Болезни Военный билет Призыв

Есенин русь уходящая анализ. Сергей Есенин — Русь уходящая: Стих. «Русь уходящая» Сергей Есенин

1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская ». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел. / Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг. В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями. Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться». Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.
В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии. Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».
Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная » — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.
В «Руси уходящей » поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками:

Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать.
Скольжу и падаю другою.

Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!

Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,
Ну, где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам -
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен.
Не потому ль кабацкий звон гитары
Мне навевает сладкий сон?

Гитара милая,
Звени, звени!


Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.

Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с желтой головой
Я по планете бегал до упаду?

Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей,
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.

Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.

Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.

А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь:
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам
На неудачный горький жребий?

Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Анализ стихотворения «Русь уходящая» Есенина

С. Есенин испытывал к Октябрьской революции довольно-таки противоречивые чувства. Первое время он выражал бурный восторг, так как связывал революцию с наступлением новой счастливой эры. В целом ряде стихотворений поэт отрекался от своих прежних патриархальных идеалов. Но от любви к родной Руси Есенин никогда бы не смог отречься. Он видел, что новое поколение беспощадно порывает со своими корнями. Происходит полное забвение пусть несовершенных, но все-таки культурных ценностей. Сам поэт уже не может найти своего места в новой жизни. Свои мучительные размышления Есенин выразил в произведении «Русь уходящая» (1924 г.).

На первый взгляд Есенин выражает симпатию к социалистическим идеям («так хочется… бежать за комсомолом», «я тем завидую… кто защищал великую идею»). Но за этими фразами скрывается горькая ирония крестьянского поэта.

Одно из главных последствий революции для автора заключается в расколе общества на два непримиримых лагеря. Даже кровопролитная Гражданская война не сгладила этого противоречия. Раскол произошел не только между идейными врагами, но и между «стариками» и «юношами», то есть случился непоправимый обрыв преемственности поколений.

Сам Есенин признается, что не принадлежит ни к тем, ни к другим. Его, подобно многим, увлекла за собой всесокрушающая революционная волна, но она не прибила поэта к какому-нибудь берегу. Есенин стал свидетелем многих судьбоносных для страны событий, которые дали ему «неповторимые… впечатленья», но не убедили в безусловной правоте одной из сторон.

Поэт относится с неприязнью к сторонникам восстановления монархии, чьи «глаза печальнее коровьих». Они не осознают, что насильственный возврат прежнего строя принесет еще больше бед и страданий. С другой стороны, подавляющая масса крестьянства даже не понимает сути революционной перемены. «Почесывая зад и перед», они по-прежнему мечтают только о «ситце» и «гвоздях».

Есенин может понять только убежденных революционеров, которые добились своей главной цели. Поэт же «очутился в узком промежутке» и вынужден проводить жизнь в кабаках под звуки гитары. Желание «бежать за комсомолом» можно расценить как попытку вырваться из безвыходного положения. Но Есенин прекрасно понимал, что это невозможно. Ему остается лишь за вином оплакивать «Русь уходящую».

Сергей Александрович Есенин

Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!

Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.

И я, я сам,
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен.
Не потому ль кабацкий звон гитары
Мне навевает сладкий сон?

Гитара милая,
Звени, звени!


Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.

Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с желтой головой
Я по планете бегал до упаду?

Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей.
Они, как отрубь в решете,
Средь непонятных им событий.

Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел,
Как пруд, заплесневела кровь их.

Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
Истлеют падью листопада.

А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь.
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам
На неудачный, горький жребий?

Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества. Впрочем, была еще и третья категория литераторов, которые настолько были увлечены желанием творить бессмертные произведения, что попросту не обратили внимания на то, что же происходит в стране. К таким поэтам, в частности, относился и Сергей Есенин, на которого революция не произвела ровным счетом никакого впечатления.

Однако Россия менялась буквально на глазах, и очень скоро поэт осознал, что в новом мире ему попросту нет места. Пытаясь быть вне политики и не желая создавать хвалебные оды социализму, Есенин очень скоро оказался на задворках литературы. Его стихи, посвященные красоте русской природы и пронизанные любовью к родине, у нового поколения, выросшего на лозунгах и агитационных материалах, не вызывали никаких чувств. Поэтому в 1924 году поэт создает поэму «Русь уходящая», в которой пытается выплеснуть все то, что накипело у него на душе . Именно из-за этого произведения впоследствии Есенин будет заклеймен, как буржуазный поэт, которому чужды идеи социализма.

Действительно, в отношении новой власти поэт скуп на комплименты, хотя и признается, что на фоне общего раскола в стране ему больше импонируют молодые люди, сумевшие легко и безоговорочно поверить в светлое будущее. Поэтому Есенин отмечает: «Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом». При этом поэт оправдывает людей более старшего поколения, которые не в состоянии изменить свой образ жизни и мышления . Они пытаются приспособиться к новым условиям, но при этом чувствуют себя несчастными, словно бы их лишили смысла существования, и их «глаза печальнее коровьих» отказываются видеть те перемены, которые происходят в обществе. Сам же поэт, к этому времени разменявший четвертый десяток, к этому моменту находится на перепутье. Он хочет, но не может найти свое место в новом мире. Поэтому открыто обвиняет советскую власть за то, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел».

Есенин отдает себе отчет в том, что для простых людей, выходцев из села, политические перемены в стране не имеют особого значения . Крестьяне по-прежнему беспокоятся об урожае и надоях молока. Но если раньше они работали на барина, то теперь вынуждены отбывать трудовую повинность в колхозах, а после тяжелого рабочего дня бежать домой, чтобы успеть подоить буренку да накормить птицу. Для счастья им нужно совсем немного, поэтому, глядя на крестьян, поэт сам себе задает вопрос: «Чего же я ругаюсь по ночам на неудачный горький жребий?».

Вместе с тем, Есенина гнетет чувство вины за то, что он не сражался, как большинство, за идеалы советской власти, а писал стихи, весьма далекие от революционных событий . Поэтому автор с сожалением отмечает: «Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки». Единственным утешением поэта является вино, благодаря которому он на время забывает о своих горестях. Но при этом поэт подчеркивает, что ему не вылечить душу таким древним способом, и, видимо, вряд ли удастся найти свое место в новом мире, который его не принимает. В старый же мир Есенину, не понаслышке знакомому с барщиной, возвращаться совершенно не хочется. «Я очутился в узком промежутке», — резюмирует автор, понимая, что уже ничего не сможет изменить в своей жизни. Более того, он не хочет этого делать, так как старая Русь уже уходит, а новая страна пугает поэта своим лже-патриотизмом.

Революцию поэт встречал с надеждой на обновление, «преображение жизни». Р. Ивнев вспоминал, что в первые дни Февральской революции Есенин ходил «сам не свой», «точно опьянённый»... Первой реакцией на происходящее стало стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» (1917), в котором отразилось ожидание пришествия светлого гостя - Христа. С революцией связаны традиционные для этого времени поэтические образы ветра, бури, вьюги, урагана.

Октябрьская революция воспринималась Есениным как событие вселенское. Каким языком говорить об этом? Возвышенным, праздничным, торжественным. В автобиографии «О себе» поэт писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». И ещё признание: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно». Он провозглашает правоту народа, свершившего революцию. В поэме «Иорданская голубица» поэт называл себя большевиком, хотя в партии не состоял: «Небо - как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя родина, / Я - большевик».

Бунтарско-религиозное восприятие событий проявляется в стихотворении «Товарищ», написанном в марте 1917 года. Иисус Христос сражается в одних рядах с рабочими «за волю, за равенство и труд» и погибает, сражённый пулей. Вместе с другими жертвами революции его хоронят на Марсовом поле. Образ Иисуса - товарища революционеров - сопоставим с образом в поэме А. Блока «Двенадцать».

