Болезни Военный билет Призыв

Ой ты русь родная анализ. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин). Возможно вам будет интересно

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной. В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску. Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.

Первое что можно увидеть - это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.

Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края. Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть. Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.

«Не надо рая, дайте родину мою» - эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.

Анализ стихотворения Гой ты русь моя родная Есенина

Есенин - поэт деревни и русской природы. Для него эти два понятия святы. Он восхищается ими. Его стихотворения необходимо читать вслух, для себя, чувствуя каждую нотку, которую поэт отпускает со струн своей души, влюбляясь в столь дорогую часть Родины - природу.

С первых строк стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." Сергей Александрович говорит о привязанности к бескрайней Родине, деревне с хатами, образам, иконам, в красном углу избы, о синеве, которая приковывает голубоглазый взгляд юного поэта к бесконечному небесному простору, рукавам синих рек и озёр, васильками и колокольчикам. Не случайно синий считается любимым его цветом, олицетворяющим свободу, душевную чистоту, умиротворение.

Вторая же строфа замаскированно поднимает проблему города и деревни. Ведь к началу XX века в России началось массовое переселение деревенских людей в города, на заработки. И Есенин приезжает из Москвы. Теперь его действительно беспокоит то, что на малую родину приходит он как захожий богомолец. Он лишь печально смотрит на простор засеянных полей и наблюдает за тем, как чахнут тополя, звеня, напоминая автору о безмятежном деревенском детстве. Околицы же верно стоят под наклоном, ведь некому их починить, заново справить.

Третья строфа вновь даёт прочувствовать прелесть конца деревенского лета. Поспевают яблоки, мед готов к сбору, крестьяне идут в церкви на освещение плодов земных, к августовским праздникам. А девицы и молодцы в корогодах пляшут и радуются.

В последних и самых главных строках Сергей Есенин признается в вечной верности своей Родине. Он возвышает Русь над раем. Превозносит ее тем самым до небес.

Стихотворение создаёт воодушевляющие настроение, заставляющее захотеть отправиться туда, где бескрайняя синева застывает в глазах, где можно убежать и скрыться от городской суеты, полюбить ту деревню, которой дорожит Есенин, вдохнуть полной грудью пьянящий запах спелых яблок и меда. Здесь нет побуждения к действию, осуждения или презрение, но только потрясающе красивое описание непреложных, вечных своих ценностей: Родины, деревни, природы, чистоты души.

9 класс история создания, кратко по плану

Картинка к стихотворению Гой ты русь моя родная

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мужество

    Пережив ВОВ Ахматова уже не смогла вернуться к лирике в своём творчестве, хотя именно благодаря ей она снискала славу и заняла определенную поэтическую нишу в двадцатых годах прошлого века. Её стихи стали отличаться резкостью и конкретикой форм

  • Анализ стихотворения Есенина Я последний поэт деревни
  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо

    Данное стихотворение наряду с еще тремя многие пушкиноведы объединяют общностью тем и образов. Связано все это с тем, что посвящены эти стихи Е.Воронцовой – возлюбленной поэта, связь с которой официально до сих пор не доказана.

  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825

    Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В этом стихотворении есть все, что характерно для лирики Есенина: не совсем понятные понятные городскому читателю слова ("зеленые лехи" - полевые полосы, "корогод" - хоровод) и обилие религиозной символики ("рать святая", "хаты - в ризах образа", "короткий Спас"). Картина воспринимается как бы глазами "захожего богомольца", читая, ощущается настроение внутреннего восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости,которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает понять свое стихотворение разными средствами. В стихах присутствует звуковой ряд : "звонно","гудит", "прозвенит" создают иллюзию разносящегося колокольного звона. А деревенская изба уподобляется иконе "хаты- в ризах образа". Это ключевой образ , в котором некрашеные стены как темный лик святого, окна как глаза, соломенные крыши как золотые ризы, обрамляющие икону. Есенин использует цветопись : "Только синь сосет глаза" (то есть впивается в глаза). Если синий цвет назван, то золотой присутствует скрытно: соломенные крыши хат, налитые яблоки, мед, желтая стерня на сжатых полях, тополя с пожелтевшей листвой.
Праздничное состояние души и у лирического героя, и у крестьян ("гудит.. веселый пляс", "девичий смех"), и в природе. Поэт находится в гармонии с собой, с природой, и другого счастья ему не надо.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни. Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.

Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.

Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости. Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры. Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).

Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).

Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни. Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными. Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.

Сергей Есенин бывал во многих странах, но всегда возвращался в Россию. Поэт видел все недостатки: разбитые дороги, пьянство и нищету крестьян, самодурство помещиков, абсолютную веру в царя. Но несмотря на все это, он любил свою Родину и считал ее лучшим местом на свете. Ниже представлен анализ "Гой ты, Русь, моя родная".

Особенности творчества поэта

В кратком анализе "Гой ты, Русь, моя родная" одним из пунктов является рассмотрение отличительных черт поэзии Есенина. Любовь к Родине всегда занимала особое место в его творчестве. Но с особой нежностью поэт писал о сельских пейзажах.

Это стихотворение создано в 1914 г., к тому времени Есенин уже жил некоторое время в Москве, но ее шум и суета утомляли его, поэтому он все больше и больше тосковал по тем временам, когда он был простым крестьянским пареньком. Свою тоску и привязанность Есенин выражал в стихах. Для поэта быт простых людей всегда оставался правильным, даже несмотря на то, что одной из основных проблем была нищета. Но они чтили традиции и семейные устои, что восхищало поэта.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" нужно указать, что в нем Есенин подчеркивает свою любовь к Родине тем, что ни на что не променяет запах меда и яблок, храмы, которые приносят благостное настроение, и бескрайние зеленые луга. В этом стихотворении поэт пишет о своей любви к Родине и деревенской жизни.

Образ Руси

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" важно определить, какое место в этом творении занимает образ Руси. Почему именно так называет Есенин Россию? Возможно, потому что в ту эпоху древнерусского государства народ был ближе к природе, чтил все важные церковные праздники и обычаи предков. Поэт, любивший деревни и землю, скучал по тому времени, когда земледелие было основным занятием славян.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" следует также отметить, что поэт сравнивает Родину с храмом, который все и всех объединяет. За этим образом стоит целая жизненная философия поэта, которая заключалась в любви к своим корням и принятии своей Родины такой, какая она есть. Но наступившая революция разрушила этот храм, разъединив все общество, и поэтому поэт еще больше тосковал по своим родным краям.

Литературные средства выразительности

Следующий пункт анализа стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" - это определение, какими тропами и стилистическими средствами пользовался поэт. Олицетворения позволяют поэту "оживить" образ Руси, а эпитеты помогают передать благостное душевное состояние лирического героя. Умиротворенное состояние и у героя, и у крестьян достигается благодаря единению с природой.

А метафора придает еще большую значимость образу Руси в стихотворении. У поэта синий цвет ассоциируется не только с бескрайностью голубого неба и водной гладью, но и с Родиной. Метафоричен и золотой цвет, который выражен не так ярко в строках, но он проявляется в деталях. Это мед, соломенные крыши домов, пожелтевшая листва, поля. Такое цветовое оформление делает образ Руси еще более возвышенным и значимым.

А глаголы, которые употребляются в будущем времени, указывают на желание героя отправиться в путешествие по своей стране, по ее бескрайним просторам, чтобы увидеть все самое прекрасное.

Окончание произведения

В анализе стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" можно подробнее рассмотреть его концовку. Есенин заканчивает свое творение простой строкой, написанной не возвышенным стилем. Он подчеркивает ту простую жизнь, которая для поэта была самой правильной.

В последних строчках Есенин показывает всю свою любовь к Родине: ему не нужно ничего, только его Русь, которая является для него раем. Может, здесь имеется в виду и призыв к революционерам, которые изменили привычный уклад. И, возможно, поэт хотел им сказать, чтобы они не трогали все то прекрасное, что было у Руси.

Анализ "Гой ты, Русь, моя родная" Есенина показывает, насколько сильна его любовь к стране, крестьянской жизни, по которой он тосковал. Он бы ни на что не променял все прелести сельского пейзажа и неповторимое очарование русской природы. Все слова дышат восторженностью и обожанием, которые возрастают с каждой строкой.

Именно эта любовь к Родине, принятие ее недостатков, умение восхищаться и любоваться всем прекрасным, что в ней есть - это главная отличительная особенность творчества поэта. И в этом стихотворении Есенин показал ее при помощи многообразия русского языка, использовав простой слог, чтобы подчеркнуть любовь к простой жизни.

«Гой ты, Русь, моя родная…» - стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина . Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, - Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»). Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога). Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» - как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина