Болезни Военный билет Призыв

Что такое шрифт. Шрифты, термины и определения. Что такое TrueType-шрифты

2. Для чего необходимы зарубки на шрифтах? Зарубками именуют выступающие относительно концов главных штрихов букв элементы. Они упрощают чтение, вроде бы соединяя буквы меж собой.

3. Как появились шрифты
1-ые шрифты были рукописными. В переводе с нем. die Schrift значит почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий серьезный (capitalis - главный) шрифт, показавшийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только строчные, не было также междусловных пробелов, высота букв в одной строке имела возможность быть различной.
На веб-сайте "Пользующаяся популярностью каллиграфия" представлена подробная история шрифтов, начиная от шумерской клинописи и египетских иероглифов до эволюции латинских букв, также история российского шрифта (глаголица, утомившись, полуустав, скоропись).

4. Систематизация шрифтов

Систематизация с портала "ВСЕ О ШРИФТАХ"

Стандартная систематизация шрифтов

Большой полиграфический словарь о систематизации шрифтов

Систематизация шрифтов в Yandex.Словаре

5. Что такое TrueType-шрифты?

TrueType-шрифты употребляют для формирования контура знака кривые второго порядка. Каждый участок контура знака характеризуется, либо задается 2-мя точками (границами участка) и направлением полосы на каждой из границ.

6. Что такое PostScript-шрифты?

В отличае от TrueType-шрифта в PostScript-шрифта контур строится из кривой третьего порядка (кривой Безье). За счет большего числа степеней свободы PostScript-линия не имеет изломов в точках сопряжения фрагментов.

7. Что такое OpenType-шрифты?

OpenType - новенькая шрифтовая разработка, вместе разработанная компаниями Adobe и Microsoft. Спецификации были размещены в 1997 году, 1-ые шрифты были выпущены в 2000 году. Шрифты OpenType напоминают шрифты TrueType, однако могут содержать шрифтовые данные хоть какого из 2-ух форматов: как PostScript, так и TrueType. Соответственно, они объединяют две конкурирующие технологии.

Программное обеспечение для работы со шрифтами

1. FontExpert 2005

Показывает гарнитуры установленных шрифтов, также позволяет пролистывать папки и за ранее просматривать гарнитуры шрифтов, находящихся на жестком диске, на сетевых устройствах, на CD либо DVD дисках либо дискетах. Шрифт есть возможность просмотреть в виде текста, отформатированного избранным шрифтом, в виде таблицы знаков либо эталона шрифта. Есть возможность выбирать размер шрифта, его стиль и цвет.

2. FastFont 1.0
- Генерирует TrueType шрифты из вашего почерка.
- Видоизменит шрифты, установленные на вашем компьютере.
- Создаёт пиктографические шрифты.
- Имеет максимально обычный, интуитивно понятный интерфейс.

3. FontLab
FontLab - проф шрифтовой редактор - встроенное редактирование TrueType & Type 1 глифов, хинтовка, кернинг и т.д.

4. FontOrder
Вам нередко требуется информация о имеющихся шрифтах, Вам необходимо сделать верный выбор: сейчас Вы сможете это сделать при помощи комфортно организованного каталога шрифтов, который позволит Вам:
- избрать нужные шрифты по данным характеристикам: форматам, кодовым страничкам, гарнитурам, начертаниям;
- проверить избранные шрифты на мониторе и на бумаге;
- получить полную спецификацию шрифтов.
- оформить заказ на шрифты для посылки по факсу либо по почте.

5. ParaNoise 1.0
ParaNoise - это программка для сотворения особых графических эффектов на базе PostScript шрифтов. Особые эффекты смотрятся как случайные преломления контуров букв. Всего на данный момент имеются 12 типов эффектов: Beofont, Dance, Zoom, Pen, Rotate, Swing, Pencil, Marker, Winter, Wind, Storm and Distort. Вы выбираете эффект и задаете его интенсивность.

6. ParaWin XP
ParaWin XP - система многоязычной поддержки для Windows XP.
ParaWin XP подменяет версии ParaWiNT 4.0 и ParaWin 2000. ParaWin XP предоставляет ряд уникальных способностей для работы с текстами на различных языках.

7. ScanFont 3.0
Программное обеспечение из серии FontLab 3.0. Позволяет созавать и редактировать шрифты формата PostScript Type 1 и TrueType проф свойства.

8. TransType 2.0
Программка для резвого, надежного и осторожного преобразования шрифтов меж форматами для Mac и Windows.

9. TypeTool
TypeTool - облегченный вариант программки для разработки и редактирования шрифтов. Все главные функции делаются стремительно и просто.

10. Font Installer
Программка Font Installer помогает корректно установить шрифты фомата TrueType в Windows 95/98 и Windows NT.

У каждого человека есть свой почерк. Записывая информацию от руки на бумаге, мы преобразуем ее в определенные символы. Точно также , которая выводится на экран компьютера или на принтер, первоначально проходит этап преобразования символов текста в их изображения на экране или на бумаге. Для этого используются компьютерные шрифты.

Проводя сравнение между почерком человека и компьютерным шрифтом, можно сказать, что шрифт является аналогом почерка. Точнее, шрифт – это набор изображений символов определенного алфавита . Эти изображения, как правило, выдержаны в одном стиле, в общем формате, имеют одинаковый дизайн.

Шрифт является для компьютера инструкцией, в каком виде следует выводить символы текста на экран или на печать.

Шрифтов много, отличаются они друг от друга по трем параметрам:

  • гарнитура,
  • размер символов,
  • начертание.

Рассмотрим эти параметры шрифта.

Гарнитура шрифта

Гарнитура шрифта – это один шрифт или набор шрифтов, имеющих одинаковый дизайн, общее художественное решение. Как правило, шрифты одной гарнитуры разрабатываются одним автором.

Лингвистически слова «гарнитура» и «гарнитур» похожи. Гарнитур означает набор предметов, имеющих схожее назначение, например, мебельный гарнитур, ювелирный гарнитур и т.п. Также и гарнитура объединяет набор шрифтов для вывода текста на экран или на принтер. Все предметы из гарнитура, также как все шрифты одной гарнитуры, выполнены в одном стиле, имеют единое художественное решение.

Каждая гарнитура имеет свое имя, например, Times New Roman, Courier New. Есть гарнитуры со специальными символами, например, Symbol и Wingdings.

В названиях компьютерных шрифтов русские буквы не используются. Вместо этого применяется латинский алфавит, например, «Baltica», «Svetlana» (это транслитерация, когда русские названия пишутся английскими буквами). Также возможен английский перевод русских названий шрифтов, например, «Schoolbook». Шрифты, которые пришли к нам с Запада, сохраняют свои названия, например, шрифт Garamond.

Слово «гарнитура» обычно опускается. Как правило, просто говорят «выберите шрифт Arial» или «документ набран шрифтом Times New Roman». Также обычно упрощают и вместо «гарнитура», либо «имя гарнитуры» говорят «имя шрифта ».

Размер символов шрифта

Если гарнитура (проще говоря, имя шрифта) является первым параметром шрифтов, то вторым параметром является размер символов шрифта .

Можно встретить еще такое название – кегль шрифта (кегель шрифта). Это то же самое, что и размер шрифта.

Зачем нужны разные размеры шрифта? Обычно заголовки печатаются крупнее, чем основной текст документа. Таким образом, к заголовкам привлекается внимание, что облегчает чтение документа при первом же взгляде на страницу. Текст в сносках и примечаниях набирается мельче, чем текст основного текста документа, что подчеркивает второстепенность представленной там информации.

Как задается размер шрифта (или кегель шрифта)? Обычно пользователи выбирают размер шрифта – 8, 10, 12, 14 и т.д. Здесь цифры означают размер символов шрифта по вертикали в типографских пунктах между вершиной самого высокого символа и нижней точкой самого низкого (см. рисунок).

Слово «пункт» произошло от немецкого слова «punkt» и переводится как «точка». Для тех, кто любит цифры, сообщаю, что один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,3528 миллиметра. Соответственно, для того, чтобы 8 пунктов перевести в миллиметры, надо 8 умножить на 0,3528. В результате получится, что 8 пунктов – это 2,8224 миллиметра.

Начертание шрифта

Перейдем к последнему третьему параметру шрифтов, точнее, к начертанию. Начертание шрифта – это разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры, точнее:

  • стиль и
  • насыщенность шрифта.

Самыми распространенными стилями шрифтов являются прямой и курсив. Если пользователь термина «курсив» не знает, то упрощенно он говорит, что использует «штрих с наклоном ».

Насыщенность отвечает за толщину штрихов символов. Обычно используют нормальное (обычное) и полужирное начертания. Последнее иногда еще упрощенно называют «толстый шрифт», если не знают терминов «полужирный» или «жирный».

Некоторые гарнитуры могут содержать шрифты светлой (thin), очень светлой (light), жирной (heavy) и сверхжирной (ultra heavy) насыщенности.

Компьютерные программы позволяют применять обычное, курсивное, полужирное и полужирное курсивное начертания шрифтов. В некоторых шрифтах (точнее, гарнитурах) есть все перечисленные начертания, а в некоторых есть только одно начертание, как правило, обычное начертание. На то, как говорится, воля художника, автора шрифта.

О том, что такое шрифт, должны знать все студенты полиграфического отделения техникумов, высших учебных заведений, дизайнеры и специалисты по рекламе. Впрочем, в повседневной жизни с этим понятием сталкиваются многие из нас, ведь шрифтом написан любой текст - в книге, журнале или на страничке во Всемирной паутине. Понимая, о чем идет речь, можно научиться работать со шрифтами, использовать их ради своей пользы и для украшения рабочего места.

Термины и понятия

В рамках печатного дела самыми главными терминами являются «шрифт», «кегль». В образовательном курсе подготовки таких специалистов обязательно рассказывают, что каждое из этих слов обозначает. Впрочем, шрифт - термин, который многим знаком и без специального образования, а вот с тем, что представляет собой кегль, сталкивались далеко не все. Кегль - это размер шрифта, для типографии исключительно значимая характеристика текста. Современная техника позволяет запросто менять размер набранного шрифта. В текстовых редакторах есть специальная панель инструментов, где можно настраивать удобный размер. А вот в старых печатных мастерских это было намного сложнее: приходилось составлять набор из букв строго определенных размеров, а при смене кегля менять клавиши для печати.

Что такое шрифт, объяснить несложно. В общем случае под термином понимают правила написания всех букв алфавита в рамках одного набора. Дополнительно они распространяются на знаки препинания и цифры. При этом размер совсем не важен, шрифт определяет исключительно начертание, то есть визуальную, эстетическую составляющую текста. Большинство современных текстовых редакторов позволяют использовать разные шрифты. В операционную систему компьютера также можно встроить дополнительные шрифты (некоторые присутствуют по умолчанию, но их хватает не всем). Тогда они появятся во всех установленных программах, допускающих менять эту характеристику текста.

Шрифт: так много и так мало

Рассматривая, что такое шрифт, нужно понимать: комплексные правила, которые он собой представляет, содержат указания для операционной системы, каким именно образом отражать символы на экране. Это не значит, что на печать они будут выводиться точно такими же. Прежде чем подтверждать печать файла, можно запросить предварительный просмотр, тогда программа отобразит, что будет использовано на печати. Это ограничение распространяется не на всю технику, а некоторые модели принтеров, не поддерживающие нестандартные типы написания. Как правило, система в автоматическом режиме подбирает наиболее похожий на использованный пользователем шрифт.

Также нужно знать, какие символы включены в программу. Что такое шрифт? Это набор заданных создателем обозначений. Некоторые не прописывают цифры, другие - латинские буквы, третьи - кириллические, а кто-то и вовсе кодирует все буквы непонятными символами. Если пользователь ищет шрифты для скачивания, обычно уже в описаниях к таким пакетам указано, какие алфавиты поддерживаются. Для хранения шрифта создается уникальный файл, загружаемый в операционную систему и активируемый при помощи специального встроенного инструмента установки. Всего несколько нажатий клавишей мышки, и шрифт готов к использованию. На старых версиях иногда требуется перезапуск машины.

Систематизация и универсальность

Фактически любой шрифт (для «Фотошопа» в том числе) представляет собой такой систематизированный набор данных, который распространяется на условную символику и применяется для отображения данных. Наиболее широкое значение слова предполагает понимать под шрифтами наборные типографические материалы, не только собственно печатные, но также пробельные. Но такое значение в большей степени актуально для профессионалов, а вот более узкое понятие предполагает оценку рассматриваемого предмета как литер, принадлежащих к одному или нескольким алфавитам. Шрифт дополняется цифрами, знаками препинания (если, конечно, создатель не упустил это из внимания). Шрифт - это комбинация разнообразных кеглей, начертаний.

Слово «шрифт» пришло к нам из немецкого языка. Как гласит составленный Далем словарь, оно предполагает отлитый набор, используемый в печатном деле. Как и современные шрифты для «Фотошопа», наборы символов в прежние времена тоже имели уникальные наименования, позволяющие идентифицировать каждый конкретный из общего разнообразия существующих.

Как это происходило?

Довольно интересным был процесс создания красивых шрифтов в прежние времена в специализированных мастерских. Сперва производились чеканы (в специализированной среде их именуют сталипунсонами), на основании которых делались матрицы. Для этого использовались медные заготовки, всего одного удара по которым было достаточно, чтобы получить правильный оттиск. Уже в матрицу заливался набор, для чего использовался сложный состав, включавший в себя:

  • олово;
  • цинк;
  • свинец;
  • железо (в форме опилок).

Первое время классификация шрифтов предполагала только индивидуальные, уникальные наименования, которые подбирали, ориентируясь на особенности конкретного набора символов. Наборы делили на строчные и обычные. Можно было изготовить наклонные, косые литеры, крупные, прописные. Самый маленький назывался бриллиантовым шрифтом и использовался на оборотной стороне ходивших в те времена ассигнаций.

Графические признаки

Красивые шрифты - это хорошо, но в первую очередь они все-таки должны быть полезными. Чтобы иметь в своем распоряжении именно такие наборы символов, необходимо подбирать варианты из правильной типографской группы. Выделяют:

  • латинские;
  • на основе кириллицы;
  • особые графические.

А если подробнее?

Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране наибольшим спросом пользуются разнообразные русские шрифты. Они базируются на кириллице. Впрочем, не обязательно присутствие исключительно букв русского алфавита. На свое усмотрение создатель может включить самые разные символы, специальные знаки.

Такой подход делает шрифт универсальным, применимым к языкам многих народов, прежде объединенных в государство - СССР. Так, украинский, белорусский отличаются от русского лишь некоторыми отдельными буквами, доработка которых к основному шрифту не представляет особенной сложности. И таких языков, сходных с нашим родным - несколько десятков. Визуально похожими будут македонский, болгарский. Расширенный русскоязычный шрифт позволит отобразить текст на этих языках без ошибок.

На базе латиницы

Такие печатные, рукописные шрифты пользуются спросом во всем мире, ведь именно английский, построенный на латинице, стал языком международного общения. Кроме универсальных английских символов, хороший шрифт включает в себя специальные символы и знаки. Это делает возможным применение одного систематизированного набора правил для отражения букв и знаков к текстам на самых разных языках. Так, французский и немецкий исключительно похожи внешне на английский, отличаются лишь умляутами и некоторыми другими специфическими символами.

Использование кириллических и русских шрифтов позволяет в типографическом процессе качественно отображать на печати (и на виртуальных страничках в интернете) самые разные материалы в эстетически приятном виде. Некоторые народности, прежде также проживавшие на территории СССР, традиционно пользуются латиницей. Как видно из практики, наиболее универсальными в нашей стране являются шрифты, в равной степени содержащие правила для начертания и кириллицы, и латиницы.

Специальный случай

Как изменить шрифт на особенный? Если речь идет о пользовании компьютером, то сделать это довольно просто - нужно лишь выделить необходимый фрагмент и выбрать из выпадающего списка в текстовом редакторе желаемый вариант. При его отсутствии придется сначала установить такое правило начертания - запустить его при помощи встроенной в операционную систему программы. Особый шрифт - это такой, в который включены разнообразные знаки, графемы.

Даже рукописные шрифты могут быть особыми, если предполагается прорисовка каких-либо специфических символов, характерных небольшой языковой семье. Классический пример - арабский. Многие символы и вовсе встречаются только в одном языке, под который приходится разрабатывать новый шрифт. Таким будет греческий. Также регулярно создают уникальные шрифты, где буквы, цифры и знаки препинания кодируются загадочными символами или картинками.

Что на практике?

Как выше уже было упомянуто, нередко шрифты для современных персональных компьютеров разрабатывают с учетом нескольких языков. Одновременно такой печатный или рукописный шрифт будет корректно показывать латиницу, кириллицу - это самый стандартный набор. Большинство популярных шрифтов поддерживают распространенные специальные символы греческого языка, некоторые готические, активно применяемые в повседневности в письменной речи.

