Болезни Военный билет Призыв

Как называется праздник посвященный минину и пожарскому. Виртуальная выставка ко дню народного единства

День народного единства — государственный праздник России. Учрежден по инициативе Межрелигиозного совета России, отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

В этот день в разных городах России политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

В Южной Осетии День народного единства внесен в календарь памятных дат и праздничных дней, однако выходным не является.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Инициативу поддержал думский Комитет по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. Позже инициативу Думы установить празднование 4 ноября публично поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В ноябре того же года на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября.

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

В память о Смутном времени

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ополчение Минина-Пожарского

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Освобождение Москвы и первый Романов

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм, где хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Старый новый праздник

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Длинные выходные и многотысячное шествие

В этом году в связи с празднованием у россиян будет три выходных дня подряд — непосредственно в праздничный день, приходящийся в этом году на пятницу, а также в субботу и воскресенье, 5 и 6 ноября.

В Москве 4 ноября пройдут шествие и митинг-концерт "Мы едины!", они соберут более 10 тысяч участников и могут стать ежегодными

Общественный порядок в День народного единства будут охранять более 17 тысяч полицейских, наряду с правоохранителями службу будут нести и войска Росгвардии.

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября, ст. ст.) - День народного единства - стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

С 2005 года 4 ноября - День народного единства - в России государственный выходной. 4 ноября 2008 года в нашей стране впервые отмечался новый национальный праздник - День народного единства. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Празднование Дня народного единства 4 ноября поможет сплотить россиян.

Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым столетием. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы - 4 ноября, объявленного государственным праздником - Днем народного единства.

В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Страничка истории. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Народное ополчение и освобождение Москвы 1612 года

Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны. Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых.

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского - объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII века. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым. Минин не был простым мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему верили. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими деньгами, какие собирались с мира земскими старостами в уплату податей.

Мимо него, как излюбленного человека, представителя нижегородских людей, не проходила неизвестной ни одна грамота, адресованная нижегородцами, ни одна политическая новость. Кузьма Минин следил за положением дел и обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древние веча.

На одном из таких собраний (в октябре или сентябре 1611 г.), под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Кузьма Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и сформировать самое ополчение. Составили приговор о мирском сборе и предъявили его нижегородскому воеводе, князю Звенигородскому, и собор-ному протопопу Савве, которые созвали в городской собор нижегородцев и, воспользовавшись пришедшей тогда в Нижний патриотической грамотой, подняли вопрос об ополчении. В соборе читали и обсуждали нижегородцы пришедшую грамоту. В ней говорилось о необходимости стать на защиту веры и отечества. При чтении грамоты нижегородский протопоп Савва сказал слово, убеждая народ стать за веру. После Саввы заговорил Минин; страстно говорил он о том же, указывая, каким образом нужно действовать: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Слова Минина произвели большое впечатление. С каждым днем росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями Минина и, наконец, всем городом решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. Раньше всего занялись денежным вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных средств не было. Давали нижегородцы много: «третью деньгу», т. е. третью часть имущества; так давать порешил мир, и кто давал меньше, утаивая размеры имущества, с того брали силой. Были люди, жертвовавшие почти все, что имели. На первые нужды денег оказалось довольно.

Второй заботой было сыскать воеводу. По предложению Кузьмы Минина, избрали Дмитрия Пожарского; князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от ран, полученных полгода тому назад под Москвой. К нему-то и обратились нижегородцы, минуя своих воевод, князя Звенигородского и Алябьева. Когда депутация от Нижнего пришла к князю и изложила ему желание народа избрать его на такой высокий подвиг, Пожарский сперва долго отказывался, затем, наконец, изъявил свое согласие, но под условием избрания кого-нибудь из посадских людей, который ведал бы в ополчении хозяйственной частью и с ним, Пожарским, «у того великого дела был и казну собирал». При этом он указал на Минина, как на лучшего себе помощника в этом деле.

Когда ополчение было несколько устроено, оно выступило из Нижнего Новгорода в марте 1612 г. и двинулось по дороге в Ярославль. Сюда оно пришло в начале апреля и пробыло здесь до августа, т. е. в течение трех месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Около 20 августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву, и здесь между ополченцами и казаками установились сперва враждебные, потом холодные отношения, как этого и надо было ожидать; ополчение стало особым станом и этим навлекло на себя неприязнь казаков. Польский гарнизон в Кремле и Китай-городе, окруженный со всех сторон и лишенный всякой серьезной помощи, мужественно защищался и дошел до крайней нужды. Но, несмотря на его мужество, Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. был взят, а затем сдался русским и Кремль.

Так же известно, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.

1. Подбери пословицы народов твоего края о необходимости дружбы и единства. Запиши их.

Дружба - великая сила.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Для дорогого друга - ворота настежь.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Доброе братство лучше богатства.
Вместе и горы своротим.

2. Раскрась традиционные костюмы народов Поволжья - марийский (1), мордовский (2), татарский (3) и чувашский (4). Об особенностях этих костюмов узнай из дополнительных источников.

3. Определи по фотографиям города, в которых происходили важные события Смутного времени. Соедини линиями. Расскажи (устно) об этих событиях.


4. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвящённую Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский



Дух согласия и единства укреплялся на Руси. Граждани Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть своего добра на защиту Отечества. Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским. К нижегородцам присоединились жители Казани и других городов Поволжья.
Местом сбора русских войск стал Ярославль. Сюда шли ополчения из Владимира и Костромы. Объединённое войско двинулось на Москву. После тяжёлых боёв Москва была освобождена от захватчиков.
Сразу после освобождения Москвы от польского войска собрались в столицу выборные люди для избрания царя. Земский собор постановил избрать на престол по завету патриарха Гермогена молодого боярина Михаила Фёдоровича Романова. Так в 1613 году закончилась великая российская Смута. А в народе до сих пор живёт пословица "Нижегородцы собрались да встали, землю родную от врага отстояли".

5. Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40 - 41) век окончания Смутного времени. Используй табличку из Приложения.


Уважаемые читатели! 4 ноября 2017 года Россия будет праздновать День освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг.

Смутное время в истории России

Семнадцатый век Россия встречала смутой, кровью, голодом. Неурожаи 1601-1603 гг. вылились в голод по всей Руси. Захват престола Лжедмитрием, мятеж служилых людей под предводительством Ивана Болотникова. В столице начались погромы, разбои, голодные бунты. Не было согласия у бояр с дворянами. По всей России гремели набаты, повсюду безумствовала смута. На разрозненное Русское государство двинулись поляки, литовцы, шведы.

При попустительстве боярской верхушки Москва оказалась захваченной войском польского короля Сигизмунда.

В это тяжелое для Руси время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими, возникло движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение. И вот тогда бросил клич нижегородский торговец, уроженец Балахны, почитаемый среди простого люда патриот Кузьма Минин.

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». К Нижнему Новгороду потянулись обозы с оружием, одеждой для воинов. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско. На исходе зимы 1612 года ополчение собралось в путь. Около полугода простояло ополчение в Ярославле, готовясь к походу на Москву. В этот город стекались отряды из других городов, пополняя силы ополчения, здесь было создано Земское правительство. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Д. Пожарскому и Кузьме Минину поставлены памятники в Москве на (Красной площади) и Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин

Кузьма (Козьма) Минин – русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 годов в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Кузьма Минин родился между 1562 и 1568 годом в семье балахнинского соледобытчика. Кузьме было 12 лет, когда отец с семьей переехал в Нижний Новгород. О ранних годах Минина известно мало.

Подробности о деятельности Кузьмы Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена, призывавшего встать на защиту Родины, изгнать врагов из пределов своей страны. На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина. В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать деньги. Снабженное всем необходимым народное ополчение 22-26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву.
Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, был провозглашен думным дворянином, пожалован в Нижегородском уезде поместьем (с. Богородским и Ворсмой). В декабре 1615 года Боярской Думой послан в Казань устанавливать мир и согласие между нерусскими народностями. Выполнив миссию, скончался весной 1616 года. Был привезен в Нижний Новгород, несколько раз перезахоронялся. В 1962 году положен в кремлевском Михайло-Архангельском соборе – храме-памятнике народному ополчению.

