Болезни Военный билет Призыв

История мумтаз махал. Шах Джахан и Мумтаз Махал. История великой любви. Создание Тадж Махал

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

) - в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана .

Биография

Она была дочерью известного сановника падишаха Джахангира визиря Абдул Хасана Асаф-хана . Имя Мумтаз-Махал своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца».

Дети Мумтаз-Махал

  1. Хуралнисса Бегам (1613-1616)
  2. Джаханара Бегам (1614-1681)
  3. Падшахзаде Дара Шикох (1615-1659)
  4. Шахзаде Мухаммад Султан Шах Шуджа Бахадур (1616-1660)
  5. Рошанара Бегам (1617-1671)
  6. Падишах Мухйи уд-Дин Мухаммад Аурангзеб (1618-1707)
  7. Шахзаде Султан Умид Бахш (1619-1622)
  8. Сурайя Бану Бегам (1621-1628)
  9. Шахзаде Сын (1622)
  10. Шахзаде Султан Мурад Бахш (1624-1661)
  11. Шахзаде Султан Луфталла (1626-1628)
  12. Шахзаде Султан Даулат Афза (1628 - 1629)
  13. Хуснара Бегам (1630)
  14. Гаухара Бегам (1631-1707)

Напишите отзыв о статье "Мумтаз-Махал"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мумтаз-Махал

* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. Обратный эффект создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в 1666 году, будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

У этой легенды о любви есть надежное историческое доказательство её подлинности, каковым является гениальный шедевр архитектуры, увековечивший эту любовь. За столетия существования архитектурного ансамбля, расположенного на берегу реки, огромная его тяжесть ни на один сантиметр не продавила слабый грунт, как бы доказывая тем самым существование вечной любви.

Началась эта история в 1592 году, с рождением у падишаха Джахангира третьего сына, названного Хуррамом и ставшего впоследствии пятым по счету правителем династиий Великих Моголов. Династия правила государством, включавщим территории современных Индии, Пакистана и части Афганистана. Основателем же её был прапрадед царевича Хуррама, император Бабур, прославивишийся не только военными и государственными успехами, но и написанными на тюркском языке литературными произведениями, наиболее известным из которых является его автобиография Бабур-наме.Бабур был прямым потомком великого тюрко-монгольского завоевателя и полководца Тимура или как его называли на персидский манер Тамерлана. Тимур хоть и не происходил из рода Чингис-хана, но претендовал на восстановление его империи и во многом преуспел в этом, создав на просторах евразийского континента обширное государство, с развитыми по тем временам системой управления, культурой, градостроительством и наукой.

Царевич Хуррам, в полном соответствии со своей родословной, уже в молодости проявил военные способности, успешно возглавив войско, направленное на подчинение области Мевар. Также успешными были и последующие военные кампании в Деккане и Кангре. Успехи усилили генетическую тягу к власти молодого принца. В 1622 году шахзаде Хуррам восстал против собственного отца, Джахангира, и его жены Нур Джахан, правившей империей за его спиной. Восстание было подавлено, но шах Джахангир простил сына. Милость и благородство отца спасло Хурраму не только жизнь, но и позволили ему стать наследником престола после смерти падишаха. В 1628 году, уже под именем Шах Джахана,(перс. «повелитель мира»), Хуррам становится абсолютным правителем империи Великих Моголов.

Первыми же его действиями в качестве монарха были умерщвления всех возможных соперников, включая родных братьев. Так поступали многие монархи того времени, особенно на Востоке, где не было жестких принципов унаследования высшей власти, что зачастую приводило к братоубийственным и кровопролитным войнам, а порою и распадам государств. Период правления Шаха Джахана, длившийся 30 лет, признается золотой эпохой империи Великих Моголов, после которой и начался ее спад. При этом, правление Шаха Джахана, не ознаменовалось крупными военными достижениями и завоеваниями. Напротив, ему зачастую вменяются военные неудачи против Севефидской Персии и потери части территорий.

Правление Шаха Джахана нельзя назвать либеральным правлением. Будучи тюрками по происхождению и находясь во главе индийской страны, Великие Моголы добровольно переняли персидскую культуру. Это создало возможность сочетания сразу трёх великих культур: индийской, тюркской и персидской. Терпимость, проявляемая мусульманскими правителями Индии позволяла мирно сосуществовать как двум самым крупным религиям империи, индуизму и исламу, так и другим. Но Шах Джахан, несмотря на индийское происхождение своей матери, вёл политику притеснения всех немусульманских религий, разрушая их храмы и применяя другие ограничения. Это не мешало ему привлекать на различные государственные службы представителей самых разных религиозных слоев. Возможно, именно благодаря этому Шах Джахану удалось оставить после себя такое количество великолепных архитектурных сооружений, являющихся примерами сочетания индуистской декоративности и мусульманской строгости. Главной же жемчужиной этого наследия по праву считается шедевр мировой архитектуры, который связывают с самым сильным чувством всей жизни Шаха Джахана-чувством его любви к Мумтаз Махал, начавшейся с первой минуты их знакомства и закончившейся егосмертью.

Знакомство и помолвка тогда еще царевича Хуррама со своей будущей женой, носившей имя Арджуманад Бану Бегам вначале выглядело как обычная для правящих домов знакомство по расчету. Ведь девочка была племянницей самой Нур Джахан, фактической правительницей империи. Но вспыхнувашая любовь с первого взгляда между принцем Хуррамом и его невестой превратила этот стандартный для тех времен и обстоятельств брак в легендарную историю любви. Многие источники свидетельствуют о необычайной красоте девушки, происходящей из знатной персидской семьи. Именно эта красота могла стать причиной имени Мумтаз Махал, (перс. «украшение дворца»), которое дал будущей жене своего сына шах Джахангир. Для Шаха Джахана его жена, Мумтаз Махал, значила очень многое. Она сопровождала его во всех военных походах, и когда он был еще царевичем, и после, и даже когда была беременной. Она родила ему 14 детей за 18 лет совместной жизни, в т. ч. следующего правителя империи-Аурангзеба. Но в отличии от своей тёти, Нур Джахан, Мумтаз Махал не пыталась стать советником или управлять своим мужем, она просто была его надежной и главной поддержкой во всём.

Но при всем этом, Шах Джахан, оставался типичным мужчиной своего времени и положения. Мумтаз Махал была его горячо любимой, но не единственной женой. Она жила в гареме и жила по законам гарема. Охраняемые евнухами, все жены падишаха были надежно спрятаны от посторонних глаз, наблюдая за дворцом только из-за шторок. Традиии дворца предполагали подарки от различных вельмож женам падишаха. В гареме была строгая иерархия и доходы женщин гарема различались в зависимости от их иерархичекого положения. Накопленные средства женщины вкладывали в торговлю, строительстве и т. п. , увеличивая таким образом свои состояния. Не была исключением и Мумтаз Махал, создавшая достаточное крупное состояние.

Неизвестно сколько могла бы длиться любовная идиллия в отношениях Шаха Джахана и Мумтаз Махал, но судьба приготовила им жестокий удар. Мумтаз Махал умерла в 1631 году в возрасте 38 лет после родов 14-го по счету ребенка, пробыв всего три года женой падишаха. Легенда гласит, что убитый горем правитель пообещал на смертном одре жены увековечить их любовь.

Долгих двадцать лет, 20.000 рабочих, 1.000 слонов и огромное количество строительного материала понадобилось Шаху Джахану, чтобы исполнить свое обещение. Комплекс-мавзолей Тадж Махал, (перс. «венец дворцов»), построенный в столице империи, Агре, лучшими архитекторами и мастерами своего времени, признается одним из современных чудес света. Единственной ассиметричной частью этого шедевра является зал, где расположены гробницы, ибо Шах Джахан предусмотрел в самом центре только место для усыпальницы своей любимой жены, а его собственная гробница была пристроена сбоку уже позже, после его смерти в возрасте 74 лет. Оставшийся на долгие годы без своей любви, а в последние годы жизни лишенный со стороны собственного сына и своего царства и даже свободы, Шах Джахан таким образом получил возможность пусть и символического, но все же воссоединения с женщиной всей своей жизни.

Мумтаз-Махал была необыкновенно привлекательной. Ее блестящие черные волосы ниспадали на плечи двумя восхити­тельными прядями. Ее большие черные глаза имели совершен­ную форму; изящно изогнутые брови были похожи на крылья ласточки, а длинные шелковые ресницы дополняли их красоту. Бархатистая кожа была белой, как лилия.

Помимо необыкновенной внешней красоты, Мумтаз-Махал обладала следующими качествами:

«У нее был непорочный, искренний и благородный ум. Она была дружелюбна и приветлива от природы. Она обладала неве­роятным терпением, способным выдерживать даже самые тяже­лые испытания. Например, перед тем как ее муж взошел на трон, в их жизни был период, когда предпринимались попытки устра­нить его. Преследуемый императорской армией, он был вынуж­ден кочевать с места на место в поисках безопасности. Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа повсюду, от лесов Телинга-ны до равнин Бенгала, и с упорной добровольной покорностью терпела все трудности и лишения бродячей жизни. Многие из друзей и советников принца покинули его в это время, но Мум­таз-Махал осталась верной и преданной ему до конца».

Мумтаз-Махал была мудрой, рассудительной и проница­тельной женщиной, и шах безгранично доверял ей как в личных, так и государственных делах. Он советовался с ней по многим важным вопросам, и она превосходно справлялась с функци­ей советника. Она была добра и милосердна. К ней приходили толпы просителей, и она не оставляла без внимания ни одной просьбы. По ее ходатайству многие приговоренные к смертной казни были помилованы и многие снискавшие немилость у им­ператора были прощены. Сироты, вдовы и другие нуждающиеся люди пользовались ее благосклонностью.

Мумтаз-Махал оказалась идеальной женой. Она пленила ум своего мужа. Неописуемо красивая, изящная и мудрая, она была совершенным цветком своей одаренной семьи. Когда она прибе­гала к своим чарам, чтобы склонить мужа на свою сторону, она делала это с таким искусством, что окружающие и не догадыва­лись о ее намерениях. Из истории их жизни очевидно, что эта женщина сильно влияла на своего мужа.

Ее женское влияние, возможно, было причиной длительно­го мира в период правления Шах-Джахана. За долгие 40 лет его царствования имели место всего три войны, да и те были на­правлены на отражение атак или на подавление мятежей. Обще­ственные дела шли настолько гладко, что летописцы не смогли найти для записи ни одного эпизода кровопролития или жесто­кости. Его чрезвычайно грамотная внешняя политика тоже была

показателем успеха его правления, так же как и его внутреннее судопроизводство.

Из исторических записей можно только догадываться, что Мумтаз-Махал принимала участие в формировании характера Шах-Джахана, но то, что она оказала глубочайшее влияние на его жизнь, это совершенно неоспоримый факт, и не потому, что мы располагаем какими-то записями высказываний шаха. Равно нам неизвестно о какой-либо общественной деятельности Мум­таз-Махал. Нашему взору доступен лишь мимолетный, прелес­тный образ, предстающий как драгоценный камень в изящной оправе величия.


* Анализ характера Мумтаз-Махал

Ангельские качества:

1. Характер. Она была целомудренна, искренна и благород­на. У нее был мягкий характер и доброе сердце. Она была при­ветлива и любезна. Она проявляла терпение даже в самых тяже­лых обстоятельствах. Она была сострадательна к нуждающимся и помогала им в их отчаянном положении. Она обладала живым умом, необыкновенной мудростью и рассудительностью.

2. Ее семейные качества. Она имела высочайшее чувство суп­ружеского долга и проявила себя идеальной женой. Она родила ему четырнадцать детей. (К сожалению, выжили только восемь из них- четыре сына и четыре дочери.)

Человеческие качества:

1. Женственность. Она оказывала глубочайшее влияние на жизнь своего мужа, но это делалось с великим женским искусст­вом. Она великолепно играла роль покорной супруги.

2. Лучезарность. Она сияла жизнерадостностью, несмотря на трудные обстоятельства.

3. Обаяние. Она пленила ум своего мужа.

История богата примерами женщин, которые сочетали в себе ангельские и человеческие качества. Очарование Клеопатры из­менило ход истории. Елена из Трои была настолько почитаема, что из-за нее разразилась большая война. Эллен Вильсон, жена президента, также достойна тщательного изучения. Биографии, хранящиеся в библиотеках, - источники таких примеров.

Что касается живых примеров известных женщин, подроб­ные описания их женских чар - большая редкость. Традиция показывает, что человек должен прежде умереть, чтобы его до­стоинства открылись. Лишь недавно любовные письма Вудро и Эллен Вильсон стали достоянием публики.

А как насчет неизвестных женщин? Да, время от времени в нашей повседневной жизни нам встречаются яркие примеры, объединяющие ангельскую и человеческую стороны. Будьте внимательны к таким примерам. Помните, они могут и не быть кумиром для женщин, зато являются таковыми для мужчин. В кругу своих подруг они скорее представляют собой объект презрения и насмешек. Но обратите на таких женщин особое внимание. У них есть чему поучиться.

Завершая наше изучение ангельских и человеческих качеств, я предлагаю объединить их в одно целое. На следующей страни­це представлена диаграмма идеальной женщины с основными и очень важными качествами, которые мужчины находят привле­кательными. Две стороны, составляющие единое целое, образу­ют полноту женского очарования.