Болезни Военный билет Призыв

Высоко над семьею гор казбек твой. Путешествие по Грузии. Степанцминда (Казбеги), Гергетский монастырь и Казбек, Дарьяльское ущелье. «Монастырь на Казбеке» А. Пушкин

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» - злая сатира. «Сатира? - спросил Блок и задумался. - Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

«Монастырь на Казбеке» Александр Пушкин

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..

Анализ стихотворения Пушкина «Монастырь на Казбеке»

Кавказские горы восхищали не только М. Ю. Лермонтова. А. С. Пушкин тоже посещал эти живописные территории и оставил несколько произведений, посвящённых им. Одно из таких – стихотворение «Монастырь на Казбеке», созданное, как гласит запись в рукописи, 20 сентября 1829 года. Впервые это произведение опубликовали в журнале «Северные цветы» в 1831 году.

Стихотворение состоит из двух строф. Первая представляет собой шестистишие (секстина), а второе – пятистишие. Если представить строки в виде схемы, то она будет выглядеть так: aabbcb cdede. Таким образом, можно говорить о своеобразном сочетании парных и перекрёстных рифм. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Поэт говорит от первого лица. Это обычно для лирики Александра Сергеевича, когда в своих произведениях он обращается то к друзьям, то к возлюбленным, то к завистникам. В этом стихотворении происходит то же самое, с той разницей, что адресатом является не человек, а целая гора. Поэт произносит её гордое имя:
Высоко над семьёю гор,
Казбек…

Применительно к своему величественному собеседнику автор употребляет достойные его пышные эпитеты. Вершину Казбека он метафорически называет «царственным шатром», а монастырь, расположенный на ней, сравнивает с «реющим ковчегом». В этом выражении чувствуется намёк на легенду, что именно к Кавказским горам пристало судно библейского праведника Ноя. Даже для света, озаряющего горы, у поэта находится эффектный эпитет – «вечные лучи», который указывает на неизменность состояния всего, что прикасается к горным вершинам.

Не менее интересна метафора, использованная поэтом по отношению к Кавказу. Горный массив Александр Сергеевич называет «семья гор». Кавказ предстаёт перед нами как близкий круг живых существ. Оно существуют вечно, а потому сохраняют величественность и непоколебимый покой, напоминающий о божественном умиротворении.

Поэт не скрывает, что его привлекает эта неизменность. Он восклицает: «Далёкий, вожделенный брег!»

Думается, что образ горной вершины, увенчанной монастырём, является метафорой творческой жизни. Читатель, хорошо знакомый с сочинениями Пушкина, вспомнит, что Александр Сергеевич не раз высказывался о самодостаточности творца. Поэт не должен унижаться, прислуживая публике. Вместо этого ему следует больше внимания уделять своей работе, которая приближает его к богу. Вот и в строках этого стихотворения мы видим движение от низа («сказав прости ущелью») к небесам – «в соседство Бога». Автор очерчивает собственный путь, стремясь стать подобным гордым, молчаливым бессмертным горам.

Адрес: Окрестности п. Степанцминда

Gergeti Trinity Church, Mtskheta-Mtianeti, Georgia

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Стихотворение «Монастырь на Казбеке» написал в 1829 году А. С. Пушкин. Эти строки посвящены легендарной Гергетской церкви, величественно стоящей у горы Казбек.

О церкви Гергети

Троицкая церковь в Гергети (Гергетис Цминда Самеба) расположена на холме у подножия горы Казбек. Она стоит в буквальном смысле выше облаков — высота над уровнем моря составляет 2170 метров. Снизу кажется, что монастырь парит в воздухе, высокого-высоко в горах — удивительный вид!

Почему же церковь построили так высоко? В Грузии существует поверье: чтобы попасть к Богу, человек должен приложить для этого усилия. Поэтому и возвели храм так высоко, чтобы преодолевали сложный путь в гору только истинно верующие. Еще существует легенда, что Пресвятая Богородица указала на место строения Троицкой церкви.

Расстояние от храма до российской границы всего лишь 11 км — это первая достопримечательность, которую видят туристы, въезжающие в Грузию через Верхний Ларс. Храм расположен возле деревни Гергети, а внизу раскинулся живописный поселок (ранее — Казбеги), на который с небольшой смотровой площадки открывается потрясающий вид.

Гергетская церковь — древнее построение, которое датируется XIV веком. Она является единственным крестово-купольным храмом в Казбегском районе.

Во время нашествия персов в XVIII веке в Троицкой церкви прятали крест Святой Нино и другие святыни Грузии.

Во времена правления советской власти был наложен запрет на проведение богослужений в церкви, однако, несмотря на это, храм все равно оставался популярным у туристов.

В 1988 году к церкви проложили канатную дорогу, но местные жители посчитали, что это оскверняет святые места и разрушили построение. На удивление, даже сейчас возле храма нет никаких магазинов, кафе, киосков с сувенирами и прочего — это сохраняет первозданность святых мест.

Здесь часто гуляют игривые и дружелюбные лошади, эти места для них — раздолье.

Кроме самого храма, здесь расположена колокольня. Также имеется источник с питьевой водой.

Снаружи Гергетская церковь украшена резьбой и барельефами в виде солнца, виноградной лозы, крестов, животных и других всевозможных орнаментов. Очень фактурная и интересная железная дверь храма.

Внутри церковь очень аскетична. Здесь нет дорого и роскошного убранства. Из фресок сохранилось лишь несколько фрагментов, даже штукатурка отсутствует. Электричества тоже нет, единственный источник света — это узкие окна, поэтому в храме почти всегда полутьма.

В церкви хранится множество ценных икон, одна из которых — Гергетская икона Божьей Матери.

Как добраться

Для начала нужно доехать до поселка Степанцминда. Из Тбилиси от станции метро Дидубе маршрутки в этом направлении начинают ходить с 8 часов утра и курсируют каждый час. Расписание может изменяться, поэтому лучше узнавать его непосредственно перед поездкой. Стоимость проезда — 15 лари, время в пути — 3-3,5 часа. Обратно из Степанцминды в Тбилиси последняя маршрутка отправляется около 17:00, летом — около 18:00.

Не пытайтесь проехать к церкви на собственном авто, если, конечно, у вас не внедорожник 4×4. Здешние дороги на это не рассчитаны.

Подъем к церкви пешком занимает примерно 1,5 часа. Сначала вам нужно пройти через деревню Гергети, а затем начинается извилистый серпантин, который идет через лес. Есть и более короткий путь — крутой подъем вверх напрямую к церкви (через кладбище справа от горы). Но учтите, что подъем очень сложный, поэтому, если у вас нет хорошей физической подготовки, лучше все же пойти по более длинному пути — серпантину. Хотя по серпантину дорога тоже не комфортная — проезжающие такси, а их здесь много, поднимают клубы пыли.

Стоимость проезда на такси-внедорожнике составляет 50-60 лари за машину в обе стороны. Цены могут немного меняться в зависимости от сезона, наплыва туристов и прочих факторов.

Троицкая церковь в Гергети — это одна из самых прекрасных достопримечательностей Грузии. Здесь всей душой ощущается величие, святость и значимость этих мест. Сочетание заснеженных гор, зелени, каменной старины и живописных окрестностей никого не оставляют равнодушным.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.





Запросить консультацию менеджера

Троицкая церковь в Гергети, (Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Здесь мнение нашего экскурсовода Дали расходятся с википедией. По источникам, изученным Дали, высота составляет 1800 м.

Волшебное по своей красоте место, воспетое Пушкиным И, как утверждают некоторые еще и Лермонтовым, и Грибоедовым.
Я уже вам его частично показывала

В воздухе висело этакое облачно-туманное марево, что сделало многие кадры, как "в молоке". Не режимное время было, однозначно:)

Давайте начнем восхождение и полюбуемся красотами Казбеги и храма.

В русской литературе храм и монастырь известен по стихотворению Пушкина "Монастырь на Казбеке", которое написано в мае 1829 года. Небольшое это стихотворение звучит так:

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Вот куда нам предстоит подняться. И это максимальный зум у моей камеры:

Отсюда и будем подниматься. Присутствие людей здесь еще заметно. Но мы уже на уровне облаков! Так и вспомнилось:"Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана;...":))

Мы попали как раз на праздник села. Люди в основном пешком вот оттуда снизу и вот по таким тропам поднимались на вершину. к храму. Говорят, подъем занимает 1,5 часа. Это для умелых местных жителей, а для неподготовленных туристов намного больше.
Благо, мы были на машине. И водитель - наш прекрасный Илья - житель этих мест. Горец, знающий все тонкости езды по серпантину, порой, чуть не отвесному!
Мы поднялись выше облаков!

На грузинском гора Казбек называется Мкинварцвери, что обозначает “гора с ледовой вершиной”. При малейшей облачности вершина горы прячется,вот и нам не повезло. Казбек закрылся от нас облаками.

Вот этим в частности. Все же кусочек горы слева от облачка мы увидели. Считаем, что видели Казбек:))

А теперь о самой церкви Святой Троицы. Из википедии: Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви.
Дали нам рассказывала, что во время нашествия персов здесь укрывали много святынь, привезенных со всей Грузии, не только крест св. равноап. Нино. Поэтому место очень почитаемое в духовном плане.

Наружная часть храма.

Монастырь Святой Троицы в Гергети мужской. Насельников немного. Но все - крепкие духом. Когда на горы ложится снег, никакого сообщения между монастырем и миром не остается. Вот как-то справляются, выживают монахи.

Вход в келию:

Камера знатно уложила колокольню..
С фотографированием храма есть некоторые сложности. Внутри запрещено. Фотографировать со стороны тоже непросто, практически нет позиции. Внутри храм аскетичен. Фресок нет, даже штукатурки нет, стены сложены из каменных блоков. Внутри темновато. Электричества внутри храма нет, а окна очень узкие

Зато в храме я увидела икону Богородицы и сердце мое как-то екнуло: это что-то мое, родное!! Спросила у Дали, как называется икона. Дали спросила у монаха, тот ей что-то объяснял, потом Дали мне стала пересказывать его повествование. Но, у меня уже была стопроцентная уверенность в том, что подсказало мне сердце: "Одигитрия?!", - спросила я. "Да, точно, Одигитрия!", - обрадовалась Дали. Она просто забыла каноническое название и пыталась мне объяснить смысл слова "Путеводительница".
Конечно, я молилась перед иконой Одигитрии, затем написала записки о здравии и упокоении. На русском. Там принимают их спокойно и с любовью.

Святой источник:

Ну, и я вся прикинутая на фоне заоблачного Казбека. Футболка и арафатка из Иерусалима (арафатка служила юбкой в данном случае). А вот платочек..платочек грузинский, в монастыре купленный. И надпись на древне грузинском гласит:"Благословение Господне".

Горные маки -редкость и красота, как сказала Дали.

А теперь просто пейзажи и зарисовки.. Обработка снимков приближена к естественному состоянии природы. То, что видит глаз.

И групповой портрет на память. Здесь предполагается смотреть не на меня, отъевшуюся хинкали и округлившуюся щеками, хотя я предательски нахожусь в зоне золотого сечения. Смотреть надо на красавца Илью - нашего водителя. Он первый слева во втором ряду. Такой скромный молодой человек. Хотя вполне брутален, боксер и прочее. Но, скромный. В Грузии молодежь в большинстве своем очень хорошо воспитана и, потому, скромна.
Одним словом, я сказала Илье: если он не сфотографируется, мне не поверят, что в Грузии такие красавцы живут. И вообще не поверят, что я была в Грузии:)))
Итак второй ряд слева направо: Илья, я, Ольга - зам.директора принимавшей нас тур.фирмы Гудауритурс (кстати очень всем рекомендую эту турфирму) и Саша.
Первый ряд слева направо: Евгения (туристка в составе нашей группы из Белоруссии) и наш экскурсовод Дали.

А еще район Казбеги, а точнее Мохеви - родина хинкали. В Мохеви хинкали готовят из грубого серого теста с начинкой из баранины. Лично мне они понравились меньше, чем традиционные в других районах Грузии.

В самом конце поездки Илья остановился у дома своего дяди. К нему выбежал племянник с пластиковой бутылкой, емкостью 2,5 л. Там было вино, сделанное тем самым дядей. Из какого-то редкого сорта винограда. Илья с улыбкой протянул эту бутыль нам: "Угощайтесь, дорогие гости!" Таким образом из поездки мы вернулись еще и с ценным подарком, рассуждая на тему поведения водителей в Турциях-Египтах, где им надо платить чаевые. И вот здесь в Грузии, где мы сами получили "чаевые" от всего сердца.

Привет! Думай больше, и не будет так туго J Но ответ все равно держи;))

домик, где жил я с бедной нянею моей. 9) Здравствуй, племя мла-
дое, незнакомое! 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрас-
ные порывы! 11) Итак, пошли тихонька внука с запиской этой к
О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни сло-
ва, чтоб он не называл меня...
II. 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое.
2) Какая верная картина! Какая точность в выражении! 3) Не ме-
нее превосходна «Казачья колыбельная песня». 4) Где, откуда
взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность
тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и пре-
лесть выражения? 5) О, как глубоко поучительна эта повесть, как
сильно потрясает она душу!
№ 383 (с). Разметнов задумался. Некоторое время они шли мол-
ча, предаваясь воспоминаниям о далеком и близком прошлом.
Макар Нагульнов раздувал ноздри, плотно сжимал тонкие губы и
шел, как в строю, расправив плечи, четко печатая шаг. Всем ви-
дом своим он являл воплощенную недоступность. Разметнов же
на ходу то улыбался, то отчаянно взмахивал рукою, то крутил
свой светлый курчавый ус и, как сытый кот, жмурил глаза...
Где-то позади остался, скрылся за изволоком Гремячий Лог, и ши-
рокая, глазом не охватишь, степь поглотила Давыдова. Всею гру-
дью вдыхая хмельные запахи травы и непросохшего чернозема,
Давыдов долго смотрел на далекую гряду могильных курганов.
Чем-то напомнили ему эти синеющие вдали курганы вздыбленные
штормом волны Балтики... Потом рассеянно блуждающий взгляд
его поймал в небе еле приметную точку. Черный степной орел,
житель могильных курганов, царственно величавый в своем оди-
ночестве, парил в холодном поднебесье, медленно, почти незамет-
но теряя на курганах высоту. Широкие, тупые на концах, недвижно
распростертые крылья легко несли его там, в подоблачной выши-
не, и встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему
костистому телу черное, тускло блистающее оперенье.
Предаваясь - деепричастие.