Дмитрий Пожарский

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года - 30 апреля 1642 года) - российский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго Народного Ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Родился 1 ноября 1578 г. Потомок удельных князей Стародубских. Родиной его был городок Подгар (близ Суздаля). В 15 лет начал дворцовую службу. Был грамотен, образован. В 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке; в 1610 г. назначен воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость, где был приглашен Кузьмой Мининым от лица нижегородцев возглавить Нижегородское ополчение.

Освободив от интервентов столицу (22-26 октября 1612 года), активно участвовал в избрании царем Михаила Федоровича Романова. Царь возвел его из стольников в бояре. В 1614 -1619 года участвовал в борьбе с мародерами и поляками; в 1628 – 1631 гг. был воеводой в Великом Новгороде; в 1635 г. заведовал судным приказом, в 1638 г. был воеводой в Переяславле -Рязанском. Умер 20 апреля 1642 года, погребен в родовой усыпальнице Спас-Евфимьевого монастыря г. Суздаля. В 1885 г. на могиле князя Пожарского в Спас-Евфимьевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке.

В благодарной памяти Отечества

Один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Обелиск в честь Минина и Пожарского

Обелиск в честь Минина и Пожарского – монумент, увековечивающий память Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в Нижнем Новгороде. Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы с изображением Минина и Пожарского созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Михайло-Архангельский собор

Михайло-Архангельский собор – древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведет историю со времени основания города. В 1221 году был поставлен деревянный, а в 1227 году - белокаменный собор.

Перестроен в 1359 году. 23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания. Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году. В 1962 году после проведенной реставрации в собор был перенесён прах Кузьмы Минина. В сентябре 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх почтил память патриота Кузьмы Минина, прах которого покоится соборе, и совершил заупокойную литию. В память о посещении он подарил собору Казанскую икону Божией Матери.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года на земле Суздальской в княжеской семье, отдаленной ветви Рюриковичей. Но судьба его, несмотря на княжеское происхождение, не была легкой. Оставшись в 6 лет круглым сиротой, он испытал все невзгоды сиротской жизни, но сумел выстоять и даже обучился грамоте, что по тем временам было довольно не простым делом. Судьба определила Дмитрию Михайловичу особое место в истории России – стать во главе народного ополчения и освободить родную землю от польско-литовских интервентов.
Похоронен Дмитрий Михайлович в Спасо-Евфимьевом монастыре согласно его завещанию вместе с родителями и детьми. Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале установлен в одноименном сквере у стен Спасо-Евфимьева монастыря. Памятник был открыт в 1950 году. Автором бюста является народный художник СССР и Белоруссии Заир Исакович Азгур. На барельефе написано «Дмитрию Пожарскому. Благодарная Родина». Именем Пожарского названа расположенная рядом улица.

Памятник Кузьме Минину на его родине в г. Балахне

Самая высокая гордость и слава города Балахны – это ее уроженец Кузьма Минин, названный еще в давние годы первым гражданином России, и только одно это дает право Балахне занимать ярчайшую из страниц отечественной истории, посвященную героизму нашего народа. 7 ноября 1943 года в Нижнем Новгороде был открыт памятник Кузьме Минину на площади Минина. Автор памятника – скульптор Александр Колобов. На площади Минина и Пожарского этот памятник находился до конца 80-х годов. В 1989 перевезли в Балахну, на родину Минина.

Праздник День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал закон, в котором 4 ноября объявляется Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечается с 2005 года.

Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия – наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». В 2005 году, в Нижнем Новгороде была установлена копия знаменитого на весь мир памятника Минину и Пожарскому, выполненная скульптором Зурабом Церетели (по размеру памятник на 10 % меньше московского).

В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.

В этот знаменательный для всего нашего государства день, хотелось бы, чтобы никто из нас не забывал, что лишь в единстве и согласии наш народ – великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны. Давайте поздравим друг друга, пожелаем больше счастья, добра, любви, меньше невзгод и побольше единства. С наступающим праздником!!!

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников