Болезни Военный билет Призыв

И.М. Тронский. История античной литературы: Второй век нашей эры. Второй век нашей эры. Расцвет Римской империи во II-м веке

У Аристида , христианского апологета 2 века, есть обращение к императору в защиту христианской веры, и в ней есть отрывок, где он просто и конкретно описывает для царя, что представляют из себя Христиане. Это особено важно для нас в том смысле, что мы можем увидеть, что же в христианах максимально приближенных к веку Апостолов (1 век) было самый главный и показательным. Чем они отличались и что их выделяло из ряда религиозных возрений того времени?

Прочитайте ниже, и давайте вместе зададим вопрос: что главного в той или иной конфессии христиан сегодя? Что считается важным в вашей церкви? Что считаю я сам важным в моей вере? И сравните это с тем, что считали важным христиане 2 века.

1. Христиане же, царь, так как они всюду ходили и искали, обрели истину и, насколько можно судить из их писаний, подошли к ней и к правильному познанию гораздо ближе всех остальных народов.

2. Ибо они познали Бога Творца и устроителя всяческих и кроме Его не почитают никакого иного Бога.

3. От Него они получили заповеди, которые имеют начертанными в сердцах и их они сохраняют, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего века.

4. Ради этого они не прелюбодействуют, не распутствуют, не лжесвидетельствуют, не ищут чужого, почитают отца и мать, справедливо судят.

5. Чего не хотят себе, не делают того другому, обижающих их увещевают и делают их полезными себе самим, стараются благодетельствовать даже врагам.

6. И жены их, царь, чисты, как девы, и дочери их благовоспитанны, и мужья их воздерживаются от всякого беззаконного сожития и всякой нечистоты в надежде на будущее воздаяние в том свете. Рабов же и рабынь, и детей, если их имеют, они, из любви к ним, убеждают сделаться христианами и когда они становятся ими, они без различия называют их братьями.

7. Они кротки и услужливы, ненавидят ложь и любят друг друга; вдовиц призирают, сирот не покидают. Имея, охотно жертвуют неимущему. Когда увидят иноземца, выходят из жилища и приветствуют его, как истинного брата, ибо и самих себя они называют братьями, не по плоти, но по духу.

8. И когда кто-либо из бедных помирает, и его увидит кто-нибудь из христиан, то он, по силе возможности, берет на себя заботу об его погребении. И если они услышат, что кто-либо из них пленен, или терпит несправедливость за имя Христа, они все заботятся о нем и, если возможно, освобождают его.

9. И если кто-либо из них беден или нуждается, они же не имеют лишних жизненных припасов, то постятся в течении двух или трех дней, чтобы восполнить его нужду

(удовлетворить ее). И заповеди Христа твердо сохраняют, живя благочестиво и правосудно, сообразно с тем, как повелел им Господь Бог,

Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть). Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. А землевладельцы стремились удержать их у себя на длительный срок. Добивались этого с помощью различных поощрений. Например, если колон разводил на заброшенном участке виноградник, то первые пять сборов урожая он мог забрать себе целиком. Если же он сажал оливковые деревья, то брал себе первые десять сборов оливок.

Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе все остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

«Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98-117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,- любил говорить он,- какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

При Траяне прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена доносчики из корысти или зависти губили ни в чем неповинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казненного. Они быстро продвигались по службе, становились консулами, сенаторами, наместниками провинций. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Римский историк Тацит рассказывает, как при императоре Нероне погиб знаменитый писатель Петро-ний. Один негодяй, завидовавший славе и богатству Петрония, подкупил его раба. Тот донес на своего господина, обвинив его в дружбе с врагами Нерона. Петроний получил от императора приказ кончить жизнь самоубийством.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна.
При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время Тацит писал «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов. Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.

Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево. Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики. Строительство шло под контролем римских властей: даже на постройку бани в провинциальном городе однажды потребовалось разрешение самого Траяна. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

Технологическая карта

Предмет

история

Класс

Тема урока

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

Тип урока

Урок-получения новых знаний

Цели

содействовать формированию представления о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. Выяснить, как и почему изменилось положение рабов в Риме в начале новой эры.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во IIв. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века.

Уметь получать информацию из разных источников,

давать словесное описание; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории другого народа, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные понятия, изучаемые на уроке

колоны, «рабы с хижинами», Траян, даки,водопровод, арки, бетон, Форум Траяна

Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Постановка цели и задач урока. Мотиваци онный этап

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Определение темы урока по ассоциативному ряду иллюстраций на слайде.

« ...Это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает» так оценил правление императора Траяна римский историк Публий Тацит.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

    Выяснить …

    Изучить …

    Определить …

    Сделать вывод о том, …

Определяют тему урока, цели , получают задание на урок.

Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

2.Правление Траяна (98-117 гг. н. э.)

3.Римляне строили на века.

1. После жестоких деспотов в Риме надолго восстановилась мирная династия Антонинов, оставившая о себе добрую память. Время их правления 96 – 192 гг. - называют золотым веком Римской империи.

Во времена империи размеры имений в Италии и провинциях увеличивались.

Как вы думаете, с чем это связано?

Кто в основном работал в этих имениях?

Давайте вспомним, что мы знаем о положении рабов в Древнем Риме.

Несмотря на то, что и земель, и работников на них становилось все больше, доходы землевладельцев сокращались.

Как вы думаете, в чем причины этого явления?

Проводит воображаемую экскурсию. Организует работу с текстом раздаточного материала в группах(см. приложение)

    Физкультминутка

2. Составление сравнительно й таблицы по времени правления Нерона и Траяна.

Давайте сравним время правления императора Нерона и Траяна, заполнив таблицу, которая есть у каждого из вас. Вы можете использовать текст учебника (параграф 57, пункты 2 и 3, а также параграф 55, посвященный императору Нерону). Также учитель организует обсуждение строительства в Риме при Траяне.

1. Слушают учителя и делают записи в тетрадь.

Участвуют в беседе. Возможные ответы:

Войны

Рабы

Тяжелые условия труда и быта, бесправие

Не были заинтересованы в результатах своего труда

Читают текст раздаточного материала и отвечают на вопросы.

З/Т Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет.

«Рабы с хижинами» - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда, отдавая за это часть урожая.

Проведение тематической гимнастики “Въезд императора в Рим”

2. Работают в группах, заполняют таблицу, а затем идет открытое обсуждение полученных результатов и сравнение с таблицей-эталоном на слайде.

Проверка первичного понимания

Познавательные:

Открытое обсуждение результатов работы в группах после каждого из заданий

Представляют получившиеся результаты, дополняют ответы друг друга

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует тестирование (см. приложение)

Возвращение к заданию на урок и формулирование выводов

Вывод: благодаря активной внешней и внутренней политике, богатым пожертвованиям и роскошным зрелищам Траяна полюбили даже в среде простого народа. Но в то же время его политика опустошила государственную казну. Во время его правления Римская империя максимально расширила свои владения и пережила период наивысшего расцвета. Среди всех императоров Траян был самым великим и одновременно последним завоевателем.

Устно решают тест и осуществляют взаимопроверку

Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос и формулируют выводы урока

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 57 о/в. Составить таблицу “Достижения Рима” (при Цезаре, Октавиане Августе, Траяне)

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

    Что нового узнали на уроке?

    Что показалось наиболее интересным?

    Какие трудности были на уроке?

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание: «Достижения Рима»

Цезарь

Октавиан Август

Траян

1)завоевание Заальпийской Галлии

2)ветеранов наделял землей

3)отстроил Коринф и Карфаген, куда переселял неимущих граждан

4)титул диктатора

1)окончание гражданских войн

2)Рим провозглашен империей

1)прекратил казни по ложным доносам

2) «свобода слова»

3)совершил последние завоевания Римской империи (Дакия, Междуречье)

4)строительство водопровода, арок, дорог, Форум Траяна

5) основание городов в провинциях (Париж, Лондон, Вена, Кёльн)

Воображаемая экскурсия. «Представьте себе, что мы посетили большое имение в Италии. Его владелец жалуется нам: «Вы видите в моем имении множество рабов. Так вот, все они никуда не годные людишки!»

«За что ты гневаешься на них?» - спрашиваем мы богача-землевладельца.

«Судите сами, - отвечает он нам. - Ведь при наших прадедах среди рабов было много греков, египтян, сирийцев. С детских лет умели они ухаживать за виноградниками и оливковыми садами... А теперь в моем имении чуть ли не все рабы - германцы: откуда им знать, как выращивать виноград и оливы, в их северной стране те и другие не растут».

«А потом, все рабы до единого лодыри! - продолжает землевладелец. - Волов и остальной скот пасут плохо, дурно обрабатывают виноградники. Положиться на них ни в чем нельзя, да и уследить за всеми трудно: чуть зазеваются надсмотрщики, и эти бездельники бросают работу. Они не берегут хозяйское добро, могут оставить под дождем мотыги, серпы, лопаты. К тому же они воры: так и норовят украсть виноград, оливки, зерно!

А на днях я ненадолго уехал, так послушайте только, что они придумали. Канаву за оливковым садом прикрыли ветками. Подвели к ней лучшего моего быка, тот оступился и упал. А эти негодяи подняли крик, будто они ни при чем: «Какое несчастье! Беда, беда! Самый сильный бык сломал себе ногу!..» Когда я вернулся, то приказал виновных избить палками. Я бы засек их до полусмерти, - понизив голос, говорит хозяин, - да боюсь, что они взбунтуются. В имении рабов несколько сотен, а охрана совсем невелика».

Вопросы:

    Почему скопление рабов в имении было опасно для рабовладельца?

    Предположите, что ответит владелец имения, если дать ему такой совет: «Ты боишься бунта, так увеличь охрану, приставь к рабам вдвое больше надсмотрщиков».

    Каким было отношение рабов к труду?

    Почему оно было именно таким?

    Можем мы сделать вывод, что рабство превращается в тормоз развития хозяйства и техники?

    Можете предложить свои варианты выхода из такой ситуации?

Закрепление. Тестирование:

1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна; б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. Колоны - это: а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии. г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

3. Колоны хорошо работали, потому что:

А) им за это платили деньги

Б) их били палками за невыполнение работы

В) были заинтересованы в своём труде

4. В годы правления Траяна:

а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян г) римляне потеряли огромные территории
5.Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:

в) Антоний;

г)Октавиан Август

5. Годы правление Траяна:
а) 98-117 г.

б) 92 – 115 г.;

в) 90 – 110 г.

г) 85-112 г.

Христовы апостолы



Иудейская война (68-72 гг.)

В последние годы жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком Иосифом Флавием, бывшим очевидцем всех событий и назвавшим это восстание "Иудейской войной". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного Нероном римским прокуратором Иудеи. Большую роль в возникновении этого восстания сыграли так называемые "зилоты". Слово "Зилот" буквально означает "ревнитель". Зилоты - это иудейская религиозно-политическая партия, которая уничтожала всех отступников от веры. Во времена римского владычества зилоты убивали из-за угла римских солдат и офицеров. Этими своими действиями они снискали себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей, борющихся против ненавистного римского ига.



Во главе восстания встал первосвященник Анна. Римские войска в Иудее были бессильны подавить восстание. Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться с военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но, не доходя до Иерусалима, отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. В то же время зилоты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам, и установили в Иерусалиме террористическое управление. Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняемые в расположении к римлянам.

Нерон поручил Веспасиану из Антиохии с римскими войсками идти в Иудею для подавления восстания. Отец Веспасиана был сборщиком податей в Азии. При императоре Калигуле Веспасиан был римским представителем во Фракии, при императоре Клавдии служил в Британии, а при Нероне был назначен наместником в Африке. И вот теперь Нерон поручает ему отправиться в Антиохию, собрать там войска и двинуться на возмутившуюся Иудею. В течение двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого изгнаны были все римляне, он взять не смог.

