Болезни Военный билет Призыв

Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото. Гавриил Барановский: судьба наследия В голодные годы

Немногим менее 35 лет назад ушел из жизни один из самых знаменитых российских реставраторов памятников, архитектор Барановский. Одно время он жил в крохотной квартирке, находившейся в Новодевичьем монастыре, в больничных палатах. И это более чем скромное жилище в продолжение нескольких десятилетий являлось штаб-квартирой, где организовывалось спасение русской культуры. Подробнее об архитекторе Барановском, фото которого представлено в статье, сегодня и будет рассказано.

Удивительный человек

Архитектор Барановский Петр Дмитриевич является весьма неординарной фигурой в российской истории и культуре. Ведь именно благодаря ему удалось в первозданном виде восстановить находящийся в Москве,

Он стоял у истоков создания музея-заповедника «Коломенское», явился спасителем Спасо-Андроникова монастыря от уничтожения. Архитекторы называют его Аввакумом 20-го века, а также ангелом-хранителем, который сберег церковное зодчество. Существует версия, что он предотвратил уничтожение храма Василия Блаженного, что было идеей одного из партийных боссов, Лазаря Кагановича.

Биография архитектора Барановского

Она была поистине необыкновенной и драматичной. Приведем некоторые факты.

  • Архитектор, реставратор, входивший в число создателей новых способов реставрации и консервации объектов, родился в 1892 году в в крестьянской семье. Умер в Москве в 1984 году.
  • 1912 - окончил строительно-техническое училище в г. Москве.
  • 1914 - служил на Западном фронте в качестве начальника строительного участка.
  • 1918 - получил золотую медаль Московского археологического института (отделение истории искусств).
  • 1919-22 - был преподавателем истории русской архитектуры в отделении Московского археологического института в г. Ярославле.
  • 1922-23 - преподавал тот же предмет в МГУ.
  • 1823-33 - директор музея в Коломенском.
  • 1933-36 - репрессирован и отбывал наказание в ссылке в Кемеровской области, в г. Мариинске. После освобождения являлся сотрудником музея в г. Александрове.
  • С 1938-го - член различных государственных структур по охране памятников, один из основателей общества охраны памятников истории и культуры.
  • 1946, 1947, 1960 - создатель музеев в Чернигове, Юрьеве-Польском, в Андрониковом монастыре в Москве, соответственно.

В голодные годы

Все, кто общался с ним в то время, были поражены его работоспособностью, бесстрашием перед начальниками, в том числе и высокопоставленными чиновниками. А также их удивляла его беззаветная любовь к шедеврам архитектуры.

Трудился Барановский почти круглые сутки, умудряясь в голодные двадцатые не только читать студентам лекции, но и собирать материалы для словаря зодчих, посещать десятки городов, в которых по его проектам велись реставрационные работы.

При этом он вел борьбу за каждый из старинных домов в Москве, если власть имущие задумывали их ликвидацию. Впоследствии реставратор-архитектор Инесса Казакевич отмечала, что на таких улицах, как Волхонка и Пречистенка, все дома, которые были ценными в историческом и архитектурном отношении, устояли только благодаря влиянию Барановского.

Музей в Коломенском

С целью спасения культурных ценностей, подвергавшихся уничтожению, архитектор Барановский в 1923 году организовал Музей русской архитектуры, который находился в Подмосковье, в усадьбе «Коломенское». К тому моменту постройки, находящиеся в усадьбе, были в плачевном состоянии. Парк вырубили на дрова, а землю занял колхоз под названием «Огородный гигант».

Сначала в музее было всего двое сотрудников - сторож и завхоз. Реставратору пришлось в одиночку свозить туда множество экспонатов, разбросанных по всей территории страны. Это были старинные иконы, церковная утварь, предметы быта ушедших веков. Среди объектов, которые он в разобранном виде умудрился доставить в столицу, были:

  • башни, снятые с Николо-Корельского монастыря;
  • угловая башня Братского острога;
  • домик Петра I, находившийся в Новодвинской крепости.

В это же время под руководством Барановского производились работы по восстановлению самой усадьбы.

Главный принцип

У великого мастера он был простым по замыслу, как все гениальное, но трудным по воплощению. Он считал, что воссоздавать здания нужно не просто в духе эпохи, а стараться придавать им первозданный облик.

При этом он без сожаления уничтожал все имевшиеся позднейшие наслоения и постройки. Хотя многими этот принцип принимался в штыки, архитектор Петр Барановский стоял на своем, ведь в те годы этот способ был единственным, с помощью которого можно было сберечь памятники от немедленного сноса.

В 1925 году Барановским был открыт новый метод, по которому восстанавливались памятники. Он заключался в наращивании «хвостовых частей кирпича», которые еще сохранились. На сегодняшний день данный подход представляет собой краеугольный камень в любой реставрации, осуществляемой профессионально.

Несмотря на падения

В том же году мастер начинает реставрацию находящегося в Москве на Красной площади Казанского Собора. Как вспоминают очевидцы, он участвовал в восстановительных работах самым непосредственным образом.

Так, например, архитектор Барановский один конец веревки привязывал к кресту, возвышавшемуся над собором, а другой обвязывал вокруг пояса. Подстраховавшись таким образом, он занимался освобождением древних красот от деталей ненужных многочисленных переделок.

При этом архитектор несколько раз срывался и тем самым сильно вредил своему здоровью. Но это никогда не останавливало его. Существуют сведения о том, что даже будучи в преклонном возрасте, он забирался на строительные леса Крутицкого подворья с целью обсуждения важных нюансов непосредственно на рабочем месте.

Покушение, которого не было

Предвоенное время в жизни Барановского стало для него черной полосой. В 1933 году его арестовали, обвинив в том, что он якобы утаил ряд церковных ценностей из экспонатов в Коломенском. При этом следователь присовокупил к делу также и антисталинскую деятельность. Как позже писал сам Барановский, следователь Альтман приписывал ему участие в покушении на жизнь товарища Сталина.

А также ему вменялось активное участие в политических организациях, ставивших своей целью свержение существующей власти. По словам архитектора, даже три года лагерей померкли перед ужасами допросов, чудовищной лжи, моральных пыток, которые он испытал, находясь в тюрьме.

Дух не сломлен

Лагерная жизнь не сломала этого замечательного человека. Из воспоминаний дочери, Ольги Барановской, о тех годах известно следующее. По возвращении из лагеря он стал очень поспешно обмерять, тайным образом фотографировать и делать чертежи Казанского Собора, что на Красной площади.

Дело в том, что по приказу правительства его начали разрушать. Однако архитектор Барановский очень тяжело переживал наблюдаемое им воочию надругательство над уникальным памятником 17-го века, который он сам реставрировал.

Помимо этого, ему приходилось переживать унижение и большие неудобства в связи с тем, что ежедневно приходилось в 17-00 отмечаться по месту жительства в Александрове как неблагонадежной персоне, вернувшейся из ссылки.

При этом нужно отметить, что воссоздать собор в его первоначальном великолепии удалось только потому, что реставратором были созданы точные и полные материалы. Это было сделано только в 1993 году.

Последние годы

Почти до конца жизни Барановский занимался восстановлением церквей, старинных особняков, противостоял сносу памятников. Им был написан первый устав общества охраны памятников. Удивительным является то, что, по свидетельству окружения, мастер, положивший всю свою жизнь на сохранение церковного зодчества, не был верующим человеком.

В личной жизни архитектор Барановский был счастлив со своей женой, Марией Юрьевной, его верной соратницей. Она умерла в 1977 году. К концу жизни Барановский видел очень плохо, но сохранял ясность ума и по мере сил занимался упорядочением своего архива.

    - (25 марта 1860 около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге. В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885 1917 служил в Технико строительном комитете Министерства… … Энциклопедический словарь

    Барановский Гавриил Васильевич - (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского — жилые дома на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1860 1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Б. жилые дома на набережной р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1860 1920), российский архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества… … Энциклопедический словарь

    - (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1860 1920). Окончил ПИГИ в 1885 со званием гражд. инж. Имел частную практику в СПб. Зять купца Г. Г. Елисеева, для которого построил в СПб (1902 03) и переделал в Москве (1903, ул. Тверская, 14) торговые дома. Построил доходный дом по Козицкому… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    Барановский Г. В. - БАРАНÓВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860–1920), архитектор. Работал в С. Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн… … Биографический словарь

Книги

  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. Комплект из 8 книг , Барановский Гавриил Васильевич. Репринт с издания. СПб. 1902-1908. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедиювключены графические…
  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2. Книга 1 , Барановский Г.В.. Энциклопедия воссоздана по изданию 1902-1908 годов, впервые печатается в 7 томах (8 книгах), в оригинальном формате и в полном объеме. Автор энциклопедии Барановский Гавриил Васильевич,…

Всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу,

должна быть добросовестно причислена к итогу,

которым измеряются приобретения человеческого духа.

Гавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа - русского модерна. В год его рождения - 1860 - скончался Артур Шопенгауэр, убеждавший современников, что мир смутен, человек окутан слепящими инстинктами, и лишь творческий гений в этом хаосе является путеводной звездой.

Что может быть дальше от мальчика, родившегося в провинциальной Одессе в семье мелкого чиновника? Такое начало жизни, казалось бы, не освещено ни светом героической романтики, ни печатью исключительности... Но тем интересней понимать, как своей судьбой Гавриил Барановский воплощал тип человека , сопрягая глубоко романтическое мироощущение человека искусства с практичностью и рациональностью мастера и ученого.

В 1880 году Гавриил Барановский поступает вольнослушателем в Академию художеств на архитектурное отделение. Жизнь в столице в то время была неспокойной, социальные проблемы бурно обсуждались, и студенты горячо участвовали в этом. Барановский публично высказал сожаление о казни двух молодых народовольцев, Александра Квятковского и Андрея Преснякова, совершивших неудачное покушение на Александра II. Этого хватило, чтобы он был отчислен с учебы - по политическим мотивам.

Зато через год он поступил на второй курс будущего Института гражданских инженеров, в котором проявил себя очень хорошо. Окончил институт Гавриил Барановский в 1885 году, удостоившись отличных отзывов и серебряной медали за лучший архитектурный проект. Его руководителем и учителем стал Павел Юльевич Сюзор, прославившийся впоследствии одним из ярких и противоречивых образцов модерна - домом Зингера на Невском проспекте, который будет возведен через 15 лет после этого момента.

Первые самостоятельные работы молодого архитектора были малыми: отделка домовой церкви, возведение семейной усыпальницы. А вот первыми заметными работами стали доходные дома на набережной Фонтанки. Хотя зрелые работы Гавриила Барановского относят к модерну, первые его шаги как архитектора были не так определены стилистически. Доходный дом на набережной Фонтанки, 64 отдает дань классическим канонам в итальянском варианте. При этом архитектор использует в качестве декора облицовочный кирпич, керамику, создает выдающийся вынесенный вперед карниз. Отметим, что этот дом одним из первых в Петербурге имел центральное отопление. Трудно определить и стиль соседского дома на Ломоносова 14, возведенного в 1890ые. Довольно ярким стало здание - также доходный дом - на Чернышевом переулке, 14. Два дома выглядят как единый комплекс, хотя это две разные постройки, решенные схожим образом. Здесь используется такой же принцип фасадного декора, хотя еще более пестрый и дробный. Фактически, Барановский застроил целый небольшой квартал, а по завершении доходных домов стал их управляющим. Это позволило ему вскоре стать и владельцем собственного подобного заведения: доходный дом Барановского сохранился на улице Достоевского.

Как понятно, плеяда доходных домов уже была началом сотрудничества с легендарными братьями Елисеевыми. Но до этих зданий почти 10 лет, которые Гавриил Барановский работал над разнообразными проектами семьи Елисеевых. Кроме доходных домов он проектировал для них особняки, магазины и даже богадельню. Существует легенда, что такое тесное сотрудничество объяснялось родством - якобы архитектор женился на женщине из этого семейства. Однако сохранившиеся документы не подтверждают этого: в 1889 году Гавриил Васильевич венчался с Е.Б.Кобелевой, и прожил с ней до конца. Правда здесь в том, что брат его супруги действительно работал с архитектором - был его помощником. А заказы от Елисеевых объясняются удачным сотрудничеством и удовлетворявшими их результатами. Во всей этой работе Барановский показал себя зодчим, последовательно переосмысляющим принципы классицизма в духе модерна. Он использовал новые приемы объемной компоновки, а в здании собственного доходного дома, возведенного в те же годы, новаторски обошелся совсем без украшений, опоясав дом ленточными балконами.

Торговые дома братьев Елисеевых, возведенные в Петербурге и Москве Гавриилом Барановским, стали настоящей творческой удачей этого союза, прославив архитектора и сделав прекрасную рекламу промышленникам. На пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта стоит здание в стиле раннего модерна, привлекающее внимание огромным витражом со стороны проспекта и утонченным внешним декором. Вход в магазин украшен скульптурами эстонского мастера А.Адамсона с характерным символическим значением: “Промышленность”, “Наука”, “Торговля” и “Искусство”. Внутри здания было три торговых зала, лучшие в Европе погреба для хранения, а на втором этаже - служебные помещения (такие как банк, контора) и даже концертный зал, сдававшийся театральным труппам. Богатство, пышность, даже некоторая вычурность зданий вызывали неоднозначную реакцию современников, и некоторые даже прозвали стиль новых петербургских зданий (как Елисеевский или дом Зингера) - “купеческим”. Но петербуржцы со временем приняли это здание и имена его создателей не затерлись в народной памяти и во времена советских переименований.

Второе воплощение этого образа - это московский Елисеевский магазин («Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»), также сооруженный Барановским в стиле модерн за пару лет до этого. Фактически, концепция шикарного, цепляющего внимание покупателей яркой роскошью магазина вначале была “обкатана” в Москве. Елисеевские магазины вошли в плеяду произведений раннего русского модерна наряду с работами Шехтеля, Клейна, Фомина. Так что же такое ранний русский модерн в архитектуре, переосмысливший на пороге 20 века плоды романтизма века минувшего? Это попытка воплотить - целостно и предметно. Отказ от диктата формальных идеалов (как в классицизме) в пользу новых удобных решений, внешне имитирующих природные формы; сглаженность углов, новаторские матриалы (камень, железо), и тесная связь здания и его элементов характерны для этого стиля. Интерьер здания модерна не менее важен, чем его общая архитектура, большое внимание уделяется всем формам внешнего , отделке лестниц, . Здесь правит бал идея синтеза всех искусств для выражения единой идеи. Так, заходя в отреставрированный магазин на Тверской, посетитель оказывается почти оглушен изобретательным и ярким декором с большим количеством акцентов - ослепительными люстрами, плиткой, украшением стен. Для романтизма (и модерна в архитектуре) очень важно внимание к национальным корням и их переосмысление - недаром и модерн искусствоведы часто классифицируют по странам. “Наше прекрасное - в самобытном и рациональном”, - сформулировал это сам Г. Барановский. Что-то народное, развесистое есть в интерьере магазинов - будто попадаешь в сказочно-изобильный русский терем (это ощущение создает выбранный дизайн колонн, декор на растительные темы и цветовые решения).

Буддийский храм

В творчестве Г. Барановского “национальную” тему, пусть и в свойственном романтизму колониальном духе, проследить можно. Так, он явился автором здания Русского географического общества (которому, в частности, покровительствовали Елисеевы), возведенного в 1907-1909 годах и сохранившегося по адресу: переулок Гривцова, 10. Это здание отличает использование больших витражей и строгих форм. Примечательно, что металлические стеллажи библиотеки в нем укреплены прямо на фундаменте постройки. Другой знаменитый, и уже по-настоящему экзотический проект Барановского - это Буддийский храм (дацан), возведенный в Петербурге по канонам тибетской архитектуры. Для его создания был создан научный совет, включивший востоковедов-этнографов. Среди них был Николай Рерих - он же изготовил 8 больших витражей с изображениями благих буддийских символов. Это здание, построенное и разработанное под руководством Барановского целым коллективом авторов, соединяет черты с и явилось одним из самых дорогих буддийских сооружений в Российской империи на тот момент.

