Болезни Военный билет Призыв

Ведущая тема анчар. Анализ стихотворения "Анчар" Пушкина А.С. «Анчар» Александр Пушкин

«Анчар» Пушкина - одно из самых мощных стихотворений поэта. Оно выражает протест против абсолютной власти одного человека над другим. Пушкин создал в нем совершенно новый для русской поэзии круг образов, воспринятый им с Востока.

История создания

Стихотворение «Анчар» Пушкин написал в 1828 году, спустя три года после восстания декабристов. Незадолго до Александра Сергеевича известный поэт П. Катенин создал целую поэму с «древом жизни», которое было символом царского милосердия. Возможно, как противопоставление этому льстивому произведению, был сложен «Анчар». Его напечатали в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. При этом поэту пришлось объясняться с шефом жандармов А. Х. Бенкендорфом по поводу слишком подозрительной темы, и тем не менее граф разрешил выпустить в печать вольнолюбивое произведение.

Композиция

Произведение состоит из девяти строф. «Анчар» Пушкина построен на противопоставлении. В первых пяти строфах описана знойная природа пустыни и смертоносное, грозное для всего живого дерево. Оно порождено в день гнева. В нем все напоено ядом: мертвая зелень ветвей, корни, ствол со стекающими каплями, которые к вечеру застывают прозрачной смолой. Анчар стоит на скупой и чахлой почве в совершенном одиночестве. К нему никто не смеет приближаться, кроме черного вихря. Он набежит на мгновение и уже мчится дальше, унося тлетворные силы.

Вторая часть, состоящая из четырех строф, рассказывает о человеческих взаимоотношениях при абсолютной, развращающей, не знающей милости власти и безгласной покорности раба.

При всем фантастическом антураже здесь прочитывается состояние людей в николаевской России. Крепостной боится своего хозяина, который может забить его до смерти, солдат боится офицера со шпицрутенами и получить смертельную дозу ударов, чиновник боится начальника канцелярии, придворные боятся одного взгляда императора. Страх пронизывает всю огромную страну. Он лишает простого человека достоинства и указывает ему место на задворках. Но одновременно достоинства лишается и тот, в чьих руках находится смертоносная власть. Получая наслаждение от нее, хозяин становится рабом своей черной души.

Так и царю Пушкина в «Анчаре» хватило только грозного взгляда, чтобы послать своего подданного на верную погибель.

Тема, идея стихотворения

Это типичный восточный миф. От него рождаются зыбкие миражи. Такого дерева в природе нет и быть не может.

В нем все пронизал ствол, ветви и корни целиком. Даже если выпадет дождь, то он будет орошать горючий песок ядом. К анчару Пушкина, столь страшному для всего живого, не летит птица, не идет грозный тигр. До него долетает лишь черный вихрь, и тут же мчится прочь, став тлетворным. Но! Что не сбудется, если хочет божество!

Не сказав ни слова, только указав путь человеку взглядом, владыка послал к анчару бессловесного раба. Он послушно потек в дорогу, понимая, что он идет на смерть. Выполнив приказ, он ослабел и тихо лег у ног всесильного владыки. Он умер рядом со своим господином. Непобедим тот, кто ради победы над чужими не жалеет своих. Вот секрет деспота. Князь, напитавший стрелы ядом, не погиб, потому что зло торжествует в мире, и дерева бы такого не было, если бы в мире не было зла. Стихотворение «Анчар» Пушкина, анализ которого мы проводим, раскрывает социальные отношения людей: деспотизм и античеловечность с одной стороны, безгласную покорность - с другой.

Действующие лица и их характеристика

Бедный безвольный раб вызывает сочувствие. Но сколько побоев, боли и унижений он, видимо, претерпел, став из вольного, гордого человека покорным и безмолвным. Так, издеваясь и мучая, «перевоспитывают» деспоты людей.

А что ж владыка? Он прекрасно знал, что этот человек не выживет, но спокойно ждал его возвращения, ни на минуту не сомневаясь, что тот никуда не убежит. Да и куда бежать в раскаленной безводной пустыне? Везде ждет только смерть. Так и в Российской империи холопу спрятаться некуда.

Приемы раскрытия образов

Продолжая анализ «Анчара» Пушкина, мы должны сказать о совершенстве автора как художника. Зримо и ярко перед нами предстает одинокий анчар - смертоносное древо, которое стоит как «грозный часовой», на границе пустыни и жаждущих дождя степей, выжженных зноем. Мы видим и застывшую золотую смолу на его коре, и увядшие от яда листья на ветках. Дерево становится метафорой всего зла, которое имеется в мире.

Только черный вихрь проносится над ним.

Стремительный, он рисуется в воображении, как воронка урагана.

Все зло мира, собранное в ядовитом дереве, начинает с огромной скоростью повсюду распространяться. Сначала это только вихрь, затем дождь, который становится ядовитым, позже - стрелы, несущие всему гибель.

То есть «ядовитый» и «яд» становятся ключевыми словами ко всему произведению. А эпитеты: "чахлая и скупая" пустыня, "мертвая" зелень ветвей, "черный" вихрь нагнетают мрачный колорит.

Деспот наполняет послушливые стрелы ядом и начинает сеять зло. Так оно распространяется во все доступные ему пределы. Идея мирового зла волнует поэта, а его беспристрастный, отстраненный рассказ только усиливает впечатление, которое он создает.

Жанр произведения

Скорее всего, произведение «Анчар» можно назвать философской притчей, поскольку достоверных сведений о таком дереве история не сохранила.

Русские предполагали, что оно растет на Яве, но это были лишь туманные домыслы, которые гениально обыграл поэт.

