Формулы приведения в тригонометрии. Формулы приведения тригонометрических функций. Мнемоническое правило формул приведения или как их запомнить
Тема:
Класс: 7.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с предлогом как частью речи, с разрядами предлогов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Наглядно – демонстрационный материал: , карта для ученика. Основные понятия: предлог,разряды предлогов, производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Ход урока
Мотивация.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то??? у каждого из нас будет по две идеи». Так давайте же сегодня обмениваться идеями и извлекать из них пользу.
2. Актуализация.
Работаем в карте. Подписываем.
Записываем число Посмотрите на эту телеграмму
Двадцать седьмого отправлен Сталинград эшелон два вагона стройматериалами оборудованием такие 125 строительных рабочих тчк Готовится отправка второго эшелона
Супкарев
Что необычного вы заметили в тексте телеграммы? (Предлоги пропущены
Почему? (Чтобы меньше платить)
Предположите, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах)
Что вы знаете о них?(Нужны для связи слов в предложениях и сл/соч)
Приходя на урок, мы обязательно учимся чему-то. Как вы думаете, есть ещё что-то неизведанное в изучении данной темы?
Пробное учебное действие.
Запишите предложения. Найдите предлоги.
Второе февраля – день разгрома немецких войск советской армией в Сталинградской битве.
Благодаря героизму русских солдат город не был сдан врагу.
Выявление места и причины затруднения.
Что мы сделали?
Можно сказать, что мы знаем не всё о предлоге, так? (записали, разобрали, нашли предлог В, мы его знаем; столкнулись со словом благодаря и выявили затруднение – не знаем, что это за часть речи или сомневаемся предлог ли это, так как нам не хватает знаний.)
Целеполагание.
Какие будут цели?
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРЕДЛОГОМ КАК С ЧАСТЬЮ РЕЧИ.
2. Есть предлоги в, на, за а есть такие как против. Как это называется? Разные виды, то есть разряды.
3. Может быть выступали против, а может выступали против грубости. Чему нужно научиться?
4. Деепричастия и причастия образуются от глаголов.
Выяснить, является ли предлогом слово благодаря.
Познакомиться с разрядами предлогов. Узнать, какие бывают.
Отличать предлоги от других частей речи.
От каких слов образуется предлоги.
Записываем. Зачем нам это нужно? (разбираться в языке, не допускать ошибок, знания нужны на экзамене)
Исходя из сформулированных целей, уточним тему урока . Записываем . Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Построение проекта выхода из затруднения.
Как нам реализовать цель? Что для этого нужно?
5. Реализация построенного проекта.
Я думаю, что мы с вами сможем ответить на эти вопросы без помощи учебника. Я дам вам материал, а вы, работая в группах, заполните таблицу и представьте её.
Составить определение предлогаПредлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения, которые, выражают.
Образование предлогов
Проанализировав словосочетания, сделайте вывод, от какой части речи образованы предлоги.
Сл/соч: 1)посмотреть вокруг , посмотреть вокруг себя, 2) уходил, благодаря за помощь, благодаря помощи друга, 3) выступает в новой роли , выступать в роли союза.
Разряды по происхождению
Даны предлоги. Распределите их в две группы.
Производные Непроизводные
В, вдоль, от, несмотря на, для, путём, вследствие, без.
Разряды по строению
Простые Составные
За, несмотря на, в течение, в роли, после, с.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Попробуем употребить предлоги в речи
Работа в паре.Устно. Выберите из предложенных предлогов подходящие и вставьте их в текст.
Слова для справок: в, накануне, в продолжение, вследствие, из, насчёт, от, в ходе, за, в течение, несмотря на, по.
Дом Павлова
Неприметный дом довоенного Сталинграда, которому суждено было стать одним из символов стойкости, героизма, воинского подвига - дом Павлова. Накануне войны это был 4-этажный жилой дом. Он считался одним из престижных домов Сталинграда вследствие того, что его окружали элитные Дом связистов, Дом работников НКВД. В середине сентября 1942, в ходе боёв, дом Павлова стал одним из двух четырехэтажных домов, которые решено было превратить в опорные пункты, так как отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Именно за этот дом разворачивались самые ожесточённые бои. Дом получил свое название по имени младшего командира, который первый со своим отделением закрепился в нем. Гвардейцы в течение 58 дней удерживали "Дом Павлова" и не отдали его врагу
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выпишите из текста предлоги, распределите их по группам
Царицын – Сталинград - Волгоград…. На протяжении веков этот город помимо экономической и политической выгод привлекал людей своим фантастическим очарованием. В годы Великой Отечественной войны на город обрушилось несчастье - он был избран мишенью Гитлеровских войск при наступлении на Дон и Волгу. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. Но благодаря сильным духом непобедимым жителям Сталинграда, город не только выстоял в этой битве, но и сумел победить фашистов, обозначив тем самым переломный момент в ходе всей войны. После героической победы сталинградцев над южной группировкой гитлеровских войск и пленения фельдмаршала Паулюса, жители Сталинграда вновь проявили непоколебимую самоотверженность и отстроили новый город из руин. Волгоград по окончании войны получил звание города-героя.
