Болезни Военный билет Призыв

Как разговаривать русский язык. Как научиться разговаривать на русском языке. С чего начать изучение русского языка

Через полгода мир будет отмечать 70 лет с момента окончания самой страшной войны в истории человечества. Из тех, кто не по рассказам помнит об этой войне, сегодня в живых осталось не так много человек. Чаще всего, это те, кто был в военные годы ребенком, либо совсем молодым человеком.

До 2014 года, в числе прочих, дожили и десятки еврейских детей, в далеком 1939 году тайно вывезенных из предвоенной Праги. Дожил до сегодняшнего дня и тот, кто пошел на этот весьма рискованный шаг.

Сэру Николасу Уинтону уже 105 лет, однако, о главном поступке его жизни многие годы не знали даже члены его семьи. Получивший прозвище «британский Шиндлер» сэр Уинтон более 50 лет хранил эту историю в тайне, и, если бы его жена случайно не нашла исторические документы на чердаке, возможно об этом подвиге мир бы так и не узнал.

28 октября в Праге 105-летнему британскому подданному немецко-еврейского происхождения был вручен Орден Белого льва, являющийся высшей наградой Чешской республики.

На проходившей в Праге торжественной церемонии награждения Уинтон, сидя в инвалидном кресле, встретился с семью жертвами национал-социализма, которых он еще детьми спас от концентрационных лагерей.

Сейчас Уинтону 105 лет, однако он отклонил предложение министра обороны Чехии воспользоваться для визита в Прагу персональным самолетом из соображений безопасности для здоровья и полетел регулярным рейсом.

«Он сказал, что лучше умрет в Праге во время путешествия, чем будет скучать дома, но более чем уверен, что эта поездка продлит его жизнь за счет массы положительных эмоций», - сказал друг сэра Николаса Матей Минач, ранее снявший о нем документальный фильм и несколько программ для телевидения.

История сэра Николаса Уинтона практически идеальна для сценария фильма о благородстве, героизме и скромности.

Родившись в 1909 году в Лондоне в семье еврейских иммигрантов из Германии, которые вскоре после прибытия в Британию крестились и изменили свою первоначальную фамилию Вертхайм на звучащую по-английски Уинтон, мальчик, не получил систематического образования и начал работать в банке, даже не окончив школу.

Получив опыт банковской работы не только в Англии, но также в Германии и Франции, он в 1930-е годы устроился брокером на Лондонскую фондовую биржу. В конце 1938 года Николас Уинтон отправился в Прагу по просьбе своего друга, работавшего там в еврейской благотворительной организации.

Чехословакия в это время еще сохраняла независимость, однако агрессивные планы нацистской Германии по ее оккупации ни для кого не были секретом.

«Будучи по происхождению немецким евреем, я был прекрасно осведомлен о том, что происходило в Германии», - вспоминал Уинтон впоследствии в интервью BBC.

Понимая, что вскоре здесь могут начаться ужасные события, Уинтон остался в Праге и организовал офис в вестибюле гостиницы, в которой остановился. Параллельно с оцениванием ситуацию и возможности вывоза детей из Праги, Николас Уинтон вел тайные переговоры с властями Нидерландов, через территорию которой должен был следовать поезд.

В Англии Уинтону помогала в поиске семей, готовых принять еврейских детей, его мать.

«По счастью, в Британии нашлось достаточно людей, согласившихся помочь и принять детей из Чехии. Беда в том, что ни одна другая страна не откликнулась на этот призыв. Я обращался с аналогичным предложением к американцам, но безрезультатно», — вспоминал Уинтон.

Да марта 1939 года, когда нацисты оккупировали Чехословакию, под покровительством Уинтона в Лондон были отправлены восемь поездов с 669 детьми. Девяты поезд не успел покинуть вокзал Праги и о судьбе 250 детей, находившихся в нем, ничего не известно. Практически ни один из родителей спасенных детей не смог пережить оккупацию.

Некоторые из «детей Уинтона» впоследствии заняли видное положение в британском обществе.

Альфред Дабс стал британским политиком, многолетним членом Палаты общин от Лейбористской партии. Кинорежиссер Карел Райш был одним из создателей неореалистического направления в британском кинематографе, Джо Шлезингер, эмигрировавший затем в Канаду, приобрел там известность как тележурналист и литератор.

