Болезни Военный билет Призыв

Взрывчатые вещества конспект. Классификация вв и их основные свойства. По направлениям применения

Как пишут Piotr Butowski и Antony Angrand в статье «Nouvelle configuration pour le Kh-38M », опубликованной в журнале «Air&Cosmos », на Московском авиационно-космическом салоне АО "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение" представило новую модификацию ракеты Х-38МЭ класса "воздух-поверхность". По сравнению с ранее демонстрировавшимися образцами, было изменено оперение, несущие поверхности и головка самонаведения. В предыдущей модификации оперение и несущие поверхности могли складываться, что позволяло разместить ракету во внутреннем отсеке вооружения истребителя. Новый вариант имеет нескладывающиеся плоскости, но при этом ракета может быть подвешена во внутренний отсек. Также был сокращен размах несущих поверхностей, а также сокращена их хорда. Представитель компании отказался комментировать изменения во внешнем облике ракеты. Однако весьма вероятно, что имели место некоторые проблемы со сбросом ракеты из внутреннего отсека на большой скорости.

Авиационная противолодочная ракета АПР-3МЭ "Гриф" на стенде АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» на авиасалоне МАКС-2017 (с) Poitr Butowski / Air&Cosmos


Помимо ракеты Х-38МЭ, которая демонстрировалась на стенде КТРВ, в демонстрационных полетах принимал участие истребитель Су-35С с двумя подвешенными макетами ракет Х-38М. Одновременно были сообщены улучшенные характеристики ракеты Х-38М, в первую очередь, увеличенная до 70 км дальность полета по сравнению с 40 км у предыдущих модификаций. Другие параметры, включая стартовую массу (520 кг с боевой частью весом 250 кг) остались неизменными.

Ракета Х-38М (М - от слова «модульный») является универсальной ракетой «воздух-поверхность» нового поколения, предназначенной для замены популярных ракет Х-25М и Х-29. Первые пуски Х-38М (без ГСН) были осуществлены в 2010 году с бомбардировщика Су-34. В 2015 году ракета была объявлена готовой к серийному производству, которое должно было начаться на заводе КТРВ в Королеве в 2016 году. Генеральный директор КТРВ Борис Обносов на МАКС-2017 объявил о том, что первый вариант ракеты полуактивной лазерной ГСН Х-38МЛ уже находится в производстве, а следующая модификация с ИК ГСН Х-38МТ должна в текущем году окончить испытания. Существуют еще две модификации ракеты - Х-38МА с радиолокационной ГСН и Х-38МК с кассетной БЧ.

КТРВ также демонстрировала новый вариант авиационной противолодочной ракеты АПР-3МЭ «Гриф». Из-за особенностей своего движения, у данного оружия имеется твердотопливный турбоводометный двигатель, поэтому система относится к противолодочным ракетам («Авиационная противолодочная ракета»). АПР-3М «Гриф» отличается от предшествующего варианта АПР-3 «Орел» сниженной массой (470 кг против 525 кг у «Орла»), а также уменьшенной длиной (3,25 м против 3,68 м у «Орла»). Увеличено время работы ракетного двигателя, что привело к увеличению практической дальности стрельбы. Акустическая ГСН ракеты стала более чувствительной и с повышенной защитой от помех. ГСН может обнаруживать подводную лодку на расстоянии 2500 метров (2000 метров у предыдущей модификации). АПР-3МЭ «Гриф» может поражать подводные лодки, идущие со скоростью до 80 км/ч и на глубинах до 800 метров.

Основное назначение АПР «Орел-М» - поражение и уничтожение подлодок различных классов, имеющих скорость хода до 70 км/ч на глубине до 0.8 километров, и кораблей противника в любой точке мирового океана при волнении моря до шести баллов. Применение ракеты возможно на глубинах не менее 60 метров. АПР-3/3М может успешно поразить многоцелевую атомную ракетную подлодку. Примененные решения в создании ракеты позволяют использовать ее для поражения новейших видов надводных/подводных кораблей.

Проектированием и разработкой новой противолодочной ракеты для вооружения авиационных машин занимался НИИПГМ, немного позднее ставший ЦНИИ «Гидроприбор», а сейчас ОАО «Регион». Все работы велись с 1969 года, параллельно велась разработка «предыдущей» версии АПР «Ястреб» (АПР-2). Основная особенность – установка турбоводометного двигателя. Созданием двигателя для ракеты отдельно занималось конструкторское бюро завода «Сатурн».

Из-за высокой сложности реализации требуемых характеристик, обеспечения безотказной работы, миниатюризации элементной базы бортовых систем и оборудования срок сдачи проекта постоянно переносился. Самый последний вариант противолодочной авиационной ракеты «Орел-М» был готов в 1990 году. На вооружение АПР поступает под названием АПР-3 (1990-1991 гг). На экспорт готовили ракеты под названием АПР-3Э. Следующим шагом была модернизация ракеты - АПР-3М (соответственно на экспорт - АПР-3МЭ).

