Болезни Военный билет Призыв

Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени китай япония индия. Электронный образовательный ресурс "государства востока в раннее новое время" Государства Востока. Начало европейской колонизации

1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами факты, свидетельствующие о его разложении

Одной чертой:

Однако общая сумма наогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян...

Двумя чертами:

Министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей...

Отец его, Ли Шоучжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером...

То был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два...

Он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом...

2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиионного общества

Запишите это предложение и письменно выполние задание

Праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине

Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте

3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени и соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание

Поразмышляйте, какими должны быть эти правила. Запишите их

Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, срехурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье

5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания

1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите

Так как учение является мудростью человеческой цивилизации, примером идеального построения общества и отноешний

2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, акутальны в наши дни? Запишите соответствующие номера

3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задание

1) Значение слова "бусидо"

2) Важнейший принцип организации жизни в общине

3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху

4) Название переворота, связанного с именем Джона Кея, Джеймса Харгивса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта

5) Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

1) Заполните пропуски в предложении

Это положение олицетворяли вырезанные из дерева три обезьянки на дверях храма. Одна из них закрывала лапами глаза , другая - уши , третья - рот

2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания

7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки

1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т.д. - Да

2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый - Нет

3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли - Нет

4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения - Нет

5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма - Нет

Исправленные варианты:

2) скромный, тихий, смиренный

3) само государство

4) традиционное


ГОСУДАРСТВО КИТАЙ Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией Крупнейшее государство в Восточной Азии Этнический состав около 50 национальностей Этнический состав около 50 национальностей III страна в мире по занимаемой территории




ГОСУДАРСТВО ЯПОНИЯ ГОСУДАРСТВО ЯПОНИЯ Япония – это «игрушечная страна» с гейшами и самураями, многочисленными старинными традициями Площадь страны – кв.км кв.км Площадь страны – кв.км кв.км Япония - страна восходящего солнца Япония – островная страна





ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ Индия - страна чудес и несметных богатств, родина шахмат и арифметических чисел Индия –страна различных народов, языков, религий, культурных традиций Площадь страны – кв.км. Площадь страны – кв.км.














1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель 2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов 3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением










Сословный строй стран Востока ремесленники торговцы купцы крестьяне(вайшии), слуги крестьяне(вайшии), слуги «неприкасаемые» крестьяне чиновники (мандарины) чиновники (мандарины) император (богдыхан) император (богдыхан) воины - самураи крестьяне ремесленники жрецы(брахманы), учёные сановники, воины(кшатрии) купцы, землевладельцы купцы, землевладельцы Китай Япония Индия








Буддизм Буддизм возник в 6 в.до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т. е. «просвет- лённый»или посланник Бога. На японские острова буддизм принесли корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды








СИНТОИЗМСИНТОИЗМ Синтоизм появился в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» Синтоизм появился в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов» в средневековье в 6 -7 вв.до н.э. и обозначает «путь богов»
















Её построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков Её построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков Чтобы пройти по ней понадобилось бы не менее 6 месяцев Чтобы пройти по ней понадобилось бы не менее 6 месяцев На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян Великая Китайская стена протянулась на 3500 км высота – 9 м Через равные интервалы были расположены сторожевых башен Через равные интервалы были расположены сторожевых башен

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Способы землевладения. Деревенская община. Сословия. Религия. ... Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах. Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения, характерных для этих государств. Индия. ... Индия. В Индии общество делилось на 4 ва́рны: бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

28. Традиционные общества Востока в раннее Новое время. Индия.doc

Картинками

28. Традиционные общества Востока в раннее Новое время. Индия За свою долгую историю Индия пережила множество завоеваний и завоевателей. Но властитель, который захватил север страны в одна тысяча пятьсот двадцать шестом году, был поистине велик. Захиреддин Мухаммед, наследный правитель Ферганской долины, прямой потомок великого Тимура, жил в эпоху Великих географических открытий и не менее великих перемен. Видимо, поэтому он стал творцом Нового времени на Востоке. Еще в юные годы монгольские родственники наградили Захиреддина прозвищем Бабур, что значит “тигр”, за смелость, сообразительность и особый немигающий взгляд, которым обладают эти прекрасные хищники и который был у Покорителя Азии – Чингисхана. Всю свою недолгую жизнь (он прожил всего сорок восемь лет) Бабур оправдывал это имя. В одна тысяча пятьсот двадцать шестом году во главе двенадцатитысячного войска Бабур вторгся в Индию. В битве при Панипате он разгромил войско Делийского султана. Так, по меткому выражению придворных шаха, Бабур стал тигром, оседлавшим слона. После этого великий завоеватель основал на севере Индии новое государство ­ империю Великих Моголов. Это название неслучайно. Строго говоря, Бабур не был монголом, но в Индии моголами называли не только монголов, но всех других мусульманских феодалов, которые раньше находились под владычеством монголов. Территория новой державы была огромна. Она распространялась на Восточный Афганистан, Синд, Кашмир и почти весь Индостанский полуостров, за исключением его южной части. Завоевание такой огромной территории объяснялось слабостью Делийского султаната и феодальной раздробленностью. Встав во главе обширной империи, Бабур и его преемники старались приблизить к трону местных феодалов и этим укрепить свое положение в завоеванной стране. Надо признать, что им это удалось. К концу шестнадцатого века в стране сложилась централизованная система управления. В отличие от правителей Делийского султаната Великие Моголы нередко назначали на административные и военные должности индусов. Крестьяне, как и прежде, были объединены в общины и платили поземельный налог. Кроме поземельного налога, крестьяне – не мусульмане платили специальный налог. Население обязано было выполнять трудовую невинность на государственных строительных работах, содержать проезжающих чиновников, гонцов и так далее. Однако ко времени правления внука Бабура шаха Акбара система управления государством начала ослабевать. В разных районах страны то и дело происходили мятежи местных феодалов. Мудрый и талантливый правитель, Акбар пытался разными путями прекратить эти выступления. К примеру, он брал в жены дочерей и сестер крупных индийских раджей, превращая их таким образом в своих родственников и лишая возможности

поднять вооруженный мятеж. В результате, у Акбара оказалось около пяти тысяч жен, большинство из которых он никогда в жизни не видел! Если не помогал “мирный путь” предотвращения восстания, Акбар прибегал к решительным мерам. Для того чтобы отвлечь феодалов от междоусобиц, шах начал завоевательные походы. Правда, в отличие от своего далекого предка Тамерлана, Акбар никогда не разорял завоеванные территории: падишаху нужны были постоянные налоги, а их с мертвых не соберешь. За время своего правления Акбар значительно расширил территорию государства, совершив ряд успешных завоевательных походов. Нетрудно заметить, что армии Акбара действовали чаще всего вдоль древних караванных путей. Шах стремился установить свой контроль над морскими портами Индостана. Учитель: Преемники Акбара на протяжении всего семнадцатого века вели постоянные захватнические войны и подавляли все учащавшиеся мятежи непокорных феодальных владетелей. Все это требовало огромных средств. Возрастал чиновничий аппарат и число военачальников. Земель для раздачи джагиров не хватало, а налоги безудержно росли. Кроме того, начались гонения на индуизм, разрушались индусские храмы. Серьезным проявлением напряженности в империи стало и возникновение разнообразных религиозных сект. Наиболее влиятельной из них была секта сикхов. От традиционного индуизма сикхи отличались тем, что провозглашали единобожие. Сикхи славились крепкой организацией, суровой дисциплиной и беспрекословным подчинением своему учителю, которого они называли гуру. Воинственно настроенные сикхи стали еще одним фактором напряженности в империи. С течением времени ситуация усугублялась и проникновением европейцев в Индию, которое стало особенно активным в семнадцатом веке. Европейцы использовали междоусобную борьбу в своих интересах, подстрекая феодалов к выступлениям, а затем захватывая территории и все глубже проникая в экономику государств Индостана. Все это не могло не привести к взрыву. В одна тысяча шестьсот семьдесят четвертом году по всей империи вспыхнуло сразу несколько восстаний, в результате которых возникли самостоятельные независимые государства не только в Индии, но и в Афганистане. Окончательно империя Великих Моголов перестала существовать в первой половине восемнадцатого века, когда сначала афганские правители, а затем войска Надир­шаха захватили северные территории Индии. От некогда могущественной империи Моголов остались замечательные архитектурные памятники: мечети, мавзолеи и дворцовые крепости, а также прекрасные парковые ансамбли. Мавзолей Тадж­Махал в Агре столице Бабура стал самым известным символом культурных достижений Великих Моголов. Шедевры живописи той эпохи, особенно миниатюры, служат убедительными свидетельствами былого блеска империи.

