Болезни Военный билет Призыв

Гончаров обыкновенная история краткое содержание 1 главы. Как писалось произведение

Обыкновенная История

Саша Адуев, герой романа, живет в деревне по-обломовски беспечно. Мать с массой поцелуев и наставлений отправляет его в Петербург к дяде — Петру Ивановичу Адуеву. Дядя с брезгливым недоумением читает письмо девушки (теперь она уже старушка), которой в юности увлекался: какая провинциальная сентиментальность! Другое письмо от матери Саши (жены покойного брата Петра Ивановича) — она вручает свое дитятко «любезному деверечку». Напрасно женщина надеялась, что дядя поселит племянничка у себя и станет ему рот «от мух платочком прикрывать». Петр Иванович снимает для Саши комнату и дает ему первые уроки городского практицизма. Его смешит наивный романтизм племянника, его пышные речи, его наивные стихи. Дядюшка отвергает даже образованность племянника: все эти «философии» да «риторики» непригодны к делу. Сашеньку устраивают в канцелярию переписывать бумаги. Находится для него и «литературная» работа (он знает языки!) — переводить для экономического журнала статьи о навозе и картофельной патоке.

Проходит несколько лет. С молодого Адуева слетел налет провинциальности. Он модно одевается, приобрел столичный лоск. На службе его ценят. Его стихами и прозой дядя уже не оклеивает подсобные помещения, а читает с интересом. Но вот Адуев решился рассказать дядюшке о своей любви — единственной в мире. Дядя высмеивает его: юные романтические чувства, по его мнению, ничего не стоят. И уж конечно, это чувство не может быть вечным: кто-то кого-то «надует». Сам дядюшка тоже собрался жениться, не «по расчету» (на деньгах жениться пошло), а «с расчетом» — чтобы жена устраивала его как личность. Главное — дело делать. А Сашенька из-за любви уже и статьи в редакцию вовремя не сдает.

Прошло время. Наденька (та самая, единственная) предпочла Александру графа Новинского. Граф (молодой, красивый светский лев) каждый день заезжает в гости, катается с девушкой верхом на лошадях. Сашенька страдает. Он проклинает женскую неверность, хочет вызвать графа на дуэль. Со всем этим он приезжает к дядюшке. Петр Адуев пытается втолковать племяннику, что Наденька не виновата в том, что полюбила другого, что и граф не виноват, если сумел завладеть девичьим воображением. Но Адуев не слушает дядю, тот кажется ему циником, бессердечным. Молодая жена дядюшки, Лизавета Александровна (та tante), утешает Александра. У нее тоже драма: муж кажется ей слишком рациональным, он не говорит ей о своей любви. Молодой чувствительной женщине мало того, что он помнит обо всех ее желаниях, готов предоставить содержимое своего кошелька на удовлетворение ее капризов — а ведь деньги для Петра Адуева значат очень много.

Саша Адуев успевает разочароваться и в дружбе: почему приятель юных лет не облил его грудь слезами, а всего лишь пригласил на ужин и стал расспрашивать о делах? Он разочаровывается и в журналах, не способных оценить его литературное творчество (весьма высокопарные и отвлеченные от жизни рассуждения). Дядюшка приветствует отречение от литературных трудов (у Александра нет таланта) и заставляет племянника сжечь все его возвышенные писания. Тетушка Лизавета берет над Сашенькой своеобразное шефство. Опекая Александра, ma tante (тетушка) как бы восполняет ту долю сентиментальности, которой взыску-ет ее душа.

Дядя дает племяннику важное поручение: «влюбить в себя» вдову Юлию Тафаеву. Это необходимо потому, что партнер дядюшки по фарфоровому заводу, влюбчивый и франтоватый Сурков, тратит на эту вдову слишком много денег. Увидев же, что его место занято, Сурков тратиться зря не будет. Поручение выполнено с блеском: Сашенька увлек сентиментальную нервическую вдову, да и сам увлекся. Они так похожи! Юлия тоже не представляет себе «простой тихой любви», ей совершенно необходимо, чтобы «падали к ее ногам» и клялись «всеми силами души». Вначале Александр так воодушевлен родством душ и красотой Юлии, что готов жениться. Однако вдова слишком навязчива, слишком покорна в своем чувстве — и молодой Адуев начинает тяготиться этими отношениями. Он уж и не знает, как отвязаться от вдовы, но его спасает дядя, переговорив с Тафаевой.

Лишившись иллюзий, Александр впадает в апатию. Его не интересует повышение по службе, работа в редакции. Он небрежно одевается, часто проводит целые дни на диване. Развлекает его разве что летняя ловля рыбы. Во время сидения с удочкой он знакомится с небогатой девушкой Лизой — и уже готов соблазнить ее, не отягощая себя обязательствами женитьбы.

Отец Лизы дает младшему Адуеву от ворот поворот. Равнодушие ко всему одолевает Александра. Он неспособен пойти по стопам дядюшки и найти себя в обществе и в деле (как сейчас бы сказали — «в бизнесе»). На скромную жизнь достаточно денег? И довольно! Дядюшка пробует отвлечь его и получает в ответ обвинения в том, что младший Адуев по вине Адуева-старшего состарился душой прежде, чем приобрел необходимый для этого опыт.

Петр Адуев получил свою «награду» за усердное служение делу (и за ежевечернюю игру в карты) — у него болит поясница. У Александра Адуева поясница уж точно не заболит! Так считает дядюшка. Не видит Александр отрады в «деле». Следовательно, ему нужно ехать в деревню. Племянник послушался совета и отбыл. Тетка проплакала целый день.

В деревне Александр сначала отдыхает, потом скучает, потом возвращается к журнальной (экономической) работе. Он собирается вернуться в Петербург, но не знает, как объявить об этом матери. Старушка избавляет его от этих хлопот — она умирает.

В эпилоге читатель сталкивается с неожиданной болезнью тетушки Лизаветы — она поражена глубоким равнодушием к жизни. Это породили «методичность и сухость» отношений к ней мужа. Петр Иваныч и рад бы поправить это (он подает в отставку и продает завод!), но болезнь жены зашла слишком далеко, она не желает жертв — ее уже ничем не оживить. Дядюшка собирается везти ее в Италию — самочувствие жены стало для него наивысшей ценностью.

А вот Александр торжествует — он женится на богатой (очень богатой!) молоденькой девушке (не все ли равно, что она чувствует!), у него прекрасно идут дела на службе и в журналах. Он наконец-то доволен собой. Плохо только, что поясница начала немного побаливать...

Представляем вашему вниманию произведение И. А. (краткое содержание). В этой статье описаны основные события романа, опубликованного впервые в 1847 году.

Часть первая

Как-то летом из имения Анны Павловны Адуевой, небогатой помещицы из деревни Грачи, в Петербург на службу отправляют Александра Федоровича, единственного ее сына, светловолосого молодого человека во цвете сил, лет и здоровья. Вместе с ним едет и камердинер Евсей.

