Болезни Военный билет Призыв

Британские ввс. Авиация англии во второй мировой. Организационная структура ВВС Великобритании

Обзор армий стран НАТО: Великобритания, 3/III March 6th, 2015

Военно-воздушные силы
Британские ВВС повторяют судьбу Сухопутных сил. Они реорганизовываются в штатах и оптимизируются в технике. В составе военно-воздушных сил страны имеются три авиационные группы.

- 1-я авиационная группа тактической авиации включает в себя ударные машины. Ее основой должен был стать многоцелевой истребитель-бомбардировщик Typhoon FGR4 совместной британо-германо-итало-испанской разработки. В части современной боевой авиации Великобритания уже более 20 лет как утратила сколько-нибудь значимые позиции. Изначально эту машину проектировали под стандарт "F2 модель 1", предполагавший ее использование только для воздушного боя и задач ПВО. Однако война в Афганистане выявила необходимость получения прежде всего универсальной машины, способной работать и по наземным целям. С июля 2008 года "Тайфун" стал "мультизадачным" (многоцелевым) истребителем-бомбардировщиком (модификация FGR4). Все ранее выпущенные машины модели F2 прошли модернизацию до уровня FGR4.

Royal Air Force Eurofighter Typhoon FGR.4 ZJ911

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

Всего планировалось приобрести 250 этих машин. Но позднее по финансовым соображениям заказ был сокращен до 232 штук, а потом и до 160. На сегодняшний день ВВС получили всего 114 Typhoon FGR4, в том числе 22 - учебно-боевых, и еще три находятся на хранении. Судьба остального заказа сегодня неизвестна. Вероятнее всего, минимум до 2020 года дополнительных закупок не будет. Во всяком случае, в бюджете на период до 2018 года таких расходов не предусмотрено.

RAF Panavia Tornado GR4

Кроме указанных, в составе ВВС числятся 88 истребителей-бомбардировщиков (по ТТХ скорее бомбардировщиков и совсем чуть-чуть истребителей) Tornado GR4 и одни перехватчик Tornado F2 - последние машины чисто британской разработки. Еще 44 «Торнадо» GR и 16 «Торнадо» F3 находятся на хранении, но 30 и 12 из них соответственно предназначены для разборки на запчасти либо уже находятся в ее процессе), их количество постепенно сокращается. Кроме того, на хранении числятся до 65 штурмовиков «Ягуар».

RAF SEPECAT Jaguar

2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации включает в себя 6 самолетов ДРЛО Е-3 (плюс один находится на хранении) и 12 разведчиков (5 «Сентинел-R1», 5 «Шэдоу-R1», 1 BN-2, 1 RC-135W). В будущем планируется закупить еще два RC-135W. Кроме них сюда же относятся транспортные самолеты и заправщики - восемь С-17, семь «Тристар», два КС2, пять КС3, шесть Вае125, шесть Вае146, 24 С-130 «Геркулес» (еще 24 на хранении).


Sentinel R1 RAF

22-я авиационная группа подготовки имеет 392 различных учебных и учебно-боевых самолета (в том числе 98 "Хок", 119 "Тьютор" и 41 "Тукано"). Еще 26 самолетов находятся на хранении.


Учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk ("Хок"), Пилотажная группа Red Arrows (Красные стрелы) Королевских ВВС Великобритании

Вертолетный парк ВВС насчитывает 45 "Чинук", 24 "Пума" (плюс 12 на хранении), 27 "Мерлин" НС3, 25 "Си Кинг" HAR3, 5 А-109Е.

Кроме упомянутых, на вооружении ВВС Великобритании состоят 10 БПЛА MQ-9 "Рипер".

Пять новых беспилотных систем MQ-9 Reaper Королевских ВВС начали применяться в Афганистане

На территории Великобритании остаются две действующие военно-воздушные базы США - Лейкенхит и Мидлденхолл. На первой базируется 48-е истребительное авиакрыло (около 50 самолетов F-15C/D/E), на второй - 100-е заправочное авиакрыло и 352-я группа специальных операций (заправщики КС-135, разведчики RC-135, самолеты спецназа МС-130Р/Н). Ядерное оружие США с территории Великобритании полностью выведено.

Aerospatiale SA.330 Puma, RAF

Военно-морские силы
На данный момент организационно военно-морские силы Великобритании состоят из собственно флота, морской пехоты и военно-морской авиации. Руководство ВМС осуществляет Первый морской лорд, адмирал флота, начальник штаба обороны. Он отвечает за боевое оснащение и строительство новейших кораблей, за обучение командного и рядового состава, повышение боевой подготовки и совершенствование структуры организации штабного руководства. В общую организацию входят отдельные штабы, располагающиеся в базах флота отдельных городов и Гибралтарский военно-морской район.

