Болезни Военный билет Призыв

Строчная и заглавная буква й конспект урока. Графический анализ буквы «й». Рыбки весело резвятся

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Педагогическая цель Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Й, й, навыка письма слов с
сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти
Решение учебной задачи
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Образовательные
ресурсы
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют
предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации;
списывают с печатного шрифта; определяют признаки предмета; употребляют имена прилагательные в речи для
характеристики предмета; используют вопросительное слово «какой?»; осуществляют замену существительного
личным местоимением он в тексте; разгадывают анаграмму
Проявляют интерес к учебному труду
Регулятивные: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические –
характеризуют предметы.
Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество
Буквы Й, й; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; предложение; анаграмма, пословица
1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mentemirova.my1.ru/news/1­0­1

Этапы
урока
Формы,
методы,
методически
е приемы
1
2
I.
Организа
ция
начала
урока
II.
Постанов
ка
учебной
задачи
III.
Усвоение
новых
знаний и
способов
деятельно
сти.
1.
Пальчиков
ая
гимнастик
а
Фронтальная
,
индивидуаль
ная
Фронтальная
. Словесный.
Вступительн
ое слово
учителя
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Практически
й, словесный.
Упражнение
для развития
мелкой
моторики
С ц е н а р и й у р о к а
Деятельность учителя
осуществляемые
формируемые
Деятельность учащихся
действия
4
умения
5
Вид и форма
контроля
6
3
Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради
«Прописи 4», ручки)
– Сегодня мы научимся писать новую букву.
– Догадайтесь, какая буква «потерялась»,
и прочитайте слова.
сара… ма…ка откро… ловки…
– Сформулируйте тему урока
– Подготовим руку к письму. Выполним
пальчиковую гимнастику «Пять пальцев».
На моей руке пять пальцев.
Они пишут и хватают,
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что­то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья!
Внимательно
слушают, дают
внутреннюю
установку на урок
Индивидуальный
. Проверка
готовности
к уроку
Распознают
в словах новый
звук. Совместно с
учителем
формулируют
учебную задачу
Внимательно
слушают,
выполняют
упражнение в
соответствии с
показом
учителя
Фронтальный.
Устные ответы
Индивидуальный
. Правильное
выполнение
упражнения для
мелкой
моторики
пальцев рук
Приветствуют учителя,
друг друга, проверяют
готовность к уроку,
эмоционально
настраиваются на урок
Слушают, отвечают.
– Письмо буквы й
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.
Имитация движений
по тексту.
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно –
Ссориться совсем не нужно!
– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой
Хлопают в ладоши
Показывают посадку
за столом при письме,
как правильно держать
ручку
Правильно держат
осанку при
письме, верно
обращаются
с ручкой
– Рассмотрите образец написания буквы й.
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука.
– Самостоятельно напишите элементы
и букву й на 1­й строке.
– Чем похожи и чем отличаются й и и?
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
– Пропишите элементы буквы й в воздухе
Слушают объяснение
учителя, рассматривают
букву, комментируют
письмо буквы.
Прописывают элементы
в воздухе
Анализируют
образец изучаемой
буквы, обращают
внимание на то,
что буква состоит
из трех элементов
и имеет сходство
с буквой и
Индивидуальный
. Проверка
правильной
посадки при
письме, верного
обращения с
ручкой
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
– Прочитайте слово. Напишите его под дик­
товку друга.
– Посмотрите на 2­ю строку. Что вы здесь
увидели?
– Какое это высказывание по цели высказы­
вания?
– Выразительно, с интонацией прочитайте
предложение.
Читают. Отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют письмо слов
и предложения
Фронтальный,
парный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Пишут слова
с изученными
буквами под
диктовку.
Обозначают
границы
предложения,
комментируют
его запись.
2. Правила
посадки за
столом во
время
письма
Индивидуаль
ная.
Практически
й
Фронтальная
. Словесный,
наглядно­
демонстраци
онный,
практически
й.
Объяснение
с опорой на
показ
Фронтальная
, парная,
индивиду­
альная.
Практически
й, словесный.
Письмо,
беседа
3.
Знакомств
о с
написание
м строчной
буквы й.
Письмо
буквы
(с. 13)
4. Работа
в
«Прописи