Однако о самом Николасе Уинтоне долгое время не знал никто. После начала Второй мировой войны он вернулся в Англию и зарегистрировался как сознательный отказчик, поступив на работу в Красный крест. Затем, однако, он пересмотрел своё решение и в 1940 году поступил на службу в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. Вышел в отставку в 1954 году в чине лейтенанта.

В дальнейшем Уинтон занимался, в частности, организацией крупного приюта для престарелых в городе Сент-Олбанс. Его заслуги в этой работе были отмечены в 1983 году степенью кавалера Ордена Британской империи.

Он не рассказывал о своих делах в Праге даже собственной жене, которая, впрочем, спустя почти 50 лет и открыла миру историю мужа. Она, убираясь на чердаке, случайно обнаружила исторические документы со списками имен вывезенных из Чехословакии детей.

Она написала об этой истории на телевидение. Ток-шоу That’s Life! на телеканале BBC пригласило Уинтона в качестве зрителя в студии; неожиданно для него ведущая ток-шоу Эстер Ранцен рассказала его историю, после чего попросила подняться спасённых им людей; в небольшой студии их собралось больше 20.

В девяностые годы о подвиге Уинтона стало известно всему миру. В Лондон на первую встречу с ним, которую организовало телевидение BBC, прибыли со всех концов мира спасенные Винтоном дети - уже выросшие. Среди них были известные ученые, писатели, журналисты, военные. Они и понятия не имели о том, кто спас им жизнь.

О Николасе Уинтоне были сняты документальные и художественные фильмы, его именем названы школа и улицы. В 1998 году он был награждён чешским Орденом Масарика. В 2002 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.

1 сентября 2009 года, в честь 70-летней годовщины последнего «Киндертранспорта», планировавшегося на 3 сентября 1939, но так и не осуществленного по причине начала Второй мировой войны, специальный «Поезд Уинтона», составленный из локомотива и вагонов, эксплуатировавшихся в 1930-х годах, отправился с Центрального вокзала Праги в Лондон по маршруту «Киндертранспорта».

Во время отправления поезда на Центральном вокзале Праги был торжественно открыт памятник Уинтону. Его автор - английский скульптор Флор Кент.

«К сожалению, многих из них уже нет в живых. Я пережил многих из спасенных мною детей, хотя они были значительно младше меня», — сетует он.

«У меня тогда была с собой кукла, это все, что осталось у меня от всей моей семьи. Николас? Это моя жизнь, мой самый близкий человек, он - сама человечность», - рассказала в интервью спасенная Хана Беер.

Однако в Израиле лорд Уинтон, в отличие от Оскара Шиндлера, не был признан «праведником народов мира». И не потому, что кто-то сомневался в его подвиге, — а по причине своего еврейского происхождения. Родители Николаса Уинтона приняли христианство и крестили сына. Поэтому в Израиле мало кто знает о «британском Шиндлере».

В одном из интервью сэра Николаса Уинтона спросили, стал ли современный мир гуманнее по сравнению с тем, каким он был в 1930-е годы.

«Не думаю, что люди склонны учиться на ошибках прошлого, — ответил герой. — Сегодня мир уязвим больше, чем когда-либо раньше. Любой локальный конфликт может закончиться применением оружия массового уничтожения, поэтому современное человечество не может чувствовать себя в безопасности».

Абсолютное большинство людей сегодня образованные, учились в школах, оканчивали ВУЗы, но есть два десятка слов и выражений, в которых очень часто мы продолжаем делать ошибки.

День рождения

Бывает в русском языке так, что частота употребления слов и устойчивых оборотов стирает напрочь все языковые нормы. Так случилось, например, с «днем рождения». Как его только ни коверкают!

Во первых, никаких «я иду на день рождение», ни «я поздравляю вас в днем рождением» быть не может.

Во-вторых, есть «день рождения», но нет никакого «дня рожденья». Наконец, многие пишут оба слова с заглавной буквы, что как будто придает выражению значимости, но по правилам русского языка это неправильно. Допустимо, хотя и не совсем верно (день рождения не является международным торжеством), писать с заглавной буквы первое слово, но никак не оба.

Ихний, евоный, еёный

Что только не вытворяет наш креативный народ с притяжательными местоимениями! Говорят и «ихний» (их), и «евоный» (его), и «еёный» (её). Мы не пуристы и не станем утверждать, что таких слов быть не должно. Они есть, только это просторечные слова, употребление которых может быть оправдано либо в разговорной речи, либо в художественной литературе как приём.

В общем

Есть слова «вообще», «в общем», наконец, но недопустимо использование слов «вобщем» и «вообщем». Несмотря на очевидность этого тезиса, такая ошибка остается одной из самых распространенных.

Компания и кампания

Есть люди компанейские, с ними хорошо сходить за компанию на какую-нибудь вечеринку. Собственно, само слово «компания» произошло от латинского слова panis (хлеб), то есть изначально компанией называлась группа сотрапезников.

Слово «кампания» происходит от другого слова - campus, то есть «поле», в том числе поле боя. Изначально словом «кампания» обозначался военный поход.
Эти два слова - омофоны, то есть звучат одинаково, но пишутся по-разному. Запомнить разницу можно так: компания решила провести кампанию.

Ложить

Есть глагол совершенного вида «положить». Форма несовершенного вида - «класть», но никак не «ложить», как можно часто услышать. Эта форма просторечная, употреблять её рекомендуется иностранным шпионам, чтобы сойти за своего на сельской завалинке.

Не и ни

Настоящая головная боль корректоров и редакторов. Правомерное употребление этих частиц подчас не всегда очевидно. Частица «ни» обычно усилительная и употребляется при отрицании у сказуемого, также она может использоваться в качестве соединительного союза. Частица «не» обычно выражает отрицание. Если вы сомневаетесь, лучше заглянуть в словарь.

Одеть и надеть

Еще одна очень часто встречающаяся ошибка в устной речи. Можно одеть кого-то и надеть что-то на себя или кого-то. Для усвоения этого немудреного правила достаточно вспомнить мнемоническую фразу «Надеть одежду, одеть Надежду».

Ться и тся

Несмотря на то, что правописание «ться « и «тся» в глаголах очень просто проверить (Нужно задать вопрос «что (с)делает?», «что (с)делать?». Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в «ться») эта ошибка встречается крайне часто.

Единица

Казалось бы, пишешь слово «единица», проверь его словом «един» и всё встанет на свои места, но нет... Многие настойчиво почему-то пишут «еденица» и всё тут... Не надо так.

Как будто

Писать где попало дефисы - распространенная прихоть многих людей. «Как» с дефисом пишется, если за ним следует «то», «либо», «нибудь». Частица «будто» пишется раздельно.

Что ли, вряд ли

Тут все просто: частица «ли», как бы ни хотелось присовокупить её дефисом, пишется раздельно. Просто нужно запомнить. В качестве мнемонического приёма можно вспомнить Брюса Ли и представить, что он делает с тем, кто делает ошибки в таких простых словах.

Сколько время?

Если к вам подходит человек и спрашивает: «Сколько время?», вы, вероятно, ответите, но знайте - он спросил неправильно. Правильно будет «сколько времени?» и «который час?».

Эспрессо

Не везет заморским словам в русском языке. Их постоянно переиначивают. Из слов ныне общеупотребительных можно вспомнить названия кофе «эспрессо», «латте» и «капучино». Первое постоянно хотят назвать «экспрессо», во втором постоянно норовят сделать ударение на последний слог, хотя правильно на первый, в третьем при написании зачем-то ставят два «ч».

Занять и одолжить

Финансовая грамотность в России оставляет желать лучшего, поэтому неудивительно, что слова «занять» и «одолжить» у нас постоянно путают. «Занять»- это взять взаймы, поэтому говорить «займи мне денег» неправильно. Также нельзя занять кому-то, можно только у кого-то. Правильно будет «одолжи мне денег» или «можно мне занять у тебя?».

Умение изъясняться грамотно заключается не только в лексической сочетаемости слов и правильной расстановке ударений. Необходимо научиться выделять главное из большого объёма информации.

