Штерн ученый. Духовное развитие ребёнка В.Штерн. Смотреть что такое "Штерн, Уильям" в других словарях
Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; 29 апреля 1871, Берлин - 1938, Дарем) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. Штерн изобрёл вариатор тона (1897), что позволило существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
Биография
Уильям Штерн родился в Берлине. Он был внуком Сигизмунда Штерна (1812-1867), педагога и одного из основателей реформистской иудейской общины в Берлине.
Изучал философию и психологию в Берлинском университете и в 1893 году получил степень доктора философии.
Преподавал в Университете Бреслау (1897-1916). В 1916 году был назначен профессором психологии Гамбургского университета, где работал до 1933 года, одновременно будучи директором Психологического института при университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем (1934) - в США, где стал профессором в университете Дьюка, оставаясь в этой должности вплоть до своей смерти.
Вклад в науку
Штерн исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.
Учёный считается одним из основателей прикладной психологии, современной детской психологии и психологии развития. Известны его работы в области дифференциальной психологии. В труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928-1931) проанализированы наблюдения Штерна и его жены Клары за собственными детьми - в свете уже существующих теорий о психическом развитии ребёнка. Особое внимание уделялось речевому развитию; полученные данные легли в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.
Штерн выяснил, что скорость развития и интеллект ребёнка существенно влияют на его отношения с другими детьми. Кроме того, он исследовал детские фантазии и степень правдоподобия свидетельских показаний ребёнка при расследованиях и на суде (Forensische Psychologie).
Штерн занимался не только психологическими исследованиями; он также был философом, сторонником персонализма.
Литература
- Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
- Штерн В. Язык детей. 1907.
- Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
- Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
- General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
- Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.
Штерн Вильям Льюис (William Lewis Stern) (1871-1938) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Оказал большое влияние на зарождающуюся юридическую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.
Штерн родился в Берлине. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 - в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.
В 1902 г. появилась работа Штерна, обратившая на себя всеобщее внимание. В этой работе делается попытка использовать общие положения науки психологии и выработанные ею методы - для изучения вопросов, относящихся к области судебного следствия - к показаниям свидетелей. Таким образом, юридический мир неожиданно получил научную помощь от представителя науки психологии.
Штерн исходил из следующего положения: чтобы установить, может ли воспоминание дать точную копию прошедшего, необходимо иметь возможность проверить свидетельское показание путем сопоставления, путем, так сказать, очной ставки между объективной действительностью и воспоминанием свидетеля об этой действительности. Для этого надо получить свидетельские показания о таких предметах или событиях, которые не исчезают бесследно, как это имеет место в реальной жизни, а которые во всякое время могут быть повторены и, будучи фиксированы, могут быть сопоставлены и сравниваемы с показанием.
Штерн провел целый ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение природы свидетельских показаний. Задачей своих экспериментов он ставил не изыскание научно обоснованных приемов получения показаний как это делал А.Бинэ, а установление степени достоверности показаний. Опираясь на свои данные, В.Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку "забывание есть правило, а воспоминание - исключение". Итоги своего исследования В.Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, они вызвали большой интерес в юридических кругах многих стран Европы. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти. По этой концепции память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду узко эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, ее гордости, тщеславию, честолюбию и пр.
Опыты Штерна привлекли к себе внимание широкого круга исследователей. Подобные опыты, с теми или иными различиями, были повторены в разных местах и разными исследователями: Бине, Вешнером, Минеманом, Борстом, Дугалем, Елистратовым, Завадским и др.
Оценка экспериментов Штерна наиболее точно сформулирована в следующем высказывании А.В.Завадского и А.И.Елистратова:
«В.Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным».
Данные экспериментальных исследований психологии показаний послужили толчком к постановке вопроса о применении в судебном процессе психологической экспертизы. Этому была посвящена, например, книга В. Штерна «Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях». Сам он неоднократно выступал в суде в качестве эксперта.
Роль эксперта-психолога, по мнению Штерна, должна явиться двоякой: во первых, основываясь на данных психологии свидетельских показаний, он должен выяснить, какое влияние на свидетелей оказали те или иные условия; так, например, от него можно было бы требовать сведений о том, какова в среднем достоверность детских показаний; при некоторых сообщениях свидетелей, например, при определении времени, ему пришлось бы решать вопрос, не слишком ли продолжителен срок, истекший с момента события, для того, чтобы оно могло сохраниться в памяти; если доказано было бы, что свидетель находится под влиянием известного внушения, эксперт обязан был бы высказаться о том, насколько способно это внушение исказить истину; далее, он должен был бы давать заключение о том, не объясняется ли неверное показание свидетеля невольной ошибкой памяти и т. п. Во вторых, эксперт мог бы подвергать свидетелей экспериментальному исследованию, чтобы определить, насколько важнейшие из них способны к точным восприятиям и, потому, вообще достойны доверия.
Большое внимание Штерн уделял вопросам внушающего воздействия на свидетеля. Исследуя этот вопрос, Штерн пришел к заключению, что "субъективная искренность" не гарантирует "объективную правдивость". Он выяснил, что наводящие вопросы значительно искажают показания свидетелей.
После появления первой монографии Штерна, с описанием произведенных им опытов, значение их сделалось настолько очевидным и необходимость дальнейших опытов в этом направлении настолько была сознана, что с 1903 г. в Германии начал издаваться под его редакцией специальный журнал под названием "Beiträge zur Psychologie der Aussage" (Доклады по психологии показаний), поставивший себе целью - содействовать накоплению опытов в сколь возможно большем количестве и с наибольшим разнообразием методов и объектов, - для того, чтобы обеспечить возможность широких и разносторонних выводов в области, так сказать, переоценки ценностей свидетельского показания. В 1908 г. этот журнал был заменен на другой - "Zeitschrift für Angewande Psychologie" (Журнал прикладной психологии), охватывающий более широкий спектр психологических проблем, в том числе и юридической психологии.
Деятельность Вильяма Штерна в изучении психологии свидетельских показаний оказала неоценимую роль для развития юридической психологии. Именно с его работ начинают отсчитывать современный, научный этап ее развития.
Основные труды:
Психология свидетельских показаний // Вестник права, 1902, № 2, 3.
Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях. 1910.
Воспоминания и показания в раннем детстве // Педагогическая психология, 1911, кн. 8.
Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.
Дифференциальная психология. 1911.
Язык детей. 1907.
Личность и вещь. 1906-1924.
The Psychological Methods of Intelligence Testing. 1912.
General Psychology from the Personalistic Standpoint. 1938.
Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.
Beiträge zur Psychologie der Aussage. 1903-1906 г.г. (Ред.)
Zeitschrift für Angewandte Psychologie. 1908-1916 г.г. (Ред.)
Считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности . Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине . Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса . В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
Биография
Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.
Штерн является также одним из основателей современной детской психологии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928-31 гг.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.
Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie ). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.
Литература
- Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
- Штерн В. Язык детей. 1907.
- Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
- Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
- General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
- Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.
Ссылки
- Biography from Indiana University
- Profile at Museum of the Jewish Diaspora
- Biography at Radical Academy
Категории:
- Преподаватели Гамбургского университета
- Психологи Германии
- Психологи США
- Родившиеся в 1871 году
- Родившиеся в Берлине
- Умершие в 1938 году
- Персоналии по алфавиту
- Психологи по алфавиту
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Голубева, Эра Александровна
- КМ (трамвайный вагон)
Смотреть что такое "Штерн, Уильям" в других словарях:
Штерн Уильям
Штерн - Штерн, Стерн, Штернберг, Штернфельд, Штернхейм (Stern) фамилия еврейского или немецкого происхождения. Stern означает «звезда» на идише и немецком. Известные носители: Штерн, Авраам: Штерн, Авраам (род. между 1762 и 1769 годом … … Википедия
Уильям Штерн - Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия
Штерн, Вильям - Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на… … Википедия