Болезни Военный билет Призыв

Что обозначает буква ч. По обучению грамоте

Встали ровно, проверили свою готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.
На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

Скажите, на какие группы делятся все звуки?
Как мы характеризуем гласные звуки?
Как мы характеризуем согласные звуки?

В изучении нового звука нам помогут картинки.
Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?
Давайте послушаем слово “мяч”.
Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук?
Дайте его характеристику.

Какой звук второй?
Что мы о нём знаем?
Какой звук последний?
Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
Как мы его произносим, что расскажем о нём?

В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки?

Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Верно, а теперь ещё раз произнесём слово “ручка”.
Где теперь мы слышим звук ч?
Произнесём это слово, и скажем сколько в нём слогов.
На какой слог падает ударение?
Давайте дадим характеристику звука ч в этом слове.
Снова мягкий.

Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”.

А почему не подошла эта схема?

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной.

Ч – напомни этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как жалеют малыша,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Ч – промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач,
Пропоют вагоны – АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны – ОЧ.
ОЧ-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны – ЧА.
ЧА-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги – ЧУ.
ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги – ЧО.
ЧО-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Молодцы, присаживаемся на места.

Открываем свои учебники на странице 6–7.

Перед нами буква “Чч”.

Читаем слоги слияния с буквой “ч”.

Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил, что-нибудь необычное?
Да. Ребята, оказывается, что некоторые согласные звуки бывают всегда мягкие или твёрдые. И звук Ч всегда мягкий.
Какого цвета мы его будем изображать на схемах?
Открываем тетради и напечатаем зелёным карандашом букву “Чч”.

Буква Ч сказала: “Есть!”,
Отдала кому – то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему?

А какие разнообразные здесь часы!

Читаем текст на странице 7.

В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы.

Физкультминутка.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

А в часах сиди кукушка,
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Если их не заведут,
То они совсем встают.

А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч.

Давайте сделаем выставку.

Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги.

У кого одна звёздочка?
У кого три?
У кого пять?
Победитель….

Что нового мы узнали на уроке?

Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно?

Урок окончен. Всем спасибо!

Тема: «Звук [ ч’], буква Чч».

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч’], буквой Ч,ч.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о звуке [ч"] как о мягком непарном согласном звуке, учить отличать звук [ч"] и букву Ч, ч от других звуков и букв, отрабатывать механизм чтения слогов и слов с новой буквой.

Коррекционно-развивающие : способствовать развитию внимания, восприятия, памяти, устной речи, артикуляционного аппарата, умения анализировать и обобщать.

Воспитательные: конструктивно взаимодействовать друг с другом, уметь договариваться, приходить к общему мнению, работать в группах, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивости, дисциплинированности.

Урок разработан в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированной основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа – интернат». Данный урок проводится в четвертой учебной четверти, по счету № 82. К моменту его проведения, обучающиеся, уже знают большую часть алфавита, умеют понимать различие между звуками и буквами, устанавливать местоположение звука в слове, различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, читать слоговые структуры.

Современные образовательные технологии: на уроке используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. Системно - деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, игровая, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, командообразования.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Формы организации деятельности : фронтальная, групповая, работа в парах.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование : мультимедийная слайдовая презентация, конверты с заданиями для команд, камешки для выкладывания букв, предметные картинки, буквари.

Планируемые результаты урока

Предметные

Расширят и углубят знания о согласных звуках и буквах в процессе изучения звука и буквы Ч,ч, научатся определять место звука [ч’] в слове и проводить фонетический разбор слова.

Личностные

Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Ход урока

Этапы урока (цели).

Время

Необходимые ресурсы

1. Организационный момент.

    Представление героя. По дороге в школу я встретила ученого сказочного гнома. Он много слышал про наш 1 класс, и очень захотел с вами познакомиться. А вы хотите познакомиться?

    Приветствие учителя

В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 1 класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Много ль дети в царстве знают?

Хорошо ль они читают?

На вопросы отвечают?

Друг другу доброго желают?

    Игра «Пожелание».

Цель: развивать умение принимать участие в диалоге, умение применять на практике правила вежливого поведения.

Ход: обучающимся предлагается встать в круг, назвать имя одноклассника которому он хочет пожелать. Начать пожелание с таких слов « Я хочу пожелать Андрею удачи…..»

    Организационный момент в стихах с элементами дыхательной гимнастики

Цель: привести класс в "рабочее состояние", проверка наличия обучающихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест, создание деловой обстановки.

«Встали все у парт красиво»

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Глубоко мы все вздохнем-

И урок скорей начнем.

Сердечко из бумаги для игры.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Введение в тему.

    Игра «Сундучок»

Цель: развивать память, устную речь обучающихся.

Ход: в сундучке определенное количество карточек с изученными буквами, которые нужно дифференцировать на 2 группы. Школьники, выходят к доске, объясняют, к какой группе отнесут букву. Таким образом, образуется две команды.

    Игра «Составь слово»

Цель: обучать звукобуквенному анализу слова, закреплять навык чтения, развивать память, внимание, мышление, умение взаимодействовать друг, с другом работая в команде.

Ход: командам предлагаются картинки вместо букв. Игрокам необходимо назвать предмет, изображенный на картинке, составить слово из разрезной азбуки.

    Игра «Назови звуки»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове.

Ход игры. Предложить детям назвать первый звук в словах, изображенных на предметных картинках.

Слова: Чемодан, черепаха, чайник, часы

Какой звук слышится в начале слов?

Кто догадался и назовет тему нашего урока?

Сундучок,

карточки с буквами (с,л,и,в,а,г,р,у,ш,а,м)

Предметные картинки

(лиса, заяц).

Предметные картинки

(чемодан, черепаха, чайник, часы)

3.Разминка

    Физкультминутка «Паровозик»

Цель: организованно занять рабочие места.

фонограмма

4. Получение новых знаний.

    Упражнение в произнесении звука.

Цель: учить правильно, произносить звук [ч’], отчетливо проговаривать слова, вырабатывать интонационную выразительность речи.

По цепочке произносят звук.

Чистоговорки:

Ча-ча- горит в комнате свеча.

Чу-чу молоточком я стучу.

Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок.

    Демонстрация буквы, место в ленте букв.

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

    Просмотр Мультфильма» Уроки тетушки Совы»

Карточка с буквой.

5.Физкультминутка

Музыкальная зарядка

Фонограмма.

6. Закрепление полученных знаний.

    Работа с карточками

1. Найти и подчеркнуть букву Ч.

Я – маленький чайник,

На столе начальник.

Вот моя ручка – ручка-закорючка,

Вот мой носик – носик-вопросик.

Кому поклон подарю,

Того чаем напою

2. Попробовать напечатать имя нашего гостя.

Карточки с заданиями.

7. Итог урока

Понравилась вам наш урок?

Что понравилось?

Кому было интересно?

Назовите тему нашего урока?

8.Рефлексия.

    «Солнышко и тучка»

Цель: проверка эмоционального состояния учащихся

I. Организационный момент

Повторение правил поведения учащихся на уроке.

II . Повторение.

На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?

б) Чтение по слоговой таблице

III . Работа над новым материалом.

Загадка: Живет спокойно - не спешит,

На всякий случай носит щит:

Под ним, не зная страха,

Гуляет... (черепаха).

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Фонетическая зарядка . Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик,..)

IV . Чтение сказки.

Запомните слова с ч, которые вам встретятся в сказке.

Кто живет в часах.

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайни­ки - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чуче­ло - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на черда­ке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слы­шал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего; кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

(Г. Юдин)

V . На что похожа буква Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)

Л ногою мяч поддела.

Ч поймать его хотела.

Ждёт и ждёт. Устала ждать,

А мяча все не видать. (А. Шибаев)

VI . Работа по учебнику стр.112

Почему букву Ч поместили в прямоугольник зелёного цвета?

