Болезни Военный билет Призыв

Формулы приведения в тригонометрии. Формулы приведения тригонометрических функций. Мнемоническое правило формул приведения или как их запомнить

Тема:

Класс: 7.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с предлогом как частью речи, с разрядами предлогов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Наглядно – демонстрационный материал: , карта для ученика. Основные понятия: предлог,разряды предлогов, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.

Ход урока

    Мотивация.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то??? у каждого из нас будет по две идеи». Так давайте же сегодня обмениваться идеями и извлекать из них пользу.

2. Актуализация.

Работаем в карте. Подписываем.

Записываем число Посмотрите на эту телеграмму

Двадцать седьмого отправлен Сталинград эшелон два вагона стройматериалами оборудованием такие 125 строительных рабочих тчк Готовится отправка второго эшелона

Супкарев

Что необычного вы заметили в тексте телеграммы? (Предлоги пропущены

Почему? (Чтобы меньше платить)

Предположите, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах)

Что вы знаете о них?(Нужны для связи слов в предложениях и сл/соч)

Приходя на урок, мы обязательно учимся чему-то. Как вы думаете, есть ещё что-то неизведанное в изучении данной темы?

Пробное учебное действие.

Запишите предложения. Найдите предлоги.

Второе февраля – день разгрома немецких войск советской армией в Сталинградской битве.

Благодаря героизму русских солдат город не был сдан врагу.

    Выявление места и причины затруднения.

Что мы сделали?

Можно сказать, что мы знаем не всё о предлоге, так? (записали, разобрали, нашли предлог В, мы его знаем; столкнулись со словом благодаря и выявили затруднение – не знаем, что это за часть речи или сомневаемся предлог ли это, так как нам не хватает знаний.)

    Целеполагание.

Какие будут цели?

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРЕДЛОГОМ КАК С ЧАСТЬЮ РЕЧИ.

Наводящие вопросы:

2. Есть предлоги в, на, за а есть такие как против. Как это называется? Разные виды, то есть разряды.

3. Может быть выступали против, а может выступали против грубости. Чему нужно научиться?

4. Деепричастия и причастия образуются от глаголов.

    Выяснить, является ли предлогом слово благодаря.

    Познакомиться с разрядами предлогов. Узнать, какие бывают.

    Отличать предлоги от других частей речи.

    От каких слов образуется предлоги.

Записываем. Зачем нам это нужно? (разбираться в языке, не допускать ошибок, знания нужны на экзамене)

Исходя из сформулированных целей, уточним тему урока . Записываем . Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Построение проекта выхода из затруднения.

Как нам реализовать цель? Что для этого нужно?

5. Реализация построенного проекта.

Я думаю, что мы с вами сможем ответить на эти вопросы без помощи учебника. Я дам вам материал, а вы, работая в группах, заполните таблицу и представьте её.

Составить определение предлога

Предлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения, которые, выражают.

    Образование предлогов

Проанализировав словосочетания, сделайте вывод, от какой части речи образованы предлоги.

Сл/соч: 1)посмотреть вокруг , посмотреть вокруг себя, 2) уходил, благодаря за помощь, благодаря помощи друга, 3) выступает в новой роли , выступать в роли союза.

    Разряды по происхождению

    Даны предлоги. Распределите их в две группы.

Производные Непроизводные

В, вдоль, от, несмотря на, для, путём, вследствие, без.

    Разряды по строению

Простые Составные

За, несмотря на, в течение, в роли, после, с.

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Попробуем употребить предлоги в речи

Работа в паре.Устно. Выберите из предложенных предлогов подходящие и вставьте их в текст.

Слова для справок: в, накануне, в продолжение, вследствие, из, насчёт, от, в ходе, за, в течение, несмотря на, по.

Дом Павлова

Неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига - дом Павлова. Накануне войны это был 4-этажный жилой дом. Он считался одним из престижных домов Сталинграда вследствие того, что его окружали элитные Дом связистов, Дом работников НКВД. В середине сентября 1942, в ходе боёв, дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Именно за этот дом разворачивались самые ожесточённые бои. Дом получил свое название по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали "Дом Павлова" и не отдали его врагу

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выпишите из текста предлоги, распределите их по группам

Царицын – Сталинград - Волгоград…. На протяжении веков этот город помимо экономической и политической выгод привлекал людей своим фантастическим очарованием. В годы Великой Отечественной войны на город обрушилось несчастье - он был избран мишенью Гитлеровских войск при наступлении на Дон и Волгу. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. Но благодаря сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял в этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент в ходе всей войны. После героической победы сталинградцев над южной группировкой гитлеровских войск и пленения фельдмаршала Паулюса, жители Сталинграда вновь проявили непоколебимую самоотверженность и отстроили новый город из руин. Волгоград по окончании войны получил звание города-героя.