Основное отличие АПР-3 от АПР-2 - наличие более эффективного двигателя. Модификация АПР-3М имеет следующие улучшенные решения по сравнению с АПР-3:
- массо-габаритные характеристики уменьшены;
- дальность действия увеличилась за счет улучшений в двигательной установке;
- увеличился боевой радиус системы самонаведения;
- улучшены основные характеристики ракеты – точность, реагирование, помехозащищенность, надежность работы;
- увеличили рабочие глубины;

Модернизированная ракета имеет бортовую интегрированную систему управления и бесплатформенную навигационную инерциальную систему, построенную на современных элементах. Это расширило возможности применения АПР-3М с самолетов и вертолетов морской авиации. Конструкторы упростили обслуживание ракеты в мирное и военное время.

Носители ракет АПР-3/3М:
- противолодочный самолет Ту-142МЭ;
- противолодочный самолет И-38;
- противолодочный вертолет Ка-28;
- противолодочный вертолет Ми-14;
(Применение АПР-3/3М возможно в режиме полета и в режиме «висения», используются первичные данные целеуказания.)
- надводные корабли ПЛО;
-многоцелевые подводные корабли.

С надводных/подводных кораблей ракеты применяются как самонаводящаяся БЧ морского ракетного комплекса «Калибр». АПР-СБЧ стартует с комплекса «Калибр» как ракета 91РТЭ2/91РЭ. В воздухе или воде происходит отделение самонаводящейся боевой части (АПР), и далее она работает как самостоятельная противолодочная ракета. АПР-3М используется в комплексах "Калибр"-НКЭ (надводный корабль) и "Калибр"-ПЛЭ (подводный корабль). За рубежом противолодочная авиационная ракета АПР-3Э используется в военно-морских силах КНР.

Принцип работы АПР-3/3М
Принцип действия остался неизменным для советских противолодочных авиационных ракет – поиск и сканирование цели происходит при спиральном движении ракеты вниз за счет естественной гравитации. При обнаружении цели включается двигатель, и ракета набирает ход для поражения обнаруженной цели.

При поступлении данных на противолодочную авиационную машину или при самостоятельном обнаружении цели носитель и ракету подготавливают к выполнению боевой задачи. Носитель следует курсом на цель, в АПР вводятся первичные данные обнаружения цели и режима полета. Далее ракету переводят на бортовое питание, и она самоподготавливается к боевому применению. При готовности ракета подает сигнал готовности и происходит отделение ракеты от носителя. В полете АПР стабилизируется по крену, далее на заданной высоте открывается тормозной парашют. При приводнении от ракеты отделяется тормозной отсек и защитный обтекатель. В воду АПР входит под дифферентным углом около 15 градусов, стабилизируется по первичным данным обнаружения по крену и курсу. Достигнув глубины 20 метров, снимаются предохранители и взрывное устройство приводится в полную боевую готовность. При достижении предельной глубины (порядка 200 метров) без успешного обнаружения цели включается двигатель, который выводит ракеты на повторный поиск цели. При невозможности дальнейшей работы двигателя на ракете включается устройство самоликвидации.

Конструкция
АПР-3/3М состоит из отсеков, в которых размещено оборудование, механизмы и ВВ. Между собой отсеки соединяются клиноцанговыми соединениями. Носовая часть состоит из обтекателя и носового отсека. Обтекатель служит для защиты антенн носового отсека при приводнении. Носовой отсек несет в себе СОП. Система состоит из акустической головки и блока системы наведения. Головка – плоская многоэлементная приемо-передающая антенная решетка с объединением гидрофонов по группам для создания приемо-передающих каналов. Направленность передачи (излучения) и обзорный сектор приема зависят от вводимых условий работы и первичных данных. Так же в головке установили блок неконтактного акустического датчика со своими гидрофонами, который является частью подрывного устройства АПР. Блок системы наведения – автоматическое устройство, формирующее излучаемые данные и обрабатывающее принятые сигналы. Боевая часть состоит из боевого заряда, предохранительного механизма и ВУ, которое подрывает боевой заряд по команде от контактного и бесконтактного акустического датчика. Центральная часть несет в себе приборы и блоки системы управления, бортовые устройства автоматики, электропитание и соединительный кабель, предназначенный для связи АПР с носителем (до боевого применения). Двигательный отсек вместил в себя газогенератор, заряд твердого топлива, турбонасос движителя. На отсеке выполнены крепления, за которые ракета подвешивается к носителю. Следом идет приборный кормовой отсек с блоками автоматики и приводами рулей. На отсеке выполнены стабилизаторы с рулями. К приборному кормовому отсеку за фланец крепится тормозной отсек. Он состоит из парашюта и устройств ввода/отсоединения отсека.

