Болезни Военный билет Призыв

Жан батист мольер мнимый больной краткое содержание. Жан-батист мольер - мнимый больной. Обе пары влюбленных

Жанр антиутопии к концу ХХ века приобрел небывалый успех, который сохраняется до сих пор. Особый интерес у авторов вызывают разные пути развития России. К числу таких антиутопий относится роман Татьяны Толстой. В этой статье мы подробно рассмотрим его краткое содержание. «Кысь» - произведение, не только рассказывающее о плачевном будущем, но и пропитанное иронией и сарказмом в адрес настоящего.

О романе

Произведение писалось в течение четырнадцати лет, с 1986-го до 2000-й. По словам самой писательницы, четыре года из этих лет она не писала совсем.

Изучив краткое содержание «Кысь», читатель сможет убедиться в том, что это роман-антиутопия, описывающий постапокалиптическое будущее России. Произведение пропитано сарказмом и иронией. Часто мир романа воспринимается как метафора, описывающая постсоветский хаос 90-х. Однако же изначальный авторский замысел заключался в сатире на советский строй, который основывался на архаизации сознания людей и взаимоотношений, культе вождя, монополизме государства.

Структура романа

Рассмотрим структуру произведения прежде, чем описывать его краткое содержание. «Кысь» - роман, разделенный на главы, каждая из которых озаглавлена буквой старорусского алфавита. Таким образом, произведение разделено на 33 части, которые начинаются «Азом» и заканчиваются «Ижицей».

Мироустройство художественного пространства

Весьма интересен мир, который создает Толстая. «Кысь» (краткое содержание будет приведено ниже) описывает Москву, пережившую Взрыв в конце ХХ века. С тех пор прошло около двухсот лет. Столица теперь зовется Федор-Кузьмичском, по имени главы города и Наибольшего Мурзы. Простые голубчики очень благодарны Федору Кузьмичу, который придумал колесо, буквы, коромысло, мышь ловить.

У рожденных после взрыва есть Последствия: тело, покрытое ушами, пальцев больше или меньше положенного, «вымя», «полтора лица». После Взрыва остались Прежние, рожденные еще до него. Эти не стареют и живут уже третью сотню лет. К таким относились и мать Бенедикта, умершая «потравившись», Главный Истопник Никита Иваныч. Есть Перерожденцы, тоже с прежних времен оставшиеся, но их используют как ездовую скотину. Сами они постоянно ругаются и носят на руках и ногах валенки: «не поймёшь, то ли они люди, то ли нет: лицо вроде как у человека, туловище шерстью покрыто, и на четвереньках бегают. И на каждой ноге по валенку…».

Т. Толстая, «Кысь»: краткое содержание

Бенедикт проснулся утром, надел валенки и отправился на работу. С детства он мечтал стать Истопником, чтобы все его уважали, да и работа непыльная. Но матушка настаивала на изучении грамоты - три поколения в роду интеллигенции было с «оневерсетецким абразаванием». Пока мать была жива, Бенедикт часто спрашивал, отчего случился Взрыв, на что получал ответ, что люди с «аружыем» доигрались.

Больше всего голубчики боятся Кыси, которая живет в лесу и человеку может «на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрусь! — а когтем главную-то жилочку нащупает и перервёт, и весь разум из человека и выйдет». После этого голубчик ничего сам делать не может, тело живет, а разума уже в нем нет. Но Никита Иваныч утверждает, что нет Кыси, выдумки все.

Рабочая изба

Очень иронична в романе «Кысь» Татьяна Толстая, краткое содержание помогает прочувствовать это в полной мере.

В Рабочей Избе занимаются тем, что переписывают то, что сочинил Федор Кузьмич, например, про Рябу и Колобка, стихи, «Шопенгауэр». Иллюстрирует книжки «Оленька - душенька», «краса ненаглядная» из знатной семьи.

Сохранились и старые книги, которые печатали еще до Взырва, но от них бывает Болезнь. Как только узнают Санитары, что у какого голубчика есть книга, так приедут за ним на Красных Санях, схватят вместе с книгой и увезут. И после того человека уже никто не видит. У матушки Бенедиктовой была такая книга, но отец, как узнал, тут же сжег.

По удару Колотушки наступает обед. Голубчики направляются есть суп из мышей в Столовую Избу. Вместе с Бенедиктом садится Варвара Лукинишна, вся покрытая петушиными гребешками - «последствие такое». Она рассуждает о том, кто такой «конь», Бенедикт считает, что это просто

Федор Кузьмич

Продолжают развиваться события романа «Кысь» (Татьяна Толстая). Краткое содержание повествует о приезде Федора Кузьмича в Рабочую Избу. Очень выразительно описание Наибольшего Мурзы: маленький, Бенедикту по колено, тщедушный, его речам все благоговейно внимают, но его язык совершенно не отличается от речи остальных голубчиков, несмотря на «написанные» им книги. Неожиданно в Избе гаснет огонь, приходит Никита Иваныч, разжигает огонь и совершенно не проявляет никакого уважения к Федору Кузьмичу. Бенедикту еще больше хочется стать Истопником.

Праздники

Множество аллюзий на реальность делает в своем романе Т. Толстая («Кысь»). Краткое содержание рассказывает о празднике, который решил отмечать Федор Кузьмич 1 марта - Новый год.

Бенедикт хорошо подготовился к нему: наловил мышей, обменял их на разные деликатесы. Но не удается ему насладиться покупками. Дома, в избе, кажется Бенедикту, что Кысь к нему подкрадывается. В это время как раз заходит Никита Иваныч. Бенедикт бросается к нему и просит о помощи.

Неделю наш герой пролежал в лихорадке, пропустил все праздники, а накупленное они вместе за это время и съели. Бенедикт начинает задумываться о женитьбе, чтобы было кому за ним присмотреть если что, за хозяйством проследить.

Выходит новый указ - отмечать новый «Бабский Праздник» 8 Марта. Бенедикт, как было велено, поздравляет всех женщин на работе, включая и Оленьку. Просит ее руки и получает в ответ согласие.

У Варвары Лукинишны

Ироничны события, что изображает роман «Кысь». Краткое содержание рисует поход Бенедикта к своей сослуживице в гребешках Варваре Лукинишне. Главный герой полагает, что женщина испытывает к нему симпатию. Но у нее другие планы, она пригласила Бенедикта поговорить о книгах и признается, что у нее есть одна старопечатная. Варвара Лукинишна говорит, что от книг нет Болезни, но Бенедикт этому не верит и бежит в страхе.

Никита Иваныч, возлагая на Бенедикта большие надежды, так как его мать была образованная, просит помочь вырезать статью Пушкина из дерева. Пушкин ведь наше все. Бенедикт проникается идеей, правда, не до конца понимает этих Прежних с их непонятными словами и поступками. На всякий случай Беня вырезает статуе шесть пальцев - вдруг что не так пойдет, а лишний потом всегда отрезать можно.

Свадьба

Больше не приходит к Бенедикту страшная Кысь. Краткое содержание по главам вообще не изобилует появлением этого Жизнь героя, напротив, входит в спокойное русло. Он потихоньку работает над памятником, собирается жениться. Но тут покой нарушается. Оказывается, хвостик, что всегда был у Бенедикта, - Последствие, и его надо отрубить.

Беня идет знакомиться с родителями Оленьки. Оказывается, что ее отец - Главный Санитар. Бенедикту боязно, да и тесть говорит, что он не из «наших». Но Оленька за него заступается.

После того как свадьба состоялась, Бенедикт переезжает в терем родителей жены. Бросил ходить на работу, увлекся чтением. Оказалось, что у тестя огромная библиотека со старопечатными книгами. Но вот книги заканчиваются - Бенедикт в ужасе понимает, что прочитал все. Его охватывает тоска.

Революция

Действие подходит к кульминации в романе «Кысь». Читать того, как Бенедикт впервые оказывается в рядах Санитаров, очень увлекательно. Теперь наш герой среди тех самых людей, которых все боятся, и он едет изымать книги. В желании завладеть очередной редкостью он случайно убивает голубчика. Тесть успокаивает Беню, постепенно тот вновь начинает ездить искать книги. Приходит и к Никите Иванычу, но тот ничего ему не дает.

Тесть начинает подвивать зятя на революцию - у Федора Кузьмича книг много, а он ни с кем не делится. В итоге они убивают Наибольшего Мурзу. Тесть становится Генеральным Санитаром, а город теперь будет называться в его честь.

Подходит к концу роман, который написала Толстая («Кысь»). Краткое содержание по главам оканчивается тем, что Главный Санитар принимает решение казнить Главного Истопника за ненадобностью. Тесть Бени выпускает из глаз луч, что дает искру, от которой загорается привязанный к Пушкину Никита Иваныч.

Но Истопник сам извергает пламя и поджигает весь город. Бене удается спастись от огня в яме. Когда пламя спало, он вылезает и видит живых Никиту Иваныча и его товарища, тоже из Прежних. Спрашивает, почему они не сгорели, на что Истопник отвечает: «Неохота». И Прежние, держась за руки, поднимаются в небо.

Заключение

Так оканчивается краткое содержание. «Кысь», как можно заметить из вышеизложенного, не только антиутопия, но и роман, основанный на постмодернистских приемах, что вполне закономерно, учитывая время его написания. Изображение героев, которые лишь отчасти напоминают полнокровных людей, сюрреалистический сюжет. Особенно черты постмодернизма проявились в приемах интертекста - в произведении множество как прямых, так и косвенных отсылок к классическим русским произведениям. А образ Пушкина приобретает просто символический характер, олицетворяя забытую духовность.

Очень кратко Сатирический сказ о своеобразном русском избяном «рае», появившемся после Взрыва в ХХ веке. Взрыв разрушил скрепы цивилизации и стал причиной мутации русского языка и самих людей.

Все главы названы буквами старорусского алфавита.

Действие разворачивается в Москве после Взрыва в двадцатом веке. С тех пор прошло более двухсот лет. Столица зовётся по имени главного начальника - Наибольшего Мурзы, сейчас Фёдор-Кузьмичск. Всё у простых голубчиков, благодаря Фёдору Кузьмичу, слава ему: придумал буквы, колесо, мышей ловить, коромысло. За ним малые мурзы стоят, над голубчиками-то.

Многие, кто родился после Взрыва, имеют Последствия: например, полтора лица, или уши по всему телу, или гребешки петушиные, или ещё что. Остались после Взрыва и Прежние - те, кто до него ещё был. Третье столетие уже живут и не стареют. Вон, как матушка Бенедикта: двести тридцать лет прожила, а всё молодая была, пока не отравилась. Истопник главный, что в каждый дом огонь приносит, Никита Иваныч, тоже из Прежних. Он до Взрыва совсем стариком уже был, кашлял всё. А теперь дыхнёт огнём как, так и будет тепло в домах: весь Фёдор-Кузьмичск от него зависит. Бенедикт тоже хотел Истопником стать, да мать настояла, что бы в писцы сын пошёл: у неё ОНЕВЕРСЕТЕЦКОЕ АБРАЗАВАНИЕ было, пусть и Беня грамоту знает. Отец чуть что мать за волосы таскать, «а соседи - ни гу-гу: правильно, муж жену учит».

По дороге на работу встречает Бенедикт перерожденцев: «Страшные они, и не поймёшь, то ли они люди, то ли нет: лицо вроде как у человека, туловище шерстью покрыто, и на четвереньках бегают. И на каждой ноге по валенку. Они, говорят, ещё до Взрыва жили, перерожденцы-то».

Но самое страшное - это Кысь: «Пойдёт человек так вот в лес, а она ему на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрусь! - а когтем главную-то жилочку нащупает и перервёт, и весь разум из человека и выйдет. Вернётся такой назад, а он уж не тот, и глаза не те, и идёт не разбирая дороги, как бывает, к примеру, когда люди ходят во сне под луной, вытянувши руки, и пальцами шевелят: сами спят, а сами ходят». Правда, Никита Иваныч говорит, что никакой Кыси нет, мол, напридумывали по невежеству.

Ударяют в колотушку - начинается в Избе рабочий день. Бенедикт переписывает на бересте сочинения Наибольшего Мурзы, Фёдора Кузьмича, слава ему. Про Колобка или про Рябу. Или стихи какие. Рисунки рисует Оленька, краса ненаглядная, «в шубку заячью одета, в санях на работу ездит - видно, семья знатная».

Существуют и старые книги, что в Прежние времена печатались. В темноте они светятся, вроде как от радиации. Болезнь, Боже упаси, Боже упаси, может от них быть: как прознают, что голубчик какой книгу старопечатную у себя держит, за ним Санитары на Красных Санях едут. Санитаров все ужасти как боятся: после их лечения никто домой не вернулся. У матери Бени была книга старопечатная, да отец сжёг её.

Ударяют в Колотушку - обед. Все идут в Столовую Избу есть мышиный суп. Сотрудница - страшна голубушка с гребешками петушиными! - обедает вместе с Бенедиктом за столом. Любит искусство она, стихов много знает. Спрашивает про «коня», который упоминается в стихах Фёдора Кузьмича - слово-то незнакомое. Это мышь, наверное, отвечает Бенедикт. Она говорит, что у Фёдора Кузьмича, слава ему, будто разные голоса звучат в разных стихах.

Как-то приехал в Рабочую Избу Фёдор Кузьмич, слава ему. Наибольший Мурза Бене по колено - росточком мал. Оленьке на коленки - прыг! И все внимают, благоговеют. А в Избе как на грех огонь погас - нетути. Послали за Главным Истопником. Фёдор Кузьмич, слава ему, картину свою в Избу подарил - «Демон» называется. Опосля явился Никита Иваныч - огнём хыхнул, чтобы тепло стало. Никого он не боится, а огонёк всегда при нём. Хоть весь блин земной спалить может!

Выходит Указ Наибольшего Мурзы праздновать Новый Год 1 Марта. Бенедикт готовится: ловит дома мышей, потом меняет их на рынке на разные вкусности. Можно мышей и на книги берестовые обменять. Можно за бляшки купить. За бляшками стоят с ночи в очередях - за работу получают. Коль кто заснул - его под микитки возьмут да в конец очереди отволокут. А проснётся - ничего не знают. Ну тут крики, драки, увечья всякие. Потом с полученных бляшек налог государству уплатить, уже в другом окошке.

Да насладиться гостинцами не выходит: уже в избе мерещится Бене, будто бы Кысь подступает. А тут как раз Никита Иваныч стучится в двери - спасает, родимый, от Кыси. Неделю Бенедикт проводит в лихорадке, Новый Год пропускает. Никита Иваныч всё время с ним - готовит еду, ухаживает. Эх, семья нужна Бене, баба. Чтоб на «фелософию» не отвлекаться. Он, правда, ходит к бабам крутиться да кувыркаться. Но это не то.

Тут указ новый выходит: 8 Марта всех баб поздравлять и не колошматить. Бенедикт и поздравляет в этот день всех баб на работе, в том числе и Оленьку, просит её руки и сердца. «Беру» - отвечает лапушка согласием.

Баба с гребешками в гости зовёт. У себя в избе она показывает Бене старопечатную книгу. То, что они переписывают, не Фёдор Кузьмич сочинил, а разные прежние люди - Никита Иваныч рассказал. И нет никакой Болезни от книг-то старых. Перепуганный Бенедикт убегает.

Никита Иваныч надежды возлагает на Беню - мол, матушка образованная была, есть и у сына задатки. Просит его вытесать из дерева какого-то пушкина. Пушкин - наше всё, говорит. Многого Бенедикт не понимает - то словами незнакомыми ругаются эти Прежние, то шутки им не нравятся. А какие игры чудесные есть! Поскакалочки, например. Один в темноте прыгает на других с печи. Сломает кому что, а коли ни на кого не прыгнет, сам расшибётся:

Помаленьку начинает работать Беня над пушкиным-то. Обнаруживается, что у Бени хвостик есть: это что, последствие? У нормального человека его быть не должно. Приходится согласиться отрубить его.

Он знакомится с Оленькиными родителями. Выясняется, что отец её - Главный Санитар. У всего семейства когти, под столом скребут: Последствие такое.

После свадьбы он переезжает в огромный терем к родителям жены. На работу ходить перестал: а зачем? Тесть просвещает его: люди жгут печатные книги от невежества. Теперь Бенедикт пользуется огромной библиотекой старых книг и читает запоем всё подряд. «Илиада», «Попка дурак. Раскрась сам», «Электрическая тяга», «Чёрный принц», «Чиполлино», «Пчеловодство», «Красное и чёрное», «Голубое и зелёное», «Багровый остров» - в его распоряжении. Прочитав все книги, он приходит в ужас: что теперь делать-то?! Наконец замечает жену: неделю куролесит с Оленькой, а потом вновь начинает скучать.

Беня с тестем едет на Санитарных Санях по людям - книги изымать. Одного голубчика Бенедикт нечаянно убивает крюком. Ищет у всех. Отчаявшись, приходит Беня просить у Никиты Иваныча. Но Истопник не даёт книги: азбуку жизненную, говорит, ещё не освоил.

Тесть подбивает Бенедикта совершить революцию. Они убивают Фёдора Кузьмича, слава ему, скидывают тирана. Тесть становится начальником - Генеральным Санитаром, пишет первый указ: «Жить буду в Красном Тереме с удвоенной охраной», «На сто аршин не подходи, кто подойдёт - сразу крюком без разговоров». Город отныне будет величаться его именем. Второй указ о свободах:

Решили: будет свобода собраний - по трое, не больше. Бенедикт поначалу хочет разрешить читать голубчикам старопечатные книги, а потом передумывает: небось, листы будут вырывать или книгами кидаться. Неча!

У Оленьки рождается тройня. Один из отпрысков - комок, сразу падает и катится в какую-то щель. Так и пропадает. Бенедикт и тесть ссорятся, зять от Главного Санитара всё отсаживается: пахнет дурно у того изо рта. Тесть в отместку называет Беню Кысью. А ведь и правда: даже хвост у Бени был! И жилочку у человека нащупал!

Генеральный Санитар решает казнить Никиту Иваныча, не нужен более Истопник. Один перерожденец знает, где бензин можно добыть, Санитар из глаз искру от луча пустит - и будет огонь.

Истопника привязывают к пушкину и хотят поджечь. Но он выпускает пламя и сжигает весь Фёдор-Кузьмичск. Бенедикт спасается в яме от пожара и спрашивает: «Вы чего не сгорели-то?» - «А неохота». Никита Иваныч с товарищем из Прежних поднимаются в воздух.

Арган сидит за столом и проверяет счета аптекаря. Он зовет Туанетту, служанку. Она претворяется, что стукнулась головой. Арган ругает ее, говорит убрать счета со стола. У Аргана есть дочь, Анжелика, и она влюблена в Клеанта, она думает, что их встреча - это судьба. Анжелика всячески расхваливает его. Отец говорит дочери, что намерен выдать её замуж за сына доктора Диафуаруса. Арган склоняется к этому браку, так как хочет, чтоб его родственники были врачами. Отец уверен, что дочь должна быть рада, что он выдает её за человека, который может быть ему полезен. Анжелика расстроена. Арган отправит её в монастырь, если она не поступит, как он хочет.

Белина, жена Аргана, всячески угождает мужу. Он хочет составить завещание, чтобы вознаградить жену за ее любовь и заботу. Арган хочет передать ей имущество, оставив детей ни с чем. Она зовет нотариуса, тот говорит Аргану как можно обойти закон.

Клеант приходит под видом друга учителя пения и говорит, что тот посылает его вместо себя. Сын врача приходит знакомиться с невестой и её семьей. Клеант дает Анжелике ноты, и они поют о своей любви. Арган считает произведение глупым. Анжелика просит отца подождать с браком, она не любит сына г-на Диафуаруса. Мачеха замечает Клеанта в комнате Анжелики и жалуется Аргану. Луизон (сестричка Анжелики) рассказывает, что к её сестре приходил мужчина и говорил, что любит её. Туанетта решила разыграть Аргана. Беральд, брат Аргана, спорит с ним, что дочери не подходит Тома в мужья, что доктора не умеют лечить.

Туанетта одевается доктором, говорит, что путешествует по миру и лечит самых тяжелобольных людей. Она советует выколоть глаз и отрезать руку Аргану. Туанетта снова переодевается. Она предлагает Аргану прикинуться мертвым, чтобы доказать Беральду как жена Аргана любит его. Но Белина радуется, что он умер. Хочет взять все его деньги и бумаги, но тут Арган встает, а она убегает. Приходит дочь, Арган снова притворяется мертвым. Анжелика плачет от горя. Арган согласен выдать её замуж за Клеанта, если тот станет доктором. Беральд предлагает брату самому стать доктором: нужно получить мантию и шапочку, и сразу станешь ученым. Беральд приглашает актеров. Они проводят церемонию посвящения Аргана в доктора.

