Болезни Военный билет Призыв

Cочинение «Роль знаний в жизни человека. Значение познания в жизни человека Конспект значение знаний в жизни человека

Региональная научно-методическая конференция для студентов, аспирантов, молодых учёных (Днепродзержинск, 20-21 февраля 2013г.)

IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов (Днепропетровск, 15-16 марта 2013г.)

Региональная студенческая научно-практическая конференция (Днепропетровск, 4?5 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Научно-методические подходы к преподаванию управленческих дисциплин в контексте требований рынка труда» (Днепропетровск, 11-12 апреля 2013г.)

VІ Всеукраинская научно-методическая конференция «Восточные славяне: история, язык, культура, перевод» (Днепродзержинск, 17-18 апреля 2013г.)

Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков для профессионального общения» (Днепропетровск, 7-8 июня 2013г.)

Вершкова В.А.

Горловский государственный педагогический институт иностранных языков, Украина

ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Какую роль играют знания в жизни человека? Каждый, кто задумывается над этим вопросом, находит для себя ответ. Для кого-то знания – это власть, для кого-то – признание в обществе, для кого-то получение знаний становится смыслом жизни. С нашей точки зрения, знания – это жизненная необходимость. Тот, кто владеет информацией, владеет миром. Это общеизвестный факт, который применим к каждому человеку. Народная мудрость гласит: «Знал бы, где упасть – соломинку подстелил». В XXI веке мы понимаем необходимость и ценность знаний. Без них мы не в состоянии выжить. Очень сложно перейти дорогу, не зная, как это сделать правильно, или обеспечить себя всем необходимым, ничего не зная и не умея. Знания, которыми обладает человек, определяют, кто он. Чем большими знаниями он обладает, тем большие возможности открываются в его жизни. К примеру, человек, знающий несколько иностранных языков, с таким капиталом обладает солидными возможностями и перспективами улучшить свой социальный статус и материальное положение. Сегодня он – обычный переводчик, а завтра может пройти курс менеджмента и стать менеджером крупной компании. Стимулирует не только материальный фактор. Вспомним М.В.Ломоносова, который пешком прошел половину страны, чтобы иметь возможность учиться. Необходимо упомянуть еще две составляющие знаний. Это – свобода и защита. Незнающего человека легко обмануть, лишить имущества, нарушить его права. Это происходило раньше, это происходит сейчас. Знающий человек может защитить свои права, свое имущество, свою жизнь.

Как показывает история, ценность знаний люди понимают во все времена. Причем величайшие люди стремятся не только получать знания, но и делиться ими. В качестве примера можно привести историю Дж.Бруно. Ученый гордо взошел на костер, так и не изменив себе. Он был уверен в своем знании, хотя оно и противоречило устоявшемуся в обществе того времени взгляду на жизнь. Он заплатил за свое знание самым дорогим, что у него было – жизнью.

Ф.Бэкон – один из первых мыслителей, сделавших опытное знание ядром своей философии. Он завершает эпоху позднего Ренессанса и провозглашает вместе с Р.Декартом главные принципы философии Нового времени. Именно Ф.Бэкон выражает одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание – сила». Этот афоризм содержит лозунг и пафос всей его философской системы. По-новому понимается отношение человек – природа, которое трансформируется в отношение субъект – объект и входит в плоть и кровь европейской ментальности. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), природа же – как подлежащее познанию и использованию начало (объект). Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделяются и связываются посредство инструментальной деятельности. Естественнонаучный способ исследует природу как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Ф.Бэкон видит мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставит «Дом Соломона» – дом мудрости – в центр общественной жизни. Он призывает всех людей к тому, чтобы они занимались мудростью ни ради ученых споров, ни ради пренебрежения остальными, ни ради корысти, власти и славы, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь. Философ, как и любой другой человек, обладающий таким сокровищем, как знания, призывает людей и сам старается сделать жизнь лучше.

О пользе знаний можно сказать еще многое, но хотелось бы упомянуть и об их опасности. Во все времена и при всех общественных устройствах ученые люди никогда не бывают у власти и никогда не правят странами и народами по своим разумениям и по своей совести. Это приводило раньше и приводит сейчас к тому, что ученые люди низводятся до уровня простых работников, которые за свой, пусть даже специфический и сложный труд, получают заработную плату или любое другое вознаграждение, а плоды их трудов передаются на личное усмотрение тем, кто платит. От трудов и достижений ученых подчас, а в последнее время все чаще и чаще, зависит безопасность и жизнь огромного числа людей, да и планеты в целом. Хрестоматийные примеры с атомным, биологическим и химическим оружием в ХХ веке, к сожалению, не лечат человечество от безответственности. Более того, этим людям вполне сознательно внушается, что они – лишь инструмент общества и государства, которые лучше могут распорядиться плодами их открытий. Сила знания в руках беспринципного человека может привести к катастрофе. Поэтому очень хочется надеяться на понимание человечества того, чем оно уже обладает и чем еще может овладеть. Знания – это еще и ответственность.

Подчеркнем еще раз. Знания – это сокровище. Без них человек обрекает себя на низменное существование. В истории существуют примеры того, как люди, обладающие всесторонними и глубокими знаниями, достигают больших высот. Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо – знание. За это он был награжден мудростью, любовью, богатством, долгожительством. Высокообразованными, эрудированными людьми были художник и ученый Л.даВинчи, полководец А.В.Суворов, поэт, писатель А.С.Пушкин и многие другие. Эти люди как раз и являются яркими примерами великой роли знаний, того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

В жизни человека знания играют огромную роль в становлении личности, ибо благодаря им мозг пополняется необходимой информацией, которая в дальнейшем может помочь в трудных ситуациях.

Знания – это багаж, который постоянно накапливается важной информацией. Собирая знания, мы приобретаем некий опыт, что может оказать неоценимую услугу в будущем.

Пополнить информацию позволяют книги, которые являются нашими верными друзьями. Они всегда поймут, утешут своими мыслями и рассуждениями. Помимо того, что мы пополняем свой словарный запас, читая те или иные произведения, мы ещё вникаем в проблемы героев, выискиваем некую информацию, которую осмысливаем и принимаем как факт.

Думаю, понятно, что никто не хочет быть неграмотным, как Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль». Герой только делал вид, что познает мир, а на самом деле лишь претворялся. Безусловно, человеку нужно выбирать: прогрессировать или стоять на месте.

Легко осознать, что книги – это источник знаний. Не все это понимают, но это так. Взять любой роман, например «451 градус по Фаренгейту», написанный Брэдбери. Открывая произведение, окунаешься в неизведанный поначалу мир, наполненный равнодушными людьми, которым безразлична жизнь окружающих. В их обществе творится хаос: сжигаются книги, дабы люди не могли мыслить, строить свои мнения, размышлять. Это действительно страшно, когда у человека отнимают возможность развиваться. И эта книга как раз об этом. Автор постоянно нам говорит о том, что книги необходимо беречь и заботиться о них! Важно накапливать знания, а затем передавать их следующему поколению. Стоит развиваться, а не деградировать!

Поэтому, чтобы не только уметь свободно излагать свои мысли, иметь объемный словарный запас, но и обширный запас знаний, стоит обращаться к литературе. Она не враг человеку. Писатели и старались для того, чтобы читатели, открывая их творчество, воспитывали в своих сердцах чувство прекрасного. Проблема только в том, что многим это просто не нужно. В этом то и трагедия!

Вариант 2

С появлением на свет, люди начинают впитывать в себя знания различного характера. Они для каждого являются индивидуальными. Для кого-то они простейшие и легко запоминаются, а для других людей требуется много времени, чтоб осознать и принять что-то новое. В осознанном возрасте уже и не вспомнить, что нам необходимы были элементарные знания буквально во всем.