Оборудование
Основа АПР-3/3М – ГА СОП (гидроакустическая система пеленгования и обнаружения) и 2-х режимный турбоводометный двигатель.

ГА СОП АПР-3/3М первая использовала корреляционные пространственно-временные методы по обработке принятых сигналов и специальные зондирующие излучения с частотной азимутальной модуляцией. Использование данного метода излучения привело к расширению спектра реверберации и спектр излучения цели (подлодки) сузился. А используемый метод обработки сигналов надежно отстраивается от различных реверберационных помех. Это существенно повышает помехоустойчивость и защиту АПР от возможного противодействия. Остальные возможности ГА СОП:
- стробирование обнаруженных объектов по дальности;
- стробирование обнаруженных объектов по углам в двух плоскостях;
- плавающий цикл излучения;
- изменение излучения в зависимости от расстояния.

В АПР-3/3М впервые использовали для наведения адаптивный угол упреждения. При захвате цели происходит процесс наведения и автоматически определяется угол упреждения. При сближении ракеты с целью угол постоянно корректируется. Корректировка угла происходит в вертикальной и горизонтальной плоскости и осуществляется разворотом оси диаграмм направленности головки. Такой метод сделал возможным попадание ракеты к центру поражаемого объекта. То есть попадание ракеты происходит в прочный корпус, что гарантирует большую вероятность поражения/уничтожения цели. У АПР-3 попадание равно 50 процентам, у модернизированной АПР-3М - 60 процентам.

Двигатель работает на твердом высококалорийном гидрореагирующем топливе с изменяемой тягой. Не имеет аналогов и конкурентов. Максимальное время отработки двигателя - 113 секунд. Для снижения влияния работы двигателя на работу ГА СОП корпус АПР выполнен из шумопоглощающего материала. Электропитание ракеты идет от батареи ампульного типа. В ней также впервые использовали работу молекулярного накопителя. Накопитель позволил добиться семиразового превосходства над стандартными ампульными батареями.

Комплектация АПР-3/3М:
- СТП-3 – комплекс оборудования. Включает в себя стационарную техпозицию и станцию автоконтроля АКМПС-3.2;
- ЗиП – запасные части и блоки;
- документация и пособия. Возможна поставка учебно-разрезной ракеты АПР-3Р и комплексного имитатора.

Модификации ракеты:
- АПР-3 - базовая модель принята на вооружение в 1990-1991 гг;
- АПР-3Э - экспортный вариант, разработан в 1992 году;
- АПР-3М – модернизированная ракета;
- АПР-3МЭ – экспортный вариант модернизированной АПР-3М;
- АПР-3ЭУД – учебно-действующий вариант АПР-3М. Поставляется при экспорте АПР-3МЭ;
- АПР-3Р – учебный макет для поставки заказчику.

Основные характеристики:
- длина – 3.68 метра;
- калибр – 350 мм;
- оперение - 500 мм;
- полный вес - 525±25 килограмм;
- вес боевой фугасной части – 75±1 (возможно 100±3) килограмм;
- скоростные режимы 65/100 узлов (115/180 км/ч);
- скоростные характеристики цели – 43 узла (80км/ч);
- время поражения после захвата цели - не более 2 минут;
- боевой радиус реагирования поиск/атака – 2 000/1200 метров;
- вероятность уничтожения/поражения цели – до 0.9.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-474.html
http://www.airwar.ru/weapon/at/apr-3.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/apr3/apr3.shtml

Авиационная противолодочная ракета АПР-3/АПР-3М "Орёл-М" предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами (60-150м), при волнении моря до 6 баллов.

Разработка ракеты "Орел" с турбоводометным двигателем была начата НИИПГМ (позднее ЦНИИ "Гидроприбор" г.Санкт-Петербург, в настоящее время ОАО ГНПП "Регион") в 1969 году практически параллельно с ракетой "Ястреб" (АПР-2). Турбоводометный двигатель создавался в КБ завода "Сатурн" под руководством главного конструктора А.М.Люльки. Из-за сложности решения задач, поставленных перед создателями ракеты "Орел", сроки разработки неоднократно переносились. Разработка последнего варианта ракеты "Орел-М" была завершена только в 1990 году. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-3 (экспортный вариант — АПР-ЗЭ).

АПР-3Э отличается от АПР-2Э более эффективным двигателем. Модернизированная ракета АПР-3МЭ - дальнейшее совершенствование ракеты АПР-3Э: уменьшены массо-габаритные характеристики, увеличены дальность хода за счет времени работы двигательной установки, радиус реагирования системы самонаведения повышены ее точность, быстродействие и помехозащищенность, надежность ракеты, расширен диапазон глубин ее применения. АПР-3МЭ отличается от АПР-3Э наличием бортовой интегрированной системы управления с бесплатформенной инерциальной навигационной системой на современной элементной базе, что расширяет боевые возможности ракеты в составе авиационных и морских противолодочных комплексов, а также большей простотой обслуживания при эксплуатации.

Ракета АПР-3 и ее модификации могут применяться:

    с противолодочных самолетов типа Ту-142МЭ, Ил-38, вертолетов типа Ка-28, Ми-14 в режимах полета или "висения" по данным первичного целеуказания,

    в составе морских ракетных комплексов в качестве носимых самонаводящихся боевых частей с отделением от ракетоносителей в воздушной или водной средах в зависимости от вида их базирования (надводные корабли противолодочной обороны или многоцелевые подводные лодки), например ракеты 91РЭ1 , 91РЭ2 комплексов "Калибр-НКЭ" и "Калибр-ПЛЭ".

    из штатных торпедных аппаратов надводных кораблей и подводных лодок с использованием транспортно-пускового контейнера ракеты.

В настоящее время экспортный вариант ракеты АПР-3 предлагается для поставок за рубеж. АПР-3Э состоит на вооружении ВМФ КНР.

Состав

АПР-3 оснащена гидроакустической системой наведения - с использованием классификационных методов обработки информации. Сканирование пространства под водой в режиме поиска цели в бесшумных условиях производится за счет спирального движения ракеты под действием гравитации без включения двигательной установки. Реактивная двигательная установка ракеты приводится в действие только после обнаружения цели и позволяет за минимальное время (1...2 мин.) достичь цели, что практически исключает возможность ее уклонения и (или) другого противодействия.

С этой целью в конструкции и системах ракеты реализован ряд оригинальных, прогрессивных решений и новейших достижений науки и технологий. Так, например, в многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования (СОП) АПР-ЗЭ впервые были применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией. Использование подобных посылок приводит к тому, что спектр реверберации оказывается шире спектра сигналов подводной лодки - цели и это вместе с различием пространственно-корреляционных функций реверберации и ПЛ-цели позволяет надежно отстраиваться от реверберационных помех. Одновременно обеспечиваются высокая помехоустойчивость относительно ходовых помех и автоматическая защита от средств гидроакустического противодействия как заградительного, так и ретрансляционного типа. Кроме того, в алгоритме работы СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с дистанцией. Реализация этих технических решений позволила существенно повысить характеристики СОП.

В ракете впервые разработан и применен закон наведения с адаптивным углом упреждения. В процессе наведения ее на цель автоматически определяется значение вводимого угла упреждения, который при сближении с целью корректируется. Введение угла упреждения в двух плоскостях осуществляется за счет разворота оси диаграммы направленности акустической головки электронным способом. Реализация метода наведения с адаптивным углом упреждения позволила сместить центр группирования попаданий ракеты АПР-3 к центру ПЛ-цели и обеспечить попадание преимущественно в ее прочный корпус. Так если АПР-2 обеспечивала равновероятную область попадания по всей архитектуре ПЛ, то АПР-3Э не менее 50%, а АПР-3МЭ не менее 60% попаданий в наиболее уязвимую часть ПЛ (прочный корпус).

В системе электропитания бортовой аппаратуры ракеты наряду с использованием ампульной батареи большой мощности впервые разработан и применен молекулярный накопитель. Это позволило в 7 раз увеличить потребление электрической энергии генератора зондирующих импульсов СОП при существенно меньшем объеме накопителя.

Разработанный для ракеты АПР-З двухрежимный турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном твердом топливес регулируемой тягой не имеет аналогов в мировой и отечественной практике. Продолжительность работы двигателя - 113с. Для уменьшения влияния структурных шумов двигателя, проникающих на акустическую головку СОП по корпусу ракеты, корпус ракеты и узлы крепления акустической головки сделаны из шумопоглощающих материалов. Это обусловило работоспособность СОП при работе турбоводометной двигательной установки.

Конструкция ракеты состоит из отдельных отсеков, сочлененных между собой посредством клиноцанговых соединений (см. схему ). На носовую часть устанавливается металлический обтекатель для защиты антенной решетки акустической головки СОП от ударных нагрузок в момент приводнения. В носовом приборном отсеке размещена СОП, состоящая из акустической головки и автомата системы наведения. Акустическая головка представляет собой плоскую многоэлементную приемно-излучающую антенную решетку, гидрофоны которой объединены в группы для формирования каналов по излучению и приему. Диаграмма направленности по излучению и сектор обзора по приему могут трансформироваться в зависимости от условий работы ракеты. В акустической головке размещены также электронный блок акустического неконтактного датчика цели и его гидрофоны, являющиеся составной частью взрывательного устройства ракеты. Автомат системы наведения - это электронный блок, формирующий зондирующие посылки и обрабатывающий принимаемые сигналы. В отсеке боевой части размещены боевой заряд и предохранительно-исполнительный механизм взрывательного устройства, подрывающий боевой заряд по командам акустического неконтактного и контактного датчиков цели.

