Болезни Военный билет Призыв

Заболоцкий анализ. В помощь школьнику. Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

4.7 (94.29%) 7 votes

Произведение:

Война и мир

Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...". Отличительные черты Н. - эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей. Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе. Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.

Ростова Наташа - одна из главных героинь романа, дочь графа Ростова, сестра Николая, Веры и Пети; в конце романа жена Пьера Безухова. Н. - «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...». В качестве ее прототипа Толстому послужили его жена и ее сестра Т. А. Берс, в замужестве Кузминская. По признанию писателя, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа». Образ героини складывался постепенно с самого зарождения замысла, когда писателю рядом с его героем, бывшим декабристом, представляется и его жена. Н. очень эмоциональна и чутка, она интуитивно угадывает людей, «не удостаивая» быть умной, иногда в проявлениях своих чувств эгоистична, но чаще способна на самозабвение и самопожертвование, как в случае с вывозом раненых из Москвы или выхаживанием матери после гибели Пети. Одно из определяющих качеств и достоинств Н. - ее музы- кальность и редкий по красоте голос. Своим пением она способна воздействовать на лучшее в человеке: именно пение Н. спасает от отчаяния после проигрыша 43 тысяч Николая. Старый граф Ростов говорит о Н., что она вся в него, «порох», Ахросимова же называет ее «казак» и «зелье девка». Постоянно увлекаясь, Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемена в ее судьбе происходит после встречи с князем Андреем, ставшим ее женихом. Нетерпеливое чувство, переполняющее Н., оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Лишь многое пережив и перечувствовав, она осознает свою вину перед Болконским, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего князя Андрея вплоть до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает лишь к Пьеру Безухову, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.

ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ “ВОЙНА И МИР”

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.

Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черно¬глаза и волосы ее сбились назад черными кудрями.

Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.

Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в мос¬ковском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессозна¬тельная связь с русскими национальными традициями и началами.

Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. “Чистое дело, марш”, - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото¬рым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподра-жаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полнос¬тью понять без определенных литературных проекций.

Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сход¬ство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культур¬ная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика фран¬цузских романов, которыми зачитывались барышни той поры.

Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова “Горе от ума”. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глу¬поватого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт.

Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и муже¬ственно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.

После гибели Пети Ростова - она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень труд¬ная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, кра¬сивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. На-таша до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентриру¬ются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробужда¬ется для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиле¬ния”, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть ис¬тинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, ко¬торого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоми¬нает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в кото¬рый вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется при¬митивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. “Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа”. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

“Война и мир” - единственный роман Толстого, имеющий клас¬сический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - луч¬шее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравст¬венной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - это настоящая книга жизни. И все герои в нем являются носителями определенных жизненных ценностей, нравственных идеалов, выражают те или иные взгляды и убеждения автора, учат нас тому, как нужно жить, чтобы сохранить в себе главные человеческие качества.

Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », - такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.

* «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

Русская природа - это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

Будучи открытым, искренним человеком, Наташа не понимает всей фальшивости окружающего ее общества. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, искренне любящие друг друга. Вероятно, это происходит оттого, что сама она всей душой стремится ко всеобщей любви и дружбе. Нежелание видеть отрицательных черт нередко приводит героиню к опрометчивым поступкам. Так, она не сразу смогла разгадать истинную натуру Анатоля Курагина, который лишь использовал, обманывал ее.

Героиню Толстого характеризует чистая, искренняя любовь к людям. Наташа Ростова и любовь неразделимы. Она искренне любит отца и мать, Николая и Соню… Но особенно полно ее душевный мир раскрывается в любви к Волконскому. Пройдя через многие жизненные испытания, эта любовь сохранила свою чистоту, глубину и нежность. Наташа полюбила князя Андрея с первого взгляда. Когда он пригласил ее на вальс, ее лицо осветилось счастливой, почти детской улыбкой. «Давно я тебя ждала», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых пролиться слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Счастью и радостью переполнялось сердце девушки от сознания, что она может стать женой этого человека. Тяжело переживала Наташа предстоящую разлуку с женихом: « Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее… «Не уезжайте!» - только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил ».