В это время в нескольких местах Римской империи представители Рима организовали заговор против Нерона. Узнав, что сенат и гвардия его больше не поддерживают и что над ним готовится расправа, Нерон покончил жизнь самоубийством. Императором был провозглашен Гальба, бывший до этого римским представителем в Испании. Однако Гальба так и не успел занять престол в Риме, он был убит. Престол захватил один из приближенных Нерона - Отон. Но и Отон, едва став императором, подозрительно быстро умер. Веспасиан, находясь в Иудее, присягнул сначала Гальбе, а затем и Отону. После смерти Отона римские войска в Египте провозгласили Веспасиана императором.

Поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан торжественно вошёл в Рим, а в это время его сын Тит в Иудее расправлялся с Иерусалимом. Это было в 70 году.

Несколько слов скажем о Тите. Тит воспитывался при дворе императоров Клавдия и Нерона. Военную карьеру начал в Германии, а затем продолжал ее в Британии. Когда Веспасиан отправился на подавление восстания в Иудее, он взял сына своего Тита, поручив ему командование легионом. С отъездом Веспасиана из Иудеи Тит стал главнокомандующим римскими войсками в Иудее. Восставший Иерусалим упорно защищался. Тит начал блокаду города. Все дороги из Иерусалима были перерезаны, он решил взять город измором.

Личная переписка тиранов

Очень интересна переписка императора Траяна с римским писателем Плинием-младшим. Было два писателя с именем Плиний: Плиний-старший и его племянник Плиний-младший. В ПО году многие христиане были представлены на суд Плинию-младшему, который был в то время римским наместником Вифинии и Понта.

Остановим наше внимание на письме Плиния Траяну и на ответе Траяна. Плиний пишет: "Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-либо сомнительными, излагать тебе, ибо кто может лучше направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом... Между тем с такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их - христиане ли они? Если они признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и третий раз. В случае, если они упорно держались своего первого ответа, то предавал их казни... Недавно мне было доставлено анонимное обвинительное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались. О своей прежней религии - преступление ли она или заблуждение они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообща, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более на наблюдается. После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диакониссы; но, кроме злого и преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; несмотря на это, мне кажется, его можно прекратить".

На это письмо Плиния Траян ответил так: "Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям. Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века".

Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

Апостольские ученики

Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов руководящее положение в христианстве заняли их преемники, их непосредственные ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставления апостолов, с ними вместе трудились и были с ними в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало после смерти апостолов высоко поднять христианское знамя, обагренное Голгофской Кровью Иисуса Христа, Вкратце познакомимся с каждым из них в отдельности.

Климент был по происхождению римлянин. Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия с апостолом Павлом. Обращаясь к служителю Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает о Клименте: "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни" (Филип. 4,3). С 92 года Климент стоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин. Императором Траяном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла, он писал послания к Коринфянам. Известны его два послания к Коринфянам. Клименту приписывается ещё ряд произведений, однако точно не установлено, что они написаны именно им.

Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жизни апостола неотлучно находился при нём. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной: он писал свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали вождём всей Азии в христианстве. Умер он мученической смертью примерно в 166 году.

Игнатий был учеником апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью с ним лично беседовал император Траян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, направленных главным образом против иудействующих христиан.

Варнава - еврей по национальности, родом с острова Кипра. До своего обращения ко Христу был левитом (служителем Иерусалимского храма). Вместе с апостолом Павлом совершал благовестническое путешествие, но впоследствии разошёлся с ним. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где и был побит камнями иудейскими фанатиками.

Гонения в Галлии

Во втором веке сильное гонение на христиан было в Галлии (Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин; который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов.

Исключительную стойкость проявила девушка-рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку. Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем.

Языческий Философ Цельс

Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс по своим философским воззрениям был эпикурейцем, то есть последователем Эпикура, который учил, что не следует сдерживать своих желаний и что от жизни надо брать все, что только возможно взять.

В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства.

Цельс старался опровергнуть и все основные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не видел себя грешником.

Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса.

Несмотря ни на гонения, ни на старания Цельса, христианство во втором веке продолжало распространяться. Многие люди осознали себя грешниками и верой приняли Христа как Спасителя.