Проводы

Анна Павловна горюет и дает сыну последние наставления. Его также провожает строгая и Аграфена, изо всех сил пытаясь сдержать свои эмоции. Соседка Марья Карповна вместе с дочерью Софьей приезжают на проводы. У героя роман с последней, возлюбленная дает ему на прощание прядь отрезанных волос и колечко.

Они клянутся в верности и вечной любви. Появляется и Поспелов, друг Александра, приехавший издалека лишь для того, чтобы обнять своего товарища.

Петр Иванович

Продолжим излагать события романа "Обыкновенная история". Краткое содержание произведения поведает о дальнейшем развитии повествования.

Наконец Александр и Евсей отправляются в путь. Дядя главного героя, Петр Иванович Адуев, отцом Александра в свое время также был послан в Петербург и жил в этом городе уже 17 лет, долгое время не общаясь с родственниками. Он служил чиновником особых поручений при одном важном лице, занимал очень хорошую квартиру, имел нескольких слуг. Дядя, человек сдержанный, считался деловым и деятельным членом общества. Он всегда со вкусом и тщательно одевался, можно даже сказать, щеголевато. Когда Петр Иванович узнал о прибытии племянника, он сначала решил под первым же предлогом отделаться от него. Дядя выбрасывает письма от родственников, даже не прочитав (в том числе от тетки Александра, с которой у него был в юности роман, и которая так и не вышла замуж). Но в письме матери племянника его что-то трогает, он вспоминает, как много лет назад, провожая его в Петербург, плакала Анна Павловна. Петр Иванович ужасается тем, что последняя наказывает заступаться за своего сына перед начальством, на ночь крестить его и прикрывать от мух рот платочком.

Первые трудности

Представляем вам описание первых трудностей, с которыми столкнулся юноша, их краткое содержание. "Обыкновенная история" Гончарова по главам продолжает свое повествование. Первые неприятности у героя были следующие. Дядя не дает ему обнять себя, указывает комнату, которую можно снять, вместо того чтобы пригласить жить к себе. Это нагоняет тоску на эмоционального и экзальтированного Александра, который привык к искренним излияниям и дружескому расположению. Романтическое отношение юноши к жизни в глазах Петра Ивановича совершенно неприемлемо. Он высмеивает манеру племянника выражаться романтическими штампами, выбрасывает волосы и колечко Софьи, а стихами, которыми так гордился молодой человек, обклеивает стену. Петр Иванович постепенно спускает Александра с небес на землю, определяет его на службу. Племянник мечтает о головокружительной карьере, крайне расплывчато представляя себе ее. Он говорит об этом дяде, о своих проектах, которые, по мнению последнего, или уже исполнены, или их вовсе не нужно делать. Зная о том, что молодой человек мечтает стать писателем, дядя подыскивает ему переводы для одного сельскохозяйственного журнала.

Новая жизнь

Начинается новый этап в жизни главного героя произведения "Обыкновенная история". Краткое содержание его составляют следующие события. Через два года Александр уже овладевает изящными манерами, становится более уверенным в себе и уравновешенным. Петр Иванович уж было решает, что тот на правильном пути, как вдруг юноша влюбляется в Наденьку Любецкую и забывает обо всем на свете: о карьере, образовании, обязанностях. Дядя старается растолковать, что жениться ему еще рано, поскольку, чтобы содержать семью, необходимо иметь приличный доход. Кроме того, нужно уметь завоевать женщину своим умом и хитростью, племянник же примитивен. Увлечение Наденькой быстро пройдет, предупреждает его дядя. Александр возмущается, узнав о том, что сам дядя собирается жениться, упрекает того в браке по расчету.

Наденька Любецкая

"Обыкновенная история" Гончарова в кратком содержании продолжает свое развитие. Александр начинает посещать дом Любецких. Его возлюбленная была впечатлительна до крайности, имела непостоянное и своенравное сердце и пылкий ум. Сначала ее устраивают разговоры ни о чем, влюбленные взгляды и прогулки под луной. Александр все реже навещает Петра Ивановича, забрасывает карьеру, вновь начинает писать, однако произведения его не принимают издатели, указывают на их неестественность и незрелость. Постепенно Наденьке наскучивает ее поклонник. Заканчивается назначенный ею Александру год испытательного срока, и она старается избежать объяснения. Одна из причин - посещение графа Новинского, прекрасно образованного и воспитанного юноши, светского льва. Он начинает навещать Наденьку, обучает ее верховой езде. Александр, видя, что его избегают, впадает то в меланхолию, то в панику, то решает исчезнуть на некоторое время с тем, чтобы его стали разыскивать, но этого не происходит. Юноша наконец осмеливается вызвать возлюбленную на решительный разговор. Наденька признается, что ей нравится граф. Александр, выйдя из дома, рыдает.

Краткое содержание книги "Обыкновенная история" продолжается. Среди ночи герой бежит к Петру Ивановичу, чтобы вызвать к себе сочувствие, просит дядю согласиться быть его секундантом во время дуэли с Новинским. Петр Иванович говорит о бессмысленности поединка: Наденьку уже не вернуть, но можно приобрести ее ненависть, если причинить графу вред. Кроме того, в случае убийства его ожидает каторга или ссылка. Взамен он предлагает обыграть соперника, убедить Наденьку в превосходстве над графом, прежде всего, в интеллектуальном. Дядя доказывает, что возлюбленная не виновата, что предпочла Новинского. В конце беседы племянник заливается слезами. Жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, приходит его утешать.

Часть вторая

Мы дошли до второй части романа "Обыкновенная история". Краткое содержание ее следующее.

Прошел еще год. Александр перешел к холодному унынию. Тетушка тратит много времени на его утешение. Племяннику же нравится роль страдальца. На возражение ее о том, что истинная любовь не стремится всем себя продемонстрировать, Александр нескромно замечает, что любовь к жене Петра Ивановича запрятана очень глубоко, так, что ее совершенно не видно. Мысленно тетушка соглашается с ним. Хотя она не имеет права жаловаться на мужа, который всем ее обеспечивает, Лизавете Александровне все же хочется порой большего проявления чувств.

Встреча с другом

Вот как разворачивает дальнейшие события Гончаров И. А. ("Обыкновенная история"). Краткое содержание по главам, которое вы читаете, продолжается встречей главного героя со старым приятелем. Однажды Александр приходит к тетушке и рассказывает ей о предательстве друга, которого тот не видел уже много лет. Он повстречал его на Невском проспекте. Тот не ответил на искренние излияния, сухо поинтересовавшись о службе и пригласив зайти к себе на следующий день на ужин, на котором присутствовало около десятка гостей. Здесь он предлагает поиграть в карты, а также денег, если тот нуждается. Александр начинает рассказывать о несчастной любви, но его друг лишь смеется. Племянник зачитывает тете с дядей цитаты французских романистов, определявших дружбу весьма вычурно. Это злит Петра Ивановича, он заявляет, что приятель вел себя порядочно по отношению к нему. Дядя выговаривает юноше, что пора прекратить жаловаться на людей и ныть, когда у него есть друзья, к которым причисляет также и себя с женой.

Повесть Александра

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. "Обыкновенная история" Гончарова продолжает свое развитие. Петр Иванович напоминает племяннику, что тот уже 4 месяца как не писал матери. Александр полностью раздавлен. Чтобы его утешить, тетушка советует вновь заняться литературой. Молодой человек пишет повесть, действие которой происходит в тамбовской деревне, а герои - лжецы, клеветники и изверги. Он читает ее вслух тете с дядей. Петр Иванович пишет знакомому редактору письмо, в котором утверждает, что повесть написана им самим, и он намерен ее опубликовать за вознаграждение. Ответ редактора он зачитывает племяннику. Тот раскусил обман, заметив, что автор - молодой человек, не глупый, но сердитый на весь мир. Причины этого, по его мнению, - мечтательность, самолюбие, преждевременное развитие сердца и неподвижность ума, приводящие к лени. Труд, наука, практическое дело должны помочь этому юноше. По мнению редактора, у автора повести нет таланта.

Отношения с Юлией Тафаевой

После вышеописанных событий Александр сжигает все свои литературные труды. Дядя просит его о помощи: составить конкуренцию Суркову, его компаньону. Тот влюблен (Петр Иванович считает, что он лишь думает, что влюблен) в некую Юлию Тафаеву, молодую вдову. Он намерен ради нее выбрасывать деньги на ветер, а брать их у дяди Александра. Юноша начинает навещать Тафаеву, с которой у них много общего (мрачный взгляд на мир, мечтательность). Скоро он влюбляется, а воспитанная на французской сентиментальной литературе и рано вышедшая замуж за человека многим ее старше Тафаева отвечает ему взаимностью.

Новое разочарование

Героя снова ожидает разочарование при дальнейшем развитии событий. Приводим их краткое содержание. "Обыкновенная история" Гончарова уже приближается к финалу. Идет подготовка к свадьбе. Александр просит тайного от дяди содействия Лизаветы Александровны. Тетя наносит визит Юлии, девушка поражается ее красоте и молодости. Тафаева протестует против общения ее возлюбленного с Адуевыми. Александр ведет себя с Юлией деспотично, требует повиновения и исполнения любой прихоти (отгораживает ее от знакомых мужчин, запрещает выезжать). Юлия сносит это, но через некоторое время им становится скучно, начинаются придирки героя к возлюбленной. Он понимает, что потерял зря целых два года, в очередной раз пострадала его карьера. Он хочет общаться с приятелями, работать, ездить в свет, а она деспотично требует, чтобы Александр принадлежал лишь ей. Юлия унижается, даже умоляет жениться на ней с условием предоставления полной свободы герою. Александр не хочет этого, но не знает, как отказать. Он обращается за советом к дяде. С Юлией происходит нервный припадок, Петр Иванович приезжает к ней и улаживает дело, сказав о том, что Александр не умеет любить. Племянник впадает в апатию. Он ни к чему не стремится, не появляется в гостях у дяди. Юноша замечает, что не осталось ни одной надежды и мечты, перед ним лишь голая действительность, которой он не готов противостоять.

Лиза

Автор, однако, на этом не заканчивает роман "Обыкновенная история". Краткое содержание поведает, чем же все-таки завершится эта история. Главный герой ходит на рыбалку со стариком Костиковым, скрягой и брюзгой.

Они встречаются однажды с неким пожилым дачником и его дочерью Лизой, которая влюбляется в героя. Тот разыгрывает роль дяди, учит ее трезво относиться к любви и жизни. Отец Лизы выгоняет его. Молодой человек помышляет о самоубийстве, но мост, на котором он стоит, в тот момент разводят, и он прыгает на твердую опору. Через некоторое время он получает записку от тети с просьбой сводить ее на концерт, поскольку дядя болен. Музыка производит сильное впечатление на Александра, он прямо в зале плачет, над ним смеются.

Возвращение в деревню

Таковы были основные события до возвращения в деревню (кратко). "Обыкновенная история" Гончарова разворачивается уже в Грачах. Юноша полностью утрачивает веру в человечество, решает возвратиться в деревню. Он говорит дяде, что не упрекает его за то, что тот раскрыл ему глаза, но, увидев вещи в истинном свете, он окончательно разочаровался в жизни. В деревне Александр узнает, что его бывшая возлюбленная Софья уже давно замужем и ждет шестого ребенка. Мать принимается откармливать юношу, позволяет ничего не делать, намекает, что пришло время жениться, но герой отказывается.

Новая поездка в Петербург

Продолжается наша обыкновенная история. Краткое развитие событий выглядит следующим образом. В герое постепенно пробуждается жажда деятельности, и возникает желание вернуться в столицу. Он пишет письма тете и дяде, в которых признается в своем эгоизме. Он также везет улику дяде - письмо тетке из Грачей, в котором тот когда-то рассуждал в романтическом ключе.

Эпилог

Спустя 4 года после следующего приезда юноши в Петербург он объявляет дяде о намерении жениться. Он берет большое приданое, а саму невесту едва помнит. Дядя, однако, не может полностью поддержать племянника, поскольку за то время в нем самом произошли большие перемены. Петр Иванович стал иначе относиться к своей жене. Он пытается показать свои чувства, но уже поздно: ей все равно, она живет, лишь молча подчиняясь мужу, никак не реагируя на эти попытки. Доктор обнаруживает у тети странную болезнь, одна из причин которой, по его мнению, в том, что у нее не было детей. Петр Иванович решает продать завод, выйти в отставку и отправиться с женой в путешествие. Но та не готова принять такие жертвы. Ей не нужна ни запоздалая любовь, ни свобода. Лизавете Александровне жаль прежнего Александра. Петр Иванович обнимает племянника - впервые за все время их знакомства.

Таков сюжет произведения "Обыкновенная история", кратко описанный в данной статье. Надеемся, она поможет вам при изучении этого романа.

Краткий анализ

В этом произведении каждый человек на всех этапах жизни и развития найдет для себя нужный урок. В деловой атмосфере смешны сентиментальность и наивность Александра Адуева. Пафос его фальшив, а представления о жизни и возвышенность речей далеки от реальности. Однако и дядюшку нельзя назвать идеалом: уважаемый человек, заводчик, он боится живого чувства и слишком далеко заходит в своем практицизме. Он оказывается неспособен проявить теплые чувства к жене, что приводит к ее нервному расстройству. В поучениях этого героя много иронии, а племянник, будучи простым, бесхитростным человеком, слишком прямо их принимает.

Александр Адуев, лишившись былых фальшивых идеалов, не приобретает других, подлинных. Он просто-напросто превращается в расчетливого пошляка. Гончаров иронизирует по поводу того, что подобный путь далеко не исключение. Исчезают юношеские идеалы - это обыкновенная история. Мало людей могут противостоять давлению на их душу и разум крупного города и буржуазного общества. В конце произведения циничный дядюшка намного человечнее своего ученика-племянника. Александр стал деловым человеком, для которого имеют значение лишь деньги и карьера. А город поджидает новых жертв - неискушенных и наивных.

Иван Александрович Гончаров

«Обыкновенная история»

Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах. Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал, «как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном». Суматоха царила в Грачах потому, что Александр собирается в Петербург на службу: знания, полученные им в университете, по мысли юноши, необходимо применить на практике служения Отечеству.

Горе Анны Павловны, расстающейся с единственным своим сыном, сродни печали «первого министра в хозяйстве» помещицы Аграфены — вместе с Александром в Петербург отправляется его камердинер Евсей, сердечный друг Аграфены, — сколько приятных вечеров провела эта нежная пара за картами!.. Страдает и возлюбленная Александра, Сонечка, — ей посвящались первые порывы его возвышенной души. Лучший друг Адуева, Поспелов, в последнюю минуту врывается в Грачи, чтобы напоследок обнять того, с кем проведены были в беседах о чести и достоинстве, о служении Отечеству и прелестях любви лучшие часы университетской жизни…

Да и самому Александру жаль расставаться с привычным укладом жизни. Если бы высокие цели и ощущение своего назначения не толкали его в дальнюю дорогу, он, конечно, остался бы в Грачах, с безгранично любящими его матерью и сестрой, старой девой Марией Горбатовой, среди гостеприимных и хлебосольных соседей, рядом с первой своей любовью. Но честолюбивые мечты гонят юношу в столицу, ближе к славе.

В Петербурге Александр сразу же отправляется к своему родственнику, Петру Ивановичу Адуеву, который в своё время так же, как и Александр, «двадцати лет был отправлен в Петербург старшим своим братом, отцом Александра, и жил там безвыездно семнадцать лет». Не поддерживая связи с оставшимися после смерти брата в Грачах его вдовой и сыном, Петр Иванович сильно удивлён и раздосадован появлением восторженного молодого человека, ждущего от дядюшки забот, внимания и, главное, разделённости его повышенной чувствительности. С первых же минут знакомства Петру Ивановичу приходится едва ли не силой удерживать Александра от излияний чувств с попыткой заключить родственника в объятия. Вместе с Александром прибывает письмо от Анны Павловны, из которого Петр Иванович узнает, что на него возлагаются большие надежды: не только почти забытой невесткой, которая уповает на то, что Петр Иванович будет спать с Александром в одной комнате и прикрывать юноше рот от мух. В письмо вложено немало просьб от соседей, о которых Петр Иванович вот уже почти два десятилетия и думать забыл. Одно из этих писем принадлежит перу Марьи Горбатовой, сестры Анны Павловны, на всю жизнь запомнившей день, когда молодой ещё Петр Иванович, гуляя с ней по деревенским окрестностям, влез по колено в озеро и сорвал ей на память жёлтый цветок…

С первой же встречи Петр Иванович, человек суховатый и деловой, начинает воспитание своего восторженного племянника: он снимает Александру квартиру в том же доме, где живёт сам, советует, где и как питаться, с кем общаться. Позже находит ему и вполне конкретное дело: службу и — для души! — переводы статей, посвящённых проблемам сельского хозяйства. Высмеивая, порой достаточно жестоко, пристрастия Александра ко всему «неземному», возвышенному, Петр Иванович постепенно пытается разрушить тот вымышленный мир, в котором живёт его романтический племянник. Так проходит два года.

По прошествии этого времени мы встречаем Александра уже отчасти привыкшим к сложностям петербургской жизни. И — без памяти влюблённым в Наденьку Любецкую. За это время Александр успел продвинуться по службе, достиг и определённых успехов в переводах. Теперь он стал достаточно важным человеком в журнале: «он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве». Продолжал писать и стихи и прозу. Но влюблённость в Наденьку Любецкую словно закрывает перед Александром Адуевым весь мир — теперь он живёт от встречи к встрече, одурманенный той «сладостной негой, на которую сердился Петр Иванович».

Влюблена в Александра и Наденька, но, пожалуй, лишь той, «маленькой любовью в ожидании большой», которую испытывал сам Александр к забытой им теперь Софье. Счастье Александра непрочно — на пути к вечному блаженству встаёт граф Новинский, сосед Любецких по даче.

Петр Иванович не в силах излечить Александра от бушующих страстей: Адуев-младший готов вызвать графа на дуэль, отомстить неблагодарной девушке, не способной оценить его высокие чувства, он рыдает и пылает гневом… На помощь обезумевшему от горя юноше является жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна; она приходит к Александру, когда Петр Иванович оказывается бессилен, и нам неизвестно, чем именно, какими словами, каким участием удаётся молодой женщине то, что не получилось у её умного, рассудительного мужа. «Через час он (Александр) вышел задумчив, но с улыбкой, и уснул в первый раз покойно после многих бессонных ночей».

И ещё один год промелькнул с той памятной ночи. От мрачного отчаяния, которое удалось растопить Лизавете Александровне, Адуев-младший перешёл к унынию и равнодушию. «Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Он был тих, важен, туманен, как человек, выдержавший, по его словам, удар судьбы…» И удар не замедлил повториться: неожиданная встреча с давним другом Поспеловым на Невском проспекте, встреча, тем более случайная, что Александр даже не ведал о переезде своего задушевного товарища в столицу, — вносит сумятицу в и без того потревоженное сердце Адуева-младшего. Друг оказывается совсем не таким, каким помнится по годам, проведённым в университете: он поразительно схож с Петром Ивановичем Адуевым — не ценит ран сердца, испытанных Александром, говорит о карьере, о деньгах, радушно принимает старого друга в своём доме, но особых знаков внимания к нему не проявляет.

Излечить чувствительного Александра от этого удара оказывается почти невозможным — и кто знает, до чего дошёл бы наш герой на этот раз, не примени к нему дядюшка «крайнюю меру»!.. Рассуждая с Александром об узах любви и дружбы, Петр Иванович жестоко упрекает Александра в том, что он замкнулся лишь в собственных чувствах, не умея ценить того, кто верен ему. Он не считает своими друзьями дядю и тётушку, он давно не писал к матери, живущей лишь мыслями о своём единственном сыне. Это «лекарство» оказывается действенным — Александр снова обращается к литературному творчеству. На этот раз он пишет повесть и читает её Петру Ивановичу и Лизавете Александровне. Адуев-старший предлагает Александру послать повесть в журнал, чтобы узнать истинную цену творчеству племянника. Делает это Петр Иванович под своим именем, считая, что так будет справедливее суд и лучше для участи произведения. Ответ не замедлил явиться — он ставит последнюю точку в надеждах честолюбивого Адуева-младшего…

И как раз в это время Петру Ивановичу понадобилась услуга племянника: его компаньон по заводу Сурков неожиданно влюбляется в молодую вдову бывшего приятеля Петра Ивановича Юлию Павловну Тафаеву и совсем забрасывает дела. Выше всего прочего ценящий дело, Петр Иванович просит Александра «влюбить в себя» Тафаеву, вытеснив Суркова из её дома и сердца. В качестве вознаграждения Петр Иванович предлагает Александру две вазы, которые так нравились Адуеву-младшему.