В центральном приборном отсеке размещены приборы систем управления, бортовой автоматики, электропитания и бортовой соединитель для электрических связей с системами носителя. Отсек двигательной установки включает в себя газогенератор с зарядом твердого топлива и турбонасосный агрегат движителя. На передней части корпуса двигателя размещены наделки, за которые ракета АПР-З подвешивается на носитель. С двигателем стыкуется кормовой приборный отсек, в котором размещены блоки бортовой автоматики и электрические приводы рулей. На отсеке расположены четыре стабилизатора с рулями, расположенными соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Кормовой отсек заканчивается фланцем для крепления отсека торможения. Отсек торможения состоит из корпусно-механической части, парашютной системы и устройств ввода его в работу, отделения в момент приводнения и связи с вертолетом-носителем при применении ракеты в режиме "висение".

При обнаружении ПЛ и принятии решения на ее уничтожение на носителе происходит подготовка ракеты АПР-ЗЭ к боевому применению (см. схему ). Носитель ложится на боевой курс и вводится информация о режиме полета и параметрах движения цели. Ракета переводится на бортовые источники питания, в ее системе управления формируется и передается на носитель обобщенный сигнал готовности, по которому производится сброс. При полете АПР-3Э на воздушном участке траектории происходят ее стабилизация по крену, раскрытие тормозного парашюта и отделение в момент приводнения тормозного отсека и защитного обтекателя. Ракета входит в воду и погружается под углом ~15° по дифференту, стабилизируется по курсу и крену. На глубине ~20м снимаются ступени предохранения и приводится в готовность взрывательное устройство. При поиске цели до глубин 200м ракета погружается по спирали без включения двигательной установки. На больших глубинах поиск осуществляется с включенной двигательной установкой. При обнаружении цели включается двигательная установка и происходит энергичное сближение с ПЛ и ее поражение. Если цель не обнаружена, по окончанию работы двигательной установки ракета самоликвидируется.

Для эксплуатации ракета АПР-ЗЭ снабжается:

  • комплектом оборудования стационарной технической позиции СТП-ЗЭ, включающим станцию автоматического контроля АКИПС-3.2;
  • комплектами запасных частей с основными блоками;
  • комплектами учебных пособий, в том числе учебно-разрезной ракетой АПР-3Р, комплексным учебным имитатором А4.

Тактико-технические характеристики

АПР-2Э
Масса, кг 575 525 475
Калибр, мм 350 350 350
длина,мм 3700 3600 3200
Скорость хода, км/ч до 115 до 120 до 130
Глубина хода, м до 600 до 800 до 800
Параметры гидроакустической корреляционной системы:
- радиус реагирования, м
- разрешающая способность (сигнал/шум)
- точность пеленга, град

до 1500
0.4
до 2

до 2000
0.2
до 2

до 2500
менее 0.1
до 2
Заряд боевой части (в тротиловом эквиваленте), кг 100 74 74
Вероятность поражения цели при среднеквадратической ошибке целеуказания 500м, % 70-80 до 85 не менее 85
Время выполнения боевой задачи, мин 1-2 1-2 1-2
2017-07-07T22:20:39+00:00

Авиационная противолодочная реактивная торпеда АПР-3 «Орёл-М».

Разработчик: НИИПГМ
Страна: Россия (СССР)
Начало разработки: 1969 г.
Принятие на вооружение: 1991 г.

Авиационная противолодочная реактивная торпеда АПР-3 «Орёл-М» предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами (60-150 м), при волнении моря до 6 баллов.

Разработка реактивной торпеды «Орел» с турбоводометным двигателем была начата НИИПГМ (позднее ЦНИИ «Гидроприбор» г. Санкт-Петербург, в настоящее входит в состав АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение») в 1969 году практически параллельно с ракетой АПР-2 «Ястреб» . Турбоводометный двигатель создавался в КБ завода «Сатурн» под руководством главного конструктора А.М.Люльки. Из-за сложности решения задач, поставленных перед создателями ракеты «Орел», сроки разработки неоднократно переносились. Разработка последнего варианта ракеты «Орел-М» была завершена только в 1990 году. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-3 (экспортный вариант — АПР-3Э).

Реактивная торпеда АПР-3Э.

Ракета АПР-3 применяется с противолодочных самолетов и вертолетов по данным первичного целеуказания. Она отличается от существующих авиационных противолодочных торпед и ракет высоким быстродействием в режиме поиска и обнаружения цели, высокой скоростью сближения с ней после первичного захвата и поражает противника, как правило, до начала организации им противодействия.