И Христос давал таким людям радость спасения и утешения в скорбях.

Лжеучения во II веке

Необходимо остановиться также и на лжеучениях, которые имели место среди христиан во втором веке. Ещё в апостольский период среди учеников Христа встречались ереси. Апостол Павел писал Тимофею: "Слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру" (2 Тим. 2,17-18).

Гностицизм

В конце апостольского века, ещё при жизни апостола Иоанна появилось учение гностиков. Слово "гностики" означает "знающие". Гностики уверяли, что только они имеют истинное знание. Против гностицизма было направлено первое послание апостола Иоанна. Во втором веке количество гностиков умножилось, и они усиленно пытались сеять свое лжеучение во всех христианских общинах.

Гностики были настолько далеки от христианства, что о них не следует говорить, как о каком-то течении в христианстве. Это было совершенно чуждое Евангелию учение. Мы говорим о гностиках лишь потому, что они в свое лжеучение вводили имя Христа, и потому, что они свое лжеучение усиленно пытались сеять в христианских общинах. Гностицизм - это, пожалуй, даже не извращение христианства, а введение некоторых христианских элементов в совершенно чуждое учение.

Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем, здесь гностики расходились во мнениях. Одни из них говорили, что Иисус был простым смертным человеком; другие говорили, что Иисус Христос не был человеком; тело, которым Он был облечен, было лишь призраком, и все Его действия были только кажущиеся.

Культ Симона-волхва

Предшественником гностицизма считается Симон-волхв, о котором мы читаем в Священном Писании: "Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самаринский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря:дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги" (Деян. 8,9-23). Предание говорит, что этот Симон подвизался в Александрии, посещал Рим и высказывал мысли, которые впоследствии развивали гностики.

Иустин-философ, о котором мы уже говорили, свидетельствует, что в его время (около 140 года) многие самаряне (где раньше жил Симон) поклонялись ему, как богу. Культ Симона вскоре пал, а учение гностиков, впитавшее в себя многие взгляды Симона, существовало и долго ещё пыталось вторгаться в христианские общины.

Керинф - вождь гностицизма

Одним из вождей гностицизма был некий Керинф, родом из Иудеи, получивший образование в Александрии, живший в Ефесе, где он виделся с апостолом Иоанном в последние годы его жизни. Учение Керинфа представляло из себя одну из разновидностей гностицизма. Христос изображался им как обыкновенный человек, родившийся, как рождаются все люди. От прочих гностиков Керинф отличался лишь тем, что не считал материю злой силой и допускал мысль о воскресении тел.

Лекция 2. Христиане в конце первого века и во втором веке

Святое Евангелие - первоисточник жизнедеятельности Христа и Его последователей.

Мы, христиане, являемся последователями Христа, мы верим в Него как в Бога, приходившего в мир в человеческом образе; во Христе мы видим фундамент, на котором зиждется церковь Христова, в Нем мы видим божественного Основателя и Строителя Церкви. Евангелия дают нам яркий образ Христа, в них запечатлены Его слова и дела.

Христовы апостолы

Христа во время Его проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников: Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мр.3,14-19; Деян. 1,13-14). После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был доизбран Матфий. Задача апостолов состояла в том, чтобы после смерти, воскресения и вознесения с земли Христа под водительством Духа Святого продолжить дело проповеди Евангелия.

Но помимо этих двенадцати апостолов у Христа есть еще совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения с земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу страшным гонителем христиан. В историю христианства он вошел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он с проповедью Евангелия обошел почти весь тогдашний человеческий мир. От его проповеди о Христе возникли первые христианские общины во многих частях древнего мира.

Апостолы Христовы, в том числе и апостол Павел, жизнью своей и смертью своей засвидетельствовали свою верность Христу. Поскольку земная жизнь Христа и деяния Его апостолов запечатлены на страницах Нового Завета и поскольку в программу наших Библейских курсов Новый Завет входит отдельными предметом, мы при изучении истории христианства не будем останавливаться на земной жизни Христа и деянии Его апостолов, а прямо начнем с конца апостольского века.

Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей

Нелегко жилось христианам в 60-х годах первого века на всей территории Римской империи, то есть во всем тогдашнем мире. В Иудее, входившей в состав Римской империи, христиан притесняли иудейские фанатики, которые никак не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем Самым Мессией, о Котором писали все пророки.

Последователи Христа в Иерусалиме и других местах иудеи испытывали на себе ненависть ревнителей иудейской религии. Для христиан из евреев уже потеряли значение жертвоприношения, совершавшиеся в Иерусалимском храме, ибо они уверовали во Христа, прообразом Голгофской жертвы Которого и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Сам Образ. Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступников от веры отцов.

В языческих странах, то есть во всех остальных частях Римской империи, христиане также были у всех бельмом на глазу. Их ненавидели за то, что они не чтили языческих богов. В этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев - представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, а поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем язычники все больше и больше видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали главным образом евреи, а в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и представители многих народностей. В этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, а к разобщению покоренных народов. Да кроме того, христиане считали Богом Иисуса, распятого римлянами.

101
Траян начинает войну против даков (с 101 по 106 г.), с дакским царем Децебалом. Дакия завоевана и превращена в римскую провинцию.

102.01.
Децебал сдается Траяну (январь).

105
Возобновление войны против Децебала.

106
Захват Сармизегетузы в Дакии. Самоубийство Децебала. Дакия объявляется римской провинцией.

106
Рим завоевал Набатейское царство (домусульманское арабское государство, занимавшее территорию совр. Иордании). Присоединение Аравии. В этом районе образованы провинции Аравия, Адиабены и Ктесифона (территория совр. Ирака).

109
Траян посвящает памятник Марсу Мстителю в Адам-Клисси, символизирующий окончательную победу над даками.

111
Плиний Младший послан управлять Вифинией.

112
Открытие Форума Траяна (январь).

114
Присоединение Армении и Месопотамии. Образована римская провинция Армения

114
Началась война с Парфией (с 114 по 117 г.).

115
Образованы римские провинции Месопотамия и Ассирия.

115
Захват Ктесифона.

116
Восстание иудеев против Рима в Киренаике и во вновь образованных провинциях. Восстание иудеев распространяется на Египет и на Кипр

117
Смерть Траяна в Киликии; Началось правление императора Адриана (с 117 по 138 г.). Введены законы, ограничивающие власть господ над рабами.

117
Родился Элий Аристид, философ-софист.

122
Адриан в Британии. Второе восстание мооров.

124
Адриан в Малой Азии.

129
Адриан в Афинах. В Пергаме родился Гален.

130
Элия Капитолийская основана на месте Иерусалима.

132
Началось иудейское восстание против римского владычества (с 132 по 135 г.). восстание Бар-Кохбы. Подавлено римским полководцем Юнием Севером.

134
Вторжение аланов в Парфию.

135
Окончательная победа Адриана над иудеями и последовавшая реорганизация Сирии Палестинской.

136
Адриан усыновляет Л. Элия под именем Цезаря.

138.07.10
Умер Адриан (10 июля). Восшествие на престол Антонина Пия (с 138 по 161 г.).

138
Введены законы, карающие господ за убийство рабов, предписывающие принудительную продажу рабов чрезмерно жестоких хозяев. Император единодушен с сенатом.

138\9
Лоллий Урбик наносит поражение бригантам.

139
Освящение мавзолея Адриана.

140
Первое консульство Марка Аврелия.

143
Герод Аттик и Фронтон, воспитатели Марка,- консулы.

145
Освящение храма Божественного Адриана. М. Аврелий сочетается браком с Фаустиной, дочерью Пия.

148
900-летняя годовщина основания г, Рима.

152
Восстановление мира в Мавритании Цезарейской и Тингитане.

157\8
Военные действия против племен даков.

159
Дакия разделена на три провинции.

160
Марк Аврелий и Л. Вер назначены на должности консулов. Подавление восстаний в Африке.

161
Началось правление императора Марка Аврелия (с 161 по 180 г.), писателя и философа. Первоначально правил совместно с Луцием Вером.

