Болезни Военный билет Призыв

Как пережить уход с работы. Как пережить стресс при увольнении. Как найти новую работу

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Конечно, увольнение – штука пренеприятнейшая, но правильное поведение может помочь вам достичь тех высот, о которых на старом месте вы, возможно, не смели бы и думать. Помните – все всегда можно обернуть в свою пользу. Видение ситуации может кардинально меняться в зависимости от того, под каким углом на нее смотреть.

Что же делать?

Самое главное при – не поддаться возникающим негативным эмоциям. Конечно, вам будет неприятно, унизительно, обидно и даже страшно – но не позволяйте всему этому поглотить вас, иначе так может и депрессия напасть. Отрицательные эмоции так плохо влияют на человека, что нередко после депрессии заболевают по-настоящему. А безвыходных ситуаций не бывает, поэтому – вперед, к новым начинаниям! Кто знает – может, старое уже отжило свое и пора развиваться дальше, добиваться большего?

А не пора ли задуматься?

А вы раньше случайно не ловили себя на мысли, что неплохо бы сменить работу? Если то, чем вы занимались, не приносило удовольствия, может, это ваш шанс найти свое предназначение?

Кстати, вы уже устали работать, работать и не видеть ничего, кроме работы? Сделайте паузу, задумайтесь о своей жизни. Вспомните, чего вы всегда хотели. Вы пошли той дорогой? Если нет – у вас есть возможность это исправить! Отдохните, скиньте напряжение, определитесь с тем, чем вам хотелось бы сейчас заниматься, и уже тогда беритесь за поиск новой работы. При этом самое главное условие – не жалеть себя, не плакать о потерянном и не затягивать с . Отдыхать приятно, но это затягивает, поэтому как только восстановили силы и боевой дух – начинайте действовать.

Кстати, а не задуматься ли об открытии собственного бизнеса? Звучит заманчиво? А может, вы уже и раньше мечтали об этом? Тогда после увольнения можно целиком и полностью посвятить себя собственному детищу. В конце концов, что может быть лучше того, чтобы работать на самого себя?

А вы усвоили урок?

Это еще одна сторона увольнения. Урок. Да-да, вы не ослышались! Конечно, вполне возможно, вас уволили совершенно незаслуженно, но все равно что-то поучительное вынести вам придется. Где-то вы да ошиблись. Проанализируйте свою работу, предъявляемые вам претензии, отношения с руководством и коллегами. Объективно оцените все, не зря же говорят, что не бывает дыма без огня. Если окажется, что проблема в том, что вы не справлялись с обязанностями так, как надо, - задумайтесь о курсах повышения квалификации или переподготовки, изучите иностранный язык. Словом, займитесь собой. И навыки новые появятся, и повысится, и вы получите возможность претендовать на более высокую должность.
Кто ищет – тот находит!

Для поиска работы вам понадобится:

;
сопроводительное письмо.

Разместите резюме в Интернете, но не ограничивайтесь пассивной позицией, не ждите, пока вас позовут. Обратитесь в службу занятости, ходите, ищите, звоните, посещайте . Не бойтесь вопросов о том, почему вас уволили. Подготовьте достойный и правдивый ответ. Последнее, кстати - обязательное условие, ведь вас могут проверить, позвонив на старое место работы.

Финансовый кризис?

Что делать, если работы еще нет, а денег уже нет? Сократите расходы, сопоставив желания и возможности, отбросьте все лишнее. Найдите подработку внештатным сотрудником – переводчиком, журналистом. Кто знает, может, вам так понравится свободный график, что вы поймете, что нашли себя. Если нет – вы подработаете, пока появится постоянная работа.
А, может быть, у вас есть интересное хобби? Его тоже можно превратить в источник дохода, и даже реализовать себя в нем.

Помните:

Заботьтесь о себе! Не подсаживайтесь на вредную пищу, не бросайте занятия спортом. должны стать ежедневными и привычными! Держите себя в форме для новых начинаний!

Если чувствуете печаль или другие негативные эмоции, вспомните все свои достижения, те моменты, когда вы были довольны собой.

Не занимайтесь самобичеванием, это только приведет к снижению самооценки и депрессии. Смотрите на вещи реально, просто простите себе то, в чем вы были неправы, и больше не допускайте подобного.

Расскажите своему окружению, почему вас уволили. Это лучше, чем если до них дойдут неверные слухи.

Не премините воспользоваться чьей-нибудь протекцией, не отказывайтесь от помощи. Не стесняйтесь говорить с людьми о поиске работы. Чем больше знакомых будет в курсе происходящего, тем быстрее вы справитесь с ситуацией!

Не ограничивайтесь поисками только в одной сфере деятельности. Не бойтесь попробовать что-то новое – может, там вы достигните больших высот.

Получая отказы, не расстраивайтесь и не опускайте руки. Причина может быть и не в вас, а в том, что на данный момент новые сотрудники в эту фирму не требуются. Никогда не забывайте оставить резюме – кто знает, возможно, завтра кто-то решит уволиться и сразу же вспомнят о вас?

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007

Такое событие действительно выбивает из привычной колеи, в голове мгновенно вспыхивают десятки вопросов: «Почему я?», «Что я сделал не так?».

Самооценка падает, настроение на нуле и вера в светлое будущее почему-то мгновенно испаряется и превращается в несбыточные надежды. Психологи и вовсе утверждают, что увольнение с работы – действительно сильный стресс, который необходимо пережить правильно, чтобы избежать неприятных, а порой и опасных, последствий.

5 важных этапов

Как пережить увольнение? Этот вопрос гложет каждого, кто попал в такую ситуацию, причем совершенно неважно, знали вы об этом заранее или новость обрушилась на вас, как снег на голову. Чтобы прийти к успешному финалу, человеку приходится пройти через 5 этапов, каждый из которых, по-своему, важен и необходим.

На первом этапе человек лишь частично осознает всю серьезность ситуации, находясь в шоковом состоянии, осознание приходит лишь на втором этапе. Здесь догоняют злость, обида и непонимание. В голове тысяча вопросов, самооценка медленно, но верно, стремится к нулю, и, в результате, может, возникнут естественное чувство агрессии и злости на бывшее начальство.

Именно на втором этапе может возникнуть жгучее желание «отыграться напоследок»: высказать начальству все, что вы о нем думаете, насолить компании, к примеру, спрятать какие-нибудь необходимые данные или удалить номера клиентов. Естественно, со временем все будет восстановлено, а вот о вас сложится крайне негативное мнение.

Не стоит делать ничего подобного! Соберите волю в кулак и помните, что профессиональный круг в одном городе всегда довольно-таки узок, а это значит, что обо всех ваших «достижениях» может узнать ваше будущее начальство, что может повлиять на дальнейший карьерный рост.

Оно вам надо? Если и уходить, то с высоко поднятой головой, с наилучшими пожеланиями и приветливой улыбкой, кто знает, иногда начальство имеет привычку менять свои решения, или, как минимум, вы сможете разжиться хорошей рекомендацией.

Следующий этап – торги. Здесь возникают подобные мысли: «Если бы я вовремя закончил годовой отчет…», «Если бы я был приветливее с коллективом…» и так далее. «Если бы, да, а бы…» уже не имеет особого смысла, перешагните через этот этап, оставьте все в прошлом, но заберите с собой выводы, касаемо вашей профессиональной деятельности, возможно, на новом рабочем месте они вам пригодятся.

Четвертый этап – депрессия. Объяснять и описывать его нет смысла, практически каждый из нас впадал в подобное состояние. Последний номер – это принятие. Наконец-то, осознав и пережив все горести, вы готовы двигаться дальше, на этом этапе, человек даже может увидеть определенную логику в своем увольнении и видит плюсы случившегося.

На словах все вроде бы просто, но как пережить это в действительности? Для начала: дайте себе полное право пережить все эти пять этапов, лучше пройти через них сразу, чем запутаться в собственных негативных эмоциях и оттолкнуть проблему, оставив ее без решения. К сожалению, немало случаев, когда после увольнения, человек полностью теряется и не находит в себе силы на новые свершения.

Чаще всего, в такую группу риска попадают люди, которые находятся на переломных этапах жизни, обычно это возраст 34-36 лет, а потом 49-52, 55-57 лет. Рано или поздно, вы придете к этапу принятия, однако, важно постараться сократить весь путь к нему: для этого дайте себе установку по поводу окончания каждого этапа. Например, по три дня на каждое состояние: может, поначалу вам это покажется странным, но, в результате логика возьмет верх над чувствами.

Что нужно знать?

Итак, это случилось. Для начала нужно разобраться с важными моментами оформления, которые могут сыграть «за» или «против» вас в будущем.

  • Увольнение по собственному желанию. Чаще всего, оформляется именно так, даже, если это желание не совсем было собственным. Если, к примеру, человека увольняют за то, что он не справляется с собственной работой и работодатель сможет это доказать, то такой вариант будет лучшим решением. А вот если человека увольняют просто по сокращению штатов, то при таком раскладе вы можете не дождаться положенной компенсации. Об увольнении по сокращению должны предупреждать заранее, оговариваются сроки, и предупреждение прилагается в письменном виде. А вот сотруднику, которого принуждают подписывать документы, оформленные задним числом, лучше проконсультироваться с юристами и заранее ничего подписывать.
  • По соглашению сторон. Самый выгодный вариант для сотрудника: в нем четко прописывается дата увольнения, при этом совершаются все необходимые выплаты (полный расчет, компенсация за отпуск, который не был использован, оставшаяся зарплата). Постановка на учет на биржу труда проходит проще, а начисление пособия осуществляется в максимально быстрые сроки.

Возможно, там же на бирже, можно будет пройти курсы повышения квалификации, что увеличит ваши шансы на поиск новой работы. Не лишним будет составить качественное резюме, разослать его по сайтам трудоустройства, а также пройти собеседования в парочке кадастровых устройств.

С точки зрения психологии

Зачастую, после тяжелого увольнения, человеку хочется расслабиться: полежать на диване, поесть сладостей и вкусностей вдоволь, поспать до обеда и так далее. Конечно, позволить подобный отдых можно, но, главное, чтобы он не растянулся до бесконечности.

Не забывайте, что полученный расчет скоро закончится, а новой зарплаты вы уже не получите, да и разве можно висеть на шее у собственной семьи? В особенности, это касается мужчин.

Для того чтобы полностью «не расклеиться», обязательно соблюдайте распорядок дня: вставайте в положенное время, завтракайте и приводите себя в порядок, активно занимайтесь поисками работы и, раз уж появилось свободное время, сделайте то, на что вам всегда его не хватало.

Например, изучите что-то новое, уберитесь в гараже, приведите в порядок домашние дела, до которых раньше не доходили руки. Используйте свободное время, чтобы привести в порядок здоровье: соблюдайте режим, не смотрите допоздна телевизор, выходите каждый день на улицу и, по возможности, делайте пробежки.

Не забывайте, что выходные дни, как и прежде, это суббота и воскресенье, в остальное время вы должны быть заняты, как это было раньше, когда вы работали. Ежедневное просматривайте сайты с вакансиями, рассылайте, как можно больше, резюме, ходите на собеседования и помните, чем в большее количество фирм вы позвоните сегодня, тем больше ответов вы получите завтра.

И еще одно: научитесь воспринимать увольнение не как злую шутку судьбы, а как знак того, что вам пора двигаться дальше, кто знает, возможно, это своеобразный знак, шанс найти место с лучшим заработком или коллективом.

В процессе поиска лучшей работы многие сталкивались с необходимостью смены места труда. Хорошо, если это произошло по обоюдному согласию сторон: работодателя и сотрудника. А как быть, если ваши планы не предусматривали покидать насиженное место в ближайшие пару лет? Увольнение – вещь не из приятных, поэтому часто сопровождается длительной цепочкой смены эмоциональных состояний.

Психологи отмечают, что человек, которого только что уволили или сократили, проходит несколько этапов после потери рабочего места.

Разумеется, первый из них – это обида. Всем нам свойственно это чувство. Вместе с переживаниями и мыслями о потраченных днях, энергии, а зачастую и здоровье, которое пришлось оставить за порогом фирмы, такой работник, разумеется, сожалеет о произошедшем и мысленно пытается найти ошибки в своих действиях.

Хорошо, если уволенный сотрудник направит свою обиду преимущественно на некомпетентность своего обидчика и будет подкреплять свои доводы незаслуженно нанесенным оскорблением. Гораздо печальнее будут последствия самобичевания и угрызений, которые могут привести к затяжному стрессу.

Эйфория

Следующий этап, который необходимо пройти нервной системе уволенного, — это эйфория от внезапной свободы.

Скованный рутинными рамками человек внезапно чувствует всю прелесть своего свободного положения. А поскольку он, во многом, жертва обстоятельств, то причин для расстройства становится все меньше и меньше. К тому же перед таким человеком вновь открывается весь рынок труда, и он готов к новым поискам.

Неподготовленность

И вот тут очень часто возникает проблема эмоциональной неподготовленности.

Уволенный сотрудник на подсознательном уровне пытается найти клон своей прежней фирмы, а когда встречает новые обязательства, которые требуют выполнения более усовершенствованной или дополнительной работы, то возникают сложности с привычкой к старому распорядку. Отсюда нежелание пробовать что-то новое для себя, а как следствие, долгий поиск и неудачные собеседования.

Разумеется, потраченные впустую время и нервы, упреки родных или вопросы друзей негативно сказываются на общем настрое и энтузиазме.

Апатия

Таким образом, наступает новый этап – это апатия.

Не хочется браться абсолютно ни за что. Хочется плыть по течению и сидеть безвылазно дома. Кто-то проходит этот этап довольно быстро, а некоторым приходится несколько лет ждать “пинка” от жизненных обстоятельств, когда поиск работы превращается не в хобби, а в острую необходимость.

Чтобы облегчить состояние уволенного человека, психологи рекомендуют поддерживать его, но делать это нужно грамотно.

Например, если вы узнали, что вашего друга или близкого человека недавно уволили, то лучше воздержаться от комментариев и вопросов, пока он сам не захочет поднять эту тему.

Психологическая поддержка

На стадии поиска работы ищущему необходима поддержка и поощрение. Так как любая новая деятельность будет его отпугивать, то не стоит проявлять пристального интереса к желанной новой должности, а также акцентировать внимание на минусах предложенной вакансии, чтобы не пошатнуть чувство уверенности у находящегося в поисках человека.

Для того чтобы двигаться дальше, нужно распрощаться с прошлым. Приходится увольняться с самой любимой работы и прощаться с самыми лучшими коллегами. Как понять, что пришло время уволиться? Какие проблемы могут возникнуть при увольнении? Как сохранить хорошие отношения с коллегами и начальством? Эксперты выделяют 15 пунктов, которые ответят на вопрос, как правильно уволиться с работы, не причинив боли себе и окружающим.

Как правильно уволиться с работы? Уходим с поднятой головой

1. Уходите до того, как вам захочется сбежать

Решение об уходе не должно быть спонтанным. Не стоит увольняться, столкнувшись с первой проблемой. Любой конфликт нужно попробовать решить. Об увольнении стоит задуматься только в том случае, если проблема носит систематический характер, и вы не видите путей ее решения. В этом случае, начните просматривать вакансии. Не ждите, пока условия вашей работы станут для вас невыносимы. Подготовьтесь заранее.

2. Снимите розовые очки

Иногда нам кажется, что наш работодатель нас недооценивает. Есть ожидание, что сменив место работы, у нас начнется новая, блестящая карьера. Может, так и будет. Но возможен и другой вариант. Необходимо здраво оценивать себя, свои условия труда. Для сравнения, вы можете сходить на несколько собеседований. Возможно, вы не найдете ничего лучше того, что у вас уже есть. Тогда стоит задуматься о повышении квалификации.

3. Сохранить тайну или открыть все карты – выбор за вами

Отвечая на вопрос, как правильно уволиться с работы, эксперты не рекомендуют сообщать о вашем намерении руководству и коллективу до того момента, пока вы не найдете новое место работы. Даже если у вас были прекрасные отношения с начальником и сотрудниками, в момент, когда вы сообщаете, что планируете увольняться, вы становитесь чужим среди своих.

Если у вас нет предварительных договоренностей с вашим будущим работодателем, лучше не сообщать о своих планах

4. Ищите сокровище дома

Представим, что вам повезло. Вы работаете в замечательной компании, где ценят каждого сотрудника. Но вас не устраивает отсутствие карьерного роста. Вы будто уперлись в потолок и вам некуда дальше расти. В таком случае, прежде чем увольняться, поговорите о вашей карьере с руководством. Грамотные руководители ценят людей и стремятся раскрыть их потенциал. Кто знает, может вам и не придется увольняться. Если же разговор с руководством вас не удовлетворит, увольнение будет логичным и оправданным шагом.