Юная Ростова, казалось, не осознавала до конца, что с ней происходит. После отъезда Болконского она чувствует растерянность. Не думая, что делает, девушка просто раскрывалась навстречу чувствам. Иногда эти чувства оказывались ошибочными - как в случае с Анатолем. Только спустя какое-то время настоящая любовь проснулась в душе Наташи, она полностью осознала свои чувства к Андрею. То было радостное и новое чувство, поглотившее Ростову целиком, вернувшее ее к жизни.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все те качества, которые должны, по мнению автора, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет. В самом деле, героиня Толстого, благодаря своим неповторимым душевным качествам, богатству своего внутреннего мира, становится ярким лучиком света в скучном и сером светском обществе.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень - время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», - эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев - все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть - это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть - все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе. Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения. Если раньше в решении этой вечной проблемы жизни и смерти поэты исходили из философских учений, христианского мировоззрения, то научные открытия в эпоху XX века поставили ее на другой уровень.

Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую. И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились. Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».

С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я - живой.

Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности. Он касается не только психологических и философских аспектов, но и физиологических. Перед нами новое видение человека. Человек воспринимается не статично, а в единстве бесконечно разнообразных процессов жизни. Еще древние писали: «В одну реку не войти дважды» и «Люди как реки».

Несмотря на то, что в своих произведениях Н.Заболоцкий напрямую не обращался к древней Греции, а напротив, увлекался современным естествознанием, его стихотворение подтверждает суждения греческих мудрецов. Отсюда обилие иносказаний в стихотворении. Лирический герой смотрит на себя со стороны – «колеблемого на морской волне», «летящего по ветру в край незримый». Поэт подчеркивает закономерность, согласованность всеобщих метаморфоз единого, бессмертного бытия. Законы изменения бытия он выражает формулой: «звено в звено и форма в форму». Человек Н.Заболоцкого многолик и, в то же время, един, его составляющие включены в процессы умирания и возрождения:

Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела.

Стихотворение условно можно разделить на три смысловые части. В первой лирический герой рассуждает о себе, своих внутренних состояниях. Во второй – выражает своё отношение к природе. Живое и мертвое взаимосвязано в ней, одно перетекает в другое. Природа здесь не только «скопленье чудных тварей», но и «орган поющий».

Метафоры поэта торжественны, величавы. Они подчеркивают закономерность, гармоничность всех процессов на Земле:

Звено в звено и форма в форму. Мир

Во всей его живой архитектуре –

Орган поющий, море труб, клавир,

Не умирающий ни в радости, ни в буре.

Природа представляет собой «живую архитектуру», состоящую из мельчайших частиц. Каждой из них принадлежит свое место. Природа есть поющий орган – музыкальный инструмент с множеством голосов, которые вместе составляют стройный лад, единую гармонию. У каждого из нас есть свой голос в этой вселенской мелодии. Чтобы осознать это, нам необходимо расширить горизонты взгляда на мир, понять его сложность и многообразие. В жизни природы действуют разные законы, но, пожалуй, главный из них – закон целесообразности. Ничто в мире не приходит из ниоткуда и не исчезает без следа. Всё имеет причинно-следственную связь. Отсюда эти удивительные «метаморфозы», описанные Н.Заболоцким. Думаю, что сегодня настало время, когда природа снова властно заявила о себе человечеству. Поэтому так важно понять ее законы.

Третья смысловая часть представляет собой своеобразный итог всего стихотворения. Здесь впервые возникает тема бессмертия. Поэт утверждает, что только наши суеверия мешают нам видеть «реальное бессмертие». Оно, по мысли Н.Заболоцкого, находится не вне нас, а как наше личное достояние в этом мире. Особенную глубину и новизну этой поэтической мысли даёт представление о собственной собирательности.

По своему жанру «Метаморфозы» тесно связаны с традициями классической философской лирики Гете, Баратынского, Тютчева. Здесь мы наблюдаем лирическое описание самого процесса мысли. Мандельштам называл подобные размышления «поэзией доказательства». Литературная традиция подчеркнута архаической книжной лексикой («око», «прах», «злак»). Стихотворение завершается философскими метафорами, которые представлены в форме афоризмов: «мысль некогда была простым цветком», «поэма шествовала медленным быком». Главная мысль заключительной части состоит в том, что бессмертие есть «клубок пряжи»:

Как бы клубок какой-то сложной пряжи,

Вдруг и увидишь то, что должно называть

Бессмертием. О, суеверья наши!

В анализируемом произведении автор достигает необычайно емкости поэтической мысли. Всего тридцать две строчки! А между тем, это целая философская поэма. Н.Заболоцкий выразил самые прогрессивные мысли своего времени. Он удивительным образом соединил научные открытия и глубоко эмоциональные переживания. Очевидно, что Н.Заболоцкий даровал русской литературе новое направление.