Болезни Военный билет Призыв

Стояние на угре 1480. Стояние на угре. г. Великое стояние на Угре

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.


Высокосный 1480 год отмечен знаменательным для истории Руси событием. Именно в этом году русские земли избавились от многовекового гнёта монголо-татарского ига. Это стало результатом знаменитого Стояния на реке Угра, которое, по сути, являлось «битвой без сражения», так как ни русские, ни ордынские войска не решились перейти реку и начать наступление на противника.

Стоянию предшествовал ряд важных событий. Во-первых, ещё за восемь лет до Стояния на Угре хан Большой Орды Ахмат пошёл в поход на русские земли. Однако этот поход оказался провальным, так как на границах его встретили многочисленные объединенные войска русских князей, и Ахмат, не сумев преодолеть Оку, вынужден был отступить. Затем, в 1476 году Иван III прекратил отправлять дань Большой Орде, а в 1480 году публично заявил, что Русь не признает зависимости от Орды. В ответ хан Ахмат, заручившись обещаниями помощи короля Литвы Казимира IV, снова выступил на русские земли.

Внутри Русского государства произошёл идейный раскол: одна часть боярства предлагала Ивану III спастись бегством или сдаться Ахмату, другая часть твёрдо стояла на позиции необходимости дать отпор хану Большой Орды.

Беспрепятственно продвигаясь по литовским землям, Ахмат хотел вторгнуться на территорию Русского государства через реку Угра, которая являлась границей между русскими и литовскими землями.

30 сентября 1480 года Иван III, вернувшись из Коломны, в которую он уехал ранее, ожидая развязки событий, на совете с боярами решил дать жесткий отпор хану Большой Орды. А уже 3 октября 1480 года русские войска покинули Москву и отправились к своим границам навстречу Ахмату, который уже несколько раз напрасно пытался форсировать пограничную реку.

Широко известное в истории Стояние на реке Угра произошло на территории современной Калужской области. Войска обеих сторон растянулись по берегу примерно на пять километров. Войска Ахмата, несколько раз безуспешно пытались форсировать реку, но были отброшены огнём русского войска. После этих неудач сам Ахмат отступил на две версты от берега реки и потребовал явиться в стан Орды самого Ивана III или его близких людей для того, чтобы выплатить семилетнюю дань и признать зависимость от Большой Орды. В ответ на это Иван III направил к Ахмату одного из боярских сынов с сопровождением и богатыми подарками. Естественно, что русские отклонили требования дани, а хан Ахмат не принял подарки. Было очевидно, что весь этот ритуал вежливости Иван III провел с целью выиграть время, так как преимущество постепенно переходило в его руки. Во-первых, к реке двигались братья Ивана III с большим подкреплением. Во-вторых, союзное Ивану III войско крымских татар во главе с Менгли I Гиреем напало на территорию Литвы, и Ахмат лишился помощи сильного союзника. В-третьих, в стане Ахмата быстро заканчивались провизия и фураж, а самих ордынцев ослабляла повальная эпидемия дизентерии.

Иван III, пытаясь отвлечь Ахмата, отправил небольшой боеспособный отряд на земли Большой Орды, с тем, чтобы опустошить и ослабить тылы ордынцев. Сам же Иван III в самом конце октября решил отступить от берегов Угры, с целью укрепиться у города Боровска. Это было сделано для того, чтобы дать мощный отпор Ахмату, если тот решится и сумеет форсировать реку. Однако хан Большой Орды, узнав, что в землях Большой Орды действует отряд русских, снялся с места и отступил от берегов Угры и поспешил вернуться в Орду.

Так закончилось двухмесячное Стояние на реке Угра. По его результатам Русское государство, будучи независим фактически, стало независимым и формально. Через год хан Ахмат был убит во время покушения в Большой Орде, которая в скором времени изжила себя как сильное государство.

Одной из главных национальных задач Руси являлась стремление покончить с ордынской зависимостью. Необходимость освобождения была основной предпосылкой объединения русских территорий. Только встав на путь противостояния Орде во времена княжения , Москва приобрела статус национального центра собирания русских земель.

