Болезни Военный билет Призыв

Эффект веры в гороскопы. Эффект Барнума: психология шарлатанства. Что такое эффект Барнума

Эффект Барнума заключается в особенности человека воспринимать как полностью достоверные описания своей личности и оценки общего характера, способ возникновения которых представляют как научный или ритуальный, магический.Люди специфически воспринимают обобщенные описания их личности. Когда некоторые читают астрологические портреты, то склонны доверять им, убеждены в том, что эти характеристики абсолютно им подходят. Однако эти высказывания общие, неопределенные и поэтому пригодны для всех, так как никого на самом деле не описывают. Такие особенности восприятия психологи называют эффектом Барнума - в честь известного в прошлом американского антрепренера.Термин предложил американский психолог А. Фарн (в некоторых источниках утверждают, что его автор - психолог Пол Мил). Психологи определяют эффект Барнума как склонность (готовность) людей воспринимать некритически как точное описание своей личности общие, неопределенные, расплывчатые, достаточно банальные утверждения, если даже не очень понятно, каким образом эти утверждения получены.Этот эффект также называют эффектом Форера, поскольку именно Бертрам Форер в 1948 г. впервые провел эксперимент, в котором продемонстрировал его действие. Студенты выполнили тест, а исследователь заверил, что по его результатам он проведет психологический анализ их личностей. Однако вместо настоящего анализа он давал всем один и тот же текст с гороскопа. Затем Форер попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале соответствие описания их личности. Средняя оценка, которую он получил, - 4,26.Вот текст, предложенный Б. Барнумом, которым не раз воспользовались другие исследователи в подобных исследованиях: «Вы нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и уважали, и в то же время Вы достаточно самокритичны. Хоть у Вас есть некоторые личные недостатки, вы способны их компенсировать. Вы обладаете значительным потенциалом, которым до сих пор не воспользовались выгодой для себя. Вы выглядите внешне дисциплинированной и уверенной человеком, однако в душе Вы волнуетесь и чувствуете себя неуверенно. Порой Вас охватывают сомнения, правильное решение ли Вы приняли, правильно ли сделали. Вы предпочитаете многообразие и изменения, и бываете недовольно, когда Вас ограничивают строгими правилами. Вы гордитесь собой как независимым умным человеком, Вы не принимаете на веру чужие суждения без достаточных доказательств. Однако Вы считаете, что не стоит быть слишком откровенным и искренним с другими. Иногда Вы экстраверт, приветливы и общительны, а в другой раз интровертированы, осторожны, сдержанны. Некоторые из Ваших стремлений нереалистичны».Остроумный эксперимент Барнума был повторен сотни раз, и эффект всегда стабильно повторялся. Один французский психолог разместил в газетах рекламу, в которой предлагал услуги астролога. Получив сотни заказов, психолог разослал своим клиентам один и тот же гороскоп, состоящий из общих абстрактных суждений. Более 200 человек прислали психологу письма, полные благодарности за чрезвычайно точный прогноз.Можно объяснить эффект Барнума большим интересом к собственной личности. Этот эффект психологи исследуют около 40 лет. В какой-то мере они выяснили, в каких условиях человек склонен так реагировать на обобщенные описания своей личности, когда люди склонны верить именно этому и какие свойства тех суждений, наиболее стимулируют этот эффект.Психолог Росс Стагнер провел эксперимент по схеме Б. Барнума с более опытными людьми. Он предложил 68 работникам заполнить психологическую анкету, на основе которой можно было составить достаточно детальное описание их личности. Также он составил одну характеристику («фальшивку»), в которой использовал 13 фраз из разных гороскопов. Исследователь зачитывал характеристики опрошенных, утверждая, что это описание сделано на основе психологического теста. Также он просил определить, насколько каждая фраза соответствует действительности, в какой мере отражает характер исследуемого. Более 30% участников считали, что их психологические портреты написаны удивительно точно, 40% - довольно точно, никто не определил свою характеристику как совершенно ложную. Существенно, что в эксперименте принимали участие довольно критические люди, которые имели большой опыт в оценке людей.Большинство участников признали наиболее точными такие фразы: «Вы предпочитаете многообразие в жизни, и начинаете скучать, если вас ограничивают строгими правилами», «Хотя у Вас и есть некоторые личные недостатки, Вы, как правило умеете с ними справляться»; наиболее неподходящими: «В Вашем сексуальной жизни все же случаются незначительные проблемы», «Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны».Характерно, что эффект Барнума срабатывает только на положительных утверждениях.Вот еще один пример исследования этого эффекта. Австралийский профессор, преподаватель психологии Роберт Тревен ежегодно просит студентов первого курса записывать свои сны или описать свое видение знаменитых «роршаховских пятен». После этого профессор под большим секретом вручает каждому студенту один и тот же «психологический анализ личности» из 13 фраз, которым воспользовался еще Стагнер, и просит дать оценку, насколько ему удалась характеристика.Когда студенты при всей аудитории заявляют, что каждый отдельно, сделанный профессором анализ является правильным, Тревен позволяет посмотреть в бумаги друг друга. По мнению профессора, такое исследование является хорошим началом изучения психологических курсов.Интересным моментом является то, что на силу эффекта Барнума не влияют престиж астролога или психолога, а легковерие присуще в равной степени как мужчинам, так и женщинам.Р. Снайдер изучал удовлетворенность составленным им гороскопом (одного содержания для всех). Более довольными были те, у кого астролог перед тем, как составить гороскоп, спросил год, месяц, день и время рождения. Также Снайдер установил, что результаты астрологического анализа личности исследуемые считали очень достоверными, когда в нем было в пять раз больше положительных суждений, чем отрицательных. Если же описание содержал вдвое больше отрицательных суждений, чем положительных, то испытуемые не считали его достоверным.К восприятию описаний как достоверных более склонны люди обеспокоенные, расстроенные, охваченные тревогой, не очень счастливые, которые ищут возможность получить определенную поддержку, хотят избавиться от гнетущих переживаний и неуверенности.Участники исследования также могут вызывать артефакты в зависимости от того, какое поведение им свойственно. «Услужливые» пытаются угодить экспериментатору, они готовы выполнять скучную, длительную, бессодержательную работу. «Осторожные» избегают ошибок, представляют себя в лучшем свете. «Открытые» выполняют прихоти экспериментатора, чтобы продемонстрировать свое доверие. «Прозрачные» любят сотрудничество, выставляют напоказ свои собственные переживания. «Эгоисты» стремятся подтвердить собственную самооценку. «Подозрительные» пытаются скрыть свои истинные реакции.На ход исследования могут влиять определенные не контролируемые условия, которые изменяют действие экспериментального фактора, нарушающие внутреннюю валидность и обусловливающие артефакты:

  1. Фон, те конкретные события, которые происходят между первым и вторым измерением одновременно с экспериментальным воздействием.
  2. Естественное развитие, то есть те изменения, которые возникают в результате естественного хода вещей, например, усталость, которая наступает со временем, взросление испытуемых.
  3. Эффект тестирования, влияние выполнения тестовых заданий на результаты повторного исследования.
  4. Нестабильность инструментального измерения (инструментальные погрешности), которые проявляются в изменении «калибровки» инструмента, в состояниях наблюдателя или оценочных подходов, из-за которых возникают специфические неожиданные результаты измерения.
  5. Статистическая регрессия, которая наступает, когда группы отбираются на основе крайних показателей и оценок.
  6. Отбор испытуемых, неэквивалентность групп по составу, что приводит систематическую погрешность в результатах.
  7. Отсев в ходе исследования, когда участники неравномерно выбывают из сравниваемых групп.
  8. Взаимодействие факторов отбора с естественным развитием, принимаемое за эффект экспериментальной переменной.
Факторы, нарушающие внешнюю валидность:
  1. Реактивный эффект, или эффект взаимодействия тестирования. Возможно уменьшение или увеличение чувствительности участников к экспериментальному воздействия через предварительное тестирование. Результаты лиц, прошедших предварительное тестирование, будут не репрезентативными относительно тех, кто этого предварительного тестирования не проходил.
  2. Эффекты взаимодействия отбора и экспериментального воздействия.
  3. Условия организации исследования, которые обусловливают реакцию участников на эксперимент, в дальнейшем не позволяет распространить полученные данные на лиц, находившихся под влиянием тех же факторов в неэкспериментальной ситуации.
  4. Взаимная интерференция экспериментальных воздействий, возникающая, когда исследуемые находятся под последовательными воздействиями, которые начинают накапливаться.

Вера в чудо предсказаний и людей, которые могут рассказать о тебе все (экстрасенсы, астрологи, хироманты) – является неотъемлемой потребностью большинства людей. Человек всегда интересовался своей судьбой: для чего он родился, какие врожденные черты и таланты помогут ему реализоваться. Взгляд за завесу тайны будущего вызывает трепет.

Что такое эффект Барнума?

Последние страницы популярных печатных изданий пестрят гороскопами, предсказаниями, так прочно вошедшими в нашу жизнь, что журнал или газета без них кажутся «пресными». Различные тесты, в результате ответов на которые, человеку заявлено, что он узнает максимально достоверно о себе. Эффект Барнума - это склонность человека, связанная с его искренним интересом к своей судьбе, верить в правдивость и точность общих, банальных утверждений.

Эффект Барнума в психологии

Росс Стагнер, американский психолог, заинтересовался этим явлением и решил провести эксперимент. Он предложил заполнить 68 кадровым работникам психологическую анкету, позволяющую составить . Стагнер взял 13 часто встречающихся фраз из популярных гороскопов и составил из них личностные портреты. Результат ошеломил: треть участников отметила поразительную достоверность в описании, 40% - верно и почти никто из кадровиков не отметил описание как «совершенно не верное».

Эффект Барнума-Форера - эффект субъективного подтверждения – социально-психологический феномен, названный в честь популярного интерпренера – циркача Ф. Барнума, развлекавшего американскую публику разного рода мистификациями. Предложил термин эффект Барнума - Пол Э.Мил, создатель мультифакторного теста личности (MMPI). Ф. Барнум считал, что на свете много простофиль, и каждому можно что-то предложить. Б. Форер занялся этим явлением экспериментально.


Эксперимент Форера

Бертрам Форер в 1948 г. дал задание группе людей - выполнить тесты, и затем экспериментатор отпустил их на время обработки результатов, но обработки не было. Вновь прибывшим людям Форер раздал один и то же результат описания личности, взятый им из астрологического журнала. Эффект Форера при этом срабатывал именно на позитивных аспектах в описании. Оценка в 5 баллов считалась как полностью соответствующая описанию по результатам теста. Средний балл среди испытуемых был 4,26.

  1. «Вы нуждаетесь в потребности уважения».
  2. «Иногда вы приветливы, иногда сдержанны».
  3. «Выглядите дисциплинированной и уверенной личностью».
  4. «Обладаете огромным потенциалом».
  5. «Порой вас охватывают сомнения».

Эффект Барнума - примеры

Люди стремятся узнать свою судьбу и для этого идут к экстрасенсам, гадалкам. Для кого то - это просто развлечение, другие и шагу бояться ступить без прочтения гороскопа. В основном это тревожные личности, для которых будущее представляется туманным. Одним из важных факторов веры в истинность описаний является «известность» или «популярность» специалиста (астролога, псевдопсихолога). Эффект Барнума в психологии пример того, что это срабатывает только на позитивных предсказаниях и это активно используют специалисты в таких сферах как:

  • разного рода гадания;
  • физиогномика;
  • соционика;
  • астрология;
  • диагностика по группе крови, цвету глаз;
  • нумерология;
  • психология (популярные тесты).

Эффект барнума - гороскоп

Эффект Барнума астрология активно и давно использует для описания знаков зодиака. На сегодняшний день – считается обыденной нормой сделать натальный гороскоп на себя и своих близких у профессионального астролога. Ценность гороскопа – дороговизна услуги/личность специалиста/специфические термины (планеты в седьмом доме и так далее) – повышают уровень доверия человека к составленному уникальному гороскопу, который естественным образом формирует заложенные в нем события и имеет тенденцию сбываться.

Эффект Барнума заключается в том, что для человека характерно принимать на свой счёт банальные, расплывчатые, общие утверждения, особенно если он уверен в таинственном характере их происхождения.

Люди довольно специфично воспринимают обобщённые описания их личности. И когда они читают астрологические прогнозы, то склонны доверять написанному и убеждены в том, что перечисленные характеристики им точно подходят. На самом же деле эти высказывания неопределённые, общие и поэтому пригодны абсолютно для всех.

Эффект Барнума в психологии

Американский психолог Росс Стагнер заинтересовался данным явлением. В основу его эксперимента лёг обычный гороскоп. Эффект Барнума учёный собирался проверить, выбрав тринадцать фраз, которые наиболее часто встречаются в популярных предсказаниях. Из них Стагнер составил тесты для определения психологического портрета личности. Далее Росс раздал анкеты 68 кадровым работникам и попросил их заполнить. Результат был ошеломителен: треть участников заявила о поразительной достоверности в описании. Сорок процентов посчитали его правильным, и почти никто не отметил, что оно «совершенно неверное».

Происхождение термина

Описанный выше эффект получил название в честь Финеаса Барнума - популярного мошенника-циркача из Америки. Он был неразборчив в средствах и известен своей склонностью к обману. А предложил термин выдающийся психолог Пол Мил. Он входит в число создателей легендарного теста MMPI.

В научных кругах существует ещё одно название с двойной фамилией - эффект Барнума - Форера. А в честь кого появилась приписка, мы расскажем ниже.

Эффект Барнума: текст

Всё дело в том, что в 1948 году Бертрам Форер провёл эксперимент. Профессор предложил людям пройти некий психологический тест. После сбора заполненных анкет учёный объявил перерыв на время обработки результатов. На самом деле Форер ничего не проверял. После перерыва Бертрам раздал участникам эксперимента описания их личностей, полученные по результатам теста. Везде был одинаковый текст, взятый из астрологического журнала. Вот как он выглядел: «У вас есть сильная потребность в уважении и любви со стороны окружающих. Вы критично к себе относитесь. В вас кроется большой нереализованный потенциал, который вы не используете с выгодой для себя. У вашей личности есть слабые стороны, но вы с лихвой их компенсируете. У вас бывают трудности с ведением систематической половой жизни. Несмотря на внешнюю демонстрацию самоконтроля и самообладания, иногда вы испытываете чувство незащищённости и внутреннее беспокойство. Иногда у вас появляются сомнения в отношении правильности принятого решения. Вас привлекает разнообразие и определённые изменения, а когда окружающие пытаются навязать ограничения или стеснить, вы испытываете неудовлетворённость. Вы не доверяете чужим утверждениям, которые не имеют в основе веских доказательств. Для вас неприемлемо открывать свою душу посторонним людям. Временами вы бываете общительным, приветливым, коммуникабельным, но в каких-то ситуациях можете оказаться замкнутым, недоверчивым, погружённым в себя. Некоторые ваши притязания выглядят нереалистичными. Одна из ваших главных жизненных целей - безопасность».

После того как участники прочли текст-описание, Форер попросил их оценить его степень сходства с их личностью. Оценка «5» означала максимально возможное сходство. Средний бал получился 4,26. Следовательно, участники эксперимента посчитали, что предложенная характеристика весьма достоверна.

Обратите внимание: приведённый выше текст с описанием поведения и личности подойдёт практически каждому человеку. В этом и заключается эффект Барнума. Примеры подобных экспериментов есть у мошенника и циркача, в честь которого это явление и получило название. Любимая фраза Барнума: «У нас есть кое-что для каждого».

Другие эксперименты

После тестирования Форера аналогичные исследования проводились множество раз: в разных вариациях и разными учёными. Часто его используют для того, чтобы продемонстрировать эффект Барнума и вообще показать на тренингах степень доверчивости человека, а также несовершенство его перцептивно-социальных процессов. Интересный факт: в киноленте «Красные огни» режиссёр воспроизвёл эксперимент Форера. Только вместо личностного теста для участников исследования составили натальный гороскоп.

Критерии достоверности

В дальнейшем стало очевидно, что есть ряд условий, при которых человек почти всегда определит описание своей личности как правильное и достоверное. Давайте их перечислим:

  1. Описание характеризует человеческую личность в позитивном ключе. Этот случай считается самостоятельным явлением, которое называется «принцип Полианны». В соответствии с ним человек всегда принимает позитивные характеристики своей личности за истинные.
  2. Описание включает в себя черты, присущие большинству людей.
  3. Характеристика получена способами, приёмами, методами, которые, по мнению тестируемого, позволяют получить о его личности достоверные данные. Другими словами, исходят из авторитетного для испытуемого источника.
  4. Описание содержит расплывчатые, абстрактные, общие формулировки.

Устные проявления

Эффект Барнума может возникать не только в тех ситуациях, когда человек самостоятельно читает ту или иную характеристику. Он может проявиться и в случае устного предъявления описания личности. Например, человек идёт к соционику, астрологу, экстрасенсу или какому-то подобному «специалисту». Этот субъект внимательно наблюдает за пришедшим, задаёт хитрые вопросы, помечает что-то в своём блокноте, а потом подробно описывает личность клиента. «Специалист» делает удивительно верные выводы, даёт правильные оценки и даже проникает в те части «я», о которых человек и не подозревал до этой встречи.

Специфика явления

Интересно, что эффект Барнума срабатывает исключительно на положительных утверждениях.

