Болезни Военный билет Призыв

История психиатрической больницы всех скорбящих как образец гуманного отношения к душевнобольным. Усадьба сиверса Больница всех скорбящих стачек 158

Богатую и длинную историю имеет комплекс зданий в стиле николаевского классицизма и "сталинского ампира"(пр. Стачек, дома 140, 142, 144, 156, 158, 160, 172) - "Кировский городок".

Первым владельцем приморской дачи, на которой он расположен, был адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти дача с господским домом и службами была разделена на 2 части, которые першли в руки его сыновей: бригадира И.И. Головина и вице-адмирала А.И.Головина. Между 1747-м и концом 1750-х гг. дачу приобретает Карл Ефимович Сиверс, генерал-поручик и гофмаршал, с 1760 г. - граф Римской империи. В конце 1750-х гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли в имении начинается возведение каменного усадебного дома, кторый стал одной из его последних работ в России. В 1760-1761 гг. строительство было завершено. Это был одноэтажный на высоком цоколе дом с высоком мезонином. Интересный элемент - выступающий подъезд с двумя пандусами, обрамлённый пучками колонн. Здание было возведено в стиле зрелого барокко.

Екатерина II ужинала в доме Сиверса вскоре после восшествия на престол, 17 августа 1762 г. Екатерина не раз останавливалась здесь для охоты, в том числе после смерти хозяина 19 сентября 1754 г., когда имение перешло в руки его дочери, Елизаветы Карловны Сиверс.

Парадный ансамбль включал дврец с флигелями, к югу от которого простирался большой регулярный сад с круглым прудом посередине, сохранившимися до сих пор. 19 июля 1779 г дача была продана Г.А. Потёмкину. Однако Потёмкин вступил во владение ранее: уже 9 сентября был дан бал на "Петергофской дороге, на даче Сиверса". В августе 1781 г. дача была приобретена у Потёмкина Екатериной II за 30000 рублей и пожалована видному дипломату, действительному тайному советнику, вице-канцлеру графу И.А. Остерману. При этом ему было выделено 10000 на перестройку здания. В 1808 году дача перешла в руки действительного тайного советника князя Павла Петровича Щербатова и была продана им в 1828 году для устройства дома умалишённых.

Уже после Великой Отечечственной войны, в 1950-1964 гг., был подготовлен и реализован проект реконструкции этого места. При участии архитекторов Ю.А. Визенталь, Л.М. Гольдвассера, В.И. Заусской было принято решение реконструировать господский дом под дом культуры. Также комплекс был дополнен жилыми домами для рабочих Кировского завода. Бывший господский дом был перестроен почти неузнаваемо: башня главного здания была снесена, его надстроили до 3 этажей, флигели до 4 и увенчали бельведерами. Потчи без изменений сохранились лишь соединительные галереи с колоннадами. Во внутреннем дворе от XVIII века до нас дошла колоннада центральной части главного корпуса и несколько старых лиственниц. Уцелел старый круглый пруд. Сохранилась и часть центральной аллеи, но уже с молодыми деревьями.

Дача К. Сиверса - Усадьба Г. А. Потемкина -

Больница "Всех скорбящих" -

"Кировский городок"

Пам. арх. (регион.)

Пр. Стачек, 158

Загородная усадьба

серед. XVIII в. - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео

Усадьба Г. А. Потемкина

1770-е - арх. Огарев И. Е. - перестройка

Больница

1828 - арх. Квадри Дементий Иванович, арх. Плавов Петр Сергеевич - приспособление под больницу

Кировский городок

1950-е - восстановление с изменениями

Дома Кировского городка:

* Две лиственницы,что видны на снимке справа, живы до сих пор. У Дома для служащих больницы (пр.Стачек,160) (Forel)

Петр I пожаловал участок адмиралу И. М.Головину. После его смерти участок был разделен на равные части его сыновьями бригадиром И. И. Головиным и вице-адмиралом А. И. Головиным.

Западная часть участка адмирала Головина в начале 1740-х гг. перешла сенатору А. Л. Нарышкину, а после его смерти в 1745 г. его жене статс- даме Е. А. Нарышкиной

Гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны Карл Ефимович Сиверс приобрел участок Нарышкиной в конце 40-х гг. XVIII в., а после 1766 г. и восточный участок у наследников А. И. Головина. Также в состав имения Сиверса вошел участок бывшего имения Ф. М. Апраксина, примыкавший к усадьбе Головина с запада. На месте старых деревянных построек по заказу Сиверса был возведен каменный дворец по проекту арх. Растрелли. Это был двухэтажный дворец в стиле барокко. Центральная часть подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания. В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом. Строительство дачи Сиверса было завершено в 1761 г.

Усадьба перешла по наследству дочери гофмаршала Елизавете Карловне, которая вышла замуж за своего двоюродного брата Якоба Ефимовича Сиверса, видного деятеля екатерининской эпохи, дипломата, экономиста. Брак оказался неудачным, после развода Е. К. Сиверс продала усадьбу.

В августе 1779 г. дача перешла во владение Г. А. Потемкина. При нем садовый мастер Вильям Гульд на территории между Петергофской дорогой и Финским заливом разбил парк «в английском вкусе».

Для Потемкина дом был перестроен И. Е. Огаревым.

В 1781 г. дача была приобретена у Потемкина императрицей за 30 000 рублей и пожалована вице канцлеру графу Ивану Андреевичу Остерману, вице-канцлеру, дипломату, главе коллегии иностранных дел. Для него дворец был перестроен в стиле строгого классицизма. Авторство перестройки документально не подтверждено, но многие исследователи полагают, что это И. Е. Старов. Растреллиевский подъезд был превращен в высокую трехъярусную башню с часами, завершенную бельведером. Увеличена протяженность главного фасада, уничтожено членение стен. Весь барочный декор был убран. Над оконными проемами расположились классические сандрики на кронштейнах. Пилястровый портик садового фасада был заменен на колонный. Дворец оставался двухэтажным. Главный дом соединили колоннадами с флигелями. При Павле I Остерман вышел в отставку и переехал в Москву.

Дачу в 1808 г. купил князь Павел Петрович Щербатов - последний частный владелец старинной усадьбы. Хозяйствовал князь плохо, дача приносила ему лишь убытки, в течении нескольких лет Щербатов пытался продать усадьбу.

В 1828 г. усадьба была куплена в казну за 190 тысяч рублей для устройства в ней больницы для умалишенных - первой государственной психиатрической больницы в Петербурге.

В 1828-1832 гг. производилась перестройка и расширение здания под больницу по проекту арх. Доменико Квадри, а затем П. С. Плавова. Главное здание после пристройки двух больничных корпусов приобрело в плане форму буквы «П». Внешний вид зданий после этой перестройки больше не менялся, дальнейшие перестройки в середине ХIХ в. касались внутренней планировки и пристройки новых клинических корпусов.

В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые, отдельно для мужчин и для женщин, и залы, также отдельные для мужчин и для женщин, для «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

Церковь при больнице освятили 4 декабря 1832 г. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Иконы для храма написал Я. В. Васильев. Над главным входом находилась звонница с колоколами.

По церкви больница стала называться «Всех скорбящих».

В одной из комнат главного дома в 1832 г. была освящена часовня для лютеран.

Первоначально больница была рассчитана на 120 человек (70 мужчин и 50 женщин), но вскоре этих мест стало не хватать.

Корпуса больничных флигелей стали удлинять, пока они не образовали замкнутого каре со внутренним двором. На территории больницы появились еще павильоны для содержания больных, дома для проживания персонала, хозяйственные постройки.

В 1847-1850 гг. Плавов возвел корпус для служащих больницы (пр. Стачек, 160) и корпус для неизлечимых больных (пр. Стачек, 148).

В 1853 г. при больнице была выстроена каменная часовня для отпевания. В 1890-х гг. ее перестроил К. Г. Прейс.

В 1922 г. больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля , который дружил с А. В. Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР.

В 1924 г. церковь ликвидировали. Помещение передали под клуб.

Больница им. Фореля просуществовала до 1941г., затем при приближении линии фронта была эвакуирована. В здании находились командные пункты ряда воинских частей, оборонявших Ленинград. В 1941 г. здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. После войны усадьба представляла собой руины.

В конце 1940-х гг. обсуждался вопрос о реставрации архитектурного памятника, однако было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс жилыми домами для рабочих Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект» во главе с арх. Б. Ф. Беловым. В проектировании участвовали арх. Л. Л. Шретер, Е. П. Лавровская, В. Н. Зотов, Ю. А. Визенталь, инж. А. М. Лихачев, Т. В. Старостина, А. В. Незванов и др. В работах участвовало УКС Кировского завода (гл. инж. А. Ф. Передовский) - многие работы проводились силами заводских строителей.

Центром городка стал прежний дворцовый комплекс, надстроенный до трех этажей, по бокам которого возвели две семиэтажные башни. Центральную башню главного здания снесли. Флигели были надстроены до четырех этажей.

В 1950 г. силами заводских строителей был спроектирован и восстановлен трехэтажный юго-западный корпус, где разместились трехкомнатные квартиры. Два новых четырехэтажных корпуса завершили со стороны города архитектурную композицию городка.

Все постройки были решены в традициях классической архитектуры и составляли единый ансамбль. Был сохранен старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1965 г. в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры - ныне Центр культуры и досуга «Кировец» .

В 1990 г. Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 2003 г. на главном здании установлена охранная доска.

Входит в комплекс памятников Дача К. Сиверса (комплекс Кировского городка)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения .

В Кировском районе, на проспекте Стачек находится один из самых нетипичных рабочих городков Петербурга. Комплекс, состоящий из дачи Сиверса, усадьбы Потемкина, Больницы Всех Скорбящих и достроенных в советское время домов местные жители называют Кировским городком.

Участок, на котором сегодня стоят здания, принадлежал адмиралу Головину, соратнику Петра I. После смерти адмирала, участок разделили его сыновья. Западная часть в 1740 году перешла к сенатору Нарышкину, а через пять лет, после его смерти, к его жене. Именно у нее землю купил Карл Сиверс, гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны. Он же выкупил и восточную часть у наследников Головина. На месте старых деревянных построек возвели двухэтажный дворец в стиле барокко. Проект Сиверс заказал у архитектора Растрелли.

Центральная часть дворца подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания.

В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом.

Впоследствии дачей владели многие знатные люди, в том числе и князь Потемкин. В 1828 году усадьба приобрела совершенно новое назначение - государство выкупило в казну за 190 тысяч рублей, для устройства первой в Петербурге больницы для умалишенных.

К главному зданию пристроили больничные корпуса, так что оно приобрело форму буквы «П». В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые. Залы были также разделены мужчин и для женщин из «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

В 1922 году больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля, который дружил с Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР. По типичному для того времени сценарию, церковь ликвидировали в 1924 году, отдав ее помещение под клуб

Больница им. Фореля просуществовала до 1941 года. Когда линия фронта приблизилась к Ленинграду, персонал эвакуировали. Здания заняли командные пункты воинских частей, оборонявших город. В 41-м здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД. За годы войны здания сильно пострадали, от них остались одни руины.

Вопрос о восстановлении архитектурного памятника начали обсуждать в конце 1940-х годов. Весь комплекс решили реконструировать под Дом культуры и дополнить жилыми домами для рабочих разраставшегося Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект». Строили комплекс с помощью заводских строителей.

Центром городка остался прежний дворцовый комплекс, которому добавили один этаж. По бокам возвели две семиэтажные башни, а центральную башню главного здания снесли. Флигели, где раньше размещались больные, достроили до четырех этажей. В 1950 году заводские строители восстановили четырехэтажный западный корпус и достроили еще два похожих здания, которые завершили архитектурную композицию городка.

Все постройки решили выполнить в традициях классической архитектуры, чтобы составить единый архитектурный ансамбль. Сохранили старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1990 году Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Сегодня комплекс заселен, в нем действует дом культуры, детский сад, некоторые помещения заняты офисами, кафе и магазинами.

Исторические районы Петербурга от А до Я Глезеров Сергей Евгеньевич

«Кировский жилгородок»

«Кировский жилгородок»

Так называется с послевоенных времен район бывшей усадьбы на 11-й версте Петергофской дороги – ныне участок проспекта Стачек невдалеке от пересечения с Ленинским проспектом.

В петровское время владельцем участка стал сподвижник царя-реформатора адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти имение поделили между собой сыновья, оно не раз переходило из рук в руки, пока владельцем не стал в конце 1750-х гг. гофмаршал двора Карл Ефимович Сиверс. Для него в 1761 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построили каменный дворец с двумя флигелями в стиле барокко. Есть сведения, что в этой усадьбе любила гостить Екатерина II.

Затем дворец принадлежал дочери Сиверса Елизавете Карловне, вышедшей замуж за Якоба Ефимовича Сиверса, новгородского генерал-губернатора. Она продала усадьбу в конце 1770-х гг. князю Григорию Александровичу Потемкину. Однако уже в 1781 г. Екатерина II откупила дачу Потемкина в казну и подарила ее вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману.

Дворец был окружен садами: вверху, на террасе, существовал устроенный еще при Сиверсах регулярный парк с прудом, а внизу, за Петергофской дорогой, – обширный пейзажный парк со сложной водной системой и ковшом, имевшим выход через канал в Финский залив.

В 1808 г. загородная дача перешла к новому владельцу – князю Павлу Петровичу Щербатову, который в 1828 г. продает усадьбу в казну. В том же году начались работы по перестройке бывшего дворца под первую в Петербурге государственную психиатрическую больницу – отделившуюся от Обуховской больницы палату для душевнобольных. Бывший бальный зал дворца превратился в больничную церковь, ее освятили во имя иконы «Всех Скорбящих Радость». Так возникло название больницы «Всех скорбящих».

Рядом с бывшим усадебным домом выстроили специальные больничные здания – для неизлечимых больных (пр. Стачек, 144), для служащих (пр. Стачек, 160). Во второй половине XIX в. построили еще одно служебное здание (ныне – пр. Стачек, 156). Таким образом, на месте бывшей усадьбы возник целый больничный городок.

Инициатором создания загородной психиатрической лечебницы являлась вдовствующая императрица Мария Федоровна, но открытие больницы состоялось уже после ее смерти – в 1832 г. Впоследствии больницу «Всех скорбящих» опекал сам император Николай I.

В начале ХХ в. эта больница считалась одной из лучших в России. Продолжила она свое существование и после революции, получив в начале 1920-х гг. имя известного швейцарского невропатолога и психиатра Фореля. В народной топонимике имя ученого претерпело метаморфозы: оно потеряло свой первоначальный смысл и стало ассоциироваться с рыбой.

Не случайно трамвайную остановку напротив местные жители именовали просто «Форелью». Даже легенда бытовала: будто бы место, где находится «Кировский жилгородок», славилось прежде форелью. Петербургская знать приезжала сюда на рыбалку и останавливалась «на уху» в домике поодаль, где жила крестьянка по имени Ульяна. Отсюда и пошло название ближайшей местности – Ульянка…

Во время войны больничный городок оказался вблизи передней линии обороны и был сильно разрушен. После войны решили не заниматься реставрацией, а восстановили и реконструировали дома под жилье рабочих и служащих Кировского завода. Отсюда и пошло название – «Кировский жилгородок». Дворец превратился в трехэтажное здание с двумя башнями по сторонам. Уцелели лишь колоннады галерей XVIII в. и фрагмент садового фасада. В 1965 г. в бывшем дворце открылся Дом культуры, ныне это Центр культуры и досуга «Кировец».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В современных границах территории МО Дачное можно выделить пять исторических местностей: Привал, Александрино, Дачное, Княжево (незначительная часть) и Кировский городок (поселок Кировотракторострой, до Великой Отечественной войны- имени Фореля, в старину - Остермана дача).

В издании «Карта окрестностей города С.-Петербурга /Составлена по официальным и др. изданиям Б. Зубковским (Издание книжного склада А. И. Загряжского) в С.-Петербурге» (1914 г., с. 12) сказано: «Ближайшей остановкой от Петербурга по Балт. Ж. д. является платформа Дачное. Около нея раскинут небольшой поселок с сосновым лесом. Весьма недорогия цены на землю способствуют быстрому заселению». Это, пожалуй, одно из первых упоминаний о Дачном.

В XVIII веке в этих местах в юго-западных предместьях Петербурга находились усадьбы столичной знати.

По данным Ленинградского Областного Государственного Архива (ЛОГАВ) в городе Выборге дачный поселок Дачное (Княжево) в 1917-1918 гг. входил в состав Московской волости Петроградского уезда Петроградской губернии; с 1918 г.- он в составе Лиговско-Урицкой волости Ленинградского (с 1924 г.) уезда Ленинградской (с 1924 г.) губернии, с 1 августа 1927 г.- в составе Красненского сельсовета Урицкого района Ленинградской области, с августа 1930 г. - в составе Ленинградского Пригородного района области (В состав Лиовского сельсовета входили: дер. Лигово, Ивановка, Новая Колония, Н. Кайрово, Егоровка, хутор Коляпено, дачный поселок Княжево, III Интернационал, Красненькое, дер. Ульянка (Новь)); с августа 1931 г.- в составе Лиговского сельсовета, с августа 1936 г.- в составе Красносельского района Ленинградской области. В мае 1938 г.- вошел в черту рабочего поселка Лигово.

В книге «Всесоюзная перепись населения 17-го декабря 1926 г. Предварительные итоги по Северо-западной области» (Л. 1927. С. 77) перечислены населенные пункты, входившие тогда в Московско-Нарвский район: III Интернационал (381- мужчин и 427 женщин), Вологодско-Ямская слобода (340 мужчин и 367 женщин), д. Лигово (332 мужчин и 366 женщин), Ночная чайная “Привал” (11 мужчин, 1 женщина), д. Новая (155 мужчин и 161 женщина), дер. Ново-Коерово (9 мужчин и 15 женщин), п. Княжево (97 мужчин и 120 женщин), совхоз “Лигово” (97 мужчин, 120 женщин), Красненькая и ул. Стачек (N95-112)- 477 мужчин и 468 женщин, Новь (190 мужчин и 151 женщина), Б-ца имени Фореля (534 мужчины и 887 женщин), Молочная ферма N 5 ЛСПО (35 мужчин и 44 женщины).

Проспект Стачек, являющийся естественной границей округа Дачное первоначально (в 1-ой половине XVIII в.- 1845 г.) именовался Петергофской дорогой. Южнее речки Красненькой дорога шла севернее современной трассы, и только с 1770-х гг. стала проходить по современной трассе проспекта до конца и далее по современному Петергофскому шоссе. С 1771 г. именовалось Петербургским шоссе (другие названия- Нарвская дорога (1756-1782), Нарвский тракт (1837-1838), Нарвское шоссе (1843-1862), Рижский тракт (1838). С 1925 г.- ул. Стачек, названа так в память о забастовочных выступлениях рабочих Нарвской заставы (с 3 августа 1940 г.- пр. Стачек). Статус проезда был изменен в связи с его значимостью для города как транспортной магистрали.