Представьте, что вы смотрите интересный сериал, о котором вам так увлечённо рассказывали друзья. После десятого эпизода начинается самое интересное, а продюсер, как назло, растянул этот момент и скрыл кульминацию за кучей ненужных деталей. По истечении ещё нескольких серий вы бросите просмотр и переключитесь на более информативную кинокартину.

Так происходит и с речью. Оппонентам не интересно слушать историю с массой мельчайших подробностей. Рассказ должен быть лаконичным, логически связанным. Занудство отталкивает собеседников и убивает интерес.

Шаг №2. Увеличивайте словарный запас

Откажитесь от употребления тех слов, значение которых вам непонятно. Расширить область знаний в плане русской речи поможет толковый словарь. Если неизвестно значение иностранных слов, обратитесь к Всемирной паутине. Подобные действия не только помогают изъясняться разносторонне, но и способствуют вливанию в разные слои населения. По истечении месяца регулярной практики вы сможете найти общий язык с учителями, танцорами и профессорами. Возьмите за привычку узнавать значение 3-4 слов в сутки. Важно выучить, понять и запомнить изученные аспекты.

Исключите слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки. К ним относится «не месяц май». Май - это определённый период, именуемый месяцем. Он не может быть годом или часом. Также распространёнными примерами, не представляющими отдельной информации, принято считать «отступить назад», «поднять вверх» и пр.

Шаг №4. Пересказывайте полученную информацию

Психологи советуют стоять перед зеркалом и разговаривать с отражением. Безусловно, данную методику есть смысл попробовать. Но существует и другой способ, позволяющий человеку обучиться грамотности. Раз в неделю собирайте друзей вместе (минимум 4-5 человек) и пересказывайте им полученные ранее знания. Посмотрели интересный фильм? Выделите суть и постарайтесь изложить сюжет интересно, лаконично, без лишних прелюдий.

Следите за реакцией публики. Если слушатели зевают, опускают глаза или задают вопросы, не относящиеся к теме, им скучно. В таком случае у вас есть 2 выхода: самостоятельно проанализировать, что именно вы сделали не так, либо обратиться напрямую к оппонентам. Частой ошибкой новоиспечённых «пересказчиков» является чрезмерное употребление местоимений вместо того, чтобы называть героев по именам.

Шаг №5. Избегайте тавтологии

Тавтологией именуют фигуру речи, когда оратор использует близкие по значению или однокоренные слова. Подобные словосочетания затрудняют восприятие, поэтому их необходимо избегать. Примером тавтологии можно считать «масло масляное» или «аналогичный аналог». Запомните, это правило - основополагающая грамотной речи.

Чтобы научиться подбирать уместные слова можно следить за дикторами на радио или ТВ, после чего анализировать их промахи. Людям, у которых имеется основная работа, стоит присмотреться к удалённой деятельности по написанию статей. Копирайтинг вынуждает подбирать одинаковые по смыслу, но разные по произношению слова.

Шаг №6. Читайте книги

Классическая литература по праву считается образцом художественной речи. Неосознанно вы начнёте перенимать из книг слова и выражения, которые идеально подходят в определённой ситуации. Не стоит рассчитывать на то, что ежедневное 15-минутное чтение сделает вашу речь грамотной. Этому процессу необходимо выделять минимум 2-4 часа в сутки.

По истечении месяца прочтённая информация даст о себе знать, вы перестанете испытывать трудности при подборе слов и построении предложений. Людей, которые обучаются посредством освоения художественной литературы, называют начитанными. Это происходит по той причине, что человек начинает выражаться некогда изученными словами, усвоенными на уровне подсознания.

Шаг №7. Следите за речью

В русском языке существует масса сленгов, которые предназначены для конкретных ситуаций. В официальной обстановке и во время публичного выступления перед высшими слоями населения необходимо использовать профессиональную лексику. В разговоре с друзьями или «простыми» людьми стоит отдавать предпочтение молодёжному сленгу. Касаемо экспрессивного жаргона, откажитесь от него вовсе. Слова «хата», «баксы», «тачка» никак не пересекаются с грамотной речью.

Видео: как научиться красиво говорить

Грамотной? Грамотность сразу не приходит. Правила и рекомендации не помогут, если не читать книг, не интересоваться чтением. Вопрос расширения словарного запаса решается только посредством чтения книг. Язык русской литературы - эталон русской словесности: Гоголь, Лесков,Чехов, Зощенко.