Москва сумела по-новому построить отношения с ордынцами. К концу XV века Золотой Орды как единой державы уже не существовало. На месте Золотой Орды возникли автономные ханства - Крымское, Астраханское, Ногайское, Казанское, Сибирское и Большая Орда. Только Ахмат, хан Большой Орды, занимавшей значительную область Среднего Поволжья, стремился воссоздать былое единство Золотой Орды. Он желал получать с Руси, как с вассала Орды, дань, давать ярлыки русским князьям. Другие ханы во времена Ивана III не предъявляли подобных требований к Московской Руси. Напротив они рассматривали московского князя, как союзника в борьбе с претензиями Ахмата на золотоордынский трон и власть.

Хан Большой Орды Ахмат, который считал себя наследником золото-ордынских царей, в 1470-х гг. стал требовать от Ивана III дани и поездки в Орду за ярлыком. Это было очень некстати для Ивана III. Он находился в трениях со своими младшими братьями - удельными московскими князьями Андреем Галицким и Борисом Волоцким. (Они были недовольными тем, что великий князь не поделился с ними дмитровским уделом их брата Юрия, умершего бездетным в 1472 г.) Иван III пошел на компромисс с братьями, а к Axмату в 1476 г. отправил посольство. Мы не имеем сведений - возило ли оно хану дань. Очевидно, дело ограничилось дарами, потому что вскоре хан Ахмат вновь требовал «ордынского выхода» и личной явки московского князя в Большую Орду.

По преданию, которое Н.М. Карамзин поместил в свою «Историю государства Российского», Иван III растоптал ханскую басму (грамоту) и велел передать Ахмату, что если тот не оставит его в покое, с ханом произойдет то же, что с его басмой. Современные историки считают эпизод с басмой не более чем легендой. Такое поведение не соответствует ни характеру Ивана III - как политика, ни его действиям летом-осенью 1480 г.

В июне 1480 г. Ахмат выступил в поход со 100-тысячным войском. Он собирался напасть на Ивана Московского еще ранее, но крымский хан, друг Москвы и враг Большой Орды, атаковал Ахмата и расстроил его планы. Союзником Ахмата в походе 1480 г. был польский король и великий князь литовский Казимир IV, но он не оказал хану помощи, так как в Литве началась междоусобица, и крымцы принялись опустошать литовские владения.

Ахмат подошел к притоку Оки Угре, протекавшей в рязанской земле у южных русских рубежей. Русское войско во главе с Иваном III и Иваном Младым заняло оборону. Весь август и сентябрь прошел в незначительных схватках. Русские, вооруженные пушками, огнестрельными пищалями и самострелами (арбалетами), наносили татарской коннице существенный урон. Видя это, княжич Иван Молодой, а также многие воеводы рассчитывали на успех и желали биться с татарами. А вот великий князь сомневался. В его ближайшем окружении находились люди, которые советовали Ивану III помириться с ханом.

Тем временем Москва готовилась к нашествию. Построенный по приказу Ивана III новый кирпичный кремль мог вынести осаду. Однако осторожный Иван III велел своей второй жене - великой княгине Софьи укрыться на севере в Белоозере. С Софьей покинула столицу и московская казна. Москвичей смутило это. Когда московский князь приехал в столицу, горожане встретили его с возмущением, думая, что он не желает их защищать. Духовенство послало Ивану III два письма. В своих посланиях отцы русской православной церкви призывали великого князя решительно бороться с ордынцами. Иван III по-прежнему сомневался. Он решил провести в Москве большой совет и вызвал сына-соправителя. Однако Иван Молодой на повеление отца оставить Угру и приехать в Москву ответил отказом. Пришлось московскому правителю вернуться к Угре.

В октябре ордынцы дважды пытались перейти Угру, но оба раза были отбиты. Иван III, все еще не веря в победу, пошел на переговоры с Ахматом. Ахмат поставил унизительные условия: он пожалует князя, если тот будет просить мира у стремени ханского коня. В итоге переговоры сорвались. Ахмат еще постоял у Угры, а 11 ноября 1480 г. увел свои войска в поволжские степи. Вскоре Ахмат погиб: его спящим зарезал соперник - сибирский хан Ивак. Ивак же прислал в Москву гонца сказать: «Твой и мой враг, злодей Руси лежит в могиле». Большая Орда начала распадаться, расхищенная соседними ханствами. Так длившееся 240 лет иго пало. Русь стала окончательно независимой.

«БОГ ДА СОХРАНИТ ТВОЕ ЦАРСТВО И ДАСТ ТЕБЕ ПОБЕДУ»

Тогда услышали в Москве о походе Ахмата, который шел медленно, ожидая вестей от Казимира. Иоанн все предвидел: как скоро Золотая Орда двинулась, Менгли-Гирей, верный его союзник, по условию с ним напал на Литовскую Подолию и тем отвлек Казимира от содействия с Ахматом. Зная же, что сей последний оставил в своих Улусах только жен, детей и старцев, Иоанн велел Крымскому Царевичу Нордоулату и Воеводе Звенигородскому, Князю Василью Ноздреватому, с небольшим отрядом сесть на суда и плыть туда Волгою, чтобы разгромить беззащитную Орду или по крайней мере устрашить Хана. Москва в несколько дней наполнилась ратниками. Передовое войско уже стояло на берегу Оки. Сын Великого Князя, младой Иоанн, выступил со всеми полками из столицы в Серпухов 8 июня ; а дядя его, Андрей Меньший, из своего Удела. Сам Государь еще оставался в Москве недель шесть; наконец, сведав о приближении Ахмата к Дону, 23 июля отправился в Коломну, поручив хранение столицы дяде своему, Михаилу Андреевичу Верейскому, и Боярину Князю Ивану Юрьевичу, Духовенству, купцам и народу. Кроме Митрополита, находился там Архиепископ Ростовский, Вассиан, старец ревностный ко славе отечества. Супруга Иоаннова выехала с двором своим в Дмитров, откуда на судах удалилась к пределам Белаозера; а мать его, Инокиня Марфа, вняв убеждениям Духовенства, к утешению народа осталась в Москве.

Великий Князь принял сам начальство над войском, прекрасным и многочисленным, которое стояло на берегах Оки реки, готовое к битве. Вся Россия с надеждою и страхом ожидала следствий. Иоанн был в положении Димитрия Донского, шедшего сразиться с Мамаем: имел полки лучше устроенные, Воевод опытнейших, более славы и величия; но зрелостию лет, природным хладнокровием, осторожностию располагаемый не верить слепому счастию, которое иногда бывает сильнее доблести в битвах, он не мог спокойно думать, что один час решит судьбу России; что все его великодушные замыслы, все успехи медленные, постепенные, могут кончиться гибелию нашего войска, развалинами Москвы, новою тягчайшею неволею нашего отечества, и единственно от нетерпения: ибо Золотая Орда ныне или завтра долженствовала исчезнуть по ее собственным, внутренним причинам разрушения. Димитрий победил Мамая, чтобы видеть пепел Москвы и платить дань Тохтамышу: гордый Витовт, презирая остатки Капчакского Ханства, хотел одним ударом сокрушить их и погубил рать свою на берегах Ворсклы. Иоанн имел славолюбие не воина, но Государя; а слава последнего состоит в целости Государства, не в личном мужестве: целость, сохраненная осмотрительною уклончивостию, славнее гордой отважности, которая подвергает народ бедствию. Сии мысли казались благоразумием Великому Князю и некоторым из Бояр, так что он желал, если можно, удалить решительную битву. Ахмат, слыша, что берега Оки к Рязанским пределам везде заняты Иоанновым войском, пошел от Дона мимо Мценска, Одоева и Любутска к Угре, в надежде соединиться там с Королевскими полками или вступить в Россию с той стороны, откуда его не ожидали. Великий Князь, дав повеление сыну и брату идти к Калуге и стать на левом берегу Угры, сам приехал в Москву, где жители посадов перебиралися в Кремль с своим драгоценнейшим имением и, видя Иоанна, вообразили, что он бежит от Хана. Многие кричали в ужасе: «Государь выдает нас Татарам! Отягощал землю налогами и не платил дани ординской! Разгневил Царя и не стоит за отечество!» Сие неудовольствие народное, по словам одного Летописца, столь огорчило Великого Князя, что он не въехал в Кремль, но остановился в Красном селе, объявив, что прибыл в Москву для совета с материю, Духовенством и Боярами. «Иди же смело на врага!» - сказали ему единодушно все духовные и мирские сановники. Архиепископ Вассиан, седой, ветхий старец, в великодушном порыве ревностной любви к отечеству воскликнул: «Смертным ли бояться смерти? Рок неизбежен. Я стар и слаб; но не убоюся меча Татарского, не отвращу лица моего от его блеска». - Иоанн желал видеть сына и велел ему быть в столицу с Даниилом Холмским: сей пылкий юноша не поехал, ответствуя родителю: «Ждем татар»; а Холмскому: «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска». Великий Князь уступил общему мнению и дал слово крепко противоборствовать Хану. В сие время он помирился с братьями, коих Послы находились в Москве; обещал жить с ними дружно, наделить их новыми волостями, требуя единственно, чтобы они спешили к нему с своею воинскою дружиною для спасения отечества. Мать, Митрополит, Архиепископ Вассиан, добрые советники, а всего более опасность России, к чести обеих сторон, прекратили вражду единокровных. - Иоанн взял меры для защиты городов; отрядил Дмитровцев в Переславль, Москвитян в Дмитров; велел сжечь посады вокруг столицы и 3 Октября, приняв благословение от Митрополита, поехал к войску. Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу отечества и за необходимость утвердить оную мечом. Первосвятитель Геронтий, знаменуя Государя крестом, с умилением сказал: «Бог да сохранит твое Царство и даст тебе победу, якоже древле Давиду и Константину! Мужайся и крепися, о сын духовный! как истинный воин Христов. Добрый пастырь полагает душу свою за овцы: ты не наемник! Избави врученное тебе Богом словесное стадо от грядущего ныне зверя. Господь нам поборник!» Все Духовные примолвили: Аминь! буди тако! и молили Великого Князя не слушать мнимых друзей мира, коварных или малодушных.

«МНОГО ДОРОГ БУДЕТ НА РУСЬ»

Ахмат, не пускаемый за Угру полками московскими, все лето хвалился: «Даст бог зиму на вас: когда все реки станут, то много дорог будет на Русь». Опасаясь исполнения этой угрозы, Иоанн, как только стала Угра 26 октября, велел сыну, брату Андрею Меньшому и воеводам со всеми полками отступить к себе на Кременец, чтоб биться соединенными силами; этот приказ нагнал ужас на ратных людей, которые бросились бежать к Кременцу, думая, что татары перешли уже чрез реку и гонятся за ними; но Иоанн не довольствовался отступлением к Кременцу: он дал приказ отступить еще от Кременца к Боровску, обещая дать битву татарам в окрестностях этого города. Летописцы опять говорят, что он продолжал слушаться злых людей, сребролюбцев, богатых и тучных предателей христианских, потаковников бусурманских. Но Ахмат не думал пользоваться отступлением русских войск; простоявши на Угре до 11 ноября, он пошел назад чрез литовские волости, Серенскую и Мценскую, опустошая земли союзника своего Казимира, который, будучи занят домашними делами и отвлечен набегом крымского хана на Подолию, опять не исполнил своего обещания. Один из сыновей Ахматовых вошел было в московские волости, но был прогнан вестью о близости великого князя, хотя за ним в погоню пошли только братья великокняжеские. О причинах отступления Ахматова в летописях говорится разно: говорится, что когда русские начали отступать от Угры, то неприятель, подумав, что они уступают ему берег и хотят биться, в страхе побежал в противную сторону. Но положим, что татары подумали, будто русские отступают для завлечения их в битву; все же они отступали, а не нападали; следовательно, татарам не для чего было бежать; потом великий князь дал приказание своим войскам отступить от Угры, когда эта река стала, она стала 26 октября; положим, что между установлением ее и приказанием великого князя протекло несколько дней, но все же не пятнадцать, ибо хан пошел от Угры только 11 ноября; следовательно, если мы даже и допустим, что татары побежали, видя отступление русских, то должны будем допустить, что они потом остановились и, подождав еще до 11 ноября, тогда уже выступили окончательно в обратный поход. Другие летописцы говорят правдоподобнее, что с Дмитриева дня (26 октября) стала зима и реки все стали, начались лютые морозы, так что нельзя было смотреть; татары были наги, босы, ободрались; тогда Ахмат испугался и побежал прочь 11 ноября. В некоторых летописях находим известие, что Ахмат бежал, испугавшись примирения великого князя с братьями. Все эти причины можно принять вместе: Казимир не приходил на помощь, лютые морозы мешают даже смотреть, и в такое-то время года надобно идти вперед, на север, с нагим и босым войском и прежде всего выдержать битву с многочисленным врагом, с которым после Мамая татары не осмеливались вступать в открытые битвы; наконец, обстоятельство, главным образом побудившее Ахмата напасть на Иоанна, именно усобица последнего с братьями, теперь более не существовало.

Стояние на Угре 1480 (кратко)

Стояние на Угре 1480 (кратко)

Стояние на реке Угре краткое описание событий.

1476 год для Русского государства ознаменовался тем, что Московское княжество наотрез отказалось выплачивать дань Золотой Орде. Такая непокорность не могла остаться безнаказанной и ордынский хан Ахмат собирает большое войско и выступает в военный поход (1480 год). Но добраться татары смогли только до устья Угры, где русскими ратями был перекрыт переход на другой берег.

Также были перекрыты все существующие броды в округе, в результате чего было несколько неудачных попыток татар форсирования реки. Однако каждый раз их встречало русское войско. После этого, решив дождаться помощи от войск князя Казимира Четвёртого, Ахмат отходит до Лузы. Данные события смогли положить начало противостоянию, которое получило место в истории под названием «Стояние на Угре».

Состоявшиеся переговоры между Иваном Третьим, командующим русским войском и Ахматом не привели к положительному результату. Затем войска ивана Третьего отступают к Боровску, где его рати занимают более выгодную позицию для будущего сражения. Ахмат, довольно долго ожидающий помощи вскоре понял, что не получит обещанного Казимиром войска. В этот же период он получает новость о том, что огромный отряд русских заходит в тыл. Данные обстоятельства приводят к тому, что хан Ахмат отдаёт приказ своему войску отступать. Следует отметить, что к активным действиям в ходе этого стояния на реке Угре не прибегла не одна из враждующих сторон.

Великое стояние на речке Угре имело огромное историческое значение для русского народа, ведь именно оно ознаменовало собой окончательное и бесповоротное избавление русских земель от долгого правления Золотой Орды, а также обретение не только формальной, но и реальной независимости для восстановления и сплочения некогда мощного и великого государства.

Ордынский хан Ахмат был убит в 1491 году. Данное событие происходит на зимовке в устье реки Донец, в результате сражения с воинами хана Ирбака. Итогом этой кончины становится очень жестокая борьба за верховную власть в Золотой Орде, которая и повлекла за собой её окончательный распад позже.

Необходимо также отметить, что Стояние на Угре отмечено открытием памятника в честь пятисотлетия со дня этого события. На этом месте был воздвигнут памятный монумент.

Великое стояние на реке Угра (Калужская область) состоялось в 1480 году и считается окончанием монголо-татарского ига.

В 1480 году войска хана Большой Орды Ахмата расположились по одну сторону реки, а русские войска, возглавляемые великим князем московским Иваном III, по другую сторону реки Угра. Ахмат не решился напасть на русских и ушел восвояси. Так закончилось 300-летнее монголотатарское иго.

Памятный камень в честь Великого стояния на Угре установлен возле реки Угра у села Дворцы Калужской области. (GPS-координаты: 54.62373912334442, 35.98668336868286).

Найти это место не так просто. Если ехать на машине, то заранее много знаков, сообщающих, что скоро будет место Великого стояния на Угре. Но, когда вы подъедете к самому месту, никаких знаков нет и вы можете проехать мимо. Нужно ехать до села Дворцы и проехав его по грунтовой дорожке выехать к реке Угра.

Здесь установлен памятный камень и деревянный забор, украшенный скрещенными мечами и щитами.

Место живописное, вокруг широкое поле, рядом река Угра.

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре расположен рядом с памятным камнем (примерно в 300 м.) у реки Угра. Поклонный крест установлен 2002 года в честь покровительства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы земли Русской. В основание креста заложена земля с Куликова поля.

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь расположен недалеко от памятного камня (примерно в 700 м.) в селе Дворцы. К нему ведет асфальтированная автомобильная дорога, рядом устроена бесплатная автомобильная стоянка.

На территории Владимирского скита расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Диорама была создана группой художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко. Полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров Павел Рыженко написал за два месяца.

В здании музейного комплекса также устроена смотровая площадка, с видом на Угру.

На территории комплекса находится Храм в честь «Владимирской» иконы Божией матери (верхний). Нижний предел Храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм освящен в 2011 году.

Памятник Великому Стоянию на Угре

Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, немного недоезжая до моста через Угру (при движении из Москвы).

В этом месте в 1980 году, на пятисотлетний юбилей, был установлен памятный знак. Современную скульптурную композицию установили в 1988 году. Скульптура установлена на насыпном холме и представляетсобой группу из четырех вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят, сомкнув щиты. Высота памятника - 6 метров. Памятник изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике.

Примечательное рядом

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь. Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем.