так верить рассказам?

Дело в том, что мы подсознательно настроены на восприятие историй, и воспринимаем их гораздо лучше чем сухие факты или статистику. Они намертво приковывают наше внимание к выступающему, поскольку услышав начало истории возникает непреодолимое желание узнать ее развязку.

Наш мозг во всем ищет смысл, а смысл хорошей истории открывается только в конце. Поэтому хороший рассказ действует подобно приманке, зацепившись за которую невозможно переключится на что-то другое, не дослушав до конца.

Как развить мастерство рассказчика

Можно ли научиться хорошо рассказывать истории? Многие думают, что это сложно, но если регулярно заниматься – вы сможете стать довольно интересным рассказчиком.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Каждый день записывайте несколько историй. Пусть у вас войдет в привычку записывать вечером три истории, например, о прожитом дне. Делайте их краткими, но содержательными. Используйте максимальное число описательных характеристик (однако не “уплывайте” далеко в подробности о чем-то одном).

Например, можно сказать “стоял мужчина в серой куртке”, но лучше сказать – “стоял седоватый мужчина с аккуратной стрижкой, в хорошо лежащей серой куртке”. Это, кроме того, может быть интересным способом ведения дневника. Кто знает – может быть, когда-нибудь ваш дневник станет бестселлером.

2. Рассказывайте записанные истории вголос (но не читайте). Меняйте интонации и выделяйте определенные слова, чтобы сделать рассказ интереснее. Запишитесь на диктофон и проанализируйте запись – намного важнее то, кАк вы говорите, а не чтО вы говорите. Вы сами услышите свои ошибки.

3. Слушайте истории других ораторов (например, много ораторов на TED начинают свои выступления с историй).

4. Пишите истории чтобы доказать некоторую точку зрения.

Попробуйте составить истории, в которых мораль будет такова:

Нужно переступать через свой страх

Эмоции и симпатии действуют сильнее логических доводов

Принимая решение спешить нельзя

- (придумайте свою мораль)

Если вы действительно хотите научиться хорошо рассказывать истории, то нужно усердно работать, и теперь вы знаете как. В свой ежедневный план (у вас его еще нет? пора завести) внесите несколько упражнений из вышеперечисленных, например, “записать одну историю о сегодняшнем дне, придумать историю на заданную мораль и рассказать их вголос”.

Выполняя упражнения ежедневно, через месяц-другой вы сможете придумывать истории прямо на ходу, рассказывать о происшествиях захватывающе и оказывать мощное влияние на слушателей всего лишь рассказывая истории.

Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.

Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.

Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Чистая правда

Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.

Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.

Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.

Суть и детали

В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:

Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.

В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.

Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.

В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.

Голос

Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.

Мимика и жесты

Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.

Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.

  • Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
  • Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
  • Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.

Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.

Эмоции

Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?

Собеседование – это стандартный этап во время поиска работы. Ведь после того, как подходящая вакансия была найдена, предстоит встреча с работодателем, где уже лично нужно будет доказать ему свою профессиональную пригодность. Здесь самое важное – правильно себя презентовать, а, значит, нужно составить грамотный рассказ о себе. Примеры того, что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу, смотрите ниже.

Не забывайте интересоваться у работодателя будущей работой – ?

Чаще всего собеседование с нанимателем состоит из ряда стандартных вопросов. К примеру, это могут быть анкетные данные, где спросят о месте жительства, возрасте и опыте работы. Но главная часть собеседования – самопрезентация. И чаще всего именно эта часть вводит большинство людей в ступор. Чтобы успешно ее пройти, стоит заранее подготовиться и составить примерный текст рассказа о себе.

Что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу

Многие перед тем, как пойти на встречу с работодателем, надеются сымпровизировать на месте. Но доказано, что даже самые находчивые люди часто теряются во время ответа на самые обычные вопросы. Поэтому не лишним будет составить небольшой рассказ о себе еще дома.

При составлении рассказа о себе, стоит помнить, что краткость – сестра таланта. Общий рассказ должен быть длинной от двух до четырех минут. Поэтому написанный текст нужно внимательно перечитать громко и вслух, со своей обычной дикцией. Нужно рассказать о самых важных фактах в своей биографии, чтобы монолог получился коротким, но свободным и содержательным.

Не лишним будет выяснить некоторые дополнительные сведения, которые очень помогут во время собеседования:

  • Ознакомиться с сайтом компании. Там можно выяснить, в каком направлении она работает, и каких сотрудников ищет;
  • Исходя из этих данных, составить список личностных качеств, которые могут пригодиться во время работы на желаемой должности. К примеру, отзывчивость, целеустремленность, самодисциплина;
  • Если это оптовые или розничное продажи, то можно рассказать об успешном опыте работы со многими клиентами;
  • Упомянуть достижения, не приукрашивая их, но и не умалчивая. Ведь именно они могут сыграть важную роль во время выбора кандидата.