После стихотворения «Товарищ» Есенин создал цикл из 10 маленьких поэм - «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пан-тократор». «Инония» (1918) - это мечта о превращении России в великую крестьянскую общину. Инония - страна светлая, радостная, омытая голубыми ливнями, освещённая ярким солнцем. В русской литературе XIX века поэтов-мечтателей вы уже встречали, не исключение и XX век. Вот, например, В. Маяковский: «Там, за горами горя, солнечный край непочатый», а через двадцать лет сказочную «страну Муравию» будет искать герой поэмы А. Твардовского Никита Моргунок.

В. Ходасевич так воспринял поэму: «“Инония” была лебединой песней Есенина как поэта революции и чаемой новой правды. Заблуждался он или нет, сходились или не сходились в его писаниях логические концы с концами, худо ли, хорошо ли, - как ни судить, а несомненно, что Есенин высказывал, “выпевал” многое из того, что носилось в тогдашнем катастрофическом воздухе. В этом смысле, если угодно, он действительно был “пророком”. Пророком своих и чужих заблуждений, несбывшихся упований, ошибок, - но пророком. С “Инонией” он высказался весь, до конца. После неё ему, в сущности, сказать было нечего. Слово было за событиями. Инония реальная должна была настать - или не настать. По меньшей мере Россия должна была к ней двинуться - или не двинуться».

В статье «Ключи Марии» (1918) Есенин раскрыл своё понимание искусства: «Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида - душа, плоть и разум.

Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа - корабельным и третий образ от разума - ангелическим.

Образ заставочный есть, так же как и метафора, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов.

Солнце - колесо, телец, заяц, белка.
Тучи - ели, доски, корабли, стадо овец.
Звёзды - гвозди, зёрна, караси, ласточки.

Корабельный образ есть уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде. Давид, например, говорит, что человек словами течёт, как дождь, язык во рту для него есть ключ от души, которая равняется храму вселенной. <...> Соломон, глядя в лицо своей красивой Суламифи, прекрасно восклицает, что зубы её “как стадо остриженных коз, бегущих с гор Галаада”.

Ангелический образ есть сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна, где струение являет из лика один или несколько новых ликов, где и зубы Суламифи без всяких как, стирая всякое сходство с зубами, становятся настоящими живыми, сбежавшими с гор Галаада козами. На этом образе построены почти все мифы от дней египетского быка в небе вплоть до нашей языческой религии, где ветры, стрибожи внуци, “веють с моря стрелами”, он пронзает устремление почти всех народов в их лучших произведениях, как “Илиада”, “Эдда”, “Калевала”, “Слово о полку Игореве”, Веды, Библия и др. <...> Воздухом его дышит наш русский “Стих о Голубиной книге”, “Златая цепь”, “Слово о Данииле Заточнике” и множество других произведений, которые выпукло светят на протяжении долгого ряда веков».

Какой огромный материал осмысляет поэт, чтобы объяснить свою эстетическую позицию! В статье множество книжных и фольклорных источников, в ней размышления о происхождении народного искусства, о значении символизма и футуризма. Эта статья важна для понимания творческой позиции Есенина в один из самых противоречивых периодов творчества - от «Преображения» до «Сорокоуста» и «Исповеди хулигана». В этот период, с одной стороны, поэт высказывал восторженное отношение к революции, которая «бреет бороду» ненавистному старому миру, которая принесла «священнейшие дни обновления человеческого духа», уверенность в том, что революция будет способствовать развитию народного искусства. С другой - он заявлял, что «противны руки марксистской опеки и идеологии сущности искусств», он отмечал, что крестьяне хотят поставить памятник не Карлу Марксу, а корове. В это время поэт принимает участие в работе различных поэтических групп - от новокрестьян до имажинистов.

После гражданской войны и революции Россия стала стремительно меняться. Через какое-то время Есенин понимает, что нет ему места в этой стране. Делая попытки отойти от политических событий, и не петь дифирамбы социалистическому строю поэт оказывается на литературных задворках. Его стихотворения воспевающие природную красоту России становятся чуждыми новому поколению. Поэтому в 1924 году он пишет произведение "Русь уходящая", в котором идёт выплеск всех негативных эмоций, за что получает клеймо буржуазного поэта.