Британский флот по сей день рассматривается как важнейшая, после ВМС США, часть морской мощи НАТО, хотя по фактическому составу такое позиционирование вызывает множество обоснованных вопросов.

Основой ВМС Великобритании считаются авианосцы, которых у нее по факту нет. Еще числящийся в списках авианосец "Илластриез" уже не имеет авиагруппы и может рассматриваться только номинально. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» (как корабельного, так и наземного базирования) в 2011 году проданы в США на запчасти. Соответственно, «авианосность» «Иластриеса» является формальностью, он может нести только вертолеты. Тем более, что планы реорганизации в рамках программы "Армия 2020" предусматривают его списание к 2017 году.

HMS Illustrious

ВМС строят два новейших атомных авианосца типа "Куин Элизабет", но с ними пока наблюдаются серьезные проблемы. Первый вскоре должен выйти на ходовые испытания, в то время как судьба второго находится под вопросом. Парламент уже дважды обсуждал предложение по прекращению строительства в виду дефицита средств в бюджете страны. Кроме того, вооружать новые корабли планируется американскими самолетами F-35 модификации "В", т.е. вертикального взлета и посадки. Но из 138 запланированных пока закуплены всего три такие машины и дальнейшая судьба контракта остается туманной. Как по причине резкого удорожания цены самолета у производителя, так и в виду ряда проблем технического характера, которые он все еще не сумел решить у этой модификации. Да и имеющихся у ВМС Великобритании эскортных кораблей недостаточно для формирования полноценного ордера сопровождения.

Британский атомный авианосец "Куин Элизабет"

В состав британского флота только что введены шесть новейших эсминцев типа «Дэринг». На вооружении ВМС состоят 13 фрегатов типа «Норфолк». В неопределенном будущем предполагается заменить их на аналогичное количество фрегатов нового проекта 26, но пока данная программа находится на уровне обсуждения. Минно-тральные силы включают 15 тральщиков: восемь типа «Хант», семь типа «Сэндаун».

Эскадренный миноносец HMS Daring

При общем значительном сокращении британского флота в последние два десятилетия его десантные возможности за этот период возросли. На вооружении имеются один универсальный десантный корабль (УДК) «Океан» (сегодня это крупнейший корабль ВМС Великобритании), два десантных вертолетоносных корабля типа «Альбион», три десантных транспортных дока (ТДК) типа «Бэй», кроме того, ТДК «Сэр Тристрам» используется как учебный. В составе морской пехоты - три батальонные группы, одни группа защиты объектов ВМС, одна десантно-штурмовая группа и ряд подразделений обеспечения.

УДК HMS Ocean

В подводный флот Ее Величества поступают многоцелевые атомные подводные лодки типа «Эстьют». Уже введены в строй две такие лодки, еще три строятся, две заказаны. Остаются в строю также пять ПЛА типа «Трафальгар». Кроме того, выведены из боевого состава ВМС четыре ПЛАРБ типа «Резолюшн», две ПЛА типа «Трафальгар», шесть ПЛА типа «Свифтшур» и шесть ПЛА старых типов. Командование ВМС объявило конкурс на наиболее дешевый вариант их утилизации.

АПЛ "Эстьют", контрактная стоимость 1,3 млрд. фунтов стерлиногов.

В морской авиации после продажи «Харриеров» не осталось самолетов, есть только вертолеты - 38 «Мерлин» (еще четыре на хранении), 55 «Си Кинг» (еще 27 на хранении).

Вертолет «Мерлин» / Merlin HC3

Британский флот остается единственным носителем национального ядерного оружия. Оно размещено на четырех ПЛАРБ типа "Вэнгард". Формально каждая из них имеет на борту по 16 баллистических ракет "Трайдент-2", но фактически Лондон располагает всего 58 такими ракетами. Великобритания является единственной страной в мире, официально обнародовавшей размер своего ядерного арсенала: 160 развернутых и 65 неразвернутых БЧ для указанных 58 БРПЛ. В стране идет активная дискуссия, чем заменять «Вэнгарды» и стоит ли это делать вообще.

ПЛАРБ типа "Вэнгард"

Выводы
В существующем виде Вооруженные силы Великобритании своей официальной задаче - обороне Британских островов - соответствуют в достаточной мере. Ни одна из стран - потенциальных противников, не располагает армиями и флотами, атаку которых на Метрополию британцы бы не сумели успешно отразить. Конечно, тот же Китай имеет большие сухопутные силы, но не имеет достаточного флота. Серьезный флот есть у США, но Америка является стабильным геополитическим союзником Лондона, а значит военной угрозы для него не представляет. Аргентина, с которой, не смотря на победу в войне за Фолкленды, до сих пор у Великобритании сохраняются политические трения, к сегодняшнему дню в военном отношении серьезно деградировала и возможностью потягаться с Лондоном силами не располагает.