За Трамвайным пр. находится здание, известное в путеводителях, как Дом культуры “Кировец” (пр. Стачек, 158). Это место имеет давнюю историю. Первым владельцем этого участка был в I половине XVIII века сподвижник Петра адмирал И. М. Головин. В 1745 году он был продан А. Л. Нарышкину, наследники которого в конце 1740-х годов продали дачу генерал-поручику и гофмаршалу, графу Римской империи Карлу Ефимовичу Сиверсу. В конце 1750-х годов по проекту Ф.-Б. Растрелли он строит на участке каменный усадебный дом - одноэтажный на высоком цоколе, с высоким мезонином. Здание было возведено в стиле зрелого барокко, со всеми его атрибутами - сложно прорисованными наличниками, картушами, фигурными решетками, декоративной скульптурой и вазами на фасаде. В этом имении часто бывала Екатерина II, проездом по пути в Ораниенбаум и Красное Село и специально на охоту. Позже имение переходило к Г. А. Потёмкину, затем к вице-канцлеру И. А. Остерману. Тогда усадебный дом был перестроен: со здания был удален весь барочный декор, надстроена башня, а флигели соединены с главным корпусом галереями с колоннадами. В 1808 году дача перешла в руки действительного статского советника князя Павла Павловича Щербатова. В 1828 году здесь, на 10-й версте от города, по воле императрицы Марии Федоровны и императора Александра I, на участке, принадлежавшем князю Щербатову, была основана больница для умалишенных "Всех скорбящих". Для больницы по проекту архитектора Петра Сергеевича Плавова в 1830-х годах было перестроено здание бывшей дачи Сиверса. В 1828 - 1832 годах к главному зданию с востока архитектором Д. Квадри были пристроены флигели, увеличенные Плавовым в 1836 - 1838 годах. П. С. Плавов же в 1847 - 1850 годах возвел новые большие корпуса - для служащих больницы (ныне д. 160) и для неизлечимых больных (д. 148); по его же проекту при участии Доменико Квадри в 1832 году при больнице была построена церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости". В статье (автор Постернак С.) “Военные госпитали и клиники” (Зодчий, 1913. N 40. C. 420-423) сказано: “больница в 5 верстах от станции Лигово - 350 больных. Основана в 1832 г. При больнице имеется школа, в которой обучаются около 50 детей, ссудо-сберегательная касса”. После революции церковь была закрыта, больнице было присвоено имя известного швейцарского психиатра, невропатолога и общественного деятеля Анри Фореля (1848-1931). Он был знаком с Р. Ролланом, А. А. Луначарским, участвовал в международном движении сторонников мира. В 1931 году решением Ленинградского Пригородного райсполкома Ленинградской области железнодорожная станция Дачное была переименована в станцию Форель (Протокол N 26 от 26 августа 1931 г. заседания Ленинградского Пригородного райсполкома //ЛОГАВ. Ф. Р-3173. Оп. 1. Д. 225. Л. 10). В предвоенное время среди местных жителей бытовал топоним местности - Форель.

В годы Великой Отечественной войны эти края стали местом прорыва передовых немецких частей, рвавшихся к Ленинграду. В 1941 году в больнице Фореля находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. Оказавшиеся на линии фронта больничные корпуса были сильно разрушены. Обсуждался вопрос о реставрации этого памятника, но было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс новыми жилыми домами для рабочих Кировского завода. В 1950 - 1964 годах сохранившиеся здания больницы были капитально перестроены в стиле "сталинского" классицизма и сформировали Кировский жилгородок. В центральном корпусе, отмеченном шестигранными башенками по сторонам фасада, разместился Дом культуры "Кировец" (открыт 17 февраля 1965 г). Восстановлением и перестройкой зданий комплекса руководил известный советский архитектор Логин Шретер - внук великого Л. Н. Бенуа. Бывший усадебный дом, сохранявший до этого облик 1780-х годов был перестроен почти неузнаваемо: башня главного здания была снесена, его надстроили до трёх этажей, флигели - до 4 и увенчали бельведерами. В 1990 г здания Кировского жилгородка взяты под охрану государства (Щербина М. Дворец уместится на столе// СПб ведомости. 2001. 16 июн.). В 1966 г. на смотре лучших работ, организованных Госстроем СССР застройка этого квартала Дачного отмечена дипломом I степени.

Решением Красносельского районного Исполкома от 26 апреля 1950 г. поселки Кировотракторострой и Дачное вошли в черту города Ленинграда (ЛОГАВ. Ф. р-1065. Оп. 1. Д. 42. Л. 113-114).

На территории округа расположен памятник архитектурной старины - бывшая усадьба Александрино. Первым ее владельцем был президент Адмиралтейской коллегии И. Г. Чернышев. Усадебный дом Александрино, построенный в 1770-х гг. (архитектор Ж. Б. Вален-Деламот) находится ближе к заливу (пр. Стачек, 162). Главный корпус здания с примыкающими боковыми галереями увенчан куполом. По силуэту постройка похожа на Таврический дворец. В середине XIX в. усадьба была приобретена ротмистром кавалергардского полка Д. Н. Шереметьевым, который был близким знакомым А. С. Пушкина. Тогда были осуществлены большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). C 1900 г. Шереметьевым стала принадлежать огромная территория от Балтийской железной дороги до взморья. После Октябрьской революции в доме разместилась молодежная артель огородников, а с 1920 г. здание было передано ЖАКТу. Усадебный дом в Александрино, сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны (были разрушены флигели и галереи уничтожен парк) был восстановлен по проекту архитектора М. М. Плотникова в 1957 г. Ныне- Детская художественная школа “Александрино”.

На территории парка есть несколько прудов.

За Трамвайным проспектом - одной из магистралей Дачного (граница МО Дачное) - проспект Стачек слегка поднимается вверх - здесь начинается Лиговская терраса, протянувшаяся вдоль берега Финского залива на несколько километров. Здесь в годы Великой Отечественной войны проходил рубеж обороны Ленинграда, поэтому в названиях улиц и проспектов звучит военная тема, как напоминание о массовом героизме, проявленном ленинградцами в годы блокады, в местной топонимике увековечены имена героев.

Другая исторически значимая местность - Привал. Так в старину называлось место на пересечении нынешних проспектов Маршала Жукова с проспектом Стачек - прежних Красносельской (Нарвской) дороги с Петергофской (в старину стык двух богатых имений XIX в.- Шереметева и Кушелева- Безбородко, ныне - граница двух районов - Кировского и Красносельского) - говоря военным языком, это было место для отдыха личного состава, приема пищи, осмотра амуниции, конской упряжи, повозок. Тут Екатерина II возвращаясь с охоты в стрельнинских лесах, любила устраивать привалы. Во время длительных походов здесь останавливались на короткий отдых, то есть делали привал квартировавшие в Петербурге гвардейские части. Сын Д. Н. Шереметева - С. Д. Шереметев писал: “Когда проходили войска в Красное Село, отец любил выходить на дорогу, в случае привала всегда хлопотал об угощении”. Солдаты и офицеры лейб-гвардии Преображенского, Семеновского и Егерского полков останавливались здесь для привала, чтобы в дальнейшем пройти церемониальным маршем под сводом Триумфальной арки Нарвских ворот. Позади у них был огромный путь от Бородина, Красного до Кульма, Лейпцига и Парижа.

Путники у Привала меняли лошадей и дилижансы, следовавшие в Красное Село или Петергоф, и отдыхали в ближайших кабачках - “Юлияне” или “Соломенном”.

В годы Великой Отечественной войны в районе Привала держали оборону балтийские моряки - напоминание о героических защитниках подступов к городу.