Картинка или рисунок Мнимый больной

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб

    Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка

  • Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты

    У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет. Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению

  • Краткое содержание Смерть Ермака Рылеев

    Произведение является одной из «дум» сборника Рылеева о произошедших в истории событиях и людях, в разной степени прославивших отечество. В сюжете – гибель атамана войска казаков, чье имя неразрывно связано с покорением Сибирского ханства.

  • Краткое содержание Софокл Царь Эдип

    В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия

  • Краткое содержание Семь подземных королей Волкова

    Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.

Краткое содержание "Мнимого больного" позволяет составить полноценное впечатление о сюжете этой классической комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Написал он ее в соавторстве с Марком Антуаном Шарпантье еще в 1673 году. Но до сих пор пьеса остается актуальной, ее не только с удовольствием читают, но и регулярно ставят на театральных подмостках. Примечательно, что это оказалась последняя работа французского классика, который исполнял одну из ролей. После четвертого спектакля Мольер, игравший Аргана, скончался.

В кратком содержании "Мнимого больного" нас знакомят с главным героем по имени Арган. В самом начале он все тщательно подсчитывает и вычисляет, чтобы понять, отчего так ухудшилось в последнее время его здоровье.

Оказывается, за последний месяц он принимал восемь видов различных лекарств, а также делал целых 12 впрыскиваний. А это значительно меньше, чем было в прошлом месяце. Виновником всего этого Арган видит своего доктора Пургона.

В кратком содержании "Мнимого больного" Ж.-Б. Мольера описано, что родные Аргана по-разному относились к его нездоровой одержимости собственным здоровьем. Например, вторая жена Белина во всем соглашалась с докторами, так как была убеждена, что лекарства быстрее всех болезней сведут ее муженька в могилу. Дочь Аргана Анжелика не одобряла отцовского увлечения, но из-за скромности и почтения к старшим своего мнения не высказывала.

Ярой противницей лекарей в кратком содержании "Мнимого больного" Мольера описывается только служанка Туанетта. Она всячески высмеивает и поносит докторов.

Дела сердечные

Не только вопросами здоровья озабочены персонажи этой пьесы, находится место и любовной линии. Анжелика одной Туанетте признается, что испытывает чувства к молодому человеку по имени Клеант. Правда, видела она его всего один раз. Это было в театре. Но и за такое короткое время юноша сумел очаровать юную девицу.

Клеант оказался не только красив, но и благороден. Еще не будучи знаком с Анжеликой, он предостерег ее от назойливых ухаживаний грубого кавалера.

Тут отец начинает разговаривать с Анжеликой о предстоящей женитьбе. В кратком содержании "Мнимого больного" по действиям девушка с первых слов решает, что за нее посватался Клеант. Каково же ее разочарование, когда она узнает, что в действительности ее руки попросил племянник Пургона Том Диафуарус. Он сам вот-вот готовится стать врачом.

Арган видит в Диафуарусе уйму положительных качеств. В кратком содержании "Мнимого больного" упоминается, что это собственный врач среди родных, а также единственный наследник своего отца. А значит состояние Аргана может поправиться.

Анжелика расстроена этой новостью, но скромность не позволяет ей произнести хоть слово.

Против этого брака выступает и Белина. Дело в том, что она не рассчитывала делиться наследством Аргана со своей падчерицей и рассчитывая отдать ту в монастырь.

Туанетта, видя, как складывается ситуация, желает помочь девушке. В кратком содержании "Мнимого больного" описано, что служанка решает сообщить Клеанту, что Анжелику сватают за другого. К юноше она отправляет ростовщика Полишинеля. Он давно и безнадежно влюблен в Анжелику, поэтому соглашается на все.

По дороге молодой человек попадает в забавную ситуацию с полицейским. Все заканчивается танцами и первой интермедией, которая развлекает гостей в перерыве между действиями.