(Буква может обозначать только мягкий согласный звук)

- Назвать по рисункам слова, в которых слышится звук [ч, ],

б) Чтение слов

в
) Чтение текста стр.112

VII . Работа в тетради.

а)Печатание буквы Чч

б)Написать слова с буквой ч

VIII . Чтение учащимися в учебнике стр.113

IX . Работа в прописи №3 стр.21-22


X . Закрепление.

Кто больше? Придумайте слова, где звук [ч"] в конце.

(Грач, врач, мяч, луч, калач, печь, ночь.)

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний.

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Что вы знаете о звуках? (слышим, произносим)

На какие группы можно разделить звуки?

Гласные: Согласные:

Произносятся без преград; - произносятся с преградой;

Можно пропеть; - бывают звонкие и глухие;

Обозначают мягкость и твердость - звонкие произносятся с голосом,

согласных; глухие с шумом.

Могут обозначать 2 звука (я,ё).

    Что видите на доске?

    Разделите эти слоги на группы.

На какие группы разделили слоги?

Почему –ча- определили в 1 группу?

    Сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук.

Что мы узнаем о новом звуке? (опора)

А в конце урока мы посмотрим правильно ли мы определили слог ча ?

    Работа над новым материалом.

    Знакомство со звуком.

Что мы услышали? (слияние мягкого согласного [м"] и [а] и звук [ч]).

Какой звук еще услышали? [ч"]

Как он произносится? (согласный)

РУЧКА (аналогично)

    В первом слове где мы слышим звук ч? А во втором? В первом и втором словезвук [ч] произносится мягко.

    Как произносится звук [ч]?

    Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (он особый, он не бывает твердым, он всегда мягкий)

    Игра «Кто внимательный»

Услышите и назовите звук [ч"].

    Знакомство с буквой.

Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (лента букв)

    Физкультминутка.

Тик – так, тик – так

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так

Тик – так, тик – так.

Звук [ч"] обозначается буквой «че».

На что похожа буква «че»? (стихотворение)

Буква ч сказала «есть»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрами друзья

Буквы путать нам нельзя.

    Сейчас мы прочитаем слоги с буквой «че». Чтение слогов.

Как произносится звук [ч"] в слогах? Даже если после «че» стоят гласные, которые обозначают твердость согласных, звук [ч"] произносится мягко.

    Работа с учебником.

Что вы видите на рисунке?

Кто чинит часы?

    А сейчас вы прочитаете текст и ответите на вопрос:

Какие бывают часы?

(чтение текста, история часов)

    Чтение слов

Что изменилось во втором слове?

Изменилось ли значение слова?

    Работа с многозначными словами.

Прочитайте заглавие. (Ручки)

Сейчас вы прочитаете предложения: I ряд – 1 предложение

II ряд – 2 предложение

III ряд – 3 предложение.

Найдите рисунки о тех ручках про которые читали.

    Итог урока.

С каким звуком и буквой мы познакомились?

Что особенного в этом звуке?

Самоанализ урока чтения

учителя Присяжнюк Н.А., декабрь, 2006г.

Это 32 урок при изучении раздела «Основной период» и первый урок при изучении темы «Звук [ч"], буква Чч». Этот урок связан с предыдущими уроками, где учащиеся учились распознавать звуки.

Учащиеся 1Д класса обучаются по стандартной программе. Класс разноуровневый, есть средние и слабые ученики, поэтому материал урока подобран так, чтобы думали и работали все учащиеся. При планировании урока учитывала знания, умения и навыки полученные учащимися на предыдущих уроках, умение анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с согласным звуком [ч"], буквой Чч; сформировать представление о звуке [ч"], как о мягком согласном.

Развивающие: развивать фонематический слух, устную речь, расширять словарный запас, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать культуру учебного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Изучение нового материала строила через создание проблемной ситуации, используя опорные знания учащихся; звуковой анализ слов, характеристика гласных и согласных, определять звук на слух и обозначать буквой. При работе на уроке использовала форму беседы. Училась говорить грамотно, верно, красиво. Из всего сказанного и выполненного дети выделили и усвоили главное.

На каждом этапе урока работала по достижению цели. Использовала различные сочетания форм обучения. Это индивидуальная работа, коллективная и фронтальная. При построении своей работы основывалась на использовании продуктивных методов: поисковой деятельности, исследовательской работы (постановки и решения проблемной ситуации, составления схем). При подведении итогов урока учащиеся выделили то новое, что узнали на уроке.

Считаю, что хорошая работоспособность детей в течении всего урока обеспечивалась их интересом к изучаемому материалу, организацией всех этапов урока, с включением момента отдыха с целью снятия напряжения и усталости от урока с переходом к другому виду деятельности. Атмосфера на уроке была доброжелательная, дети слушали и слышали учителя. Время использовала рационально. За урок сделано достаточно много. Интерес учащихся к уроку присутствовал на всех его этапах. Велась работа по формированию их мыслительной деятельности, внимания, умению сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, расширять кругозор, пополнение их словарного запаса. Воспитательную цель реализовала, так как удалось организовать учащихся на работу, создать атмосферу доброжелательности, стимулировать работу учащихся в течении всего урока.

Считаю, что задачи урока выполнены.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(ЧТЕНИЕ) В 1 КЛАССЕ

Буква Чч, согласный звук [ч’].

Учитель

2017 г.

Интеграция предметов:

Тема:

чтение и изобразительное искусство

повторение и закрепление изученного материала. Буква Чч, звук [ч"].

Цели:

Закрепить знания детей о букве Чч и согласном звуке [ч"], учить образовывать однокоренные слова.

Учить детей правильному, осознанному, выразительному, беглому чтению.

Развивать речь, логическое мышление, фонема тический слух, воспитывать любознательность, способность воспринимать и понимать прочитанное, расширять словарный запас детей.

Способствовать формированию положительной мотивации к чтению художественной литературы через интерес к книге.

Учить передавать эмоциональную окраску героев произведения с помощью цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте проверим, всё ли мы приготовили. У нас на партах лежат «Азбуки», карточки, простой и зелёный карандаши. У всех всё есть? Молодцы!

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

У. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нас пригласили в путешествие. Поднимите руки, кто любит путешествовать?

В наше путешествие мы отправимся на весёлом кораблике. (Учитель вывешивает изображение кораблика).

Какого цвета наш кораблик? (Красный, жёлтый, белый, фиолетовый).

Какое настроение создают эти цвета? (Весёлое, радостное).

(Учитель показывает игрушку Чебурашка).

А почему сегодня нашим капитаном стал Чебурашка? (Потому что он добрый, хороший …его имя начинается со звука [ч"]).

Какой это звук? (Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий).

Какой буквой обозначается звук [ч" ]? (Ч).

(Учитель вывешивает карточку с буквой Ч).

И как у настоящего капитана, у него есть помощник. Послушайте загадку:

Ей на месте не сидится –

Всё кривляется, резвится.

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке… (Обезьяна)

(Учитель показывает игрушку Обезьяны).

О. Здравствуйте, ребята! Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).

Тогда в путь по Океану Знаний!

III. Повторение изученного материала.

1. Звуки, буквы.

У. А начнём мы наше путешествие с «Острова букв».

Почему он так называется? Кто живёт на этом острове? (Буквы).

Что обозначают буквы? (Звуки).

Дайте характеристику звука [ч" ]. (Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий).

Какой буквой он обозначается? (Ч).

2. Чтение слогов, слов.

Молодцы! Вот какие замечательные буквы и звуки живут на этом острове.

Они очень дружные и весёлые. А когда ходят друг к другу в гости, то образуют… (Слоги).

Посмотрите, какие слоги у них получаются. (Учитель показывает слоги, а дети хором читают).

Какая буква первая в этих слогах? (Ч).

С какой гласной пишется слог ЧА? (А).

А слог ЧУ? (У).

Ой, смотрите, кто к нам прилетел?! (Бабочка).

(Учитель вывешивает изображение бабочки).

Что это у неё на крыльях? (Слоги).

Давайте их прочитаем. (Читают хором).

Из слогов можно составить… (Слова).

Прочитаем, какие слова принесла нам весёлая бабочка. (Дети читают по одному слову, а учитель задаёт вопросы:

Отвечай (Как?) Хорошо

Получай (Что?) Пятёрки

Чайник

Чайная (Что обозначает это слово? Чайная (ложка, чашка) – признак,

Чайная – место, где пьют чай.)

Чайка

Какой звук есть во всех этих словах? ([ч" ]).

IV. Физкультминутка.

У. В небе летают ещё какие-то странные птицы. Их крылья похожи на пальчики. Покажите мне свои ладошки. Давайте и мы немного отдохнём и полетаем вместе с птицами-пальчиками.

Встаньте. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют под музыку упражнение «Птицы-пальчики»).

Птицы-пальчики летят

То вперёд, а то назад.

Что за птицы, назови.

Это пальчики мои!

Вверх взлетели высоко,

Полетели далеко,

Вот уже над головой!

Не пора ли им домой?

Птицы возвращались,

Плавно опускались,

Прилетели, сели,

Кушать захотели.

Просо поклевали.

Видно, что устали.

Птицы отдыхают

И опять летают.

V. Закрепление и обобщение.

1. Работа над буквой Ч и звуком [ч" ].

У. Готовы продолжать путешествие?

Но чтобы взойти на корабль, надо предъявить билеты. Так как путешествие наше необычное, то наш капитан Чебурашка приготовил для вас необычные билеты. (У каждого на парте).

Возьмите, пожалуйста, билеты и положите их перед собой.

Какую букву держит Чебурашка? (Ч).

Какой звук она обозначает? ([ч" ]).

Как обозначают одиночный звук [ч" ]? (Зелёным квадратом).

(Учитель показывает).

Возьмите зелёный карандаш и закрасьте букву Ч зелёным цветом. (Дети закрашивают букву Ч).

Чтобы наш билет был действительным, нужно обвести в зелёный кружок те предметы, названия которых начинаются со звука [ч" ]. (Дети обводят часы, черепаху, чайник, чашку и Чебурашку).

Какой предмет не обвели? (Щуку).

Почему? (В нём нет звука [ч" ]).

Поднимите свои билеты, чтобы Обезьянка смогла их проверить.

(Учитель с Обезьянкой проходит по классу и проверяет работу детей).

О. Молодцы, ребята! Все билеты заполнены верно!

Товарищ капитан! Ребята готовы взойти на корабль и продолжить путешествие.

2. Отработка навыков чтения.

У. Следующий остров, который нас ждёт, называется… Прочитайте… «Остров слов».

На этом острове нас ждёт много препятствий. Готовы их преодолевать? (Да.)

И первое препятствие, которое нас подстерегает на пути – высокие горы.

Горы бывают высокие и … (низкие). А слова бывают длинные и … (короткие).

Альпинист" href="/text/category/almzpinist/" rel="bookmark">альпинист и готов прочитать первое слово? Преодолеваем первое препятствие. (Дети читают слова: туча, свеча, чудеса, чистота, человек).

У. Конечно, умеют! Покажем, ребята, Обезьянке, как мы умеем читать Азбуку? Откройте учебник на странице 132. (Учитель пишет на доске).

(Дети читают столбики слов, а учитель задаёт вопросы).

1 столбик . На какой вопрос отвечают слова? Чем отличаются? Как называют такие слова?

2 столбик. Что обозначают эти слова?

Можно ли их назвать однокоренными?

3 столбик . На какой вопрос отвечают слова?

Почему слово Танечка написано с большой буквы?

У. Вот видишь, Обезьянка, как хорошо умеют читать слова наши ребята.

О. Да, вижу. А предложения что? Тоже прочитают?

У. Конечно! Прочитаем, ребята?

(Дети три раза читают стихотворение В. Берестова по строчкам по одному человеку, затем хором девочки, потом - мальчики).

3. Словообразование.

У. Молодцы! Как звали девочек? Во что они играли? (В мяч).

На нашем корабле тоже есть мяч. Подберите признаки, какой он? (Большой, круглый, жёлтый, резиновый).

Давайте и мы с вами поиграем. Наша игра будет называться «Ласковые слова». Приготовили ручки.

Я даю мяч первой парте и говорю слово. Ребята называют это слово ласково и передают мяч второй парте. Посмотрим, как ловко и быстро может скакать наш мячик.

(Мама

Диван

Шкаф

Окно

Стул

Лампа

Собака

Кошка

Кольцо

Заяц

Огурец

Перец

Палец

Вода)

У. Умницы! А наш мячик закатился в сад, а в саду – сказочный домик. (Учитель вывешивает рисунок домика)

Что растёт в саду? (Цветы, фрукты, ягоды).

Чтобы узнать, кто живёт в нашем саду, составьте из букв, которые написаны на домике, слова. (Ягоды).

Посмотрите, как много ягод живёт в этом домике. (Картинки на доске).

Давайте прочитаем Обезьянке их названия в Азбуке на стр132. (Дети читают и подбирают к словам картинки).

Какие ягоды остались? (Дети называют по картинкам названия ягод).

Мы долго путешествовали. День солнечный, жарко, пить хочется. И хозяева домика решили угостить нас соком.

Каким соком угостила нас малина? (Малиновым) Вишня? (Вишнёвым) Клубника? (Клубничным) Клюква? (Клюквенным).

Спасибо вам, ягоды! Теперь мы можем отправляться в путь.

VI. Физкультминутка.

Но сначала надо проверить всё ли на нашем кораблике в порядке. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)

1. Длинный звук [у ] (трубы).

2. Короткие отрывистые звуки [чух - чух - чух] (моторы).

3. Упражнение «Выбрасывание звука» [ а ] (гудок).

VII. Работа над новым материалом.

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».

У. На кораблике всё в порядке. Наш путь продолжается и ведёт нас к «Острову интересных книг», на котором нас встречает книга В. Сутеева «Сказки-мультфильмы».

Поднимите руки, кто любит сказки? А мультфильмы?

Сегодня мы познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Мышонок и Карандаш». Но мы будем не просто слушателями, а художниками-иллюстраторами. Для этого положите перед собой лист бумаги и возьмите простой карандаш.

Итак, сказка начинается… (Учитель читает и по ходу сказки вывешивает на доске иллюстрации, дети одновременно рисуют).

]. (Кошечки).

На уроке изобразительного искусства вы сможете свои работы раскрасить. Какие цвета вы будете использовать? (Белый, чёрный, серый, рыжий).

2. Работа над эмоциональной окраской героев произведения. «Цветовая палитра».

У. Давайте вспомним главных героев сказки. (Мышонок и Карандаш).

https://pandia.ru/text/80/412/images/image028_7.jpg" alt="C:\Users\личные документы\Desktop\Новая папка (2)\CIMG2174.JPG" width="213 height=164" height="164">

А какой был Карандаш? (Умный, смелый, находчивый).

(Подбор цвета для Карандаша).

Я надеюсь, что вам понравилась сказка Владимира Сутеева. Если вы захотите прочитать другие сказки этого автора, вы можете сделать это, взяв книги в библиотеке. А нам, к сожалению, пора покидать «Остров интересных книг» и заканчивать наше путешествие.

VIII. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем?

У. Да, мы сегодня с вами много вспомнили и повторили, познакомились с новой сказкой В. Сутеева. Кто запомнил, как она называется? («Мышонок и Карандаш»).

Пришло время прощаться с нашим весёлым корабликом, его капитаном Чебурашкой и юнгой Обезьянкой. Им нужно продолжать путь по океану знаний. Давайте помашем им рукой и дружно скажем: «До свидания!».