Размер и ритм

Ритм стихотворению придают повторы семантического характера (сок стекает, человек потек в путь, пот струится) и анафоры (корни напоены ядом, ветвей мертвая зелень). Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Если его читать медленно, соблюдая смысловые цезуры, то по звучанию оно приближается к гекзаметру.

План «Анчара» Пушкина дан в тексте статьи. Им каждый может воспользоваться, добавив только свое личное впечатление. Стихотворение глубоко трагичное. Оно затрагивает проблемы мирового зла, которое позже определит тематику произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. Гуманизм русских писателей и поэтов призывал читателей бороться со злом в любых его формах и проявлениях.

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу ” и умер, сам отравленный ею.

Жанр лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “вихорь черный н а древо смерти набежит “, “послушно в путь потек “.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой “, “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой “.

Инверсии – “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “, “вихорь черный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь черный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “;
  • эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “;
  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “, “ вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”.

При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия. Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

Идею стихотворения «Анчар» Пушкину подсказал Сэмюэль Кольридж в своей трагедии «Раскаяние». Пушкин назвал вдохновителя этого проризведения, выписав несколько строк по-английски на своем автографе. Эта фраза в переводе звучит так:

Есть древо яда, пронизывающее отравой все сокровенное,

Оно плачет лишь ядовитыми слезами.

Кольридж

Эти строки должны были послужить эпиграфом к стихотворению.

В первоначальном пушкинском варианте стихотворение называлось «Анчар, древо яда».

Написанное в ноябре 1928 года, Пушкин долго не мог опубликовать, по причине жесткости цензуры. По этому поводу он написал несколько писем Бенкендорфу. Из письма, написанного зимой 1832 года в Петербурге, мы узнаем, что в 1827 году государю императору угодно было объявить поэту, что у него, кроме его величества, никакого цензора не будет.

Обращаясь к Бенкендорфу, Пушкин писал: «…Подвергаясь один особой, от Вас единственно зависящей цензуре - я, вопреки права, данного государем, изо всех писателей буду подвержен самой стеснительной цензуре, ибо весьма простым образом - сия цензура будет смотреть на меня с предубеждением и находить везде тайные применения, allusions (намеки) и затруднительности - а обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом дерево будут разуметь конституцию, а под словом стрела самодержавие».

Стихотворение было опубликовано в 1832 году в «Северных цветах» в первоначальном варианте. В последующих изданиях оно получило укороченное название «Анчар», и в последних строках вместо слова «царь» появилось слово «князь».

А Царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В таком же усеченном виде это стихотворение печаталось и после разгрома Царского самодержавия, во время социализма. Получается, что соцруководители тоже побаивались влияния этого стихотворения на умы человеческие.

Основная тема в этом стихотворении - не требованиев свержении самодержавия. Тридцатилетний Пушкин, изучивший немало исторических материалов в архивах, в отличие от Пушкина восемнадцати-двадцатилетнего, пылкого и страстного юноши, прекрасно понимал, что безвластие страшнее самодержавия. Он уже не ставил своей целью ни свержение, ни тем более, террор в отношении к царю.

Основная тема этого стихотворения заключается в ответственности власть предержащих перед своими рабами, которые доверяют своему правителю. И чем выше ранг властителя, тем выше эта ответственность.

Меняя слово царь, на слово князь, прислужники властителей, тем самым снимали ответственность с Царей. Получалось, что Царю, или Генсеку (который тоже, по сути, царствовал в стране), можно все. В это стихотворение Пушкин вложил идею тлетворности безграничной власти.

Но человек слаб и грешен. Получив безграничную власть, (так и тянет написать – дорвавшись до власти), не торопится расставаться с нею. А свои поступки он оправдывает фразой «во благо государства».

«Во благо государства» был послан раб, доверявший своему повелителю, на верную гибель к анчару. Во благо государства были разосланы ядовитые стрелы «к соседям в чуждые пределы».

Как часто повелители благом государства прикрывали собственные амбиции, жадность. Используя столь символичный образ, Пушкин напоминал царю об ответственности перед народом и государством. Но, как заметил французский писатель Проспер Мериме, «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» - один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа - начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

3 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

4 слайд

Описание слайда:

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов) О чем говорит нам это название?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого дерева. Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба. Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: - завязка произведения, - основной конфликт (противоречие), развитие действия - это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») - скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

7 слайд

Описание слайда:

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один». Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один. Первое слово - «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества («стоит один»). Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо, имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла. Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

8 слайд

Описание слайда:

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва - это мертвая почва. Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля». Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе. Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение - «в день гнева». «Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы - «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны: И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила

9 слайд

Описание слайда:

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина). Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον - «острая глупость») - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной.

10 слайд

Описание слайда:

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

11 слайд

Описание слайда:

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор)

12 слайд

Описание слайда:

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит - И мчится прочь, уже тлетворный.

13 слайд

Описание слайда:

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие - это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

14 слайд

Описание слайда:

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой,один во всей вселенной, древо смерти

16 слайд

Описание слайда:

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

17 слайд

Описание слайда:

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя. Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба. «принес», « ослабел» « лег» ,«умер» Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных. Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

18 слайд

Описание слайда:

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».

19 слайд

Описание слайда:

Антитеза В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)». Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

20 слайд

Описание слайда:

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»

21 слайд

Описание слайда:

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» - рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

22 слайд

Описание слайда:

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём. Это произведение - о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

23 слайд

Описание слайда:

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

24 слайд

Описание слайда:

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к её уничтожению.

25 слайд

Описание слайда:

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

26 слайд