Ракета АПР-3 состоит из следующих основных частей, размещенных поотсечно:
— системы наведения (носовой приборный отсек, включает акустическую головку и автомат системы наведения);
— отсек боевой части (боевой заряд и предохранительно-исполнительный механизм);
— центральный приборный отсек (приборы системы управления, электропитание и др.);
— отсек двигательной установки (газогенератор с зарядом твердого топлива и турбонасосный агрегат движителя);
— кормовой приборный отсек (блоки бортовой автоматики и электрические рулевые приводы);
— отсек торможения (корпусно-механическая часть, парашютная система, устройства ввода в работу тормозной системы).

Компоновка АПР-3.

Для уменьшения влияния шумов двигателя на систему самонаведения корпус ракеты и узлы крепления акустической головки выполнены из шумопоглащающего материала.

Для предотвращения повреждения системы самонаведения при приводнении ракеты на носовую часть надевается металлический обтекатель. После приводнения ракета входит в воду под углом 15° по деференту, при этом она стабилизируется по курсу и крену. На глубине 20 м снимается предохранение взрывного устройства.

АПР-3 оснащена гидроакустической системой наведения — с использованием классификационных методов обработки информации. Сканирование пространства под водой в режиме поиска цели в бесшумных условиях производится за счет спирального движения ракеты под действием гравитации без включения двигательной установки. Реактивная двигательная установка ракеты приводится в действие только после обнаружения цели и позволяет за минимальное время (1-2 мин) достичь цели, что практически исключает возможность ее уклонения и (или) другого противодействия.

Схема применения реактивной торпеды АПР-3Э.

С этой целью в конструкции и системах ракеты реализован ряд оригинальных, прогрессивных решений и новейших достижений науки и технологий. Так, например, в многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования (СОП) АПР-3Э впервые были применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией. Использование подобных посылок приводит к тому, что спектр реверберации оказывается шире спектра сигналов подводной лодки — цели и это вместе с различием пространственно-корреляционных функций реверберации и ПЛ-цели позволяет надежно отстраиваться от реверберационных помех. Одновременно обеспечиваются высокая помехоустойчивость относительно ходовых помех и автоматическая защита от средств гидроакустического противодействия как заградительного, так и ретрансляционного типа. Кроме того, в алгоритме работы СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с дистанцией. Реализация этих технических решений позволила существенно повысить характеристики СОП.

В ракете впервые разработан и применен закон наведения с адаптивным углом упреждения. В процессе наведения ее на цель автоматически определяется значение вводимого угла упреждения, который при сближении с целью корректируется. Введение угла упреждения в двух плоскостях осуществляется за счет разворота оси диаграммы направленности акустической головки электронным способом. Реализация метода наведения с адаптивным углом упреждения позволила сместить центр группирования попаданий ракеты АПР-3 к центру ПЛ-цели и обеспечить попадание преимущественно в ее прочный корпус. Так если АПР-2 обеспечивала равновероятную область попадания по всей архитектуре ПЛ, то АПР-3Э не менее 50%, а АПР-3МЭ не менее 60% попаданий в наиболее уязвимую часть ПЛ (прочный корпус).

Для авиационных противолодочных ракет различных модификаций в НИИ «Поиск» было создано целое семейство контактных и неконтактных взрывателей: И-152, И-171В, И-394, И-346 с блоками Б-164Т, Б-120 и неконтактный электромагнитный датчик цели И-289 со сферической характеристикой реагирования.

В системе электропитания бортовой аппаратуры ракеты наряду с использованием ампульной батареи большой мощности впервые разработан и применен молекулярный накопитель. Это позволило в 7 раз увеличить потребление электрической энергии генератора зондирующих импульсов СОП при существенно меньшем объеме накопителя.

Разработанный для ракеты АПР-3 двухрежимный турбоводометный двигатель на смесевом высококалорийном твердом топливес регулируемой тягой не имеет аналогов в мировой и отечественной практике. Продолжительность работы двигателя — 113 с. Для уменьшения влияния структурных шумов двигателя, проникающих на акустическую головку СОП по корпусу ракеты, корпус ракеты и узлы крепления акустической головки сделаны из шумопоглощающих материалов. Это обусловило работоспособность СОП при работе турбоводометной двигательной установки.

Заборники двигателя торпеды АПР-3.