Алфавит: а это что?

Цвет, размер шрифта, манера его написания - все это хорошо и понятно, но к чему он применяется? Что это такое - алфавит? Слово знакомо всем и каждому, ведь именно с него начинается образовательная программа для маленьких детишек, в то же время не каждый взрослый сможет доступно объяснить, что принято понимать под ним. «Ну… Алфавит - это алфавит!» - удивительно, но именно такой ответ приходится слышать чаше всего.

Традиционно алфавит (который на печати отображается мелким, крупным шрифтом) представляет собой графическую систему, которая передает буквы, звуки на письме. Впервые алфавит придумали в Финикии еще до начала нашей эры, приблизительно в одиннадцатом столетии. Несколько позже, на стыке восьмого и седьмого веков, свой алфавит разработали в Греции, в третьем столетии до наступления нашей эры был сформирован латинский. В рамках школьного курса дети обязательно изучают, что используемый нами алфавит базируется на созданном Кириллом и Мефодием в девятом столетии текущей эры. Они разработали церковный славянский, который со временем преобразовался в используемую нами кириллицу.

Это любопытно

Цвет шрифта может быть любым, как и размер, а вот сами буквы, используемые в работе, строго определены в количестве - это зависит от принадлежности к конкретному алфавиту. А вот иероглифы этим не отличаются - их неисчислимо много. Но для многих будет открытием, что и японцы, и корейцы используют алфавит! Причем первые - даже два, но наравне с иероглифами, а вот корейский язык - это полностью алфавитная система, только буквы по написанию и звучанию очень отличаются от привычных нам.

Шрифт - это графическая норма, характерная конкретному правилу. Разбираясь, как изменить шрифт, можно выбрать что-то из выпадающей панели в текстовом редакторе, но только тот вариант, в котором прописаны литеры использованного алфавита. При выборе пользователем шрифтов, не поддерживающих набранные символы, операционная система автоматически подменит правила написания на использованные ранее или какой-нибудь стандартный набор.

Что лучше?

Читать крупный шрифт всегда (в рамках разумного) проще, нежели мелкий. Но специалисты говорят, что простота восприятия зависит далеко не только от размера. Например, бытует мнение, что гораздо проще для человека воспринимать шрифты с засечками, но есть у этой теории и противники. Классический представитель семейства, имеющего засечки - Times New Roman, а вот к противоположной стороне принадлежит не менее старинный и популярный Arial. Между прочим, этому вопросу были посвящены даже научные работы, авторы которых поставили перед собой задачу определения: что читать проще?

Читаемость и разборчивость

Эти две характеристики хоть и близки, но все же отличаются по своей смысловой наполненности. Разборчивость шрифта определяется тем, насколько точно прописаны все линии букв. Чем они четче, тем человеку проще идентифицировать буквы, слова. А читаемость связана с планировкой текста, компоновкой материала. Если шрифт неразборчивый, никакая компоновка не сможет сделать из написанного текста читабельный материал. Но в нечитаемый можно превратить любой, даже самый четкий шрифт, если сделать материал, к примеру, излишне широким, слишком маленьким, слишком большим. При этом нужно анализировать цели, для которых текст пишется. Одно хорошо подходит для книг, но совершенно неприемлемо на рекламных щитах, другое оптимально для рекламы на движущихся предметах, но не подойдет для текста в видеоматериале.

Разборчивость зависит от многочисленных элементов, и в первую очередь внимание уделяют засечкам. Термином принято обозначать такие небольшие черточки, которыми заканчиваются буквенные элементы. Соответственно, если штрихов нет, то шрифт принадлежит к категории без засечек.

Предназначенных для набора текста.

Шрифты создаются художниками в соответствии:

  • с образным замыслом;
  • с требованиями единства стиля и графической композиции;
  • с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами;
  • с прикладными задачами.

Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава - русский, готического шрифта (готического письма) - латинский шрифт. Также существует особый шрифт - шрифт Брайля для слепых.

Основные характеристики шрифтов

  • гарнитура: объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов;
  • начертание: прямой, курсивный
  • насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина: нормальный, узкий, широкий;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • форма засечек .

Различают основные группы шрифтов: наборные и акцидентные шрифты. Эти две группы разветвляются на множество подгрупп. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур - сложная и трудоёмкая работа.

Анатомия шрифтов

Типографы разработали сложный словарь, описывающий многочисленные особенности шрифтов и типографии. Некоторые из его понятий применимы не ко всем письменностям . Так, например, засечки , которые являются чисто декоративными элементами в шрифтах европейских письменностей, могут быть похожи на детали арабских или восточно-азиатских знаков (такие как толщина штрихов), однако последние могут нести смысловую нагрузку, и их неверно называть засечками.

Засечки

Шрифты можно разделить на две основные категории: с засечками (серифами) и без засечек (рубленые) . Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками (нем. Grotesk от итал. grottesco ).

Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объёмов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере в основном тексте. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера . Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Пропорции

Пропорциональный и моноширинный шрифты

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный , или моноширинный , шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми , и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в чёткие, ровные колонки. Большинство ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты. В большинстве компьютерных программ, у которых имеется только текстовый интерфейс (например, эмуляторы терминала), также применяются только моноширинные шрифты. Программисты , как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании Исходного кода . Для правильного отображения ASCII art обычно требуется моноширинный шрифт. На веб-страницах теги verbatim использует непропорциональные шрифты. Любые две строки текста с одинаковым числом символов при использовании моноширинного шрифта должны отображаться имеющими одинаковую ширину, тогда как при использовании пропорционального шрифта те же две строки могут иметь совершенно разную ширину. Это происходит из-за того, что в последнем случае широкие символы (такие как буквы W, Q, Z, M, D, O, H, и U) требуют больше места, чем узкие (такие как i, t, l, и 1). В издательском деле, редакторы читают рукописи , набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Шрифты в России

Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов (1938-1993 гг.) НИИ полиграфического машиностроения. За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела, многие работавшие в нём дизайнеры перешли в компанию ParaGraph.

Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, отделившееся в 1998 году) и студия Letterhead (основана в 1998 г.). Попавшая к пиратам в конце 90-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым всех без исключения пиратских сборников.

Классификация шрифтов по ГОСТ

  • Группа рублёных шрифтов

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.

  • Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

  • Группа медиевальных шрифтов

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная , Банниковская , Лазурского, Таймс.

  • Группа обыкновенных шрифтов

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

  • Группа брусковых шрифтов

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

  • Группа новых малоконтрастных шрифтов

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

  • Группа дополнительных шрифтов

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Современные шрифты

См. также

  • библиотека для растеризации шрифтов.
  • Международная ассоциация типографов

Ссылки

  • IFONT.RU - большой каталог шрифтов - Классификация шрифтов, статьи о шрифтах и типографике
  • Средневековые шрифтовые композиции - фоторепортаж
  • Шрифтик шрифты по категориям с предпросмотром

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шрифты" в других словарях:

    Развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисунчатые шрифты), Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный шрифт (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный… … Энциклопедия мифологии

    Типографские. Полное собрание типографских букв илилитерслужащих для воспроизведения письменных знаков какого либо языка,назыв. Ш. Помимо прописным и строчных букв в состав Ш. входят ещекапительные буквы, знаки препинания, цифры, дефис или знак… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Шрифты - (классификации) 1) Ш. пишущих машин классифицируются по размерам (высота, ширина) знаков, их конфигурации. Комплект литер со знаками, характеризующимися определенными размерами и конфигурацией, образует Ш. определенной марки; 2)… … Криминалистическая энциклопедия

    Шрифты - развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуноч. Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Шрифты - (лат. scriptum написанное). Развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуночный Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне… … Словарь античности

На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.

Виды шрифтов и их историческая классификация

С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:

Антикву.
. Египетские.
. Гротеск.

Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.

Виды шрифтов и их классификация

Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.

1. Базовые шрифты

Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.

2. Тематические шрифты

В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).

Яркий пример этого стиля - начертание в стиле оформления советских Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. "Советский" стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.

3. Ручное начертание

Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на

Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.

4. Языковая стилистика

Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.

Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.

5. Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

Трехмерные.
. Цифровые.
. Треугольные.
. Квадратные.
. Буквица.
. Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Оформление плакатов

Прежде всего для выбора внешнего облика текстового нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:

Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:

Типографские (наборные).
. Графические (рукописно-художественные).

Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.

Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.

Особенности применения шрифтов в тату

Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста - латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.

В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.