Сколько предлогов нашли?

8 . Включение в систему знаний и повторение.

Спишите, указывая, какой частью речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы

Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию отложили, вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.

Вывод о правописании слов.

Предположите, о чём будем говорить на следующем уроке? (Учащиеся записывают предложения, подписывают сверху часть речи и делают вывод, что на следующем уроке будут говорить о правописании предлогов)

    Рефлексия.

Вернёмся к цели, к задачам. Как они решены? Что мы делали, чтобы достичь цели?

Почему важно помнить и знать дни воинской славы России? (Нужно, чтобы быть патриотом, не забывать историю, не повторять её ошибок. А в этом нам помогают исторические памятники и памятные места, например, скульптура «Родина – мать зовёт!»).

10. Домашнее задание

Выполнить работу по карточке (по вариантам)

Разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.

Под значением предлогов , так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (напр., думать о будущем ). Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды:

  • пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.:

    живет в селе, работает на фабрике, отдыхал под Москвой и др.

  • временные (указывают на время): до, в, через, по , с, к, перед, в течение, накануне, в ходе :

    зарядка по утрам, отдых на каникулах, работа за месяц

  • причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине и др.:

    ошибка по невнимательности, задрожал от страха

  • целевые (указывают на цель): в, по, к, за, для, ради и др. :

    сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых

  • образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др.:

    работать с увлечением, смеяться от души

  • объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

    скучать по сыну, узнать насчет денег (ср.: перевести деньги на счет заказчика)

В зависимости от того, со сколькими падежными формами соотносятся предлоги, они делятся на:

  1. однозначные — предлоги, которые употребляются с одним падежом:

    при доме (П.п.), к дому (Д.п.), из леса (Р.п.);

  2. многозначные — предлоги, которые может выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами:

    забыл на столе (пространственное значение), отлучился на минуту (временное значение), верить на слово (значение образа действия).

Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на .

По своему строению предлоги делятся на:

  1. Непроизводные (или первообразные) — это небольшая и непополняющаяся группа простейших слов, которые всегда относились к этой части речи (не были образованы от других слов):

    без, в (во), до, для, за, из (изо), к(ко), кроме, между, на, над(надо), о (об, обо), от (ото), по, под (подо), перед (передо), при, про, ради, с (со), сквозь, у, через; из-за, из-под; по-над, по-за, с-под.

    Почти все такие предлоги многозначны. Многие могут соединяться с более чем одной падежной формой имени. Значения предлогов зависят от значений падежей, с которыми они сочетаются, и от значений управляемых существительных. Непроизводный предлог может сочетаться с тремя падежами (по, с ), с двумя падежами (в, за, меж, между. на, о, под ) или с одним падежом (без, для, до, из, из-за, из-под, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, по-за, по-над ).

  2. Производные (или непервообразные) — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. К производным предлогам относятся слова, которые образовались от наречий, существительных и деепричастий. Значения производных предлогов определяются значениями наречий, существительных и деепричастий, от которых они образовались. Производных предлогов значительно больше, чем непроизводных. Все они обычно однозначны, причем каждый такой предлог соединяется только с одним каким-нибудь падежом. Производные предлоги подразделяются на простые и составные. Простые совпадают с наречиями, существительными и деепричастиями (вдоль, возле, благодаря ), составные образовались от наречий, существительных и деепричастий с непроизводными предлогами ( вблизи от, за счёт, несмотря на ).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи , от которых они были образованы:

  1. наречные , образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения:
    • простые:

      близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, вместо, вне, внутрь, возле, вокруг, впереди, вроде, вопреки, вслед, мимо, наверху, навстречу, накануне, кроме, напротив, около, поверх, подобно, позади, помимо, поперёк, после, посреди, посредине, прежде, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди, сообразно, соответственно и т.д.;

    • составные:

      вблизи от, (не)вдалеке от, вдали от, вплоть до, впредь до, независимо от, применительно к, вместе с, вслед за, следом за, совместно с, наряду с, рядом с, согласно с, сравнительно с.

  2. отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения:
    • простые:

      путем, посредством, типа (люди типа Иванова), порядка (температура порядка ста градусов);

    • составные:

      ввиду, в силу, в течение, в продолжение, вследствие, в качестве, насчет, по мере, во время, по случаю, в деле, в связи с, по причине, по поводу, со стороны и др.

  3. отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения:
    • простые:

      благодаря, исключая, включая, спустя, считая, кончая, начиная;

    • составные:

      начиная с, исходя из, судя по, несмотря на, невзирая на и др.

По структуре предлоги делятся на:

  1. простые — предлоги — как непроизводные, так и производные, которые состоят из одного слова, в основном одно- и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр.,

    путем, мимо, среди, в, за и др.