Австралийский профессор Роберт Тревен каждый год просит новых студентов записывать собственные сны или интерпретировать знаменитые «роршаховские пятна». Потом он под большим секретом выдаёт каждому из них одинаковый «психологический анализ личности», который состоял из 13 фраз (этим описанием пользовался ещё Стагнер).

Далее каждый сидящий в аудитории студент выступает и даёт оценку прочитанной характеристике. Обычно не находится ни одного учащегося, который считает её неправильной. После этого Тревен позволяет студентам заглянуть в бумаги друг друга. Роберт считает подобный эксперимент прекрасным началом изучения курсов психологии.

Примечательно, что на силу эффекта Форера не влияет престиж психолога или астролога. А легковерие в равной степени присуще как женщинам, так и мужчинам.

Р. Снайдер исследовал удовлетворённость составленным им гороскопом (содержание было одинаковым для всех). Люди, у которых астролог спросил перед написанием прогноза время, день, месяц и год рождения, были более довольны. Также Снайдер выяснил, что испытуемые считали очень достоверными те результаты анализа личности, в которых положительные суждения в пять раз превышали по количеству отрицательные. Если же характеристика содержала вдвое больше негативных суждений, то тестируемые не считали его точным.

Обычно к достоверному восприятию описаний склонны люди, которые не очень счастливы, охвачены тревогой, расстроены или обеспокоены. Они ищут возможность получить определённую поддержку и хотят отделаться от неуверенности и гнетущих переживаний.

Современная демонстрация

В наши дни тоже регулярно проводятся эксперименты, демонстрирующие эффект Барнума. Наиболее понятно и доходчиво о нём рассказал Деррен Браун из Великобритании. Он работает гипнотизёром, менталистом, иллюзионистом и фокусником. Англичанин снял на тему, рассматриваемую в этой статье, целую программу под названием «Эффект Барнума от Деррена Брауна».

В передаче нескольким группам испытуемых (каждая по пять человек), он предложил сделать следующее: обвести свою руку на листке бумаги, написать дату рождения и поместить его в конверт. Также Деррен попросил положить вместе с листком какой-нибудь личный предмет. После этого фокусник собрал конверты и удалился на час для составления индивидуальных прогнозов. Вернувшись, Браун раздал людям листки и попросил прочитать их в уединении. Все испытуемые удивлялись точности описания их личности. Естественно, текст был у всех одинаковым. В конце программы тестируемые выяснили это, обменявшись листками.

Области применения

Ниже мы перечислим несколько лженаучных сфер и ситуаций, где принятие человеком характеристики его личности основано на эффекте Барнума:

  • Соционика (тесты, описание вида информационного метаболизма).
  • Психейога (практикуется рядом адептов соционики).
  • Описание личности в НЛП на основе «метапрограмм» и «репрезентативных систем».
  • Физиогномика (описание характера человека по чертам лица).
  • Гадание на картах (Таро и другие).
  • Описание личности безграмотным психологом, непрофессионалом.
  • Определение характера по цвету глаз.
  • Астрология (описание личности по натальному гороскопу или знаку зодиака).
  • Определение характера по группе крови.
  • «Холодное чтение» (применяют экстрасенсы для описания личности).
  • Китайский календарь, в котором характер определяется годом рождения.
  • Описание личности с помощью лжетестов (развлекательных, журнальных и многих других).
  • Хиромантия (информацию о характере можно получить через анализ ладонных линий).
  • Ведическое описание личности (преобладающая гуна и т. п.).
  • Определение характера по имени (труды Б. Хигира).
  • Вульгаризированные (популярные) типологии личности, создаваемые на основе акцентуаций характера.

Естественно, это далеко не полный список лженаучных сфер и ситуаций, в которых возникает эффект Барнума. Также стоит отметить, что он распространяется не только на описание личности.

Заключение

Итак, эффект Барнума, примеры текстов которого были представлены в этой статье, является частным случаем когнитивного искажения, известного под названием субъективная валидизация. Помимо этого он корреспондирует с «ипохондрией студента-медика». При данном явлении учащийся вуза начинает замечать у себя признаки изучаемого им заболевания. Также у эффекта Барнума есть схожесть с эгоцентрическим мышлением. Например, при его проявлении человек, который заходит в общественный транспорт и слышит пассажирский смех, думает, что потешаются именно над ним.

«Я начал гадать по руке еще в юности, чтобы с помощью этих таинственных манипуляций поправить свое благосостояние. Когда я только начинал, я не верил в хиромантию. Но я понимал, что смогу добиться успеха, только если стану вести себя так, словно я сам верю в то, что делаю. Спустя несколько лет я твердо верил в хиромантию. Однажды ныне покойный Стэнли Джекс, профессиональный психолог, к которому я испытывал большое уважение, тактично предложил мне провести интересный эксперимент. Я должен был давать предсказания, абсолютно противоречащие расположению линий на руке. Я рискнул проделать это с несколькими клиентами. К моему изумлению и ужасу, мои пророчества, как всегда, оказались успешными. С того времени я заинтересовался теми мощными силами, что убеждают нас - и гадальщиков, и клиентов - в том, чего на самом деле быть не может».

Это впечатляющее признание Рея Хаймана, ныне профессора психологии в Университете Орегона, цитирует Дэвид Майерс в своем знаменитом учебнике социальной психологии. Этот пример он приводит для иллюстрации того, насколько человек, даже поначалу скептически настроенный, способен проникнуться неким убеждением, если длительное время ведет себя в соответствии с ним. Причем тут немаловажен один штрих, на который Майерс даже не обращает внимания, а именно: возникновению и укреплению убежденности немало способствует постоянное подтверждение правоты вашей доктрины. Маловероятно, что Рей Хайман сумел бы преодолеть свой скепсис, если бы его прогнозы раз за разом не подтверждались. На самом же деле имело место прямо противоположное - клиенты с удовлетворением свидетельствовали о достоверности предсказаний. И ситуация ничуть не изменилась, когда «специалист» ради эксперимента принялся пророчить полный вздор, противоречивший его доктрине (это если допустить, что говорившееся им ранее вздором не являлось). Почему так происходит?

Тут срабатывает так называемый эффект Барнума - социально-психологический феномен, названный по имени популярного в ХIХ в. американского балаганного антрепренера Финеаса Тейлора Барнума, которому якобы принадлежат слова: «Каждую минуту на Земле рождается простофиля, и любому из них у меня есть что предложить».

Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то таинственных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и к своей судьбе.

Эффект Барнума исследуется психологами более полувека. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают наибольшее доверие.

Так, в конце 50-х гг. классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из популярных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных психологического теста. Каждый участник опыта должен был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, «серединка на половинку», скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % - довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личностных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: «Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами» и «Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться». Первое из них сочли «поразительно верным» 91 % участников, а второе - 89 %. Напротив, наименее верным были признаны такие два утверждения: «В вашей сексуальной жизни не обходится без некоторых проблем» и «Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны». В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в причудливых чернильных кляксах (тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый «анализ личности» из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его достоверности. Только после того как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

В одном из экспериментов, задуманных с целью проверить, до какой степени можно уверовать в «формулы Барнума», Ричард Петти и Тимоти Брок предложили испытуемым фиктивный личностный тест, а затем сообщили им фиктивные же результаты тестирования. Так, половина испытуемых получила в свой адрес положительное утверждение, описывающее их как людей с «открытым мышлением» (то есть способных воспринять разные позиции по одной и той же проблеме), в то время как вторая половина - также положительное утверждение, но описывающее их как людей с «закрытым мышлением» (то есть таких, которые, приняв собственное решение, твердо стоят на своем). Хотя сообщения о результатах были чисто фиктивными и распределены абсолютно произвольно, почти все испытуемые сочли, что они получили очень точную характеристику собственной личности. И даже более того! Петти и Брок обнаружили, что «вновь обретенная личность» испытуемых повлияла на их последующее поведение. Конкретно это заключалось в следующем. И «открытых», и «закрытых» испытуемых попросили изложить свои мнения по проблемам, каждая из которых предполагала возможность существования двух различных позиций. Те из испытуемых, которые методом случайной выборки получили утверждение, описывающее их как людей с «открытым мышлением», изложили свои мнения в пользу обеих позиций по каждой из затронутых проблем, в то время как испытуемые с «закрытым мышлением» чаще высказывали аргументы в пользу одной из позиций. Это убедительный пример того, как наши убеждения и ожидания могут творить социальную реальность.

Немаловажную роль в возникновении эффекта Барнума - и на это указывает в своих работах Элиот Аронсон - играет то, что преподносимая информация максимально персонифицирована. Ввиду присущей большинству из нас эгоцентричности мышления мы даже не отдаем себе отчета: то, что лично мне говорится обо мне, любимом, на самом деле может относиться практически к любому человеку.