Основная цель общения — передать информацию, используя известные речевые средства. Скованность в речи снижает эффективность общения, затрудняет понимание.

Чтобы научиться правильно говорить, нужна мотивация . Прежде всего необходимо понять, зачем вам нужна грамотная речь (для престижной работы и карьеры, для выступления, личные мотивы и т. д.). Отвечая на этот вопрос, чётко, ясно и разборчиво проговорите аргументы в пользу грамотной речи, если они убедительны и серьёзны, ваш мозг откликнется и начнёт работать в этом направлении. Школьные знания по русскому языку сидят глубоко в каждом из нас. Они не забыты, просто отложены до востребования. Необходимо создать ситуацию, при которой подсознание будет выдавать нужную информацию.

Начните меняться. Чтобы изменить себя, надо поменять привычки. Речь - показатель культуры. Вырабатывайте привычки культурного человека. Даже если вы хорошо не владеете речью, учитесь говорите не спеша, с улыбкой, не жестикулируйте. Вырабатывайте интонационную грамотность. Потренируйтесь произносить, например, фразу «да» с разной интонацией. Существует более 40 вариантов произношения этого слова.

Русский язык — язык интонации. Научиться говорить красиво — это значит интонировать, делать акцент на слова, которые важны для смысла, выдерживать паузы. Очень полезно слушать записи спектаклей прошлых лет (старой театральной школы) или выступления артистов, например, Ираклия Андронникова.

Чтобы приблизить речевой успех, вы должны испытывать потребность узнать о грамотной речи больше. В интернете можно найти книги о правильной русской речи , но лучше приобрести в магазине, чтобы удобно было носить книгу с собой. Обязательно пригодится. Помимо обучающих книг приобретите различные словари : акцентологический, орфоэпический, толковый, словарь фразеологизмов, синонимов и др. Читать словари или просто их листать - интересное, увлекательное и полезное занятие, в процессе которого вы узнаете о правильном произношении, ударении, значении слов и незаметно для себя запомните их. Ударение в русских словах и их произношение- это ахиллесова пята многих. Будьте на голову выше ваших собеседников - читайте словари! Большую пользу принесёт также чтение профессиональных словарей, относящихся к сфере вашей деятельности. Из них вы много нового узнаете в своей работе.

Вам интересно знать, как вас воспринимают собеседники - запишите свой разговор на диктофон и прослушайте. Наибольший эффект принесёт видеозапись. Помните, что цель речи — передать информацию. Достигла ли ваша речь цели? Точно, ёмко или длинно вы излагали, какие слова вы использовали для того, чтобы вас поняли? Умеете ли сдерживать эмоции в разговоре, приятно ли звучание вашего голоса? Вы многое поймёте о себе, услышав свою и увидев себя в ситуации общения.

Не увлекайтесь употреблением иностранных слов , собеседник может не знать их точного значения, и тогда не будет иметь смысла. Хотите научиться говорить правильно, подбирайте простые и понятные русские слова. Лучше сказать не п ерманентное движение, а непрерывное движение; не раритет, а ценная редкая вещь. Русские слова создают особый строй речи, придают ей чёткость, осмысленность, лёгкость.

Что значит говорить грамотно? Это значит прислушиваться к своей речи и слышать её звучание, слышать свои ошибки и своевременно исправлять их, обращаясь к словарям и справочникам. Только вы сами можете себе помочь. Кроме того, необходимо также видеть и слышать ошибки в речи других, чувствовать неправильное употребление слов и не бояться указать собеседнику на это. Но делать это деликатно, в рамках принятого этикета.

Если решили меняться, то не поддавайтесь соблазну говорить, как все; строго спрашивайте с себя, контролируйте своё поведение и эмоции. Выстраивая свой язык, вы меняете себя в лучшую сторону. И постоянно интересуйтесь русским языком и речью .

    Сатеник
    11 Апр 2012 в 20:02

    Денис
    03 Май 2013 в 18:04

    луиза
    11 Сен 2013 в 21:09

    Денис
    16 Янв 2014 в 11:02

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.