Болезни Военный билет Призыв

Экологические проблемы современности и пути их решения. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения. К чему приведет парниковый эффект

Северо-Западный экономический район - один из 11 крупных экономических районов . Занимает площадь 195 247 км 2 , что составляет 1,14% территории Российской Федерации. Численность населения, проживающего на территории Северо-Западного экономического района, в 2015 г. составила 8 237 041 человек, что составляет 5,63 % от всего населения России. Плотность населения - 42 чел./км 2 . Район характеризуется повышенным показателем урбанизации. Около 87% населения проживает в городах, по этому показателю район занимает первое место в стране.
В состав экономического района входят 4 субъекта (региона) Российской Федерации.

  • Санкт-Петербург (город федерального значения)

    Санкт-Петербург (Город)

    5 381,736 тыс. чел. (2019 г.)

  • Ленинградская область

    Санкт-Петербург (Город)

    1 846,913 тыс. чел. (2019 г.)

  • Псковская область

    Псков (Город)

    629,659 тыс. чел. (2019 г.)

  • Новгородская область

    Великий Новгород (Город)

    600,382 тыс. чел. (2019 г.)

Экономико-географическое положение

Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны , на Русской (Восточно-Европейской) равнине. Имеет общие внешние границы с Латвией, Эстонией, Белоруссией и Финляндией, имеет выход в Балтийское море через Финский залив, граничит с Центральным и Северным экономическими районами России.

По территории и численности населения Северо-Западный экономический район уступает большинству экономических районов Российской Федерации. Экономико-географическое положение района определяется, прежде всего, значением , как крупнейшего морского порта России на Балтийском побережье, второго по величине города страны, в котором сосредоточено 62% общего и около 70% городского населения Северо-Западного экономического района. Средняя плотность населения района значительно превышает среднюю плотность по России, доля городского населения превышает 80%.

Национальный состав населения однороден, доля русских составляет около 90%. На востоке проживают вепсы, на западе - ижорцы, карелы и водь (немногочисленные представители народов финно-угорской группы уральской семьи). В живут сету - православные эстонцы.

Северо-Западный экономический район занимает одно из ведущих мест в стране по уровню экономического развития.

Природные условия и ресурсы

Северо-Западный экономический район расположен на северной окраине Восточно-Европейской равнины, этим обусловлен в основном равнинный характер рельефа. Климат умеренно континентальный с теплым увлажненным летом и суровой многоснежной зимой. Почвы подзолистые и (в особенности на севере) болотные, малогумусные, требующие проведения мелиоративных мероприятий, большого количества удобрений для сельскохозяйственных работ.

Лесные ресурсы
Значительная часть территории (около 30%) располагается в лесной зоне, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов.

Водные ресурсы
Северо-Западный экономический район богат водными ресурсами - около 7 тысяч озер (в том числе Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, Псковское), многочисленные реки (в том числе Нева, Волхов, Свирь). Ладожское озеро с площадью акватории 17,7 тыс. кв. км из пресноводных озер уступает только Байкалу. Онежское озеро - 9,7 тыс. кв. км, Чудское и Псковское озера - 3,6 тыс. кв. км, озеро Ильмень - 1 тыс. кв. км. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер. В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

Полезные ископаемые и нерудные ресурсы
Запасы полезных ископаемых Северо-Западного экономического района сравнительно невелики.
Природные топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют, район обеспечивает свои потребности в нефти, природном газе и угле за счет завоза их из других регионов. Добыча торфа сосредоточена в основном в . Торф используется в качестве топлива для электростанций, а также в сельском хозяйстве.

Северо-Западный экономический район располагает большими запасами легкоплавких (месторождения в и районах Новгородской области) и огнеупорных глин (11 месторождений, в том числе крупные месторождения в Боровичско-Любытинском горнорудном районе и залежь Витцы). Значительны запасы известняков (Пикалевское, Сланцевское, Волховское месторождения в , Окуловское месторождение в Новгородской области), используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве. В районе добываются бокситы, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности. В районе Ленинградской области располагается крупное месторождение фосфоритов (Кингисеппское месторождение фосфатных руд), имеющих экспортное значение. Кроме того, в Северо-Западном экономическом районе имеются значительные запасы гранита, мрамора, кварцита (Каарлахтинское месторождение в районе ), минеральных красок - охры, умбры, берлинской лазури (в районе ), марганца, песка и другого сырья.

Экономика

Агропромышленный комплекс
В агропромышленном комплексе Северо-Западного экономического района центральное место занимает сельское хозяйство, которое, в первую очередь, ориентировано на удовлетворение потребностей городского населения продуктами питания. Достаточно продолжительный вегетационных период (от 100 дней на востоке до 140 на юге) позволяет выращивать кормовые культуры, зерно, овощи, картофель, лен. Наиболее освоенная в сельскохозяйственном отношении территория находится на юго-западе с более мягким климатом и благоприятными почвенными условиями. Сельскохозяйственные угодья занимают здесь более 1/3 территории земель. В на сельскохозяйственные земли приходится 1/5 земель, в - лишь 1/10. Молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства Северо-Западного экономического района сконцентрированы вблизи городов.

Промышленность
Современная специализация Северо-западного экономического района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра - , во многом определяющего темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. В настоящее время, в связи с относительно невысокими запасами собственных ресурсов, основная роль в экономике экономического района принадлежит обрабатывающей промышленности, в частности двум основным направлениям:

  • отраслям, ориентированным на высококвалифицированные трудовые ресурсы (радиоэлектроника, приборостроение, электротехника);
  • отраслям, получившим развитие в процессе становления хозяйственного комплекса страны (судостроение, в том числе военное, вагоностроение, энергетическое машиностроение, в том числе атомное, станкостроение и другие). Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
На долю Санкт-Петербурга приходится более 60% промышленного производства Северо-Западного экономического района. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производства ракетно-космической техники («Арсенал»), авиационных двигателей (Завод имени В. Я. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения («Электросила»), судостроения («Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод»), тяжелого машиностроения («Невский завод», «Ижорский завод» в ), локомотивостроения, вагоностроения и тракторостроения («Кировский завод»), станкостроения и приборостроения («ЛОМО», «Океанприбор»), электронной промышленности («Светлана»), других отраслей точного машиностроения (Петродворцовый часовой завод). Центром судостроения является город , речного судостроения и судоремонта - , .

Важное место в экономике Северо-Западного экономического района занимают:

  • деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • легкая промышленность (в том числе текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная);
  • пищевая промышленность;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • производство строительных материалов.

Тема: "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

Цель: определить особенности экономико-географического положения района и выяснить факторы формирования района

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка уровня усвоения материала прошлого урока

Тест на 5 минут

3. Изучение нового материала.

Учитель : Ребята, мы переходим к изучению новой темы. Посмотрите на экран и подумайте, какой район нам предстоит изучить?

Запишите тему урока:

Как вы думаете, какова цель урока?

Определить особенности ЭГП района, природы; определить какие природные ресурсы имеются в районе, продолжить развивать умение работать с экономическими картами.

Давайте выясним, что вам известно об этом районе?

    АССОЦИАЦИИ

А теперь в течение 2х минут запишите на листах как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, с данной темой.

    СОСТАВ

Учитель: Пользуясь атласом, определите какие области входят в состав Северо-Западного экономического района?

Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Санкт – Петербург.

Учитель: Что вы можете сказать о площади этого района?

Ученики : Это самый маленький по площади экономический район.-211,6тыс.км2

    КОНТУРНАЯ КАРТА

Учитель: Нанесите на контурную карту субъекты, входящие в этот район и граничащие страны и экономические районы.

4 . ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Изучив информацию в параграфе определить факторы формирования данного района.

1.ФАКТОР: Выход в Балтийское море

2. Фактор: Столичное положение района, которое он занимал на протяжении 200 лет.

3. Фактор: проходил путь из варяг в греки

4. Проходил путь Ганзейского союза. (торгово-политический союз).

5. ЭГП

Учитель: Дайте характеристику ЭГП Северо-западного экономического района, придерживаясь плана.

Но прежде давайте попробуем по прогнозировать. Я буду зачитывать утверждения по ЭГП северо-запада, а вы попробуете угадать верные или нет.

Верите ли вы, что:

    Район не имеет выхода в море (НЕТ)

    Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (ДА)

    Граничит с Грузией и Айзербайджаном (нет)

    Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (да)

    По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории. (да)

    Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте). (да)

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ

    Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).

    Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).

    Соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте).

    Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте).

    По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.

Учитель: ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути “Из варяг в греки”. Здесь находятся древнерусские города: Новгород (Великий Новгород), Псков, Великие Луки, Старая Русса.

В начале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.

    ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    Закрепление: смотрите слайд № 16

8. Рефлексия Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?

9. Домашнее задание: параграф 24-25

Состав– Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Площадь района – 196,5 тыс. км2, население – 7854,7 тыс. человек

Экономико-географическое положение района - приморское, выгодное. Северо-Западный экономический район, занимающий второе место в стране по уровню развития, – один из самых небольших по площади районов России. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает 1,2% территории, сосредоточивая 5,4% населения России.

Это небольшой по площади р-н у берегов Балтийского моря или недалеко от него.

Район отличается удобным транспортно-географическим положением, высокой степенью заселенности, слабой природно-ресурсной и богатой историко-культурной базой, наличием на его территории второй столицы России – Санкт-Петербурга, а также развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим СЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.

Хозяйственный комплекс Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Северо-Запада занимают отрасли обрабатывающей промышленности с явным преобладанием производства средств производства, на втором месте – транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции. Сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности района. Огромный социально-культурный потенциал обусловил развитие рекреационного хозяйства и мощного научного комплекса.