Дело, однако, принимает неожиданный поворот: Александр влюбляется в молодую вдову и вызывает у неё ответное чувство. Причём чувство столь сильное, столь романтическое и возвышенное, что сам «виновник» не в состоянии выдержать порывов страсти и ревности, которые обрушивает на него Тафаева. Воспитанная на любовных романах, слишком рано вышедшая замуж за богатого и нелюбимого человека, Юлия Павловна, встретившись с Александром, словно в омут кидается: все, о чем читалось и мечталось, обрушивается теперь на её избранника. И Александр не выдерживает испытания…

После того как Петру Ивановичу неизвестными нам доводами удалось привести в себя Тафаеву, прошло ещё три месяца, в которые жизнь Александра после пережитого потрясения нам неизвестна. Мы встречаемся с ним вновь, когда он, разочарованный во всем, чем жил прежде, «играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу». Апатия его глубока и неизбывна, ничто, кажется, не может вывести Адуева-младшего из тупого равнодушия. Ни в любовь, ни в дружбу Александр больше не верит. Он начинает ездить к Костикову, о котором некогда писал в письме к Петру Ивановичу сосед по Грачам Заезжалов, желая познакомить Адуева-старшего со старинным своим приятелем. Этот человек оказался для Александра как нельзя кстати: он в молодом человеке «душевных волнений пробудить не мог».

И однажды на берегу, где они ловили рыбу, появились неожиданные зрители — старик и хорошенькая молодая девушка. Они появлялись все чаще. Лиза (так звали девушку) начала пытаться различными женскими хитростями увлечь тоскующего Александра. Отчасти девушке это удаётся, но на свидание в беседку вместо неё приходит оскорблённый отец. После объяснения с ним Александру не остаётся ничего другого, как переменить место рыбалки. Впрочем, о Лизе он помнит недолго…

Все ещё желая пробудить Александра от сна души, тётушка просит его однажды сопровождать её в концерт: «приехал какой-то артист, европейская знаменитость». Потрясение, испытанное Александром от встречи с прекрасной музыкой, укрепляет созревшее ещё раньше решение бросить все и вернуться к матери, в Грачи. Александр Федорович Адуев покидает столицу по той же дороге, по которой несколько лет назад въехал в Петербург, намереваясь покорить его своими талантами и высоким назначением…

А в деревне жизнь словно остановила свой бег: те же хлебосольные соседи, только постаревшие, та же любящая безгранично матушка, Анна Павловна; только вышла замуж, не дождавшись своего Сашеньку, Софья, да по-прежнему вспоминает о жёлтом цветке тётка, Марья Горбатова. Потрясённая переменами, произошедшими с сыном, Анна Павловна долго допытывается у Евсея, как жил Александр в Петербурге, и приходит к выводу, что сама жизнь в столице настолько нездорова, что состарила сына и притупила его чувства. Дни проходят за днями, Анна Павловна все надеется, что у Александра вновь вырастут волосы и заблестят глаза, а он думает о том, как бы вернуться в Петербург, где так много пережито и безвозвратно потеряно.

Смерть матери избавляет Александра от мук совести, не позволяющих признаться Анне Павловне в том, что он снова замыслил побег из деревни, и, отписав Петру Ивановичу, Александр Адуев вновь едет в Петербург…

Проходит четыре года после повторного приезда Александра в столицу. Много изменений произошло с главными героями романа. Лизавета Александровна устала бороться с холодностью мужа и превратилась в спокойную рассудительную женщину, лишённую каких бы то ни было стремлений и желаний. Петр Иванович, огорчённый переменой характера жены и подозревающий у неё опасное заболевание, готов отказаться от карьеры надворного советника и подать в отставку, чтобы увезти Лизавету Александровну хоть на время из Петербурга. Зато Александр Федорович достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казённое содержание, посторонними трудами» зарабатывает немалые средства да ещё и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ…

На этом мы расстаёмся с героями романа. Какая, в сущности, обыкновенная история!..

История начинается в в деревне Грачи, где в усадьбе помещицы Анны Павловны Адуевой царит сумятица: единственный сын Александр уезжает на службу в Петербург. В деревне он оставляет любимую девушку Сонечку и лучшего друга Поспелова.

В столице Александр обращается за помощью к дяде - Петру Ивановичу Адуеву, который и думать забыл о своем племяннике, но совладав с собою, нашел ему хорошую работу переводчика и приличную квартирку по соседству. Его несколько смущает стремление племянника ко всему возвышенному, но он справедливо полагает, что столичная жизнь его изменит.

Через пару лет Александр уже становится более спокойным и рассудительным, он добился на службе определенных успехов и безумно влюбился в Надежду Любецкую. Его дядя отрицательно относится к его увлечению и считает, что это увлечение принесет ему ненужное разочарование. И оказывается прав: корыстная Наденька предпочитает Александру графа Новинского. Герой полностью раздавлен, он теряет интерес к жизни и только жене дяди, Лизавете Александровне, удается немного отвлечь его и превратить горе в легкую печаль.

Через год Александра ожидало новое испытание: в столице он случайно столкнулся со своим деревенским другом Поспеловым. Тот очень изменился: стал настоящим столичным жителем, разбогател и явно пренебрегает обществом Александра. Для героя это последняя капля, потому что все вокруг, по его мнению, забыли о любви и дружбе, интересуются лишь деньгами и развлечениями.

Александр впадает в депрессию, но дядя решает с ним не церемониться и утверждает, что виноват он в этом сам: не писал другу, забыл про мать и сестру, отгородился от своей прошлой жизни и получил ожидаемый результат. Чтобы развеять его тоску, Петр Александрович просит его об услуге: влюбить в себя Юлию Павловну Тафаеву, которая отвлекает от работы его компаньона Суркова, что плохо сказывается на прибылях. Александр соглашается, но неожиданно чувство молодых людей становится взаимным. Дядя в панике: опять его племянник балансирует на грани эмоционального срыва, он обманным путем заставляет Юлию уехать, а Александр от тоски едет в Грачи.

В деревне всего его встретили очень радушно, его жизнь снова стала спокойной и единственным развлечением была ловля рыбы на местном пруду. Именно там он знакомится с девушкой Лизой, но развиться новому увлечению помешала смерть его матери. Александр даже вздыхает с некоторым облегчением: теперь нет никаких преград к его возвращению в Петербург.

Там жизнь во многом изменилась, его дядя подал в отставку и уехал с женой жить в свое деревенское поместье. Он, отъявленный сухарь и скептик, как это ни странно, решил таким образом добавить в их отношения с супругой немного эмоций. Теперь у Александра в столице из близких никого не осталось, все свое внимание он сосредоточил на карьере.

Через несколько лет он уже был коллежским советником, стал до неприличия много зарабатывать и совершенно забыл о своих душевных терзаниях юных лет. Герой даже готов жениться, но только на девушке с богатым приданым. Вот такая обыкновенная житейская история.

Сочинения

«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"?

Однажды летом из деревни Грачи, имения небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой, провожают в Петербург на службу единственного сына Анны Павловны – Александра Федоровича, “белокурого молодого человека в цвете лет, здоровья и сил”. С ним отправляется камердинер Евсей. Анна Павловна вне себя от горя, она то принимается плакать, то ругать Евсея за не должное внимание к вещам барина, то читает Сашеньке последние наставления. Евсея провожает сожительница Аграфена, женщина властная и строгая, всеми силами старающаяся сдержать эмоции. На проводы приезжает соседка Марья Карповна с дочерью Софьей. У Софьи роман с Александром, она вышивает на белье его метки, снабжает его на дорогу колечком и прядью отрезанных волос. Перед отправкой молодые люди клянутся друг другу в вечной любви и верности. В последний момент появляется друг Александра, Поспелов, который проскакал сто шестьдесят верст лишь для того, чтобы обнять Александра. Это очень нравится молодому Адуеву; по его представлениям, дружба должна проявляться именно подобным образом. Александр и Евсей уезжают.
Петр Иванович Адуев, дядя Александра, в свое время был также отправлен в Петербург отцом Александра и жил там семнадцать лет. Он давно не общался и не переписывался с родственниками. “В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и, может быть, не без причины; служил при каком-то важном лице чиновником особых поручений и носил несколько ленточек в петлице фрака; жил на большой улице, занимал хорошую квартиру, держал троих людей и столько же лошадей. “Он был высокий, пропорционально сложенный мужчина, с крупными, правильными чертами смугловатового лица, с ровной красивой походкой, со сдержанными, но приятными манерами… В лице замечалось также… уменье владеть собою… Он слыл за деятельного и делового человека. Одевался он всегда тщательно, даже щеголевато, “но не чересчур, а только со вкусом…”
Когда лакей объявляет Петру Ивановичу о прибытии племянника (с гостинцами вроде сушеной малины и деревенского меда и массой сопроводительно-просительных писем от родственников и давних знакомых из провинции), тот вначале решает отделаться от Александра под первым же благовидным предлогом. Он с отвращением выбрасывает в мусорную корзину несколько писем (в т. ч. от тетки Александра, с. которой у Петра Ивановича в юности был бурный роман, она не вышла замуж и до сих пор помнит ту историю), но что-то в письме матери Александра трогает Адуева-старшего, и он вспоминает, как Анна Павловна плакала много лет назад, провожая его в столицу, как принимала в нем искреннее участие. Петр Иванович приходит в ужас от того, что Анна Павловна наказывает ему заступаться за Сашеньку перед начальством, крестить во сне и прикрывать ночью “мальчику” рот платочком от мух. При появлении Александра, Петр Иванович ведет себя весьма сдержанно, не дает племяннику обнять себя, не приглашает пожить в своей квартире (а указывает ему комнату внаем), не зовет обедать вместе (а препровождает в трактир).
Все эти рекомендации, которые в порядке вещей в Петербурге, навевают тоску на экзальтированного и чересчур эмоционального Александра.
Общение дяди и племянника с самого начала походит на разговор двух глухих. Александр ожидает от Петра Ивановича “искренних излияний”, ему необходимо постоянное словесное подтверждение дружеского расположения дяди к нему. Петр же Иванович, человек крайне сдержанный, совершенно не приемлет романтического отношения племянника к жизни, не упускает ни одного случая, чтобы не упрекнуть Александра в неуместности проявления чувств на людях. Вскоре он и вообще предлагает племяннику уехать обратно в деревню: “Вы помешались на любви, на дружбе да на прелестях жизни, на счастье; думают, что жизнь только в этом и состоит: Ах да ох! Плачут, хнычут да любезничают, а дела не делают… как я отучу тебя от всего этого…” Петр Иванович высмеивает неестественную вычурную манеру Александра изъясняться романтическими штампами, выбрасывает прочь “вещественные знаки невещественных отношений” (колечко и волосы Софьи), обклеивает стену стихами Александра, заставляет написать приятелю письмо нормальным слогом, где себя характеризует следующим образом: “Дядя любит заниматься делом… знает наизусть не одного Пушкина… читает на двух языках… любит искусства, имеет прекрасную коллекцию картин фламандской школы… часто бывает в театре, но не суетится, не мечется, не ахает, не охает, думая, что это ребячество, что надо воздерживать себя, не навязывать никому своих впечатлений, потому что до них никому нет надобности. Он также не говорит диким языком…”.
Петр Иванович постепенно сводит Александра с небес на землю, определяет на службу. В мечтах, озвученных вслух, Александр представляет себе головокружительную карьеру (до министра) потому, что все должны моментально оценить его выдающиеся достоинства, и потому, что крайне расплывчато представляет себе службу. Ему кажется, что ему немедленно поручат решать какое-то важное государственное дело и предложат реализовать один из его проектов – “один из тех проектов, которые тысячу лет уж как исполнены или которых нельзя и не нужно исполнять”, по замечанию дяди. Выясняется же, что Александр не преуспел даже в чистописании. Еще молодого человека влечет карьера писателя или поэта, но дядя развенчивает перед ним миф о поэтах-небожителях и объясняет, что “искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том и в другом”. Он постоянно призывает Александра не витать в облаках, а строить свою жизнь и карьеру по кирпичикам упорным трудом. В качестве литературного занятия дядя подыскивает племяннику переводы для сельскохозяйственного журнала.
Проходит два года. Александр прилежно следует рекомендациям Петра Ивановича, приобретает изящные манеры и щегольской костюм, становится более уравновешенным и уверенным в себе, реже говорит “диким языком”, учится владеть собой. Работодатели хвалят Александра, Петр Иванович решает было, что племянник окончательно наставлен им на путь истинный, как вдруг Александр влюбляется в некую Наденьку Любецкую. Все воспитание Петра Ивановича идет прахом: счастливый Александр начинает совершать одну за другой массу глупостей, забрасывает карьеру, все чаще застывает на одном месте с глупой улыбкой на лице. Дядя сердится, пытается донести до племянника, что жениться надо в более зрелом возрасте, что для того, чтобы обеспечить семью, необходимо иметь солидный доход, а карьера не делается в один день; наконец, что помимо вздохов на скамейке мужчине следует уметь увлечь женщину игрой ума и знать женские повадки. Александр же примитивен и бесхитростен; Петр Иванович предупреждает его, что увлечение Наденьки не продлится долго.
Александр с негодованием отметает все советы; изумляется до крайности, узнав о том, что сам Петр Иванович собирается жениться, пылко упрекает дядю в том, что тот “для совершения сего возвышенного обряда” действует “с расчетом”. Александр начинает все чаще бывать в доме Любецких.
Наденька “была не красавица и не приковывала к себе мгновенного внимания… Мысли и разнородные ощущения до крайности впечатлительной и раздражительной души ее беспрестанно сменялись одни другими… Все показывало в ней ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное”. Она пользуется у матери полной свободой. Поначалу Наденька разделяет пылкость Александра, и ее вполне устраивают долгие сидения друг против друга, влюбленные взгляды, разговоры пи о чем и прогулки под лупой. Александра обходят по службе, он все реже бывает у Петра Ивановича, понимая, что тот вряд ли станет разделять его упоение любовью в ущерб делу. Александр вновь принимается за литературное творчество, но издатели в один голос заключают, что его произведения незрелы, неестественны, а таких героев не бывает. Последнее больнее всего ранит Александра: “Как не бывает, да ведь герой-то я сам”. Постепенно Наденька начинает уставать от однообразности своего поклонника: “сердце ее было занято, но ум оставался празден”. Подходит к концу год испытательного срока, назначенный ею Александру, Наденька всеми способами избегает решительного объяснения и предложения матери. Одной из причин оказывается визит графа Новинского – молодого светского льва, прекрасно воспитанного и образованного, умеющего заинтересовать женщину. Новинский начинает бывать у Любецких ежедневно, обучает Наденьку верховой езде. Наденька все активнее избегает Александра. Тот впадает то в панику, то в черную меланхолию, то надоедает девушке, напоминая ей ее клятвы в вечной любви, то исчезает на пару недель с тем, чтоб о нем пожалели и стали разыскивать. Ничего подобного не происходит. Александр, в конце концов, вызывает Наденьку на решительный разговор. Она признается, что увлечена графом. Выйдя от нее, Александр принимается громко рыдать без слез. По – является дворник с женой, они решают, что это воет собака, а заметив Александра, делают вывод, что он пьян.
Александр бежит среди ночи к Петру Ивановичу, пытаясь вызвать в нем сочувствие к себе. Он просит дядю быть ето секундантом на дуэли с Новинским. Петр Иванович отказывается и растолковывает Александру бессмысленность поединка: сердца Наденьки ему уже не вернуть, а вот приобрести ее ненависть можно наверняка, если причинить вред графу. Более того, дядя раскрывает племяннику, что станет с ним в случае, если он убьет Новинского (ссылка, каторга). Петр Иванович пытается втолковать молодому человеку, что соперника можно было переиграть, если б Александр не – наделал всех своих глупостей, а сумел бы незаметно убедить Наденьку в своем превосходстве – прежде всего интеллектуальном – над графом. Он доказывает, что не Наденька виновата, что полюбила Новинского, а Александр допустил тактический просчет. Кончается все тем, что Александр заливается слезами, а утешать его приходит жена Петра Ивановича, молоденькая тетушка Александра – Лизавета Александровна.