(с. 13).
Письмо
слова
и
предложен
ия

Правильно

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
с
комментир
ова­
нием
Физкультм
инутка
Коллективна
я.
Практически
й
– Напишите предложение на свободной строке
с комментированием
ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов
Выполняют движения
по тексту за учителем
5.
Использов
ание
вопросите
льного
слова
«какой?»
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Словесный,
практически
й. Чтение,
письмо
– Прочитайте предложение на 4­й строке.
– Какое это предложение по цели высказы­
вания?
– Предложение содержит вопрос «какой?».
На этот вопрос отвечают слова, обозначающие
характеристику предмета.
– Из предложенных слов составьте ответ
на вопрос. Замените слово мяч словом он
Читают предложение.
Составляют ответ
на вопрос и записывают
его.
– Он красный. Он
круглый. Он зеленый
IV. За­
крепление
знаний и
способов
деятель­
ности.
1. Ана­
грамма
(с. 13)
Парная,
индивиду­
альная.
Словесный,
практически
й.
Разгадывани
е анаграммы,
письмо
– Прочитайте слово на последней строке.
– Посмотрите на цифры под буквами. Что они
обозначают?
– Составьте новое слово, используя буквы,
под которыми написаны цифры.
– Запишите слово, заменив точки буквами
– Цифры обозначают
порядок букв в новом
слове.
– Чай
интонируют
восклицательное
предложение
Осуществляют
профилактику
утомления,
активно
участвуют в
физкульт­
минутке
Называют
признаки
предмета,
характеризуют
предмет с
помощью
прилагательных.
Заменяют
существительное
личным
местоимением он
Разгадывают
анаграмму,
выполняют
письмо нового
слова. Соблюдают
правила
работы в паре
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
Фронтальный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Парный,
индивидуальный.
Анаграмма,
письмо

Черноус Татьяна Михайловна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей №5 г. Воронеж

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по программе Н. В. Нечаевой «Обучение грамоте»

Тема урока : Написание буквы Й (и – краткое) заглавная.

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Й (и – краткое) заглавной; формировать навыки написания буквы.

УУД: формировать интерес к предметно – исследовательской деятельности предложенной в учебных пособиях.

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Ход урока.

    Организационный момент

Подошла к концу перемена,

Урок ей приходит на смену.

Мы продолжаем учиться писать

И новые знания открывать.

    Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, какой у нас урок? (Урок обучения письменной грамоте. Урок русского языка.)

А что мы делаем на этом уроке? (Учимся писать элементы букв, буквы и слова. А так же мы умеем составлять предложения.)

Зачем нам уметь писать? (Мы должны быть грамотными людьми. Что быть умными.)

А почему мы учимся писать письменными буквами? (Письменными буквами быстрее писать и они красивые.) (Письменные буквы писать проще, чем печатные.)

Откройте тетради. Мы уже умеем писать буквы? (Да мы уже много букв писали.)

Сейчас проверим как вы научились писать буквы. (Проводится выборочный диктант по картинкам. Учитель показывает картинки, а ученики выполняют определенные задания.)

Я буду показывать картинки, а вы запишите первую букву слова. Пишем строчные буквы.

МАЙКА ЛЕЙКА

РЕЙКА УЛИТКА

Давайте проверим правильно ли вы определили буквы? (м,л,р,у)

Посмотрите еще раз на картинки, какое задание вы можете предложить выполнить. (учащиеся предлагают свои варианта заданий и выбирают более интересные)

* Выбрать лишний предмет.

Давайте поиграем в игру «Четвертый «лишний».

Какое слово здесь «лишнее» и почему? (Лишнее слово УЛИТКА.)

(Это слово лишнее по трем основаниям и дети доказывают это.

    Это слово «лишнее» т.к. у него три слога. 2. Это слово «лишнее» т.к. оно начинается с гласного звука. 3. У него нет звука Й или буквы й – краткой.)

3. Работа по теме урока.

А мы умеем писать букву «й» - краткое прописную строчную. (Да мы умеем ее писать)

Пропишите букву в тетради столько раз сколько вам лет?

Физминутка

- Встали все. Сейчас мы с вами поиграем. Хлопаем в ладоши тогда, когда я назову слово с о звуком[ Й], буква и краткая. Мышь, воробей, ворона, легкий, ласточка, стриж, лейка, майка, ворота, стул, скамейка, стена, мама, йод. - Первыми сели девочки, а потом мальчики. (Соревнование, кто тише сядет.) - А какое слово было последним в физминутке? (слово «йод») - С какого звука начинается это слово? (Со звука [ Й]) - А какой буквой обозначается этот звук? (Буквой и – краткой) - Если предложение будет начинаться с буквы Й, то как мы пишем начало предложения? (Начало предложения пишется с заглавной буквы.) - Мы умеем писать Й заглавную? (Нет. Но она похожа на буква И. Состоит из таких же элементов.)

В чем ее отличие от буквы И? (У нее есть шапочка)

Откроем прописи на стр. 25 на верхней строке пропишем чередуя буквы И и Й.

Образец прописывается на доске. Выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.

А какое задание еще есть в прописи? (Стихотворение)

Чтение стихотворения учителем.

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Про что это стихотворение? (Про йод)

Давайте обведем красиво все буквы в стихотворении. (Дети обводят буквы по пунктирам)

Попробуйте повторить стихотворение. А почему автор называет йод хорошим? (Йодом, когда поранишься, обрабатывают ранки и он в этом случае полезный.)

Давайте подберем к слову хороший противоположное по смыслу слово.

Хороший - плохой

Что кричит герой в этом стихотворении? (Ой – ой – ой!)

- Какой знак стоит в конце и почему? (Так как он кричит громко, поэтому стоит восклицательный знак.)

Давайте запишем эти слова в прописи на пустой строчке. С какой буквы будем писать? (С заглавной)

4. Закрепление материала

Рассмотрите внимательно задание № 3 в прописи. Придумайте задание для этого упражнения.

* Подчеркнуть букву й в словах.

* Разделить на слоги.

* Назвать слова в которых 1 или 2 слога.

5. Итог урока

Кто сегодня доволен своей работой?

А какие трудности вы сегодня преодолевали?

С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Литература

Тетрадь по письму 1 класс авторы Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева

Издательский дом «Федоров» 2011

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й »; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) воспитывать любовь к русскому языку).

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах, группах;

Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Формулировать учебные задачи;

Работать по предложенному плану, инструкции;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

I. Организационный момент.

1.Настрой на урок.

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Актуализация опорных знаний

1.Рефлексия.

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. На чём можно путешествовать?

Дети: На самолёте, на вертолёте, на поезде, на корабле, на машине и т.д. Отгадайте на чем мы будем путешествовать.

Учитель: Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... .

Да, мы будем путешествовать на корабле.

Задание - Составьте предложение по рисунку.

Выслушиваются варианты ребят, выбирается один. Например,

«Корабль плывёт по волнам».

Составьте модель этого слова (корабль).

Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему так? Какой слог ударный?

Задание . Чтобы получить билеты на корабль, нужно вспомнить с какой буквой мы знакомились на прошлом уроке.Расскажите, что вы знаете про эту букву.(Й – согласный звонкий, мягкий, непарный) .А как вы думаете почему буква й так называется?

Молодцы!А чтобы узнать тему нашего сегоднешнего урока.Послушайте стихотворение.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Какой звук встречается чаще всего? Как вы думаете какая тема нашего сегоднешнего урока?

III. Сообщение темы урока.

IV. Закрепление изученного материала

Молодцы! Теперь мы смело отправляемся в путь!

Но перед тем как начать наше путешествие я предлагаю отдохнуть.

1.Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2.Письмо в тетради буквы й и слога ий

Проговаривание стихотворения про правила посадки при письме. (Я тетрадочку открою)

Откройте прописи запишите красиво букву й маленькую, затем красиво напишите соединение букв ий назовите соединение которое мы будем использовать. Чем буква й отличается от буквы и? (Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2), ведем плавную линию до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз пишем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5). Над буквой пишем полуовальную линию вправо (6)

3.Превращение слов.

Вот мы и на корабле! Нас приветствует капитан корабля: «Здравствуйте, я капитан Майкл».

Капитан одет в парадную форму. Может у Вас День Рождения? На что он ответил: «Нет я родился в другом месяце, отгадайте, в каком.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы белые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…

Дети: - Май.

Измените слово май,чтобы в середине стоял звук О.

Измените слово мой, чтобы в конце стоял звук и.

Запишите себе в тетрадь эти слова, самостоятельно сделайте модель этих слов.

Поменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

В следующей строке самостоятельно запишите слова свой, твой. Сделайте модель этих слов.

4.Работа в группах и парах.

Учитель : Молодцы. Вы много знаете про звук [Й`]. Наш корабль весело плывет по волнам. Но вот погода стала меняться. Небо затянуло тучами, подул сильный ветер, начался ливень. Это коварные Звукомор и Буквоед испортили нам погоду. Наш корабль стал сбиваться с курса.

Чтобы шторм утих нам надо выполнить следующее задание.

Предлагаю вам выполнить работу в группах, в парах.

1группа собирает картинку с изображением зайки под елкой, составляют предложение по этой картинке и звуковую модель слова зайка.

2группа соединяет модели слов со словами.

Пары игра «Нарисуй близнеца».

Индивидуальное задание разукрашивают картинку на которой изображена буква й (разукрасить все буквы й).

Проверка выполнения заданий. Записывание предложения про зайку в тетрадь.

Какой зайка? (он серенький, беленький, пушистый)Записать предложение в тетрадь.

Физминутка.

Если звук й стоит в начале слова хлопаем в ладоши 1 раз, если в середине поднимаем руки вверх.

Чайник, йод, линейка, яйцо, йог, йогурт, море, зайка.

Молодцы, ребята. Шторм утих, но Звукомор и Буквоед.Продолжают свои коварные проделки.

Посмотрите, они съели в словах буквы. Нам необходимо востановить эти слова (ЛЕ…КА, МА…КА, ЧА…КА). (Полученные слова записать в пропись).

Молодцы, Ребята. Мы справились и с этим заданием. А чтобы наш корабль спокойно добрался до берега нам необходимо выполнить еще одно задание.

Назвать сказочных героев в чьих именах встречается звук й.(На интерактивной доске появляются изображения Дюймовочки, Незнайки, Мойдодыра, Бармалея,Доктор Айболит, Красной шапочки).

I I I . Заключение.

1.Подведение итогов урока

Мы удачно завершили своё путешествие и вернулись домой. О чём вы расскажете дома маме?

Всё ли мы знаем о буквах? (Нет).

Чем будем заниматься на следующих уроках? (Будем изучать буквы)

Цели:

  • Обучить письму строчной буквы Й, элементам быстрого и красивого письма, формировать умение правильно сидеть за партой (осанка, положение тетради и ручки); дать элементарные понятия о космосе.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь. Мышцы рук, пространственное воображение.
  • Воспитывать аккуратность, любовь к прекрасному, чувство коллективизма.

Оборудование: образцы правильного и неправильного написания слов, картина космоса, два космонавта с секретным заданием, прописи, слоги-слияния, музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

Учитель: У нас сегодня урок письма, а вот какой букве он посвящён вы узнаете отгадав загадку:

– С какой же буквой мы продолжим знакомство?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
– Ещё какой?

Дети: Звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.

Игра “Поймай Й”

– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)

(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)

2. Основная часть

1. Беседа

У.: У нас урок не простой, а космический. Предстоит нам с вами полёт в космос. Отправляются туда крепкие, здоровые, умные, аккуратные. Вот и нам перед полётом надо поупражняться в красивом письме, размять пальчики.

2. Работа в прописи.

У.: Откройте учебник на стр. 23. Прочитайте буквы написанные на строке.

Д.: И, ш, й, п, т, р.

У.: Какой элемент общий в первых 3-х буквах?
– В остальных буквах?
– Выпрямите спины, пристегните ремни, приступаем к разминке.
– Запишите по одной букве, прокомментируйте написание.
– Молодцы, первую часть разминки выполнили.

3. Игра “Переполох”

У.: К нам на планету “Земля прислали 2 слова, первое написал Незнайка, а второе Знайка.
– У Незнайки отметьте ошибки.
А у Знайки места соединений букв и элементов, домики гномика и гнёздышки птичек.
– Отметьте ошибки на доске.

4. Физкультминутка

Побежали (2 раза ), ёжики (2 раза ),
Наточили (2 раза ), ножики (2 раза ),
Прискакали (2 раза ), зайчики (2 раза ),
Кто всех милее? Кто всех смелее7
Кто веселее? Кто всех смешнее?
Кто аккуратнее?
Кто всех дружнее?

5. Письмо слов

У.: Молодцы ребята. Поупражнялись, отдохнули, теперь пора нам отправиться в космическое путешествие на корабле “Восток”

Звучит музыка.

– Пристегните ремни, входим в космическое пространство.

– Перед нами 9 планет, они движутся вокруг Солнца (среди них Земля), поэтому эта система называется Солнечной.

– Мы летим в космическом корабле и каждой планете нам надо послать шифровку, тогда мы узнаем название планеты.

– Прочитайте слова на с. 23 , которые получились из “айка”, добавив буквы г , м , з , л , ш , ч , с .

Д.: Чайка, майка, гайка, зайка, лайка, шайка, сайка.

У.: Давайте их зашифруем и отправим на разные планеты.

6. Развитие речи

У.: Составьте предложение с любым из этих слов.

– А теперь прочитайте название планет, которым мы послали шифровки, вылетев с Земли.

7. Звукобуквенный анализ

У.: Прочитайте слово, которое мы зашифровали.

Д. : Гайка.

У.: Разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Сколько звуков? Какие? Если первый согласный, второй гласный, что получается?

Д. : Слог – слияние.

У.: Какой слог-слияние?

Д. : Твёрдый.

Д.: Й.

У.: Что можете сказать об этом звуке?

Д.: Согласный, всегда мягкий и т.д.

У.: Составьте схему этих слов, она у всех одна. Но среди этих слов, спряталось одно, схема которого отличается от других, найдите его. Почему схема отличается?

Д.: Ч – всегда мягкий.

8. Физкультминутка (упражнение для глаз)

А) смотрим влево, вверх, вправо, вниз – 5 раз
Б) смотрим вправо, вверх, влево, вниз – 5 раз
В) делаем глазами восьмёрку – 5 раз
Г) руки на пояс, голову влево, глаза опустили на локоть(считаем до 5), голову повернули вправо, глаза опустили на локоть (считаем до 5) – 5 раз
Д) смотрим на вытянутый вперёд большой палец (считаем до 5). Затем далеко в лес (считаем до 5) – 5 раз.

9. Рассказ учителя

У.: Ребята, мы с вами отправились в космическое путешествие, а кто был первым космонавтом мира?

Д.: Ю.А. Гагарин.

Звучит музыка.

У.: Итак: 12 апреля 1961 года группа людей подошла к космическому кораблю “Восток”. Закончились последние приготовления. Друзья проводили космонавта до кабины корабля. Он занял место в кресле полулёжа и застегнул пояс. Гагарин был сосредоточен, но спокоен.

Прозвучала команда: “Пуск”. Взревел двигатель, подножие ракеты окуталось клубами дыма, из которого вырвались языки огня.

– Так побывал в космосе первый в мире человек Юрий Алексеевич Гагарин.

– Переверните страничку и прочитайте фамилии известных космонавтов, которые после Гагарина летали в космос.

Д.: Терешкова, Леонов, Комаров, Шаталов, Попович, Елисеев, Береговой, Климук.

У.: Когда у нас в стране отмечается день Космонавтики?

10. Работа над предложением

У.: Прочитайте вопрос, который нам задают.

Д.: Кто первым полетел в космос?

У.: Как вы на него ответите?

– Сколько слов в предложении?

– Какое первое? Второе? И т. д.

– Как начинается предложение? Заканчивается?

– Как вы напишите слово Гагарин?

– Почему?

– Прокомментируйте предложение.

– Записав его мы попадём на последнюю планету “Плутон”.

Д.: Первым в космос полетел Гагарин.

3. Итог урока

1. Игра “Поле чудес”

У.: Тут спрятана шифровка из космоса. Какую букву по счёту хотите открыть? Я её прокомментирую, а вы угадайте.

(На доске спрятано слово “Молодцы”)

(Например первая буква: Ставим ручку на одну третью снизу в рабочей строке, “качалочка”, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя одной трети, выписываем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины и т. д.)

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что делали на уроке?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Спасибо вам за урок!

Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы Й».

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-презентация с применением ИКТ.

Цели урока :
1) Научить детей писать букву й и заглавную, и строчную.
2) Развить орфографический навык письма.
3) Воспитать аккуратность, уважение друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, планшет, учебник, пропись.

Ход урока:

1. Организация класса.
Громко прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня у нас урок – презентация по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Й». (показ слайда с темой)
На этом уроке мы научимся писать строчную и заглавную букву Й

3. Знакомство с буквой Й, сравнение И с Й.
(чтение на слайде загадки)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей) (на слайде появляется воробей)
- А какую новую букву принёс нам на хвостике воробей? (букву Й) (показ слайда с буквой Й)
- Ребята, вы уже много знаете, умеете. Так сравните буквы Ии и Йй и подумайте, чем они отличаются в написании? (показ слайда с этими буквами)
Так чем? (они очень похожи по внешнему виду, буква Й отличается от И шапочкой на голове, а вот звуки они обозначают разные. Буква И – гласные ударные или безударные звуки, а Й – согласные, мягкие, звонкие)
Трудно писать букву И? (нет) Давайте вспомним как она пишется. (показ слайда с прописной буквой И)
А теперь, по аналогии давайте попробуем написать букву Й. (показ слайда с прописной буквой Й)
(дети пишут)
После письма выберите самую красивую, правильную из написанных и подчеркните.

4. Практическая работа «один - много»(на примере схем)
(показ на слайде схем)
Если я изменю в схеме хвостик, Й на И, то что произойдёт со словом? (слово будет означать много)
Приведите примеры. (мой-мои, свой-свои, сарай-сараи…)
Дети пишут слова, подчёркивая красным карандашом букву И, а зелёным – букву Й.

5. Работа над предложением.
(показ слайда с предложением)
Не играй на мостовой!
Что интересного в этом предложении? (встречается звук Й)
Когда так предупреждают детей? (сообщая правила безопасного поведения)
А что на дорогах нам помогает соблюдать правила поведения? (светофор)
А зачем нам нужен светофор?
(показ слайда со светофором) О чём говорит каждый свет светофора?
Красный: ясно, путь опасный. (показ красного света с комментарием на слайде)
Жёлтый: то же, что и красный. (показ жёлтого света с комментарием на слайде)
Зелёный: не зевай, проходи и не мешай. (показ жёлтого света с комментарием на слайде)

6. Игра на внимание «Красный-зелёный».
Я называю слово, если в нём есть звук Й, показываем зелёный кружок, а если нет – красный.
Лужайка, полянка, репей, ручей, иней, снег, град, змейка, верёвка, линейка, муравей, крокодил, сарай, мойка, уборка, поймал, выпустил, чайник, кофейник, кофе, чай.

7. Упражнение в распознавании буквы Й.
Есть ли в русском языке хоть одно слово, которое начиналось бы с буквы Й?
В русском языке очень мало слов, которые начинались бы с буквы Й, практически все они иностранного происхождения.
-Йод хороший, йод не злой,
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»,
Чуть увидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка. (йод)
(показ слайда с появлением стиха о йоде, а затем картинки с йодом)
-Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой.
Старый будь, как молодой! (йог)
(показ слайда с появлением стиха о йоге, а затем картинки с йогом)
-Йогурт очень любят дети,
Он вкусней всего на свете.
Клубничный и малиновый,
Черничный, апельсиновый.
(показ слайда с появлением стиха о йогурте, а затем картинки с йогуртом)
С каких же слов начинаются все эти стихотворения? (с большой буквы Й)
Почему? (так как они являются началом предложений)
Дети пишут эти три слова в тетради, каждое с заглавной буквы.

8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Какие буквы научились писать?
Как отличить И гласную от Й согласной?

Сегодня вы работали очень хорошо. Всем спасибо за работу! Солнышко вам дарит свою улыбку и просит вас побольше улыбаться и радоваться. (показ слайда с солнышком)