Клеант приходит к Аргану

В кратком содержании "Мнимого больного" Мольера описано, что Клеант приходит к Аргану. Но появляется он не в качестве жениха, а как временный учитель пения. Настоящий наставник Анжелики вынужден на время уехать в деревню. Арган соглашается на подобную замену, но настаивает, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Однако в самом начале первого же урока главному герою докладывают о визите Диафуарусов. Будущий зять производит блестящее впечатление на Аргана своей заумной и многословной речью.

Правда, потом возникает неловкость. Анжелику он принимает за жену Аргана и начинает с ней разговаривать, как с тещей. Когда все встает на свои места, Том делает ей предложение в самых возвышенных выражениях. В подарок невесте он преподносит трактат собственного сочинения, посвященный отрицанию теории кровообращения. Сразу же зовет девушку посетить вместе с ним вскрытие женского трупа.

Любовная песня

Даже в очень кратком содержании "Мнимого больного" описывается, как и Арган пожелал, чтобы его дочь проявила себя в полной красе. Он просит ее исполнить песню. Не зря же девушка регулярно занимается музыкой и вокалом.

Клеант протягивает Анжелике ноты, сказав, что у него как раз под рукой оказался набросок новой оперы. В песенном тексте он как бы обращается ко всем, а на самом деле только к своей возлюбленной. Он подменяет себя пастушком, а девушку пастушкой. А далее в буколическом ключе пересказывает историю их взаимоотношений. В завершении этого рассказа Клеант отмечает, что пастушок, оказавшись в доме пастушки, застал в нем недостойного для него соперника, которому зато благоволил отец девушки. Поэтому теперь, даже в присутствии отца, влюбленные должны обязательно объясниться, расставив все на свои места.

Анжелика вместе с Клеантом поют трогательные импровизированные куплеты, в которых признаются друг другу в любви. А также клянутся в верности да самого гроба.

В завершение композиции влюбленные поют дуэтом. Арган чувствует, что вокруг творится что-то неприличное, но что именно, понять не в состоянии. В один момент он приказывает им остановиться, чтобы незамедлительно перейти к делу.

В кратком содержании "Мнимого больного" Жана-Батиста Мольера главный герой приказывает своей дочери подать Тому руку и назвать его своим мужем. Внезапно Анжелика, которая до этого не могла отцу и слова сказать поперек, наотрез отказывается подчиниться. Расстроенные Диафуарусы уходят ни с чем, пытаясь сохранить хотя бы достоинство в такой щекотливой и неприятной ситуации.

Новый жених

В кратком содержании по главам "Мнимого больного" рассказывается, что Арган был вне себя от поведения дочери. К тому же он узнает, что Белина застала Анжелику и Клеанта одних в комнате. Когда юноша увидел жену Аргана, то тут же бросился в бегство.

Новым гостем в доме Аргана оказывается его брат Беральд. Он утверждает, что у него на примете есть прекрасный жених для Анжелики. Арган не желает больше ничего слышать о свадьбе. Но Беральд припас хитрость. Он подготовил для своего брата отличное развлечение - выступление труппы цыган. Обычно, на Аргана это действует не хуже, чем клистиры Пургона.

Цыгане бросаются в пляску, они поют про веселье, молодость и любовь. Так завершается второе действие комедии.

Разговор про здоровье

Пытаясь доказать Аргану, что ему не нужен врач в качестве зятя, Беральд апеллирует к его здоровью. Он старается убедить главного героя, что у того железное здоровье, поэтому не стоит всю жизнь посвящать аптекарям и докторам.

Беральд говорит, что убежден в отменном состоянии своего брата, хотя бы потому, что то море снадобий, которые он принимает, до сих пор не свели его в могилу.

В кратком содержании "Мнимого больного" Мольера по действиям разговор постепенно переходит на тему медицины. Вообще ее права на существование в этом мире. Беральд убежден, что все врачи либо шарлатаны, которые только и умеют, что опустошать кошельки своих пациентов, либо ремесленники, которые слепо верят в рецепты шарлатанов, но при этом тоже извлекающие для себя выгоду. Убедить его не может даже тот факт, что врачи, как правило, высокообразованные люди, владеющие, как минимум, двумя языками - латинским и греческим.