В структуре промышленного производства выделяются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс.

Основу специализации составляет машиностроительный комплекс (около 23% от общего выпуска промышленной продукции), где выделяются наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП: судостроение, электротехника, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, приборо- и станкостроение, электронная промышленность.



Лесной комплекс (6,8%) представлен всеми отраслями с преобладанием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей.

В химической промышленности (6,8%) ведущее место занимает выпуск полимерных материалов – синтетических смол, пластмасс, резинотехнических и резинобытовых изделий, реактивов, лаков, красок, фармацевтических препаратов.

В производстве товаров народного потребления почти 2/3 приходится на непродовольственные товары.

Сельское хозяйство – традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь наполовину потребности населения в продуктах питания.

В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Комарово) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска идр.

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Санкт-Петербург является и крупным центром образования. Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность. Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.



Санкт-Петербургская агломерация - моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг Санкт-Петербурга. К ней относят всю территорию города федерального значения Санкт-Петербурга и часть территории Ленинградской области. Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются главным образом (за некоторым исключением) пригородными электропоездами, автобусами и коммерческим маршрутным автотранспортом.

Область

2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА

Расположение: северо-запад европейской части России.

Площадь: 1,2% площади страны (196,5 тыс. км2).

Население: 5,4% от населения России (8,5 млн. чел.).

Экономическое окружение:

a. высокоразвитые соседние государства – Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия;

b. высокоразвитые экономические районы РФ – Центральный и Северный.

Экономические характеристики:

Положение района приграничное, приморское, район расположен рядом с западной границей, имеет выход к Балтике.

Не является ни одной из топливных, сырьевых и энергетических баз, удален от всех баз страны;

Выгодное транспортно-географическое положение: портовое хозяйство усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море.

Экономический центр: Санкт-Петербург – один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

Производство товаров народного потребления.

Высококвалифицированные кадры, большое количество на­учных учреждений, в районе сосредоточена 1/8 научных работников страны. Кадровая наукоемкость почти в 4 раза превышает среднероссийские показатели, а наукоемкость товарной продукции – более чем в 3 раза.

Развитый туризм.

Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня.

Расположение: крайний восточный район РФ, омываемый водами Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Площадь: 36% от площади страны (6,2 млн. км2) с характерной­ протяженностью с севера на юг и с запада на восток.

Экономическое окружение:

a. Морские границы с США и Японией. От США Дальний Восток отделяет узкий Берингов пролив, а от Японии – Кунаширский пролив и пролив Лаперуза. Большая протяженность границ с Китаем. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют При­морьем. Приморское положение района обусловливает благоприятные перспективы для развития экономических свя­зей со странами Тихоокеанского региона.

b. Кроме материковой территории к Дальнему Востоку относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские.

c. Район играет важную роль в морских и внешнетор­говых связях России. Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск – важнейшие порты России на Тихом океане.

Важнейшими особенностями ЭГП Дальнего Востока являются большая удаленность от центральных наиболее развитых районов России, а так же местонахождение на пересечении морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна.

3. ПРИРОДА РАЙОНА И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Рельеф: равнинная западная и возвышенная восточная части.

Климат: умеренно-континентальный, на побережье – морской.

Почвы: дерново-подзолистые и подзолисто-болотные, при сельскохозяйственном использовании нуждаются в удобрениях. По­вышенная заболоченность территории. Сельскохозяйственные угодья занимают всего лишь 18% территории района.

Водные ресурсы, отсюда имеют рыбные ресурсы. На многих реках пост­роены гидроэлектростанции.

Лесные ресур­сы занимают 45% площади района.

Полезные ископаемые:

· Сланцы;

· Бокситы;

· Огнеупорная глина;

· Чистые известняки;

· Кварцевые, абразивные стекольные пески;

· Соляные источ­ники;

· Гранит;

· Нефть и газ;

· Бурый уголь;

· Каменная и калийная соли.

· Здесь сосредоточено 90% мировых запасов янтаря.

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Дальневосточный экономический район

Район расположен на стыке Евразии и Тихоокеанского бассейна. Северные части территории Дальневосточного района расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине.

Климат: умеренный, на большей части резко-континен­тальный, суровый. Значительная часть территории Якутии и Магаданской области находится за Полярным кругом. Зимой характерна безветренная, ясная, мо­розная погода. Лето жаркое в континентальных районах и прохладное – в приморских.

Природные зоны: Дальневосточного района сменяются с севера на юг – зона аркти­ческих пустынь, тундра, лесотундра, тайга.

Рельеф: молодые складчатые образова­ния, вулканы, гейзеры, равнины и низменности. 90% территории находится в зоне много­летней мерзлоты. На юж­ных равнинах нередки плодородные черноземовидные и бурые почвы.

Полезные ископаемые;

Лес (более 250 млн. га, общий запас древеси­ны - более 22 млрд. м3).

Водные ресурсы: реки, озера, моря (Берингово, Охотское и Японское). На Дальневосточный район приходится 60 % улова рыбы России. Минераль­но-сырьевой база: олово, ртуть, исландский и плавиковый шпат, горный хрусталь, слюда, гра­фит;. вольфрам, молибден, свинцово-цинковые руды, руды цветных и редких металлов, железные руды, алмазы, золото, уголь, нефти и газ, поваренная соль, сера, апатиты, известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые пески. цементное сырье.

На юге благоприятны условия для земледелия. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья района. Климатические условия благоприятны для выращивания культур муссонного климата – рис, соя. Леса богаты ценным пушным зверем (горностай, соболь, ли­сица, белка, колонок), имеющим промысловое значение.

4. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Северо-Западный экономический район

История Северо-Западного района начинает с 9-8тысячилетия до н. э.
К середине 1 тысячелетия существовали оседлые финно-угорские племена.. В VIII веке на этой территории осели славяне, племена пруссов, народа, родственного нынешним латышам и литовцам..К 750-м годам относится возникновение Ладоги (с XVIII века Старая Ладога) - древнейшего русского поселения на территории России. В IX-X веках Ладога стала важнейшим политическим и экономическим центром формирования государственности Древней Руси. Лишь в конце X века она теряет своё значение, уступая его Новгороду. В 910-1348 гг. Псковское княжество вошло в состав Новгородской земли. В XII веке Новгород приобрёл политическую самостоятельность.

В 1226 году началась колонизация Пруссии немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Колонизация проводилась под видом обращения «дикого» народа в христианство. В ходе завоевания, которое длилось около пятидесяти лет, рыцари основывали замки, которые являлись опорными пунктами. Первым из них стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского (Калининградского) залива и сохранившийся до сих пор. Таким образом, на территории нынешней Калининградской области возникло государство рыцарей-крестоносцев. Это государство вело постоянные войны с Польшей и Литвой. Такое военное перенапряжение привело к кризису Пруссии, и она даже впала в вассальную зависимость от Польши со второй половины XV века.

В 1348 году получила автономию от Новгородской республики, в части выбора посадника Псковская республика, просуществовавшая до 1510 года. В январе 1478 года Новгородская республика прекратила своё существование в связи с её захватом Московским княжеством. В начале XVIII века области вновь была присоединена к России, здесь была построена новая столица страны - Санкт-Петербург. В 1708 году была образована Ингерманландская губерния. В 1710 году она была переименована в Санкт-Петербургскую, в 1914 году - в Петроградскую, в 1924 году - в Ленинградскую.

В 1657 году Пруссия вошла в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства и освободилась от вассальной зависимости от Польши. В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав Российской империи. В соответствии с Потсдамскими соглашениями северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была передана Советскому Союзу, остальные две трети переданы Польше.

16 (27) мая 1703 был основан город Санкт-Петербург первым российским императором Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове. Пётр I дал городу название, посвящённое его покровителю на небе - Святому апостолу Петру. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. С 1712 года по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

Созданные в России губернии были обширны по своей территории, губернские канцелярии не справлялись с управлением и в 1719 году введена промежуточная административно-территориальная единица между уездом и губернией - провинция. Псковская провинция была образована в 1719 году в составе Санкт-Петербургской губернии, а затем с 1727 года была в составе вновь образованной Новгородской губернии. Псковская губерния была создана в 1772 году по Указу Екатерины II. После упразднения губерний на территории значительно превышающей нынешнюю область существовали три года, с августа 1927 года по август 1930 года, Великолукский и Псковский округа в составе Ленинградской и Западной областей.

В 1927-1929 в СССР проходила административная реформа (были упразднены губернии), в рамках которой 1 августа 1927 года была образована Ленинградская область. В её состав вошли территории 5 губерний: Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая. Территория области составила 360,4 тыс. км однако впоследствии она значительно уменьшилась. В годы Великой Отечественной войны большая часть территории области была оккупирована и значительно пострадала. Во время блокады Ленинграда через территорию области проходила «Дорога Жизни» - единственная магистраль, связывавшая осаждённый город со страной. Большой вклад в победу над врагом внесло партизанское движение: к началу 1944 года на территории области действовали 13 партизанских бригад, в которых состояли 35 тыс. бойцов. На территории области развернулось самое длительное и наиболее кровопролитное в истории Второй мировой войны сражение, связанное с блокадой Ленинграда и его деблокадой.

Псковская область была образована 23 августа 1944 года.4 июля 1946 года Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг - в Калининград. Остатки немецкого населения были депортированы в Германию к 1947 году.

Дальневосточный экономический район

Археологами установлено, что древний человек заселил Дальний Восток уже в раннем палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены. Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Дальнего Востока появились предки эвенов и эвенков. К XIII в. тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены.

Освоение русскими Дальнего Востока начинается в XVII векe. Первые землепроходцы появились в северных территориях Хабаровского края.

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Эта дата считается датой присоединения Якутии в состав Российского государства. На Дальний восток ссылали заключенных с 1640-х годов. Начиная с XIX века ссылка по большей части становится политической.

Первые европейцы на Сахалине появились в 17 в., когда здесь обитали айны, нивхи, эвенки. Первыми на острове побывали в 1640 казаки. В начале 18 в. начался процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Одновременно с русскими землепроходцами, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начали проникать японцы. Вскоре Сахалин был присоединен к России и на нем стали возникать русские военные посты и селения. В гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России.

Камчатка была "открыта" в 1697 году отрядом казаков во главе с Владимиром Атласовым. До пришествия русских казаков полуостров населяли только местные жители: ительмены, эвены, коряки и чукчи. Они занимались рыболовством и оленеводством.

В 1854 началось переселение казаков из Забайкалья в низовья Амура и Приамурье окончательно вошло в состав России.

В 1858 году были заложен Хабаровск. В 1856 году была образована Приморская область.

В 1860 г. был основан город Владивосток.

В 1875 Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин.

В результате поражения России в Русско-японской войне 1904-05 гг. Южный Сахалин перешел к Японии, но после окончания Второй мировой войны СССР вернул себе этот остров, а также Курильские острова. Спор по поводу трех островов Южных Курил продолжается до сих пор.

Началом истории Магаданского края можно считать 1920-е года, с прибытием туда научных геологоразведочных экспедиций. В начале 1930-х экспедициями были обнаружены месторождения россыпей золота.

Производством железобетонных изделий и конструкций

Рекреаци­онное хозяйство:

Санаторно-курортного обслуживания;

Экскурсионного обслу­живания международного значения.

Дальневосточный экономический район

Промышленность составляет 4,3% от общего объема промышленности России, при этом до­бывающей и обрабатывающей промышленности – по 7,6%. Ведущие отрасли промышленности:

Пищевая (рыбная и рыбоконсервная);

Горнодобывающая;

Машиностроение;

Цветная и черная металлур­гия:

§ горно-рудная промышленность – добыча и переработка олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота.

§ каменный и бу­рый уголь, нефть.

Химическая и нефтехимическая промышленность;

Лесная промышленность

§ деревообрабатывающая промышленность:

§ лесопиление;

§ мебельная;

Сельское хозяйство:

§ Растениеводство:

· зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, гречиха, соя, рис).

· картофель и овощи;

· кормовые культуры;

§ Животноводство:

· оленеводство;

· охотничий промысл;

· пушное звероводство (Сихотэ-Алинь, Сахалин).

· Скотоводство;

· свино­водство;

· птицеводство;

· овцеводство.

Практи­чески на всей территории развивается промышленность строительных материалов , но, несмотря на наличие цементных заводов, заводов же­лезобетонных конструкций, предприятий по производству кирпича и пр., эта отрасль не обеспечивает в полной мере потребности района.

7. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА

Северо-Западный экономический район

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области , которые занимают ме­нее 1/2 территории района, проживает 80% его населения, производит­ся 80% промышленной и свыше 50% сельскохозяйственной продукции.

Новгородская область , занимая свыше 1/4 территории района, сосредоточивает менее 1/10 населения. Здесь развивается машиностроение – электротехника, приборостроение, хи­мическое машиностроение, производство медицинских инструментов и химическая промышленность – производ­ство азотных удобрений, синтетических материалов, керамическое и стекольное производство, предприятия лесопи­ления, изготовление спичек. Главными отраслями сельского хозяйства являются льноводство и молочно-мясное животноводство.

Псковская область занимается льноводством, молочным животноводством и свиноводством. Развиваются предприя­тия электро - и радиотехники, выпуска­ются торфодобывающие машины, запасные части к тракторам и сельскохозяйственному оборудованию .

Калининградская область выделяется рыбной и янтарной отраслями, развитием курортной зоны. В поселке Янтарном работает единственный в России янтарный комбинат. На древесине Северного района функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность.

Северо-Западный район владеет всеми видами современного транспорта. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Основной вид транспорта – железнодорожный. Так же производится много речных и морских перевозок.

Дальневосточный экономический район

По уровню экономического развития территория района подразделяется на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.

Южная зона (Приморский край, южные части Хабаров­ского края, Амурской и Сахалинской областей). Основу хозяйства составляют горнодобывающая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности.

Средняя зона (северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Якутии). Главная отрасль специализации – горнодобывающая промы­шленность. Хозяйство сконцентрировано вдоль Байкало-Амурской магистрали. Основными отраслями являются угольная промышленность , теплоэнергети­ка , лесная промышленность и в перспективе – металлургия. В бассейне реки Ал­дан находится Южно-Якутский каменно­угольный бассейн. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены месторождения апатитов, залежи слюды, корунда, сланцев. Более интенсивно разви­ты добывающие отрасли на основе выборочного использования полез­ных ископаемых.

На Дальнем Востоке функционируют все виды транспорта, но основное место принадлежит железнодорожным перевозкам (до 80% грузооборота). Большое значение для межрайонных и внутрирайонных перевозок имеет морской (15% внутренних перевозок и 5–6% внешних) и речной (почти 15% внутренних перевозок) транспорт. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо, в основном это сезонные доро­ги – зимники, но имеются и крупные автострады . При помощи воздушного транспорта осуществляются пассажирские пере­возки и доставка грузов, в том числе в труднодоступные районы и на острова. На огромных пространствах севера сохра­няется олений вид транспорта. Развивается трубопроводный транспорт: построен нефтепровод Оха – Комсомольск-на-Амуре.

8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Район отличается мощным экономическим потенциалом, особым транспортно-географическим положением и огромными историко-культурными ценнос­тями.

Перспективы:

Развитие отраслей производящих импорт заменяющую продукцию и экспортной специализации (сложного и точного машиност­роения), научных разработок, культурного и туристического обслужи­вания.

Развитием непроизводственной сферы.

Использование науч­ного и социально-культурного потенциала региона;

Возрастание международной роли Санкт-Петербургского морского порта и всей транспортной системы района в транзитной и экспортно-импортной системах России требует повышения ее пропускной и про­возной способности за счет реконструкции и нового строительства.

Организация в Ленинградской и Новгородской области сво­бодных экономических зон, способствующих крупномасштабному при­влечению иностранных инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства.

Дальневосточный экономический район

Проблемы района:

Слабое освоение из-за удаленности от центральных и наи­более обжитых районов;

Суровые природно-климатических условия;

Большие расстояния усложняют развитие экономических связей с Центром и удорожают стоимость продукции при ее доставке из других экономических районов;

Освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений .

Расширение добычи золота, титана, олова, полиметаллов;

Создание крупных лесопромышленных комплексов;

Создание свободных экономических зон, совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промыш­ленности.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом.

Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская обл., Санкт- Петербург (город федерального значения).

ЭГП. Положение р-на - приморское, выгодное. Это небольшой по площади р-н (197 тыс. км 2 ) у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого р-на проходил древний торговый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г.Санкт-Петербург являлся столицей России. Сейчас он выделен в “зону свободного предпринимательства” и занимает центральное положение в р-не.

Р-н расположен между развитыми европ. государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным ЭР РФ, а также рядом с Северным ЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

Природные условия и ресурсы. Климат района умеренно-континентальный, на побережье - морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади р-на, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.

Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. С.-З. Русской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие - Ладожское (площадь 18 тыс. км 2), Онежское, Чудское, Ильмень .

Речная сеть - густая. Отсюда имеют значение рыбные ресурсы. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, одна из самых многоводных в России.

Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы, Новгородская обл.), бокситы (Тихвин, Ленинградская обл.).

Население. Нас. р-на - 7,9 млн . чел. (2000г.). Средняя плотность населения- около 40 чел ./км 2 , однако в периферийных р-ах плотность сельского нас. составляет лишь 2-4 чел./км 2 . Большинство населения составляют русские.

Коэфф. урбанизации - 87 %. Обширная сеть учебных заведений (прежде всего – в С-Петербурге) обеспечивает наличие высококвалифицированных кадров. Население г. Санкт-Петербург - около 5 млн. чел.

Хозяйство. Основные соц.-экон. предпосылки развития р-на: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база. СЗ- индустриальный р-н с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.

Отрасли специализации – машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.



ТЭК р-на ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Р-н - крупный потребитель эл.энергии. Ее вырабатывают мощные ТЭС, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в С-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю эл.энергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района эл.энергией под С-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС. Энергосистема СЗ соединена с единой энергосис­темой европ. части России.

Машиностроительный комплекс р-на характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли маш-ения: энергетическое, электротехническое, судо-, приборо-, станкостроение.

Р-н является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов. Пр-во энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в С-Петербурге. Развито судостроение: "Адмиралтейский", "Балтийский" заводы С-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.

Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (С-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки (Псковская обл.), Старая Русса. В Новгороде, Пскове, Выборге производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.

Химическая промышленность С-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтике в России. Развита легкая пром . (обувная, текстильная, пищевая).

Ряд отраслей пром. СЗ базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них мин. удобрений (бывш. Кингисепп , современное название города - Курессааре ), пр-во огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи , Новгородская обл.), добыча и пр-во стр-ных материалов, добыча сланцев (Сланцы, Ленинградская обл.).

СЗ является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах, Ленинградская обл.). Предприятия цв. металлургии находятся в Волхове , (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы), все три - Ленинградская обл.

АПК. С/х специализируется на молочном жив-стве, свиноводстве, птицеводстве, пр-ве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе р-на. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.

Транспорт. С-петербургский транс. узел по размерам грузооборота и пасс.-оборота уступает лишь Московскому. Транс. пути отходят от этого города лучами в разные стороны. С-Петербург в настоящее время - один из крупнейших внешнеторговых морских портов России. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает связи с другими ЭР европ. части РФ. Беломорско - Бал­тийский канал открывает выход в Белое и Баренцево моря.

Калининградская область – самый западный регион РФ, «анклав» или терр. отделенная от остальной терр. страны, не имеющая с ней единого территориального пространства. С сев.-зап. выходит к Балтийскому морю, граничит с Литвой и Польшей. Терр. – 15 тыс. км. 2 , нас. – ок. 950 тыс.чел., рус. – 78%, белоруссы – 8%, украинцы – 7%. Гор. население – 78%. Климат мягкий, влажный. Ископаемые – бурый уголь, торф, стройматериалы, янтарь, есть запасы нефти (добыча 1 млн. т в год), газа. Уникальные ландшафты создают условия для туризма.

Эконом. тесно связана с морем. Велика роль области в рыболовстве и ВЭС РФ. Отрасли рыночной специализации – рыбная, маш-ение, янтарная, целл.-бум. (1/3 продукции дает рыбная пром.). Большое развитие получили мясная и маслодельная пром. Калининград – незамерзающий порт на Балтике, в нем сосредоточено большинство предпр. обл. В 1991г. создана СЭЗ “Янтарь”. Развитие р-на определяется его оторванностью от остальной терр. РФ.

Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского ЭР

Состав: Респ.: Адыгея (столица - Майкоп), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино- Балкария (Нальчик), Карачаево-Черкессия (Черкесск), Северная Осетия (Владикавказ) и Чеченская (Грозный). Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская об­л.

ЭГП. Площадь - 355 тыс.км 2 . Р-н занимает юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье и сев. склоны Большого Кавказа. Расположен между Черным и Азовским морями на з. и Каспийским на в.

На с.-з. граничит с Украиной, на с. и с.-в.- с Ц-Ч и П. На ю. граница с Грузией и Азербайджаном проходит почти везде по Большому Кавказскому хребту. ЭГП - выгодное. Имеется выход к трем морям. Через этот район Россия осуществляет связи с государствами Закавказья. Природные условия благоприятны для проживания нас. и развития с/х. Имеются разнообразные полезные ископаемые. В РФ на долю р-на приходится 8% в пром. и 16% - в с/х.

Природные условия и ресурсы. Природные ландшафты СК многообразны, что объясняется географическим положением и особенностями рельефа, что в свою очередь влияет на расселение людей и их хозяйственную деятельность. Самая высокая точка РФ - г. Эльбрус (Респ. Кабардино-Балкария).

По природным условиям р-н делится на три зоны: равнинную, предгорную и горную.

Равнинная (степная) - занимает большую часть терр. и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек.

Предгорная зона располагается южнее и протягивается небольшой полосой с с.-з. на ю.-в. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть).

Р-н обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорьях). Горные реки имеют большой гидроэнергетический потенциал, а воды равнинных рек используются на орошение.

Основной недостаток природных условий - неравномерная обеспеченность водными ресурсами. Лучше обеспечена влагой западная часть, особенно Черноморское побережье и склоны гор. С.-в. и в. района - безводны, засушливы.

Велика роль района как основной рекреационной зоны России (курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных источников, турбазы в горах Кавказа).

Предгорья Большого Кавказа - кладовая химического, металлургического, строительного сырья, энерго- ресурсов (в т.ч. топливных - нефти и газа). Природный газ имеется в Краснодарском и Ставропольском краях, нефть - в Чеченской Республике и Адыгее. Руды цветных и редких металлов (цинк, свинец, вольфрам, молибден) добываются в горных респ. (Северная Осетия, Кабардино-Балкария), уголь - в Ростовской области (российская часть вост. Донбасса).

Население. СК составляет 17,7 млн. чел., это 3 место в РФ. Темпы роста нас. заметно превышают средне российские (высокий естественный прирост).

Р-н обладает избытком трудовых ресурсов. Размещено нас. крайне неравномерно, хотя даже средняя плотность - 47 чел ./км 2 значительна. Краснодарский край и Ростовская область сосредоточивают в своих пределах почти 3/5 нас. р-на. Наивысшие показатели плотности населения отмечаются в предгорьях, в р-нах интенсивного земледелия Краснодарского края и в индустриальных р-нах Ростовской обл. А в с.-в. засушливых районах Ставрополья, Дагестана и Ростовской обл. нас. крайне малочисленно.

Национальный состав отличается исключительной пестротой - насчитывается несколько десятков народностей и этнических групп коренного населения (принадлежащих не только к разным языковым группам, но и к разным языковым семьям). Среди них по численности выделяются группы осетин, кабардинцев, чеченцев и др., проживающих в основном в пределах своих республик. Преобладает в районе, однако, русское население, даже в горных республиках Кавказа доля русских среди населения колеблется от 9% в Дагестане до 65 % в Адыгее.

Численность населения респ. СК от 300 тыс. чел. в Ингушетии до 2.1 млн. чел. в Дагестане.

СК не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля гор. нас. здесь ниже средне российского (56%). В Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской преобладает сельское население (около 60 %).

Хозяйство. СК выделяется высокоразвитым и многоотраслевым с/х. Специализация:

1. Машиностроение – металлоемкое, атомное, приборо-и станкостроение, с/х машиностроение, производство электровозов.

2. ТЭК .

3. Металлургия.

4. Химическая – искусственные волокна, резино-технические изделия

5. Пищевая .

6. Курортное хозяйство

Дополняющие: лёгкая, промышленность строительных материалов.

ТЭК . Отрасли этого комплекса выполняют функции базовых пр-в. СК, обеспечивая свои потребности в топливе, поставлял ранее уголь, нефть, газ в другие р-ны страны. Первая буровая скважина дала нефть в зап. Предкавказье еще в 1860 г., позднее стали разрабатываться месторождения в районе Грозного, и только в 1950-е годы началась добыча нефти и газа в Ставропольском крае.

Однако с истощением запасов газа его добыча снизилась в несколько раз и приобрела чисто локальное значение. А военные действия в Чечне и неспокойная политическая ситуация в регионе обострили ситуацию с добычей и транспортировкой грозненской нефти.

Нефтяная и газовая промышленность представлены в Краснодаре (НПЗ), Майкою, Грозном (НПЗ), Туапсе (НПЗ).

Топливными ресурсами богата также Ростовская область (вост. Донбасс) - антрацит и коксующиеся угли. Здесь развитие получили угольная и металлург. промышленное, транспортное машиностроение.

Важное значение имеет электроэнергетическое х-во р-на. ЛЭП соединяют энергосистему СК с энергосистемой соседних р-нов РФ. Подавляющее большинство эл.энергии вырабатывают мощные ТЭС, использующие уголь, нефтетопливо и природный газ. Используется и гидроэнергетический потенциал региона. Ряд ГЭС построен на горных реках - Терек, Судак и др. Самая крупная из них - Чиркейская ГЭС на р. Судак в Дагестане.

Ведущая отрасль специализации машиностроение . Особенно развито с/х-е маш-ение (Ростов-на-Дону, Таганрог, Миллерово, Новочеркасск, Кропоткинск, Краснодар ), так как имеется собственная металлург. база (Ростовская область), развито с/х и есть удобные транс-е пути.

Важное место занимает пр-во оборудования для нефтегазовой и пищевой промышленности, а также пр-во электровозов (Новочеркасск ).

Энергетическое маш-ение представлено в Таганроге (паровые котлы) и Волгодонске (оборудование для АЭС). Крупнейший индустриальный центр СК- город Ростов-на-Дону .

Химическая промышленность района производит азотные удобрения из природного газа (Невинномысск, Белореченск ), ядохимикаты, синтетические материалы, пластмассы (Буденовок ).

Цветная металлургия представлена в Северной Осетии (Садон) , Кабардино-Балкарии (Тырныауз) .

Пищевая промышленность полностью обеспечивается сырьем развитым с/х р-на. Работают предприятия по пр-ву муки, круп, мясной продукции, плодоовощных консервов, вин.

АПК . СК - крупнейшая с/х база страны. На равнинах почвы плодородные: черноземные и аллювиальные - здесь сосредоточены крупные массивы пахотных земель. Выращивают зерновые (пшеница, кукуруза, рис ) и технические (сахарная свекла, табак, подсолнечник и др.) культуры.

Р-н славится овощеводством, садоводством и виноградарством. В Краснодарском крае выращивают чай (это самый северный район по выращиванию чая в мире).

Животноводство, как и земледелие, многоотраслевое. На равнинных территориях занимаются разведением КРС и свиноводством. Тонкорунное овцеводство распространено в засушливых районах Ростовской обл., Ставропольского края и Дагестана, а грубошерстное овцеводство - в предгорьях и горных респ. Кавказа.

Транспорт. Для обслуживания внутренних и межрайонных связей р-н имеет густую сеть ж/д и а/д, трубопроводов, речных и морских путей. В предгорьях и горных районах существует опасность при передвижении транспорта на а/д из-за схода снежных лавин (в зимнее время) и гряде-каменных потоков - селей (во время дождей).

По нефтепроводу Самара-Тихорецк-Новороссийск нефть из П и ЗС подается к портам Черного моря. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала. Намечается строительство нового порта на Азовском море. В настоящее время значение транс-х путей р-на увеличивается - через него РФ осуществляет связь с юж. Кавказом (Закавказьем).