Что зреет на исходе лета. В конце же – загородный дом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»
Тема:
Проект «И в шутку и всерьез»
Участники проекта: ученики 2 класса
Руководитель проекта: учитель Федорова Лариса Зиновьевна
Бологое 2016 год
Тип урока:
творческий проект
Цели проекта : заинтересовать обучающихся темой проекта.
Задачи проекта : прививать интерес к русскому языку, решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал по предмету.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
обучающиеся
научатся решать логические задачи по русскому языку, отгадывать загадки и шарады.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные УУД:
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства;
создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные УУД:
формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.
Основные понятия : загадки, шарады, ребусы.
Ход работы:
Ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный будет урок. Мы будем разгадывать интересные ребусы, шарады, кроссворды. Научимся писать загадочные рассказы.
Ребусы.
Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов - умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.
1. В каждом слове не хватает одной буквы. Чтобы отгадать слово. Необходимо вспомнить как называются рисунки и с какой буквы они начинаются.
У нас получились слова: радость, жадность, хитрость, улыбка
2. В этом задании надо дописать слова.
3.Составим небольшой рассказ. Вместо некоторых слов у нас рисунки.
Давайте прочитаем рассказ, который у нас получился.
«Жил был (мальчик). Его звали (Лев). У него была (собачка). Её звали (колокольчик).Однажды (мальчик) взял (удочку) и (ведро) и пошел удить (рыбу). Только сел в (лодку). Как на небе (туча) появилась, (молния) засверкала, (дождь) хлынул и все (птицы) попрятались. (Лев) испугался. Ни (дерева), ни (куста) нет. Выскочил он на (мост), смотрит (собачка) бежит и (зонтик) в (зубах) несёт. (мальчик) обрадовался и дал (Колокольчику) большую (конфету)».
Отгадаем кроссворд, используя рисунки.
Словесная задачка.
У Маши на холодильнике были буквы на магнитиках, из которых она собирала слова. Но вот однажды она слишком сильно хлопнула дверцей — и некоторые буквы попадали. Она приделала их обратно. Посмотри на получившиеся у Маши слова и скажи, все ли они правильные? Арбус, вада, птица, ёлачка, машина, юпка, трябка, часы, радуга.
Шарады.
Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.
Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.
Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".
Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следуещем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное
слово.
Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плавание нас приглашает с тобой.
Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.
А теперь попробуйте сами отгадать шарады.
И нужно же было
Такому
Случиться!
В два слога записана
Чёрная птица.
Записан был в срок
Одним только слогом
Колючий зверёк.
Короткое слово, ребята,
А в нём
Название города
Мы узнаём.
(Ворон-еж)
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в капели капает вода.
Местоимение — слог второй,
А в целом — школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)
На первом стоит часовой,
Второй в лесу зеленеет,
И в целом — только стемнеет,
Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)
Из писка птиц - мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пирог)
Слог первый мой — предлог,
Второе — летний дом,
А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)
Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое растёт,
Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина)
Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое. (М-уха)
Первое - нота, второе - то же,
А в целом - на горох похоже. (Фа-соль)
Есть такие шарады, в которых просто меняются буквы.
С буквой «Г» — я по небу лечу,
С буквой «В» — детишек я лечу. (грач — врач)
С буквой «Р» — я задом пячусь,
С буквой «М» — я в булке прячусь. (рак — мак)С буквой «Р» - вас сыпью награждает,
С буквой «Н» - на скачках побеждает. (корь — конь)С «В» - индейцев возглавляет,
С «Д» - всю землю поливает. (вождь - дождь)С «Ы» - мы мчим детишек что есть мочи,
С «У» - мы ноги всем промочим. (лыжи - лужи)И в конце нашего проекта давайте поиграем в игру «Пропавшие буквы»
В выделенных словах пропала буква-шалунья . Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву .
Серый вол , голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
(Вол - вол к )
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол - стол б )
Землю роет старый кот ,
Под землёю он живёт.
(Кот - к р от)
Кран зажёгся голубой -
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран - э кран)
Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар - шар ф )
От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
(Утки - ш утки)
Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
(Рыбки - рыб а ки)
Город наш нам каждый год
Урожай большой даёт.
(Город - о город)
Час уже томится в печке
Каша вкусная из речки .
(Речка - г речка)
Молодцы! Вы сегодня все хорошо потрудились.
Проект для 2 класса подготовлен в виде презентации, где подобраны задания по разделам: "Загадки-складки", "Вопросы-шутки", "Угадай-ка", "Шарады". Мы подбирали интересные задания по русскому языку. В презентации настроены триггеры.
Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку 2 класс "И в шутку и всерьёз"»
"И в шутку и всерьёз"
Проект учащихся 2 класса
МБОУ Хмелитской СОШ
Вяземского района
Смоленской области
Никулиной Дарьи,
Герасемчук Ирины
Руководитель: Карапка Е.С.
НАША ЦЕЛЬ:
- Изучая русский язык, нам захотелось подобрать интересные задания и предложить всем решить «Задачи» по русскому языку.
Вопросы -
Загадки -
Угадай- ка
Загадки - складки
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
да и в школе я нужна.
Называюсь.......
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я.......
Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом.......
аккуратный
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня - .......
прохлада
ВОПРОСЫ - ШУТКИ
Какой город летает?
Чем кончаются день и ночь?
Что стоит посредине земли?
Какое русское слово состоит из трёх
слогов, а указывает на 33 буквы?
Какое государство можно носить
на голове?
Чем кончается лето
и начинается осень?
Угадай-ка
В данных загадках пропали гласные.
Б _ л _й з_ й ч _ к
пр _ г _ _ т п _
ч _ р н _ м _ п _ л_ .
(Мел и доска)
Дн _ м сп _ т,
н _ ч ь _ л _ т _ _ т,
пр _ х _ ж _ х п _ г _ _ т.
В з _ л _ т _ й кл _ б _ ч _ к
спр _ т _ л с _ д _ б _ ч _ к.
Б _ л _ _ г _ р _ шк _
н _ з _ л _ н _ й н _ ж к _ .
Шарады
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
Кар - тина
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая,
Но Г приставишь впереди,
И в небе я загромыхаю.
Роза - гроза
Я - блок- о
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
Дремлют два предлога
Около порога.
Потому -что тишь.
И не пикнет даже мышь.