Произведение "Русь уходящая" представляет собой своеобразное сожаление о том времени, которое ушло и о пришедшем ему на смену. Совсем не ясно, каких ожидать изменений, но происходящее вокруг вселяет в поэта неверие в лучшее. Он делает попытки обвинить советскую власть в том, что Гражданской войной и революцией она отравила ему годы юности.

Глядя на весёлое кипение вокруг у Есенина возникало желание задрать штаны и бежать за комсомолом. Но видя немощных стариков поэт понимал, что сам ещё не стар, но уже и не так молод. Он чувствовал, что одна нога находится в прошлом, а другой он не в силах устоять в будущем. Приходит идея пойти в кабак послушать звон гитары и попытаться утопить в вине грустные мысли. Но тут же приходит осознание того, что впав в забитие не удастся избавиться от реальности. От этого и возникает повторное желание задрать штаны и бежать за комсомолом.

Есенин осознает, что простым сельским людям не понять перемен в сфере политики. Крестьянские труженики по-прежнему испытывают беспокойство за свой урожай и надой молока. После работы в колхозе народ спешит домой кормить скотину. Для счастья таким людям нужно совсем мало. И поэт смотря на крестьян спрашивает у себя: "для чего ругаться за неудачный жребий"?

Чувство вины за то, что он не боролся за идеал власти не покидает. Он признается, что была возможность дать нечто большее, чем давал. Единственное, что может утешить душевное терзание - вино. Но такой способ не способен до конца излечить душу. Поэт вынужден смириться с тем, что не быть ему принятым в новом мире, а в прежний, где царила барщина, нет желания возвращаться. Подводя итог поэт признает, что оказался в узком промежутке.

Вариант 2

Вероятно, одним из наиболее существенных качеств для поэта является честность. Предельная честность перед самим собой и собственными стихами.

Конечно, поэт может искать возможности различным образом описывать оттенки чувств, он может создавать нечто фантастическое, но в итоге и в идеале он всегда остается честным. Ведь не следует путать красивый узор с качеством материала. Поэтому для поэта нередко становится потребность выразить особенности собственной исторической эпохи, собственное отношение к происходящему.

На протяжении существенного времени Есенин был чужд политическим движениям. После октябрьской революции его старательно привлекали на митинги и в другие политические движения, подобно тому ка привлекали многих, но он если и присутствовал там, то присутствовал сугубо формально. Со временем поэт практически полностью отказался от связей со властью нового времени.

Следует сказать о довольно тяжелых временах 20-х годов предыдущего века в России. Многим творческим людям пришлось уехать, другим пришлось страдать. Остальные просто согласились с новой властью и стали петь Советам дифирамбы на разный лад, ведь такие песни давали и положение и привилегии и безопасность.

Есенин стоял в этом смысле особняком, его немного воодушевил 17-й год, но он быстро разобрался в грядущей эпохе и отказался от всего связанного с этим. На самом деле Сергей Александрович видел в новом времени не только какие-то политические беды для России, но и фундаментальную смену эпохи, разрушение близкого ему деревенского уклада, смену ценностей. Все эти перемены выглядели для него весьма пагубными и непонятными.

В 1924 году он пишет Русь уходящая, где описывает собственные чувства касательного наступившего времени. Он сетует о растраченной молодости, сетует о молодых людях, которые сами даже не понимают, куда ввязались. Также он довольно точно описывает собственные душевные позывы, в том числе и насмешливо говорит о намерении «бежать за комсомолом», то есть присоединиться к этому бравому и радостному потоку, который охватил тогда многих.

Тем не менее, поэт может различать химеры. Есенин в этом смысле был честным поэтом с самим собой, даже если видел свои слабости и заблуждения, то всегда умел над ними насмехаться и не поддаваться. Русь уходящая – характерный пример его рефлексии, его тоска о новом наступившем для страны времени, а точнее об уходе прежней страны и приходе чего-то другого.

Анализ стихотворения Русь уходящая по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

    Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс

    Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

  • Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

    Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов