Болезни Военный билет Призыв

Урок внеклассного чтения "А.Н.Островский. "Бесприданница": тема "горячего" сердца". Логические задачи. Кто есть кто

Тема урока: Лариса и её трагическая судьба.(по пьесе «Бесприданница» А.Н.Островского)

Класс: 10 А
Цель урока : создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

знать : содержание текста произведения

Задачи: совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

рассмотреть случаи использования художественной детали в тексте, выявить ее роль, развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Воспитательные: воспитать любовь к классической литературе.

Оборудование : презентация, викторина, портрет писателя, тексты произведения, толковый словарь Ожегова, видеоролик из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

Дата: 12.10.16

Ход урока

I . Оргмомент(сообщение и целей урока)

На слайде вопрос: Почему у пьесы трагический финал (случайность или неизбежность)?

(учитель сообщает. о том,что этот вопрос пройдет красной нитью через весь урок, в конце которого учащиеся должны будут на него ответить, подтверждая свою точку зрения доводами и аргументами.)

II . Проверка домашнего задания

Викторина по содержанию (за правильные ответы учащиеся получают жетоны)

1.– Согласно авторской ремарке, вы “блестящий
барин, из судохозяев, лет за 30”. Мнения различных
персонажей пьесы о Вас довольно противоречивы. В
глазах одних вы “идеал мужчины”, для других вы
всего лишь “промотавшийся кутила”, “развратный
человек”.

- Вы себя узнали? Кто вы?

(Сергей Сергеич
Паратов.)

2.- Уважаемый Сергей Сергеич! Будьте добры,
представьтесь сейчас публике так, как
представили себя при знакомстве с Карандышевым.

(“Человек с большими усами и малыми
способностями”).

3.- Как назывался пароход, владельцем которого
вы являетесь?
(“Ласточка”)

4.- Кому Вы его продаете? (Купцу Вожеватову.)

5 .- Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли
Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?

(“Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня,
Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду
выгоду, так все продам, что угодно. А теперь,
господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на
девушке очень богатой, беру в приданое золотые
прииски”.)

6 .- Господин Паратов, Вы употребляете в речи очень
много пословиц и поговорок. Харита Игнатьевна
Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы
столько русских пословиц знаете. Ответьте,
пожалуйста же, Огудаловой. (“С бурлаками
водился, тетенька, так русскому языку и
выучился”.)

7 .– Вы, вдова средних лет, принадлежите к
“порядочной фамилии”, одеваетесь “изящно, но
смело и не по летам”. Женщина Вы “бойкая и
проворная”, достаточно демократичная в общении.
Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем
разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе.
Будьте любезны, сударыня, представьтесь.
(Харита
Игнатьевна Огудалова.)

8.- Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят,
что Вы живете не по средствам: открыто всех
принимаете, дочери подарки дорогие дарите.
Откуда у Вас деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки.

Вожеватов: “Женихи платятся. Как кому
понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на
приданое возьмет с жениха, а приданого не
спрашивай”.)

9- Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?

(3
дочери. Младшая дочь – Лариса.

Вожеватов: “Старшую увез какой-то горец,
кавказский князек. … Женился и уехал, да, говорят,
не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от
ревности. Другая тоже за какого-то иностранца
вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а
шулер”.)

10.- Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в
подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы
заставляете ее благодарить за это не только
Вожеватова, но и Кнурова.

А Кнурова-то за что?” - спрашивает Лариса.

Может быть, Вы раскроете секрет Ваших
хитростей: почему Лариса должна благодарить за
подарок двоих?

(Огудалова показала подарок
Вожеватова Кнурову, заметив, что желала бы
подарить дочери это украшение, да денег нет,
видно, придется отказаться от приглянувшейся
вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал
деньги на “покупку”.)

11- Согласно авторской ремарке, Вы “очень молодой
человек”, “один из представителей богатой
торговой фирмы”. Судя по всему, Вы занимаетесь
перевозкой грузов по Волге, владеете баржами,
собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?


(Купец Василий Данилыч Вожеватов.)

12- Василий Данилыч, однажды Вы посоветовали
Кнурову оригинальное средство борьбы с
насморком. Будьте добры, расскажите, как
эффективно и быстро избавиться от насморка.
(Вожеватов:
“Мне один англичанин говорил, что от насморка
хорошо шампанское натощак пить”.)

13.- Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в
кофейне слуга и почему Вы за него так дорого
платили?

(Это было вино, разлитое в чайники.)

14.– Вы являетесь предметом преклонения и
восхищения в своем кругу. “Эта женщина создана
для роскоши”, “дорогой бриллиант дорогой и
оправы требует”, - так говорят о Вас персонажи
пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает
“чайка”. Кто же Вы, милая барышня?

(Лариса
Дмитриевна Огудалова.)

15.- Вы приводите в восторг всех слушателей своим
пением. На каком инструменте Вы играете, какой
романс Вы исполняете в пьесе?

(Гитара. “Не
искушай меня без нужды”.)

16.- Вы, конечно, помните имя своего жениха?

(Юлий
Капитоныч Карандышев.)

17.- Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на
человека мелкого и ничтожного, и спрашивает,
какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы
ответили Паратову?

(Он обладает одним, но
самым дорогим достоинством – “Он любит меня”.)

18.- Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо
ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная
близость? И чем ее объяснить?

(Вожеватов: “Да
в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского
потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу,
романы вожу, которые девушкам читать не дают”.

Лариса: “Мы с малолетства знакомы, еще
маленькими играли вместе – ну, я и привыкла”.)

19.- Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная
смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как
помнится, восхищались этими качествами Сергея
Сергеича. Расскажите, как он однажды
продемонстрировал эти свои качества.

(Стрелял
в монету, которую держала в руке Лариса.)

20.– Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что
Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя
сказать, чтобы судьба была к Вам особенно
благосклонна. Ваша артистическая карьера не
удалась, да и в жизни Вы далеко не на первых ролях,
чаще всего окружающие играют Вами. Как Вас
именуют по пьесе и почему?

(Робинзон. Он ехал
на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба
пьяные до последней возможности. Творили они что
им только в голову придет, публика все терпела.
Наконец, в довершение безобразия придумали
драматическое представление: разделись,
разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали
изображать диких. Тут уж капитан, по требованию
пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо
плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал
Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил
на острове.)

21.- Вожеватов обещал взять Вас в “Париж”. Как Вы
думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь
Вы не говорите по-французски?

(Нет. “Париж” -
это трактир на площади в городке Бряхимове, так
что французский язык там не нужен.)

22- Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Кнуровым
и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание
Вы получили от Паратова?

(Споить жениха.
Карандышева.)

23.– Вы небогатый чиновник, жених самой красивой
девушки провинциального городка. Информация
исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего
персонажа.

(Юлий Капитоныч Карандышев.)

24.- Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не
сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались
руки Ларисы Дмитриевны?
(Вожеватов: “Он давно
у них дома вертится, года три”.

Карандышев: “Лариса Дмитриевна, я три года
терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо
в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою
очередь, посмеяться над ними”.)

25.- Господин Карандышев, как Вы отомстили Вашей
невесте за измену, всем известно. А вот где Вы
взяли пистолет?

(“В кабинете ковер громовой
на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских
навешал”.)

26.- Будут ли Вас судить за убийство невесты?
(Скорее всего нет, так как Лариса в финале
говорит: “Это я сама… Никто не виноват, никто…
Это я сама”. А свидетелей убийства не было.)

Подведение итогов.

По результатам викторины обучающимся
выставляются оценки
(путем подсчета количества жетонов)

III .Анализ пьесы

Беседа:

1.- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”

С какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

2- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

3- Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

Физминутка

Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)

(По словарю ребята находят толкование слова “бесприданница” и зачитывают значение имени “Лариса”. Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее “белая чайка”, а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)

4. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

5.- “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

Работа со словом :

подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня ).

Составление схемы (на экране)

Учащиеся записавают схему в тетрадь.

- Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску.)

Отработка версий учащихся . - “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

Работа с текстом.

Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши) Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, та нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни ? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, на смехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью”.

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

Инсценировка торга между купцами

(просмотр этого эпизода,на экране видеоролик из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»)

. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”.

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

Выступления учащихся . Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”. Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

«Лариса и её трагическая судьба»,- так звучит тема урока.

(Примерные ответы учащихся -Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

-Нет , это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

- Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен . (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Работа с цитатами

    “Мы не виноваты, наше дело сторона…”

    “Никто не виноват, никто…это я сама”.

    “В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).

    “Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).

    “В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся .

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом

“разочарование”, подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4д., 11 явл.) “Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать”.

Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды
Все уверенья прежних дней!

Кстати, элегия Баратынского так и называется – “Разуверение”. Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Итог.

Оценки

Домашнее задание . (на экране)

    Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

    Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: “Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?”

Список литературы.

    Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1974.

    Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.

    Костельянц Б.О. “Бесприданница” А.Н.Островского. - М., 1982.

    Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1982.

    Островский в школе: Книга для учителя (Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. – М: Дрофа, 2001.

    Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме "Бесприданница".

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова "бесприданница" и зачитывают значение имени "Лариса". Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-"Я на распутье:" Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы". " Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью").

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды" и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

"Мы не виноваты, наше дело сторона:"

"Никто не виноват, никто:это я сама".

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть:" (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:" (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову. (Разочарование - чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать".

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского "Разуверение".

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Литература:

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.

10 класс, литература

Урок внеклассного чтения

Тема: А.Н. Островский. «Бесприданница»: тема «горячего сердца»

Цели и задачи урока:

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес,

помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы,

отметить характерные черты главной героини,

выяснить, кто виновен в трагедии Ларисы;

продолжить совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-

психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывания, делать выводы.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

Известный в конце XIX века – начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русская женщина у Островского, вернее, её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

К числу таких героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет.

Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии «горячего сердца»?

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Словарная работа.

Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям.

Ожегов :

Бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного

Приданое - имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни в замужестве.

Даль :

Приданница - невеста с богатым приданным.

Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.

Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.

Ответы учени ков

2. Слово учителя

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху из «Грозы».

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение.

Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Давайте познакомимся с жителями города, которые окружают героиню и ответственны за происходящее.

3. Творческое опережающее задание «Заговори, чтобы я тебя увидел»

1. ХАРИТА ИГНАТЬЕВНА

2. ПАРАТОВ

3. ВОЖЕВАТОВ.

4. КНУРОВ

5. КАРАНДЫШЕВ

4. Беседа-анализ содержания пьесы.

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Перед нами идолы общества (за исключением Карандышева), безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к девушке, ведь всем известно, что она бесприданница.

Ориентировочные ответы учеников :

Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

5. Творческая работа .

Кто же она, Лариса Огудалова?

ЭЙДОС-КОНСПЕКТ

(гитара, корзина, коробочка с драгоценностями, кукла, разбитое сердце, пистолет)

6 . Работа с текстом: характеристика Ларисы.

2 ). У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»

3 ). Мнение Кнурова разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. какая чувствительная!»

4 ). Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».

5 ). В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

7. Продолжение работы над текстом драмы.

Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить её бескорыстно, по-настоящему?

Ответы учеников

8.Составление опорной схемы : «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? »

Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

(Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Отработка версий учащихся:

1) “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна.

2) Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. становится поступок дочери для нее – игра ва-банк

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью.

3) Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

(Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”)

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

4) Любовь… Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”.

Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно.

И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

9. Продолжение работы с текстовым материалом.

А на что надеется Лариса, собираясь замуж за Карандышева?

(Ответы учеников : чтение Д.I, явл.4)

Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню.

Расскажите, что произошло между Карандышевым и Паратовым? Какое событие обнаружило всю ничтожность Юлия Капитоновича?

(Ответы учеников: сцена обеда Д.1 явл.1-13)

Измываясь над Карандышевым, никто не считается с чувствами Ларисы:

«- Да ведь они меня терзают, - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери».

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответ учеников

Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым.

А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников

Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку.

Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова;
2) остаться с Карандышевым;
3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников :

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить».

Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы». Положение Ларисы ужасно.

Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

9. Работа с отрывками из фильма «Жестокий романс»

Давайте обратимся к киноверсии драмы – фильму Э.Рязанова «Жестокий романс».

Отрывок из фильма, романс «А напоследок я скажу»

В киноверсии Лариса любит беззаветно и безоглядно, ей не нужны клятвы и обещания. Обращаясь к возлюбленному «Прощай, любить не обязуйся!» она как бы снимает с него ответственность.

Искушение любовью для Ларисы закончилось трагически, она вновь возвращается в мир материальных ценностей. Почему на пути поиска материальных благ ее постигает новая неудача?

Отрывок из фильма: Лариса и Карандышев

Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Отрывок из фильма, романс «Любовь – обманная страна»

Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

10. Рефлексия: прием «В роли литературоведа»

Владимир Лакшин : «Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.… В смерти рядом с цыганским разгулом, в словах прощения и любви, обращенных к дурным людям, есть какое-то святотатство… Можно ли судить Ларису за горестную опустошенность, попытку цинического вызова обстоятельствам, явившуюся как выплеск отчаяния?»

Попробуйте дать ответ литературному критику.

А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

IV . ИТОГИ УРОКА .

« Упраздняется человечность, упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл», - писал Островский в одном из своих писем. И мы не ошибемся, если скажем, что «Бесприданница» рассказывает именно об этом «упразднении» человечности. И если душа не осталась равнодушна к страданиям Ларисы, если вы переживали вместе с ней, восхищались искренностью и красотой ее чувств, значит, в вас произрастают зерна человечности. Мудрый Островский затронул струны и вашей души.

V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить сопоставительную характеристику героинь А.Островского Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой: сходства и различия.

Урок литературы по теме «Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н.Островского «Бесприданница».

Цель урока: создать для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Задачи урока:

Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы;

Развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности;

Совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

Эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев.

Формировать навыки самообразовательной деятельности;

Способствовать развитию личностной и коммуникативной компетентностей.

Формы организации учебной деятельности:

Работа в группах;

Индивидуальная работа;

Фронтальная работа;

Самостоятельная работа с опорным конспектом;

Викторина;

КСУ.

Методы и приемы:

Метод проектов;

Частично-поисковый метод.

Оборудование:

Портрет А.Н.Островского

Текст произведения

- DVD -диск с записью фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

Карточки для самостоятельной работы

- CD -диск с записью презентации проектной деятельности

ХОД УРОКА

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Е.Баратынский

Звучит мелодии романса

І . Слово учителя

Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского драматурга А.Н.Островского. На прошлых уроках мы говорили о «самом решительном произве-дении Островского – пьесе «Гроза». Говорили о хрупкой женщине – Катерине – ко-торая всколыхнула устои «темного царства», бросившись с обрыва в Волгу.

Через все творчество Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «го-рячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, любви.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Кате-рина, и почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки об-рела смерть Лариса, человек «горячего сердца» , героиня пьесы «Бесприданница», о которой сегодня мы будем говорить на уроке внеклассного чтения.

Вдумайтесь в тему нашего урока: «Трагедия «горячего сердца»…

Трагедия… Это слово предполагает смерть. В конце пьесы действительно гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка – Лариса Огудалова.

Случайна ли ее гибель?

Кто виноват в ее смерти?

За что Лариса перед смертью благодарит своего убийцу Карандышева?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего урока .

Перед прочтением пьесы «Бесприданница» вы получили задание сравнить это произведение с уже изученной вами пьесой «Гроза». Что вы можете сказать по этому поводу?

(Мир диких и кабановых претерпел большие изменения. Кнуров и Вожеватов – купцы нового поколения, дельцы, они более европеизированы. Кнуров даже читает газету на французском языке, он сдержан, немногословен… Трудно представить себе Дикого с газетой в руках. Мы помним его как грубого, пошлого, невежественного купца, который постоянно всех ругает.

Невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харитя Игнатьевна, которая ловко торгует красотой дочери.

Здесь блистает барин – Сергей Сергеевич Паратов, судовладелец...

Но за всем этим внешним блеском скрывается то же «темное цар-ство», в котором нет места настоящим чувствам: дружбе любви, состраданию).

Каковы жанровые особенности данного произведения?

Выступление группы теоретиков литературы

(Род и жанр этого произведения совпадают – драма.

В толковом словаре дается три толкования слова «драма»:

1) драма – род литературных произведений, написанных в форме диалога без авторской речи для постановке на сцене;

2) драма – произведение этого рода литературы серьезного, но не героичес-кого характера;

3) драма – тяжелое событие, несчастье, переживание, являющееся причи-ной глубоких нравственных страданий.

К пьесе «Бесприданница» отчасти имеют отношение все три определе-ния этого слова).

- В основе любого драматического произведения лежит конфликт.

Конфликт – столкновение, противоборство противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций)

В результате беседы мы должны выяснить, каков характер конфликта в пьесе «Бесприданница».

Обычно название пьес Островского – пословицы, поговорки, то есть, фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты» и т.д.). Даже в «Грозе» есть под-текст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну кто такая беспридан-ница?

Снова обратимся к нашим теоретикам литературы.

Группа литературоведов.

Бесприданница – бедная девушка, не имеющая приданого.

Но во времена Островского бесприданница – это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся:

Кто же она, Лариса Огудалова?

Что для нее главное: приданое, деньги? А может быть что-то еще?

А загадки продолжаются…

Любое драматическое произведение начинается с афиши. Давайте и мы по-знакомимся с афишей драмы «Бесприданница».

ІІ. Защита проекта.

Марчук Яна готовила проект „Создайте афишу к пьесе „Бесприданница”.

(Декорация: берег Волги, свобода, пространство, воля, но… там … вдалеке. А здесь – музыка, вино, цыгане, шум. Лариса пытается вырваться из этого мира, ей здесь душно, темно.

О многом говорит и смысл имен персонажей, здесь Островский продолжает традиции «говорящих» фамилий и имен: Харита – прелестница, кнур – кабан, Лариса – в переводе с греческого – белая чайка. У всех персонажей указаны фамилии, и только Лариса названа по имени. Потому что «огудать» - обмануть, эта фамилия так подходит к ее матери, но только не к ней. Поэтому перед нами просто Лариса - белая чайка, живущая не по законам мира, ее окружающего, а по своим собственным, какие диктует ей сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви. Поэтому она протянула руки к чайке, парящей в небе.

Почему я изобразила ее на краю обрыва? Потому что она действительно оказалась на краю пропасти, на распутье, как она сама о себе говорит. Но когда человек стоит на распутье, это означает, что перед ним несколько дорог, просто он не может решить, по какой ему идти. А Лариса на какой бы путь ни шагнула – это шаг в пропасть…)

ІІІ. Проверка знания текста (викторина с элементами КСУ).

Почему же Лариса оказалась на краю пропасти? Кто же окружал ее? Давайте мы лично познакомимся с этими людьми, с героями пьесы, пригласим их для беседы. А заодно и проверим, как вы усвоили содержание этого произведения.

Героев приглашают для беседы. Группа корреспондентов (2 человека) берут интервью).

1-я группа (Паратов).

Согласно авторской ремарке, вы – «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».Мнения различных персонажей о Вас довольно противоречивы. В глазах одних Вы «идеал мужчины», для других Вы всего лишь «промотавшийся ку-тила», «развратный человек». Вы узнали себя? (Сергей Сергеевич Паратов)

Уважаемый Сергей Сергеевич! Будьте добры, представьтесь сейчас публике так, как представили себя при знакомстве с Карандышевым.

(«Человек с большими усами и малыми способностями»)

Как называется пароход, владельцем которого Вы являетесь? («Ласточка»)

Кому Вы его продаете? (Купцу Вожеватову)

Помните, Кнуров интересуется, не жаль ли Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?

(«Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в при-даное золотые прииски»)

Господин Паратов, Вы употребляете в речи много пословиц и поговорок. Хари-та Игнатьевна Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы столько русских пословиц знаете. Ответьте же, пожалуйста, Огудаловой.

(«С бурлаками водился, тетенька, так русскому языку и выучился»).

2-я группа (Харита Игнатьевна Огудалова).

Вы вдова средних лет, принадлежите к «порядочной фамилии», одеваетесь «изя-щно, но смело и не по летам». Женщина Вы «бойкая и проворная», достаточно демо-кратичная в общении. Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Будьте любезны, сударыня, представьтесь.

(Харита Игнатьевна Огудалова)

Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят, что Вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери подарки дорогие дарите. Откуда у Вас деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки. Вожеватов: «Женихи платят-ся. Как кому понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на приданое возь-мет с жениха, а приданого не спрашивай»).

Сколько у Вас дочерей? Какова их судьба?

(Три дочери. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек… Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер. А Лариса – младшая)

Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы заставляете ее благодарить за это не только Вожеватова, но и Кну-рова.

«А Кнурова-то за что?»- спрашивает Лариса.

Может быть, Вы раскроете секрет Ваших хитростей: почему Лариса должна бла-годарить за подарок двоих?

(Огудалова показала подарок Вожеватова Кнурову, сказав, что желала бы подарить дочери это украшение, да денег нет, видно, придется отказаться от приглянувшейся вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал деньги на «покупку»).

3-я группа (Вожеватов)

Согласно авторской ремарке, Вы «очень молодой человек», «один из представи-телей богатой торговой фирмы». Судя по всему, Вы занимаетесь перевозкой грузов по Волге, владеете баржами, собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?

( Купец Василий Данилович Вожеватов)

Василий Данилыч! Однажды Вы посоветовали Кнурову оригинальное средство борьбы с насморком. Будьте добры, расскажите, как эффективно и быстро избавить-ся от насморка?

(Вожеватов: «Мне один англичанин говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить»)

Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в кофейне слуга и почему Вы за него так дорого платили? (Это было вино, разлитое в чайники)

4-я группа (Лариса)

Вы являетесь предметом преклонения и восхищения в своем кругу. «Эта женщи-на создана для роскоши», «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует»,- так гово-рят о Вас персонажи пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же Вы, милая барышня? (Лариса Дмитриевна Огудалова).

Вы приводите в восторг всех слушателей своим пением. На каком инструменте Вы играете, какой романс Вы исполняете в пьесе?

(Играет на гитаре. Исполняет романс «Не искушай меня без нужды…»)

Вы, конечно, помните имя своего жениха?

(Юлий Капитоныч Карандышев)

Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы ответили Паратову?

(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – «Он любит меня»)

Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная близость? И чем ее объяснить?

(Вожеватов: «Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают».

Лариса: «Мы с малолетства знакомы, еще маленькими играли вместе – ну, я и привыкла).

Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как помнится, восхищались этими качествами Сергея Сергеича. Расскажите, как он однажды продемонстрировал эти свои качества.

(Стрелял в монету, которую держала в руке Лариса).

5-я группа (Робинзон)

Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя сказать, чтобы судьба была к Вам особенно благосклонна. Ваша артистическая карьера не удалась. Да и в жизни Вы далеко не на первых ролях, чаще всего окружающие играют с Вами. Как Вас именуют по пьесе и почему?

(Робинзон. Он ехал на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба пьяные до последней возможности. Творили они что им только в голову придет, публика все терпела. Наконец, в довершение безобразия придумали драматическое представление: разделись, разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких. Тут уж капитан, по требованию пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил на острове).

Вожеватов обещал Вас взять в «Париж». Как Вы думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь вы не говорите по-французски?

(Нет. «Париж» - это трактир на площади в городе Бряхимове, так что французский язык там не нужен).

Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Куровым и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание Вы получили от Паратова?

(Споить жениха – Карандышева)

6-я группа (Карандышев)

Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа.

(Юлий Капитонович Карандышев)

Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?

(Вожеватов: «Он давно у них дома вертится, года три».

Карандышев: «Я три года терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними»).

Юлий Капитоныч, вы говорите, что любите Ларису. Но почему Вы оказываете ей в просьбе поскорее поскорее уехать в деревню?

(Карандышев: «Дайте мне почувствовать всю приятность моего положе-ния… Теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться…)

Господин Карандышев, как Вы отомстили своей невесте за измену, всем извест-но. А вот где Вы взяли пистолет?

(«В кабинете ковер громовой на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал»).

Будут ли Вас судить за убийство невесты?

(Скорее всего, нет, так как Лариса в финале говорит: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама» А свидетелей убийства не было).

І V .Фронтальная беседа с элементами исследования.

Как происходит наше знакомство с героиней. Какие слова она произносит при первом своем появлении)?

(Сначала мы знакомимся с ней заочно. Другие персонажи характеризуют ее, а именно Кнуров и Вожеватов. Лариса, главная героиня произведения, появляется только в третьем явлении, и то в конце его. Когда все говорят о ней, она сидит на скамейке, молчит и смотрит в бинокль на Волгу. Но самое неожиданное – ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания..!». Т.е., вместо приветствия она произносит слова прощания. И мы приходим к выводу, что героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается?)

Мы знаем, что происходит в жизни Ларисы. Она выходит замуж.

А что же происходит в ее душе?

Обратимся к тексту.

(Чтение отрывка из текста (І действие, 4 явление)

Итак, в разговоре с Карандышевым Лариса произносит: «Вы видите, я стою на распутьи…». Какое страшное слово…«распутье». Что же оно обозначает?

Обратимся к литературоведам. Объясните значение слова «распутье».

(1. Перекресток двух или нескольких дорог.

2. Перен.: в раздумье о том, что решить, что делать дальше).

Итак, какие же пути есть у Ларисы?

(1-й путь, несомненно, путь к Паратову. Его любит Лариса, он является для нее идеалом.

2-й путь – к Карандышеву, которого она не любит, а только хочет полю-бить.

3-й путь – к Кнурову, ведь ему выпала счастливая монета, теперь он хозяин Ларисы.

V . Коммуникативно-ситуативные упражнения.

1). Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины, что-то типа «прекрасного принца на белом скакуне». Вы – ее близкая подруга. Помогите ей увидеть настоящую сущность Паратова.

(Модель «Снежный ком»)

(Сергей Сергеевич Паратов – действительно, своеобразный, яркий, неординарный человек. Он молод, красив, одевается с шиком, всегда аккуратен. Паратов – достаточно щедрый человек (когда Иван бросился обметать его веничком, тот заплатил ему рубль). Сергей Сергеевич – человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, чем-то ведь он привлекает цыган, ямщиков, трактирных слуг. Он очень отчаянный, готовый поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Вспомним, например, случай с кавказским офицером, знакомым Сергея Сергеевича. Хотя тот и отличный стрелок, но не каждый бы решился на отчаянный шаг: поставить себе на голову стакан и позволить выстрелить в этот стакан. А потом он сам решается на более отчаянный поступок: стреляет в монету, которую держала ты, Лариса. Он умеет красиво ухаживать, говорить комплементы и слова любви. Замечательно это передал Эльдар Рязанов в своем фильме «Жестокий романс»: он поднял карету и поднес ее к твоим ногам. Трудно такого не полюбить, тебя, Лариса, можно понять…

Но Паратов – жестокий человек. Люди для него – лишь игрушки, хотя он и ведет себя с ними довольно хорошо. Тем не мене, он бессердечен, и это проявляется в том, что, когда он проплывал мимо острова и решил взять человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актер, который развлекал бы его в дальнейшем путешествии. Такой же игрушкой стала для него и ты, Лариса.

Но самая большая беда в том, что ты, Лариса, его идеализировала. Слепо доверяя ему, ты не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: «У меня…ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действительно доказывает это делом: продает «Ласточку», отказывается от тебя. Он не задумываясь оставляет тебя ради женитьбы на владелице золотых приисков. Свое увлечение тобой в прошлом он расценивает как глупость: если бы он на тебе женился – «вот бы людей насмешил!» При встрече он театрально упрекает тебя а заодно и всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира: «О, женщины! Ничтожество вам имя!» Ему важно убедиться в своей власти над тобою, в том, что ты его еще любишь. И требование его к тебе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу – это тоже следствие его самолюбия. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит тебя ради мимолетного удовольствия. Всеми действииями Паратова движет стремление к богатству, к выгоде. Вот его истинная сущность.

2). На вопрос Паратова «Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?» Лариса отвечает: «Нет, одним только… Зато дорогим … Он любит меня». Значит, Лариса может быть с ним счастлива?

(Модель «Альтернатива»)

(- Я считаю, может. Карандышев – честный человек. Сам о себе он сказал, что взяток не берет, а значит, деньги для него не главное. Он согласен жениться на Ларисе, хотя она бесприданница. К тому же он три года ухаживал за Ларисой, терпел унижения, три года сносил насмешки прямо в лицо от знакомых и гостей Ларисы. Наверное, это говорит о силе его чувства. Да, Лариса сейчас не любит его. Согласие ее на брак с Карандышевым – вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочув-ствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ответное чувство. Может, так и случилось бы...

- А я считаю, что Лариса никогда не была бы счастлива с Карандышевым.

И в доказательство своих слов я закончу фразу Карандышева: «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» - вот что движет поведением Карандышева. Многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать Ларису счастливой. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым, «цыганским табором»,любовью к Паратову, и ревниво придирается к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобно завидует преуспевающим дель-цам. Сама нелепая идея званого обеда – результат болезненного уязвленного само-любия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скром-ной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет «погордиться и повеличаться», что совершенно равнодушен к чувствам девушки. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, - он слишком тщеславен и самолюбив).

3). Кнуров. Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.

Действительно ли «близкие люди» (Кнуров и Вожеватов) переживают за Ларису и искренне хотят ей помочь? Путь к Кнурову – это спасение для Ларисы?

(Модель «Спикер»)

Или: На вопрос, кто из героев «Бесприданницы» вызвал наибольшие симпатии, десятиклассница уверенно заявила: Кнуров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы: Кнуров – человек основательный, надежный, в жизни с таким не пропадешь. Значит, путь к Кнурову – спасение для Ларисы?

(Кнуров – типичный представитель купеческого сословия. Им руководит холодный расчет. И главное в его жизни – деньги. Кнуров осознает свою несокрушимую силу, открыто презирает всех окружающих. Но Лариса его поражает: он вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет». Лариса ему действительно нравится. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова «любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви. Мокий Пар-меныч отличается целеустремленностью, добиваясь Ларисы. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующей дорогой оправы, поэтому Кнуров и предлагает девушке унизительное положение содержанки. Ее, как вещь, уже разыграли в «орлянку», и ее нынешний хозяин, Кнуров, успокаивает, чтобы она не боялась стыда: «громадное содержание», которое он может предложить, заставит замолчать всех сплетников. Предлагая Ларисе свое покровительство, он проводит оче-редную сделку, как будто речь заводит о каком-то коммерческом предприятии и старается уговорить будущего компаньона: «Не угодно ли со мной в Париж, на выставку?» Ни слова о чувствах, только четкое деловое предложение. Этого Лариса не может принять. Материальные соблазны Ларисой отвергаются. Никому не нужна любовь одинокой чайки.

Но в конце пьесы, когда Лариса уже осознала себя вещью, она готова принять циничное предложение Кнурова. «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, - говорит она, - засверкали бриллианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни саму себя: «…я любви искала и не нашла… ее нет на свете…нечего и ис-кать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Может быть, она сама не дает себе отчета в том, что говорит, что ей несет этот выбор, что ожидает ее в будущем. А ожидает ее нравственная смерть. А для Ларисы это страшнее физической гибели. «Позовите Кнурова» - ведь это все равно, что в петлю, что в омут.

Поэтому путь к Кнурову – это не выход, это медленная мучительная казнь своего сознания, это мучительная нравственная смерть.

V І. Работа с текстом. Инсценирование эпизода. Выразительное чтение наизусть.

Но есть и 4-й путь. Лариса поняла, что никому не нужна ее любовь, любовь одинокой чайки. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс и звучит в ее устах монолог о смерти).

(чтение монолога наизусть)

Как видите, у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход – бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. Но это, как мы уже сказали, нравственная смерть Ларисы, от которой спасает ее выстрел Карандышева.

V ІІ . Фронтальная беседа.

А теперь давайте ответим на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

( - Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он просто хотел вернуть ее…

- Нет, это неизбежный финал. Так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле. Расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу героини, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

    Кто виноват в смерти Ларисы?

( Мать, Паратов, Карандышев… все виноваты).

    За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

( За то, что избавил Ларису от страданий, от позора, от унижения и окончательного падения, от разочарования в людях ).

- Обращаемся к литературоведам. Объясните значение слова разочарование.

(Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя, то же, что и разуверение, т.е., потеря веры во что-то).

Не случайно кульминационной сценой пьесы является исполнение Ларисой романса на стихи Е.Баратынского «Разуверение». Слова этого романса взяты эпиграфом к уроку:

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней.

V ІІІ. Защита проекта.

«Роль романса в раскрытии психологического состояния героя».

ІХ. Домашнее задание.

    Закончить таблицу до конца.

    Дрянное оружие собрал в свою коллекцию Карандышев. Его пистолет дал осечку...