Брат Аргана утверждает: строение человеческого организма настолько сложное, что проникнуть в его суть просто невозможно. Оно полно тайн, которые свято охраняет природа. И только сама природа способна победить любую болезнь, если ей при этом не помешают доктора.

Арган стоит на своем

В кратком содержании "Мнимого больного" для читательского дневника отмечается, что переспорить Аргана не так-то просто. Он стоит на своем. Беральд даже предлагает ему сходить на одну из комедий Мольера, в которых регулярно достается представителям медицинской лженауки. Но Арган и слышать не хочет про этого драматурга, предрекая ему, брошенному всеми врачами на произвол судьбы, страшную смерть. Интересно, что в первых постановках роль Аргана играл сам Мольер. Вот такая самоирония.

Этот спор прерывается только с появлением аптекаря Флерана. Он приносит клистир, который собственноручно приготовил доктор Пургон, следуя всем правилам медицинской науки. Беральд выгоняет аптекаря за дверь, хоть Арган и пытается этому противиться. Аптекарь грозится пожаловаться на такое обращение Пургону. Так и происходит. Вскоре появляется сам оскорбленный доктор. Он обижен до глубины души. Доктор объявляет, что больше не желает иметь никаких дел с Арганом. Более того, Пургон убежден, что без его лекарств и консультаций тот через несколько дней неизлечимо заболеет и никто не сможет ему помочь. Так что скорая кончина Аргана неотвратима.

Странствующий лекарь

Но Аргану не стоило долго переживать из-за того, что он лишился своего лечащего врача. Вскоре на его пороге оказывается странствующий лекарь. При этом подозрительно похожий на его служанку Туанетту. Он с первых слов заявляет, что обладает непревзойденным мастерством. К тому же его не интересуют банальные случаи. Он лечит только тяжелые болезни - плеврит, водянку или "на худой конец чуму".

Арган же настолько знаменитый больной, что просто не мог не привлечь его внимания. Лекарь тут же объявляет Пургона шарлатаном, оставляет прямо противоположные рекомендации и уходит.

Разговор о замужестве

Закончив, наконец, говорить о медицине, братья возвращаются к теме замужества Анжелики. В "Мнимом больном" Мольера, кратко пересказанном в этой статье, рассказывается, что Арган непреклонен. Либо замуж за доктора, либо - в монастырь. К мысли о том, чтобы отправить дочь в монастырь, уже давно его наталкивает супруга. Об этом ему говорит Беральд, но главный герой отказывается верить, что у его жены может существовать какой-то злой умысел.

Чтобы доказать ему обратное, Туанетты предлагает устроить небольшой розыгрыш, который должен показать истинное лицо Белины. Арган соглашается притвориться мертвым.

Мнимая смерть Аргана

Едва узнав о смерти мужа, Белина сразу обрадовалась. Ведь теперь она одна сможет распоряжаться всеми его деньгами. А вот Анжелика и Клеант, увидев Аргана мертвым, переживают и искренне плачут. Они даже хотят отказаться от мысли о предстоящей женитьбе.

Насмотревшись на все это, Арган воскресает - к ужасу Белины и радости Клеанта с Анжеликой. Арган дает согласие на брак дочери с Клеантом, но только при одном условии: молодой человек должен выучиться на доктора.

Финал пьесы

Эту непростую ситуацию удается разрешить Беральду. Он предлагает самому Аргану выучиться на доктора. Ведь, по его мнению, чтобы стать врачом, достаточно надеть мантию и шапочку, научиться говорить на латыни и пространно рассуждать о заболеваниях.

Пьеса завершается шутовской интермедией.

Мнимый больной

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вто-рых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью. Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей - здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей... В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества. Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы - так, пустячная импровизация. Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе - подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж - пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения. Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял. Велев им остановиться, он сразу перешел к делу - предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез. Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел. Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности - представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика - дело десятое. Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование. Беральд утверждал, что все врачи - хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим - либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду. Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь. уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал - спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир... Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько - отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету. Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, - ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму. Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь - третьего не дано, настаивал Арган. Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел. Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа - теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув - к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, - Арган дал согласие на брак дочери... но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову - это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом - по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию - шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.