Болезни Военный билет Призыв

В каком городе правил ярослав мудрый. Кратко о годах правления ярослава мудрого. Княжение в Новгороде

Великий князь Киевский (1016-1018, 1019-1054).

Ярослав Владимирович родился около 978 года. Он был сыном великого князя Киевского и великой княгини Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволда.

Ярослав Владимирович был посажен отцом на княжение сначала в , потом в . В 1014 году он прекратил выплату дани в Киев, надеясь отделить свои владения от Южной Руси. начал сбор войска, чтобы силой заставить сына подчиниться своей власти, но во время приготовлений к походу умер.

После смерти киевский престол захватил туровский князь Святополк Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк организовал убийство своих братьев, князя Ростовского Бориса и князя Муромского Глеба, а также древлянского князя Святослава.

Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав Владимирович в декабре 1015 года в битве под Любечем одержал победу над Святополком и захватил Киев. В 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Болеславом I Храбрым, Святополк вторгся в пределы Руси, сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав Владимирович бежал в , откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав Владимирович начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом (около Чернигова) в 1024 году победил Мстислав, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в , направив в Киев своих посадников.

По мирному договору 1025 года Ярослав Владимирович получил русскую землю на запад от Днепра и с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом и Переяславлем. Лишь после смерти Мстислава в 1035 году Ярослав Владимирович стал «самовластцем» на Руси.

В 1036 под Киевом были разбиты печенеги, прекратившие нападения на Русь. В 1038-1042 Ярослав Владимирович вел успешные войны с Византией, литовскими и финскими племенами.

Период единовластного правления Ярослава Мудрого стал временем политического могущества, культурного и экономического расцвета древнерусского государства. Об этом свидетельствовали браки дочерей Ярослава с королями Франции, Норвегии, Дании, Венгрии. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов - «Русской Правды». Князь также способствовал усилению своего влияния на церковь, поставив митрополитом русского монаха Илариона. При нем были созданы первые монастыри, в Киеве был возведен величественный Софийский собор. Любовь к книжности, переводы византийских сочинений на славянский язык, развитие летописания являются блестящим выражением расцвета всей древнерусской культуры. При Ярославе Мудром была написана первая русская летопись - т.н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности великого князя.

Летописные данные по поводу смерти Ярослава Мудрого противоречивы. Считается, что он скончался 2 февраля 1054, однако называются и иные даты. Перед смертью великий князь завещал киевский престол старшему из своих сыновей, новгородскому князю Изяславу Ярославичу, а остальные владения разделил на уделы, чем положил начало феодальной раздробленности. Ярослав Мудрый был погребен в усыпальнице Софийского собора в Киеве.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

Ярослав Мудрый

Ярослав (978-1054 гг.) - сын Владимира Святославовича, крестителя Руси, и Рогнеды,- княжны полоцкой.
Жена - королевна Швеции, в крещении Ирина.
Сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь. дочери: Анна, Анастасия, Елизавета.
При крещении был наречён Георгием.

Ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский .

Ростовский период

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 г. достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 г.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 г. «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованное в 1877 г. Согласно исследованиям историка и археолога Н.Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX вв., однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.А. Ленивцевым в 1827 г.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 гг. ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 г. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.


Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Ярославль. Рубленный город. Окольный (Земляной) город. Исторический культурный слой, 11-13, 14-17 вв. Легенда об основании Ярославля повествует о существовании на этом мете более древнего поселения.

После того, как Ярослав Мудрый утвердился на великом княжении в Киеве, он принимает меры по обеспечению безопасности путей в Ростов и Белоозеро. После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает, однако на основании анализа ряда поздних источников. В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков.

Ярослав Сменил Вышеслава в Великом Новгороде.

Новгородский период

1010 - 1034 гг. - князь новгородский .

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира считался Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.
Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 г. так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 г. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.
Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, ее звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной ее стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором М.М. Герасимовым.

Восстание против отца

В 1014 г. Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Однако Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 г. вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи:
... начали варяги насилие творить на мужатых жёнах.

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 г.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило Ярослава заключить мир с новгородцами, пообещав заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Борьба за киевский престол

15 июля 1015 г. в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

1016 - 1018 гг. - великий князь Киевский .

В 1016 г. Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
И отпусти их всех домой,… и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите.

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 г. польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 г. это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал свое согласие:
Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.

1019 - 1054 гг. - великий князь Киевский .

В 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве дара от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 г. племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме,разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 г. согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В 1023 г. брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 г. Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:
Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона.

Ростово-Суздальская Земля

Первым ростово-суздальским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый ок. 987 - ок.1010 гг.
Свидетельством сопротивления язычников проникновению новой религии является целый ряд (1024, 1071, 1091) восстаний под руководством волхвов, вспыхнувших по всей Северо-Восточной Руси.

В 1024 г. жители Суздаля терпели сильный голод, пользуясь этим несчастьем, языческие волхвы произвели возмущение между суздальцами, уверив их, что голод происходил от того, что старые женщины «си держатъ гобило», вследствие чего началось избиение женщин. Это зверское избиение женщин скоро приняло такие громадные размеры, что для прекращения возмущения потребовалось вмешательство великокняжеской власти. Великий князь Ярослав сам лично явился в Суздаль и частично словами увещания, частично казнями главных виновников – волхвов, востановил мир и порядок в Суздальской земле. В 1071 году два волхва в Ростовской земле, также в голодную пору, убивали «лучших женъ, уверяя, что оне въ самихъ себе содержатъ жито, медъ и рыбу».
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева и рвом перед ним. В нач. 12 в. уже вся территория кремля была обнесена валом.


Бюст Ярослава Мудрого из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников.

К кон. XI в. Суздаль становится крупным административным, религиозным, ремесленным и торговым центром. В самом узком месте излучины Каменки были возведены новые вал и ров. Укреплённая территория города достигла 14 гектаров. Городская застройка располагалась рядами на обрыве реки.
См. Суздальский Кремль.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 г. - Всеслав Брячиславич.
В 1038 г. войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 г. на Литву, а в 1041 г. водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 г. его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 г. князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.


Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде (5-главный) - строился с 1046 г. по 1050 г.

В 1046 г. великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 г., однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 г. или 1052 г. епископом Лукой.

В 1048 г. в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
«Ум у него был добрый и на рати был он храбр» (летопись).


Князь Ярослав Мудрый зачитывает закон народу

Ярослав сам читал книги, преимущественно при нём начало распространяться христианство, умножаться монахи. К его времени относится первый писаный устав гражданский – «Русская Правда» Ярослава Мудрого (свод всех законов, по которым предки управляли землёй Русской).

Смерть Ярослава

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. Митрополит Иларион называл Ярослава «русским каганом».
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 г. в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.

В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье.
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В.К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 г.


Саркофаг Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 гг. и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172-175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.
По сообщению журнала Newsweek при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 г. было установлено, что в нём находится только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 г. при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Почитание в христианстве


Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называетсвятым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 г. в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 г. канонизировала Ярослава Мудрого как святого благоверного князя.

Первые ростовские епископы Федор и Иларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
Волна восстаний, охватившая всю Суздальскую округу, прокатилась через весь XI век. В 1071 г. большое восстание охватило Белоозеро, затем перекинулось в Ростов. Это обстоятельство привело к укреплению старого поселения Суздаля земляным валом с тыном из крупных дубовых бревен. С наружной стороны этот вал частично огибала река Каменка, а со стороны плато был вырыт глубокий ров. С этой крепостью в дальнейшем и связывается название города Суздаля.
По смерти Ярослава Ростово-Суздальскую землю получил во владение Князь Ростислав Владимирович (1052-1057 гг. - князь ростово-суздальский).

В 1057 г. Ростово-Суздальскую Землю получает во владение младший Ярославич – Всеволод Ярославич (1057 - 1093 гг. - князь ростово-суздальский), князь Переяславля Русского. При нем Ростово-Суздальская Земля становится волостью его сына Владимира Мономаха, а впоследствии – безраздельным владением Мономашичей.