161
Л. Веру пожалован титул августа.

162
Парфия объявляет войну Риму и вторгается в Армению. Началась война с Парфией (с 161 по 166 г.). Восстановлен протекторат над Арменией.

162
Л. Вер спешно отправляется из Рима на Восток.

163
Отвоевание Армении.

164
Поражение парфян и разрушение Селевкии и Ктесифона.

165
Чума распространяется из Селевкии в Малую Азию, Египет, Италию и на Рейн.

166
Победы римлян в Мидии. Л. Вер возвращается в Се- верную Италию. Марк Аврелий и Л Вер празднуют совместный триумф (12 октября).

167
Чума в Риме.

167
Начало войны в Верхней Паннонии - Маркоманские войны (с 167 по 180 г.). Вторжение в Северную Италию. Вторжения в северные провинции соседних племен.

168
Марк Аврелий и Л. Вер одерживают победы над германцами.

169
Умер Л. Вер (январь). Война против германцев и сарматов (продолжается до 175 г.).

172
Восстание крестьян ("буколов" - подневольных пастухов) в Египте.

173
Восстание в Египте.

174
Марк Аврелий начинает сочинять "Размышления".

175.04.
Восстания Авидия Кассия, наместника в Сирии (апрель).

175.07.
Кассий убит (июль). М. Аврелий и его сын Коммод отправляются на Восток.

177
Консульство Коммода, который получает имя Августа. Победа римлян над мавританцами.

178
Волнения маркоманнов и других племен на Дунае. Марк Аврелий и Коммод отправляются на север (3 августа).

180
Восшествие на престол Коммода, Умиротворение даков, квадов, язигов, вандалов.

180
Переннис - префект преторианской гвардии.

182
Заговор Луциллы, сестры Коммода; казнь Луциллы и Криспины.

182
Мятеж британских легионов.

185
Начались волнения в Северной Италии (с 185 по 187 г.), Галлии, Испании, Дунайских областях, Африке, Египте.

185
Переннис казнен; Клеандр - префект преторианцев.

186
Пертинакс подавляет бунты армий в Британии.

186
Началось правление императора Коммода (с 186 по 192 г.), старшего сына Марка Аврелия и его соправителя со 176 г. Политика Коммода вызвала недовольство сената.

188
Римляне наносят поражение восставшим в Германии,

190
Отстранение и казнь Клеандра. Пертинакс подавляет волнения в Африке.

192
После убийства Коммода началась (с 192 по 197 г.) гражданская война между ставленниками западной армии - Клодием Альбином, иллирийской армии - Септием Севером, восточной армии - Песценнием Нигером.

193.01.01
Пертинакс провозглашен императором (1 января). В ходе гражданской войны в 193 году императорами провозглашались Гельвий Пертикс (в 193 г), Дидий Юлиан (в 193 г.), Клодий Альбин (с 193 по 197 г.), Песцений Нигер (с 193 по 194 г.).

193.06.01
Восшествие на престол Септимия Севера(с 193 по 211 г.), основавший династию Северов (с 193 по 235 г.), создавший военно-бюрократическую монархию. Борьба с сенатом.;

193
Север возводит Д. Клодия Альбина, наместника в Британии, в ранг цезаря и выступает против Р. Песцения Нигера, наместника в Сирии, провозглашенного императором сирийскими легионами.

193
Начало осады Византия.

194
Север побеждает Нигера на равнине у Исса; Нигер умирает в Антиохии. Север форсирует Евфрат.

194
Началась война с Парфией (с 194 по 198 г.).

195
Каракалла, сын. Севера, провозглашен цезарем. Падение Византии.

197
Каракалла провозглашен августом вместе с Севером. Поражение Альбина около Лиона (19 февраля) и его последовавшее самоубийство. Раздел Британии на две провинции. Север возвращается в Рим (июнь). Возобновление Севером войны на Востоке, которая завершается через два года. "Апологетик" Тертуллиана.

197
Репрессии против сенаторов, массовые земельные конфискации в провинциях, реформа в армии.

199-200
Север в Египте.