Болезни Военный билет Призыв

Занятие по грамоте звук н. Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов. Введение в тему

Глушкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области
Наименование материала: конспект
Тема: Звуки "н и нь", буква Н
Дата публикации: 08.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема. Звуки н, н". Буква н. Цель: Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; закрепить знания детей о букве «Н»; уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»; чтение слоговой таблицы; анализ и синтез слогов; закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД; чтение слов и предложений. Ход занятия 1. Организационный момент. - Жила - была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произношение звуков:

] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь
] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен. 2. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков. наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] - согласный, твердый, звонкий; [нь] - согласный, мягкий, звонкий. 3. Дифференциация звуков [н]-[нь]. - Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки. Царевна деньги крикунья конец улыбнуться Несмеяна принц нянька невеста ноет 4. «Укачивание». - Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать: Поукачиваем ее и мы. Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса. 5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова. 6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. высоко - ... налево - … верхний - ... вперед - ... аккуратный - ... старый - ... спрятать - .. вылить - ... снять - ... земля - ... день - ... конец - .. 7. Закрепить с детьми правильное употребление предлогов НА, НАД. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово НА. А предлог НАД мы говорим тогда, когда один предмет находится выше другого и не касается его. «Вставить пропущенное слово, определить количество слов в предложении». Напомнить детям, что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит …… окне. Самолет летит ……. лесом. Солнышко светит …… домом. Мальчик сидит ……. стуле. 8. Физминутка. А) «Ножки» Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке. Ножки накрест - опускайся И команды дожидайся. А когда скажу: «Вставай» - Им рукой не помогай. б) Пальчиковая гимнастика. «Кто быстрее перемотает клубок». 9. Закрепить правило написания заглавной буквы: Все имена пишутся с большой буквы. Начало предложения пишется с большой буквы. Вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «Н», «Нь» - (Нина, Антон, Анна, Алина, Наташа, Надя, Инна). 10. Звуковой анализ слов: НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ 11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь]. Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами: Ни, ни, ни - грусть-тоску гони! На, на, на - светит нам луна. Но, но, но - на луне идет кино. Ну, ну, ну - ждут тебя одну. Ны, ны, ны - смех и радость нам нужны. 12. Чтение слов и предложений: ТИНА НИТИ ОКНО НОСКИ ПАНАМА ПИОНЫ АНАНАС СОСНА ТАНК ТОН У Ани панама. У Наты нитки. У Антона танк. Нина стоит у осины. 13. Итог занятия
. Звуки [Н], [Н"]; [Н] - [Н"]. Буква Н Коррекционно-развивающие задачи. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом. Учить ориентироваться на листе бумаги. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами. Учить анализировать и преобразовывать слова. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами. Ход занятия Задание 1. Дидактическая игра «Далеко - близко» (развитие слухового внимания и силы голоса). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д. Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д. Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом). Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]: губки свободны; зубки видны, но не сомкнуты; язычок кончиком прижат к верхним зубам; воздух проходит через носик; горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но- но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...». Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»: н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина. Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин... Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3-5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов. Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком). Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н]. Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д. Задание 11. Выучить чистоговорки: На-на-на - лампа у окна. Ну-ну-ну - саночки тяну. Он-он-он - телефон. Ан-ан-ан - это барабан. Ин-ин-ин - это магазин. Задание 12. Знакомство с предлогами на, над. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На) Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над) Составить предложения по картинкам: Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над): Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам. Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над. Задание 13. Знакомство со звуком [Н"]. Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака. Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком). Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"]. Задание 17. Выучить чистоговорки: Ни-ни-ни - звонок, звони. Ень-ень-ень - теплый день. Задание 18. Дифференциация звуков [Н] - [Н"]. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: на-на-на - ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня - на-на-на; не-... Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А догнать друг друга не могут. (Ноги) Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]): ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук: налево - (направо), высоко - ..., под - ..., верхний - ..., высушить - ... Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]). Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]: В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку. Задание 19. Знакомство с буквой Н. Н похожа на насест. Есть, где курочке присесть. В. Ковшиков На что еще похожа буква Н? Игры с буквой. Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д. нота - Ната; нота - ноты; ива - Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у. НАТА И НИНА Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату. Тема занятия: «Звук и буква Т». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком и буквой Т; - научить характеризовать звук «Т» по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой). Коррекционно-развивающие: - развивать умение называть слова на заданный звук; - развивать умение определять место звука в слове; - развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Здоровьесберегающие: Предупредить утомляемость детей во время занятия. Оборудование: Кукла Таня, зеркала,предметные картинки (тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка), магнитная доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация РР со зрительной гимнастикой и игрой «На что похожа буква Т», схемы слов и фишки для обозначения звуков, изображение буквы Т. Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы топали». Ход занятия: 1. Организационный момент. Стук в дверь. Логопед открывает дверь, берет куклу. Логопед. Ребята, к нам на занятие пришла кукла Таня. 2.Упражнение «Новый звук».Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Логопед: Какой звук вы услышали во всех словах? Дети. Звук Т. Произнесение звука «Т» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы.
Логопед: - Значит звук «Т» какой? Дети: - Согласный. Логопед. Приложите руку к горлышку и произнесите: «Т-Т-Т». Горлышко спокойно – значит звук «Т» - глухой. Логопед. А каким цветом обозначается согласный звук Дети. Синим. Логопед: У Тани есть конверт, в котором она приготовила задания для вас. 3.Игра «Поймай звук». Слушай, не зевай, Звук поймай. Логопед. Если услышите звук «Т», хлопните в ладоши. -среди звуков: Т,Д,П,Т,К,В,Т. -среди слогов: ТА,ДУ,ДО,ТЫ,ПЫ,ТУ. 4.Игра «Запомни, назови». Предъявить детям 6-7 картинок, названия которых начинаются со звука «Т». Затем убрать их и попросить повторить, что было изображено на этих картинках. (Тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка). 5. Упражнение с пробками « Мы топали». Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать пальцами, не отрывая«обувь» от стола, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! 6. Игра «Один - много». Логопед называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном. Топор - (топоры). Капитан - (капитаны). Тарелка - (тарелки). Конфета - (конфеты). Таблетка - (таблетки) .Автобус - (автобусы). Туча - (тучи) .Кофта - (кофты). Таз - (тазы) .Самолет - (самолеты). 7. Упражнение « Знакомство с буквой Т». Логопед. Ответьте на вопрос, чем отличается звук от буквы Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Логопед. Кукла Таня принесла букву Т. Из каких элементов она состоит? Дети. Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально. Логопед. На что похожа буква Т? (картинки-рисунки на интерактивной доске) Дети. На молоток, антенну, стол, гвоздь и т.д. 8. Зрительная гимнастика (по Базарному) Логопед:А теперь мы отдохнем, встанем рядом со стульчиками и сделаем гимнастику для глаз. На интерактивной доске демонстрируется презентация «Зрительная гимнастика» , а дети следят глазами за маркерами. 9. Упражнение « Читаем слоги».Дети по очереди читают слоги: АТ ОТ УТ ИТ 10. Игра «Мастерская букв». Детям раздаются рабочие листы. Логопед. Найдите и обведите в словах букву Т синим карандашом. 11. Заключительная часть Логопед. А теперь кукле Тане пора к другим ребятам. Скажем ей «Спасибо» за интересные задания. (Логопед выносит куклу из кабинета) Проводится опрос о том, что дети делали на занятии, что им больше всего понравилось(рефлексия) Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. » Цель: закрепление знаний о звуках [н], [нь]. Задачи: - развивать фонематический слух; -учить выделять звуки из состава слова, - дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; -формировать навыки звукового анализа; - учить образовывать относительные прилагательные от существительных; -упражнять в подборе слов-антонимов; -развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику, - дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и речевое дыхание; - развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы, дома; звуковые карточки, карандаши. Ход занятия. Вводная часть. 1. Организационный момент. Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка» - Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) - Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи. - Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят. - Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь]) Повторение характеристики звуков [н], [нь]. [н]- согласный, твердый, звонкий [нь]- согласный, мягкий, звонкий 2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса) Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают): Наф – Нуф – Ниф Нуф – Ниф – Наф Ниф – Наф – Нуф - Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах. - Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома. Нужен дом для трёх друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строят ловко и умело. Основная часть. 1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико- грамматического строя речи. -Весёлые поросята построили разные дома. - Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный) - Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А молоточком он стучал вот так: ни – ни – Ни - Нуф - Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик …(деревянный) Он стучал молоточком вот так: Ну – ну – ну - Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней) - И у него домик получился какой? …(каменный) Он стучал своим молоточком вот так: на – На – на 2. Динамическая пауза: Поросёнок Пятачок Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, Потянулся, посмотрел на потолок, А потом присел, нагнулся, Осмотрел свой правый бок, Улыбнулся и немножко поскакал, И на место пошагал, А потом опять прилёг, Но уже на левый бок. 3. Дифференциация звуков [н], [нь]. а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики. - Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка. - Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам. Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!» - Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними. б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их». апельси… ко… реме… осе… бана… сока стака… бараба… пе…. Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики. - Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк. в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Ну-ка, стойте, поросятки! Куда бежите без оглядки? Мостик через канаву построите И пройдете вперед Если скажите слова наоборот. - Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. Дети подбирают антонимы к словам: день - … земля - … высоко - … верхний -… налево - … вылить - … - Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит. 3.Пальчиковая гимнастика. «Замок» - Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат. - Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили Постучали и открыли! - Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза) 5. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим». - Стал волк стучать в дверь. .. I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I - Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку: Волк из леса никогда, Никогда, никогда Не вернется к нам сюда, К нам сюда, к нам сюда! Итог занятия. - Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.
Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.
Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового
анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание. Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца. Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
Методы и приемы
: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование:
карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними
(дети здороваются) 2. Эмоциональный настрой.
Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей
(улыбаются гостям).
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы

научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим 3.Сообщение темы и цели занятия: Ребята отгадайте загадки: Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это? (конь) Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос тыщу рос. (слон) Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь) Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н. 4. Работа над новой темой. а) Акустико – артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий
б) Развитие фонематического слуха
Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
в) Произношение чистоговорок. На-на-на Но-но-но На холме сосна. На дворе темно. Ны-ны-ны Онь-онь-онь На небе нет луны. Зажигай огонь. У Наты и Нины сегодня именины. Подарили именинницам носки, коньки и блинницу. г) Связь звуков и букв Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа. Отыскивание буквы в разрезных азбуках. 5. Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.
6. Закрепление: а) Обведение по контуру и печатание буквы


Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке). б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:
НА НО НИ НЫ НУ
в) Звуковой – анализ слова Нина. Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов. 7. Гимнастика для глаз
Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
8. Работа над предложением Составьте из слов предложения по опорным словам:
Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок
9. Физминутка
Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.
10. Закрепление а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам) Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя? Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
б) Игра «Найди слова со звуком «Н» Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь. 11. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть

твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с

какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

Учить анализировать и преобразовывать слова.

Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

губки свободны;

зубки видны, но не сомкнуты;

язычок кончиком прижат к верхним зубам;

воздух проходит через носик;

горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».


Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне).

Мальчик сидит... (на стуле).

Солнышко светит... (над домом).

Птица пролетает... (над деревом)...

Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.

Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....


Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].

Задание 17 . Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):

ноги, небо, нос, нора.

Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.

У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19 . Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н?

Игры с буквой .

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...

Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.

Конспект логопедического занятия

(подготовительная группа)

Тема: « Буква Н. Звуки Н и НЬ».

Цель: познакомить с буквой «Н» и со звуками «Н – НЬ».

Оборудование: на доске два цветка с пятью лепестками каждый. В центре первого цветка

находится буква «Н» синего цвета, а в центре второго цветка буква «Н» зеленого цвета.

Тетради для индивидуальной работы, карточки со слоговыми домиками.

Ход занятия.

1.Орг.момент

Сядет тот, кто назовёт гласные буквы.

2. Основная часть.

1) Ознакомление с буквой «Н».

Характеристика буквы и звука «Н» - согласный, звонкий, твёрдый.

2) Сравнение артикуляции звуков «Н» и «НЬ»: логопед показывает правильную артикуляцию твердого и мягкого звуков.

3) Логопед: гласные звуки проснулись и увидели два необычных цветка с лепестками и

буквами синего и зелёного цвета в центре цветков.

Что за буква пришла в гости к гласным буквам? (Ответы детей).

Логопед: на лепестках первого цветочка твердые гласные, на лепестках второго мягкие гласные. Какие слоги получились на первом цветочке? Какие на втором? Как звучит «Н» синего цвета? Как звучит «Н» зелёного цвета? (Ответы детей).

3. Физ.пауза. Упражнения для глаз.

Посмотрите на потолок, на пол, в стороны, на пальцы рук. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через рот. Молодцы!

4. Игра «Найди звук «Н»».

Дети определяют позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.

Логопед называет слова: носок, сон, зонт, носорог, санки, ночь, ландыш и др.(Ответы детей).

5.Логопед: достаньте тетради и нарисуйте букву «Н».

6. Итог занятия.

Логопед: С какой буквой и какими звуками мы познакомились? Что нового узнали?

Когда буква говорит твердо, а когда мягко? (Ответы детей).