Дмитриевский Печерский монастырь

В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. Дмитриевский Печерский монастырь Суздаля) в Суздале под 1096 годом.


Новгородская берястяная грамота, в которой упоминается Суздаль. XII в.

Поблизости от въездных ворот археологи раскопали остатки богатых усадеб скандинавских дружинников, предположительно находившихся на службе у суздальского тысяцкого Георгия Шимоновича. Георгий, сын Шимона Африкановича, выходца из скандинавии, служившего ещё Ярославу Мудрому, был также воспитателем малолетнего князя Юрия Владимировича. Находки клада золотых браслетов, византийской актовой печати, предметов воинского снаряжения, монет и дорогих украшений свидетельствуют о богатстве владельца усадьбы, его принадлежности к дружинному сословию и княжеской администрации. Усадьбы дружинников погибли от пожара в 1096 г. при вторжении черниговского князя Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю.






Находки из усадеб Суздальского Кремля. XI в.

Амфора с надписью «ОЛЕ». XI в.

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Торговые связи Суздальской земли

Международные связи Суздаля X-XIII вв. были разносторонними: внешнеполитическими, военными, династическими, культурными и торговыми. В силу своего географического положения Суздальская земля была посредником в торговле между Северо-Западной Европой и Востоком.
Восточная торговля велась по Волжско-Каспийскому пути. Из стран сказочно богатого Востока (Ирана, Сирии, Египта, Индии, Средней Азии, арабской Испании) в Суздаль при посредничестве Волжской Болгарии поступали болгарская керамика, серебро в монетах и изделиях, шёлковые ткани, самоцветные камни, жемчуг, раковины каури, стеклянные бусы. Расписная поливная и стеклянная посуда, пряности и благовония. В Суздале найден иранский полихромный кувшин с арабской надписью: «Аллах – опора».
Из Византии привозили узорные шелка – «аксамиты», золотые ленты, стеклянные украшения и посуду, драгоценные камни, оливковое масло и виноградное вино в амфорах.
Южная торговля осуществлялась при посредничестве Киева. Оттуда в Северо-Восточную Русь также поступали изделия из стекла и шиферные пряслица (грузики для веретена).
Из Прибалтики доставлялся янтарь, из Северной Европы ввозилось оружие и цветные металлы (медь, олово, свинец), из Западной Европы - серебро, церковная утварь, витражи, изделия из резной кости.
Посредником в западной и северной торговле был Новгород, куда из Суздальской земли везли зерно, воск, мёд, пушнину и предметы восточного импорта.
Суздальская Русь издавна поддерживала тесные контакты со многими странами мира и была вовлечена в систему общеевропейских культурных связей, что оказало большое влияние на формирование её яркой и своеобразной культуры. Князь Владимир I Святой. Основание города Владимира.
Основание города Суздаля. . 1096 - 1113 гг. и 1135 - 1138 гг.- князь ростово-суздальский.
Князь Юрий Долгорукий. 1113 - 1149 гг. или 1096 - 1149 гг. - ростово-суздальский. С 1125 г. столица – Суздаль.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по прозванию Мудрый (978−1054) — князь ростовский, великий князь киевский и новгородский. Основатель Ярославля.

Благоверный князь Ярослав Мудрый. Художник С.Н.Гусев. Иконописная мастерская "София" (Ярославль). 2009

Четвертый сын Владимира I Святославовича от Рогнеды, княжны полоцкой. Княжил в Ростове с конца X в. или самого начала XI в. и до 1010, когда принял новгородское княжение по смерти Вышеслава, старшего сына Владимира I. В годы княжения в Ростове на устье речного пути от Волги к Ростову как военный княжеский форпост основал Ярославль , в окрестностях которого располагались военно-торговые фактории союзных Ярославу скандинавов и словен-новгородцев.

Легенда об основании Ярославля, дошедшая в списке XVIII в.(публикуется ниже ), показывает Ярослава в роли князя-жреца в ритуале жертвоприношения священного племенного медвежьего культа и одновременно как князя-христианина, обратившего местных язычников в христианскую веру. Данные легенды говорят в пользу ранней даты возникновения Ярославля в конце X — начале XI в., в пору христианизации Руси при жизни Владимира I Святославича, когда Ярослав контролировал Ростов и верхневолжский путь к Новгороду. По старо-ярославскому преданию построил первую в Ярославле деревянную церковь во имя св. пророка Илии на Волге при устье оврага Медведица.

Опираясь на наемные скандинавские дружины и новгородцев, с 1016 утвердился на великокняжеском столе в Киеве, одержав победу над старшим братом Святополком — убийцей братьев-князей Бориса и Глеба. Создал предпосылки их будущей канонизации как страстотерпцев, первых святых патронов Русской земли. Будучи новгородским князем, Ярослав совершил в 1024 поход в Суздальскую землю для подавления антихристианского и антифеодального выступления жрецов старого языческого племенного культа.

В 1026 Ярослав утвердился в Киеве, «разделиста по Днепръ Русьскую землю» с братом Мстиславом, а после его смерти в 1036 «перея власть его всю и бысть самовластець Русьстеи земли». В 1037 построил собор св. Софии в Киеве, при котором учредил митрополию, книгописную школу и библиотеку. Покровительствовал распространению книжно-христианской культуры на Руси, за что получил прозвание« Мудрый». Летописная статья« Повести временных лет» под 1037 содержит похвалу книгам и князю Ярославу Мудрому.

Способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

Благоверный князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси сразу после смерти, хотя формально не входил в число святых Русской православной церкви. 9 марта 2004 года, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а в следующем году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля(5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

ПУБЛИКАЦИИ

Сказание о построении града Ярославля

(По книге: А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. — Ярославль, 1877. )

В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху.

Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Такое гда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты.

Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии люди жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, какожи ти и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.

Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе.

По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назваво свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.

Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, такочесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его.

И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойдево град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворисяво храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии люди рекоша: уверуем и крестимся!

И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.

Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских.

И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия чудотворца.

Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

ПУБЛИКАЦИИ

Ярослав I Владимирович Мудрый

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона )

Ярослав — сын св. Владимира и Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород, помимо старшего — Святополка Туровского, который, по свидетельству Дитмара, был тогда под гневом отца и даже в заключении.

Будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался(1014 г.) платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские; его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опасаясь любимого тевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил трех братьев(Бориса, Глеба и Святослава); такая же опасность грозила и Ярославу.

Между тем Ярослав поссорился с новгородцами: причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда(дочь шведского короля Олава Скёткокунга), оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя население жестокостью и насилиями; дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сторону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитростью. Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами; последние легко согласились идти с ним против брата; отказать Ярославу в помощи и вынудить своего князя к бегству — значило бы возобновить зависимые отношения к Киеву и принять оттуда посадника; кроме того Ярослав мог вернуться из-за моря с варягами и отомстить Новгороду. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, которых нанял раньше для войны с отцом, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под г. Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол(1016 г.), после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее; вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород; Болеслав отдал Киев Святополку(1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим войском разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на р. Альте(1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер; Ярослав в том же году стал великим князем киевским.

Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 г. племянник Ярослава, кн. Брячислав Изяславич полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей; получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской обл., на р. Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость.

Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву(1024). Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого(см.). Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена(близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца(вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу(1025).

В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править русской землей(«был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб»(темницу) брата своего, кн. Судислава псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. Причина гнева Ярослава на брата неизвестна; вероятно, последний изъявлял притязания на раздел выморочных волостей, переходивших целиком к Ярославу В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исключением полоцкого княжества.

Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов; почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 г. Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.

Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела(христианское имя Ярослава — Георгий или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь; поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа.

Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством какого-то Улеба(1032).

На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, по-видимому — для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав ходил осаждать Брест, успешно или нет — неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз(в сев.-вост. Галиции); в следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по р. Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г.

Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот(1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли; Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при г. Варне. В 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Как видно из летописей, Ярослав не оставил по себе такой завидной памяти, как его отец. По отзыву летописи, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр»; при этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени учености.

Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины(в честь ангела своей супруги). Киевский храм св. Софии построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота(в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.

Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел собору русских епископов поставить митрополитом священника с. Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному(демественному) пению.

Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права — «Устав» или« Суд Ярославль» или« Русская Правда». Большинство ученых(Калачев, Бестужев-Рюмин, Сергеевич, Ключевский) по весьма веским соображениям полагают, что« Правда» есть сборник действовавших тогда законов и обычаев, составленный частными лицами. Как видно из самого памятника, «Правда» составилась не при одном Ярославе, но и после него, в течение XII в.

Кроме« Правды» при Ярославе появился церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.

Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем-«нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города(Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков.

Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде(в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах(Всеволод, Святослав). Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава(Олав Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый); варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI в.

Ярослав умер в Вышгороде(под Киевом), 76 лет от роду(1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Киевский князь Ярослав Мудрый и интересные факты из его жизни. Ярослав Мудрый родился незадолго до начала второго тысячелетия — в 980 году. Он был вторым сыном князя Владимира, его матерью была полоцкая княжна Рогнеда. Ярослав известен тем, что при нем Русь прочно вошла в круг самых могущественных государств мира, это подтверждалось династическими связями с важнейшими державами Европы.

Начало правления

Ярослав не считался основным наследником Владимира, поскольку он был не самым старшим (он был второй, это также важно), а также хромал. Однако именно физический недостаток помог Ярославу Мудрому стать волевым и настойчивым. Он мало ходил, зато много ездил в седле, так что в случае надобности, мог себя проявить даже на поле боя.

Как и его отец, Ярослав стал великим князем только вследствие братоубийственной войны, которая продолжалась достаточно долго. Каждый брат имел свой город с округой, своеобразные удельные княжества, а значит и военную силу. Ярослав имел главный «козырь» — в его войске были варяжские дружины, а також наемные норманны со своими конунгами. Эта воинская сила была малочисленной, зато непобедимой благодаря высокому профессионализму, качественному тяжелому вооружению и отваге.

К созданию своей военной силы князь подошел заблаговременно и основательно — в Новгороде он соорудил «двор для приезжих», где проживали воины из Скандинавии, которые были полностью материально обеспечены. В этом дворе нашел приют скандинавский конунг Рингссон Эдмунд, которого обвиняли в убийстве Бурицлава, под этим именем, возможно, был святой мученик Борис, сын князя Владимира и византийской принцессы Анны.

Семья

Женой Ярослава была шведская принцесса Ингигерда, которая принесла как приданое земли вокруг Ладожского озера, а также была основательницей в Киеве первого женского монастыря. Ингигерда должна была выйти замуж за первого норвежского христанского короля Олафа Харальдсона Святого, которому отец прицессы Олаф Шетконунг обещал отдать дочку в обмен на мирный договор между Швецией и Норвегией. Однако, когда Олаф приехал свататься, оказалось, что Ингигерда уже вышла замуж за Ярослава. Норвежский король был недоволен, однако его гнев не имел реальных последствий. Некоторое время спустя Олаф Святой как то даже гостил при дворе Ярослава. Также гостили у Ярослава (или имели убежище) английский монарх Эдмунд Железный Бок из сыном Эдвардом Изгнанником.

Подпись Анны Ярославны

Династические связи Ярослава Мудрого:

  1. Сестра Мария стала польской королевой Добронегой, вышла замуз за Казимира I Восстановителя.
  2. Сын Владимир женился на Оде, которая была дочерью Шдадского графа Леопольда (город возле Бремена).
  3. Сын Изяслав был мужем Гертруды, отцом которой был польский князь Мешко II.
  4. Сын Святослав женился на Оде, которая была внучкой германского императора Генриха II.
  5. Сын Всеволод был зятем византийского императора Константина Мономаха, которых отдал свою дочь Марию.
  6. Сын Игорь венчался с графиней Орламиндской, немецкой принцессой Кунигундой.
  7. Дочка Елизавета под именем Эллисиф была женой норвежского короля Гаральда III Сурового, потом вышла замуж за датского короля Свейна II.
  8. Дочь Анастасия под именем Агмунда была королевой Венгрии, женой Андраша I.
  9. Дочь Анна под именем Аньес была женой французского короля Генриха I. Своего сына назвала греческим именем Филипп, которое не было характерно для французов. Вскоре эти именем были названы острова Филиппины.
  10. Дочь Агата была женой английского короля Эдуарда Изгнанника.

Благодаря тому, что дочки князя были замужем за европейскими монархами, множество людей, которые следят за своей родословной, считаются потомками Ярослава Мудрого. Например президент США Дональд Трамп, который имеет родственную связь с французскими королями, среди предков которых была Анна Ярославна.

Государственная политика

Князь основал три города, которые были названы его именем — Ярославль на реке Волка (Россия), Ярославль на реке Сян (современный Ярослав, ), Юрьев (современный город Тарту в Эстонии, сначала назывался Гюргев, на честь Георгия Победоносца, который был святым покровителем Ярослава Мудрого).

Усовершенствовал русские законы, под руководством князя появилась Правда Ярослава, более совершенный и дополненный вариант которой нам известен под названием Русская Правда.

Ярослав Мудрый пришел к власти с помощью варяг, однако пробовал уменьшить их влияние на жизнь в Руси, начал активно формировать элиту из местных русичей, которых активно приобщал к управлению государством. Варяги составляли основу войска, пока без них Русь не могла обойтись в противостоянии со степными кочевниками и в завоевательной политике. Князь в 1036 году разбил печенегов, которые больше не беспокоили Русь. На честь победы и на месте битвы соорудил Софийский Собор.

Киевский собор Святой Софии

Русичи под руководством Ярослава Мудрого совершали походы:

  • в 1030 году было совершено поход на территорию современной Галиции и Волыни, были отвоеваны Червенские города, которые в 1018 году захватил польский князь Болеслав Храбрый, поход закончился в 1031 году освобождением современных западноукраинских областей из-под польского владычества;
  • на ятвягов в 1038 году;
  • на литовские племена в 1040 году;
  • в Мазовию в 1041 году;
  • на Константинополь в 1043 году.

Последний поход на Константинополь закончился неудачей, но по итогам русско-греческой войны в 1046 году было подписано мирный договор. Четвертый сын Ярослава, Всеволод, женился на дочке византийского императора Константина Мономаха, в этом браке родился киевский князь Владимир Мономах.

Церковь и культура

Поскольку времена правления Ярослава Мудрого были относительно спокойными и Русь процветала. Князь покровительствовал развитию культуры, собрал большую библиотеку, о которой вспоминает в 1037 году «Повесть временных лет» и которая хранилась в соборе Святой Софии. Эта же библиотека могла быть утерянной во времена монгольского нападения на Киев, или же стать частью других книжных собраний, например библиотеки Ивана Грозного, которую также не доныне не могут найти.

Киево-Печерская лавра

Одно из самых главных направлений деятельности князя — укрепления христианства. До 1039 года было закончено формирование Киевской митрополии, которая подчинялась Константинопольскому патриархату. Было упорядочнено устав Церкви на Руси, в нем четко прописывались права церковной организации и каждой духовной особы в частности. Митрополитов назначал Константинопольский патриархат, однако автономия Киевской митрополии крепла и в 1051 году при поддержке великого князя русские епископы выбрали митрополитом украинца Иллариона.

В 1051 году было основано три киевские монастыря — святой Ирины, святого Юрия и Киево-Печерский. Они были не только религиозными, но и образовательными, научными и культурными центрами. Здесь писались летописи, создавались иконы, переписывались книги и формировались библиотеки из заграничных, преимущественно византийских, изданий.

Князь Ярослав Мудрый был одним из самых выдающихся государственных деятелей эпохи средневековья. Родился будущий правитель всей земли русской приблизительно в 988 году. Получил отличное домашнее образование, знал несколько языков. Несмотря на небольшое увечье, князь показал себя отличным воином, храбрость и отвагу которого ставили в пример. В зрелые годы показал себя мудрым политиком и отличным дипломатом. В годы его правления Киевская Русь пережила небывалый расцвет в культуре, образовании, письменности и архитектуре.

Киев после смерти Владимира

Смерть Владимира Великого стала причиной жестокой борьбы за власть между его сыновьями. В 1015 г. киевский престол занял Святополк. Князь Новгорода Ярослав выступил против него и разгромил в бою под Любичем. Святополк запросил помощи у тестя - польского короля Болеслава Храброго. Тот согласился и, возглавляя многочисленную рать, вторгся в пределы Руси. В бою под Волынью, в 1018 г. Ярослав потерпел поражение и отошел к Новгороду. Власть в Киеве снова принадлежала Святополку. Но бесчинства войска польского, грабежи и мародерства возмутили киевлян, и те подняли восстание. Болеслав Храбрый вернулся в Польшу, присоединив к своему королевству червенские города - небольшую территорию в Волыни с городами Шеполь, Червен, Волынь.

Приход к власти

Собрав собственное войско, Ярослав пошел в Киев. Святополк, которого исторические хроники отныне прозовут Окаянным, обратился за помощью к печенегам. Решающая битва состоялась летом 1019 г. на р. Альте под Переяславом. Победа была за Ярославом. Эта дата считается началом его правления, как князя всей Руси. Но в 1021 году Ярослав был вынужден признать независимость Брячеслава - владыки Полоцкого княжества. А через год против Ярослава выступил тмутараканский князь Мстислав, который победил князя киевского. Начались переговоры, которые завершились в 1026 г. По итогам земли было решено разделить. Мстиславу досталась левобережная Русь с Черниговом, Ярославу - правый берег Днепра с Киевом, Брячеслав подтвердил свои права на княжение в Переяславле. Позже Брячеслав признает верховенство Киева. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав получает полную власть над Киевской Русью.

Развитие Киева

Понимая значение Киева как духовного и политического центра всего государства, князь Ярослав Мудрый приступил к масштабному строительству и укреплению свой столицы. Правитель задумал претворить русский стольный град во второй Константинополь. Укрепить город должны были валы длиной 3,5 км. Насыпанные вручную, они составляли около 14 м высоты и 30 м ширины в основании. Эти укрепления предназначены были для защиты Киева от набегов кочевников. Украшением города стали Золотые Ворота - главный въезд стоящей поблизости церкви Благовещения Богородицы. Территория нового города расширилась, его площадь увеличилась до 70 га. Появились новые храмы - в 1037 г. был открыт Софийский собор - выдающийся памятник мировой архитектуры, в 1051 открывается мужской Киево-Печерский монастырь. В эти же годы были построены храм Св. Георгия и церковь Св. Ирины. Золотые Ворота и храм Св. Софии стали символами «державности» Киева, а архитектурно-художественный ансамбль раскрывал идею божественного происхождения княжеской династии.

Правда Ярослава

Развитие общества требовало придать законность изменениям отношений между различными слоями населения. Великий князь Ярослав Мудрый решил упорядочить существующие правовые нормы. В 1016 году свет увидела «правда Ярослава» - грамота, выданная Новгороду, в котором начиналось правление князя Ярослава Мудрого. Грамота входила в состав «Русской правды» - устава правовых норм и законов древнерусского общества.«Правда Ярослава» содержала 18 статей. В документе шла речь о наказаниях за убийство и причинение увечья, за порчу чужого имущества, езду на чужой лошади и прочее. Отдельно рассматривался вопрос кровной мести. Закон оставлял право мстить обидчикам, но вместе с тем предлагал заменить убийства денежным штрафом. Около 1025 г. издается указ «Покон Вирный», в котором определяются размеры дани, собираемой с населения на содержание дружины.

Церковная деятельность князя Ярослава Мудрого

Внутренняя политика князя Ярослава Мудрого уделяла большое внимание деятельности Русской православной церкви. Продолжительные переговоры с Византией не дали желаемых результатов - Восточная империя не предоставила Киеву автокефалию, т.е церковную независимость. Великий князь Ярослав Мудрый вынужден был согласиться на приезд в Киев византийского епископа. Тот, впрочем, вскоре уехал домой. В 1051 г., по распоряжению Ярослава, пост митрополита занимает русич Илларион, про жизнь и деятельность которого сохранилось очень мало данных. Но константинопольский патриарх отказался утвердить Иллариона, и князь Ярослав Мудрый через некоторое время согласился принять нового византийского митрополита.

Развитие образования и письменности

Русский князь Ярослав Мудрый был одним из самых образованных людей на Руси. Он любил и почитал книги, приближал к себе так называемых книжников - мудрецов того времени. Деятельность книжников велась в Софийском Соборе. По решению князя были собраны около 960 книг, которые стали основой первой государственной библиотеки. Открывались библиотеки и в других городах - известны собрания книг в Белгороде, Чернигове, Переславле.

Деятельность князя Ярослава Мудрого не обошла вниманием проблемы образования. До него дети получали домашнее образование. В правление Ярослава большое внимание уделяется школам. Открываются учебные заведения, частные и церковные, появляются первые церковные училища. Заметными были успехи и в литературе. Например, в 1039 г. завершилось работа над летописным Киевским сводом. Илларион написал известное произведение «Слово про закон и благодать», в котором обосновал идею равноправности Руси среди других христианских государств.

Внешняя политика

Великий князь Ярослав Мудрый в межгосударственных отношениях придерживался политики своего отца. Он отдавал предпочтение не военным действиям, а взаимовыгодным политическим союзам. В конце 40-х гг. основное направление деятельности князя Ярослава Мудрого - возвышение Руси среди европейских государств. Устанавливаются дружеские взаимоотношения с Венгрией, Францией, Германией, Норвегией, налаживаются отношения с Англией. Самым ярким примером международного признания Киевской Руси были стремления европейских монархов наладить династические брачные отношения с домом Ярослава. Таким образом, дочь Ярослава Анна стала французской королевой, Анастасия заняла венгерский престол, а Елизавета вышла замуж за норвежского короля. Трое сыновей Ярослава Мудрого сочетались браком с представительницами самых благородных семейств Европы. Не зря Ярослав Мудрый, киевский князь, получил у современников прозвище «тесть Европы».

Отношения с Византией складывались для Ярослава не очень хорошо. В 1043 г. началась война с империей, в которой Русь потерпела поражение. Князь Ярослав Мудрый согласился на подписание соглашения, согласно которому Византия была обязана возместить ущерб, нанесенный империей русским купцам в Константинополе и русскому монастырю в Афоне. Беспокоился князь и об обороне южных рубежей государства - на кордонах с печенегами и половцами строились города крепости и насыпались валы.

Русский князь Ярослав Мудрый проводил взвешенную и последовательную внешнюю политику, направленную на укрепление международного положения государства и поддержание авторитета своей страны.

Завещание, которое написал Ярослав Мудрый

Киевский князь прекрасно понимал неизбежность борьбы между своими сыновьями за главный, Киевский престол. Чтобы как-то предотвратить эту трагедию, Ярослав Мудрый, великий князь киевский, составил завещание, в котором обрисовывались главные положения о престолонаследии. Также в документе говорилось о разделении между сыновьями русской земли на отдельные владения - уделы. Завещал Ярослав сыновьям уважать, любить и поддерживать друг друга, иначе «землю отцов и дедов погубите». Внедренная система унаследования власти предусматривала, что верховная власть будет принадлежать группе князей - родственников, связанных между собой вассально-иерархическими отношениями. Согласно завещанию, киевский престол должен быть унаследован старшим сыном Ярослава.

Благодаря внешней и внутренней политике Ярослава Мудрого Киевская Русь пережила политический и культурный расцвет. Мудрое правление князя укрепило политические позиции древнерусского государства на долгие годы.