Сколько предлогов нашли?
8 . Включение в систему знаний и повторение.
Спишите, указывая, какой частью речи являются выделенные слова. Выполнив задание, сделайте выводы
Идти на встречу с ветеранами – навстречу победе; в следствие включилась целая бригада – вследствие непогоды операцию отложили, вдали появился Мамаев курган – в дали голубой хорошо можно было разглядеть «Родину-мать» - жить вдали от Сталинграда.
Вывод о правописании слов.
Предположите, о чём будем говорить на следующем уроке? (Учащиеся записывают предложения, подписывают сверху часть речи и делают вывод, что на следующем уроке будут говорить о правописании предлогов)
Рефлексия.
Вернёмся к цели, к задачам. Как они решены? Что мы делали, чтобы достичь цели?
Почему важно помнить и знать дни воинской славы России? (Нужно, чтобы быть патриотом, не забывать историю, не повторять её ошибок. А в этом нам помогают исторические памятники и памятные места, например, скульптура «Родина – мать зовёт!»).
10. Домашнее задание
Выполнить работу по карточке (по вариантам)
Разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.
Под значением предлогов , так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (напр., думать о будущем ). Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды:
- пространственные
(указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле
и др.:
живет в селе, работает на фабрике, отдыхал под Москвой и др.
- временные
(указывают на время): до, в, через, по
, с, к, перед, в течение, накануне, в ходе
:
зарядка по утрам, отдых на каникулах, работа за месяц
- причинные
(указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине
и др.:
ошибка по невнимательности, задрожал от страха
- целевые
(указывают на цель): в, по, к, за, для, ради и др.
:
сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых
- образа действия
(указывают на образ действия): с, без,в, от
и др.:
работать с увлечением, смеяться от души
- объектные
(указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно
и др.:
скучать по сыну, узнать насчет денег (ср.: перевести деньги на счет заказчика)
В зависимости от того, со сколькими падежными формами соотносятся предлоги, они делятся на:
- однозначные
— предлоги, которые употребляются с одним падежом:
при доме (П.п.), к дому (Д.п.), из леса (Р.п.);
- многозначные
— предлоги, которые может выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами:
забыл на столе (пространственное значение), отлучился на минуту (временное значение), верить на слово (значение образа действия).
Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на .
По своему строению предлоги делятся на:
- Непроизводные
(или первообразные) — это небольшая и непополняющаяся группа простейших слов, которые всегда относились к этой части речи (не были образованы от других слов):
без, в (во), до, для, за, из (изо), к(ко), кроме, между, на, над(надо), о (об, обо), от (ото), по, под (подо), перед (передо), при, про, ради, с (со), сквозь, у, через; из-за, из-под; по-над, по-за, с-под.
Почти все такие предлоги многозначны. Многие могут соединяться с более чем одной падежной формой имени. Значения предлогов зависят от значений падежей, с которыми они сочетаются, и от значений управляемых существительных. Непроизводный предлог может сочетаться с тремя падежами (по, с ), с двумя падежами (в, за, меж, между. на, о, под ) или с одним падежом (без, для, до, из, из-за, из-под, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, по-за, по-над ).
- Производные (или непервообразные) — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. К производным предлогам относятся слова, которые образовались от наречий, существительных и деепричастий. Значения производных предлогов определяются значениями наречий, существительных и деепричастий, от которых они образовались. Производных предлогов значительно больше, чем непроизводных. Все они обычно однозначны, причем каждый такой предлог соединяется только с одним каким-нибудь падежом. Производные предлоги подразделяются на простые и составные. Простые совпадают с наречиями, существительными и деепричастиями (вдоль, возле, благодаря ), составные образовались от наречий, существительных и деепричастий с непроизводными предлогами ( вблизи от, за счёт, несмотря на ).
Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи , от которых они были образованы:
- наречные
, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения:
- простые:
близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, вместо, вне, внутрь, возле, вокруг, впереди, вроде, вопреки, вслед, мимо, наверху, навстречу, накануне, кроме, напротив, около, поверх, подобно, позади, помимо, поперёк, после, посреди, посредине, прежде, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди, сообразно, соответственно и т.д.;
- составные:
вблизи от, (не)вдалеке от, вдали от, вплоть до, впредь до, независимо от, применительно к, вместе с, вслед за, следом за, совместно с, наряду с, рядом с, согласно с, сравнительно с.
- простые:
- отыменные
образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения:
- простые:
путем, посредством, типа (люди типа Иванова), порядка (температура порядка ста градусов);
- составные:
ввиду, в силу, в течение, в продолжение, вследствие, в качестве, насчет, по мере, во время, по случаю, в деле, в связи с, по причине, по поводу, со стороны и др.
- простые:
- отглагольные
образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения:
- простые:
благодаря, исключая, включая, спустя, считая, кончая, начиная;
- составные:
начиная с, исходя из, судя по, несмотря на, невзирая на и др.
- простые:
По структуре предлоги делятся на:
- простые
— предлоги — как непроизводные, так и производные, которые состоят из одного слова, в основном одно- и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр.,
путем, мимо, среди, в, за и др.