Болезни Военный билет Призыв

Как правильно реагировать когда на тебя кричат. Как реагировать, когда на тебя кричат. Думать о том, что все временно и бренно

Что предпринять, когда на Вас кричат ? Первая неконтролируемая реакция – закричать в ответ. Скорее всего, Вы знаете, что за этим последует, если оппонент сравним с Вами по силам и возрасту. Положение ухудшится, и конфликт будет иметь продолжение. И не удивительно: собеседник разгорячен эмоциями, и ответный крик только подольет масла в огонь. Бывает и так, что оппонент не переходит на повышенные тона, но Вы понимаете, что Вас упрекают, критикуют, возможно, считают, что Вы являетесь причиной проблемы и этим вызываете неудовольствие другого. Вряд ли стоит описывать чувства, которые поднимаются в Вас в ответ на такое поведение. Они всем знакомы – это раздражение, обида, злость, беспомощность и даже гнев и ярость. Плюсом такого развития событий можно считать сброс накопившегося внутреннего напряжения. Но главная неприятность заключается в том, что проблема не решается.

А если попробовать другой вариант? Ведь криком, скорее всего, человек выражает обиду, потому что его не услышали, раздражение, потому что его не так поняли, злость, потому что по-своему проинтерпретировали его слова или действия, беспомощность, потому что не замечают его состояния или переживаний. Допустим, на Вас кричат, и Вы не понимаете почему. Что-то решать в таком состоянии человек все равно не сможет, так дайте ему возможность разрядить враждебность и перейти к решению ситуации. Поставьте себе цель – дать понять оппоненту, что Вы его слышите и понимаете то, что он хочет до Вас донести. Для этого придется абстрагироваться от ситуации и не принимать на свой счет все обидные и громкие слова. Вспомните, мало ли что мы сами способны наговорить в сердцах?! Итак, несколько правил.

Конечно, можно возразить, что очень сложно оставаться спокойным, когда на Вас кричат . Это действительно так, но попытаться стоит. Поверьте, результат этого заслуживает!

Мы хотим, чтобы дети росли эмоционально устойчивыми: терпеливыми, способными адекватно воспринимать отказы — наши «нет» и «нельзя», уравновешенными, контролирующими себя. Можно ли этого добиться воспитанием? Да, если воспитатель — в первую очередь мама — будет знать некоторые психологические законы и следовать определенному стилю в общении с ребенком.

Безусловно, эмоциональная устойчивость во многом зависит от особенностей темперамента. Даже очень маленькие дети различаются по тому, как легко меняется их поведение в ответ на изменившиеся обстоятельства и насколько сильно они на эти изменения реагируют. Но и мы, родители, можем внести свою лепту в формирование у ребенка эмоциональной устойчивости еще в период младенчества.

Быть образцом для подражания

Мама для ребенка — не только источник любви и заботы, но и образец для подражания: он усваивает те способы эмоционального реагирования, которые мама демонстрирует в неприятных ситуациях. Типичный пример: трехлетний малыш не может открыть коробку и с силой швыряет ее об пол, отказываясь попытаться еще раз. Точно так же вела себя мама: когда у нее не получалось починить сломанную игрушку сына, она с раздражением бросала ее, а потом покупала новую. А если мама привыкла решать проблемы слезами — она заплакала, и муж тут же исполнил ее желания, — ребенок быстро усвоит, что плачем можно многого добиться.

В стрессовой ситуации мамы ведут себя по-разному: одна слишком раздраженно реагирует на незначительные события, паникует, суетится, кричит, другая, напротив, не замечает чего-то важного, на что стоило бы обратить внимание, а третья старается спокойно найти выход из трудного положения. В любом случае стоит помнить, что малыши очень чувствительны не только к словам, но и к нашим скрытым сигналам. Они внимательно следят за нами и исподволь перенимают наш стиль поведения.

Реагировать на крик ребенка

Основное, что делает мама для формирования эмоциональной устойчивости малыша, — заботится о нем, нянчится с ним. Например, определенным образом отвечает на его крик.

Что такое крик младенца? Многие воспринимают его как негатив, направленный против нас, некоторые думают, что малыш делает это нам назло. Но своим криком младенец лишь пытается как-то приспособиться к жизни в этом мире, реагирует на неприятные ощущения — голод, холод, шум, яркий свет — и призывает нас помочь ему. Поэтому крик и слезы ребенка должны вызывать у нас сочувствие, а не раздражение, желание понять, о чем он нас просит. Для него крик — это пока единственный способ изменить ситуацию, найти того, кто его услышит и придет на помощь.

Мама может отвечать на этот призыв по-разному, в зависимости от своего характера, опыта, выбранной «концепции воспитания». Можно выделить три часто встречающиеся реакции: игнорирование, сверхзабота и утешение. От реакции мамы во многом зависит, по какому сценарию будет развиваться система эмоциональной регуляции ребенка.

Игнорирование

Малыш кричит, а мама не всегда торопится к нему подходить. Что ему остается делать? Как-нибудь приноровиться. Например, он может покричать-покричать и заснуть, отключившись от неприятных ощущений. Или поменять «объект желания» и начать сосать собственный кулачок вместо материнской груди. Или изменить свою эмоциональную реакцию и вместо радости от появления мамы проявлять по отношению к ней агрессию — кусать ее грудь. Все это предвестники первых механизмов психологической защиты: отрицания, замещения и проекции.

Сами по себе механизмы психологической защиты несут очень важную функцию: они ограждают нас от дискомфорта, снижают напряженность, тревогу, страх и тем самым помогают приспособиться к ситуации. Но при этом они должны быть развиты в меру.

Когда близкие не просто время от времени игнорируют потребности малыша, а почти всегда холодны и безразличны, его эмоциональная устойчивость развивается за счет выстраивания слишком жестких защит. Те защитные стратегии, которые формируются в раннем детстве, имеют тенденцию сохраняться. И уже повзрослев, мы начнем отгораживаться от окружающих высокими «защитными редутами», перестанем улавливать настроение других людей, замечать симпатию или агрессию по отношению к себе.

Кажется, что в тяжелых защитных «латах», которые на себя надели, мы неуязвимы, но все как раз наоборот: мы становимся неповоротливы и невосприимчивы к поступающим извне сигналам, можем пропустить какую-то важную информацию, не заметить угрозы, и в опасной или стрессовой ситуации не успеваем подготовиться и адекватно отреагировать.

Сверхзабота

А вот другой сценарий, прямо противоположный. Мама проявляет сверхзаботу: откликается на крик моментально, без паузы, или настолько предупредительна и предусмотрительна, что все потребности ребенка удовлетворяет заранее, еще до их возникновения.

У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Ребенок растет чересчур ранимым, впечатлительным, не способным терпеть, переносить малейший дискомфорт, а потому проявляет неудовольствие всякий раз, когда что-то вдруг идет не так, как бы ему хотелось. Таких детей называют еще капризными. Именно они закатывают истерики в магазинах, сбрасывают со стола не понравившуюся еду, не дают взрослым пообщаться — топают ногами, хнычут, тянут за рукав.

Утешение

Чаще всего мама старается отвечать на крик малыша своевременно и «по делу», утешать его, спокойными, разумными действиями снижать дискомфорт и повышать уровень комфорта. Внешний дискомфорт достаточно легко регулируется, если мы понимаем, что´ ребенку не нравится: холод, шум, мокрые пеленки. Причину внутреннего дискомфорта (болит живот, ) устранить сложнее, и все-таки мы можем повлиять на ощущения малыша — поносить его на руках, положить на теплую пеленку или искупать в ванночке. Еще лучше помогают успокоиться ритмичные и повторяющиеся действия: кормление, укачивание. Когда мы так утешаем ребенка, он понимает, что неприятные состояния управляемы.

«Контейнировать» эмоции

В психологии есть термин «контейнирование»: мама, реагируя на крик ребенка, «перерабатывает» его отрицательные эмоции, но сама ими не заражается — не отвечает агрессией на агрессию, страхом на страх. Например, малыш плачет, мама подходит к нему и говорит: «Солнышко, ты плачешь, у тебя болит животик. Сейчас я его поглажу, возьму тебя на ручки, покачаю, тебе сразу станет легче». То есть она использует успокаивающие, ободряющие интонации, комментирует свои действия, объясняет, что будет дальше.

Очень важно, чтобы мама сумела почувствовать, что испытывает ребенок, зеркально отразить его эмоции с помощью мимики, тона своего голоса, посочувствовать ему. Но его страдание не должно переходить в ее страдание.

Если мама отслеживает изменения в состоянии ребенка и быстро отвечает на них, восстанавливая его эмоциональное благополучие, малыш со временем научится замечать, осознавать свои эмоции, будет относиться к ним как к вызывающим уважение ориентирам и не будет их бояться. Так мама выступает своего рода эмоциональным тренером: она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в переходе на следующий уровень эмоционального взросления.

Если мама не научилась справляться с собственными отрицательными эмоциями, ей будет непросто выносить негативные эмоции ребенка. Они вызывают у нее сильный стресс и желание поскорее избавиться от этих переживаний, даже не пытаясь в них разобраться. И малыш научится тому, что весь «негатив» надо держать при себе, избегать его проявлений, отрицать сам факт наличия у него «неправильных» чувств и эмоций, так как это может расстроить и разозлить маму.

Использовать «метод паузы»

Когда мама игнорирует крик младенца, его потребности удовлетворяются слишком поздно, а когда она чересчур заботлива — слишком рано. Оптимальный вариант — реагировать с небольшой задержкой. Сколько должна длиться такая задержка, знает только сама мама. Заботясь о малыше, она учится понимать, когда он может подождать и потерпеть, а когда нужно бежать к нему немедленно. У каждого ребенка своя степень чувствительности и восприимчивости, и только человек, который находится с ним постоянно, изо дня в день, может это прочувствовать и обеспечить подходящие именно для него условия комфорта, безопасности и стабильности.

По мере взросления младенца можно уже не бросаться к нему по первому зову. Если мама хватает его на руки, едва он заплачет, она не успевает понаблюдать за ним, а если не наблюдать, то невозможно определить, в чем он действительно нуждается. Пауза между зовом и реакцией нужна, чтобы послушать и понять, что малыш пытается сообщить своим плачем, и не реагировать автоматически. Ведь прежде чем ответить, надо выслушать вопрос.

Если между «запросом» младенца и нашим «ответом» есть пауза, «зазор», малыш испытывает так называемую оптимальную фрустрацию. Это небольшое разочарование не травмирует психику ребенка, а, напротив, делает ее более устойчивой. Поэтому познакомить малыша с фрустрацией — важная задача родителей. Но делать это надо постепенно, последовательно и с любовью.

Как научить ребенка ждать: маршмеллоу-тест

Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом и тут же выполнять любые его желания.

Американский ученый Уолтер Мишел считает, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают такую возможность. В ходе экспериментов Мишела, которые позже получили название «зефирных» или маршмеллоу-тестов, четырехлетнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть одну штуку сразу или подождать, пока вернется экспериментатор, и получить две.

Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960-1970-е годы, только треть продержалась 15 минут до прихода ученого. Большинство вытерпели лишь 30 секунд, а некоторые хватали зефир еще до того, как экспериментатор успевал договорить.

В середине 1980-х Мишел сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными, рассудительными, волевыми, уверенными в себе. Еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению своих целей. Они же были более успешны в учебе, лучше формулировали свои мысли, логически рассуждали.

Получается, пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.

Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, и он каждый раз поднимается. Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми.

О стрее всего, наверное, на рабочем месте воспринимается гнев начальника. Злость шефа способна парализовать желание работать надолго, да и ощущения после таких разговоров не самые приятные.

Как обезопасить свою нервную систему при психологическом прессинге со стороны руководства, что делать, если начальник постоянно кричит, мы спросили у руководителя московского психологического тренингового центра PsyExLab Галины Тимошенко, которая дала ряд практических рекомендаций.

Ваше оружие в борьбе с агрессией – вежливость, ручка и блокнот

Я записываю

Если ваш шеф склонен к неуправляемому гневу, носите с собой блокнотик и ручку. Как только он начинает кричать, вежливо говорите: "Я записываю. Итак..." Ваша задача – замедлить темп речи агрессора. Задавайте вопросы, просите повторить. Как только человек понимает, что его слова фиксируются, он начинает контролировать свою речь. А значит, уровень его гнева снижается.

При этом вы можете иногда прервать слишком эмоциональную речь: "Помедленнее, пожалуйста, я записываю", "Извините, я не совсем поняла, что вы имеете в виду", "Повторите, пожалуйста", "Я хочу убедиться, правильно ли я вас поняла". Разгневанный человек начинает думать, более четко формулировать свои претензии.

Назовите по имени

Для любого из нас самое приятное – слышать свое имя. И порой остановить разгневанного человека могут только многократные обращения к нему. Если на вас кричит начальник, то спокойно, не менее трех раз, а лучше семь, окликните его, прерывая поток обвинений: "Иван Иванович!" Это поможет ему в прямом смысле прийти в себя.

Такого человека, как маленького ребенка, надо отвлечь. Даже если он это почувствует и скажет что-то типа: "не прерывайте меня", он уже осознает, что ведет себя неприлично. Но работает в этой технике только произнесение имени. Если вы будете говорить: "Ну послушайте меня", "Да я только..." – это распалит шефа еще больше.

С точки зрения мухи

Если вам устраивают разнос, и вы понимаете, что этот поток бессмысленно останавливать, попробуйте увидеть сложившуюся ситуацию, например, с позиции мухи, ползающей по потолку. Где-то там, внизу, суетятся какие-то люди, производят много шума, а у вас свои заботы, свои проблемы и радости. Воспринимайте этот крик как бушевание стихии за окном.

Представьте, что шеф выглядит не так, как обычно

С сачком и в панамке

Если страх совершенно парализует вас, примените эту сильнодействующую технику. Представьте, что ваш противник, кричащий и оскорбляющий, одет не в костюм с дорогим галстуком, а в нелепую панамку, рваные тапки, и в руках у него сачок для ловли бабочек.

Помните, какой комичный эффект производит Никулин в "Бриллиантовой руке", когда произносит свой патетический монолог: "Ты – мать моих детей!..", расхаживая в семейных трусах. Можете представить своего начальника с лицом какого-нибудь комического артиста. На кого он больше похож – на Фернанделя, Луи де Фюнеса, Чарли Чаплина, Вицина или Моргунова? Дело в том, что если какой-то объект вызывает смех, мы не можем его бояться. Но тут главное – не рассмеяться в лицо своему шефу.

Заезженная пластинка

Заготовьте заранее какую-нибудь нейтральную фразу, например: "Давайте поговорим об этом позже". И какие бы претензии вам ни предъявлял начальник, какие бы провокационные вопросы ни задавал, как бы ни старался задеть ваше самолюбие, повторяйте все время: "Я понимаю, что вы сердитесь, но давайте поговорим об этом позже". Как правило, после четвертого-пятого повтора энергия агрессора иссякает: ему надо придумывать новые и новые аргументы, а вы повторяете одно и то же.

Разумная самокритика

В ответ на критику начальства вы условно соглашаетесь, что были неправы. Причем делать это надо серьезным, спокойным тоном, не допускающим никаких слов самоуничижения, не оправдываясь и не прибегая к самобичеванию. Ключевая фраза: "Возможно, я неправа".

На гневные выпады начальника вы можете ответить: "Да, возможно, я неправа, и мне еще есть над чем поработать".

«А что еще у меня не так?»

Этот прием хорошо применять, когда на вас нападают исподтишка. Допустим, критикуют не прямо, а намеками. Чаще всего к этому методу скрытой агрессии прибегают женщины: "Между прочим, кто-то вообще на работу не торопится...", "А кое-кто предпочитает часть дел переложить на коллег..."

Если вы уверены, что речь идет о вас, вы можете отреагировать двояко. Например, притвориться толстокожей и "не понять", что имеют в виду именно вас. Или, наоборот, после каждой такой шпильки спрашивать: "А что еще у меня не так? А в чем еще я неправа?" Постарайтесь произносить эти слова без иронии, без сарказма, совершенно нейтральным тоном. Агрессор и так поймет, что вы разгадали его намерение и не собираетесь становиться жертвой его игры.

«И вас вылечат...»

Представьте себе, что вы – психиатр или биолог, изучающий повадки диких зверей. И, исходя из этой роли, наблюдайте за проявлением гнева вашего начальника. Отмечайте для себя, сильно ли покраснело его лицо, как блестят глаза, какие позы он принимает, чтобы испугать вас. Таким образом вы абстрагируетесь от направленной на вас агрессии, а значит, и снижаете уровень своего беспокойства. Психологи, изучающие поведение жертв, отмечают, что нападают в основном на тех, кто боится. Если начальник обнаружит, что его гнев не вызывает нужных ему чувств, он скорее всего отступит.

Пусть все у всех будет хорошо!

Все будет хорошо!

Если вы попали под шефский гнев на собрании и не можете ничем ответить, представьте себе, что очень скоро все это кончится: и собрание, и крик, и претензии, и обвинения. Придумайте, как эта ситуация могла бы завершиться с пользой для всех – и для вас, и для коллектива, и для начальника.

Допустим, из-за того, что вы вовремя не послали нужную бумагу партнерам, ваша фирма чудом избежит краха, вас повысят в должности, а шеф увеличит свои доходы. Вот он сейчас кричит, ругает вас и еще не подозревает, как в скором времени будет вас благодарить. Представлять хороший исход надо именно для всех участников. Если вы будете думать, что у начальника сейчас дом горит, у вас возникнет неосознанное чувство вины, которая потом выльется в необъяснимую тревогу. А так... пусть у всех все будет хорошо!


Если начальник любит покричать... Что в этом случае делать, как поступать?
Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были людьми спокойными и уравновешенными! Однако в организациях и на предприятиях всех форм собственности темперамент не учитывается при назначении на руководящие должности. Куда большее значение имеют профессионализм и лояльность, а порой - подхалимаж и личные связи. Так почему же кричит начальник?
Некоторые руководители уверены, что работников нельзя заставить работать иначе, как только криком. Это стиль управления некоторых начальников, и по- другому отношения со своими подчиненными они про- сто не представляют.
Частенько претензии высказываются к должности, а не к человеку. Некоторые должности, казалось бы, созданы «для битья». Например, секретарь, который всегда сидит под боком у босса, а значит, первым принимает «удар» на себя.
Иногда начальник кричит на вас потому, что именно вы сегодня - «козел отпущения». Тогда на каждой планерке он ищет «козла отпущения» и «отрывается» на нем (или на ней) по полной программе. Чего только не услышишь об этом человеке, которого еще на прошлой неделе босс всем ставил в пример: и плохо работает, и у отдела худшие показатели, и одет не так, и машина у него слишком дорогая для работника его ранга, и кофе слишком много пьет на рабочем месте. К счастью для сегодняшнего «козла отпущения», на завтрашней планерке на его месте будет совершенно другой работник.
Реагировать на крик начальства можно по-разному.
Можно попытаться понять, чего от вас хотят. В ходе крика руководитель всегда пытается донести до вас некое «послание». Просто очень часто из-за негативных эмоций, которые возникают по причине этого самого крика, вы часто не в силах уловить конкретные пожелания вашего начальника. Одним словом, нужно попытаться понять, чего от вас хотят. А крик постараться пропустить мимо ушей как «информацию несодержательную».
Если вы научитесь не обращать внимания на крик руководителя, то можете считать себя счастливым человеком. Очень немногие способны абстрагироваться и спокойно выполнять свою работу после криков босса. Обычным людям после «такого» необходима «программа восстановления». Они пьют корвалол или валерьянку, чай или кофе, устраивают долгий перекур и жалуются на подобную несправедливость другим (коллеге, подруге или супругу).
Говорят, то, что сегодня кажется нам трагедией, завтра окажется пустяком. Думайте о том, что все в жизни временно. Возможно, сменят вашего начальника. Возможно, вы сами вскоре поменяете работу. А о крике босса через неделю вы можете не вспомнить вообще. Тем более что в жизни так много интересного и захватывающего, что действительно следует держать в памяти.
Работа - это еще не вся ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает вам морального удовлетворения, относитесь к ней просто как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи вы их потратите, куда поедете на отпускные. В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника - один из них. Если все остальное вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.
Есть еще один забавный, но весьма действенный способ преодолеть подобный стресс. Помните, как Гарри Поттера и других юных волшебников учили не бояться неких злых духов? Нужно представить их в смешном виде! И если вы очень чувствительны к крику, необходимо тоже заниматься аутотренингом. Например, представлять руководителя и всех подчиненных на маскараде. Кого-то одеть в костюм божьей коровки, кого-то вообразить в роли бутерброда. Страх пройдет, и вы сможете относиться к боссу как к обычному человеку, а не вершителю судеб. Только постарайтесь не рассмеяться вашему визави прямо в лицо, это будет еще хуже.
Наконец, последнее, что вы можете сделать, - это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные - потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват. Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где руководитель более справедливый.
Главное - помнить о том, что у нас давно отменено крепостничество и никто не имеет права на вас кричать. За исключением тех случаев, когда вы сами это позволяете.