Первыми открывателями являются, конечно же родители или те, кто их вынужден заменить. Родные дают нам возможность черпать знания, в первую очередь, в бытовом плане. Как правильно держать ложку, кушать суп, вести себя за столом. В будущем эти знания очень важны, потому что вы будете производить впечатление для будущих работодателей, союзников, супругов. Знания в хорошем поведении, общении, культуре речи, манерах нужно знать, хоть и кажутся, на первый взгляд, самыми простыми и незначительными.

Научные знания человек начинает приобретать в школьные годы, потом в высших учебных заведениях. Бывает так, что человек не получает образование, а владеет большим количеством знаний и считается очень мудрым. В силу, нам не подвластной, бывает так, что школьные знания могут быть ограничены или несовершенны. Тогда на помощь приходит самообразование. Ведь сейчас есть неограниченные возможности в получении необходимых знаний. Можно использовать источники всемирной паутины. Поэтому, нужно быть очень внимательным, ведь эти знания очень важны при выборе профессии, уже в состоявшейся работе, в жизни, в обществе мы будем пользоваться ими всегда и везде.

Так же поделится знанием и опытом, в наше время, можно благодаря онлайн трансляциям и видео звонкам. Так можно получить больше знаний даже из других стран, иных людей, культур, менталитета.

Только саморазвитие поможет приобрести жизненные и желаемые знания. Так вы будете интересным собеседником, ценным советником и незаменимым человеком, принимающим важные, правильные решения, которые помогут другим людям. Ведь очень важно быть примером для подражания, гордостью для своих родных. Даже если нет такого желания, как быть кумиром для других, все-равно приятно осознавать, что ты владеешь большим количеством знаний и есть желание пополнять их запас. Самое главное – это быть внимательным, рассудительным, честным, наблюдательным и тогда знания сами потянутся к вам. Тогда остается лишь удержать их при себе и своевременно обновлять.

Несколько интересных сочинений

  • Жанр произведения Горе от ума Грибоедова

    «Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 7 класс (описание)

    На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять.

  • Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

    Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин

  • История создания поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»

  • В определенные дни, мы планируем свои дела. Чаще всего какие-то торжественные события.

Как получить самое большое счастье?

Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии » (Абу Шайх).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки ». (Табрани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов. Вот смысл некоторых из них.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии ». Это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.

«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним » (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай ». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям » (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний ”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится ». Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.

«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень » (Табрани в книге «Авсат»).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее » (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного » (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом ». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов ». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося » (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков » (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков).

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха » (Табрани, Ибну Абдул Барри).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев » (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводит Дайлами.

«Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков ». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибн Адийна.

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам ». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках ».

«Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берет на Себя ».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды » (Абу Нуайм).

«В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов » (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых » (Аль-Асакири).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов » (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей » (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина » (Байхаки, Ибн Ади и другие).

«Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет ад » (Ибн Наджжар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа) » (Табрани, Хаким).

«В День суда Аллах соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают? » (сура «Аз-Зумар», аят 9).

Еще говорит Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах делает её полезной для людей - они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные - все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их ». (Ибн Абдул Барри и другие).

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.


Человек бессмертен благодаря познанию.
Г егель
Знание нужно, чтобы действие стало сокровищем.
Шихаб ад-дин
Знание - одна из немногих ценностей, которые присущи субъектам различных эпох и типов социальных обществ, несмотря на существенные расхождения в оценке других феноменов бытия. Это не означает, что само знание понимается всем человечеством в едином общезначимом смысле. Однако все эти смыслы проистекают из единого стремления привести в соответствие или гармонию внутренние образы и идеи с внешней реальностью. Для одних социальных групп знание может выступать инструментальной ценностью, дающей необходимые источники решения проблемы свободы, спасения, власти и проч., для других - оно выступает самоценностью или ценностью-целью как собственное воплощение Истины.
а) дуализм знаний и ценностей
Следует остановиться на рассмотрении одной методологической особенности этого вопроса. Традиционно знания определяются как важнейший компонент мировоззрения, составляющий некую «альтернативу» ценностям. Особенностью данного исследования является рассмотрение знания как ценности. Правомерно ли это? Если рассуждать с позиции этико-эстетической аксиологии, то - нет. Однако в рамках онтологического и экзистенциального подхода к пониманию аксиологических проблем такой анализ не только возможен, но и необходим. Знание выступает одной из ключевых ценностей индивидуального существования, позволяющих соединится онтологическому внешнему и онтологическому внутреннему бы-

тию, через поиск и усмотрение смысла. Знание - это, с одной стороны, присутствие мира в субъекте, а с другой - смысл, полагаемый субъектом в мире. Ценность, в отличие от знания, традиционно понимается как субъективность в негативном аспекте искажение реальности через индивидуальную заинтересованность, тенденциозность, эмоциональность. Это разделение является строгим, если ценность понимается сугубо как значимость, обусловленная переживанием. А.А. Ивин, например, различает споры о ценностях и споры об истине, показывая, что целью первых является победа собственного мнения, оценки, а целью второго - обнаружение истины, соответствие описания реальности. Автор поясняет это тем, что «споры об оценках, направляющих действие, не относятся к спорам об истине, поскольку оценки не являются ни истинными, ни ложными». Следует согласиться с тем, что споры об истине существенно различаются от мировоззренческих споров о ценностях, так как последние неизбежно опираются на субъективность аргументов. А если ценностью выступает сама Истина и она, в свою очередь, является целью спора?
Наш подход отличается обоснованием триединой сущности ценности, в структуру которой, помимо названных компонентов, входит и смысл (подробнее см. раздел «Структура ценности»), поэтому знание здесь выступает как поиск смысла внешней реальности и может быть рассмотрено с позиции отнесения к ценности. Следует отметить, что знание сущности процессов и явлений мира не рассматривается нами как тождественное их смыслу, однако первое служит основанием для обоснования второго. То есть знание природы света или структуры атома как ценности не является сопоставимыми с ценностями счастья или любви, так как лишены субъективного переживания. Но и эти знания о мире, тем не менее, являются ценностями для внутреннего бытия индивида, так как подводят его к пониманию смысла мировой целостности. Строго говоря, знания субъекта о мире выступают онтологической ценностью, позволяющей усматривать сущее и определять смысл, и, с другой стороны, знания оказывают влияние на этико-эстетические и социальные ценности, что замыкает этот своеобразный понятийный круг. Знание и истина выступают не этическими или эстетическими, но экзистенциальными и гносеологическими ценностями индивидуального бытия личности, позволяющими связывать внутреннее субъективное переживание с фактами внешней реальности. Выявление соответствия между ними или обнаружение истины становится моментом высшей значимости, даже для субъекта, мыслящего обыденно.
Наиболее близкими такому подходу являются аксиологические исследования Г. Риккерта. Изучение этой проблемы привело его к необходимости разъяснения дуализма научного знания, который состоит в «противоположности формы и содержания и субъекта и объекта». Всякое научное высказывание, в котором обнаруживается ценность истины, по его мнению, необходимо принимает вид суждения, утверждающего сопринадлежность формы и содержания. Аналогично обстоит дело с невозможностью снятия дуализма субъекта и объекта («субъект всегда должен противостоять независимому от него объекту, раз он вообще объективно позна- ет»). Таким образом, заключает Г. Риккерт, теоретическое созерцание никогда не достигает полного завершения, но остается в своеобразном отдалении от материала, который оно стремится постичь. Следовательно, субъект «переживает» свое единство с объектом, в котором и сосредоточена ценность. Ценности знания и истины Г. Риккерт называет логическими, которые отличаются от нравственных, эстетических и социальных тем, что в их «созерцании» субъект стремится к «овладению целостностью». Позиция Г. Риккерта характерна для неокантианства в целом и в то же время по-своему оригинальна. Ему удается увидеть не только ценностное основание научной философии, но и самой науки, которое сами ученые последовательно отвергают. Наука выступает в его определениях как область «между бесконечной целостностью и совершенной частичностью».
Отталкиваясь от традиции платонизма и полемизируя с Кантом, М. Шелер, в свою очередь, продолжает углублять проблему дуализма ценности и знания. Целью его рассуждений является доказательство априоризма эмоциональной жизни и, следовательно, ценностной сферы, которую он связывает исключительно с чувственностью и переживанием. Если Кант обосновывал априорность рационализма, то Шелер стремится доказать, что и область морали не является эмпирической по своей природе, но и не сводится к логике: «А именно, вся наша духовная жизнь, а не только предметное познание и мышление в смысле познания бытия - обладает «чистыми» - в их сущности и содержании независимыми от факта человеческой организации - актами и закономерностями актов. И эмоциональная составляющая духа, то есть чувства, предпочтения, любовь, ненависть и воля имеют изначальное априорное содержание, которое у них нет нужды одалживать у «мышления» и которое этика должна раскрыть совершенно независимо от логики». Хотя Шелер и упоминает «ценности познания», главное внимание он уделяет этическим ценностям, в основании которых видит трансцендентный априорный источник. Таким образом, несмотря на внешнее различение логического и ценностного суждения, Шелер показывает, что последнее лишено своей субъективной природы, которая и являлась причиной дуализма знания и ценности. Не разделяя в целом стремления Шелера найти трансцендентный источник высших нравственных ценностей и истины, позволим себе в дальнейшем опираться на предло-

женные им аргументы и выводы, касающиеся специфики духовной деятельности.
Если знания, с позиции традиционного мнения, выступают альтернативой ценности, то истина рассматривается как высшая ценность человечества, уже начиная с Конфуция и Сократа. Это противоречие имеет свое решение в контексте предлагаемого нами подхода. Истина обладает статусом ценностного абсолюта, поскольку дает власть субъекту над объектом, указывает на доступность реальности познанию. Знания же могут быть истинные, ошибочные и ложные, поэтому далеко не все они обладают ценностным статусом. С другой стороны, истина как символ и цель, а также знания как феномен и конкретность выступают выражением всеобщего и отдельного, целого и части, где первое стремится к пониманию смысла сущего в целостности и взаимосвязи, а второе - к соответствию реальности частных представлений и выводов. Целое - истина, большее, чем сумма его частей, характеризуется значимостью, которой могли быть лишены отдельные части - знания отдельных явлений и процессов. Так, если знание процесса дыхания или питания организма может быть лишено для исследователя исключительной субъективной значимости, то знание о жизнедеятельности в целом и возможность его использования приобретают не только индивидуальную, но и общественную значимость, становясь ценностью. Знания отдельных сторон реальности, не имеющие значимости, не вызывающие внутреннего переживания субъектом могут рассматриваться вне их отнесения к ценности до тех пор, пока они не соединяются в целостную картину бытия, позволяющую обнаружить смысл всех частных процессов. Обобщение знания, являясь одним из источников достижения истины, приобретает собственную ценность как для индивида, так и для социума. В этом смысле правомерно заключить, что философствование как поиск высших смыслов и есть воплощение ценностного отношения к знанию. Выявление смысла объясняет значение того или иного процесса в его взаимосвязи с мировым целым, что неизбежно окажется сопряженным с интеллектуальным, нравственным и эмоциональным отношением к нему со стороны субъекта.
Ценность знания и истины, как об этом говорит Г. Зиммель, выступает не только логической ценностью, но и принимает этические аспекты «благодаря своему соответствию идее, содержанию требования долженствования, которое поэтому, чтобы его жизненность не распалась на то, что лишено ценности, также должно повторить внутреннюю форму и непрерывность жизни»172. Г. Зиммель разъясняет возможности решения проблемы присутствия должного в теоретическом знании и истине. Если принимать долженствование как идеальный ряд жизни, рассуждает он, то над каждым бытием и событием возвышается идеал, образ того, каким он должен быть. Тогда все сущее «должно быть именно таковым, каким бы

ни была его действительность, и только посредством неизбежного извлечения отдельных элементов можно на практике и в рефлексии» сопоставить элементы между собой и сказать, что первый должен быть таким как второй. «Лишь из подобного внутренне единого, хотя и не формулируемого в единственном понятии или вообще в понятии установления норм тотальности жизни, могут вообще образоваться долженствования, .которые в своей целостности и нюансировке могут быть лишь пережиты.», - полагает Г. Зиммель, показывая, что целостное знание и закон приобретают характер ценностнозначимых переживаний для индивидуальности. Интересно то обстоятельство, что, рассуждая о всеобщности, он имеет в виду не «всеобщность всех людей, а данного, определенного индивида», понимаемого как целостность, не сводимую к совокупности отдельных функций и способностей. Несмотря на этот нюанс, общий ход его рассуждений созвучен предлагаемому нами подходу и подтверждает, что дуализм долженствования и действительности может быть разрешен через освещение проблемы с позиции диалектики всеобщности, особенности и единичности.

Вопрос о месте знаний в жизни человека,

об их важности, значимости очень

актуален в современной обстановке. С

одной стороны, специалисты, знающие

свое дело, востребованы нашим

обществом; с другой же, ставится вопрос

об истинности знаний человека, о его

профессионализме.

Нужны ли знания? Этим вопросом

задавались мыслители различных эпох и

поколений. Вспомним комедию А. С.

Грибоедова "Горе от ума", само название

которой уже говорит само за себя.

Просвещенный молодой человек

оказывается во враждебной ему среде,

которая не приемлет знания. И истинное

понимание хода вещей не помогает герою

в решении конфликтов. Разочарованный,

он убегает из этого мира, восклицая:

"Карету мне! Карету! "

Но я считаю, что знания необходимы

человеку на сложном жизненном пути.

Они представляют собой тот

строительный материал, из которого

складывается опыт человека. Это и

необходимое условие существования

личности в определенной общественной

среде. Без различного рода знаний и

умений человек просто не сможет жить и

реализовываться в современной

обстановке.

Знания - это не просто заученный по

требованию учителя урок в школе. Они

направлены на развитие умственных

способностей человека, его логики, умений

говорить, размышлять, делать выводы,

на выявление его скрытых способностей.

Личность, обладающая определенным

пониманием, представлением о каком-

либо явлении, никогда не остановится на

достигнутом. Она не заключит себя в

рамки, ограничивающие познание.

Человек с пытливым умом постарается

узнать больше, понять это и применить в

своей жизни. Мы всегда развиваемся при

получении новой информации. И в этом

отношении важную роль играют такие

способности, как умение анализировать и

делать выводы. То есть, можно говорить

о том, что знания и их качество

формируют культуру личности, степень ее

развития.

Но важно отметить и то, что знание - это

колоссальный труд. Сколько усилий

необходимо затратить человеку, чтобы

понять что-либо новое! И этот труд

посилен не любому из нас. Многих пугает,

отталкивает сам процесс получения

знаний, многим трудно заставить себя

сидеть за книгой или слушать учителя.

Поиск истины - это творческий процесс,

требующий эмоционального и

интеллектуального напряжения. Многие

просто не видят смысл в занятиях

подобного рода, не понимают их важность

для каждого из нас.

В современных условиях можно говорить

не только о роли знаний в жизни

человека, но и об их истинности. Часто

школьный аттестат или диплом о высшем

образовании не говорят о

профессионализме человека, о его

реальных знаниях и понимании какого-

либо вопроса.

Бесспорно, знания необходимы человеку

для жизни, нравственного развития и

культурного воспитания. Но это сложный

путь, на который встает не каждый,

осознавая необходимость познания чего-