Г. Барановский известен не только как представитель русского модерна, но и как систематизатор и общественный деятель. Мы уже упоминали о его преподавании в Институте гражданских инженеров: он также составил свод работ выпускников под названием “Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)”, в 1894-1905 году издавал журнал “Строитель” и способствовал развитию архитектурного сообщества.

Дом на Ломоносова, 14

Но самую большую известность принесла ему многотомная “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”, начатая с конца 1890ых годов. До сих пор эта энциклопедия, а особенно седьмой том "Детали" - кладезь идей фасадного декора.

С 1902 по 1908 год вышло семь томов этого труда (востребованный зодчий мог позволить себе работать не “в стол”). Первый посвящен “архитектуре исповеданий”, затем - каталоги общественных зданий (просветительских, управленческих, профессиональных), пространств “зрелищ”, выставок и театров. Четвертый том посвящен “жилищам и службам”, пятый же описывает архитектурные решения улиц, площадей, парков. Два последних тома посвящены фрагментам зданий и деталям. По этой четкой композиции (последовательности) энциклопедии видно, что к ее созданию Барановский подошел как зодчий: положив в основу главные темы - культовые и просветительские сооружения как важнейшие проявления человеческого Духа, он постепенно завершает этот труд “до отделки”, описания самых частных деталей, в которых проявляется архитектурное искусство. При этом очень интересна прямая речь автора, который в предисловии к труду как настоящий модернист указывает, что только в 19 веке архитектуре стало присуще “стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени”. Именно это делает проект энциклопедии при всей смиренности выбранного минимально субъективного жанра, тем не менее, очень смелым: описать эволюцию искусства и человеческого духа на языке архитектуры.



Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во...

Читать полностью

Репринт с издания. СПб. 1902-1908.
В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедию включены графические таблицы с подробными изображениями фасадов зданий, их фрагментов; планы, различные проекции, перспективы, разрезы и пр., иллюстрирующие все богатство мировой культуры, явленное в самых различных темах и сюжетах, где архитектура и зодчество, так или иначе, проявляют себя. Ничего подобного ни до, ни после этого издания не было ни в России, ни в мире. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.
Том 1. Архитектура исповеданий (церкви, мечети, часовни, надгробия и др.). В первый том энциклопедии вошли сведения об архитектуре исповеданий.
Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во второй том книгу первую и вторую энциклопедии вошли сведения об общественных зданиях.
Том 3. Выставки, зрелища, спорт. В третий том энциклопедии вошли сведения об архитектурных сооружениях, предназначенных для выставок, зрелищ и спорта.
Том 4. Жилища и службы. В четвертый том энциклопедии вошли сведения о жилищах и службах.
Том 5. Улицы, площади, парки. В пятый том энциклопедии вошли сведения об улицах, площадях и парках.
Том 6. Части сооружений (фасады, подъезды, балконы, лестницы и др.). В шестой том энциклопедии вошли сведения частях сооружений (фасадах, подъездах, балконах, лестницах и др.).
Том 7. Архитектурные и скульптурные детали. В седьмой том энциклопедии вошли сведения об архитектурных и скульптурных деталях. В каждом томе около 2000 илл.
Тираж 30 экз.

Скрыть Гавриил Васильевич Барановский (родился 25 марта 1860, Одесса; умер 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.

Гавриил Васильевич Барановский родился в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.

Г. В. Барановский начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода.

С 1891 Барановский - архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге.

Барановский женился на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых, после чего стал домашним архитектором Елисеевых. Первая работа Барановского в этом качестве - доходный дом Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1890). Барановский реконструирует многочисленную недвижимость Елисеевых, две его самые известные работы - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и московский Елисеевский магазин на Тверской (совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем). C 1898 Барановский официально - главный архитектор всех предприятий Елисеевых.

Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД).

Г.В. Барановский - автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894-1895) и «Строитель» (1895-1905). Организовал выпуск и редактировал семитомную «Архитектурную энциклопедия второй половины XIX века». Участвовал в составлении проекта строительного Устава.

Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг.

Г. В. Барановский умер в 1920 году.

Проекты и постройки.

Санкт Петербург:

. Здания мастерских при Балтийском судостроительном заводе. Петербург, 1880 совместно с Э. И. Жибером и А. П. Новицким
. Часовня-усыпальница семейства Д. А. Поливанова (1885-1888)
. Дом Домонолова на 7-ой линия Васильевского Острова (1885-1888 год)
. Дом Г. Г. Елисеева - Надстройка художественной мастерской по адресу Биржевая линия, 18 (1887 год)
. Оходный дом Г. В. Барановского - улица Достоевского, 36 (1897 год)
. Доходный дом Г. Г. Елисеева. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1990 год)
. Дом Елисеева - Чернышев переулок (улица Ломоносова), 14 (1891-1892 год)
. Особняк Г. Г. Елисеева на Биржевой линии, 12, 14 - реконструкция и отделка интерьеров. (1893-1894 год)
. Особняк И. А. Дурдина - Свердловская набережная, 36 (1895 год) (Перестроен).
. Жилой дом. Чернышёв переулок (улица Ломоносова), 12 (1899 год)
. Здание женской гимназии княгини А. А. Оболенской (А. Б. Мещерского) и доходный дом, Басков переулок, 8 (1899-1900 год)
. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» - «Елисеевский магазин» (Невский проспект,56/Малая Садовая, 8 1902-1903 год)
. Здание Русского географического общества переулок Гривцова, 10 - 1907-1909 год).
. Здание ломбарда. Санкт-Петербург. Набережная Мойки, 72 (1909 год)
. Жилой дом при Буддийском храме. Приморский проспект, 93 (1909-1910 год)
. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - Приморский проспект,91 (1909-1915 год)
. Собственная дача «Замок Арфа» в Келлом

Москва:

. Жилой дом в Козицком переулке, 1 (1898-1901), совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем (перестройка)

Другие работы:

Вилла Елисеева в Орро (Эстляндия; ныне Тойла-Ору, Эстония), 1897-1899. Вокруг виллы был разбит парк. В 1934 г. эстонские промышленники купили виллу с парком и подарили его президенту Эстонской Республики К. Пятсу как летнюю резиденцию. Вилла была разрушена во время Великой Отечественной войны (взорвана немцами при отступлении в 1944 г.), а парк ныне является одним из туристических объектов Эстонии.
. Г. В. Барановский также был автором некоторых работ в Могилёвской губернии и в Нижнем Новгороде.

Основные публикации:

. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 1. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1892. - 184 с.
. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 2. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1893. - 216 с.
. Г. В. Барановский. Здания и сооружения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1897. - XIV + 146 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о способе издания журнала «Зодчий», органа Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. - 4 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о проекте устава строительного. - СПб.: Тип. «Строитель», 1915. - 11 с.

Архитектурная энциклопедия:

. Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века:
. Т. 1. Архитектура исповеданий. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1902. - XX + 500 с.
. Т. 2, ч. 1. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XXII + 732 с.
. Т. 2. ч. 2. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XX + 298 с.
. Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1903. - XVIII + 490 с.
. Т. 4. Жилища и службы. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - 776 с.
. Т. 5. Улицы, площади, парки. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1907. - XII + 484 с.
. Т. 6. Части сооружений. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 494 с.
. Т. 7. Детали. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 528 с.

Литература:

. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. - Л., 1982. - Сс. 21-22.
. Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. - Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. - Л.: Лениздат, 1988. - 366 с. - ISBN 5-289-00492-0
. Горюнов В. С., Исаченко В. Г., Таратынова О. В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8
. Кириков Б. М., Федоров С. Г. Зодчий-энциклопедист (Г. В. Барановский) // «Ленинградская панорама». - 1985. - № 2. - С. 29-32.
. Таратынова О. В., Горюнов В. С. Новое о творчестве архитектора Г. В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. - Л., 1985. - С. 83-88.

ru.wikipedia.org