Проникновение европейцев в Индию. Начало шестнадцатого века в Индии также ознаменовалось торговой экспансией европейцев. Первыми проникли на индийское побережье португальцы с экспедицией Васко да Гама в одна тысяча четыреста девяносто восьмом году. В результате военных вторжений в начале шестнадцатого века португальцам удалось захватить ряд портов на Западном побережье Индии. Со временем эти города стали опорными территориями португальцев. Отсюда они контролировали суда, входившие в Персидский и Аравийский заливы. Португальские владения в Индии управлялись вице­королем, который расширял сферы господства Португалии, Вместе с португальскими гарнизонами и купцами в Индии появились и монахи­ миссионеры. В течение шестнадцатого – семнадцатого веков индийские правители нередко вступали с португальцами в вооруженную борьбу, которая, однако, чаще всего заканчивалась поражением индусов. захватывая владения местных феодалов. Проникновение европейцев в Индию усилилось в семнадцатом веке, когда активную экспансионистскую политику стали вести Англия и Голландия. Англичане и голландцы основали в начале века Ост­Индские торговые компании и постепенно оттесняли португальцев. Ослаблению позиций португальцев способствовало и то, что портовые города, находящиеся под их контролем, располагались на территориях, охваченных междоусобными войнами. Основав в одна тысяча шестисотом году Ост­Индскую торговую компанию, англичане с помощью интриг, подкупов, вооруженных нападений добивались все новых и новых торговых привилегий. С одна тысяча шестьсот восьмого года их корабли наладили постоянные экспедиции в Индию. Разбив в одна тысяча шестьсот двенадцатом году португальскую флотилию у Сурата (Гуджарат), они получили от падишаха империи Великих Моголов Джахангира разрешение на открытие там фактории. После трехлетнего пребывания при могольском дворе в Агре Томаса Роэ, официального посла английского короля, англичане получили право торговать и с Бенгалией. Они скупали главным образом индийские ткани, индиго, пряности, селитру, привозя в Индию фарфор, шелка, кораллы, шерсть и жемчуг из стран Дальнего Востока, Юго­Восточной Азии, районов Персидского залива и Красного моря. В результате деятельности этой компании индийские купцы были оттеснены и смогли сохранить в своих руках лишь прибрежную торговлю на индийском побережье. Англичане открыли ряд факторий во многих городах и селениях, построили форт святого Георга, вокруг которого вырос город Мадрас, создали торговую базу в Бомбее, где поселили ткачей из Сурата и организовали производство тканей, основали город Калькутту на том месте, где когда­то высадился Васко да Гама. Свои фактории в Индии имели и французские, и датские торговые компании. Преследуя свои корыстные цели, европейцы вмешивались в феодальные междоусобицы и

борьбу между индийскими феодалами и могольскими властями, снабжая и тех, и других оружием и посылая на помощь свои военные отряды. Захват англичанами Бенгалии и других земель. В восемнадцатом веке самыми серьезными противниками Англии в борьбе за колонии в Индии стали французы. Их торговые фактории появились в Индии во второй половине семнадцатого века, сразу после того, как в одна тысяча шестьсот шестьдесят четвертом году была основана французская Ост­Индская компания. Однако в середине восемнадцатого века интересы англичан и французов пришли в непосредственное столкновение и в Европе, и в Северной Америке, и в Азии. В ходе Семилетней войны (в период с одна тысяча семьсот пятьдесят шестого по одна тысяча семьсот шестьдесят третий год), которую на востоке вели французская и английская Ост­Индские компании, англичане полностью разгромили местных феодалов, которых поддерживали французы, и захватили Бенгалию, поставили в вассальную зависимость две соседние области, тем самым лишив французов практически всех их индийских владений. Схема действий представителей Ост­Индской компании была очень проста. Ост­Индская компания заключала с правителями различных мелких индийских государств договоры о субсидиях, то есть о безвозмездной помощи. Согласно этим договорам компания обеспечивала своими силами и средствами оборону этих государств от вторжений соседей. В ответ “облагодетельствованные” таким образом раджи предоставляли Ост­Индской компании различные привилегии, попадая в полную зависимость от нее. Когда же дело доходило до войны, Ост­Индская компания вела ее силами наемных индийских солдат – сипаев. Обескровив в такой войне обе стороны, и своего союзника, и его врага, представители этой компании просто вводили английские военные части на территорию зависимого государства. Англичане продолжили завоевательную политику и настолько расширили территории, принадлежащие английской короне, что в одна тысяча семьсот семьдесят третьем году был даже назначен первый генерал­ губернатор всей Индии ­ Уоррен Хейстингс. Именно в период его правления был принят первый акт об управлении английскими владениями Великобритании, поставивший деятельность Ост­Индской компании под контроль английского парламента. Хейстингс заложил основы государственной службы в колониях, усовершенствовал судопроизводство и успешно решал проблемы, возникавшие в связи с постоянными восстаниями местного населения, а также с начавшимися колониальными войнами. За короткий промежуток времени с одна тысяча семьсот шестьдесят седьмой по одна тысяча семьсот девяносто девятый годы произошло четыре таких войны. Однако все они неизменно заканчивались поражением индийцев. Таким образом, к началу девятнадцатого века колониальная зависимость Индии от Великобритании в основных чертах была оформлена. У англичан не осталось соперников в колониальных захватах в Индии, так как

