Болезни Военный билет Призыв

Как часто пестрою толпою окружен художественные средства. Анализ стихотворения лермонтова "как часто пестрою толпою окружен"

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не дава­ли покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его пре­красное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».

Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.

Стихотворение построено на резком контрасте действитель­ности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стя­нутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди не­различимы, все краски и звуки здесь приглушены:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме насто­ящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, без­жизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоя­щему дорого и близко:

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследовате­ли отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враж­дебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках про­изведения:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые стро­фы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей ми­лой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано с помощью сочетания шестистоп­ного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («пестрою тол­пою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розо­вой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фо­нетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глаза­ми, полными лазурного огня»).

Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его созна­ния (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиноче­стве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и гру­стно…».

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Лермонтов имел твердые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г. Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.

Единственное спасение Лермонтова во время бала – унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека.

Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. «Шум толпы людской» приводит его в чувство. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство. Поэт мечтает нарушить идиллию какой-нибудь дерзкой выходкой. Понимая, что это приведет к окончательному падению его авторитета, Лермонтов ограничивается «железным стихом», которым и стало произведение «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Стихотворение написано в 1840 году.

Стихотворение состоит из двух частей. В первой - острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй - безмятежный мир юности (3-6 строфы). Произведение со­стоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

В этом стихотворении поднимается та же тема , что и в «Думе» - анализ современного общества. Первая часть посвящена изображению надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пес­трой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти « приличьем стянутые маски ». Отвратительны Лермонтову и лживые и неискренние отно­шения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее, самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «...опомнившись, обман я узнаю...». Заканчива­ется стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Цели:

  1. Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников)

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как поэзия его - своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, поэтому эпиграфом являются слова И. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта: “Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Основной вопрос, на который мы постараемся найти ответ на уроке, - почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и прочтите, как оценил его внутреннее состояние И. С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий <…>. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. – На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть - картина великосветского бала светской толпы;

2 часть - светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада. Какие чувства волнуют поэта?

Ответ: В начале стихотворения поэт рисует картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные костюмы, одна назойливая маска сменяет другую, слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет ничего прекраснее новогоднего праздника. Но поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже не лица, а маски, и мы понимаем, что это не маскарадные маски, а маски, за которые прячется убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет лиц, потому что лицо - индивидуально, здесь же нет индивидуальности. Поэту душно и тяжело находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам предстоит работа по вариантам:

1 вариант 2 вариант
1. Какие детали раскрывают чувства лирического героя в 1 части стихотворения? 1. Какой мир возникает в мечтах поэта?
2. Обратите внимание
  • описание внешности и поведения людей;
  • на краски, цветовую гамму маскарада;
  • звуки, характер музыки
2. Обратите внимание
  • на краски, цветовую гамму;
  • звуки;
  • чувства лирического героя.
3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать картину бала? 3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать мир своей мечты?
1 вариант

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты, мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое. Музыка должна быть красива (в то время танцевали вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё нет красоты, только шум. Шепот предполагает искренность, интимность, но на маскараде произносят затверженные речи, поэтому шепот дикий. (Слово дикий означает или людей, находящихся в первобытном состоянии,. или нелепый, странный, или грубый).

Записные красавицы с небрежной смелостью протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть в них нет чувств, они только пытаются сыграть в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

(аллитерация: “с”, “ш”, “ч” создают атмосферу шипения, “3”, “ж” - жужжания)

2 вариант

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска, суеты, герой погружается в светлый мир воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая, радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы, лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и безмятежности, звуки природы (шелест листвы, тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и природы, его волнуют чувства любви, нежности и тоски оттого, что это уже никогда не повторится. Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического героя.

Эпитеты, сравнения, метафора, звукопись (ассонанс: “у” - усиление задумчивости, печали, “ю”- изображение нежности, любви)

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое, противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не только бичует большой свет, но и противопоставляет ему простую, истинную жизнь, близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в сущности реальный мир, мир счастья, тишины и благопол\^чия, мир естественный, поэтому человечный. Образ прекрасной девушки лишь набросан штрихами, но и он сливается с миром гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир действительный противостоит миру идеальному, воображаемом), воссозданному на основе прошлых впечатлении. Не реальная действительность привлекает поэта, а мир, созданный воображением поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а воображаемый мир встает как зримый, в реальных образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной атмосфере света, куда определила его судьба. Душа Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает родные места. Но мечта всего лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только изображает негативное отношение к свету, но и высказывает свою мечту о подлинной жизни, в которой он единственно счастлив. А счастлив он в деревне, в максимально приближенном к природе мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения? Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней старине, лирический герой убежден в том, что приятные мечты не могут полностью заменить реальную жизнь. Он видит в них обман, временное убежище от бури тягостных сомнений и страстей. Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает раздражение и злость. Поэтому ему хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. Недовольство и раздражение перерастает в открытый протест. И слово железный стих, в котором заключено презрение и ненависть, которые испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым им ложным ценностям, ассоциируется с оружием поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ: Это исповедь поэта, потому что в этом стихотворении даётся откровенное признание, рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах, чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено резко отрицательное отношение автора к изображаемому, беспощадно высмеивается человеческое несовершенство и несовершенство общества. Это и элегия, так как передаются глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Во второй части все признаки элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ: Это стихотворение, как мы уже говорили, является лирическим дневником поэта, который чувствует неприязнь к бездушным людям, неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из завистливого и душного света не представляется возможным. Лирический герой не может существовать вне пёстрой толпы, пусть даже духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя жизнь - я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь” стихотворение “И скучно и грустно”. Это, действительно, исповедь поэта, размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”

«Как часто пестрою толпою окружен» - анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Идея создания «Как часто пестрою толпою окружен» Михаилу Юрьевичу пришла от проведенного на костюмированном балу времени. Прием проходил в канун Нового Года, его посетили все знатные представители светского общества, включая самого императора. По воспоминаниям Тургенева можно узнать, что Лермонтов в тот день чувствовал себя неловко и некомфортно. Он был отрешен ото всех.
После этого бала Лермонтову приходит мысль для написания стихотворения, которое он вдобавок отмечает авторским эпиграфом с датой проведения мероприятия. Этот поступок был воспринят Николаем Первым как личное оскорбление. Император сразу догадался, о ком идет речь в произведении.
Впоследствии в 1840 году стихотворение публикуется журналом «Отечественные записки», после чего получает положительные отзывы критиков. В тогда ещё молодом Лермонтове начали видеть преемника Пушкина – новое светило, готовое бороться с общественными пороками.
Автором поднимается довольно популярная в то время тема обличения истинного светского общества. Человек противостоит высшему слою населения, в данном случае этим человеком является сам Лермонтов. Конфликт вида «герой и толпа» также использовался в «Горе от Ума» Грибоедова. Сам Лермонтов обращался к данному конфликту ещё как минимум несколько раз, например, в произведении «Герой нашего времени».
В композиции явно видны пессимизм и печальное настроение Лермонтова на момент пребывания на приеме. В начале стихотворения описывается бал, где все шумит и пестрит обилием света и красок. Однако, все люди скрываются под масками. Тургенев говорил о том, что вокруг него все время крутились гости, привязывались и так и норовили взять под руку. Подобное поведение послужило поводом создания строки о «Касании холодных рук его с небрежной смелостью красавиц городских». Всё это утомляло и печалило Лермонтова, глаза его были «сумрачные». Маски также символизируют сокрытие светским обществом своих истинных лиц, индивидуальности и души. Они прячут своё «Я», притворяясь приличными и честными. Но Лермонтов видит их насквозь, он знает, что на самом деле это бездушные люди, неразличимые между собой. Шумный и яркий бал оказывается безжизненным.
«Наружно погружаясь в их блеск и суету», лирический герой пытается отгородиться от происходящего, он вспоминает действительно дорогие ему вещи. Его охватывают воспоминания о родных местах, о беззаботном детстве, он вновь погружается в то время, когда мог оставаться наедине с самим собой. Идет описание живой и настоящей природы в противовес духовно мертвому светскому обществу. В пятой строфе мы понимаем, насколько важны ему воспоминания: благодаря им он продолжает чувствовать, любить. В моменты «тягостных сомнений и страстей» именно память о прошлом является для него тем «свежим островком среди морей». Он хочет вновь почувствовать пережитое.
Но вот, в последней строфе лирический герой вновь возвращается к реальности. Окружение «спугнуло» его мечты, которые, как он считает, не приветствуются на этом празднике лжи и лицемерия. Он стремится вырваться из плена, герой устал от этого притворства. Он хочет «бросить железный стих», в котором полностью выскажет своё мнение об окружающей его «толпе людской». Впоследствии, Лермонтов так и делает.
Композиция стихотворения кольцевая: в начале идет описание светского общества, бала, далее герой придается воспоминаниям и мечтам, к концу он возвращается в настоящее. Стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями.
В произведении поднимаются сразу несколько конфликтов: противостояние героя толпе, душевный конфликт героя и раздвоенность сознания.