5. Сообщите новость

Если вы решительно настроены уйти, вам нужно правильно преподнести эту новость руководству и коллегам. Не стоит откладывать этот разговор на последний момент. Вам понадобится время, чтобы передать дела. Руководитель должен узнать о вашем решении именно от вас, а не от ваших коллег. Выберете для разговора спокойный момент, когда ваш начальник не будет загружен срочной работой. Продумайте заранее, как он может отреагировать на ваше решение, продумайте свою реакцию на его слова. Проиграйте мысленно несколько вариантов развития разговора. Затем подумайте, что вы скажете коллегам. Какие вопросы вам могут задать. Что вы будете отвечать

6. Откажитесь от чувства вины

Зачастую, сотрудник, который увольняется, чувствует себя виноватым. Коллектив считает его предателем, который сбегает. Но на самом деле все не так. Откажитесь от и не поддавайтесь эмоциям. Пусть процесс увольнения будет корректным. Сообщите о своем намерении уволиться, передайте дела, сохраните наработанную базу информации, поблагодарите за опыт.

7. Передайте свои дела

Чтобы процесс ухода был более мягким и безболезненным, как для вас, так и для компании, грамотно передайте все свои дела.

Не пытайтесь напоследок навредить компании. Систематизируйте всю свою рабочую информацию

Подготовьте архивы папок и заданий. Сделайте процесс передачи дел максимально легким для себя и максимально понятным для тех людей, кому вы будете передавать дела.

8. Оставайтесь активным до конца

Даже самые ответственные сотрудники в последние дни перед увольнением могут позволить себе халатно относиться к работе. Это замечают коллеги и руководство. Лучше не следовать такой модели поведения. Оставайтесь активными до конца. Сообщите вашим клиентам и партнерам о том, что вы покидаете компанию. Представьте им человека, которому вы передаете дела. При передаче дел, не забудьте уточнить нюансы работы с тем или иным клиентом

9. Оставьте преемника

Для сохранения хороших отношений после увольнения, вам необходимо оставить после себя приемника. В большинстве компаний есть система кадрового резерва. Ваш заместитель сможет безболезненно занять ваше место. Если же, по какой-то причине, у вас нет заместителя, подготовьте заранее себе приемника. Передайте этому человеку свои навыки и знания. При увольнении вы сможете порекомендовать этого человека на ваше место.

10. Не палите за собой мосты

Никто не знает, как сложится ваша карьера в другой компании. Многие работодатели спокойно относятся к вопросу повторного принятия на работу бывших сотрудников. Поэтому не стоит уходить со скандалом, сжигая все мосты.

11. Защитите свои границы

Обсудите с руководством четкую процедуру вашего увольнения. Придерживаясь установленных договоренностей, вы сможете избавить себя от проблем с получением трудовой книжки и зарплаты. Многие аспекты вашего увольнения зависят от руководителя компании. Четкие договоренности помогут вам избежать неприятных ситуаций.

12. Для начала зажгите огонек

Если причиной вашего увольнения стало профессиональное выгорание, смена места работы вам не поможет. Вы заберете свои проблемы с собой. Для начала новой карьеры вам необходимо восстановиться.

Вы должны находиться в рабочем состоянии – физически, морально и социально. Преступать к работе можно только в том случае, когда есть силы и желание смотреть вперед.

13. Победите страх неизвестности

Именно страх неизвестного заставляет людей годами работать на работе, которую они ненавидят. Избавьтесь от этого страха. Сосредоточьтесь на хороших ожиданиях от новой работы. Если вы будете увольняться в страхе, ваше поведение будет нервозным и напряженным. Определитесь, ради чего вы меняете работу. Если вы определитесь с основными критериями будущей деятельности, то, как правильно уволиться с работы, для вас не составит труда.

14. Обратная связь

В тот момент, когда все узнают о вашем решении уволиться, отношение к вам может измениться. Вы увидите, как на самом деле к вам относились окружающие люди. Вы можете попросить коллег и руководителя, чтоб они рассказали что-то о вас. Со стороны всегда виднее все положительные и отрицательные черты. Не стоит воспринимать критику близко к сердцу. Используйте полученную информацию как мотивацию для развития. Люди будут говорить не о том, кто вы есть, а о том, как они вас воспринимали. Прислушиваясь к мнению людей, вы сможете построить более крепкие отношения с коллегами на новом рабочем месте.

15. Уходите на позитивной волне

Постарайтесь уходить на позитивной волне. Возможно, вы захотите устроить прощальную вечеринку. Возможно, коллеги устроят такой вечер для вас. Это зависит от корпоративной этики в той или иной компании. Даже если у вас сложились весьма непростые отношения с компанией, уходите с позитивным настроением. Любой опыт имеет ценность, даже если этот опыт негативный.