Калибр, мм: 350
Длина, мм: 3600-3700
Вес, кг: 500-525
БЧ: фугасная, 74-100 кг
Взрыватель: акустический неконтактный + контактный
Система электропитания: ампульная батарея большой мощности
Траектория движения: поиск по спирали
Глубина хода, м: 0-800
Скорость хода, узл
— режим 1: 65
— режим 2: 100
Глубина поражения ПЛ, м: 800
Скорость цели, км/ч: до 80
Время выполнения боевой задачи, мин: 1-2
Высота применения: с малых высот или с висения
Двигатель: регулируемый турбоводометный
Система самонаведения: многоканальная гидроакустическая СОП
Система управления: инерциальная с трехстепенным гироскопическим датчиком и системой наведения
Носитель.

Основное назначение АПР «Орел-М» — поражение и уничтожение подлодок различных классов, имеющих скорость хода до 70 км/ч на глубине до 800 метров , и кораблей противника в любой точке мирового океана при волнении моря до шести баллов. Применение ракеты возможно на глубинах не менее 60 метров. АПР-3/3М может успешно поразить многоцелевую атомную ракетную подлодку. Примененные решения в создании ракеты позволяют использовать ее для поражения новейших видов надводных/подводных кораблей.

Проектированием и разработкой новой противолодочной ракеты для вооружения авиационных машин занимался НИИПГМ, немного позднее ставший ЦНИИ «Гидроприбор», а сейчас ОАО «Регион». Все работы велись с 1969 года, параллельно велась разработка «предыдущей» версии АПР «Ястреб» (АПР-2). Основная особенность – установка турбоводометного двигателя. Созданием двигателя для ракеты отдельно занималось конструкторское бюро завода «Сатурн».

Из-за высокой сложности реализации требуемых характеристик, обеспечения безотказной работы, миниатюризации элементной базы бортовых систем и оборудования срок сдачи проекта постоянно переносился. Самый последний вариант противолодочной авиационной ракеты «Орел-М» был готов в 1990 году . На вооружение АПР поступает под названием АПР-3 (1990-1991 гг). На экспорт готовили ракеты под названием АПР-3Э. Следующим шагом была модернизация ракеты — АПР-3М (соответственно на экспорт — АПР-3МЭ).

Основное отличие АПР-3 от АПР-2 — наличие более эффективного двигателя. Модификация АПР-3М имеет следующие улучшенные решения по сравнению с АПР-3 :
— массогабаритные характеристики уменьшены;
— дальность действия увеличилась за счет улучшений в двигательной установке;
— увеличился боевой радиус системы самонаведения;
— улучшены основные характеристики ракеты – точность, реагирование, помехозащищенность, надежность работы;
— увеличили рабочие глубины.

Модернизированная ракета имеет бортовую интегрированную систему управления и бесплатформенную навигационную инерциальную систему, построенную на современных элементах. Это расширило возможности применения АПР-3М с самолетов и вертолетов морской авиации. Конструкторы упростили обслуживание ракеты в мирное и военное время.

Носители ракет АПР-3/3М :
— противолодочный самолет Ту-142МЭ;
— противолодочный самолет И-38;
— противолодочный вертолет Ка-28;
— противолодочный вертолет Ми-14;
(Применение АПР-3/3М возможно в режиме полета и в режиме «висения», используются первичные данные целеуказания.)
— надводные корабли ПЛО;
— многоцелевые подводные корабли.

С надводных/подводных кораблей ракеты применяются как самонаводящаяся БЧ морского ракетного . АПР-СБЧ стартует с комплекса «Калибр» как ракета 91РТЭ2/91РЭ. В воздухе или воде происходит отделение самонаводящейся боевой части (АПР), и далее она работает как самостоятельная противолодочная ракета. АПР-3М используется в комплексах «Калибр»-НКЭ (надводный корабль) и «Калибр»-ПЛЭ (подводный корабль). За рубежом противолодочная авиационная ракета АПР-3Э используется в военно-морских силах КНР.

Принцип работы АПР-3/3М

Принцип действия остался неизменным для советских противолодочных авиационных ракет – поиск и сканирование цели происходит при спиральном движении ракеты вниз за счет естественной гравитации. При обнаружении цели включается двигатель, и ракета набирает ход для поражения обнаруженной цели.

При поступлении данных на противолодочную авиационную машину или при самостоятельном обнаружении цели носитель и ракету подготавливают к выполнению боевой задачи. Носитель следует курсом на цель, в АПР вводятся первичные данные обнаружения цели и режима полета. Далее ракету переводят на бортовое питание, и она самоподготавливается к боевому применению. При готовности ракета подает сигнал готовности и происходит отделение ракеты от носителя. В полете АПР стабилизируется по крену, далее на заданной высоте открывается тормозной парашют.

При приводнении от ракеты отделяется тормозной отсек и защитный обтекатель. В воду АПР входит под дифферентным углом около 15 градусов, стабилизируется по первичным данным обнаружения по крену и курсу. Достигнув глубины 20 метров, снимаются предохранители и взрывное устройство приводится в полную боевую готовность. При достижении предельной глубины (порядка 200 метров) без успешного обнаружения цели включается двигатель, который выводит ракеты на повторный поиск цели. При невозможности дальнейшей работы двигателя на ракете включается устройство самоликвидации.

Конструкция

АПР-3/3М состоит из отсеков, в которых размещено оборудование, механизмы и ВВ. Между собой отсеки соединяются клиноцанговыми соединениями. Носовая часть состоит из обтекателя и носового отсека. Обтекатель служит для защиты антенн носового отсека при приводнении. Носовой отсек несет в себе СОП. Система состоит из акустической головки и блока системы наведения.

Головка – плоская многоэлементная приемо-передающая антенная решетка с объединением гидрофонов по группам для создания приемо-передающих каналов. Направленность передачи (излучения) и обзорный сектор приема зависят от вводимых условий работы и первичных данных. Так же в головке установили блок неконтактного акустического датчика со своими гидрофонами, который является частью подрывного устройства АПР.

Блок системы наведения – автоматическое устройство, формирующее излучаемые данные и обрабатывающее принятые сигналы. Боевая часть состоит из боевого заряда, предохранительного механизма и ВУ, которое подрывает боевой заряд по команде от контактного и бесконтактного акустического датчика. Центральная часть несет в себе приборы и блоки системы управления, бортовые устройства автоматики, электропитание и соединительный кабель, предназначенный для связи АПР с носителем (до боевого применения).

Двигательный отсек вместил в себя газогенератор, заряд твердого топлива, турбонасос движителя. На отсеке выполнены крепления, за которые ракета подвешивается к носителю. Следом идет приборный кормовой отсек с блоками автоматики и приводами рулей. На отсеке выполнены стабилизаторы с рулями. К приборному кормовому отсеку за фланец крепится тормозной отсек. Он состоит из парашюта и устройств ввода/отсоединения отсека.

Оборудование

Основа АПР-3/3М – ГА СОП (гидроакустическая система пеленгования и обнаружения) и 2-х режимный турбоводометный двигатель.
ГА СОП АПР-3/3М первая использовала корреляционные пространственно-временные методы по обработке принятых сигналов и специальные зондирующие излучения с частотной азимутальной модуляцией. Использование данного метода излучения привело к расширению спектра реверберации и спектр излучения цели (подлодки) сузился. А используемый метод обработки сигналов надежно отстраивается от различных реверберационных помех. Это существенно повышает помехоустойчивость и защиту АПР от возможного противодействия.

Остальные возможности ГА СОП :
— стробирование обнаруженных объектов по дальности;
— стробирование обнаруженных объектов по углам в двух плоскостях;
— плавающий цикл излучения;
— изменение излучения в зависимости от расстояния.

В АПР-3/3М впервые использовали для наведения адаптивный угол упреждения . При захвате цели происходит процесс наведения и автоматически определяется угол упреждения. При сближении ракеты с целью угол постоянно корректируется. Корректировка угла происходит в вертикальной и горизонтальной плоскости и осуществляется разворотом оси диаграмм направленности головки.

Такой метод сделал возможным попадание ракеты к центру поражаемого объекта. То есть попадание ракеты происходит в прочный корпус, что гарантирует большую вероятность поражения/уничтожения цели. У АПР-3 попадание равно 50%, у модернизированной АПР-3М – 60%.

Двигатель работает на твердом высококалорийном гидрореагирующем топливе с изменяемой тягой. Не имеет аналогов и конкурентов. Максимальное время отработки двигателя — 113 секунд. Для снижения влияния работы двигателя на работу ГА СОП корпус АПР выполнен из шумопоглощающего материала. Электропитание ракеты идет от батареи ампульного типа. В ней также впервые использовали работу молекулярного накопителя. Накопитель позволил добиться семиразового превосходства над стандартными ампульными батареями.

Модификации ракеты :
— АПР-3 — базовая модель принята на вооружение в 1990-1991 гг;
— АПР-3Э — экспортный вариант, разработан в 1992 году;
— АПР-3М – модернизированная ракета;
— АПР-3МЭ – экспортный вариант модернизированной АПР-3М;
— АПР-3ЭУД – учебно-действующий вариант АПР-3М. Поставляется при экспорте АПР-3МЭ;
— АПР-3Р – учебный макет для поставки заказчику.

Основные характеристики :
— длина – 3,68 м;
— калибр – 350 мм;
— оперение — 500 мм;
— полный вес — 525±25 кг;
— вес боевой фугасной части – 75±1 (возможно 100±3) кг;
— скоростные режимы 65/100 узлов (115/180 км/ч);
— скоростные характеристики цели – 43 узла (80 км/ч);
— время поражения после захвата цели — не более 2 минут;
— боевой радиус реагирования поиск/атака – 2000/1200 м;
— вероятность поражения цели – до 0,9.