Тема урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.

Воспитывать интерес и уважение к истории других народов.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий самостоятельной работы по теме

«Международные отношения в XVI –XVII веках»

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

IV. Изучение нового материала

Работа с понятием

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией (набор представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение). Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Это аграрное общество, т. е. почти всё население занимается .


Черты традиционного общества

1.Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель
2.Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли; увеличило налоги на ремесленников и купцов
3.Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением

Цель урока: определить тенденции развития восточных государств, доказав, что в Индии, Китае и Японии было традиционное общество


Вопросы для сравнения

Общие черты, главный вывод

1. Кто владел землёй?

2. Характерные черты крестьянской общины.

3. Какие сословия занимали господствующее положение?

4. Роль религии

2.Право верховной власти на землю принадлежит государству

3.Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(стр.276-277)

1.жрецы (брахманы), 2.учёные

сановники, воины(кшатрии)

3.купцы, землевладельцы

крестьяне(вайшии), 4.слуги

неприкасаемые

Самое жёсткое деление, переход в другую касту невозможен.

1.Земля должна принадлежать государству

1.император – «богдыхан»

2.чиновники (мандарины)

3. крестьяне

4. ремесленники

5. торговцы

Можно было поменять своё место, если выполнить определённые условия.

Конфуцианство

1.Государство верховный собственник на землю.

1.воины – самураи

2. крестьяне

3. ремесленники 4. Купцы 5. буракумины (неприкасаемые)

Вне социальной лестницы были придворные, священники, врачи, учёные.

Синтоизм

Религия определяла духовную и повседневную жизнь в обществе. Путь самоусовер-шенствования и обретения гармонии.


1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ (в таблице)

    Земля должна принадлежать государству Право верховной власти на землю принадлежит государству Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

(заполняют самостоятельно стр.276-277)

    Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско. Пользоваться можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику. Земли никогда не передавались по наследству.

КИТАЙ (таблице)

    Земля должна принадлежать государству

(заполняют самостоятельно стр.277)

    Все земли делились на две части: государственные и народные (частные) Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

ЯПОНИЯ (в таблице)

    Государство верховный собственник на землю.

(заполняют сами стр.277)

    Основной в собственности князей Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти..

Вывод в таблицу - Государство является верховным собственником земли.

2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ? Признаки сельской жизни.

1.Натуральное хозяйство(объяснение уч-ся – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.)

2.Экономическая замкнутость (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется .)


3.Круговая порука (объяснение уч-ся– характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.)

4. Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.

5.Государство регулирует хозяйственную жизнь.

Работа с учебником стр. 277-278 по заполнению таблицы

    Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение. За пределами общины, общинники становились бесправными.
    Деревня состояла из 100 дворов. Во главе общины стоял староста. Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей. Община была самоуправляема. Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
    Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю. В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Вывод: Община была административной единицей для сбора налогов и контроля за населением.

Огромное значение для традиционного общества имел сословный строй. Сословие – общая группа со своими наследств. правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами Если в Европе было очень трудно перейти из сословия в сословие, то на Востоке это было практически невозможно. Особенно это касалось Индии, где существовал кастовый строй. Каста – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов Работаем с таблицей –обратить внимание на то, что последняя ступень – торговцы.

Вывод: Каждый чётко знал своё место в обществе и свои обязанности.

Религии Востока. (рассказ учителя)

Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем. Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н. э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия. Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником. Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень. Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии. Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

V. Закрепление Кроссворд

Национальная одежда японцев? Моральный кодекс самураев? Кто такой богдыхан? Выдающийся мыслитель и мудрец Китая? Чем изобилуют индийские блюда? Где впервые возник буддизм? .Самая высокая гора в Японии?

VI. Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак»

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я понял…

Домашнее задание: таблица, составить синквейн – Индия, Китай, Япония