Проходит год. “Александр мало-помалу перешел от мрачного отчаяния к холодному унынию. Он уже не гремел проклятиями… против графа и Наденьки, а клеймил их глубоким презрением”, тетушка тратит массу времени на утешение племянника. Александру же нравится играть роль страдальца. Он требует от любви полнейшего самоотвержения, мало что предлагая взамен (вздохи, взгляды, лежание у ног). На возражение Лизаветы Александровны, что настоящая любовь не стремится продемонстрировать себя всем и каждому, Александр нескромно замечает, что, например, любовь Петра Ивановича к жене запрятана так глубоко, что ее совсем не видно.
Та мысленно соглашается с ним, поскольку, хоть она и не имеет права жаловаться на мужа (обеспеченность, занятость делом и вежливость Петра Ивановича вошли в поговорку), ей подсознательно хочется большего проявления чувства к ней, нежели кредитный билет или новая мебель. Лизавета Александровна порой чувствует себя еще одной красивой вещью в хорошей квартире мужа, вещью, которую завели лишь следуя приличиям.
Однажды Александр приходит к тетке “в припадке какого-то злобного расположения духа на весь род людской”. Оказывается, Александра в очередной раз “предали”. Один его друг, которого Адуев не видел много лет, встретился Александру на Невском проспекте. Едва Александр собрался приступить к “искренним излияниям”, тот, сообразно с приличиями, осведомился о службе Александра, сообщил кое-что о своих успехах п отправился на званый обед, не забыв, впрочем, пригласить приятеля к себе на другой день. На ужине у него помимо Александра присутствует еще с десяток гостей. Вместо того чтобы бросить их всех и предаться задушевной беседе с одним только Александром, который с капризным и надутым видом сидит в одиночестве на диване, друг то предлагает ему поиграть в карты, то протягивает сигару, то трубку, то зовет присоединиться к компании, то предлагает помощь, если Александр нуждается в деньгах и т. д. Все это вызывает в Александре бурю негодования. Он начинает рассказывать о своей несчастной любви, а его друг смеется. Александр зачитывает Лизавете Александровне и Петру Ивановичу выдержки из французских романистов, которые весьма романтично и вычурно определяют дружбу. Петр Иванович выходит из себя. Он жестко выговаривает Александру, высмеивает романистов, напоминает, что “предавший” друг вел себя (после многих лет разлуки) более чем порядочно по отношению к Александру. Заявляет, что племяннику пора прекращать ныть и жаловаться на людей, когда у него есть друзья, готовые ради него на многое (к таковым Петр Иванович причисляет и себя с женой).
В ответ на мальчишеские колкости Александра, который объявляет всех своих знакомых персонажами басен Крылова, дядя задает ему вопрос, заслужил ли он от этих “зверей” столь хорошее отношение (продвижение по службе, приглашения в дом, протекцию), ничего не сделав для них самолично, без его, Петра Ивановича, рекомендации. Наконец, дядя напоминает Александру, что тот уже четыре месяца не писал матери, а стало быть вообще не вправе рассуждать о любви или чем-то возвышенном, Александр совершенно раздавлен. “Как в свои лета, позволив себе ненавидеть и презирать людей, рассмотрев и обсудив их ничтожность, мелочность, слабости, перебрав всех и каждого из своих знакомых, он забыл разобрать себя! Какая слепота! И дядя дал ему урок, как школьнику, разобрал его по ниточке, да еще при женщине… Александр… дал себе слово строго смотреть за собой и при первом случае уничтожить дядю: доказать ему, что никакая опытность не заменит того, что вложено свыше…” Чтобы утешить его, Лизавета Александровна советует ему вернуться к литературному творчеству. Александр пишет повесть, где действие происходит в тамбовской деревне, а персонажи – “клеветники, лжецы и всякого рода изверги”. Он читает повесть дяде с теткой. Петр Иванович пишет письмо знакомому редактору, в котором уверяет, что данная повесть – его сочинение, что он хочет ее опубликовать и непременно за вознаграждение. Получив ответ, он немедленно является к племяннику.
Редактор раскусил обман, он отмечает: “Автор должен быть молодой человек. Он не глуп, но что-то путем сердит на весь мир… Самолюбие, мечтательность, преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием – ленью, – вот причины этого зла. Наука, труд, практическое дело – вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь”. Редактор также пишет, что, по его мнению, у автора повести, т. е. у Александра, нет таланта. Александр сжигает все свои литературные опыты.
Дядя просит Александра помочь ему: составить конкуренцию некоему Суркову, компаньону Петра Ивановича. Сурков влюблен (а по мнению Петра Ивановича, думает, что влюблен) в Юлию Тафаеву, молодую вдову, и ради нее собирается усердно сорить деньгами, а брать их намерен у Петра Ивановича. Александр начинает посещать Тафаеву, у них много общего (мечтательность, мрачноватый взгляд па мир без страстной любви).
Вскоре Александр уже вновь влюблен, а Тафаева, воспитанная на сентиментальной французской литературе и рано отданная замуж за человека намного ее старше, платит ему взаимностью. Начинаются разговоры о свадьбе, Александр обращается с просьбой о содействии к Лизавете Александровне, умоляя хранить все приготовления в тайне от дяди. ндр обращается с просьбой о содействии к Лизавете Александровне, умоляя хранить все приготовления в тайне от дяди. Тетка наносит Юлии визит, та ужасается тому, что Лизавета Александровна молода и красива, и Тафаева начинает активно протестовать против общения Александра с четой Адуевых. Александр же относится к Юлии крайне деспотично, требует беспрекословного повиновения и исполнения самой вздорной своей прихоти (запрещает выезжать, отгораживает Тафаеву от всех знакомых мужского пола). Юлия все это с удовольствием сносит, ищет постоянного общества Александра, но вскоре им становится скучно. Александр начинает придираться к Юлии, понимает, что зря потерял два года (пострадала в очередной раз его карьера), что ему хочется вырваться от Юлии, общаться с приятелями, ездить в свет, работать – а она по-прежнему страстно и деспотично требует, чтобы он принадлежал, лишь ей. Юлия устраивает сцены, унижается, умоляет даже жениться на ней с условием предоставления Александру полной свободы. Александр бросается за помощью к дяде: он не хочет жениться, но не знает, как вырваться из плена обстоятельств. С Юлией случается нервический припадок. Петр Иванович отправляется к ней и улаживает дело, объясняя ей, что Александр любить не умеет. Александр впадает в апатию, он не появляется у дяди, охладевает к службе, ни к чему не стремится.
“Вглядываясь в жизнь, вопрошая сердце, голову, он с ужасом видел, что ни там, ни сям не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды… перед ним разостлалась, как степь, голая действительность”. Противостоять этой действительности, устраивать свою жизнь в реальном мире Александр не готов. Он сходится со стариком Костиковым, брюзгой и скрягой, ходит с ним на рыбалку. Однажды они встречаются с пожилым дачником и его дочерью Лизой, которая всячески пытается обратить на себя внимание Александра. Тот разыгрывает перед ней роль дяди, учит ее трезвее относиться к жизни и любви, критикует Байрона. Сам за собой Александр замечает, что его интересуют в первую очередь особенности фигуры Лизы, и ужасается перемене в своем доселе романтическом сознании. Отец, Лизы с глазу на глаз запрещает Александру дурить голову его дочери и выгоняет его. Александр задумывается о самоубийстве, в этот момент моет, на котором он стоит, разводят, и Александр прыгает на твердую опору.
Осенью Александр получает от тетки записку с просьбой проводить ее на концерт: дядя нездоров. Музыка производит на Александра такое глубокое впечатление, что он плачет прямо в зале. Над ним смеются. Александр окончательно утрачивает веру в человечество, ищет “сна души” и решает вернуться в деревню. Он говорит Петру Ивановичу, что не упрекает его за попытки раскрыть племяннику глаза на вещи, но увидев вещи такими, какие они есть, он полностью разочаровался в жизни, в женщинах, в дружбе и прочих ценностях. В Грачах Александр узнает, что Софья давно замужем и ожидает шестого ребенка. Мать поражается тому, как худ и бледен стал ее Сашенька. Принимается откармливать его, позволяет целые дни проводить и бездействии. Анна Павловна намекает Александру, что ему пора жениться, но он отказывается.
Александр много размышляет о том, как сломал его Петербург, вновь принимается писать, интересуется сельским хозяйством и вспоминает, насколько оторваны от действительности были его журнальные статьи о наземе и пр. В нем медленно пробуждается жажда деятельности, и он понимает, что должен вернуться в Петербург. Александр пишет учтивые письма дяде и тете, признается, что стыдится своего эгоизма, и просит оказать ему моральную поддержку по возвращении в столицу. Александр также везет дяде “улику” – его пылкое письмо той грачевской тетке, в котором Петр Иванович когда-то рассуждал о желтых цветах в том же романтическом ключе, что и сам Александр.

Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. “Обыкновенная история”

Наталия Александровская

Пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история»

Анну Павловну Адуеву, помещицу из деревни Грачи, постигло горе. Причина сей трагедии была стара, как мир: сын покидал отчий дом. Как маменька ни старалась, но уговорить Александра (которому шёл двадцать первый год) остаться в деревне ей так и не удалось. Его чистые глаза, полные надежд, были устремлены в сторону Петербурга. Не добившись желаемого результата, Анна Павловна дала сыну последние рекомендации касательно одежды, денег, женщин. Чтобы не упивался вином – от этого беды и нищета. Чтобы ходил в церковь и всегда помнил об Отце Небесном, смирялся перед Ним и верил – только в вере спасение. Но сын уже не слушал наставления маменьки, его сердце усиленно билось в ожидании предстоящей поездки. Петербург манил Александра своим величием и таинственностью. В этом городе молодой человек видел своё блестящее будущее: он мечтал стать известным писателем.

Адуев Пётр Иванович был дядей Александра. Он, как и Саша, приехал в Петербург, когда ему было двадцать лет. В это далёкое путешествие его провожали отец и мать Александра. Сейчас Петру Ивановичу было уже тридцать семь. Он был холост, жил в хорошей квартире, имел прислугу, лошадей; служил чиновником по особым поручениям при очень важном лице, имел награды и два заводика – стекольный и фарфоровый. В свете слыл человеком деловым. Был очень практичен и расчётлив. Внешне был интересен, высок, пропорционально сложен, очень ухожен и аккуратен.

Племянника дядя встретил достаточно холодно. Несмотря на это, Александр был уверен, что в Петербурге он достигнет успеха. Внимательно выслушав пламенные речи племянника, Пётр Иванович деликатно заметил, что вряд ли можно достичь успеха, ежели нет определённой, чётко сформулированной цели. По его мнению, этот город был местом трезвого расчёта, нежели эфемерных мечтаний. Дядя предложил племяннику подумать о возвращении в родное имение: там бы его карьера сочинителя сложилась куда лучше. А пока он пристроит племянника на службу, чтобы не было нужды в деньгах.

Прошло две недели. Пётр Иванович был доволен своим племянником. Своему компаньону он дал о родственнике следующую характеристику: весьма смышлёный малый, тактичен, не засиживается понапрасну, не задаёт лишних вопросов, хотя летает в облаках, изъясняясь, как студент духовной семинарии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.