Однако и сама британская армия сейчас сколько-нибудь серьезно способна воевать лишь с заведомо слабыми государствами "третьего мира". Где-нибудь в Африке или на островах Океании. Ввязываться в любую войну в Европе Лондон не имеет ни возможностей ни, что еще важнее, желания. Не смотря ни на какие воинственные высказывания британских политиков. По крайней мере, до тех пор, пока победа в такой войне не будет достижима силами всего 20 - 30 тыс. штыков за 3 - 4 месяца. Причем, желательно, чтобы она еще и обошлась вообще без потерь. Что совершенно невозможно в текущей реальности.

Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тылового обеспечения.

Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача - оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.

Усилия Великобритании в рамках блока,НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе - там содержится основная часть ударных сил блока.

Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метро-соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.

За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личного состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.

Организация и боевой состав . В военно-воздушных силах имеются два боевых командования - ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ , а также командование тыла. Все они непосредственно подчине­ны начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического состава.

Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.

1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
- Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи так­тических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
- Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
- Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
- Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
- Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
- Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
- Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов - 23 машины).
- Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
- Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
- Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иност­ранных гостей).
- Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
- Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
- Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».

11-я истребительная авиационная группа (штаб в Станмор):
- Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
- Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
- Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
- Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
- Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).

18-я авиагруппа береговой авиации (штаб в Нортвуд):
- Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
- Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
- Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).

Части подразделения на других территориях:
- На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
- В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
- На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
- В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».

Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна - самолетов связи, две - транспортных вертолетов и четыре - ЗУР «Рапира», а именно:
- 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
- 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
- 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
- 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
- 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
- 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
- 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.

Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах - примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.

Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.

Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.

Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) и трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применения (1-й и 2-й), учебном центре «полка наземной обороны», центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетском корпусе.

Летная школа № 1 (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты «Джет Провост-Т.З и -Т.5». Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.

Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав для вертолетных час­тей и подразделений. Она оснащена вертолетами «Газель-НТ.З» и «Уэссекс-НС.2». Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты «Чинук-НС.1» и «Пума-НС.1», авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.

Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов «Хок-T.l». На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.

Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами «Домини-T.l», «Джет Провост-Т.5» и «Джетстрим-T.l». Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.

Летная школа № 7 (Черч-Фентоц) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов «Джет Провост-Т.З и -Т.5».

Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами «Буллдог-T.l», «Джет Провост-Т.З и -Т.5» (Скэмптон), «Хок-T.l» (Валлей) и вертолетами «Газель-НТ.З» (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа «Ред эрроу», оснащенная самолетами «Хок-T.l» (Скэмптон).

Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) гото­вят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радио-школа, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.

Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты «Джет Провост-Т.5») занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Курс обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.

Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных). Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолетов на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолетами «Хок» различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действий, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра - 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра - 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые «теневые эскадрильи» предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.

Учебный центр «полка наземной обороны» занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов «Рапира» и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.

Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты «Джет Провост-4». Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны, - так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами «Буллдог-T.l» и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Лыочарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвейл, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д. Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационный кадетский корпус . Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее находится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами «Чипмунк-Т.10» и «Буллдог-T.l», до 30 планерных школ и других организаций.

Всего , как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардиро-вочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»).

Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.

Развитие ВВС . Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращи­вание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» продолжают поступать новые боевые самолеты «Торнадо-GR.l» (всего для ВВС заказано 220 таких машин), которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых дейст­вий. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков «Торнадо-GR.l» позволяют им действовать на малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости. Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам системы ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса «воздух - земля», в том числе УР «Мейверик», бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L «Сайдвиндер» и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки «Маузер».

Самолеты «Торнадо-GR.l» предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противоко­рабельными ракетами «Си Игл».

Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков «Торнадо» и заменить ими истребители «Фантом» и «Лайтнинг». Кроме того, часть упомянутых выше самолетов «Торнадо-GR.l» предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики «Ягуар-CR.l).

В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов «Ягуар» и «Буканир» командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов «Ягуар» и 50 «Буканир». Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет «Си Игл».

Полковник В. Артемьев

Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…


К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.

Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.

Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.

К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.

Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…

Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.

Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.

Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».

Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).

В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.

Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».

Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».

Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.

Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.

Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).

А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.

25 апреля 1932 года - Британские и иракские самолёты и войска призваны к действиям, чтобы подавить восстание во главе с шейхом Ахмадом. Устные предупреждения на курдском диалекте, в которых говорится о том, что деревни будут бомбить, выдаются через громкоговоритель, установленный на военно-транспортной службе Виктории. Операция успешно завершается в июне с капитуляцией шейха Ахмада.

Июль 1934 года - Объявлено о крупном расширении RAF, количество эскадрильи внутренней обороны увеличилось с 52 до 75 и довести общую силу первой линии до 128 эскадронов в течение пяти лет.

10 июля 1940 года - начинается первая фаза битвы за Британию .

9-15 декабря 1940 года - Началось британское контрнаступление в Западной пустыне. Комбинированные атаки с воздуха, суши и моря против войск и колонн снабжения вынуждают итальянцев отступать по египетской границе. Во время наступления британские войска захватывают 30 000 итальянских войск.

26 января - 30 марта 1942 года - Японское продвижение по Дальнему Востоку. К концу января RAF и другие союзные войска вышли из Малайи и Сингапура на Суматру . Через две недели противник захватил аэродром Палембанг на Суматре, уничтожив 39 ураганов. К 18 февраля союзники эвакуировались на Яву . Самолёты RAF в этом районе были сокращены. 3 марта войска союзников начали эвакуировать Яву; на следующий день они капитулировали. В Бирме , Японские войска вошли в Янгон 8 марта, вынудив оставшиеся RAF переместиться на север. Наконец, 27 марта японцы начали трёхдневное нападение, заставившее союзников эвакуироваться в Индию .

23 октября - 4 ноября 1942 года - В северо-западной Африке начинается Второе сражение при Эль-Аламейне . Истребители ВВС поддерживают постоянное воздушное патрулирование по аэродромам противника после того, как четырёхдневная бомбардировочная кампания уничтожает большинство противоборствующих сил. С подавляющей силой воздуха союзники неуклонно продвигались на запад через Северную Африку. Во время высадок союзников 8 ноября (Мароккано-алжирская операция) дополнительные боевики прибыли в поддержку и поддержали превосходство в воздухе. Однако в Северо-Западной Африке союзники понесли большие потери, испытывая трудности с отсутствием подходящих аэродромов для работы.

9 сентября 1943 года - Англо-американские войска высаживаются в континентальной Европе в Салерно , Италия .

21 января 1944 года - Немецкое люфтваффе начинает серию тяжёлых нападений на британские цели, включая Лондон .

1 июня 1944 года - Балканские ВВС формируется для поддержки югославских партизан .

31 октября 1956 год - начинается операция «Мушкетёр», Суэцкий кризис .

15 мая 1957 года - Первая британская водородная бомба (Жёлтое солнце) упала около острова Рождества в юго-западной части Тихого океана .

30 июня 1969 года - Ответственность за стратегическое ядерное оружие Британии переходит на подводные лодки и ракеты Polaris Королевского флота .

1 сентября 1969 года - Вывод из Ливии .

9 января 1996 года - последний рейсовый полёт в Сараево под операцией Чешир, осуществлённые RAF.

1 апреля 1996 года - последний штаб RAF на континентальной Европе , в Райндахлене, расформирован.

21 августа 2001 года - Заметили закрытие последней базы RAF в Германии. Решение об удалении всех активов РАФ из Германии было принято в 1996 году в результате Стратегического оборонного обзора. Церемония 15 июня официально завершила непрерывное присутствие RAF в Германии со времён Второй мировой войны .

Октябрь 2001 года - Операции «Веритас» и «Фингал» были начаты против талибов в Афганистане. Этот театр остаётся основным элементом приверженности RAF, теперь под знаменем Operation Herrick и через 904 Expeditionary Air Wing. в Вестминстерском аббатстве было повреждено бомбардировками, а витражи выбиты взрывами, было предложено организовать в нём мемориал погибшим пилотам Королевских ВВС и союзников из Новой Зеландии, Канады, Австралии, Южной Африки, Чехословакии, Польши, Бельгии и США. 10 июля 1947 года мемориал был открыт королём Георгом VI . На новых витражах были изображены эмблемы принимавших участие в Битве за Британию истребительных соединений, девиз ВВС «Per ardua ad astra» (лат. «Через беды - к звёздам»), а также пилоты, преклоняющие колена перед яслями с младенцем Иисусом и распятием, и свидетельствующие воскресение Христа. Впоследствии в восточном крыле часовни были с почестями похоронены главнокомандующий истребительной авиации RAF во время Битвы за Британию барон Хью Касвелл Трименхир Даудинг и «отец британских ВВС» Хью Монтегю Тренчард . С 1944 года в Вестминстерском аббатстве совершаются богослужения в благодарность о победе в воздушном сражении 1940 года .